Система сквозного мониторинга реализации программ социально-экономического развития территории ...
Оценка программ развития является условием повышения качества и эффективности управления территорией. Рассматривается методика оценки программ местного экономического развития, основанная на сквозном интегрированном подходе. Оценка проводится с точки зрения внешней и внутренней согласованности программ разного уровня.
System of end-to-end monitoring of programs of social and economic development of territory realisation.pdf Среди основных подходов к разработке программ социально-экономического развития территорий выде-ляются программно-целевой подход; диффузионный подход; подход, основанный на балансе интересов ме-жду основными хозяйствующими субъектами; геоэко-номический подход.Среди основных трудностей, возникающих при раз-работке программ и их реализации, следует выделить формирование системы целей, требующей принятия и согласования решений сразу на нескольких уровнях. Согласование целей должно обеспечиваться как по го-ризонтали, так и по вертикали, поскольку, как показы-вает практика, цели (задачи) часто носят противоречи-вый характер. Проблемы согласования вертикальных связей (государство - регион - муниципальное образо-вание) обусловлены сложностью и многообразием це-лей, решаемых на разных уровнях, и необходимостью поиска компромисса со стороны всех основных групп носителей интересов. Более того, в силу сложности и многоплановости задач по управлению развитием ре-гиона с учётом его специфики невозможно создание единой, универсальной и общепризнанной методики оценки программ социально-экономического развития территорий. Целесообразно вести речь лишь о подхо-дах к проведению разработки и оценки программ, ис-пользование которых приемлемо при соблюдении об-щих принципов и логики оценочной деятельности. В связи с этим считаем целесообразным применение сквозного интегрированного подхода как в процессе разработки программ социально-экономического раз-вития, так и на стадии оценки их реализации.Сквозной интегрированный подход позволяет обес-печить согласованность используемого инструмента-рия на всех уровнях планирования (целей, задач, пока-зателей, индикаторов и т.д.), а также их увязку (инте-грацию) по уровням иерархии рассматриваемых объек-тов территории (муниципальный район-регион). При этом согласованность рассматривается как внешняя и внутренняя согласованность, оценка каждой из них проводится с точки зрения: непротиворечивости; адек-ватности; релевантности и сопоставимости.Интегрированная оценка, как правило, осуществля-ется с позиций сочетания основных аспектов развития системы: социальных, экономических и экологических. Интегрированность рассматривается с позиции согла-сованности целей, задач, мероприятий программы со-циально-экономического развития муниципального образования и региона. Таким образом, интегрирован-ность отождествляется с внешней согласованностью,т.е. с согласованностью основных тенденций развития. Внутренняя согласованность трактуется, прежде всего, как согласованность всех элементов системы (террито-риального образования соответствующего уровня) меж-ду собой. Хотя на уровне региона внешняя согласован-ность (интегрированность) и внутренняя согласован-ность становятся тождественными понятиями, что, по нашему мнению, не противоречит системному подходу.При рассмотрении соотношения между оценкой и мониторингом ограничимся констатацией, что оценка региональных и муниципальных программ развития -это управленческий инструмент, предназначенный для принятия своевременных и качественных управленче-ских решений, а основная задача мониторинга заклю-чается в предоставлении необходимой информации для принятия управленческих решений текущего характера и формировании базы для оценки и подготовки страте-гических решений.Управление развитием конкретной территории стал-кивается с недостаточной разработанностью инструмен-тария организации мониторинга и оценки реализации программ социально-экономического развития. Исполь-зование сквозного интегрированного подхода к формиро-ванию системы сквозного мониторинга, учитывающего характеристики различных видов мониторинга, позволяет повысить эффективность управления реализацией страте-гических документов на территории различных муници-пальных образований и региона в целом.Важной отличительной характеристикой сквозного мониторинга является то, что он должен проводиться не только систематически, но и представлять собой систему, включающую:- данные всех подсистем, входящих в большую сис-тему, какой является муниципальное образование или регион;- обеспечение выхода на мониторинг соответст-вующих подсистем более высокого уровня территори-ального образования;- отражение специфики конкретного территориально-го образования посредством наличия наряду с блоком обязательных характеристик блока дополнительных.Сквозной мониторинг может быть представлен как многоуровневая система: сквозной мониторинг посе-ления - как часть сквозного мониторинга муниципаль-ного района; сквозной мониторинг муниципального района - как часть сквозного мониторинга региона и сквозной мониторинг региона в целом, включающий сквозные мониторинги территориальных образований более низших уровней.156Именно системность позволяет обеспечивать муниципальное образование необходимой информацией о состоянии системы в динамике, выявлять и прогнозировать возможные направления ее трансформации. Более того, процесс оценки в рамках сквозного мониторинга ориентирован не на ранжирование территориальных образований по принципу «лучшее - худшее», а на возможность своевременной корректировки.Важность системы сквозного мониторинга определяется его основными функциями:-наблюдение за реализацией программы социально-экономического развития конкретного территориального образования в увязке с реализацией программырегиона в целом на основе установленной системы показателей (индикаторов);-определение степени отклонения фактическихданных от предусмотренных в процессе достижениясистемы целеполагания программы;•·проведение диагностики с целью выявления достигнутых результатов, причин появления проблем в управлении и представлений о возможных направлениях их решения;•·выработка оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности территориального образования в соответствии с поставленными стратегическими целями и плановыми показателями;•обеспечение регулярной текущей корректировки целей и показателей развития территориального образования.Для того чтобы выполнялись требования сквозного интегрированного подхода к построению системы сквозного мониторинга, необходимо обеспечить организацию информационной системы, которая должна:•·быть достаточно гибкой, чтобы удовлетворить разнообразные потребности различных участников мониторинга на каждом уровне территориальных образований;•·обеспечивать участников мониторинга информацией об основных характеристиках (показателях) реализуемой системы программ (регион - район - поселение);•·выявлять взаимосвязь между элементами мониторинга программ как системы;•·представлять информацию в стандартизированной форме;-идентифицировать реальные и потенциальныепроблемные ситуации.Новизна данного подхода заключается в интеграции всех элементов организационного механизма процесса мониторинга, которые, как правило, применяются в управлении регион - район - поселение поэтапно и/или изолированно.В процессе проведения мониторинга все индикаторы увязываются определённым образом:1))цель - индикаторы целей;2)задачи - показатели задач;3))мероприятия - показатели оценки эффективности исполнения мероприятий.Для того чтобы цели не смешивались со средствами их достижения, в программном документе ожидаемые результаты сформулированы не как некий процесс, а как параметры статичной, конечной ситуации, к которым надо стремиться.Важность реализации сквозного интегрированного подхода в системе сквозного мониторинга обусловлена тем, что недостатки, выявленные для программ отдельных территориальных образований, значительно усиливаются с учётом их взаимосвязи с другими программами региона в целом, не позволяя обеспечить необходимую эффективность достижения целей развития как отдельных территориальных образований, так и всего региона.Объектами сквозного мониторинга являются основные составляющие внутренней и внешней среды, системообразующие связи, позволяющие территориальному образованию соответствующего уровня существовать как целостной открытой системе.Сквозной мониторинг обеспечивает анализ состояния и динамики развития каждого муниципального образования, выявление трансформационных процессов, а также сопоставление с другими территориальными образованиями данного региона, средними показателями по стране.Полученная в результате реализации системы сквозного мониторинга информация позволит более качественно анализировать реализацию программ социально-экономического развития в регионе, выявлять наметившиеся тенденции, отклонения от поставленных целей/задач и совершенствовать процесс территориального планирования.Система сквозного мониторинга призвана помочь оценить, в какой мере система стратегического планирования региона (регион - район - поселение) учитывает и реализует следующие принципы:•·принципы системности;•принципы синергетики;•принципы комплексности;•принципы корректности и адекватности;•принципы мультипликативности.Оценка качества стратегического планирования территориального образования на основе системы сквозного мониторинга, включая все её уровни и элементы, призвана сформировать представления по основным его направлениям. Остановимся на некоторых из них:1. Выбор (в том числе его обоснованность) подхода к разработке программы социально-экономического развития. Насколько это согласуется:•·с социально-экономической ситуацией территории соответствующего уровня и региона в целом и тенденциями развития;•·конкурентными преимуществами территории соответствующего уровня в настоящее время и в перспективе по отношению к другим территориальным образованиям данного региона, а также к граничащим с ним регионов;•·определением основных (основного) участников процесса развития по различным направлениям территории соответствующего уровня и региона в целом;•·приоритетами социально-экономического развития территории соответствующего уровня и всего региона.•·Система сквозного мониторинга обеспечивает проведение рейтингования всех территориальных образований региона по различным направлениям. Естественно, система сквозного мониторинга должна функционировать в оперативном режиме, что невозможно без её автоматизации. Это позволит всем участникам•·157•·процесса реализации программ социально-экономического развития своевременно вносить коррективы, тем самым повышая эффективность реализации программ.•·2. Диагностика состояния и перспектив конкретной территории. Должна быть обеспечена полнота представления о конкретном территориальном образовании, его специфике и месте в развитии всего региона, включая следующую информацию:•·описание положения территориального образования и его основные географические характеристики, в том числе территориально-административное деление, полезные ископаемые и т.д.;•основные социально-экономические показатели в динамике;•отраслевая структура экономики, её рациональность;•·основная инфраструктура территориального образования;•·обзор программ и проектов, реализуемых с привлечением различных источников, в том числе и с учётом софинансирования;•выбор (в том числе обоснованность) стратегических приоритетов развития, исходя из: сильных сторон и возможностей, реализация которых в сроки, предусмотренные программой, не предполагает существенных усилий по привлечению необходимых ресурсов; временного аспекта конкурентных преимуществ; возможностей нивелирования негативного влияния слабых сторон;•описание критических проблем для каждого из приоритетных направлений, а также перечень основных направлений политики по их устранению или нивелированию.Сквозной мониторинг призван помочь выявить и изучить тенденции развития конкретного территориального образования и степень их согласованности с тенденциями развития региона в целом через индикаторы текущего состояния территориального образования и региона, а также определить их возможные изменения в будущем (как желательные, так и нежелательные).Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 августа 2009 г.3.Потенциальные участники процессов разработкии реализации программы. Насколько выбор обеспечил:•·полноту охвата потенциальных участников процессов разработки и реализации программы;•полноту охвата реально заинтересованных участников процессов разработки и реализации программы;•возможности расширения участников данных процессов;•устойчивость баланса интересов участников обозначенных процессов;•общественную значимость принципов, лежащих в основе деятельности участвующих сторон;•·мотивацию каждого участника и её непротиворечивость общественно признаваемым ценностям и принципам социальной справедливости.•·4.Система программных мероприятий по направле•ниям, соответствующим стратегическим приоритетам.•Насколько она обоснована и учитывает:•·необходимость подобных действий (причины);•целевую направленность (её качество) мероприятий;•·альтернативные варианты различных видов деятельности по достижению каждой цели;•·•·наличие механизма отбора приоритетных видов деятельности (в том числе и обоснованность критериев отбора);•ожидаемые результаты, в том числе по каждому из участников процесса разработки и реализации программы;•степень согласованности мероприятий федеральных, межрегиональных, региональных и муниципальных программ, реализуемых на данной территории;•корректность расчётов эффективности реализации мероприятий;•оценку экологического, экономического, социального эффектов.Таким образом, сквозной интегрированный подход при формировании и реализации системы сквозного мониторинга позволяет выявить недостатки программ социально-экономического развития муниципальных образований, степень их внутренней и внешней согласованности и повысить эффективность стратегического управления территориальных образований разного уровня.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 235
Ключевые слова
согласованность, сквозной интегрированный подход, мониторинг, внешняя согласованность, внутренняя согласованность, программа социально-экономического развития, monitoring, end-to-end integrated approach, consensus, external consensus, internal consensus, program of social-economic developmentАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Рощина Ирина Викторовна | Томский государственный университет | доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой национальной экономики экономического факультета | riv58@mail.tsu.ru |
Мозголин Борис Сергеевич | Томский политехнический университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента инженерно-экономического факультета | econ@tomsk.gov.ru |
Ссылки
