Эффективность управления государственным имущественно-земельным комплексом региона(на примере Томской области)
Эффективность управления государственным имущественно-земельным комплексом региона является одним из основных показателей результативности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Предлагается и обосновывается методика определения эффективности управления комплексом в экономическом разрезе.
Management efficiency of region property (an example of Tomsk region).pdf Одной из важнейших стратегических целей государ-ства в области создания условий устойчивого социально-экономического развития является эффективное исполь-зование земли и иной недвижимости. В связи с этим раз-работка методики расчета эффективности управления государственным имущественно-земельным комплексом региона является актуальной задачей в настоящее время.Государственный имущественно-земельный ком-плекс региона включает разнородные объекты управ-ления. Согласно Реестру государственного имущества Томской области на 31.12.2007 г. имущественно-земельный комплекс Томской области условно вклю-чал 2 группы:А. 4 354 объектов недвижимого областного госу-дарственного имущества первоначальной стоимостью 46 904 175,213 тыс. руб., остаточной стоимостью 24 717 627,874 тыс. руб. Из них:- 2 380 объектов первоначальной стоимостью 43 101 422,41 тыс. руб., остаточной стоимостью 21 686 437,496 тыс. руб. перераспределены между 259 имущественными комплексами областных госу-дарственных учреждений (далее - учреждения);- 586 объектов первоначальной стоимостью 649 191,743 тыс. руб., остаточной стоимостью 518 438,685 тыс. руб. перераспределены между 32 иму-щественными комплексами областных государствен-ных унитарных предприятий (далее - предприятия);- 33 объекта первоначальной стоимостью 658 651,516 тыс. руб., остаточной стоимостью 464 879,217 тыс. руб. перераспределены между 26 ис-полнительными органами государственной власти Томской области (далее - органы власти);- 1 355 объектов первоначальной стоимостью 2 494 909,544 тыс. руб., остаточной стоимостью 2 047 872,475 тыс. руб. составляют государственную казну Томской области.Б. 323 земельных участка общей площадью 6,6 тыс. га, на которые осуществлена государственная регистрация права собственности Томской области. Из них:- 6,1 тыс. га - земли сельскохозяйственного назна-чения;- 0,4 тыс. га - земли населенных пунктов;- 0,1 тыс. га - земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения.Для целей анализа областное государственное иму-щество, входящее в указанные группы, можно класси-фицировать по:- функционально-целевому признаку - имущество, необходимое для выполнения полномочий Томской области;- коммерческому признаку - имущество, временно или постоянно не используемое органами власти и уч-реждениями для выполнения полномочий Томской области.В соответствии с данными признаками определены основные цели управления государственным имущест-венно-земельным комплексом Томской области:1.Наличие у органов власти и учреждений необхо-димого и достаточного имущества для исполненияполномочий субъекта Российской Федерации.В рамках достижения данной цели деятельность на-правлена на передачу органам власти и учреждениям имущества, необходимого для выполнение полномочий субъекта Российской Федерации, а также организацию эффективного и рационального использования указан-ного имущества.Основными показателями достижения цели являются:- выполнение Программы приобретения имущества в собственность Томской области. Показатель предпо-лагает обеспечение органов власти и учреждений соб-ственным имуществом для выполнения возложенных полномочий;- достаточность областного государственного иму-щества, переданного органам власти и учреждениям, для выполнения полномочий субъекта Российской Фе-дерации. Показатель характеризует рациональность использования имущества в соответствии с установ-ленными нормативами. В случае наличия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества, оно изымается в госу-дарственную казну Томской области для перераспре-деления внутри государственного сектора либо прива-тизации (продажи).2.Отсутствие в собственности Томской областиизлишнего имущества, не связанного с выполнениемполномочий субъекта Российской Федерации.Временно не используемое для выполнения полно-мочий имущество передается по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управле-ния и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования. Земельные участки передаются по договорам аренды или бессрочного (срочного) пользования.Имущество, постоянно не используемое для выпол-нения полномочий субъекта Российской Федерации, подлежит отчуждению в федеральную или муници-пальную собственность либо предложению рынку че-рез приватизацию (продажу).Основными показателями достижения цели являют-ся:282•·выполнение Программы приватизации (продажи) областного государственного имущества. Показатель предполагает продажу государственного имущества в частную собственность с зачислением полученных средств в доходную часть областного бюджета;•получение неналоговых доходов в виде арендной платы от использования иной недвижимости, а также части прибыли предприятий, дивидендов от акционерных обществ с участием Томской области. Показатель ориентирован на вовлечение временно неиспользуемого государственного имущества, в котором имеется потребность Томской области для выполнения полномочий, в экономический оборот, а также повышение уровня доходности хозяйственных обществ с долей Томской области с целью извлечения доходов для пополнения областного бюджета;•достаточность областных земельных участков для выполнения полномочий субъекта Российской Федерации. Показатель предусматривает передачу временно не используемых земельных участков, на которые осуществлена государственная регистрация права собственности Томской области, в безвозмездное бессрочное (срочное) пользование либо аренду, а также продажу земельных участков, постоянно не используемых для выполнения полномочий Томской области;•ликвидация убыточных предприятий. Показатель предполагает уменьшение прямого государственного вмешательства в коммерческие сферы с развитой конкурентной средой, в которых неповоротливые с точки зрения принятия решений предприятия терпят убытки.Первая цель предполагает развитие имущественной базы для выполнения полномочий, вторая - эффективное управление данной базой через максимальное вовлечение имущества в экономический оборот либо принятие своевременных действий по недопущению его обременения долгами. Таким образом, эффективность управления государственным имущественно-земельным комплексом Томской области заключается в успешной реализации данных целей через достижение экономических показателей, их характеризующих.По мнению авторов, наиболее полно эффективности управления государственным имущественно-земельным комплексом Томской области соответствует понятие бюджетной эффективности, под которой понимается относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [1].Анализ научной литературы позволяет выделить следующие методы оценки бюджетной эффективности:1. Оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ) представляет собой инструмент систематической оценки положительного и отрицательного воздействия предлагаемых и существующих регламентов с целью повышения качества регулирующей политики [2].Ключевой и наиболее сложной частью проведения ОРВ является анализ издержек и выгод. В общем случае всегда предпочтительнее проведение полного и детального анализа всех издержек и выгод для каждой из возможных альтернатив регулирования. Посколькувоздействие регулирующего акта на экономику и общество не является одномоментным, а распределено во времени, то при проведении ОРВ требуется корректировка на временной фактор. Для этого используется так называемая социальная ставка дисконтирования.2.Финансово-экономическое обоснование (далее -ФЭО) - форма воздействия, преимущественно используемая для оценки изменений чистых денежных потоков, возникающих в результате реализации мер государственного регулирования, принятия нормативныхправовых документов, корпоративных программ, направленных на изменения в социально-экономическойсфере. Кроме проектирования бюджета, ФЭО широкоприменяется при разработке административных регламентов, социально-экономических программ и концепций, в законотворческой практике. В ходе ФЭО изменения механизмов управления проводится:•·анализ текущего состояния структуры доходов -расходов;•прогнозирование изменения расходов, доходов, рисков, связанное с изменением внешних и внутренних условий;•·построение модели для оценки прогнозируемого изменения социально-экономических показателей;•·выявление и оценка дополнительных выгод, прогноз социально-экономических последствий и эффектов.•·Разработка ФЭО позволяет обосновать необходимость принятия бюджета исходя из положительного воздействия на состояние учреждений, предприятий, хозяйственных обществ и общества в целом.•·3.Расчет чистого дисконтированного дохода (да•лее-ЧДД):•·ЧДД = £(Д,-Р,)х1/(1 + Е)\•·где JXt - доходы, полученные в t-м периоде; Р^ - расходы, полученные в t-м периоде; (J\t - Р^) - эффект, достигаемый в t-м периоде; Е - норма дисконта; / - период в рамках горизонта расчета (3, 6, 9, 12 месяцев); Т -горизонт расчета (календарный год - 12 месяцев с 01 января по 31 декабря).•·Оценка эффективности предполагает соизмерение разновременных показателей, которое осуществляется на основе приведения (дисконтирования) их ценности в начальном периоде. В качестве точки приведения принимается момент окончания периода расчета. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта.•·Если ЧДД положителен, управление считается эффективным (при данной норме дисконта).•·По своей сути первые два показателя представляют собой комплексы мероприятий по расчету бюджетной эффективности. Третий показатель может быть использован с любым из первых двух.•·Из анализа рассмотренных методов можно сделать вывод, что единого метода оценки бюджетной эффективности и как следствие эффективности управления государственным имущественно-земельным комплексом не существует.•·Исходя из классического определения, бюджетная эффективность заключается в превышении доходов регионального бюджета над расходами в части управ-•·283•·ления и распоряжения государственным имуществом. Анализ доходов бюджета от управления государственным имущественно-земель-ным комплексом региона включает налоговую и неналоговую составляющие:•·ДБ=НД + Н, где ДБ - доход бюджета; НД - неналоговые доходы бюджета; Н - налоги и сборы, подлежащие перечислению предприятиями, учреждениями и хозяйственными обществами в региональный бюджет.•·В свою очередь, неналоговые доходы бюджета состоят из:•·НД = ЧПП + ДХО + ДНИ + ДИЗ + ДП, где ЧПП - часть прибыли (чистой) предприятий, подлежащая перечислению в государственный бюджет;•·ДХО - дивиденды (часть прибыли) от хозяйственных обществ с участием государства; ДИИ - доходы от использования имущества (передачи по договорам аренды, доверительного управления и т.д.); ДИЗ - доходы от использования земли (предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду и продажа права на заключение договоров аренды указанных земельных участков); ДП -доходы от приватизации (продажи) государственного имущества, в том числе государственных пакетов акций. В настоящем анализе экономической эффективности в первую очередь необходимо рассмотреть неналоговые поступления как характеризующие эффективность деятельности региональных властей.•·•·Неналоговые доходы бюджета за 2005-2007 гг., тыс. руб.•·Таблица 1•·Наименование показателя200520062007ЧПП6 9249 16011 535,9ДХО1 19512992 249,2ДИИ60 50062 06660 925ДИЗ252 854271 597271 805,1ДП10 647,7679 021,9957 054,22Итого33 2120,76423 143,99403 569,42Из табл. 1 следует, что доходы бюджета Томской области от управления государственным имущественно-земельным комплексом за 2005-2007 гг. возросли в 1,2 раза. В частности, вследствие изменения подходов к управлению предприятиями и хозяйственными обществами повысились отчисления части прибыли и начали выплачиваться дивиденды. Так, за 2005-2007 гг. отчисления части прибыли предприятий возросли в 1,7 раза. В свою очередь, дивиденды выросли в 1,9 раза.Наблюдается рост доходов от приватизации (продажи) государственного имущества, не используемого для выполнения государственных функций. Так, доходы от приватизации (продажи) государственного имущества за 2005-2007 гг. возросли в 5,4 раза.В то же время произошел переход от приватизации временно не используемого государственного имущества к поиску направлений его использования через вовлечение в государственно-частное партнерство, передачу в аренду в целях эффективного использования и получения дохода в бюджет. Доходы от использования государственного имущества (передача по договорам аренды) напрямую зависят от полноты информации обих количестве, физическом состоянии и реальной стоимости. В целях уточнения такой информации органами власти неоднократно в рассматриваемом периоде проводилась инвентаризация объектов недвижимости, включающая проверку их наличия в государственной казне области и числящихся на балансах предприятий и учреждений.Для целей настоящего исследования расходы бюджета по управлению государственным имущественно-земельным комплексом региона включают:РБ = PC + РУ + РП + PC + РЗ + РПИ, где РБ - расходы бюджета; PC - расходы на содержание управленческого аппарата (уполномоченного органа власти, подведомственных учреждений); РУ - расходы на управление (оценка, техническая паспортизация, государственные пошлины, технический контроль, аутсорсинг и т.д.); РП - расходы по приватизации (подготовка объекта); РРС - расходы на ремонт и содержание объектов государственного имущества; РЗ - расходы по земле (межевание, кадастровая паспортизация, оценка и т.д.); РПИ - расходы на приобретение имущества в государственную собственность.Расходы бюджета за 2005-2007 гг., тыс. руб.Таблица 2Наименование показателя200520062007Расходы на содержание17 88019 37625 214Расходы на управление3 81510 70614 470Расходы по приватизации422291150Расходы на ремонт и содержание объектов7 6008 25410 740Расходы по земле5 542--Расходы на приобретение имущества204 135,3826 685,5847 303Итого239 394,3865 312,5897 877В табл. 2 представлены основные расходы по управлению государственным имущественно-земельным комплексом Томской области:- проведение технической инвентаризации и государственной регистрации права собственности Томской области на объекты недвижимого имущества;284•·формирование и исполнение Программы приобретения имущества в собственность Томской области;•·оценка государственного имущества в целях предоставления по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, социального найма и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования, а также приватизации (продажи);•·заключение договоров на охрану, коммунальное обслуживание областных объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной казне Томской области;•·межевание и кадастровая паспортизация земельных участков.Исходя из данных, представленных в табл. 1 и 2, бюджетная эффективность управления государственным имущественно-земельным комплексом Томской области за 2005-2007 гг. представлена в табл. 3.Таблица 3 Эффективность управления за 2005-2007 гг., тыс. руб.Показатель200520062007Бюджетная эффективность92 726,38357 831,41305 692,42Можно сделать вывод о том, что управление государственным имущественно-земельным комплексом Томской области в 2005-2007 гг. в абсолютном выражении экономически эффективно.Предложенная методика, учитывая возможность количественного выражения некоторых качественных показателей, может быть предложена для расчета бюджетной эффективности управления государственным имущественно-земельным комплексом регионов России.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 314
Ключевые слова
management efficiency, budget accounts, budgets income, region property, расходы бюджета, эффективность управления, доходы бюджета, государственное имуществоАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Зеленцов Александр Викторович | Департамент по управлению государственной собственностью Томской области | председатель комитета по учету и использованию имущества | Alekz_777@mail.ru |
Хлопцов Дмитрий Михайлович | Томского государственного университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии экономического факультета | tokko@mail.tomsknet.ru |
Ссылки
Оценка регулирующего воздействия. Режим доступа: <http://deregulation.ru/deregulation/subject/ria> ru.html
Википедия: Свободная энциклопедия. Бюджетная эффективность. Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki>
