Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условияхсовременного российского общества | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326.

Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условияхсовременного российского общества

Рассматриваются проблемы профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях модернизации высшего медицинского образования. При подготовке статьи использовался материал, собранный в рамках проекта «Исследование социальной адаптации студенческой молодежи» в Новосибирском государственном медицинском университете.

Problems of forming students' professional identity in medical institutes of higher education in the conditionsof modern Russian society.pdf В современном российском обществе экономика ра-ботает по новым моделям в условиях новой ситуации социально-психологической адаптации населения, ост-ро стоят вопросы о том, как должно развиваться меди-цинское образование в условиях экономического кризи-са, а затем в посткризисном периоде. Актуальность раз-вития новых подходов в формировании нового поколе-ния врачей и сохранения профессиональных традиций в российской медицине определяется критическим со-стоянием здоровья населения нашей страны, а также требованиями государства, общества и правилами Бо-лонского процесса - единство образования, научных исследований, клинической практики. Необходимость изменений и применение инновационных технологий в обучении студентов медицинского вуза в настоящее время связано с непреодолимым падением показателей здоровья и продолжительности жизни населения, что может привести к потере 30% населения России к 2050 г. [1]. Принципиально важно, что «имеющееся у нас знание прошлого в соединении с тем, что нам от-крывает наша современная эпоха по отношению как к прошлому, так и к будущему, позволяет нам осмыслить ход исторической жизни человечества» и наметить кон-цепцию медицинского образования в вузе [2].Формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза происходит в условиях, которые инициируют гистерезис. Понимая гистерезис как явление запаздывания социального поведения [3], можно говорить об инертности и неразвитости иннова-ционных стратегий в большинстве структур российско-го здравоохранения.Условия эти предполагают внедрение современных технических средств в медицине и дегуманизацию вра-чебной деятельности, неэффективное преобразование советской модели здравоохранения с равным доступом всех категорий населения к медицинской помощи, сни-жение качества медицинской помощи. Гистерезийный характер поведения наблюдается у врачей и преподавате-лей старшего поколения, чей профессиональный габитус оказался профессионально плохо адаптированным к но-вой системе социальных отношений в здравоохранении и гистерезис здесь может быть отождествим с устойчиво-стью ценностно-нормативных ориентиров.Безусловно становится важным вопрос не «что де-лать», а «с чего начать» формирование профессиональ-ной зрелости, ответственности и профессиональной идентичности студентов медицинского вуза. В услови-ях современного общества работа будущих выпускни-ков медицинского вуза во многом усложняется еще и потому, что требуются врачи с новым социальным и профессиональным мышлением. У выпускников меди-цинского университета появляется теперь альтернатива выбора работы - в государственной системе здраво-охранения или в системе платных медицинских услуг.Специфика профессиональной идентичности сту-дентов, занимающихся по медицинским специально-стям, также актуализирует для них такие свойства личности, как умение сотрудничать в условиях конку-ренции, способность к самореализации в сложных со-циальных ролях, готовность к профессиональной инте-грации, личностной саморегуляции и самоактуализа-ции «как операционального аналога личностной зрело-сти» [4]. Так, опрос студентов медицинских специаль-ностей 2007/08 уч. г. (620 человек - 1-4-й курсы) пока-зал, что уровень социальной пластичности как состав-ляющей самоактуализации [5] ниже 40 баллов - у 48% студентов, а развитие рефлексии как универсального механизма процесса саморегуляции на уровне 44 бал-лов (63% студентов).Профессиональная идентичность является одним из важнейших механизмов личностного освоения социаль-ной действительности студентами-медиками. Дефицит профессиональной идентичности не только дезинтегри-рует интрасубъектные механизмы саморегуляции лично-сти будущего врача, но и приводит к снижению необхо-димого для профессионального самоуважения уровня.Важно отметить, что сегодня можно уверенно говорить о том, что профессиональную идентичность студентов ме-дицинского вуза формируют следующие факторы:- профессионализм преподавателей;- наличие разработанного, развитого и верифици-руемого объема знаний;- профессиональные стандарты;- развитие профессионального самосознания.Важен и другой взгляд на составляющие профес-сиональной идентичности этой группы студентов, ко-торый заключается в том, что работа врача предпола-гает использование конгломерата знаний, почерпнутых из смежных областей:- это положения, заимствованные из области воз-растной психологии, социальной психологии, социоло-гии, антропологии;- знания социальной и клинической психиатрии, патопсихологии, поведенческой психотерапии;- использование наработок современной гендерной психологии, геронтологии;- методы, техники и технологии, пришедшие из ад-министрирования, социального прогнозирования и проектирования, медицинской статистики.Выбор методов исследования определялся характе-ром исследовательских задач - представление будуще-го врача о природе человека, понимание картины ми-42pa, формирование такого системного интегративного показателя, как профессиональная идентичность и дефициты профессиональной идентичности. Теоретические методы включали в себя анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов.Реформа школьного образования на современном этапе во многом исключает правильность выбора абитуриентами и создание серьезной мотивации при определении будущей профессии врача. Важной составляющей профессиональной идентичности в медицинском вузе будемсчитать начало самоопределения абитуриентов медицинского вуза на этапе выбора высшего медицинского учебного заведения, лечебной специальности.Опрос студентов лечебных специальностей (1-4-го курсов) в январе 2009 г. показал следующее распределение ответов на вопрос «При поступлении в НГМУ вы выбирали лечебные специальности по призванию (целенаправленно), под влиянием родителей, других обстоятельств, по совету друзей» (таблица). Всего было опрошено 620 студентов.Причины выбора лечебных специальностей бывшими абитуриентами НГМУПричина выбораЧастота ответов, % 1-й курс2-й курс3-й курс4-й курсПо призванию (целенаправленно)71,5696676Под влиянием родителей157,218,512,6По совету друзей33,86,57,3Под влиянием других обстоятельств, в т.ч. возможность жить в большом городе10,5 5,720 4,69 4,94,1 3,2Из таблицы очевидно, что большинство абитуриентов осуществляют осознанный выбор специальности. Однако через несколько лет обучения у части студентов формируется интрапсихический конфликт, снижение мотивации получения медицинского образования, отсутствие позитивного настроя на продолжение образования. Но сегодня можно говорить и о том, что в современных российских условиях отсутствуют какие-либо стандартизированные подходы определения состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических свойств личности будущего врача (Правила приема абитуриентов в российские вузы сегодня не предполагают представления какого-либо обязательного документа о состоянии здоровья и психофизиологическом статусе), что могло бы явиться первым фильтром на пути исключения профессионально непригодных студентов.Другой составляющей профессиональной идентичности студентов медицинского вуза является качество личностной толерантности, которая направлена на развитие способности независимого мышления будущих медиков, формирование знания социальных технологий разрешения конфликтов, приобретение навыков владения социальными технологиями в работе с пожилыми людьми с позиций знаний современной геронтологии, понимание тендерных аспектов в работе с пациентами, готовность быть открытым новым образовательным возможностям саморазвития личности. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности врача. Однако, как показывают результаты анкетирования, выпускники лечебных специальностей НГМУ (33%) только на последнем 6-м курсе начинают понимать характер предстоящего труда, осознают его интенсивность, приходит признание своей низкой толерантности в социальном пространстве медицинской деятельности, и некоторые (3-4,5%) студенты впервые осознают, что состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности не отвечают требованиям профессии.Традиционной когнитивной составляющей профессиональной идентичности будущего врача является профессиональная рефлексия студентов медицинского вуза, т.к. «никакая профессиональная деятельность иличностные новообразования в ней невозможны без когнитивной активности субъекта, направленной как на познание профессионального мира, так и на самопознание» [6. С. 105]. Будущему врачу необходима инте-риоризация качеств рефлексии как для осознания себя внутри профессиональной среды, так и для эффективного выстраивания интеракций с объектом своего труда -пациентом, для устранения содержательного разрыва между подготовкой в медицинском вузе и новыми требованиями профессионального пространства к врачу. Медицинское образование, выстроенное на принципах профессиональной рефлексии, предполагает:•·сравнительное изучение со студентами нескольких «неклассических теорий личности» как одного из оснований самопознания (рефлексия самопознания);•обучение студентов навыкам самопроблематиза-ции (рефлексия самоосознания);•·формирование социальной компетентности о ролевой структуре личности (рефлексия личностной социальной роли);•обучение эффективной организации межличностных интеракций (рефлексия самоэффективности в межличностных отношениях);•формирование представлений о внутреннем мире другого человека и понимания мотивации его действий в социуме (эмпатия как вид рефлексии);•·знакомство с алгоритмами усиления личностной мотивации в практике менеджмента собственной жизни (рефлексия мотивации поведения);•·развитие личностного самоутверждения как механизма саморегуляции личности (рефлексия саморегуляции и самоуправления).Рассмотрим лишь одну составляющую профессиональной рефлексии студентов медицинского вуза - личностное самоутверждение - как необходимый эффективный механизм профессионального функционирования, где смысл личностного феномена «самоутверждение» состоит в том, что «человек сам утверждает себя в себе» и субъектом самоутверждения является развивающаяся личность студента. В научный оборот термин «самоутверждение» был введен А. Адлером и соответствовал понятию «самоутверждение» в философских концепциях самоутверждения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, но в дан-43ной работе не стоит задача подробно изложить философскую предысторию проблемы. Для понимания в дальнейшем логики обучения рефлексивным технологиям студентов определим самоутверждение как механизм саморегуляции личности, включающий механизмы самопредъявления, самораскрытия и самовыраженияКоличественно можно представить дефицит самоутверждения личности студента как результат социально-психологического диагностического исследования по опроснику «Стратегия самоутверждения личности» [7], в котором оценивался уровень самоутверждения личности по четырем параметрам в вышеуказанной группе респондентов (п = 620):1))умение отказывать в просьбе (8 утверждений);2))общее самоутверждение:•·умение обратиться с просьбой, попросить о помощи (6 утверждений);•·выражение негативных чувств, мыслей (критика, гнев - 8 утверждений);3)выражение положительных чувств (радость, сочувствие - 8 утверждений);4)инициация социального общения (6 утверждений).Для респондентов вычислялись оценки принадлежности к группам:Iгруппа - тенденции к самоподавлению, дефицитразвития адекватной самооценки (аффективный компонент Я-концепции), низкий уровень рефлексии.IIгруппа - развитые конструктивные адаптивныестратегии, социальная пластичность как проявлениепсихокультурной зрелости; адекватный требованиямсоциума уровень рефлексии.III группа - тенденции склонности к доминированию, агрессивная социальная стратегия с возможными психокультурными деформациями личности по типу «социопатия», социальная непластичность, аномия и, следовательно, личностная дезинтеграция; низкий уровень рефлексии.По первому критерию в первую группу попали 42% респондентов, по второму критерию по результатам опроса во вторую группу - 35%, по третьему критерию - 23% респондентов.Таким образом, 65% студентов медицинского вуза не отвечают требованиям эффективной профессиональной социализации, включающей отсутствие психокультурных деформаций, профессиональную компетентность и социальную ответственность, навыки понимания себя и требований других людей, сознательное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения для достижения профессиональных целей. Поэтому в медицинском вузе сегодня стоит одна из главных задач- это подготовка будущих врачей социально мобильными в соответствии с требованиями практического здравоохранения, с учетом процессов, происходящих в области охраны здоровья граждан.Подводя итог, можно сказать, что активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза, изменение мировоззренческой ориентации нового поколения врачей являются залогом успеха реформ в российском здравоохранении и, как следствие, возможности сохранения здоровья российского населения.

Ключевые слова

habitus, professional reflection, hysteresis, motivation of getting medical education, professional identity, профессиональная рефлексия, мотивация получения медицинского образования, психофизиологические свойства личности будущего врача, габитус, гистерезис, профессиональная идентичность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гуляевская Наталья ВениаминовнаНовосибирский государственный медицинский университет Росздравакандидат социологических наук, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы, декан факультета социальной работыnavg@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Никитин Е.П., Харламенков Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 224.
Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва; Ярославль: ЯрГУ, 2001. С. 104-128.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. СПб.: Евразия, 1997. С. 106.
Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская А.П. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. С. 44.
Kapitza S.P. Population dynamics and future of word // Proc. of the 44 th Pugwash conf. on science and word affairs. Towards a war-free word. Singapore: Word Sientific., 1995.
Gary Hamel. Opinion Strategy Innovation and the Quest for Value // Sloan Management Review. Winter 1998. Р. 7-14.
Фролов А. По ком звонит «скорая» // Вечерняя Москва. 11 августа 2005 г.
 Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условияхсовременного российского общества | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326.

Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условияхсовременного российского общества | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326.

Полнотекстовая версия