Рассматривается методология разработки стратегии развития муниципального образования с использованием сбалансированной системы показателей (Balance Scorecard - BSC) и процессно-ориентированного подхода. Такой подход позволяет не только соединить стратегические цели с тактическими задачами и показателями деятельности, но и измерить эффективность по всем уровням организации процесса.
The development of strategy and the effectiveness estimation of municipalformations activities.pdf Стратегия социально-экономического развития му-ниципального образования (МО) - выраженное доку-ментально представление о желаемом будущем состоя-нии уровня развития МО и о системе мер и ресурсов, используемых муниципальными органами власти для приближения этого будущего.Сам процесс формирования и реализации стратегии достаточно сложный, поэтому необходим инструмен-тарий, позволяющий наилучшим образом довести ин-формацию о социально-экономическом положении и самой стратегии развития МО до населения, муници-пальных служащих и местного бизнес-сообщества и оценить эффективность результатов деятельности по всем уровням управления. Такой инструментарий, применительно к МО, может быть разработан на осно-ве двух популярных в настоящее время концепциях -сбалансированной системы показателей и процессно-ориентированного подхода [1-3].Предлагаемая технология разработки стратегии со-циально-экономического развития МО включает взаи-мосвязанное выполнение следующих этапов, представ-ленных на рис. 1.Начальным этапом является определение информа-ционной базы для разработки стратегии - проведение стратегического анализа МО и территории, на котором расположено МО. Такой подход обусловлен предметом ведения МО, поскольку органы МСУ могут распоря-жаться только законодательно закрепленными в каче-стве муниципальной собственности ресурсами. В то же время необходимо учитывать также территориальные ресурсы государственных органов власти (федераль-ных и региональных), направленных на развитие эко-номики МО: повышение заработной платы и занятости населения, расходы на выполнение социальных услуг и повышение качества жизни населения и др.Результатом стратегического анализа, в рамках единой концепции социально-экономического разви-тия региона, является определение миссии МО и стратегического выбора МО (совокупностью при-оритетных видов деятельности МО), формирующих видение его будущего с позиций согласования инте-ресов МО и субъекта федерации. Цель разработки миссии заключается в руководстве, контроле и моти-вации социально-экономического развития МО как единого целого и в то же время как составной части региональной и российской экономик к реализации поставленных и согласованных целей. Формулиро-вание миссии МО является одной из центральных моментов разработки его стратегии. Миссия харак-теризует основное назначение МО, цели его сущест-вования для жителей, для окружающего мира в исто-рическом плане. В то же время миссия - это визит-ная карточка МО, рекламный проспект, призванный сообщить наиболее важные особенности его сущест-вования и развития.На третьем этапе реализуется инструмент отобра-жения ССП - стратегическая карта, связывающая в единое целое стратегические цели, ключевые показате-ли результативности и их желаемые значения, а также стратегические инициативы, направленные на дости-жение поставленных целей [4, 5]. На данном этапе в иерархическом порядке происходит:- формирование стратегических целей МО по ас-пектам: население, финансы, экономика, эффектив-ность управления МО;- определение ключевых факторов успеха как ос-новных условий достижения сформированных стратеги-ческих целей по аспектам деятельности МО;- выбор ключевых показателей результативности для измерения поставленных целей;- установление целевых значений ключевых пока-зателей на основе сопоставления внешних факторов развития и внутреннего потенциала МО;- формирование стратегических инициатив (про-грамм, проектов, отдельных мероприятий), направленных на достижение поставленных целей, определение необхо-димых ресурсов для реализации, их ранжирование и вы-бор на основе сравнительной оценки по критериям степе-ни воздействия на достижение поставленных целей, де-нежных и временных затрат на осуществление инициати-вы; ожидаемой величины экономического и социального эффекта и риска (сложности) реализации.Этапы реализации и мониторинга результатов не-обходимы для получения своевременной и адекватной информации о ходе и результатах реализации страте-гии, на основании которой органами муниципальной власти могут быть приняты управленческие решения по корректировке стратегии, необходимые для дости-жения стратегических целей МО.Рассмотрим некоторые особенности формирования третьего этапа - стратегической карты. Деятельность МО рассматривается обычно в трех аспектах - соци-альной, финансовой и экономической. Однако резуль-таты деятельности во всех указанных выше направле-ниях (аспектах) существенно зависят от эффективности деятельности органов муниципальной власти.Авторы предлагают выделить следующие аспекты деятельности МО, в рамках которых определяются стратегические цели развития и показатели их дости-жения (рис. 2).254Интересы МОСогласованиеИнтересы субъекта РФ1-й этап. Стратегический анализСтратегический анализ МОСтратегический анализ территории1Г7Г2-й этап. Формирование видения развития МО (пути решения)Формулирование миссии МОФормулирование стратегического выбора МОКонцепция социально-экономического развития региона3-й этап. Разработка стратегической карты МООбоснование структуры сбалансированной системы показателей МОНаселениеФинансы (бюджет МО)ЭкономикаЭффективность управления МОФормирование структуры стратегической карты в рамках ССП МО (цели, КФУ, система показателей)Формирование стратегических инициатив (программ, проектов, мероприятий)i4-й этап. Реализация стратегической карты МОРеализация стратегических инициатив (целевых программ)Мониторинг результатов реализации стратегии (оценка соц.-эк. состояния МО)Рис. 1. Технология разработки стратегии развития МО на основе сбалансированной системы показателейВ стратегической карте также устанавливаются причинно-следственные связи между самими аспектами, стратегическими целями, ключевыми факторами успеха и показателями результативности.Существенными проблемами внедрения методологии ССП на муниципальный уровень являются:1) невозможность оценки степени влияния (вклада) выбранных программных направлений в каждой сфере на достижение стратегических (конечных) целей. Даннаяоценка эффективности необходима для оптимизации ограниченных ресурсов и максимизации результата;2) трудности из-за специфики МО как объекта управления в определении конечного и непосредственного результата (соответственно, определение показателей достижения стратегических и тактических целей) в ходе выполнения программных мероприятий. Это необходимо для эффективного мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития МО.255НАСЕЛЕНИЕУлучшение качества жизни населения МО.Удовлетворенность населения оказываемымиуслугами, относящимися к компетенциимуниципального управленияФИНАНСЫ (БЮДЖЕТ МО)Эффективное управление бюджетнымисредствами МО. Рост собственныхдоходов бюджета МОСтратегия развития МОЭКОНОМИКАСоздание условий для эффективногофункционирования хозяйствующихсубъектов на территории МОЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МОСовершенствование системы обслуживаниянаселения в рамках бюджета МО за счетповышения уровня профессионализмамуниципальных служащихРис. 2. Структура направлений деятельности МОВыделенные проблемы могут быть решены с использованием процессно-ориентированного подхода с применение двух технологий - процессно-ориентированного анализа рентабельности (АВРА) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).Процессно-ориентированный анализ рентабельности разработан для коммерческих организаций и заключается в оценке степени влияния каждого бизнес-процесса на клиента [6]. Клиент является единицей анализа, при этом результаты сравниваются с затратами на осуществление данных бизнес-процессов - это и есть рентабельность клиента. Применение этого метода к МО позволило бы оценить степень влияния каждого процесса на конечный результат оказания услуги населению, независимо как от источников, так и от исполнителей. Трудности - отсутствие опыта применения в отношении к МО, а также не определены в целом бизнес-процессы оказания услуг населению и понятия «муниципальная услуга», «муниципальные процессы».БОР - метод планирования и использования бюджетных ресурсов в целях оптимального достижения измеримых конечных общественно значимых результатов [7]. В рамках БОР решаются следующие задачи: повышение качества бюджетных услуг и обеспечение эффективности бюджетных расходов. При БОР бюджеты носят программный характер - средства привязаны к определенным программам и выделяются целой суммой. Поэтому проблемой является определение вклада процесса организации услуги в достижение результатов.Таким образом, соединение социально-экономического и бюджетного планирования на принципах процессно-ориентированного подхода позволит создать модифицированную модель формирования стратегии развития и оценки эффективности деятельности МО. На основе такой модели можно оценить влияние направлений, осуществляемых в рамках бюджета (предмет ведения МО) и взаимоувязанных между собой программных мероприятий на достижение стратегических целей для конкретного субъекта - гражданин,проживающий на территории МО, хозяйствующий субъект, муниципальный служащий (рис. 3).Программные мероприятия (программы) в рамках модифицированной ССП МО включают в себя следующие элементы: государственные и муниципальные программы социально-экономического развития МО, программы развития хозяйствующих субъектов, внутренние программы по повышению квалификации муниципальных служащих.Средства, необходимые для реализации программных мероприятий, включают в себя следующие элементы:1))расходы местного бюджета в сфере услуг населению (образование, ЖКХ и т.д.);2))расходы вышестоящих бюджетов на исполнение МО переданных государственных полномочий в сфере услуг населению;3)средства, выделяемые на реализацию муниципальных программ социально-экономического развития МО;4))средства, выделяемые на реализацию государственных программ социально-экономического развития МО;5))средства хозяйствующих субъектов, выделяемых на реализацию собственных программ экономического развития;6)средства хозяйствующих субъектов, направленных на софинансирование муниципальных программ социально-экономического развития МО;7)средства, выделяемые на реализацию внутренних программ по повышению квалификации муниципальных служащих.Если расходы бюджетов различных уровней распределяются непосредственно по всем направлениям предметов ведения, то средства государственных и муниципальных программ, а также средства софинансирования хозяйствующими субъектами муниципальных программ распределяются в зависимости от приоритетов развития, т.е. одного или нескольких наиболее важных (социально значимых) направлений.256Формирование Программ развития в рамках ССП МОн 5о^ оя «■в яяр ОЯ РI ОЯя ,^ иas S§ £я ^■а оса сеЯо-'-I ово?о "а"^ Сия еооCDCDГ)аWSаТЗКЯяь аCD fclоо 5р оXел о н о*ъоCD^CDЬaпсрО ОЯонепосредственно!) результат'ко"нечный~резулБтат ~щ ]Реал изация Программ развития - получен который" позволит достичь" ~> ш ►в>я и О "все 2► ЯtnОсозультура и сТранспортБезопасностьлагоустройциальная защитадравоохранОбразованЖКХЖильевкт «Насепорти связ ство ениея селения (!оц. услугиКонечный pe3yj ьтат - выгоды, которые получают субъекты п ж реализации ПрограммПрибыльКарьерный ростМуниципальный служащийХозяйствующий субъектГражданин, проживающий на территории МОТем не менее все эти элементы ресурсов трансформируются в продукт - социальные услуги, предназначенный для гражданина, проживающего на территории МО, и представляют собой затраты по каждому направлению и объем социальных услуг, полученных гражданином в рамках данного направления.Таким образом, формирование и реализация стратегии социально-экономического развития МО в рамках ССП и построение на ее основе стратегических карт с использованием процессно-ориентированного подхода будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию МО. Предложенная модель ССП МО позволяет:1))представить общую картину развития МО и соединить стратегические цели с тактическими задачами и показателями деятельности;2)оценить влияние направлений, осуществляемых в рамках бюджета и взаимоувязанных между собой программных мероприятий на достижение стратегических целей по каждому выделенному аспекту: «Население», «Экономика», «Финансы» и «Эффективность управления МО» и измерить эффективность по всем уровням организации процесса;3)определить причинно-следственные связи между показателями и стратегическими целями и в конечном итоге оценить эффективность влияния мероприятий на стратегические цели.1)ЛИТЕРАТУРА
Закиров Ильнур Дильфатович | Учреждение Российской академии наук Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН | младший научный сотрудник | prorektorsv@mail.ru |
Тажитдинов Илшат Азаматович | Министерство финансов РФ по Республике Башкортостан | заместитель руководителя Управления Федерального казначейства | prorektorsv@mail.ru |
Казаков Владимир Владимирович | Томский государственный университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета экономического факультетапроректор по социальным вопросам | prorektorsv@mail.ru |
Управление региональными и муниципальными финансами: Учеб. пособие. СПб.: Леонтьевский центр, 2007. 492 с.
Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер; Пер. с англ. А.О. Корсунский. М.: Вершина, 2004. 272 с.
Казаков В.В., Сотников А.С. Управление развитием региональных комплексов и их финансовое обеспечение. Томск: Изд-во НТЛ, 2006. 204 с.
Рой Ж., Ольве Н.Г., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. М.: Вильямс, 2003. 304 с.
Казаков В.В. Современные подходы к управлению развитием муниципальных образований. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. 214 с.
Казаков В.В. Управление развитием муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления. Томск: Изд-во НТЛ, 2005. 216 с.
Формирование стратегии развития муниципальных образований / Под ред. Д.А. Гайнанова Уфа: Гилем, 2007. 163 с.