Интересы государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнёрства
Выявлены и эмпирически проиллюстрированы мотивационные установки взаимодействия государства, бизнеса и населения, обусловливающие пересечение их интересов. Установлено, что их взаимодействие является взаимовыгодным и на современном этапе имеет форму частно-государственного партнерства.
State and business interests in public-private partnership projects.pdf В последние годы в российском обществе активно разрастается дискуссия вокруг частно-государственного партнёрства (ЧГП), зарекомендовавшего себя в мировой управленческой практике как действенный механизм решения социально-экономических проблем путем объединения ресурсов государственного и частного секторов экономики. Вместе с тем в отечественной экономической науке недостаточно теоретических разработок по вопросам перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса, в первую очередь, касающихся базовых предпосылок участия данных экономических субъектов в проектах частно-государственного партнёрства. Это обусловливает актуальность исследования содержания интересов государства и бизнеса как субъектов ЧГП в рамках реализации соответствующих проектов.
Рассмотрение содержания интересов государства и бизнеса целесообразно начать с анализа понятия «интерес», сущность которого сводится к таким характеристикам, как субъективность и объективность. Субъективность интересов проявляется в том, что они имеют собственного носителя - субъекта интереса - и их проявление является субъективным, т.к. только осознанный интерес может превратиться в стимул к хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Объективность интересов заключается в том, что они выражают социально-экономические отношения, сложившиеся в обществе. Следовательно, «интерес базируется на материальной основе - потребностях, и социальной - сложившихся
▲
на данном этапе общественного развития экономических отношениях» [1. С. 99].
Применительно к нашему исследованию субъективность интересов означает, что их носителями являются государство (совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках власть, принимающих решения в государственном масштабе и распоряжающихся государственной собственностью [2. С. 185]) и бизнес (совокупность фирм (предприятий), т.е. самостоятельных хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и использующих свои активы в целях получения желаемых хозяйственных результатов и выполнения обязательств [3. С. 36]). Будучи осознанными (поддержанными, принятыми) большинством населения как основного агента экономической системы, конституирующего и органы власти, и фирмы (предприятия), интересы государства и бизнеса становятся стимулами к хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение наиболее актуализированных в конкретный промежуток времени потребностей. При этом данные потребности опосредуются общественными отношениями, что делает их объективными, и приобретают специфический характер выражения и удовлетворения, зависящий от исторической ступени развития общества. В логике нашего исследования это требует определения закономерностей взаимодействия государства и бизнеса в ходе эволюции общественных отношений, направленного на удовлетворение их потребностей. Для достижения данной цели предлагаем использовать основные принципы теории потребностей А. Маслоу (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие государства и бизнеса в ходе общественного развития
Как видно из представленной модели, потребности государства и бизнеса разделены на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что при удовлетворении своих потребностей органы власти и бизнес-структуры движутся по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.
В качестве первого уровня этой иерархии предлагаем рассматривать базовые потребности в получении прибы-
ли (дохода) и удовлетворении потребностей потребителей, характерные для эпохи дорыночной экономики.
Отметим, что по своей природе «цели частной коммерческой фирмы... и интересы общества хотя бы частично, но конфликтны» [4. С. 469], поскольку потребности бизнеса, основанные на стремлении к максимизации полезности (прибыли), противоположны интересам государства, направленным на изъятие части доходов ча-
131
стных хозяйствующих субъектов в виде налогов и иных платежей с их последующим перераспределением. Такое положение вещей является источником нестабильности и конфликтов в отношениях между государством и бизнесом, которые, в свою очередь, негативно отражаются на состоянии как отдельных организаций, так и экономики страны в целом. Это позволяет согласиться с мнением Ф. Шамхалова о том, что в самой природе базовых потребностей государства и бизнеса содержатся предпосылки для поиска механизмов регулирования подобных ситуаций [5. С. ПО], т.е. антагонистическая природа базовых потребностей государства и бизнеса является неотъемлемым условием формирования хозяйственных связей и альянсов между ними.
Вместе с тем считаем, что рассмотрение получения прибыли в качестве единственной базовой потребности бизнеса, принятое неоклассической и марксистской школами, не соответствует сущности предпринимательства, которая раскрывается в процессе выполнения бизнесом своих функций. Помимо стремления обеспечить максимально возможную в данных условиях прибыль, каждый частный хозяйствующий субъект выполняет одновременно и общественную функцию, непосредственно связанную с удовлетворением платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг, что означает участие частного капитала в удовлетворении материальных потребностей общества. Это позволяет разделять точку зрения, оценивающую деятельность бизнес-структур по результатам сочетания личной выгоды с общественной пользой [6. С. 110], и определить в качестве еще одной базовой потребности бизнеса удовлетворение потребностей потребителей в лице населения, органов власти и иных хозяйствующих субъектов.
Удовлетворение потребностей потребителей также является и базовой потребностью государства, которую органы власти реализуют путем исполнения возложенных на них полномочий. Потребителями их услуг выступают бизнес-структуры, население и органы власти иных уровней.
Таким образом, учитывая роль бизнеса в удовлетворении потребностей общества, можно утверждать, что полноценное выполнение государством своих социально-экономических функций невозможно без эффективно функционирующего бизнеса, с помощью которого органы власти реализуют возложенные на них полномочия, используя при этом эндогенные качества и функции бизнеса в экономической системе. В то же время бизнес не может эффективно развиваться без содействия государства, поскольку для этого необходимо создание определенных социально-экономических условий, обеспечивающих его функционирование, прежде всего это касается определения правил организации и регулирования деятельности всех без исключения субъектов хозяйствования. Следовательно, именно от характера, форм и эффективности механизмов взаимодействия государства и бизнеса как главных участников экономического процесса зависит удовлетворение потребностей населения -еще одной группы основных агентов экономической системы, а также перспективы социально-экономического развития государства в целом.
По мере развития рыночного хозяйства и удовлетворения потребностей первого уровня социально-экономические функции государства и бизнеса умно-
жаются и усложняются, что, согласно принципам теории А. Маслоу, приводит к появлению новых потребностей. В данном случае потребности второго уровня заключаются в максимизации прибыли, соблюдении принципа экономического либерализма и защищенности от произвола власти для бизнеса, политической и социальной стабильности, ограниченном регулировании экономики для государства.
Эффективное функционирование частных хозяйствующих субъектов может быть обеспечено только в условиях политической и социальной стабильности, гарантируемой государством. Отсутствие полноценного диалога, конфликты в отношениях между бизнесом и властью приводят к тому, что оба субъекта не в состоянии удовлетворять свои потребности и выполнять свои функции в экономической системе. Как следствие и бизнес, и государство не могут в полном объеме удовлетворять потребности населения, что, в свою очередь, может привести к социальным взрывам, нестабильности и кризису общества в целом. Таким образом, на данном уровне, несмотря на сохранение антагонистического характера потребностей государства и бизнеса, их удовлетворение также зависит от способности бизнеса и власти играть функционально разделяющие и взаимодополняющие роли.
Потребностями более высокого порядка, к удовлетворению которых стремится бизнес, являются расширение сферы деятельности, установление власти над рынком и монополия. Удовлетворение бизнесом данных потребностей может служить основанием для действий государства по созданию системы механизмов, базирующихся на законодательных и правовых нормах, направленных на устранение деструктивного поведения монополизирующихся структур, мешающих нормальному функционированию не только данного сегмента рынка, но и всей национальной экономики.
Со стороны государства по мере укрепления его позиций в обществе и повышения уровня социально-экономического развития также появляется стремление к регулированию и установлению контроля над всеми сферами жизни, в ряде стран сопряженное с переходом к административно-командному управлению экономикой. Таким образом, данный уровень характеризуется максимизацией антагонистической природы отношений органов власти и бизнеса, что значительно усложняет процесс удовлетворения их потребностей доминирования в обществе, поскольку действия «сильного» бизнеса и «сильного» государства имеют взаимоисключающую направленность.
Вместе с тем следует учитывать, что функциями государства является обеспечение социального мира и сплоченности общества, экономического прогресса, роста доходов населения, конкурентоспособности национальной экономики и т.д. Именно государство заинтересовано в безболезненном разрешении конфликтов и противоречий и соблюдении принципа «баланса интересов», который подразумевает обеспечение соблюдения интересов организаций различных форм собственности, субъектов государственного управления и населения. Для этих целей им разрабатывается соответствующая законодательная база и создается правовая инфраструктура, направленная на выработку согласованной социально-экономической политики, достижение оптимального баланса в реализации интересов субъектов эконо-
132
мической системы, содействие разрешению конфликтов в отношениях между органами власти и бизнес-структурами, выражающиеся в стратегических планах и программах социально-экономического развития.
Замена принципа «конфликта» интересов, выражавшегося во взаимном игнорировании либо подчинении интересов одного субъекта другому, имевшем место на стадиях свободной конкуренции и массового производства, на принцип «согласования» интересов государства и бизнеса с вытекающей из него стратегией «взаимодействия», возникшей в эпоху сбыта, на наш взгляд, существенно изменила понимание роли государства в рыночной экономике, направив дальнейшее развитие отношений государства и бизнеса на сближение их потребностей. Как следствие потребностями четвертого уровня является социально ответственное ведение бизнеса и построение правового социального государства с рыночными принципами хозяйствования.
На данном уровне происходит качественное изменение системы потребностей государства, основой которой становится гражданин, его естественные права и свободы, уровень и качество жизни, а социальные нормы и отношения, получая официальный, охраняемый государством статус, начинают носить общеобязательный характер. При этом экономической основой правового социального государства является регулируемая социально-ориентированная рыночная экономика, при которой происходит отказ от доминирования экономических целей над социальными и достигается их гармоничное сочетание с реальными условиями. С. Калашников отмечает: «...без торжества либеральных идей не было бы государства и социального и правового одновременно - государства, где социальные права граждан не даруются им сверху, а их перечень не зависит от монаршей воли, где эти права закрепляются в законах и гарантируются государством в силу притязаний (потребностей) гражданского общества и требований норм международного права» [7. С. 124].
Выполнение бизнесом своих общественных функций, связанных с увеличением общественного капитала и продукта, постепенно способствует осознанию им сво-
ей социальной ответственности перед обществом и превращает его в доминирующую фигуру рыночной экономики, действующую в русле интересов общества и поддерживаемую этим государством. Подобная направленность функционирования бизнес-структур в длительной перспективе создала благоприятные условия как для получения ими максимально возможной прибыли, так и для экономического роста страны и повышения качества жизни ее населения в целом, что создало объективную основу существования хозяйственных отношений между данными экономическими агентами.
Это позволяет рассматривать в качестве наивысшей потребности государства и бизнеса со-регулирование общественного развития, а партнерские отношения между ними неотъемлемым условием нормального функционирования современной рыночной экономики, непосредственно связанным с реализацией их потребностей и, как следствие, интересов. Как считает С. Кирдина, основываясь на анализе мировой практики, «использование определенных способов, форм и методов взаимодействия государства, бизнеса и населения предполагает получение оптимального социально-экономического результата. Причем такого результата, который был бы наилучшим не с точки зрения интересов тех или иных социальных групп, а оптимальным для основной массы населения, потому что только в этом случае сохраняется целостность и непрерывность хозяйственной деятельности всего общества» [8. С. 94]. Институциональной формой такого взаимодействия на этапе постиндустриального развития является частно-государственное партнерство. Следовательно, под частно-государственным партнёрством целесообразно понимать институт со-регулирования общественного развития, основанный на обеспеченной нормами права системе взаимовыгодных отношений органов власти и бизнеса, направленных на достижение синергетиче-ского эффекта от согласования интересов, координации усилий и консолидации ресурсов его сторон при реализации общественно значимых проектов.
Исходя из вышесказанного, интересы государства и бизнеса могут быть представлены в виде таблицы.
Интересы государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнёрства
Интересы государства
Модернизация государственного и муниципального секторов эко-
номики
Доступ к информации о стратегических планах частного бизнеса
Экономия бюджетных средств органами власти и получение дополнительных доходов от использования государственных активов и
увеличение налоговых поступлений
Синергия в использовании ресурсов и применении управленческих
ноу-хау
Разделение рисков реализации проектов с частным сектором
Создание конкурентной среды в области оказания публичных услуг
Повышение эффективности процессов принятия решений и увели-
чение производительности труда в государственном секторе
Для общества в целом взаимная реализация интересов государства и бизнеса, с нашей точки зрения, позволяет достичь следующих положительных эффектов:
- повышения благосостояния населения, роста уровня и качества его жизни;
Интересы бизнеса Получение доступа к новым, ранее закрытым для частного сектора
сферам экономики
Координация планов развития бизнеса с государственными и муни-
ципальными планами
Получение дополнительных доходов в виде прибыли от использования государственных активов и прибыли на частный капитал
Привлечение бюджетных средств для осуществления инвестицион-
ных проектов
Разделение рисков реализации проектов с органами власти
Устранение структурных ограничений роста и развития за счет
расширения и модернизации инфраструктуры, включенной в про-
цессе оказания публичных услуг
Позитивная социальная реклама
• ·экономического роста страны и ее регионов, повышения инвестиционной привлекательности российской экономики;
• ·повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса, синергии государственной федеральной и региональной политики и бизнес-стратегий;
- 133
• ·повышения эффективности института государства и конкурентоспособности российского бизнеса;
• ·повышения эффективности использования ресурсов в рамках страны;
• политической и социальной стабильности, гармоничного развития страны в рамках совместных стратегий развития.
Таким образом, в рамках проведенного исследования нами выявлены и представлены в виде универсальной модели, характерной для мирового экономического раз-
вития, мотивационные установки взаимодействия государства и бизнеса, обусловливающие пересечение их интересов. Установлено, что взаимодействие государства и бизнеса является взаимовыгодным, что приводит к возрастанию его масштаба в ходе общественного развития. На современном постиндустриальном этапе взаимодействие имеет форму частно-государственного партнерства, позволяющую максимально учесть интересы государства и бизнеса и дающую положительный импульс развитию общества в целом.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 623
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Поровская Анна Ярославовна | Томский государственный университет | соискатель кафедры политической экономии | puss@tomsk.gov.ru |
Ссылки
Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: Экономика, 2006. 362 с.
Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2001. 213 с.
Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. М.: Бусыгин, 2003. 614 с.
Нельсон P.P., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М., 2002. 536 с.
Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: власть и бизнес. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2005. 714 с.
Зотов В.В., Пресняков В. Ф. Фирма как экономическое явление и институт общества//Экономика и математические методы. 1995. Т. 31, вып. 2.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.
Гершкович Б.Я. О противоречивом единстве экономических интересов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № 4.
