Определяются уровни сформированности зрительно-пространственной ориентации спортсменов различных видов спорта на основе двигательно-моторного теста и выявляется степень его взаимосвязи со зрительно-пространственым и временным восприятием
Psychomotorical abilities of sportsmen to the visual-space orienteeshing and their intercommunicationwith visual-space perception.pdf Актуальность проблем диагностики и формирова-ния специальных способностей человека обусловлена тем, что она была и остается базисной проблемой тео-рии и методики физического воспитания и спорта, а её дальнейшая разработка связана с логикой развития спортивной науки и обеспечивает её теоретико-методологический уровень.Интенсивность обучения студентов, обусловленная сложностью перестроечных задач в условиях совре-менного производства и высокого темпа социальной жизни общества, требуют от человека высокого умст-венного напряжения, психической и физической рабо-тоспособности и совершенной психомоторной саморе-гуляции [1, 2].В этой связи совершенствование системы непре-рывного образования молодежи немыслимо без цело-стного понимания психической и двигательной дея-тельности учащегося и детального изучения единства психического и физического развития, что, к сожале-нию, не стало главным принципом физкультурного образования в нашей стране [3], хотя, как отмечает ав-тор, ещё столетие назад П.Ф. Лесгафт указывал на важность научной разработки и развития психомотор-ных способностей человека как единства его психиче-ской и физической сферы.В то же время, как замечают В.А. Плохтиенко, В.Н. Попов и другие авторы, актуальной проблемой является также изучение психофизиологических де-терминант структуры психомоторных способностей у молодежи под влиянием активных занятий физической культурой и спортом [4, 5 и др.].При изучении психомоторных способностей следу-ет учитывать, что в процессе выполнения человеком любой двигательной деятельности, в том числе трени-ровочной и соревновательной, мы имеем дело не с от-дельными мышцами, внутренними органами или био-химическими реакциями, а с целостным живым орга-низмом, который в аспекте двигательных проявлений представляет собой двигательную функциональную систему [6]. Как отмечает В.В. Бойко, главные свойства организма как двигательной функциональной систе-мы - универсальность; высокая пластичность и при-способляемость: всякое изменение специфики требуе-мого движения немедленно вызывает адекватную пе-реорганизацию, «переналадку», выражающуюся в вы-борочной активизации морфоструктур, способных со-действовать реализации выполняемого движения, и торможению других морфоструктур, в чьей активности нет необходимости в данном случае. Функционирова-ние активных морфоструктур организационно подчи-нено цели двигательного действия (двигательному ре-зультату), который как высший регулятор упорядочи-вает их деятельность.Отсюда можно говорить, что у бегуна, пловца, гим-наста и т.д. сформирована своя двигательная функцио-нирующая система, которая развивается при выполне-нии человеком соответствующих видов двигательных действий (физических упражнений).О своеобразии двигательной функциональной систе-мы говорит тот факт, что у спортсменов различных спе-циализаций преимущественное развитие каких-либо час-тей тела отмечается в тесной зависимости от пространст-венных параметров механического взаимодействия тела спортсмена и внешней среды при выполнении физиче-ских упражнений. Например, гимнасты взаимодействуют со спортивными снарядами в основном посредством рук, и у них отмечается большее развитие мышц рук и туло-вища. У велосипедистов же внешнее механическое воз-действие осуществляется в основном ногами, которые и получают преобладающее развитие [6].При систематических тренировках усиливаются не только непосредственно их реализующие мышцы, кости, связки, суставы, но и каналы снабжения - кровеносные сосуды. В систему обеспечения движений организма входят также сердце, лёгкие, печень и т.д. Взаимокоор-динация этих морфоструктур осуществляется под кон-тролем нервной системы, которая постоянно получает информацию о соответствии режима их функциониро-вания. Роль такого поставщика информации выполняют как перефирические нервы, так и анализаторы - зри-тельный, двигательный, вестибулярный и др.Известно, что двигательная деятельность спортсме-нов характеризуется чрезвычайной динамичностью и многообразием. Для ориентации и взаимодействия со средой постоянно требуется адекватное сенсорное от-ражение ситуации. Важное теоретическое и практиче-ское значение имеет высказанное Н.А. Бернштейном (1947, 1957, 1966) положение, что в зависимости от сложности движения все виды афферентации в боль-шей или меньшей степени принимают участие в сен-сорных коррекциях, выполняя функцию проприоцеп-ции в широком смысле [3].182Наряду с суставно-связочным зрительный анализатор является главным «поставщиком» афферентной информации для управления двигательной активностью человека. Зрительная информация необходима для полноценного формирования ситуации и чрезвычайно важна для оценивания процесса и результатов двигательной активности. Даже сохранение устойчивости тела без участия зрительного анализатора затруднено. Ряд видов спорта слепым недоступен: спортивные игры, фехтование, бокс, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт и т.д. [7].В этой связи способность к зрительно-пространственному ориентированию имеет важное значение при решении двигательной задачи. Исходя из положений теории двигательной функциональной системы, можно предположить, что у студентов-спортсменов различных специализаций будет отмечаться различный уровень способности к зрительно-пространственному ориентированию.В последнее время появился ряд научных работ отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются проблемы взаимосвязи координационных способностей с показателями двигательных способностей, физического развития и технико-тактической подготовленности, все это имеет для спортивной тренировки как теоретическое, так и методическое значение. Анализ и обобщение аналогичных исследований показали, что специфически проявляемая способность к зрительно-пространственному ориентированию является важным, а нередко и определяющим фактором успешной спортивной специализации в различных видах спорта.Способность к зрительно-пространственному ориентированию заключается в точном определении, своевременном изменении положения тела и осуществлении движения в нужном направлении, т.е. восприятии и переработке временной и пространственной информации из внешней среды. Она имеет сложную внутреннюю структуру, и у разных исследователей описывается 5-8 ортогональными факторами.В одних видах спорта способность к ориентированию проявляется во взаимосвязи со способностью к связи (гимнастика, акробатика, прыжки в воду), в других - к перестроению (футбол, хоккей, единоборства), в третьих - к восприятию пространственно-временных отношений (фигурное катание, художественная гимнастика).Цель исследования - выявить уровни сформированное™ зрительно-пространственного ориентирования на основе двигательно-моторного теста «Бег по номерам» у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, и выявить степень взаимосвязи этого теста с результатами тестов психофизиологической диагностики «Прогноз» и «ИВПС» (исследователь временных и пространственных свойств).Материалы и методы исследования. В эксперименте участвовали студенты 4-5-го курса факультета физической культуры и спорта Сургутского государственного педагогического университета, активно занимающиеся спортом и имеющие спортивную квалификацию не ниже 1-го разряда. Спортивные приоритеты студентов, участвующих в исследовании, распредели-лись следующим образом: 31% занимается спортивными играми (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол); 17%-единоборствами (бокс, борьба, кикбоксинг, другие виды восточных единоборств); 12% - лыжным спортом; 8% -лёгкой атлетикой; 7% предпочитают гиревой спорт; 25%- другие виды спорта (плавание, тяжёлая атлетика, аэробика, северное многоборье, полиатлон).В большинстве своём это виды спорта, в которых уровень развития координационных способностей занимает доминирующее положение среди факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности.Для оценки и контроля способности к зрительно-пространственному ориентированию нами разработан и прошел апробацию двигательно-моторный тест «Бег по номерам».Методика тестирования. На половине волейбольной площадки хаотично расположены 10 пронумерованных медицинболов. Испытуемый, стоя спиной к площадке (не видя расположение мячей), по команде «Марш!» вбегает на площадку и поочередно, с первого по десятый, касается рукой всех мячей. Коснувшись последнего мяча под номером 10, он выбегает с площадки.Результат: время (с), затраченное на выполнение задания.Методические условия: участники должны пробегать одинаковое расстояние, поэтому расположение мячей не меняется; испытуемый не должен видеть расположение мячей до старта. Участники эксперимента выполняли по три попытки, после каждой из которых, расстановка мячей менялась. В итоговый результат шла лучшая попытка.Распределение полученных результатов на уровни проводилось путем сопоставления показателей тестирования спортсменов со средней величиной показателя в отдельной спортивной специализации. Выявление среднего показателя отдельно по каждой спортивной специализации связано с тем, что нам необходимо было выявить уровень сформированное™ зрительно-пространственной ориентации у спортсменов различной специализации. К среднему уровню относились результаты, входящие в пределы границ X ± 0,5о, где X - средняя арифметическая величина данного ряда, о - среднее квадратическое отклонение. К уровням выше среднего и ниже среднего относились результаты, находящиеся в границах от среднего уровня с величиной X ± 1о. Остальные результаты, выходящие за шкалу X ± 1о относились к высокому и низкому уровням. Полученные таким образом данные были распределены на пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.Организация исследования. На первом этапе выявлялись уровни сформированности зрительно-пространственной ориентации на основе двигательно-моторного теста «Бег по номерам» у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. На втором этапе выявлялись взаимосвязи этого теста с результатами теста, полученными посредством компьютерной программы психофизиологической диагностики «Прогноз». На третьем этапе выявлялись взаимосвязи теста «Бег по номерам» с результатами теста «ИВПС».Результаты исследования и их обсуждение. В тесте «Бег по номерам» наилучший средний результат183показали студенты, специализирующиеся в спортив-дуЮТ студенты, занимающиеся единоборствами (X =ных играх (X = 26,4 с), на втором месте - студенты,28,2 с). Наиболее низкие результаты показали спорт -занимающиеся «другими» видами спорта (X = 27,4 с),смены, специализирующиеся в гиревом спорте и лыж-незначительно уступили им спортсмены-«легкоатлеты»ных гонках, X = 28,5 и X = 28,7 с соответственно(X = 27,5 с). Далее со значительным отставанием еле-(табл. 1).Таблица 1 Уровни развития способности к зрительно-пространственному ориентированию у спортсменов различных специализаций, %Спортивная специализацияУровень развития, t 0,7 - связь тесная. Парный коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона, выявил прямую корреляционную зависимость между результатами в тесте «Бег по номерам» и результатами способности к зрительно-пространственному восприятию.Достаточно высокая степень зависимости результата в тесте «Бег по номерам» с коэффициентом пространственного восприятия отмечена у спортсменов специализации «спортивные игры» - г = 0,87, у «гиревиков» - г = 0,77, спортсменов других специализаций -г = 0,74 и спортсменов-лыжников - г = 0,73. У студен-тов-«единоборцев» выявлена самая низкая взаимосвязь - г = 0,48 (табл. 2).Взаимосвязь результатов зрительно-пространственного ориентирования и показателей зрительно-пространственного восприятия у спортсменов различных специализацийТаблица 2Вид спортаКоэффициент (Х±о)Кол-во правильных ответов (щ)Кол-во ошибок (и2)Коэффициент корреляции (г)ВзаимосвязьСпортивные игры (и = 18)1,8 ±0,062460,87ВысокаяЕдиноборства(и = 18)1,1 ±0,081760,48СредняяЛыжные гонки (и = 12)0,9 ±0,11780,73ВысокаяЛегкая атлетика (и = 12)1,3 ± 0,072180,55СредняяГиревой спорт (и = 13)0,9 ±0,141340,77ВысокаяДругие виды (и = 16)1,1 ±0,091540,74ВысокаяСледовательно, между показателями зрительно-пространственного ориентирования и показателями зрительно-пространственного восприятия студентов спортивного факультета различных специализацийсуществует ярко выраженная средняя и высокая взаимосвязь. Но наиболее высокие результаты имеют спортсмены, специализирующиеся в спортивных играх.184В заключительной части эксперимента, на третьем этапе, проверялось наличие взаимосвязи между результатами в тесте «Бег по номерам» с результатами, полученными при использовании компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств» человека. Рассматривались 2 показателя - оценивание и отмеривание предъявляемых отрезков.Оценивание отрезков. Испытуемый визуально оценивает отрезок и вводит его длину в поле ввода компьютерной программы, затем нажимает клавишу ОК. Результат - величина допущенных ошибок в %.Отмеривание отрезков. Испытуемому путем нажатия клавиш «+» (увеличение) или «-» (уменьшение) необходимо на экране монитора отмерить отрезок заданной величины (в условных единицах длины) и нажать клавишу ОК.Полученные результаты сопоставлялись с результатами двигательно-моторного теста «Бег по номерам». Проведенный математико-статистический анализ показал наличие высокой и средней взаимосвязи исследуемых показателей. В то же время можно отметить, что количество тесных взаимосвязей здесь значительно меньше, чем в первом случае, когда мы сопоставляли результаты двигательно-моторного теста и результаты, полученные с применением программы «Прогноз».Высокие взаимосвязи между исследуемыми показателями обнаружены у студентов-«игровиков», а также специализирующихся в лыжных гонках, гиревом спорте и занимающихся другими видами спорта (табл. 3).Таблица 3 Взаимосвязь показателей двигательно-моторного теста и показателей зрительно-пространственного оценивания и отмеривания отрезков у спортсменов различных специализацийВид спортаОценивание отрезков Х±аКоэффициент корреляции (г)ВзаимосвязьОтмеривание отрезков Х±аКоэффициент корреляции (г)ВзаимосвязьСпортивные игры (я = 18)4,6 ±0,120,74Высокая11,5 ±0,320,68СредняяЕдиноборства (и =18)7,5 ±0,180,56Средняя14,3 ± 0,470,42СредняяЛыжные гонки («=12)9,2 ±0,150,64Средняя13,5 ±0,320,76ВысокаяЛ/атлетика («=12)7,4 ±0,120,64Средняя11,8 ±0,420,62СредняяГиревой спорт («=13)9,6 ±0,160,77Высокая13,2 ±0,370,56СредняяДругие виды (и = 16)5,8 ±0,120,68Средняя12,4 ±0,280,75ВысокаяИз вышесказанного можно сделать следующие выводы:1. Наличие тесных положительных взаимосвязей между показателями двигательно-моторного теста «Бег по номерам» и способностью к зрительно-пространственному восприятию и оцениванию и отмериванию отрезков заданной величины говорит об адекватном подборе средств контроля и оценки способности к зрительно-пространственной ориентации.2.Уровень развития зрительно-пространственнойориентации у студентов-спортсменов находится в прямойзависимости от вида спортивной специализации. Наиболее высокие показатели данной координационной способности характерны для студентов, специализирующихся в спортивных играх, лёгкой атлетике, единоборствах.3.Трудности, с которыми студенты сталкиваютсяпри освоении дисциплин предметной спортивной подготовки, в первую очередь, определяются низкимуровнем развития координационных способностей.ЛИТЕРАТУРА
Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. 144 с.
Плахтиенко В.А. Психологические основы повышения надёжности спортивной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1982. 44 с.
Попков В.Н. Отбор и контроль в юношеском велоспорте. Омск: СибГАФК, 2001. 196 с.
Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феликс+, 2002. 320 с.
Загревская А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии. Томск: Томский государственный университет, 2007. 144 с.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Томский государственный университет, 2003. 196 с.