Организация и проведение мониторинга стратегии инновационного развития региона (на примере Томской области) | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323.

Организация и проведение мониторинга стратегии инновационного развития региона (на примере Томской области)

Описан процесс мониторинга стратегии инновационного развития региона, определены его цели и задачи. Сформулированы этапы мониторинга Стратегии развития Томской области и охарактеризованы их особенности. Выявлена и проанализирована проблема соотнесения приоритетных инновационных секторов экономики региона и кодов ОКВЭД, решение которой необходимо для получения сопоставимых статистических данных. Определены цели анкетирования предприятий приоритетных секторов и сформулированы принципы формирования опросных анкет

Management and realization of the monitoring process of regional innovation strategy (case of Tomsk region).pdf Планирование территориального развития получило широкое распространение в зарубежной и отечественной практике. На основе анализа текущего уровня развития региона, его сильных и слабых сторон формируются стратегия развития (ориентированы на долгосрочный период от 10 до 25 лет) и программы развития региона (кратко- и среднесрочный период - обычно от 2 до 5 лет). Чтобы обеспечить реализацию стратегии и программ, необходимо ежегодно осуществлять процедуру мониторинга социально-экономического развития территории. В данной работе особенности организации мониторинга и возникающие проблемы при его осуществлении рассматриваются на примере Томской области.1. Методологические особенности организации мониторинга. Общая логика построения мониторинга стратегии развития региона выглядит следующим об-разом. В основе мониторинга лежат цели, задачи, мероприятия стратегии и ожидаемые результаты ее реализации. На базе положений стратегии развития формируется набор индикаторов, или контрольных показателей, для отслеживания хода реализации стратегии. По этим показателям проводится периодический мониторинг (обьгано период составляет 1 год). При этом мониторинг реализации стратегии развития региона может проводиться независимой организацией, выбираемой на конкурсной основе, а мониторинг выполнения мероприятий - отдельно самими органами государственной власти региона, причем кроме факта выполнения мероприятия проверяются целевое расходование бюджетных средств и сроки выполнения. Процесс мониторинга выполнения стратегии развития региона представлен на рис. 1.(вЯок НQj Рна 5Цели и задачи стратегии социально-экономического развития регионаМероприятия, необходимые для достижения поставленных целейОжидаемые результаты реализации стратегии социально-экономическогоразвития регионаСистема индикаторов и контрольных показателей для оценки хода реализации стратегии развития региона1ч Qjн лаинЭ"нЬS3йPi ™ О Рн НОпределение ответственных исполнителей н сроков мониторингаОпределение объектов исследования (перечень исследуемых предприятий, процессов и т.д.)Сбор информации (анкетирование, интервьюирование, стат. данные и т.д.)Обработка информации (сравнение с ожидаемыми результатами стратегии и результатами мониторинга прошлых лет)Подготовка и утверждение отчетаКорректировка стратегии развитияРис. 1. Процесс мониторинга стратегии развития регионаОчевидно прямое влияние на процесс мониторинга целей, результатов и индикаторов стратегии. Не менее важна обратная связь между результатами мониторинга и корректировкой стратегии, в том числе системыиндикаторов, на основе полученных значений показателей. По схеме, аналогичной указанной на рис. 1, система показателей мониторинга может быть дополнена индикаторами программы социально-экономического295Цели и приоритеты Стратегии развития Томской области до 2020 г.развития региона. При этом основное назначение программы - конкретизация целей и задач стратегии развития региона и обеспечение их выполнения на более коротких промежутках времени. Теперь, когда нами описан в общем виде процесс мониторинга, перейдем к исследованию проблем его организации и проведения на примере Томской области.2. Мониторинг стратегии развития Томской области. Принятая в 2005 г. «Стратегия развития Томской области до 2020 года» [1] позиционируется регионом как инновационная. Регион не только одним из первых в РФ утвердил долгосрочную стратегиюсоциально-экономического развития, но и сделал в ней акцент на создание и развитие на своей территории инновационной экономики. Данное утверждение подтверждается целями и приоритетами развития, заложенными в стратегии (табл. 1). (Для конкретизации целей и задач «Стратегии развития Томской области до 2020 года» и обеспечения их выполнения на более коротких промежутках времени принимаются программы социально-экономического развития региона. В настоящее время действует Программа социально-экономического развития Томской области до 2010 г. [2].).Таблица!УровеньГенеральная цельЦели 1-го уровняСреднесрочные целиСтратегические приоритеты (приоритеты инновационного развития региона)Формулировка целей (приоритетов)Высокий уровень благосостояния населения и стандарты качества жизни1..Создать динамично развивающуюся, сбалансированную и конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий уровень доходов населения2..Превратить Томскую область в лучшее место для жизни, работы и отдыха1..Высокий уровень развития предпринимательства2.Эффективная и сбалансированная экономика3.Высокая инвестиционная привлекательность4.Высокая степень интернационализации экономики5.Качественный человеческий капитал6.Развитая инфраструктура7.Рациональное использование природного капитала8.Хорошие условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей9..Эффективная исполнительная власть области1))информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, «новая экономика», электротехника и приборостроение2)нефтегазовый сектор, атомный сектор, пищевая промышленность, машиностроение (исключая электротехнику и приборостроение)3)лесопромышленный комплекс, газонефтехимический сектор, сельское хозяйство1)1)В соответствии с целями стратегии сформулированы ожидаемые результаты ее реализации и определен набор индикаторов и контрольных показателей для мониторинга [1]. Начиная с 2006 г. мониторинг реализации Стратегии развития Томской области проводится ежегодно. Для этого на конкурсной основе выбирается генеральный исполнитель (подрядчик), ответственный за мониторинг. Он, в свою очередь, определяет субподрядчиков и распределяет между ними проведение мониторинга индикаторов, установленных в стратегии. Заказчиком выполнения работ по мониторингу является Комитет программно-целевого управления Департамента экономики Администрации Томской области.Далее процесс мониторинга проводится в несколько этапов:1.Подготовительный этап. Уточнение набора показателей и методики их расчета, определение источников информации по показателям мониторинга, разработка опросных анкет, определение перечня предприятий-объектов исследования. Результаты согласуются сзаказчиком и оформляются в форме отчета.2.Проведение исследования. Сбор необходимойинформации: анкетирование выбранных предприятий,запрос статистических данных, проведение специальных исследований. В результате осуществления этападолжны быть получены значения по заданным в стратегии индикаторам и контрольным показателям и собрана информация, позволяющая объяснить измененияэтих значений в динамике.3. Обработка результатов исследования и формирования итогового отчета по мониторингу. Специальной группой экспертов проводится анализ собранных в ходе исследования данных и составляется итоговый отчет о ходе реализации Стратегии и Программы развития Томской области.Итоговые отчеты по мониторингу развития Томской области за 2006 и 2007 гг. представлены на сайте Администрации Томской области [3,4].3. Особенности организации и проведения мониторинга Стратегии развития Томской области. В 2008 г. кафедра менеджмента Томского политехнического университета была выбрана в качестве субподрядчика по мониторингу Томской области, причем в задачи кафедры входил, в том числе, мониторинг показателей развития приоритетных секторов экономики региона:•·информационные технологии;•·биотехнологии;•·электротехника и приборостроение;•·атомная промышленность;•пищевая промышленность;•газонефтехимия;•лесопромышленный комплекс.Эти секторы определены в Стратегии как приоритеты развития Томской области, причем их развитие невозможно без инновационной деятельности. То есть практически все они могут быть отнесены к инновационным направлениям развития региона.Особенности и проблемы, возникшие на первом и втором этапах мониторинга, приведены в табл. 2.296Особенности мониторинга приоритетных инновационных секторов экономики Томской области в 2008 г.Таблица2Мероприятие | Особенности и проблемы мониторингаЭтап 1 (подготовительный)Уточнение набора показателей и методики их расчетаОставлены без изменения показатели, прописанные в Стратегии развития Томской области и методика их расчета, которая применялась в 2006 и 2007 гг. Но остается проблема определения и формализации в виде кодов ОКВЭД границ приоритетных секторов (кластеров)Определение источников информации по показателям мониторингаСочетание подходов: 1. Планируется запрос данных статистики (но возникают проблемы с формализацией кластеров и выбороч ным (вместо сплошного) обследованием малых предприятий). 2. Планируется анкетирование всех выявленных предприятий в разрезе приоритетных секторов для уточне ния данных статистики и сбора дополнительной информации, позволяющей объяснить причины изменения показателейРазработка опросных анкетПри разработке анкеты для опроса предприятий кластера учитывались следующие соображения: - корреляция вопросов с индикаторами и целями Стратегии развития Томской области; - необходимость в ходе анкетирования отследить влияние кризиса на предприятия кластеров и их взаимо действие; - максимальная простота и ясность вопросов и минимальное их количествоОпределение перечня предприятий-объектов исследованияИспользовались данные органов статистики, департаментов АТО, списки предприятий, по которым проводился мониторинг в 2007 г., информационные и отраслевые базы данных, Интернет-ресурсы. Списки существенно обновлены и расширены. По некоторым секторам планируется опрос более 100 предприятий. Цель расширения списков - получить более точную информацию и выявить наличие или отсутствие взаимодействия между предприятиями сектораЭтап 2 (этап сбора информации)Сбор информацииОсновная проблема, с которой столкнулись исследователи при проведении мониторинга в 2006 и 2007 гг., - нежелание многих предприятий принимать в нем участие. По мониторингу 2008 г планируется использовать сопроводительные письма с разъяснениями процедуры и ее значения для экономики региона. Однако финансовый кризис и проблемная ситуация у многих предприятий может привести к низкой активности респондентовСроки завершения этапаСроки исследования в 2008 г. изменены. Данные за 2008 г. должны быть собраны в феврале, а обработаны в марте 2009 г. В прошлые годы итоговый отчет составлялся до конца текущего года по прогнозным данным, что сильно осложняло исследование и снижало достоверность получаемой информации. В результате в 2008 г. была проведена вся подготовительная работа, а в январе-феврале 2009 г. проводился второй этап, при этом запрошена фактическая информация по итогам года от предприятий и предварительные данные за 2008 год от органов статистики. Также появляется возможность изучить влияние финансового кризиса, собрав данные предприятий и органов статистики за 9 месяцев 2008 г., весь 2008 г. и прогнозные показатели от предприятий на 2009 г.Рассмотрим некоторые особенности этапов, возникающие проблемы и способы их решения более подробно. Одна из основных проблем, которая оказывает влияние практически на все мероприятия первого этапа, - это проблема формализации в виде кодов ОКВЭД приоритетных секторов (кластеров) экономики региона. Особенно остро эта проблема стояла в 2006 г., когда выяснилось, что приоритетные секторы определены в Стратегии по отраслевому принципу, астатистические данные формируются в разрезе ОКВЭД. В ходе проведения мониторинга в 2006 г. по каждому сектору экспертами были определены соответствующие ему коды ОКВЭД. Полученное описание приоритетных секторов через коды ОКВЭД представлено в табл. 3. (Подробная расшифровка каждого кода и его дальнейшая детализация даны в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001» [5].)ТаблицаЗСоответствие некоторых приоритетных секторов и кодов ОКВЭДПриоритетный секторКоды ОКВЭД12Информационные технологииДанный сектор формируется в соответствии с указаниями Росстата, по иноаспектному коду 46.00.09 «Сектор информационных и коммуникационных технологий» и собирается из следующих видов деятельности: 30, 31.30, 32.10, 32.20, 32.30, 33.30, 51.43.2, 51.64.1, 51.64.2, 51.65.2, 51.65.5, 64.2, 71.33, 72. Наименования кодов ОКВЭД сектора «Информационные технологии» 30.0. Производство офисного оборудования и вычислительной техники 31.30. Производство изолированных проводов и кабелей 32.10. Производство электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов 32.20. Производство передающей аппаратуры, аппаратуры для проводной телефонной и телеграфной связи 32.30. Производство аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения 33.30. Монтаж приборов контроля и регулирования технологических процессов 51.43.2. Оптовая торговля радио- и телеаппаратурой, техническими носителями информации (с записями и без записей) 51.64.1. Оптовая торговля офисными машинами 51.64.2. Оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами 51.65.2. Оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования 51.65.5. Оптовая торговля производственным электрическим и электронным оборудованием, включая оборудование электросвязи 64.2. Деятельность в области электросвязи 71.33. Аренда офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику 72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий297Окончание табл. 312БиотехнологииКоды ОКВЕД: 01.41.1, 15.41.2, 15.6, 15.71.2, 15.87, 15.88, 15.89.1, 15.92, 24.42.1, 24.42.2, 24.52 (24.5). Наименования кодов ОКВЭД сектора «Биотехнологии»: 01.41.1. Предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур 15.41.2. Производство неочищенных растительных масел 15.6. Производство продуктов мукомолъно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов 15.71.2. Производство кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов 15.87. Производство пряностей и приправ 15.88. Производство детского питания и диетических пищевых продуктов 15.89.1. Производство готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления, не включенных в другие группировки 15.92. Производство этилового спирта из сброженных материалов 24.42. Производство фармацевтических препаратов и материалов 24.42.1. Производство медикаментов 24.42.2. Производство прочих фармацевтических продуктов и изделий медицинского назначения 24.5. Производство мыла; моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических средств 24.52. Производство парфюмерных и косметических средствЭлектротехника и приборостроениеРаздел DL по ОКВЭД 30, 31, 32, 33. Наименования ОКВЭД сектора «Электротехника и приборостроение»: 30.0. Производство офисного оборудования и вычислительной техники 31.1. Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов 31.2. Производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры 31.3. Производство изолированных проводов и кабелей 31.4. Производство химических источников тока (аккумуляторов, первичных элементов и батарей из них) 31.5. Производство электрических ламп и осветительного оборудования 31.6. Производство прочего электрооборудования 32.1. Производство электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов 32.2. Производство передающей аппаратуры, аппаратуры для проводной телефонной и телеграфной связи 32.3. Производство аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения 33.1. Производство изделий медицинской техники, включая хирургическое оборудование, и ортопедических приспособлений 33.2. Производство контрольно-измерительных приборов 33.3. Монтаж: приборов контроля и регулирования технологических процессов 33.4. Производство оптических приборов, фото- и кинооборудования 33.5. Производство часов и других приборов времениГазонефтехимияПодраздел DG, коды ОКВЭД 24.1, 24.3, 24.5, 24.6, 24.7. Наименования ОКВЭД сектора «Газонефтехимия»: 24.1. Производство основных химических веществ 24.3. Производство красок и лаков 24.5. Производство мыла; моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических средств 24.6. Производство прочих химических продуктов 24.7. Производство искусственных и синтетических волоконЛесопромышленный комплексПодразделы DD и DE (ОКВЭД 20, 21). Наименования ОКВЭД лесопромышленного комплекса: 20.1. Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины 20.2. Производство шпона, фанеры, плит, панелей 20.3. Производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и сто лярных изделий 20.4. Производство деревянной тары 20.5. Производство прочих изделий из дерева и пробки, соломки и материалов для плетения 21.1. Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона 21.2. Производство изделий из бумаги и картонаОднако считать эту проблему полностью решенной нельзя. Во-первых, есть коды ОКВЭД, которые одновременно присутствуют в описаниях нескольких приоритетных секторов. Например, ОКВЭД 30, 31.30, 32.10, 32.20, 32.30, 33.30 относятся как к информационным технологиям (в том числе по официальной методологии Росстата), так и к электротехнике и приборостроению, ОКВЭД 24.5 - к секторам биотехнологии и газонефтехимии. По итогам мониторинга возникает как минимум двойной счет результатов деятельности предприятий.Во-вторых, насколько правомерно относить ОКВЭД «31.3. Производство изолированных проводов и кабелей» и крупные предприятия Томской области (Сибка-бель и Томсккабель) к информационным технологиям? Если рассматривать информационные технологии как сектор информационных и телекоммуникационныхпредприятии - такое отнесение представляется некорректным. Но если рассматривать информационные технологии как кластер, то оно возможно (кабельная продукция), но наличие производственных связей между вышеназванными предприятиями и другими предприятиями сектора надо еще доказать в ходе анкетирования. В-третьих, очевидно, что в лесопромышленном комплексе не учтен ОКВЭД 02.01.1. Лесозаготовки [5]. Комплекс предполагает взаимосвязанность предприятий, входящих в него. И здесь с учетом специфики Томской области (лесные ресурсы) совершенно очевидно, что исходным звеном, а возможно и ядром комплекса, выступают лесозаготовки, которые дают весьма существенный вклад в ВРП Томской области. А вот лесопереработку еще надо развивать, и ее вклад в ВРП, по данным Томскоблстата, в разы меньше.298В дальнейшем проблема формализации приоритетных секторов возникает на всех мероприятиях подготовительного этапа: при определении источников ин-формации, разработке анкет, определении перечня исследуемых предприятий.Особенности разработки анкеты для осуществления мониторинга в 2008 г. представлены в табл. 4.Особенности формирования анкеты для исследования приоритетных секторов экономики Томской областиТаблица 4Принципы формированияРасшифровка и обоснование принциповВозникающие проблемыКорреляция вопросов с индикаторами и целями Стратегии развития Томской областиСреднесрочная цель - Эффективная и сбалансированная экономика Задача 2.4. «Способствовать формированию кластеров в приоритетных секторах экономики». Соответственно, кроме численных показателей индикаторов, вопросы анкеты должны дать представление о процессе формирования приоритетных кластеров: - имеются ли кластеры на данный момент или каждый сектор пред ставлен набором невзаимодействующих предприятий? - если кластер не сформирован, то возможно ли его формирование и какие предприятия могут стать ядром кластера? - что могут сделать органы власти для развития (или формирования) приоритетных кластеров?В ходе мониторинга 2006 и 2007 гг. акцент делался на уровень развития отдельных предприятий, их проблемы и потребности. Ответ на вопрос «сформированы ли приоритетные кластеры в экономике региона?» не был полученНеобходимость в ходе анкетирования отследить влияние кризиса на предприятия кластеров и их взаимодействиеВ ходе анкетирования предполагается получение данных по контрольным показателям работы приоритетных секторов (объем отгруженной продукции, количество занятых и т.д.) за 9 месяцев 2008 г., 2008 г. в целом и прогноз значений этих показателей руководством предприятия на 2009 г. Также сформулированы дополнительные вопросы о влиянии кризиса на перспективы развития предприятияУказанные вопросы могут быть болезненно восприняты руководством предприятия, что может привести к отказу от анкетирования или предоставлению недостоверной информацииМаксимальная простота и ясность вопросов и минимальное их количествоКак показывают результаты добровольных статистических обследований, от количества вопросов зависит число ответивших респондентов. Чем больше вопросов, тем больше требуется времени для подготовки ответов и тем меньше процент ответившихСнижается качественное содержание полученных ответов. Например, предприятия указывают всю производимую продукцию, а не ту, которая соответствует ОКВЭД приоритетного сектораВ заключение хотелось бы подчеркнуть, что одной из проблем, не решенных пока в ходе мониторинга стратегии развития Томской области, остается отсутствие корректировки Стратегии по результатам мониторинга и с учетом современных тенденций социально-экономического развития. Не нашли пока отражения в Стратегии новые направления развития региона, которые активно продвигаются руководством области и представлены на сайте региона (Томск - город-форум, добьгаа железной руды, Томская область - территория транзита [6]). Неуточнен состав приоритетных секторов и их формализация в виде кодов ОКВЭД. Не изменяется набор индикаторов и контрольных показателей. Однако, несмотря на указанные в работе проблемы, регулярное проведение мониторинга позволяет отслеживать тенденции развития приоритетных инновационных секторов экономики региона, определять их потребности и перспективы развития и с учетом полученных данных, а также целей и задач Стратегии разрабатывать средне- и краткосрочные программы развития региона.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

региональная экономика, стратегия инновационного развития, мониторинг, regional economy, regional innovation strategy, monitoring

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Спицын Владислав ВладимировичТомский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента инженерно-экономического факультетаspitsin_vv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Золотые проекты Томской области / Томская область: официальный информационный сервер. Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/ru/gold_project/
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001. Режим доступа: http://www.mogem.ru/
Мониторинг реализации Стратегии и Программы в 2007году.Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/export/sites/ru.gov. tomsk/ru/economy_finances/strategy_documents/monitoring_2007.pdf
Мониторинг реализации Стратегии и Программы в 2006году.Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/export/sites/ru.govtomsk/ru/economy_finances/strategy_documents/monitoring_2006.pdf
Программа социально-экономического развития Томской области до 2010 года. Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/ru/economy_finances/strategy_documents/program_social_economic_ evolution.html
Стратегия развития Томской области до 2020 года. Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/export/sites/ru.gov.tomsk/ru/economy_finances/strategy_documents/strategy.zip
 Организация и проведение мониторинга стратегии инновационного развития региона (на примере Томской области) | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323.

Организация и проведение мониторинга стратегии инновационного развития региона (на примере Томской области) | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323.

Полнотекстовая версия