Рассмотрены существующие методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности, приведены результаты исследования иерархии ценностей учащихся школы искусств и общеобразовательной школы; показана противоречивость полученных данных; представлен первоначальный вариант методики изучения ценностно-смысловой сферы личности на основе выдвинутой гипотезы об ее уровневой структуре.
Diagnostics of a fine arts school student personality's values and meanings.pdf В условиях модернизации современных образова-тельных систем все большее значение приобретает про-блема формирования активной саморазвивающейся личности учащихся учреждений дополнительного обра-зования, в частности детских музыкальных, художест-венных, хореографических школ, школ искусств. Целью дополнительного образования является формирование у воспитанника в совместной деятельности со взрослым и сверстниками такой картины мира, которая обеспечива-ла бы их ориентацию в ситуации неопределенности, ко-гда общечеловеческие нравственные нормы и духовные ценности утрачивают свою значимость, и стимулирова-ла бы процессы личностного саморазвития. В школе искусств, где созданы условия для самовыражения и самореализации личности, ребенок творчески осуществ-ляет себя в разных ролях, активно присваивает культур-ные ценности, ищет жизненный смысл.Развитие и совершенствование ценностно-смыс-ловой сферы как центрального звена в структуре внут-реннего мира личности многие психологи считают главной задачей воспитания (А.Г. Асмолов, Д.А. Леон-тьев, Н.И. Непомнящая и др.). Согласно нормативной документации школы искусств целью данного учреж-дения является формирование творческой, всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и само-реализации. Однако личный опыт работы в качестве преподавателя хоровых дисциплин позволяет утвер-ждать, что в содержании работы школы необходимость формирования ценностно-смысловой сферы не находит отражения: основной задачей учреждения является раз-витие специальных способностей (музыкальных, худо-жественных и т.д.), т.е. качеств, характеризующих «внешнюю оболочку» личности [1. С. 29]. При этом в обучении доминирует внешняя мотивация учащихся -участие и победа в конкурсах, выставках, возможность выступления на большой сцене и т.п. В содержании ра-боты уделяется внимание формированию отдельных видов ценностей (патриотизма, нравственности), однако при этом рассматриваются лишь средства их формиро-вания и особенности организации образовательной сре-ды, но не исследуется природа, структура, содержатель-ные характеристики, уровни развития ценностей.Такая тенденция характерна и для других учрежде-ний дополнительного образования. Она обусловлена, прежде всего, недостаточной разработанностью про-блемы в теории - при обилии публикаций по результатам исследований существуют трудности в определении и дифференциации понятий, а также обосновании струк-турных компонентов, характеризующих ценностно-смысловую сферу личности. Д.А. Леонтьев, отмечая не-обходимость различения «объективного значения какого-либо явления и его значения для субъекта» - «личностно-го смысла», предупреждает об ошибочности понимания ценностей как порождений сознания, т.к. они не вполне соответствуют реально значимым ценностям. По мнению автора, понятия «ценностные представления» и «ценно-сти» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. Все отраженные в науке пред-ставления о формах существования ценностей могут быть выражены в общественных идеалах - выработанных об-щественным сознанием и присутствующих в нем обоб-щенных представлениях о совершенстве; в предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей; в мотивационных структурах лично-сти («моделях должного»), побуждающих ее к предмет-ному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Переходы ценностей из одной фор-мы в другую Д.А. Леонтьев представляет следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью в качестве «моделей должного» и начинают побуждать ее к активности, далее происходит процесс их предметного воплощения, который, в свою очередь, становится осно-вой общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали [2. С. 51].В последние годы значительно возрос интерес уче-ных к проблеме смысла жизни как одной из актуаль-ных, решаемой на путях синтеза религиозного, фило-софского, научного и художественного познания. Пер-воначально понятие «личностный смысл» в научном знании было рассмотрено в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, которые, исследуя структуру челове-ческой деятельности, осуществили «выход за пределы сознания». А.Н. Леонтьев показал, что смыслы являют-ся результатом отражения субъектом отношений, су-ществующих между ним и предметами его действий; отношение мотива к цели порождает личностный смысл, т.е., возникая в деятельности, смыслы становят-ся единицами человеческого сознания.197Вслед за А.Н. Леонтьевым к проблеме смысла об-ращались многие отечественные психологи, отмечая её сложность в силу неоднозначной дифференциации по-нятий «смысл», «ценность», «значение», «мотив». Д.А. Леонтьев понимает смысл как субъективную зна-чимость объектов и явлений действительности, которая проявляется в их эмоциональной окраске и в понима-нии субъектом их роли и места в собственной жизне-деятельности, удовлетворении определенных потреб-ностей, в реализации тех или иных ценностей. Решая проблему динамики смыслов, Д.А. Леонтьев выделяет процессы смыслообразования, смыслоосознания, смыс-лостроительства [3. С. 252].Понятие «личностный смысл» в контексте проблемы воспитания личности рассматривает А.Г. Асмолов, по мнению которого в личностных смыслах действитель-ность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, предметных и социальных норм. Лич-ностные смыслы и выражающие их в поведении лично-сти смысловые установки, - отмечает А.Г. Асмолов, -являются психологическим объектом воспитания. Такое понимание психологического объекта воспитания «по-зволяет не только отчетливо осознать различие между обучением и воспитанием, но и охарактеризовать основ-ные черты методических принципов, посредством кото-рых можно наиболее эффективно оказывать психологи-ческую поддержку личности» [4. С. 138].Обращаясь к вопросу о формировании ценностно-смысловой сферы в онтогенезе, ряд авторов отмечают, что механизмом становления личностных ценностей является интериоризация личностью социальных цен-ностей. Известно, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превраще-нию его в личностную ценность, однако не все ценно-сти, осознаваемые и даже признаваемые индивидом, реально становятся таковыми. Для этого необходимо практическое включение субъекта в деятельность, на-правленную на реализацию ценности.Как следует из анализа основных направлений ре-шения проблемы определения понятий, характеризую-щих ценностно-смысловую сферу личности, в ней об-наруживается множество «белых пятен», одно из кото-рых - вопрос о ее структуре или компонентном содер-жании. Анализ теоретических позиций, представлен-ных выше, послужил основанием для гипотетического определения ряда компонентов, составляющих ценно-стно-смысловую сферу личности, где понятие ценно-сти является базовым: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы.Ценности-знания, или «знаемые» ценности, кото-рые отражены в сознании в виде представлений, обра-зов, знаний о содержании различных ценностей, однако не определяют характера жизнедеятельности человека, особенностей его личности; например: «милосердие -главная человеческая добродетель» или «искусство -источник эстетического наслаждения».Ценности-мотивы, которые, будучи осознанными, осмысленными, «принятыми» личностью становятся побудителями ее активности, составляют основу ее ценностных ориентаций, определяют характер ее от-ношения к миру, например: «милосердие необходимо для того, чтобы иметь возможность рассчитывать наответную помощь и поддержку» или «хочу быть эсте-тически развитым человеком».Ценности-цели, которые лежат в основе реального осуществления деятельности, реальных поступков лично-сти и обеспечивают возможность действовать в направ-лении достижения результата, преодолевая внутренние препятствия, например: «я всегда готов помогать другим, приносить людям радость» или «я всегда нахожу время для посещения выставок, концертов, спектаклей».Ценности-смыслы, в которых отражена личностная значимость мира для человека, когда знание о сущест-вовании его как ценности превращается в «пристраст-ное» отношение к нему, это - «смысложизненные ори-ентации» личности в единстве жизненных целей, эмо-циональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией, например: «для меня немыслимо остаться в стороне рядом с чужой бедой» или «искус-ство - вся моя жизнь, моя будущая профессия».Изучение механизмов формирования ценностно-смысловой сферы личности ставит перед исследовате-лями проблему выбора адекватных методов ее диагно-стики, которая давно заявлена в психологии как доста-точно сложная. Средством определения глубоких лич-ностных образований, как правило, служит задача пря-мого ранжирования ряда ценностей (Б.С. Круглов, Д.А. Леонтьев), что создает, с одной стороны, пробле-му влияния социальных ожиданий, с другой - трудно-сти работы личности с далеко не всегда осознаваемым содержанием.Пилотажное исследование, проведенное нами с це-лью выявления доминирующих ценностей учащихся общеобразовательных школ и школы искусств города Нижневартовска, обнаружило противоречивость ре-зультатов, полученных с использованием ряда извест-ных в психологии методов исследования ценностно-смысловой сферы: вербального фрустрационного теста (Л.Н. Собчик) [5. С. 290-301], экспресс-методики «До-минанта» (В. Ясвин и С. Дерябо) [6. С. 289-293], мето-дики «Ценностные ориентации» Е.Б. Фанталовой (мо-дифицированный вариант методики М. Рокича) [7. С. 25-26], а также теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [7. С. 11-16]. Сравнительный анализ результатов по названным методикам обнаружил их противоречивость, выраженную, в частности, в том, что одна и та же ценность в иерархии одной и той же группы респондентов занимает разные места по раз-ным методикам, тогда как цель исследования состоит в выявлении этой иерархии. Например, ценность «мате-риальное благо» согласно результатам вербального фрустрационного теста занимает одно из первых мест, а по результатам экспресс-методики «Доминанта» -предпоследнее. Ценность «Здоровье» имеет низший балл по результатам вербального фрустрационного теста, а согласно методике Е.Б. Фанталовой - наивыс-ший по общеобразовательной школе и один из выс-ших - по школе искусств. Ценности искусства являют-ся для учащихся школы искусств доминирующими по результатам методики «Доминанта», а в иерархии по методике Е.Б. Фанталовой занимают низшую позицию и т.д. Принципиальных различий не выявлено и в сис-теме жизненных смыслов учащихся общеобразова-тельной школы и школы искусств по тесту смысло-198жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Сравнитель-ный анализ результатов показал, что все исследуемые категории жизненных смыслов представлены в доста-точной мере, в пределах 10-17 баллов1. Вероятно, средние показатели нивелируют эти различия, хотя в реальной жизни они очевидны.Обнаруженные факты свидетельствуют о необхо-димости разработки методов исследования не только содержательных характеристик ценностей и их иерар-хии, но и некоторых динамических характеристик, а также их индивидуальных особенностей. В соответст-вии с представленной выше структурой ценностно-смысловой сферой личности разработана анкета-опросник, позволяющая выявить выраженность её структурных компонентов. Для диагностики мы выде-лили 12 ценностей, приоритетных в юношеской среде: активная деятельная жизнь, здоровье, интересная рабо-та, красота природы, материально-обеспеченная жизнь, познание, наличие верных друзей, искусство, счастли-вая семейная жизнь, признание общества, творчество, свобода поступков и суждений. Каждая из ценностей представлена в анкете-опроснике в виде высказываний, характеризующих её как: А) ценность-знание, Б) цен-ность-мотив, В) ценность-цель, Г) ценность-смысл. Респонденту рекомендовалось сделать выбор среди представленных высказываний, и, если предлагаемые варианты не соответствуют его представлениям о дан-ной ценности, высказать свое мнение. Предлагались 12 блоков суждений по 5 суждений в каждом (среди них 1 суждение можно было завершить). Например (приводится одна из 12 ценностей):8. Искусство:- искусство - источник эстетического наслаждения;- искусство входит в сферу моих интересов, т.к. хо-чу быть эстетически развитым человеком;- искусство влечет меня, я всегда нахожу время для посещения выставок, концертов, спектаклей;- искусство - вся моя жизнь, моя будущая профессия;- искусство…Испытуемые фиксировали выборы в бланке под по-рядковыми номерами представленных для диагностики ценностей: например: 1.В), 4.А) или 10.Д). …Инфор-мация с бланков заносилась в таблицу и подсчитыва-лось общее количество выборов испытуемыми каждой ценности по структурным компонентам. В результате выявлялась иерархия ценностей испытуемого и доми-нирующие ценности по каждому блоку.В исследовании принимали участие 85 учащихся средней общеобразовательной школы (10-11-е классы) и 85 учащихся школы искусств (14-16 лет, художест-венное, музыкальное и хореографическое отделение). Были получены следующие результаты. Количествен-ные показатели выборов по компоненту ценности-знания колеблются от 6 до 36. В общеобразовательной школе наивысший балл (36) у ценности «активная дея-тельная жизнь», затем «наличие верных друзей» (26), «признание общества» (24). Отрицательные баллы ин-терпретированы нами как показатель непринятия цен-ности (ее несформированности): «интересная работа» (-6), «активная деятельная жизнь», «красота природы» и «здоровье» (-3), «счастливая семья» (-2), «искусст-во» и «познание» (-1). Средний балл по количествувыборов ценностей-знаний - 19,4. В школе искусств наивысший балл у ценности «интересная работа» (34), «здоровье» (33), «красота природы» (32). Отрицатель-ные баллы у ценностей: «общественное признание» (-5), «красота природы» (-4), «наличие верных друзей» (-2), «материальные блага» и «искусство» (-1), сред-ний балл ценностей-знаний в школе искусств - 24. Та-ким образом, ценности-знания имеют более высокий показатель среди учащихся школы искусств.Анализ выборов по компоненту ценности-мотивы колеблются от 17 до 39. В общеобразовательной школе доминируют «здоровье» (39), «творчество» (34), «инте-ресная работа» (32). Средний балл ценностей-мотивов в общеобразовательной школе 29. В школе искусств доминирующими среди ценностей-мотивов являются: «наличие верных друзей» (36), «творчество» (34) и «по-знание» (31), средний балл представленности ценно-стей-мотивов в школе искусств - 25,6. Это свидетель-ствует о большей выраженности ценностей-мотивов у учащихся общеобразовательной школы.Анализ выборов по компоненту ценности-цели по предъявленным ценностям колеблется от 5 до 43. В общеобразовательной школе являются приоритетными «признание общества» (30), «здоровье» и «красота при-роды» (28). Средний балл по количеству выборов цен-ностей-целей - 22,9. В школе искусств доминирующи-ми среди ценностей-целей являются «общественное признание» (43) и «активная деятельная жизнь» (34), «счастливая семейная жизнь» и «материальные блага» (27). Средний балл ценностей-целей в школе искусств - 20,5, что так же свидетельствует о большей значимо-сти этого компонента ценностно-смысловой сферы среди учащихся общеобразовательной школы.Количество выборов по ценностям-смыслам нахо-дится в пределах от 3 до 31. В общеобразовательной школе наивысший балл (18) принадлежит ценностям «свобода поступков и суждений» и «наличие верных друзей». Средний балл по количеству выборов ценно-стей-смыслов - 12,5. В школе искусств доминирующей среди ценностей-смыслов является «искусство» (31), далее «свобода поступков и суждений» (28). Средний балл - 18,6. Таким образом, по ценностям-смыслам более высокий показатель у учащихся школы искусств.Анализ результатов послужил основанием для сле-дующих выводов: выявлены различия в выраженности структурных компонентов ценностно-смысловой сфе-ры личности у учащихся школы искусств и общеобра-зовательной школы. Как наглядно отображает диа-грамма, в структуре ценностно-смысловой сферы лич-ности учащихся средней школы превалируют мотива-ционные компоненты (более трети - 35%), высок про-цент развития ценностей-целей (27%) что, вероятно, связано с принципами концепции модернизации обра-зования - создание позитивной мотивации учения и всех видов деятельности, формирование навыков целе-полагания. В то же время малая доля приходится на смысловые компоненты в структуре личности (всего 15%). Соотношение структурных компонентов ценно-стно-смысловой сферы личности учащихся школ ис-кусств представлено почти в равных долях, при этом доля ценностей-смыслов больше, нежели среди уча-щихся средней школы.199Таким образом, предварительные данные позволя-ют считать, что предлагаемая нами методика диагно-стична в плане установления иерархии ценностей, а также определения их содержательных характеристик. Её исполнение в виде анкеты-опросника является при-емлемым и менее трудоемким для респондентов в ус-ловиях и общего среднего и дополнительного образо-вания в связи с недостатком свободного времени ичрезмерной загруженностью учащихся. Безусловно, для большей объективности диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся необходим глу-бокий анализ факторов, обусловливающих различия в количественных показателях в среднем и дополнитель-ном образовании, а также применение данной методи-ки в комплексе с другими методами исследования цен-ностно-смысловой сферы.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992.
Психологические основы педагогической практики студентов: Учеб. пособие / Ред. А.С. Чернышева. М., 2000.
Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; Академия, 2002.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа структура и динамика смысловой реальности. М., 1999.
Леонтьев Д.А. Ценности и ценностные представления // Психологическое обозрение. 1998. № 1.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М., 1997.