Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы
Статья посвящена актуальной проблеме самореализации подростка в системе взаимодействия семьи и школы. Уточнена сущность понятий «взаимодействие семьи и школы», «самореализация», «самореализация подростка». Выявлены уровни самореализации подростка и дана характеристика содержания и форм взаимодействия педагогов с родителями
Self-realization of a teenager in the system of interaction of family and school.pdf В связи с глобализацией и информатизацией обще-ства в целом и системы образования в частности взаи-модействие семьи и школы приобретает новое содер-жание, что диктует иное видение роли родителей в этом процессе. Значительно возросла ответственность родителей за выполнение своих обязанностей, однако не каждый родитель это понимает. Далеко не весь по-тенциал семейного воспитания реализуется в полной мере. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребен-ка в формировании независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализиро-вать и прогнозировать ситуации, т.е. личности, способ-ной реализоваться в современных социокультурных условиях.Идея самореализации личности закреплена в ряде соглашений и нормативных актов. Это отражено в за-коне РФ «Об образовании». Так, ст. 14 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Содержание образования... должно быть ориентировано на обеспечение самоопре-деления личности, создание условий для её самореали-зации». Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образова-тельно-воспитательного процесса, что крайне затруд-нено в условиях сложившегося стереотипа традицион-ного образования. Уходит в прошлое официально осу-ществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Законода-тельство Российской Федерации (Закон «Об образова-нии», Концепция модернизации Российского образова-ния на период до 2010 г.) значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родите-лям право выбора места и формы дошкольного, школь-ного и дополнительного образования.Взаимодействие семьи и школы особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий ок-ружающей среды, имеющих различный воспитатель-ный заряд. В подростковом возрасте дети с особой ост-ротой начинают ощущать потребность в утверждении себя среди сверстников, в оценке их личности товари-щами. Решая данную задачу и утверждаясь в новой социальной позиции, подросток активно включается вдеятельность, позволяющую ему проявить себя. Он стремится к самовыражению и самореализации, испы-тывая глубокое чувство неудовлетворенности от отсут-ствия внимания к своей личности, от невостребованно-сти и нереализованности своих возможностей. В связи с этим возрастает роль его собственной практики взаи-моотношений с другими людьми. Именно в этот пери-од одним из важных для подростка вопросов является формирование развитой системы общения (на всех уровнях), способствующей удовлетворению потребно-сти в приобретении глубоких знаний.В основе педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Педагогическое взаимодействие - это совокупность умений завоевывать внимание аудито-рии, управлять своим поведением, развивать воспри-ятие, наблюдательность, смелость, непосредствен-ность, управлять эмоциями, настроением, перцептив-ными способностями [1. С. 114]. Под взаимодействием семьи и школы мы понимаем активное включение ро-дителей и педагогов в обсуждение и выполнение дей-ствий при принятии решений в образовательном про-цессе. Взаимодействие предполагает получение посто-янной обратной связи, партнерского общения, что оз-начает принятие ценности каждого, его мнения, инте-ресов, особенностей.В данной работе мы рассматриваем взаимодейст-вие семьи и школы, направленное на самореализацию подростков в учебной деятельности. В.А. Сухомлин-ский подчеркивал, что именно в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека на определенные стили жизни, жизненные цели, уст-ремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореали-зации ребенка в жизни.Изучением самореализации личности занимались представители различных научных школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализа-ции. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации невозможно даже классифицировать это понятие по форме - явля-312ется ли это явлением, процессом, потребностью, свойством, средством, состоянием или чем-то иным.Психолог из Санкт-Петербурга Л.А. Коростылева самореализацию определяет как осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (близким и дальним окружением), социумом и миром в целом [2. С. 52].Сама по себе потребность в самореализации не существует в отрыве от других потребностей, от процесса их удовлетворения. Она всегда проявляется в какой-то конкретной деятельности в данный период жизни. Самореализация проявляется на различных этапах жизненного пути. Выбирая подростковый возраст, мы ставим своей целью вовлечение подростков в социально-значимые процессы, которые имеют для него личностный смысл. Социально значима для подростка учебная деятельность, сопровождающаяся самосознанием, самоосуществлением, поиском себя и желанием утвердиться. Важно, что осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом, коллективом и т.д.), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.Под самореализацией в своем исследовании мы понимаем одну из высших потребностей человека, направленную на реализацию им своих сил и способностей, постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с педагогами образовательного учреждения и поддержки со стороны родителей.Пока в существующей ныне практике личность ученика воспринимается не в ее самобытности и целостности, а через призму успеваемости. Проведенный нами опрос (выборка включала 60 человек) показал, что около 69% учителей интересуются «правильным» поведением, успеваемостью подростков. Около 25% учителей пытаются проследить личностное развитие воспитанников через индивидуальные особенности мышления, воображения, памяти. И лишь 6% проектируют на занятиях ситуации выбора и инициативы для учеников, что позволяет востребовать их личностные функции.Таким образом, актуальность исследования определяется усилением значимости самореализации личности подростка в условиях изменения ценностей современного общества (приоритет личности), отсутствием теоретических исследований, предметом которых является готовность школьников к самоопределению, состоянием вопроса в практике работы образовательных учреждений.Изучение научной и практической значимости проблемы и опыта учебно-воспитательной работы в ряде школ и гимназий г. Оренбурга, потребность в целостном осмыслении вопроса самореализации подростка в учебной деятельности позволили сформулировать проблему исследования, которая определяется противоречием между необходимостью и потребностью современной школы в целенаправленном совершенствовании процесса формирования ценностных ориентации подростка на само-реализацию, с одной стороны, и отсутствием теоретически разработанной стратегии и условий реализации этого процесса на практике - с другой.Среди видов проявления самореализации личности СИ. Кудинов выделяет деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности. Это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д. Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью. Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д. [3].В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы были выявлены уровни самореализации подростков. Эмпирическую базу составили учащиеся МОУ «Гимназии № 5» г. Оренбурга в возрасте 11-15 лет (было охвачено 60 подростков).Исследование проблемы самореализации естественным образом предполагает возможность выделения различных уровней самореализации. Система уровней представляет собой иерархически упорядоченную структуру, построенную по вполне определенным и выверенным основаниям. Эти основания выявлены исходя из теоретического анализа и анализа экспериментальных данных. Нами выделены четыре уровня: низкий, средний, высокий и наивысший. Охарактеризуем каждый уровень по следующим компонентам: мо-тивационному, содержательно-процессуальному, волевому (методы и методики определения уровней самореализации представлены в табл. 1).Таким образом, перечисленные характеристики уровней самореализации личности взаимосвязаны между собой. Каждый предшествующий уровень является подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.На констатирующем этапе было получено следующее распределение подростков по уровням самореализации: наивысший уровень - 6,5%; высокий уровень: - 10; средний уровень: - 70,2; низкий уровень: - 13,3%.В ходе анализа сделан вывод о необходимости повышения уровня самореализации подростка в сторону высокого и наивысшего уровней. В результате нами была разработана целевая программа «ТРИАДА: семья - подросток - школа». Ключевая идея программы «ТРИАДА» - воздействие на ребенка через семью в целях его самореализации. Тогда объектом взаимодействия семьи и школы является процесс самореализации подростка. Субъектом взаимодействия семьи и школы выступает педагог (классный руководитель, учителя-предметники) и образовательное учреждение как коллективный субъект. Субъектом собственной самореализации - подросток. Подросток - связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического313творчества, вокруг которой выстраивается целостный всех участников педагогического процесса - учителей,Уровни и компоненты самореализации подросткаучебно-воспитательный процесс, сорганизуется микросоциум. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственной самореализации. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельностисверстников и родителей. Выделение субъектов взаимодействия семьи и школы, направленного на самореализацию предполагает, что процесс постановки цели, выбора объекта, видов, форм деятельности осуществляется совместно педагогом и подростком.Таблица 1КомпонентыУровни Методы и методики определения уровней самореализацииМотивацнонныйНизкий: Основной мотив поведения - избегание неприятностей. Средний: Наиболее действенны мотивы благополучия. Высокий: Основные мотивы - самоутверждения, достижения определенного социального положения. Четко выражены мотивы самосовершенствования и самопознания в интеллектуальной деятельности. Наивысший: Присутствуют мотивы - самореализации, самопознания, самоопределения, познавательные- Анкета мотивов учения. - Ориентировочная анкета Б. Баса. - Методика незаконченных предложений. - Методика по определению доминирования мо тивов. Тесты: - иерархия потребностей («Я хочу...»); - мотивация достижения (Д. Маклеланда и Дж. Аткинсона); - мотивация к избеганию неудач; - мотивация к успеху (Т. Элерса); - «Успех» (И.Д. Ладанова)Содержательно-процессуальныйНизкий: Учебный материал не применяется с целью самореализации. Избегаются задания, которые предполагают проверку интеллектуальных возможностей и свойств характера. Цели самореализации не сформулированы. Средний: Проявляется стремление к выполнению интеллектуальной репродуктивной деятельности. Сформированы некоторые приемы самоанализа интеллектуальной деятельности. Цели самореализации ставятся редко. Высокий: Процесс самореализации направлен на интеллектуальные качества. Учебный материал используется для саморазвития и собственной интеллектуальной деятельности. Формулируются цели самореализации. Наивысший: Самореализация происходит через учебную деятельность. Знания отличаются глубиной, целостностью, их получение систематично. Устойчиво стремление к выполнению интеллектуальных творческих заданий. Постановка целей самореализации проводится самостоятельно- Беседы, интервьюирование. - Метод экспертных оценок. - Шкалы проявления творческих способностей (Дж. Рензулли). Тесты: - Способностей к принятию творческих ответст венных решений. - Каков ваш творческий потенциал? - Групповой интеллектуальный тест. - Школьный тест умственного развития. - Структуры интеллекта (Дж. Гилфорда). - Ваш творческий потенциалВолевойНизкий: Отсутствуют волевые усилия к самопознанию и самореализации. Средний: Волевые усилия к познанию, изменению себя и своей интеллектуальной сферы не проявляются. Высокий: Волевые усилия проявляются при достижении конкретных целей интеллектуальной деятельности. Наивысший: Развиты способности к рефлексии и коррекции, а также сила воли, доброжелательность и осторожность отношения к мнению других- Беседы, интервьюирование. - Наблюдение. - Самооценка волевых качеств. - Анкета «Оценка развития волевых качеств» (Е.Н. Прошитской). - Диагностика волевой организации личности (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич)Образовательное учреждение как коллективный субъект обеспечивает организационно-педагогические условия для такой деятельности (в том числе повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах самореализации подростков). Взаимодействие семьи и школы осуществляется посредством активных форм и методов, к которым относятся беседы, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», проектирование, моделирование и т.п. Их характерными чертами являются диалогичность, творческий характер деятельности. Направленность на саморазвитие, самореализацию, предоставление подростку свободы в принятии решений, творчестве, выборе содержания, способах деятельности, создании ситуации успеха.В ходе формирующего этапа эксперимента нами разработана «Рабочая тетрадь для родителей», в которой последовательно изложен материал цикла родительских собраний «На пути самореализации подростка» в виде проблемного, тестового материала, анкет по проблемам, притч, педагогических ситуаций. На родительских собраниях родителями осуществляется работа в рабочих тетрадях под руководством классного руко-водителя. Психологами, по результатам диагностики, заполняются маршрутные карты на каждого ребенка. Данная форма работы с родителями позволяет установить контакт таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела педагогов и подростков, в которых принимают участие и родители (табл. 2).Проведенное пилотажное исследование показало, что эффективность самореализации подростка в учебном процессе в определенной степени зависит от знаний о собственном развитии, биологических и психологических возможностях. В этой связи нами был разработан цикл классных часов «Реализуй себя», направленных на познание подростками своей индивидуальности, развитие положительного отношения к себе и другим, активизацию личностных средств самореализации. Вторым этапом программы выступает организация клубной работы, отвечающая интересам учащихся.314Родители видят свою роль в материальном обеспечении интересов своих детей. Педагоги же в основном оказывают индивидуальную помощь в форме консультирования и индивидуальных занятий. Причем родители и педагоги приводят разные аргументы в пользу выбора направления реализации интересов подростков (кружки, секции и т.д.). В школах в основном представлены кружки и секции, подготавливающие учащихся к сдаче обязательного ЕГЭ, не всегда отвечающие интересам учащихся. Нашей задачей было организовать кружки и секции, отвечающие запросам современных подростков. Все группы создаются на основе личных симпатий и общности внутренних целей учащихся. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности, поэтому работа в кружках организуется посредством внедрения педагогическихтехнологий: «Обучение как учебное исследование», «Коллективная мыследеятельность», «Метод проектов». При наличии общего дела, в котором каждый выполняет часть его, желание проявить себя рождается естественно и ощущается как состояние радостное, творческое, приносящее удовлетворение. Таким образом, обеспечение субъектной позиции подростка достигалось позитивным, уважительным отношением к самостоятельности мнений, суждений подростка, стимулированием расширения его круга общения и сферы применения способностей, установление доверительных отношений, когда педагог, родители готовы оказать помощь подростку, а подросток готов ее принять.Содержание программы «ТРИАДА: семья - подросток - школа» представлено в табл. 2.Содержание программы «ТРИАДА: семья - подросток - школа»Таблица 2Формы и содержание взаимодействия в триаде: семья - подросток - школаТематика родительских собраний, классных часов, педагогических советовКонференция, деловая игра, тренинги, беседы, дискуссии и.д.Внеклассные мероприятия: кружковая и клубная работа.Экскурсии в Центр занятости и на предприятия г. Оренбурга.Внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических технологий: «Обучение как учебное исследование»,«Коллективная мыследеятельность», «Метод проектов»Цикл родительских собраний «На пути к самореализации подростка»:•·круглый стол «Психолого-педагогическая характеристика современного подростка: возрастные особенности»;•«Рынок труда Оренбургской области. Роль родителей в профессиональном самоопределении детей»;•«Жизненные цели подростков. Как реализовать свои возможности?»;•«Как помочь подростку приобрести уверенность в себе?»;•·«Помоги сделать правильный выбор жизненного пути» и т.д. Цикл классных часов «Реализуй себя»:•·«Познай себя сам»;•«Интерес. Увлечение. Цели»;•«Как построить программу самореализации? Моя жизненная лестница»;•тренинг способностей подростков. «Открываю свои интеллектуальные способности».•·«Твой выбор - твое будущее». Педсоветы:•·внедрение и использование педагогических технологий и активных форм работы, направленных на реализацию программы;•·разработка методических рекомендаций для реализации мероприятий программы•·-Данная программа реализуется на базе МОУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга. Может быть использована в практике образовательных учреждений с учетом контингента и конкретных условий.Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит имлучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Сотрудничество - это диалог. «А диалог - постоянно, -подчеркивает И.С. Кон, - обогащает всех партнеров, всех участников даже если мы не отдаем себе в этом отчета» [4. С. 31]. Не использовать сегодня новые возможности семьи - значит заведомо занизить возможный уровень развития ребёнка и общества.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 343
Ключевые слова
взаимодействие семьи и школы, самореализация, самореализация подростка, уровни самореализации, interaction of family and school, self-realization, self-realization of a teenager, the levels of self-realizationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Генварева Юлия Анатольевна | Оренбургский государственный педагогический университет | аспирант кафедры общей педагогики | genvar@mail.ru |
Ссылки
Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 131 с.
Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование // RELGA. № 16. 15.11.2007. Режим доступа: http://www.relga.ru
Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие как научная категория // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Екатеринбург: СВ-96, 1998. Вып. 3. С. 100-110.
