Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323.

Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми

Освещена проблема влияния компьютерных игр на психику человека. Рассматривается специфика игровой компьютерной деятельности в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования особенностей эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми

Features of emotional conditions of senior teenagers interested in computer games.pdf Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот пери-од происходит не только перестройка ранее сложив-шихся психологических структур, но и возникают но-вые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственности и социальных устано-вок. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрос-лого человека: это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражитель-ность, сочетание стеснительности, стыдливости с за-носчивостью и развязанностью, стремление к незави-симости, освобождение от влияния авторитетов, пере-ход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального ха-рактера, влияние ближайшего окружения. Эти особен-ности отражаются на многих формах поведения, обще-ния, переживаний, которые объединяют выражением «трудности подросткового периода».За последнее десятилетие информационно-компью-терные технологии стали неотъемлемой частью совре-менной подростковой субкультуры, оказав на нее стремительное влияние. Одним из основных компонен-тов этой среды являются компьютерные игры, попу-лярность обращения к ним среди подростков позволяет высказать предположение об особой роли игры на дан-ном возрастном этапе.Проблема влияния компьютерных игр на психику человека нашла своё отражение в трудах А.Г. Асмоло-ва, Ю.Д. Бабаевой, И.В. Бурлакова, А.Е. Войскунского, Ю.М. Евстигнеевой, А.Е. Жичкиной, Н.А. Носова, А.И. Серавина и др.Компьютерные игры - не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологиче-ский термин «конструирование миров» появился не-сколько лет назад. В научный обиход его ввел отечест-венный психолог А.Г. Асмолов, понимая под конст-руированием миров процесс создания образа мира в человеческой психике, т.е. чтобы поместиться в чело-веческую голову, вселенная должна быть свернута в «сконструированный мир» [1].Ю.М. Евстигнеева отмечает доминирование игро-вой компьютерной деятельности в общей структуре разных видов деятельностей, реализуемых подростка-ми с помощью компьютера, и высказывает предполо-жение, что именно игра имеет особое значение в про-цессах социального становления подростка и оказывает влияние на преодоление характерного для этого воз-раста кризиса идентичности [2].Актуальным становится выявление причин обраще-ния и факторов, способствующих формированию увле-316чённости компьютерными играми в подростковом воз-расте, поскольку именно в этом возрасте на базе каче-ственного изменения всей психической жизни пере-страиваются прежние отношения ребёнка к миру и са-мому себе. Как подчёркивает Д.И. Фельдштейн, подро-стковый возраст выступает моментом социального раз-вития и имеет особую нагрузку в становлении лично-сти: «Механизм выработки социальной позиции подро-стка по отношению к обществу выступает исходной точкой, необходимым внутренним условием дальней-шего развития его деятельности как формы выражения сознания, самосознания, личностного самоопределе-ния, является важнейшим моментом включения инди-вида в социальное движение, приобщение его к соци-альному движению общества» [3. C. 166].В то же время отмечается фрустрированность зна-чительной части современного подрастающего поколе-ния, неумение строить конструктивные жизненные стратегии, уход от социальной ответственности; не-сформированность умения строить эффективные взаи-моотношения на различных уровнях социального взаимодействия - всё это факторы, способствующие увлечению подростков компьютерными играми с це-лью поиска наиболее простого решения жизненных проблем и отреагирования негативных эмоций [4].Психологические аспекты механизма увлечения компьютерными играми были выявлены И.В. Бурлако-вым, они основаны на естественном стремлении чело-века избавиться от разного рода проблем и неприятно-стей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая ком-пьютерная игра - это простой и доступный способ мо-делирования другого мира или таких жизненных си-туаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жиз-ни, где нет проблем. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. сво-его рода терапевтическим методом [5].М.С. Иванов исследовал эмоциональные состояния подростков, увлеченных компьютерными играми. Дан-ное исследование показало, что у большинства подро-стков, чрезмерно увлеченных компьютерными играми, без объективных причин снижен общий фон настрое-ния, что подтверждается наблюдениями и беседами с подростками и их близкими. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается. Вероятно, это связано с тем, что игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетвориться ею, поэтому находятся в состоянии фрустрации [6].В связи с тем что эмоциональная сфера в подрост-ковом возрасте очень неустойчива, а компьютерныеигры стали неотъемлемой частью подростковой субкультуры, нашей задачей стало сравнительное изучение эмоциональных особенностей подростков, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми. Для выявления данного феномена было проведено исследование, цель которого - рассмотрение особенностей эмоциональных состояний старших подростков, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми. Выдвинута гипотеза о том, что эмоциональные состояния старших подростков, увлекающихся компьютерными играми, имеют свои специфические особенности.В исследовании эмоциональных состояний мы опирались на теоретические положения В.К. Вилюнаса, В.А. Ганзена, Е.П. Ильина, Л.В. Куликовой, С.Л. Рубинштейна, В.М. Смирнова, А.И. Трохачева и др.Следует отметить, что эмоции и состояния неразрывно связаны, они имеют интегративные функции и обеспечивают реагирование человека как целостности (в его духовном, психическом и телесном единстве) на текущую ситуацию. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую, здесь эмоциональные характеристики выходят на передний план, т.е. индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции. Эмоциональные состояния характеризуются знаком (это положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).В.К. Вилюнас говорит: «Мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то, т.е. приятным или тягостным бывает нечто нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое» [7. С. 36]. Так называемые беспредметные эмоции тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться). Можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональные состояния. С одной стороны, они не являются чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняют универсальную роль. С другой стороны, эмоциональные состояния рассматриваются как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения [7].В.А. Ганзен определяет эмоциональные состояния как реакции на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах (вызьшаемые влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторах внутренней среды - жажды, голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.) [8].Таким образом, под эмоциональным состоянием понимается особый класс психических состояний, играющий существенную роль в противодействии человека жизненно трудным ситуациям, а также психиче-ской регуляции общей направленностью и динамикой поведения.Наше исследование построено на изучении специфики эмоциональных состояний подростков, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми. Выборка испытуемых составила 90 человек: 64 мальчика и 26 девочек в возрасте 15-16 лет (студенты Чапаевского химико-технологического техникума, поступившие после 9-го класса на общих основаниях).На первом этапе исследования испытуемым был предложен опросник Н.А. Добровидовой «Информационные компьютерные технологии» (ИКТ), позволяющий выявить мнение учащихся относительно использования новых компьютерных технологий и мотивы обращения к компьютерной игре (КИ). Анализ результатов показал, что 100% опрошенных играют в компьютерные игры. Чаще всего подростков побуждает играть «скука, отсутствие дел», но время на компьютерную игру все затрачивают разное. По времени нахождения респондентов за компьютерной игрой в день было выделено две основные группы испытуемых. В 1-ю группу вошли подростки, уделяющие КИ 1 ч и менее в день, мы назвали их «обращающиеся к КИ»: таких было выявлено 30 человек. Во 2-ю группу вошли подростки, уделяющие компьютерной игре 3-5 ч и более в день, мы назвали их «увлекающиеся КИ», их было выявлено 42 человека. Подростки, уделяющие компьютерной игре от 1 до 3 ч (18 чел.), не были включены в исследование.Для исследования особенностей эмоциональных состояний подростков были использованы методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ай-зенка (выявляет тревожность, агрессивность, фрустрацию, ригидность) и методика выявления доминирующих эмоциональных состояний Л.А. Рабинович (четы-рехмодальностный эмоциональный вопросник, который выявляет страх, гнев, печаль, радость). Полученные результаты подвергались статистическому анализу, достоверность различий определялась по критерию Манна-У итни.Было выявлено три уровня выраженности всех вышеперечисленных состояний у испытуемых: высокий, средний и низкий. На рис. 1 представлены данные по обеим методикам в группе подростков, «обращающихся» к компьютерным играм, а на рис. 2 - данные по группе подростков, «увлекающихся» компьютерными играми.Сравнительный анализ степени выраженности эмоциональных состояний в обеих группах подростков показывает, что в группе 1 всего 7,5% подростков имеют высокий уровень тревожности, а в группе 2 подростков с высоким уровнем тревожности 15%, т.е. в 2 раза больше. Средний уровень тревожности наблюдается у 30% подростков, «обращающихся» к КИ, а среди «увлекающихся» КИ» 50% имеют средний уровень тревожности. Низкий уровень тревожности наблюдается у 62,5% подростков 1-й группы и у 35% подростков 2-й группы. Полученные результаты показывают, что подростки, «увлекающиеся» компьютерными играми, более тревожны, чем подростки, «обращающиеся» к КИ. Эти результаты были подтверждены методом математической статистики по критерию Манна-У итни: различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости: U = 515,5 при р < 0,01.31730 -■ -67,5_r„ 55 ■ 57'5-6f f!4^ ■

Ключевые слова

эмоциональные состояния, компьютерные игры, emotional conditions, computer games

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Добровидова Наталья АлександровнаСамарский филиал Московского городского педагогического университетаассистент кафедры педагогической и прикладной психологииkletochka82@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ганзен В.А. Системное описание в психологии. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1984. Режим доступа: http://lib.web-malina.com
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психология зависимости / Сост. К.В. Сельчонок. Минск: Харвест, 2005. С. 205-222.
Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр // Электронная библиотека. Психология компьютерных игр. Режим доступа: http://www.psyvlad.ru
Савченко В.В., Черникова И.В. Зависимость от компьютерных игр учащейся молодёжи: причины, последствия, технологии профилактики // Общество и личность: интеграция, пространство, социальная защита: Материалы I междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: СКСМ, 2005. С. 24-27.
Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 163-168.
Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва; Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
 Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323.

Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323.

Полнотекстовая версия