Современные ресурсы автотранспортных предприятий, их состав и эффективность использования
Рассматриваются современные ресурсы автотранспортных предприятий и их состав. Анализ ресурсов выделяет проблемы эффективности использования.
Modern transport enterprises resources, its structure and use efficiency.pdf Потенциал предприятия определяется наличием и состоянием ресурсов, а также возможностью их применения, ресурсы - способ хранения потенциала. Состав и эффективность использования ресурсов, согласно ресурсной теории, влияют на результаты работы предприятия и уровень конкурентоспособности.Ресурсы предприятия - факторы производства. К ним относятся активы, денежные средства, ценности и запасы, источники и резервы. В научной литературе рассматриваются различные виды ресурсов: экономические, информационные, временные и т.д. Экономические ресурсы, например, это совокупность природных, людских и произведенных человеком благ, используемых для производства. Поскольку ресурсы помогают достижению стратегической цели, чтобы определить приоритеты их использования, нужна информация, способности и знания.Представление о том, что такое ресурсы, изменяется с развитием экономической мысли. Согласно теории постиндустриального общества экономические системы классифицированы как:•·доиндустриальные;•·индустриальные;•·постиндустриальные, которые отделяют промышленная и научно-техническая революции. Данная модель исторической периодизации позволяет рассматривать этапы развития общества и его перспективы.Доиндустриальная эпоха связана с сельским хозяйством, основным ресурсом является земля.В индустриальном обществе используются созданные в процессе промышленной революции орудия труда, техника. К ресурсам этого периода относят производственные блага - капитал. Земля и капитал являются материальными ресурсами, труд характеризует работоспособность человека, его предприимчивость.В современной постиндустриальной экономической системе важными являются знания и информация. Научно-техническая революция создает условия для развития индивидуальности, предприимчивости, творческого труда. Активность производства перемещается от материальных благ к информационным услугам. Основной ресурс современного общества - информация, основной продукт - услуги.В современной литературе выделяют 4 типа ресурсов: информационные, трудовые, материальные, финансовые.Существует и более упрощенная классификация ресурсов, представленная в [1]:1))материальные активы - к ним относятся деньги, люди, оборудование, технологии;2)нематериальные активы - отношения, знания, имидж, репутация.По мнению Л. Фаэйя, все ресурсы предприятия приобретаются на рынке. В процессе преобразования они делятся на активы и способности [1].Активы - средства предприятия, над которыми предприятие получило контроль. Они могут быть созданы, приобретены и подразделяются на осязаемые и неосязаемые. Это «видимые» ресурсы, их можно легко учитывать. Поэтому понятие «актив» тесно связано с учетом. Классификация активов предприятия предполагает их деление на оборотные и внеоборотные, которые могут иметь материальную и нематериальную форму (осязаемые и неосязаемые). Эти активы являются объектом учета на предприятии. В связи с этим их можно планировать, точно определять эффективность использования. В большинстве своем они являются недолговечными, изнашиваемыми и погашаются при помощи амортизации.Способности - сложное сочетание навыков, активов, знаний, которые позволяют предприятию управлять своей работой и использованием ресурсов. Примеры способностей - системы сбыта и снабжения, кредитная политика, инновационная восприимчивость, уровень производства и т.д.Активы являются осязаемыми, т.е. связаны с наличием, способности же связаны с выполнением и остаются невидимыми. Это ресурсы на основе комбинаций знаний и действий. Способности определяют специфичность, особенность предприятия, хранятся в памяти сотрудников. Оценить объективно эффективность их использования как соотношение результатов и затрат достаточно сложно по причине стандартов учета и неосязаемой формы способностей.Другое отличие заключается в том, что способности имеют долговечный характер использования. Если активы в процессе использования изнашиваются, то способности, наоборот, развиваются и больше ценятся.Стратегические ресурсы - это активы и способности, которые обеспечивают предприятию конкурентные преимущества. Стратегические ресурсы ценны для предприятия, их трудно скопировать или заменить, они редки среди конкурентов. Репутацию, отношения, связи сложно скопировать, это сложный ресурс. Таким образом, можно говорить об использовании предприятиями в настоящее время ресурсов трех типов:1))материальные ресурсы - осязаемые и неосязаемые активы, земля, капитал, финансы;2))нематериальные ресурсы - способности, информация, знания, отношения, методы управления;3))трудовые - труд, предпринимательство. Через работу персонала предприятия реализуют материальные и нематериальные ресурсы.Каждый из представленных видов ресурсов имеет свои характерные черты, которые учитываются при их планировании и управлении.142Материальные ресурсы иногда называют первоочередными. Обострение конкуренции вынуждает предприятия приспосабливаться к существованию с меньшим количеством материальных ресурсов: использовать ресурсосберегающие технологии, заимствовать на выгодных условиях (аутсорсинг), изыскивать методы управления, рационализирующие их использование (контроллинг).Развитие человеческих способностей, творческого труда ставит использование материальных ресурсов в зависимость от нематериальных. Работники, заинтересованные в результатах своего труда, стремятся продвинуться по карьерной лестнице, связывают работу на предприятии с определенным социальным статусом, для них нужно создавать определенные условия. Привлечение этого ресурса, его использование и определение эффективности требуют особого подхода. Поэтому трудовые ресурсы необходимо выделить в отдельный вид ресурсов наряду с материальными и нематериальными. При стратегическом управлении персонал - ос-нова организации, ее главная ценность и источник благополучия.Однако рынок не в состоянии урегулировать все процессы и такие вопросы, как фундаментальная наука, содержание армии, социальное обеспечение и т.п. В основе общества, где основной ресурс - информация, должен находиться человек. Следовательно, управление ресурсами предприятия в современных условиях должно давать не только максимальный экономический эффект, но и социальный, что позволяет поддерживать духовное развитие общества.Анализ ресурсов предприятий транспорта за 2000-2006 гг. проведен на основе статистических данных (). Работники транспортных предприятий как основа создания и совершенствования материальных и нематериальных ресурсов имеют важное значение для успешной деятельности. Количество занятых на транспорте постепенно снижается на протяжении рассматриваемого периода (рис. 1).8,0 п 7П .6'9 6>7 6,7 6,7 6,6 6,6 6 5^ Г» -S Г» - А Г» -3 5 ч /1 ч /1 -> -> 3,0 -2,0 -1,0 -00 - 1 J,Z J,Z -м ■ _ L_L_ ■L_U2000200120022003200420052006У млн чел. □ в процентах в числу занятых в экономикеРис. 1. Среднегодовая численность занятых на транспортеУровень среднегодовой численности работников транспорта от общего числа занятых в экономике России (6,5%) выше, чем в Германии (6,1%) и США (4,4%), но ниже, чем в Великобритании (6,9%). Одна из проблем современных АТП - текучесть кадров - во многом связана с разукрупнением предприятий в рассматриваемыйпериод и сокращением работников. Так, в 2006 г. среднегодовое число принятых на работу меньше, чем уволившихся, из них сокращено 1,3% (рис. 2). Другая причина -опасные и не отвечающие нормативам условия труда -шум, вибрация, запыленность, излучение и загазованность рабочей зоны (в 2005 г. - 23,3%, в 2006 г. - 26,5%).40 30 20 10^ 76 95 27 „ 28 26 29 i i i 2000200420052006■ принято □ выбылоРис. 2. Движение работающих в организациях транспорта, %143Вредные условия работы частично компенсируются уровнем оплаты труда, который выше, чем в среднем по экономике (рис. 3). На конец 2006 г. уровень оплаты труда на транспорте был на 26% выше, чем в среднем по экономике.Материальные ресурсы на транспорте представлены ОПФ и оборотными активами. Рис. 4 характеризует состояние основных фондов транспорта за последние три года.Как видно из рис. 4, степень износа ОПФ транспорта постоянно повышается, что свидетельствует о недостаточности на транспорте инвестиций в основной капитал (рис. 5).Состояние ресурсов АТП свидетельствует о необходимости применения ресурсной стратегии для эффективногоуправления ресурсами, определение недостатка и реализации программ по их развитию. Реализация ресурсной стратегии способствует повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия на рынке автотранспортных услуг. Это отражается на результатах деятельности, влияет на ресурсный потенциал предприятий и способствует эффективному воспроизводству всех видов экономических ресурсов (рис. 6).Структура оборотных активов предприятий транспорта представлена в табл. 1. Анализируя данные таблицы, можно отметить такие тенденции, как сокращение удельного веса запасов и увеличение доли краткосрочных финансовых вложений, что свидетельствует о эффективном использовании оборотного капитала.2000200120022003200420052006I транспорт□ в среднем по экономикеРис. 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников транспорта, руб.40,0 30,0 20,0 10,0 0,0OQ ^28,921,2 Я (л 3 Q ' J 1 1 , 1 1 1 ,-*--1 1200520062007□ полная учетная стоимость, трлн. руб Н степень износа, %Рис. 4. Основные фонды крупных и средних транспортных предприятий (на начало года)800 600 400 200 0-I741,4596,1407,2 1 \ 1200520042006144Рис. 5. Инвестиции в основной капитал предприятий транспорта, млн руб.Поставщики ресурсовОрганизационная среда предприятияСфера снабжения ресурсами (условия привлечения)РесурсыМатериальныеНематериальные 3Результаты деятельности АТПЭффективность использования ресурсов-►Финансовые потоки-►Материальные потокиРис. 6. Схема привлечения и эффективного использования ресурсов АТПСтруктура оборотных активов предприятий транспорта, %Таблица 1Наименование200420052006Запасы, в том числе сырье и материалы незавершенное производство расходы будущих периодов готовая продукция товары отгруженные19,8 16,4 0,7 1,8 0,9 0,020,2 15,8 0,5 2,3 U 0,518,6 14,8 0,4 3,0 1,3 0,1Краткосрочные финансовые вложения3,53,74,6Денежные средства8,09,49,2Система расчетов предприятий с поставщиками и потребителями важна для финансового состояния и устойчивости. В табл. 2 представлено состояние взаиморасчетов предприятий как в целом по экономике, так и транспортных предприятий. В структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий транспорта большую часть занимает задолженность перед поставщикамии подрядчиками (20,5 млрд руб., или 42,8%). Превышение кредиторской задолженности составляет 57 млрд руб., просроченной - 3,2 млрд руб. В структуре просроченной дебиторской задолженности наибольший удельный вес составляет задолженность покупателей - 72%. Просроченная задолженность по зарплате за последние три года снизилась с 842 до 266 млн руб.145Таблица 2 Состояние взаиморасчетов в организациях в 2006 г., млрд. рубПоказательКредиторская задолженностьДебиторская задолженность текущаяпросроченнаятекущаяпросроченнаяЗадолженность организаций: всего по видам экономической деятельности транспорт14969,1 493,2889,3 48,27871,2 436,21039,9 51,4В целом по транспорту удельный вес убыточных предприятий за последние три года сократился и составляет около 40%. Причем наибольшее количество убыточных предприятий относится к сфере городского электрического транспорта (рис. 7).Рентабельность услуг на транспорте в 2006 г. составила 10,5%. Низкое значение рентабельности связано с высоким удельным весом непроизводственных расходов в структуре себестоимости (рис. 8).100604020[O^^el200420052006I в целом по транспорту I городской электрический•·автомобильный (автобусный) пассажирский•·автомобильный грузовой□Рис. 7. Удельный вес убыточных организаций транспорта, %15 -I5 ■I 1 1 120341 ■20352С16 15 ■ 30 ■■ в целом по транспорту В городской электрический■ автомобильный (автобусный) пассажирский D автомобильный грузовойРис. 8. Удельный вес убыточных организаций транспорта, %Анализируя ресурсы АТП, можно выделить основные проблемы, связанные с эффективностью их использования и управлением предприятиями. К ним относятся недостаток инвестиций в основной капитал и связанныйс этим высокий уровень износа ОПФ, высокая текучесть кадров и слабая система расчетов, что сказывается на низкой рентабельности предприятий и все еще значительном количестве убыточных среди них.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 377
Ключевые слова
efficient resources use, resources, transport enterprise, эффективность, ресурсы предприятий, стратегические ресурсыАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Чепелева Наталья Николаевна | Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия | кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями | chepelevann@mail.ru |
Ссылки
