Георг Зиммель о Гете: к проблеме создания метафизики культуры - «многообразной метафизики жизни»
Рассматривается проблемная ситуация, исторически сложившаяся в период возникновения философии культуры и её становления как самостоятельной научной дисциплины. В центре внимания автора - исследование философа жизни Г. Зиммеля, посвященное философско-поэтическим исканиям Гете. Миросозерцание Гете имело существенное значение для выбора метафизической программы постижения культуры, в корне отличной от традиционной классической метафизики
Georg Simmel on Goethe: the problem of creation of cultural metaphysics - «diverse metaphysics of life».pdf Право, нельзя не смеяться над эстетиками, - сказал Гете, -которые мучительно подыскивают абстрактные слова, силясь свести в одно понятие то несказанное, что мы обозначаем словом «красота». Красота - прафеномен, она никогда не предстанет нам как таковая, но отблеск её мы видим в тысячах проявлений творческого духа, многообразных и многоразличных, как сама природа
[1. С. 509]. И. Эккерман
.. .Гете принадлежал к числу гераклитовских людей, которые благодаря собственной внутренней оживленности и своему неостанавливающемуся развитию наделены неким физико-метафизическим органом для восприятия неустанных пульсаций, непрерывного умирания и становления, саморазвития и самопогружения под видимой застывшей устойчивостью всяких поверхностей
[2. С. 262].
Г. Зиммелъ
Философско-методологическая ситуация, исторически сложившаяся на рубеже XIX-XX вв. в эпоху становления философии культуры в лоне немецкой классической трансцендентальной философии и её подлинно философского стремления к обретению трансцендентального статуса, вызывает необыкновенный исследовательский интерес своей противоречивостью. Проблема состояла в том, что при выделении философии культуры в самостоятельную область знания от неё, как от философской дисциплины, потребовалась ои/>е
Ключевые слова
Авторы
Панова Ольга Борисовна | Томский государственный университет | кандидат филологических наук, докторант кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета | obp73@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
«Я- человек диалога». Интервью с Хансом Георгом Гадамером // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 1998. № 5. С. 3- 24.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 366 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663 с.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 700 с.
Гадамер Г.-Г. Игра искусства // Вопросы философии. 2006. № 8. С. 164-168.
Зиммелъ Г. Гете // Зиммель Г. Избранные работы. Киев: Ника-Центр, 2006. С. 194-417.
Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: Росспэн, 2004. 400 с.
Ортега-и-Гассет X. В поисках Гете. Письмо немецкому другу // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 433-462.
Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.: Худ. лит., 1986.