Формирование мотивированности слов в детских номинациях в процессе речевого развития
Представлен фрагмент исследования возможностей осознания мотивационных связей слова детьми дошкольного возраста. В частности, на одном из этапов эксперимента информантам были предложены речетворческие инновации, зафиксированные у других дошкольников того же возраста. В результате было установлено, что осознание мотивированности указанных окказионализмов происходит прежде всего благодаря языковой интуиции и языковой рефлексии. Мотивированность лексических окказионализмов осознаётся дошкольниками на разных уровнях их языковой способности: фонетическом, грамматическом и семантическом, в некоторых случаях она была осознана как парадоксальная.
Furman N.G. Lexical motivation formation in children's nominations during speech development.pdf Одним из актуальных направлений современной лингвистики с ее антропологизмом как важнейшим признаком научной парадигмы является изучение детской речи. Результаты подобных исследований дают материал, который помогает понять, каковы основные функции языковых единиц, как соотносятся языковые единицы и мыслительные функции, каковы реальные механизмы, способствующие формированию речевых навыков и индивидуальной языковой системы.Детская речь может рассматриваться с позиций «вертикального» подхода как формирующаяся субстанция, развитие которой становится возможным благодаря становлению у ребёнка его языковой способности. Средствами формирования языковой способности являются знаки языка (слова, морфемы, предложения), которые ребёнок получает из речи окружающих его взрослых в «готовом» виде благодаря имеющемуся у него языковому чутью (или лингвистическому инстинкту), которое также развивается по мере становления языковой способности и, в конечном счёте, лингвистической компетенции в целом. Путь формирования языковой способности лежит через постижение ребёнком закономерностей языковой системы к усвоению языковой нормы, к установке накладываемой языковым стандартом «системы фильтров» и ограничений в его речевой практике. Активное развитие языковой способности происходит в период детского речетвор-чества. Под речетворчеством понимается реализация креативного потенциала ребёнка в области языка, обусловленная его стремлением освоить системные закономерности в названной области: фонетические инновации (создание звукоподражательных слов), собственно словотворчество (детское словообразование -«изобретение» новых слов), смыслотворчество (конструирование новых лексических значений), формотворчество (образование новых форм).Истоки детского речетворчества (кроме формотворчества) следует искать в мотивированности слова как проявлении взаимообусловленности его звучания и значения. Освоение ребёнком лексического значения слова, которое на первых этапах можно рассматривать как набор часто произвольно сосуществующих компонентов семантики, происходит через освоение системного значения слова, которое порождает в языковом сознании ребёнка стремление осмыслить и переосмыслить имеющийся в национальном языке опыт и является причиной возникновения словотворчества, т.е. изобретения новых слов - объяснимых, логичных и максимально мотивированных.Выявление механизма мотивации производного слова - важнейшая проблема современной мотиволо-гии. В рамках изучения указанной проблемы было проведено исследование возможностей осознания мотивированности детских речетворческих инноваций другими детьми того же возраста. Указанные инновации (или ненормативные «детские образования» [1]) были собраны экспериментальным путем в процессе профессиональной деятельности исследователя.Известно, что способность к осознанию мотивированности слова не является врождённой, а формируется у ребёнка по мере развития его языковой способности. На ранних этапах развития языковой способности компоненты фонетического, грамматического и семантического уровней языковой способности интегрируются в языковом сознании не одновременно, не последовательно, а с преобладанием компонентов то одного, то другого уровня [2], и можно предполагать, что осознание ребёнком внутренней формы наименования проходит примерно такой же путь, как и формирование навыка языковой номинации: от нерасчленённых и неосознаваемых «звуковых комплексов» [3] - к компонентам фонетического, грамматического и лексического уровней языковой способности, и что осознание мотивированности детских речетворческих инноваций другими дошкольниками может быть не комплексным, а фрагментарным и даже парадоксальным. Внутренняя форма слова определяется как «фоно-семантическая структура слова, позволяющая осознать взаимообусловленность его звучания и значения» [4. С. 16].В рамках первого этапа эксперимента информантам 4-7 лет предъявлялись слова с заданием образовать от них уменьшительно-ласкательные формы, увеличительные формы, названия детёнышей животных и птиц, глаголы от звукоподражаний, названия профессий людей из близкого детям социального окружения.Ситуация эксперимента предполагала, что испытуемые должны образовать производные слова (на речевом материале, хорошо понятном детям-дошкольникам) с обязательным использованием мотивировочного признака. Вопросы экспериментатора подкреплялись наглядными изображениями. В ходе эксперимента были опрошены дети четырёх, пяти, шести и семи лет, поскольку границы «старшего» и «младшего» дошкольного возраста в специальной литературе определены приблизительно.Так, на первом этапе эксперимента было предложено задание: «Назови ласково дом, кота, ёлку, шкаф, платье, воробья, туфлю, лису, стул» (слова были по-52добраны с учетом того, что их уменьшительно-ласкательные формы образованы в литературном языке по различным словообразовательным моделям).При анализе ответов, данных дошкольниками, в первую очередь были выявлены и подверглись анализу случаи мотивации, когда мотивированное слово отличается от узуального варианта словоупотребления. Для анализа результатов эксперимента была использована в качестве основы классификация детских речевых инноваций, разработанная М.В. Курышевой [5]. В соответствии с целями данного исследования эта классификация была уточнена и дополнена. В результате по итогам эксперимента нашли место следующие явления: нормативная мономотивация слова (лисонька, лисоч-ка) - обусловлена стремлением узуально объяснить значение слова через его форму с помощью одного структурного мотиватора периферийная мономотивация (семантический сдвиг) (лиска, лисик) - в значении мотивированного слова происходит актуализация периферийных сем, полимотивация (шкафичек) - новое слово образовано в результате использования одновременно двух структурных мотиваторов, номинация (создание неологизма) (лисунка, лисяка) - вызвана стремлением вербально обозначить объекты, действия, признаки, состояния, для которых в лексиконе ребёнка ещё нет знаков, а также смешение форм слова (форм единственного и множественного числа; женского и мужского рода), смешение слов, смешение понятий в результате неправильного декодирования знака на этапе освоения ядерного значения слова, варианты нормативного (узуального) словоупотребленияЭксперимент показал, что часто встречающиеся в повседневной речевой практике детей слова имеют меньшее количество вариантов выражения нового семантического оттенка посредством использования сегмента структурного мотиватора (они заменяются на варианты нормативного словоупотребления либо мотивируются стереотипно). Не встречающиеся в повседневной речевой практике слова, обозначающие реалии, выходящие за рамки социально-бытового окружения детей, вызывают трудности при наименовании. Следует отметить, что эти «трудности наименования» лежат за пределами освоения системных внутриязыковых отношений. Это трудности более раннего уровня речевого онтогенеза - отсутствие психологических представлений о предмете, который требуется обозначить посредством языкового понятия. Например, при выполнении задания обозначить детёнышей животных и птиц некоторые дети смешивают представления об утке и гусе; ягнёнке, козлёнке и телёнке и, соответственно, при образовании глаголов от звукоподражаний нередко путают глаголы «крякает» и «гогочет», «мекает» и «блеет».Самое большое количество лексических речевых инноваций отмечено в возрастной группе пятилетних. Информанты младшей возрастной группы (младшие дошкольники - четырехлетние) значительно чаще отказываются образовывать новую форму слова при возникающем у них затруднении, что, вероятно, указывает на недостаток накопленного в их языковом сознании грамматического материала, т.е. на недостаточно развитый пассивный (импрессивный) навык выражения требуемой семантики слова.Дети возрастной группы 5-6 лет испытывают затруднения на этапе генерализации значений, заменяя одним вариантом выражения мотивированнности слова другие возможные варианты при образовании наименований вновь встретившихся реалий: например, при образовании глаголов от звукоподражаний - «крячит», «гарчит», «мечет» и пр. по образцу «кукаречит» как первого использованного мотивированного слова в ответе на вопрос экспериментатора: «Как кричит петух? Что он делает?»У всех информантов отмечено смешение значений лексических сегментов «-чик-» и «-онок-» в группах «уменьшительно-ласкательное значение» и «детёныши животных», а также замещение семантической нагрузки в лексических сегментах «-ишк» и «-ейк», способных отражать одновременно несколько семантических оттенков.Таким образом, в ходе эксперимента было доказано следующее.1..Детской речи присуще явление множественной и периферийной мотивации слов. Наряду с нормативным вариантом мотивации и, соответственно, словоупотребления дети часто используют «ненормативные», периферийные мотивационные модели и привлекают лексические сегменты, соответствующие морфемам, не свойственным языковой системе.2..При выполнении задания в ходе эксперимента наряду с автоматически протекающими операциями были зафиксированы речевые процессы импровизационного свойства, обозначенные при анализе результатов эксперимента как процессы «моделирования» или «конструирования» мотивированного слова.3..Процесс словотворчества регулируется внутренними мотивами и базируется на языковом чутье ребёнка. Языковым чутьём («лингвистическим инстинктом») объясняется явление «прямого моделирования слова», выявленное в рамках отмеченных в детской речи явлений периферийной мономотивации и номинации при образовании увеличительных форм существительных, когда инновации образуются детьми путём простого сложения лексического (корневого) и структурного сегментов с учётом мотивированности наименования семантическим оттенком, содержащимся в структурном сегменте, например: рукаще (рука+ще). Необходимо отметить, что также осуществлялся поиск вариантов выражения семантического оттенка супплетивным способом, как в случае «овца-ягнёнок», при образовании названий детёнышей животных и птиц.В ходе эксперимента было выявлено, что степень сформированное™ языковой способности у информантов «младшего» и «старшего» дошкольного возраста оказалась различной. Более того, анализ ответов участвовавших в опросе шести-семилетних информантов, посещавших одну и ту же группу общеобразовательного детского сада, проходивших одно и то же обучение, показал, что у семилетних детей словотворческая интенция оказалась значительно ниже, а уровень обучен-ности - значительно выше. Указанный факт подтверждается результатами сопоставительного анализа данных, полученных при опросе одних и тех же дошкольников в разные возрастные периоды формирования речи (в старшей и подготовительной группах): слово-53творческая интенция у дошкольников к семи годам снижается.При выявлении закономерностей и последовательности формирования механизма мотивации слов русского языка в речевом онтогенезе дошкольников отмечено явление «перебора значений», для изучения которого было проведено кросс-секционное исследование. Эксперимент включал опрос с использованием иллюстраций с целью наименования изображённых на них предметов и людей.К кросс-секционному исследованию были привлечены информанты 4-7 лет, не участвовавшие в первом эксперименте. Младшие дошкольники пытались обозначить объекты, изображенные на предъявляемых иллюстрациях, через повседневные, «бытовые» отношения, используя слова, несущие универсальную смысловую нагрузку: дядя, папа, тётя и т.д. Старшие дошкольники активно включались в выполнение задания, стремясь представить экспериментатору все возможные варианты выражения значения изображённой на иллюстрации реалии. Часто информанты сомневались в том, что «сконструированное» слово точно соответствует реалии, и предлагали одновременно несколько вариантов, например: - Это барабанщик, гитарщик и трубщик... Нет, трубщист; - Это учительница, парикмахерица, сапожник, художник, каменщик, пиличник/пилемник (изображение человека в столярной мастерской).В ходе эксперимента у старших дошкольников были зафиксированы варианты «перебора значений» при попытках наименования предложенных реалий. Подтверждённое ходом эксперимента явление «перебора значений», заключённых в лексических сегментах, которые дети использовали для мотивации слов по заданию экспериментатора, отмечается и в произвольной, нестимулированной детской речи.Механизм мотивации слова («моделирование» новых слов из уже имеющихся фрагментов «старой» лексической основы и новых оттенков, выраженных в семантике различного рода структурных сегментов, на основе осознания формально-смысловой связи), безусловно, требует от говорящего последовательного выполнения нескольких операций: операции подбора (сегмента-форманта), операции «примеривания» («подбор» значения), операции выбора (дифференциации значения). Выделяется ряд этапов формирования механизма мотивации слов в рамках становления более общей - языковой способности, являющейся необходимым условием лингвистической компетенции ребенка.1-й этап - «нащупывание» лексической мотивированности (для этого этапа характерен интуитивный поиск значения, наблюдаемый в явлении прямого моделирования и в различных вариантах смешения значений).2-й этап - «генерализация» значения в мотивирующем фрагменте слова - своеобразная апробация лексического значения, заложенного в соответствующем сегменте, освоение различных нюансов мотивированности при использовании одного и того же сегмента.3-й этап - «примеривание» значения в поиске наиболее точной мотивации слова при наиболее полном выражении творческой интенции.4-й этап - освоение речевого стандарта, выражение мотивированности слова в рамках нормативного варианта словоупотребления.На следующем этапе эксперимента задача состояла в выявлении возможности осознания семантики детских речетворческих инноваций и особенностей мотивированности детских номинаций, полученных в ходе первого эксперимента, другими дошкольниками в возрасте 4-7 лет. Особый интерес представляло то, каким образом будет объяснена мотивированность инноваций представителями этой же возрастной группы, языковая способность которых находится на той же стадии формирования, что и у опрошенных ранее дошкольников.Так, например, речетворческие инновации верблю-жика, овчишка, котейка, воробейка, воробьишко, сту-лишко, стулёнок, шкафёнок, туфлёнок, гусячит, муму-чит, крякарекает, мурмякает, кукаречит, отобранные для предъявления информантам с целью объяснения мотивированности, образованы в результате множественной мотивации слова, а также в результате периферийной мотивации.Предполагалось, что основным условием возможности осознания мотивационных связей речетворческих инноваций станут языковая интуиция и языковая рефлексия дошкольников. Таким образом, исследованию подверглась гносеологическая функция, которая в данном контексте позволяет выявить способность ребёнка сопоставлять значение и звучание слова.Ответы информантов показывают, что значительная часть опрошенных осознаёт мотивированность детских речетворческих инноваций.Так, мотивированность инновации «воробейка» была осознана 48 информантами, что составляет 47,5% от общего количества участников эксперимента; мотивированность инновации «мумучит» как голосовая реакция коровы (телёнка) была осознана 84 дошкольниками, что составляет 82% от общего количества опрошенных; мотивированность инновации «крякаречит» осознало 90% информантов (92 дошкольника). При осмыслении мотивированности речетворческих инноваций дошкольники, опираясь на языковую рефлексию, стремятся к осознанию, в первую очередь, структурной мотивированности слова. Например, при выявлении мотивированности инновации «воробейка» информантами были выявлены следующие варианты мотивированности слова: «воробей-девочка», «маленький воробей», «воробышек», «ласковое обращение к воробью». В обозначенной инновации в качестве структурного мотиватора выступает сегмент -ейк в совокупности с окончанием -а. При объяснении мотивированности инновации «овчишка» информантами были выделены в качестве структурных мотиваторов сегмент -ишк с чередованием ц//ч на морфемном шве и предложены следующие варианты значений: «овечка», «маленькая овечка», «ласковое обращение к овечке», «тулуп, шуба из овцы», «собака», «овчарка», «сын овчарки», «зайчик», «попугайчик», «кто-то чихает», «кто-то лает». Последние четыре толкования следует обозначить как варианты объяснения мотивированности наименования через случайную, парадоксальную мотивацию. Под парадоксальной мотивацией в данном случае подразумевается осознание мотивированности внутренней формы слова на уровне сегмента лексического мотиватора, который по каким-либо причинам вычленяется информантом.54Результаты проведённого эксперимента показывают, что осознание ребёнком внутренней формы наименования проходит примерно такой же путь, как и формирование навыка языковой номинации: от нерасчле-нённых и неосознаваемых «звуковых комплексов» - к компонентам фонетического, грамматического и семантического уровней языковой способности.Механизм мотивации слова формируется в рамках развития языковой способности ребёнка, этапом активного становления которой является период детского речетворчества. Следует выделить две основные причины детского творческого отношения к слову и предельной мотивированности детских речевых «новообразований»: первая из них - произвольность существования в языке значительной части слов-наименований; вторая - ядерно-периферийная структура лексического значения слова. Первая причина детского словотворчества порождает стремление ребёнка к самостоятельной интерпретации, предельной мотивированности существующих в языке, «готовых» слов, попадающих в его лексикон. Второй из указанных причин обусловлена возможность выдвижения на первый план любого из компонентов ядерно-периферийной структуры лексического значения слов.Лексическое значение слова развивается по мере взросления ребёнка и видоизменяется в двух направле-ниях: изменяется его смысловое содержание (на первый план, в зависимости от возрастных особенностей, может быть выдвинут один из компонентов коннота-тивного значения слова), эволюционирует его системное развитие. Осознание системного значения слова происходит благодаря освоению ребёнком языковых знаков (в данном случае - морфем), которые одновременно являются средством формирования языковой способности. Освоение лексического значения слова порождает в языковом сознании ребёнка стремление осмыслить и «переосмыслить» принимаемую им эстафету поколений и является причиной возникновения словотворчества, т.е. изобретения новых слов: объяснимых, логичных и предельно мотивированных.При создании мотивированных номинаций в ходе экспериментального исследования, проведённого с целью выявления возможностей мотивированности производного слова, дошкольниками наряду с извлечением из языкового сознания «готовых» мотивированных единиц, удовлетворяющих условиям эксперимента, были использованы и операции импровизационного свойства, которые можно обозначить как «моделирование» или «конструирование» мотивированного слова в ситуации эксперимента. Было отмечено использование дошкольниками всех видов мотивированности наименований, вплоть до создания неологизмов.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 274
Ключевые слова
language capacity, preschool age children, speech ontogenesis, lexical motivation, языковая способность, дошкольники, речевой онтогенез, лексическая мотивацияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Фурман Наталья Геннадьевна | Институт международного образования и языковых коммуникаций Томского политехнического университета | преподаватель кафедры русского языка как иностранного | fuhrman@inbox.ru |
Ссылки
Лепская Н.И. Языковая номинация и процесс её становления у детей // Вестник МГУ. Филология. 1984. № 6. С. 15.
Блинова О.И. Русская мотивология. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. 48 с.
Курышева М.В. Проект словаря особенностей детской речи // Педагогическое образование в XXI веке: теория и практика. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. С. 286-292.
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М.: Наука, 1990. 170 с.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
