Полиэтническая образовательная среда вуза как объектпсихолого-педагогического исследования | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326.

Полиэтническая образовательная среда вуза как объектпсихолого-педагогического исследования

Представлен теоретический анализ понятий «поликультурное образование», «мультикультурное образование», «полиэтническое образование». Раскрывается актуальность вопроса о влиянии полиэтнической образовательной среды вуза на развитие личности

Polyethnic educational environment of a higher school as an objectof psychological-pedagogical research.pdf Обращаясь к исследованиям в области этнопсихо-логии, этнопедагогики, социальной психологии по про-блеме роли этнокультурной компетентности и толе-рантности в межэтнических взаимодействиях в услови-ях образовательной среды, можно заметить, что все они направлены преимущественно на понимание того, как развивать этнокультурную толерантность и сгла-живать межэтнические противоречия (Л.Н. Бережнова, Н.М. Борытко, Г.Н. Волков, Т.В. Поштарева и др.).Современная социокультурная реальность характе-ризуется полиэтничностью [1], что связано в первую очередь с тем, что Российская Федерация является многонациональной страной: современную специфику полиэтнической среды России составляет высокий уро-вень миграции людей из бывших Союзных республик. Полиэтничное общество понимается как общество со-циального разнообразия, в котором представители раз-личных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновремен-ном сотрудничестве друг с другом в укреплении обще-ственного единства.Вместе с этим мы наблюдаем возрастающий инте-рес людей, представителей того или иного этноса к своей культуре, языку, традициям, истории своего на-рода: в настоящее время появляются и функционируют различные этнические сообщества, диаспоры и нацио-нальные центры («Туган тел» - татарский центр, Ко-рейский культурный центр, Киргизское общество и многие другие в Сахалинской области).В таких сообществах различные этнические группы организуют и отмечают национальные праздники, об-мениваются своими впечатлениями о жизни в новом регионе, своим опытом, помогают и поддерживают друг друга, обучают молодое поколение языку, исто-рии своего народа, национальным обычаям и обрядам, национальному танцу, рукоделию, т.е. сохраняют тра-диции и культуру этноса.Поскольку государство является полиэтничным, включающим существование множества этнических общностей, то одной из первостепенных задач и госу-дарства в целом и образования в частности является создание условий для познания и понимания культур других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам и расам, при сохранении самобытности каждой культу-ры, каждого этноса отдельно.В.И. Слободчиков определяет образование как «универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизмсвязывания нацело некоторой общности людей и спо-соба их жизни, передачи и сохранения норм и ценно-стей общей жизни во времени» [2. С. 4].Вместе с тем образование неразрывно связано с об-щественными процессами и трансформациями. Именно социокультурные изменения приводят образование к определенному общественному запросу. Особо акту-альным выступает вопрос о формировании специфич-ности образовательной среды в полиэтническом госу-дарстве. Проблема воздействия образовательной среды на гражданина полиэтнического государства характе-ризуется особенной актуальностью в связи с необхо-димостью сосуществования множества этносов, со-пряженное с взаимным пониманием и уважением к традициям и культуре друг друга.Наше исследование посвящено вопросам полиэтни-ческой образовательной среды вуза и её функциям. Близкими к этому понятию являются понятия: «поли-культурная образовательная среда вуза» [3], «этно-культурная образовательная среда» [4], «поликультур-ное образование», «полиэтническое образование», «многокультурное образование» [5], «мультикультур-ное образование» [6, 7], которые в своей совокупности отражают содержание и специфику полиэтнической образовательной среды.Так, «поликультурная образовательная среда вуза» представляет собой «духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обусловливаю-щую кругозор, стиль мышления и поведения включен-ных в нее субъектов и стимулирующую в них потреб-ность приобщения к общенациональным и общечело-веческим духовным ценностям; учреждение с много-культурным контингентом, включающим разновозра-стной, многонациональный и разноконфессиональный профессорско-преподавательский и студенческий со-став, призванным удовлетворить образовательные, со-циокультурные и адаптивные потребности обучаю-щихся» [3. С. 4].Этнокультурная образовательная среда, по мнению Л.И. Лурье, «призвана сохранить в себе две тенденции, важные для полноценного развития личности: осозна-ние национальной культуры своего народа и стремле-ние войти с этой культурой в мировой цивилизацион-ный процесс» [4. С. 173].В качестве объекта исследования в поликультурном образовании выступает ряд групп: классовые, половые, религиозные, политические, возрастные, этнические и др. Глубокий интерес к полиэтническому образованию нашел своё отражение в трудах отечественных ученых, в частности в публикациях Е.П. Белинской, Л.Н. Бе-174режновой, А.Н. Джуринского, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др. Понятие «многокультурное образование» определяется современной наукой как «... образование, которое отвечает не только интересам этноса, но также интересам государства, всего мирового сообщества...» [5. С. 59]. Рядоположенным выступает понятие «мультикультурное образование», которое Л. Ги рассматривает как отражающее «понимание и достойную оценку различных культур и которое приспособлено к потребностям детей из различных групп населения» [6. С. 278].В своем исследовании мы опираемся на термин «полиэтническая образовательная среда», используемый Л.Н. Бережновой, Т.В. Поштаревой, в силу того, что данный термин включает и «... более тонкие конструкты образовательной среды. Не только культурные, но и более глубокие - этнические (народные) особенности в большей степени присутствуют в полиэтнической образовательной среде» [8. С. 120].На наш взгляд, полиэтническая образовательная среда вуза - это часть образовательной среды, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур. В принципе, это есть пространство позитивного образовательного взаимодействия индивидов, групп, представляющих разные этносы.Следует подчеркнуть, что полиэтническая образовательная среда является полидисциплинарным объектом исследования, в том числе объектом психолого-педагогического исследования. С точки зрения педагогического исследования, в полиэтнической образовательной среде изучается сам педагогический процесс: закономерности и принципы обучения и воспитания (учащихся школ, студентов вуза); содержание общего образования, методы и средства обучения, а также формы организации учебного процесса как в школе, так и в вузе.К сказанному следует добавить, что изучением отдельных аспектов средовой проблематики занимались, в первую очередь, педагоги М.Н. Скаткин [9], Т.Н. Малькова, В.Г. Бочарова и др. С точки зрения психологического исследования, в полиэтнической образовательной среде рассматриваются такие проблемы, как организация эффективного взаимодействия в полиэтнических учебно-воспитательных коллективах, конструктивное разрешение полиэтнических конфликтов, а также их предупреждения, учет этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания.Анализ результатов исследований, посвященных проблемам осмысления и описания образовательной среды, позволяет в качестве структурных компонентов полиэтнической образовательной среды вуза выделить следующие:- пространственно-семантический компонент, направленный на удовлетворение и развитие познавательных, культурно-образовательных потребностей субъектов учебно-воспитательного процесса, развитие их творческого потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами;-коммуникативно-организационный компонент,предусматривающий формирование позитивного социально-психологического климата, доброжелательнойатмосферы и взаимной ответственности, способствующих саморазвитию личности и расширению опыта вмежэтническом взаимодействии;-содержательно-методический компонент, учитывающий особенности полиэтнического образования,его основные идеи и направления [5, 10].Основными функциями полиэтнической образовательной среды являются:•·этнокультурное просвещение (знакомство не только со своей национальной культурой, но и с культурами других народов мира);•ценностно-ориентационная функция (формирование системы ценностных ориентации и отношений в процессе межэтнического взаимодействия);•·функция этнокультурного самосохранения (дает возможность сохранять и охранять свою индивидуальность, разобраться в своих этнопсихологических и этнокультурных особенностях);•функция социальной адаптации (обеспечивает воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности РФ, а также эффективное приспособление воспитанников к условиям жизни в современном полиэтническом обществе);•креативная функция (способствует реализации творческого потенциала личности через развитие как познавательной, так и социальной активности) (По-штареваТ.В.,2008).Основными характеристиками полиэтнической образовательной среды, по мнению исследователей Л.Н. Бережновой, Н.М. Борытко, Г.Н. Волкова, являются:•·ориентация на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого обучающегося;•·защита прав личности на образование;•·•·обеспечение свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся;•·формирование у обучающегося готовности к сохранению и воспроизводству культуры;•·раскрытие творческого потенциала субъектов образовательного процесса [8, 11, 12].•·Помимо вышеперечисленных характеристик, компонентов и функций, которые осуществляются в полиэтнической образовательной среде, выделяется ряд специфичных особенностей:•·отражение в учебном материале гуманистических идей;•·использование языков науки, культуры и искусства как средств формирования этнокультурной компетентности;•воспитание безопасной личности, т.е. личности, толерантной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями поведения;•превращение образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему, способствующую интеграции молодого поколения в полиэтническую среду и др. [5].Анализ научных точек зрения на понятие «полиэтническая образовательная среда» и родственных ему175понятий «поликультурная образовательная среда вуза», «этнокультурная образовательная среда», «поликультурное образование», «полиэтническое образование», «многокультурное образование», «мультикультурное образование» позволяет сделать вывод о том, что полиэтническая образовательная среда вооружает человека этноориентированными знаниями, умениями и навыками, способствующими дальнейшей эффективной адаптации личности к полиэтнической среде и интеграции в современное общемировое культурно-образовательное пространство.По мнению Т.В. Поштаревой, в этнически неоднородной среде, к какой относится Сахалинская область, наиболее перспективной образовательной стратегией является полиэтническое образование. Полиэтническое образование рассматривается автором как значительная часть современного образования, способствующая усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях, осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму, формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде [5].Важнейшим условием реализации полиэтнического образования является использование потенциалов полиэтнической образовательной среды и социокультурного окружения с целью взаимообогащения, взаимопонимания субъектов образовательного процесса, удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей студентов, воспитания их в духе мира.Результаты эмпирического исследования этнопсихологических особенностей студентов в полиэтнической образовательной среде вуза, проведенного на базе Сахалинского государственного университета, позволили выявить специфические аспекты образовательной полиэтнической среды и их влияние на формирование личностных этнопсихологических характеристик студентов вуза.Исследование проводилось со студентами отделения востоковедения (67 испытуемых) и отделения педагогики и психологии (83 испытуемых). Всего принимало участие 150 человек, из них 119 девушек и 31 юноша. Возраст испытуемых от 17 до 22 лет.В первую группу испытуемых с более выраженным полиэтническим составом (учителя иностранных языков: японский корейский) входят студенты следующих национальностей: корейская (26,9%); русская (22,4%); украинская (14,9%). Большинство студентов (35,8%) при ответе на вопрос указали две-три национальности- русско-корейская (11,9%), корейско-японская (5,9%), русско-белорусская (4,5%), украинско-армянская (4,5%), финско-русско-корейская (2,9%), русско-польская (2,9%), русско-грузинская (1,5%), армянско-корейская (1,5%).Вторую группу (педагоги-психологи) составляют студенты с менее выраженным полиэтническим составом: к русским причисляют себя - 54,1%; к корейской национальности - 4,8%; русско-украинской - 21,7%; русско-белорусской - 10,8%; русско-татарской - 8,4%.Гипотезами исследования выступили следующие предположения: в студенческих группах с более выра-женным полиэтническим составом показатели этнической идентичности и толерантности будут выше, а показатели этноцентризма ниже, чем в группах студентов с менее выраженным полиэтническим составом; специально организованная полиэтническая образовательная среда влияет на развитие этнической толерантности и компетентности студентов.Для диагностики были использованы следующие методы исследования:1..Методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой для определения тенденций трансформации этнического самосознания в условиях роста межэтнической напряженности.2.Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой для диагностики общего уровня толерантности.3..Методика измерения этноцентризма М. Стадникова.4..Тест культурно-ценностных ориентации Л.Г. Поче-бут (предназначен для определения основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры).5..Методика измерения этнокультурных установок Л.Г. Почебут.6..Авторский опросник на осознание этнической принадлежности А.А. Еромасовой, Р.А. Кутбиддино-вой (2008).Для проверки гипотезы по данным диагностических методик между группами педагогов-психологов и учителей японского и корейского языков был проведен сравнительный анализ с использованием t-критерия Стьюдента.Весьма показательными для исследования явились различия данных по шкалам Этнической толерантности и Социальной толерантности опросника «Индекс толерантности» (рис. 1). Мы видим, что для первой группы характерно в большей степени развитие этнической толерантности (t3 = 2,59; р < 0,01) по методике «Индекс толерантности», что говорит о положительном отношении студентов к представителям других этнических групп; о позитивных установках в сфере межкультурного взаимодействия, о признании самобытности внутреннего мира другого человека.На наш взгляд, студентам первой группы такие характеристики свойственны вследствие этнической разнородности, понимания ими того, что необходимо уважать другие национальности. Они находятся в полиэтнической образовательной среде на равных правах и поэтому должны соблюдать порядки и законы страны, в которой живут.В то время как для педагогов-психологов преимущественным является развитие социальной толерантности (t3= 1,97; р < 0,05) по методике «Индекс толерантности», которая указывает на проявляемую толерантность в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также по отношению к некоторым социальным процессам. Для студентов, обучающихся по специальностям социально-гуманитарного цикла, в частности для педагогов-психологов, свойственна ориентированность на субъект-субъектные отношения в сфере профессий «Человек -человек», что и связано с развитием социальной толерантности.176В зоне значимости оказались также различия в уровне этноцентризма у студентов: во второй группе (педагогов-психологов) показатель уровня развития этноцентризма значительно выше (t3 = 3,45; р < 0,001) по методике измерения этноцентризма М. Стадникова, чем в первой группе испытуемых. Это может свидетельствовать о том, что во второй группе более выражены представления о превосходстве своего народа над другими и предпочтение интересов своего этноса перед другими, также это может выражаться во враждебном поведении участников группы по отношению к другим этническим группам.Мы предполагаем, что развитие этноцентризма во второй менее полиэтничной группе, где обучаются преимущественно студенты русской национальности, обусловлено осознанием русскими студентами своего превосходства над другими этносами вследствие их численного и территориального доминирования внутри межэтнического сообщества.Между тем в первой группе уровень развития этнической идентичности статистически выше (методика диагностики этнокультурных установок Л.Г. Почебут, t3= 1,96 при р < 0,05), чем во второй. Студентов, учителей японского и корейского языка характеризуют: высокая этническая толерантность, готовность к межэтническим контактам; им свойственно более естественное предпочтение собственных этнокультурных ценно-стей, это связано в первую очередь со множеством разнообразных этнических групп, составляющих первую выборку. Позитивная этническая идентичность студентов первой группы приводит к балансу толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, что позволяет рассматривать ее как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы и как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.Можно предположить, что для первой более полиэтнической группы показатель этнической идентичности выше вследствие осознания студентами того, что они живут и обучаются не на своей исторической родине, для разнонациональных студентов первой группы характерна большая категоризация себя как члена своей национальной группы; вера в общее происхождение и общее родство членов национальной группы, уверенность в то, что им присущи характеристики представителей их национальной группы (национальные черты и национальные стереотипы). В семьях таких студентов по-прежнему сохраняются некоторые традиции и праздники: почитание отца как главы семьи и безприкословное подчинение, «Нооруз байрам» (день весеннего равноденствия у мусульман); День Поминовения, «Чью-сок» (день Благодарения) у корейцев; свадебные церемонии и танцы у азербайджанцев и др.90 80 70 60 50 40 30 20 10 О:Ц 1If1 1 гт г-и 1 ■ 1 Г□ учителя японского и корейского языков■ педагоги-психологи710Субшкалы этнопсихических показателейРис. 1. Средние значения этнопсихологических субшкал в первой и во второй группах испытуемых: 1 - общая толерантность;2 - этническая толерантность; 3 - социальная толерантность; 4 - толерантность личности;5 - этноцентризм; 6 - этническая идентичность; 7 - этнические стереотипы; 8 - этнические экспектации;9 - поведение в конфликте; 10 - разрешение этнических конфликтовВыявленные значимые различия у двух групп: учителей японского и корейского языков и педагогов-психологов, в уровнях этнической идентичности, этнической толерантности и этноцентризма говорят о взаимосвязи этих трех составляющих этнопсихологических характеристик в студенческих группах с разным уровнем выраженности полиэтнической образовательной среды. Такие значимые различия у групп представляются закономерными: высокие показатели этнической идентичности ведут к высокому уровню развития этнической толерантности в полиэтнической группе студентов.Несмотря на то что обе группы характеризуются высоким общим уровнем развития толерантности во взаимоотношениях с другими людьми, мы видим, чтов первой группе эффективнее идет процесс формирования этнической толерантности (доброжелательная атмосфера, принятие другого человека (его позиция, мысль, идея и т.п.) как объективно существующей реальности, не раздражаясь, не испытывая чувства унижения, обиды или превосходства в процессе межэтнического взаимодействия). Низкий уровень этнической идентичности у студентов второй, менее полиэтничной группы, приводит к нетерпимости и этноцентризму, а также к росту интолерантности по отношению к другим этносам, что, безусловно, влияет на ценностные и поведенческие установки личности.Первая группа характеризуется широким кругозором в области знаний о различных этнокультурах: за время своего обучения в вузе изучают историческое177развитие, совершенствование «своих» и «иных» культур (русской, японской, корейской, английской, американской).На наш взгляд, в процессе межэтнического взаимодействия в полиэтнической образовательной среде у студентов формируется система ценностных ориентации и отношений к другим людям, они учатся взаимодействовать, понимать и уважать друг друга.По проведенной методике «Культурно-ценностных ориентации» мы выявили следующие статистические различия (рис. 2).В первой и второй группах определяющими жизненными ценностями являются ценности современнойкультуры, это характеризуется ориентацией людей на настоящее, на современные им события. Такие люди стараются жить в гармонии с природой, беречь её. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. Но необходимо отметить, что для первой группы (60%) эти ценности составляют большую часть, нежели для второй группы (56,5%) испытуемых. Такое распределение между тремя шкалами позволяет сказать о том, что студенты обеих групп характеризуются как люди своего нового времени - «современники».А у 60 т / / 50- 40- У30- ^/ ?П- 10- 1^М _ 0- -Y^•·учителя японского и корейского языков•·педагоги-психологи□Рис. 2. Статистически значимые средние значения по методике «Культурно-ценностные ориентации»: 1 - традиционная культура; 2 - современная культура; 3 - динамика развития культурыИспытуемые первой группы (учителя японского корейского языков - 22,2%) показывают направленность к традиционной культуре (t3= 15; р < 0,001), что характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженность к традициям, интересам к истории своей страны. Люди этой культуры воспринимают культуру как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Мы предполагаем, что такой тип культуры свойствен первой группе в силу того, что этносы, ее представляющие, в большей степени зависят от своего ближайшего окружения: большое значение они придают семейным связям, родственным ролевым отношениям, в то время как для второй группы испытуемых такая направленность не характерна (12,8%).Статистически значимые различия по шкале «Динамически развивающаяся культура» (/э = 6; р < 0,001) по методике «Культурно-ценностная ориентация» свидетельствуют о том, что для второй группы испытуемых характерна ориентация на будущее, на достижение быстрых, значительных результатов. Они строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично. Для людей данной культуры характерны свободолюбие, успех, материальный достаток. Мы полагаем, что для студентов психологического факультета характерны, в большей степени, гибкость в поведении, новаторство, коммуникативность, именно поэтому многие из них выбирают динамически развивающуюся культуру.В целом результаты, полученные в нашем исследовании, позволяют провести взаимосвязь между следующими показателями:•·полиэтнической образовательной средой и этнопсихологическими особенностями студентов. Это подтверждает тот факт, что в студенческих группах с более выраженным полиэтническим составом (первая группа) выше этническая идентичность и толерантность, чем в группах студентов с менее выраженным полиэтническим составом (вторая группа);•стремлением студентов к той или иной культурно-ценностной ориентации и уровнем развития этнической идентичности, толерантности, этноцентризма испытуемых. Например, первая группа (учителя японского и корейского языков) с более выраженным полиэтническим составом в наибольшей степени ассимилирует ценности современной культуры, они направлены на развитие своих способностей, также они характеризуются высоким стремлением к самоактуализации, это может быть непосредственно связано с их высоким уровнем развития общей и этнической идентичности, толерантности.В большинстве своем они не являются сторонниками динамически развивающейся культуры, а предпочитают сохранять традиции. Они являются носителями родного языка, носителями своей культуры, несмотря на современные тенденции. В то время как вторая группа (педагоги-психологи) в большей степени ориентирована на ценности современной культуры и ценности динамически развивающейся культуры, что говорит о тенденции испытуемых к инно-вационности, креативности (созиданию и постижению чего-то нового). Также для второй группы (педагогов-психологов) с менее полиэтническим соста-178вом характерна тенденция к этноцентризму вместе с высоким уровнем развития общей и социальной то-лерантности.Мы предполагаем, что специально организованное обучение студентов к взаимодействию с разными этни-ческими группами в полиэтнической образовательной среде конструктивно повлияет на разрешение межэт-нических противоречий, конфликтов и непонимание в социуме, на развитие этнокультурной компетентности населения в целом.

Ключевые слова

полиэтническая образовательная среда вуза, полиэтническое образование, polyethnic educational environment of institute, polyethnic education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кутбиддинова Римма АнваровнаСахалинский государственный университетстарший преподаватель кафедры психологии Института педагогикиrimma.85@list.ru
Еромасова Александра АнатольевнаСахалинский государственный университетзав. кафедрой психологии Института педагогикиrimma.85@list.ru
Всего: 2

Ссылки

Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. М.: Академия, 1999. 168 с.
Борытко Н.М. Педагогика: Учеб. пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко. М.: Академия, 2007. 496 с.
Сергеев С.Ф. Обучающее свойство среды: смена парадигмы // Школьные технологии. 2008. № 2. С. 25-33.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 96 с.
Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Академия, 2007. 240 с.
Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 93.
Ги Л. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 416 с.
Поштарева Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. 2008. № 6. С. 59.
Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: Учеб. М.: Гардарики, 2006. 287 с.
Слободчиков В.И. Антропология образования // Школьные технологии. 2008. № 3. С. 3-8.
Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008.
Давыдов Ю.С. Мир в полиэтнической России через языки, образование, культуру // Профессионал. 2008. Вып. 1. С. 7-9.
 Полиэтническая образовательная среда вуза как объектпсихолого-педагогического исследования | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326.

Полиэтническая образовательная среда вуза как объектпсихолого-педагогического исследования | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326.

Полнотекстовая версия