Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределениеподростка | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределениеподростка

Статья посвящена описанию результатов социологического исследования, в ходе которого была выявлена зависимость между уровнем стабильности/нестабильности семьи подростка и его ценностными ориентациями

The influence of family stability on formation of values orientations and teenager`s self-determination.pdf Сложность социальных изменений неизбежно отра-жается на становлении массового сознания различных социальных групп и, в частности, молодежи. Подрост-ковый возраст - это период интенсивного формирования ценностной системы, жизненных ориентиров на буду-щее. Ценностные ориентации являются одними из клю-чевых качеств личности, определяющих ее направлен-ность и задающих модель поведения в различных жиз-ненных ситуациях. По мнению исследователей, непро-тиворечивая система ценностных ориентаций выступает «…важной предпосылкой успешной самореализации человека в будущем… и лежит в основе формирования жизненных целей и планов» [1. С. 45].Система ценностей, которыми человек руково-дствуется в течение жизни и которые предшествуют выбору целей, формируется в начале жизненного пути (в детстве). Ценностные ориентации позволяют чело-веку «вписаться» в процесс самоопределения, т.е. в процесс выбора. «Храниться» ценности могут в раз-личных компонентах самоопределения: и в социаль-ной, и культурно-семантической, но в момент соотне-сения этих хранящихся ценностей с поступками задей-ствуются и две другие компоненты: метафизическая и экзистенциальная. Метафизическая компонента само-определения «отвечает» за выбор смыслового содер-жания, а экзистенциальная позволяет приспособить внешние социокультурные ценности к собственному существованию конкретного человека. Ценности про-являются, обнаруживаются либо как метафизический, либо как экзистенциальный голос, а возможно, и как целый хор. И здесь нет четко сформулированных кем-то предписанных указаний, человек часто не может их артикулировать, точно воспроизвести, создано лишь само присутствие этих ценностей.Но не все внешние ценности обретают присутствие в нас, в акте сознания; из всего спектра ценностей че-ловек выбирает «значимые» для себя, причем механизм отбора значимых для конкретного человека ценностей описывается чаще всего посредством рассмотрения влияния другого, действия которого индивид одобряет или согласен с ними. Чтобы человек следовал ценно-стям другого, других, они, в свою очередь, должны предоставить «легитимацию, или доказательства» того, что их совету следует предпочесть совет неких еще-других. Такими легитимациями являются, прежде все-го, традиции - ценности, проверенные временем.Формирование этой важной составляющей лично-сти происходит в процессе социализации и, прежде всего, под влиянием семьи. Этап первичной семейной социализации имеет существенную особенность: ребе-нок тесно эмоционально связан со своими родителями, поэтому он с неизбежностью присваивает их представ-ления о мире, их поведение и ценности. Социализация является двусторонним процессом (индивид, через роли интегрируясь в социальные группы, встраиваясь в соци-ум, может впоследствии оказывать влияние на создание новых ценностей и стандартов поведения), для общества важно, как будет проходить процесс формирования лич-ности подростка, ведь это впоследствии может отразиться на социальной ситуации в целом.В процессе социализации наиболее важным этапом является детство. Именно на этом этапе первичной со-циализации ребенок усваивает ценности и установки родителей, поэтому ценностные ориентации подростка существенно зависят от типа семьи, в которой осуще-ствляется их усвоение.В настоящий момент в семье происходят существен-ные изменения в плане перераспределения супружеских ролей, характера ухода за детьми, их воспитания и т.д. В России эти изменения характеризуются, в первую оче-редь, постепенным разрушением стабильности семьи (рост числа разводов, катастрофическое снижение рож-даемости, насилие в семье и т.д.). Исследователи связы-вают эти изменения с отделением из семейных практик производственной деятельности и вовлечением женщин в общественную, социальную жизнь (слабый пол скорее ориентирован на карьеру, а не на семейные ценности), также с появлением большого количества семей с двой-ной занятостью, неполных, неблагополучных, что, в свою очередь, сказывается на самовоспроизводстве ком-плексов традиционализации, прагматизации и т.д. (т.е. на процессе формирования ценностных ориентаций со-временных подростков).Научная область данного исследования - социология семьи. В настоящий момент выделяются три основных подхода к изучению семьи: структурно-функци-оналистский, биографический и социально-символи-ческий. Данное исследование опиралось на структурно-функционалистский подход, представители которого ана-лизировали семью с позиций ее функций и социальных потребностей. Основоположники данного направления (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривали се-мью как стабильный элемент общественного развития, тесно связанный своими функциями с обществом.При описании функций семьи большинство авторов разделяют их на основные и неосновные. Под основ-ными понимаются функции, выполняемые всеми се-мейными группами к ним, наряду с такими базовыми, как репродуктивная и экономическая, относится и функция социализации. Благодаря процессу социали-зации, ребенок, усваивая традиционалистские пред-ставления, ценности профессионализма и деловой ак-тивности, модели поведения, формируется как лич-ность и самоопределяется.36Социологические исследования подтверждают, что различные характеристики семьи выступают в роли факторов самоопределения подростков. Так, одним из факторов, влияющих на образовательные намерения школьника, является уровень образования его родите-лей. Разумеется, семья, ее традиции, социальный статус и уровень жизни влияют не только на выбор профессии и образования подростка; она представляет важное ус-ловие самоопределения личности в целом. Именно се-мейные ценности являются тем источником, откуда подросток черпает уверенность; находит ресурсы для выстраивания собственных планов и проектов, а зна-чит, приобретает способность адаптироваться к соци-альным условиям.Как показывают результаты ежегодного монито-ринга планов и намерений выпускников школ Томской области, проводимого Центром профориентации и пси-хологической поддержки населения (г. Томск), выяв-лена зависимость образовательных намерений выпуск-ников школ от уровня образования их родителей. С ростом родительского уровня образования заметно увеличивается доля опрошенных школьников, ориен-тированных в своем выборе на получение высшего об-разования (рис. 1).е .. 3 V 9 '9 8Отец - высшее р^3 Мать - высшее ГГ33 10Отец - 9 классовМать - 9 классов_1) 10-"25J)27Э 51 Т|513)83 J 84ВУЗтехникумучилище020406080100Рис. 1. Зависимость образовательных намерений выпускников школ от уровня образования родителей, %Если количество поступающих в вуз старшекласс-ников, чьи родители имеют высшее образование, со-ставляет 84% (от числа опрошенных), то со снижением уровня образования родителей уменьшаются притяза-ния подростков относительно поступления в вузы (в группе опрошенных, чьи родители имеют только 9 классов, желающих получить высшее образование заметно ниже - 51%).Однако вернемся к проблемам стабильности семьи. Отечественные исследователи (А.И. Антонов, С.И. Голод, Т.А. Гурко, А.Г. Харчев и др.) связывают актуальность этой проблемы с изменениями в самой семье, ведущими к разрушению ее стабильности (по-вышение числа разводов, снижение рождаемости, не-удовлетворенность браком и т.д.). Хотелось бы отме-тить, что не выработано общей системы координат для анализа проблем стабильности семьи. Одни исследова-тели различают понятия стабильности и устойчивости, другие используют их как синонимы. Для ряда авторов стабильная семья и благополучная семья - равнознач-ные понятия. Анализируется как внешняя стабильность семьи (ее устойчивое положение в обществе, по отно-шению к другим социальным институтам), так и внут-ренняя (семейный уют, общность семейных интересов, взаимная забота), т.е. акцент делается на социально-психологические характеристики. Несмотря на тот факт, что исследователи пытаются преодолеть разно-гласия и определить список индикаторов стабильности семьи, общей универсальной системы показателей так и не выделено.Например, отечественные основатели концепции социологии семьи (А.Г. Харчев и М.С. Мацковский) утверждали, что основой семейной стабильности явля-ются ценности морального характера и в первую оче-редь - любовь между супругами и общая ответствен-ность за воспитание детей [4]. Другой исследователь -Ю.А. Гаспарян - говорит о том, что развитие стабиль-ности семьи может укрепить духовную составляющую российского общества, и главным здесь является пере-дача общечеловеческих ценностей от поколения к по-колению [5]. Э. Виноградская, рассматривая вопросы формирования стабильности семьи, выделяет основной ее источник - любовь и понимание между супругами, а также настаивает на том, что без стабильной семьи не-возможна социализация вообще [6].Наиболее аргументированно и подробно проблема семейной стабильности представлена в работе известно-го отечественного социолога С.И. Голода «Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты». На основе ряда эмпирических исследований, направлен-ных на изучение стабильности брака, автор выявил, что неудовлетворительная брачная реальность «способству-ет идеализации детоцентризма», т.к. супруги связывают выход из конфликтной ситуации с исполнением долга по отношению к детям. Для С.И. Голода удовлетворен-ность браком - самый важный показатель стабильности семьи, а показатель удовлетворенности - это взаимодей-ствие супружеских ценностей [2].Автор выделяет три типа ценностей: адаптация, ин-тимность и супружеская автономия. Первая из них -это ценностная система активных и направленных дей-ствий индивида, способствующих не только поддержа-нию динамического равновесия в конкретных социаль-ных условиях, но и обеспечивающих возможность эво-люции при их изменении. Интимность - это совокуп-ный показатель удовлетворенности, сконструирован-37ный из четырех тесно связанных элементов (симпатии, расположенность, признательность и эротическая при-вязанность). И, наконец, супружеская автономия, кото-рая выражается в выходе интересов супругов за рамки супружества и признании регуляции эмоциональной деятельности не внешними предписаниями, а индиви-дуальными особенностями личности, его ценностными ориентациями. Таким образом, по мнению С.И. Голода, полный набор ценностей соответствует браку с высо-кими показателями супружеской удовлетворенности, а следовательно, и с высоким уровнем стабильности.В целом можно сделать вывод, что социализация (как процесс усвоения ценностных ориентаций) занимает цен-тральное положение в процессе семейной жизни, посколь-ку рассматривается как действенный инструмент социаль-ного сплочения и солидарности индивидов.В нашем исследовании была представлена попытка описания трансформации конкретных ценностных ори-ентаций в условиях нарушения стабильности семьи. Были опрошены школьники 9-11-х классов одной из школ г. Томска весной 2008 г. В качестве основных показателей стабильности семьи были выделены сле-дующие. Во-первых, наличие нескольких поколений в семье (более двух), наличие супружеской пары и вос-производство мужских и женских ролей. Во-вторых, закрепленный социальный статус и определенный ма-териальный уровень достатка, включающий стабиль-ный доход, наличие семейных сбережений и т.д. И, в-третьих, многоуровневая семейная коммуникация, в процессе которой формируются семейные ценности: определенные совместные действия (работа или отдых,праздники, увлечения и т.д.), их наличие и легитим-ность для всех членов семьи.В ходе анализа данных выделены два индекса: «уровень стабильности» и «уровень нестабильности» семьи респондентов. После подсчета было проведено сравнение индексов (максимальный балл индекса рав-нялся восьми). Если первый индекс оказывался суще-ственно больше второго, то семья опрошенного школьника расценивалась как семья с высоким показа-телем стабильности, соответственно, в противополож-ной ситуации семья относилась к нестабильной. В ре-зультате установлено, что значительная доля (59%) семей опрошенных имеет высокий показатель стабиль-ности, 19% - средний и оставшиеся 22% - низкий. (Низкий уровень стабильности семьи приравнивается в данном случае, к ее нестабильности.) Далее, ценност-ные предпочтения подростков были объединены по категориям: материальные и духовные ценности. После этого каждая из подгрупп семей сравнивалась на нали-чие корреляции тех или иных ценностей внутри обра-зовавшихся групп (рис. 2). В целом, как видно из диа-граммы, для подростков характерен приоритет духов-ных ценностей над материальными независимо от уровня стабильности или нестабильности семьи. Одна-ко при тщательном анализе и конкретизации элементов ценностных систем было выявлено влияние уровня стабильности семьи на выбор подростками тех или иных жизненных предпочтений. Диаграмма, представ-ленная на рис. 3, позволяет наблюдать корреляцию ме-жду иерархией ценностных ориентаций подростков и уровнем стабильности/нестабильности их семей.Приорит ет 8ду х ов ныхценност ейПриорит ет материальных ценност ейОт сут ст в ие приоритета ценност ейВысокий уров ень стабильностиСр е д н и й уров ень стабильностиНи з к и й уров ень ст абильност и-*=a13. ^1661 1 20406080Рис. 2. Приоритеты ценностей в зависимости от уровня стабильности семьи, %70 60 50 40 30 20 10 0■ 63■ 6366 ■ 53\/чо"♦31-^34\/■ ?1>1^-?t ♦ 2413>14■54Выс окий уровень стабильностиСредний уровень стабильностиНи зк и йуровеньстабильностиРис. 3. Ценностные предпочтения подростков в зависимости от уровня стабильности семьи, %Рис. 3 демонстрирует, что хотя кривая приоритетов ценностей во многом повторяется у подростков из раз-личных семей, но наблюдаются серьезные отличия по степени значимости той или иной ценности. Так, зна-чимость самой семьи более чем в два раза оценивается опрошенными из стабильных семей выше, определенно чаще они называют такие ценности, как друзья, здоро-вье, любовь.38Кроме этого, школьники из семей с высоким уров-нем стабильности в значительной степени ориентиро-ваны на учебу. Если только 4% респондентов из семей с низким уровнем стабильности указали на данную ценность, то в группе с высоким уровнем стабильно-сти - 32% (т.е. в восемь раз больше). Высоки расхож-дения и по категории «любимое дело»: так, каждый четвертый подросток из благополучной семьи считает занятия интересным делом приоритетной ценностью в своей жизни, а из нестабильной таких только 9%. И лишь материальные блага расцениваются большин-ством подростков (66%) из нестабильных семей как наиболее важная ценность (для сравнения: среди рес-пондентов из стабильных семей материальное благо-получие привлекательно лишь для 14%, т.е. почти в пять раз меньше). Продолжить перечень непозитив-ных характеристик нестабильной семьи можно с по-мощью такого показателя, как отсутствие интереса у подростков из этих семей к собственному здоровью и учебе (рис. 3).Вполне очевидно, что в нестабильной семье упускается возможность формирования ценностно-нормативного кон-текста, который необходим для становления личности подростка и который способствовал бы образованию мен-тальной поддержки, обеспечивающей и побуждающей автономные усилия человека по осознанию и защите сво-его достоинства. В этом смысле возможности стабильной семьи являются той социальной идеацией (универсальным источником), которая бы определяла направленность арти-куляции как семейных, так и личностных интересов.Не менее важным результатом является тот факт, что более трети (35%) опрошенных, воспитывающихся в семь-ях с высоким показателем стабильности, хотят полностью ориентироваться на семью своих родителей при создании собственной семьи в будущем. Что касается подростков из семей с низким показателем стабильности, то лишь 5% опрошенных хотят, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой они живут в настоящий момент, и почти каждый второй заявляет, что не имеет желания ориентиро-ваться на родительскую семью (рис. 4).й50 40 30 20 10 0ГгТГ2 f glДа, согласен СогласенНет, не ЗатрудняюсьотчастисогласенответитьВысокий уровень стабильностиНизкийуровеньстабильностиРис. 4. Показатель ориентации на семью родителей при создании собственной семьи (в зависимости от уровня стабильности семьи), %Таким образом, стабильная семья не только форми-рует в человеке набор тех или иных жизненных пред-почтений, образов, например семьи как источника спо-койствия, счастья и понимания, но и подготавливает его к будущим социальным ролям, чего нестабильная семья в полной мере дать не может (см. рис. 4). Ценно-сти - это то, что выступает в роли нормативно-ориентационного единства для упорядочения целей подростка на будущее. Они конституируют действия личности, позволяют самоопределяться и создавать основы для того или иного выбора. Человеку предстоит постоянно делать выбор: от профессии, мужа/жены, места жительства до продуктов питания в супермарке-те. В выборе - поступке - обнаруживается не произвол, а некая заданность и определенная повторяемость.В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что в ценностных ориентациях как установке, сформи-рованной в нестабильной семье, отсутствует важный компонент - поведенческий, т.е. готовность поступать определенным образом в соответствии с ценностнымисистемами. Ведь когда говорится о желании подростка ориентироваться на семью своих родителей при созда-нии собственной, следует понимать, что создавая усло-вия для проигрывания будущих семейных ролей, воз-никают условия и для формирования намерений и планов не только следовать традициям своей семьи, проводить свободное время, уделять внимание здоро-вью (ходить в театр, кино, заниматься спортом и т.д.), но и ориентироваться на целерациональные типы соци-ального поведения.Из вышесказанного следует, что глубинные меха-низмы семейной социализации обеспечивают межпоко-ленческую трансляцию базисных ценностей, несмотря на то что ведется немало дискуссий, как научных, так и в практике повседневности, связанных с утратой совре-менной семьи функции социализации. Развитие семьи, укрепление ее стабильности способствует процессу об-ретения молодыми людьми социальной субъективности. Данный фактор является перспективным вариантом встраивания, интеграции молодежи в социум.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

values orientations, teenager's self-determination, stability family, социализация подростка, ценностные ориентации, стабильность семьи

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванова Вера СтепановнаТомский государственный университеткандидат философских наукvcsoc@rambler.ru
Иконникова Александра АндреевнаТомский государственный университетYoveen@simbal.com
Всего: 2

Ссылки

Харчев А.Г. Социология семьи. М.: ЦСП, 2003. 342 с.
Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб.: Петрополис, 1999. 320 с.
Виноградская Э.А. Осторожно, пожалуйста, осторожно! Харьков: Прапор, 1990. 152 с.
Социология семьи: Учеб. / Под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. 640 с.
Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. Л.: Наука, 1984. 136 с.
Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
 Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределениеподростка | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределениеподростка | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Полнотекстовая версия