Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 332.

Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире

Статья посвящена философскому анализу проблемы одиночества в современной социальной реальности. Автор характеризует одиночество как способ существования человека в мире. Одиночество представлено как онтологический феномен, конституирующий границы личного существования. Ситуация одиночества возникает в результате несоизмеримости внутреннего Я и внешней проявленности Я для Другого

Loneliness and forms of estrangement of a person in the contemporary world.pdf Проблема одиночества, анализу которой посвящена эта работа, конкретизируется в контексте антропологи-ческой проблематики, характерной для философских течений XX в.: феноменологии, экзистенциализма, персонализма, герменевтики, структурализма и т.д. Каков философский смысл заявленной в статье про-блемы и с чем связана её актуальность сегодня? Актуа-лизация проблемы одиночества есть следствие специ-фики состояния современной социальной реальности, определяющими факторами которой становятся про-цессы информатизации, изменение картины мира, от-чуждение, трансформация идентичности человека под влиянием новых средств информации и коммуникации, дефицит межчеловеческих связей, их стабильности и хаотизация социального пространства. Эти явления приводят к необратимым изменениям внутреннего ми-ра человека, для которого одиночество становится не только неизменным спутником, но и приобретает осо-бые специфические черты, появление которых обу-словлено новой реальностью. С одной стороны, чело-век включен в динамичный мир коммуникативных свя-зей и отношений. Он практически никогда не остается один, он всегда с Другими. Но, с другой стороны, включенность в общность и наличие связей не предпо-лагают сопричастности, взаимного родства, стабильно-сти и долговременности личностных отношений. Это противоречие порождает для человека ситуацию то-тального одиночества, которая по-разному проявлена на эмпирическом и трансцендентальном уровне. Ока-зываясь ежеминутно захваченным бурным информаци-онным потоком, человек встает перед необходимостью постоянно изменяться и выбирать, чтобы не отстать от быстро меняющейся действительности. Эта динамич-ность приводит к потере себя как цельного, устоявше-гося.Заброшенный в чуждый ему мир, испытывающий глубокое чувство бездомности, человек вновь ставит для себя вопрос о причинах одиночества и возможных способах его преодоления. Таким образом, одиночест-во превратилось в социальную проблему, требующую своего разрешения. В сложившихся социальных усло-виях человек переживает и осознает одиночество как результат несоизмеримости внутреннего Я и внешней проявленности Я для Другого.Современная философия ставит в центр своего внимания индивидуальное человеческое существова-ние, акцентируя внимание на включенности индивида в социальную реальность, которая, в результате про-цессов отчуждения, превращается во враждебную для него. В понимании индивидуальности определяющими становятся самодостаточность и замкнутость внутрен-него мира человека, переживание уникальности бытия.Ставя вопрос о способе существования одинокого субъекта, философия придаёт одиночеству онтологиче-ский статус. В статье феномен одиночества будет ис-толкован сквозь призму поиска человеком идентично-сти и возникающего в этом процессе отчуждения. Ос-новной тезис данной статьи состоит в следующем: ди-намичное изменение общественной жизни повлекло за собой трансформацию идентичности человека. В про-цессе самоопределения формируется различение Я как уникального и неповторимого, отличного от Другого. Взаимоотношения с миром Других порождают ситуа-ции взаимного конфликта и отчуждения, которые, в свою очередь, являются причиной одиночества. Оди-ночество, исследуемое в философском плане, проявле-но как особый способ бытия человека и является имма-нентным состоянием его сознания, экзистенциалом, конституирующим границы личностного существова-ния как дистанцирования от себя и осознания собст-венной автономности. Цель данной статьи - философ-ски обосновать специфические особенности ситуации одиночества человека в современном мире.В истории философии феномен одиночества стал предметом философской рефлексии в конце XIX-XX вв. Но, начиная уже с античной философии, можно констатировать интерес философской мысли к данной теме. Среди философов предшествующих эпох одино-чество становилось предметом анализа в текстах трех главных школ эллинизма (стоицизма, эпикуреизма и скептицизма), в философских исканиях Плотина, Авгу-стина Блаженного, Л.Б. Альберти, Пико дела Мирандо-ла, Ф. Петрарки, М. Монтеня, Б. Паскаля, С. Кьеркего-ра и др. Осмысление проблемы одиночества и отноше-ние к этому феномену определялись, прежде всего, особенностями каждой отдельной эпохи. Усиление интереса к этой проблеме в истории философии связа-но с эпохами переломными, кризисными.Отсутствие устойчивого интереса к проблеме оди-ночества в эпоху Нового времени объясняется особен-ностями философствования этого периода: преобла-дающим рационализмом, близостью философии к ма-тематике и естествознанию. Философов, от Декарта до Гегеля, объединяла одна общая черта в понимании че-ловека. В основе их представлений лежало убеждение в том, что человек есть существо рациональное, способ-ное самостоятельно управлять своей жизнью. Декарт, положивший начало этой традиции и указавший на cogito как на сущностную человеческую субстанцию, рассматривал человека в чисто гносеологическом фо-кусе. Человек оказался идентифицирован в качестве познающего субъекта. Начиная с XVII в. в философии стала преобладать гносеологическая проблематика, которая вытесняла онтологическую и антропологиче-40скую. Гносеологизаторской философской позиции по-зиция антропологическая не была релевантной, ибо последняя не проявляла интереса к уникальности чело-веческого существования, которой не мог «уловить» чистый разум.В онтологии классической философии доминирова-ла идея Парменида о бытии, основными характеристи-ками которого были неподвижность, полнота и целост-ность. Бытие мыслилось как некий гарант существова-ния, как полагание мира. Изначально онтология клас-сического периода строилась без отсылки к такому су-щему, как человек. В истолковании бытия человека акцент ставился на тождестве Я с самим собой, на осознании себя как Я. Поэтому классическая филосо-фия сформировала концепт самотождественного, соб-ранного, полного «Я», который являлся проекцией трансцендентального субъекта. Этот подход связан с представлением о неизменной сущности человека. Са-мотождественность была сущностным свойством бы-тия, что делало «Я» присущим (сопричастным) суще-му. «Немецкий идеализм подменил проблему человека, как познающего, проблемой субъекта, трансценден-тального сознания (Кант), Я, не индивидуального и не человеческого Я (Фихте), мирового духа (Гегель)» [1. С. 46]. По сути, до середины ХIХ в. в философии от-сутствует онтологическая проблематика, напрямую связанная с человеком как особым родом сущего, спе-цифичным по своим сущностным характеристикам, а значит, отличным и от вещей, и от мышления. С. Кьер-кегор является одним из первых философов, кто обра-тил внимание на индивидуальное человеческое суще-ствование, он «настаивал на экзистенциальности само-го познающего субъекта, на изначальной погруженно-сти его в тайну существования» [1. С. 55] и динамично-сти экзистенции.Современная онтология, в противоположность классической традиции, базируется на мысли Геракли-та о вечном становлении и изменении бытия, выражая, тем самым, идею динамичности существования и пере-хода из одного состояния в другое. Поскольку сущ-ность становления есть движение, реальность пред-ставляет собой вечный круговорот непостоянных, не-устойчивых, мгновенно возникающих и исчезающих состояний. Как заметил З. Бауман, именно «текучесть» оказывается главной метафорой для нынешней стадии современной эпохи. В философии ХХ в. онтологиче-ский поворот совсем не случайно совпадает с антропо-логическим поворотом. Становление и движение как принципиально значимые для существования человека характеристики имеют способность воздействовать на его сущность и самотождественность. Эта онтологиче-ская способность человека активно заявляет себя в со-циальном плане в современном обществе, которое ха-рактеризуется подвижностью, «текучестью», динами-ческими переходами из одного состояния в другое. Ха-ос, кризис, бездоминантность, переход как онтологиче-ские характеристики современной социальной реаль-ности порождают адекватные характеристики иден-тичности - «текучесть», «скольжение» и плюралистич-ность. Рождается «многоликое Я». Вечное бегство, безудержная тяга к новому, разрушение прошлых, ста-бильных и долговременных форм коммуникации неспособствуют формированию «позитивных идентично-стей». Поэтому в философии сегодня акцент смещается на различение и несамотождественность человека. «Так, личное Я нуждается в мире и Боге. Но когда су-ществительные и прилагательные начинают плавиться, когда имена пауз и остановок сметаются глаголами чистого становления и соскальзывают на язык собы-тий, всякое тождество из Я, Бога и мира исчезает» [2. С. 17,18]. Недаром одним из символов образа жизни в современной культуре становятся бег, скорость, темп движения. Таким образом, в философии назрел кризис понятия «сущность человека». Отказ от этого понятия первыми осуществили экзистенциалисты, заявив, что человек не обладает изначально заданной сущностью, он свободен в собственной реализации. Человек есть чистый «проект», изначально активный в отношении к себе и миру. В экзистенциальной философии преобла-дающей становится категория «существование челове-ка» и утверждается представление о «Я» как «разры-ве». Наиболее ярко самоощущение современного чело-века находит выражение в словах Ж. Батая: «В запус-тении, где я потерян, мне безразлично эмпирическое познание моего подобия с другими, ибо сущность меня состоит в том, что ничто и никогда не сможет заме-нить: чувство моей фундаментальной недостоверности располагает меня в мире, в котором я остаюсь ему по-сторонним, абсолютно посторонним» [3. С. 56].Кризисная ситуация, связанная с отказом от поня-тия «сущность», требовала своего разрешения и приве-ла к тому, что в философский оборот были введены новые понятия, одним из которых было понятие «иден-тичность». Именно идентичность «становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изу-чаются многие важные черты современной жизни» [4. С. 38], в том числе и проблема одиночества. Идентич-ность как динамичный процесс постоянного, непре-кращающегося развития человека в социуме включает в себя не только внутреннее, субъективное понятие о себе, но и выбор целей, ценностей и убеждений. В со-временных социальных теориях принято говорить о существовании двух типов идентичности - социально заданной и личностной (персональной), которая отра-жает индивидуальное в человеке. Ю. Хабермас в рам-ках своей концепции выделяет личную и социальную идентичность как два измерения, в которых реализует-ся балансирующая Я-идентичность. Личностная иден-тичность как вертикальное измерение обеспечивает связанность истории жизни человека. Социальная идентичность как горизонтальное измерение обеспечи-вает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек.Я-идентичность, при благополучном развитии, воз-никает в балансе между личностной и социальной идентичностью. Ситуация одиночества возникает то-гда, когда между личностной и социальной подструк-турами появляются противоречия. Их возникновение связано с тем, что идентичность, являясь социальной по происхождению, содержит в себе источник несоиз-меримости, так как предполагает и самотождествен-ность, и несамотождественность. Это объясняется тем, что идентичность включает в себя, с одной стороны, момент тождественности самому себе - единство Я, в41котором человек себя определяет и утверждает, обна-руживая свою уникальность и неповторимость. С дру-гой стороны, идентичность предполагает необходи-мость внешней самореализации человека в социуме, его движения вовне, к Другому. Возникновение ситуа-ции внутреннего конфликта между Я и Другим, кото-рая с неизбежностью приводит к одиночеству, возни-кает тогда, когда Другой конституирует образ моего Я не в соответствии с тем, что Я есть, а в соответствии с моей внешней проявленностью для него. Это противо-речие оказывается неразрешимо вследствие того, что человек онтологически одинок: его появление в мире, трагизм личного существования и акт смерти принци-пиально непередаваемы Другому. Одиночество изна-чально онтологично.Таким образом, выявленное противоречие между личной и социальной идентичностью позволяет актуа-лизировать проблему одиночества через отношение двух субъектов, каждый из которых предстает в своей уникальной единичности личностного начала. Осозна-ние собственной уникальности и неповторимости по-рождает чуждость Другого, отсутствие родства, приво-дит к ситуации онтологического конфликта как взаим-ного отрицания. Ситуация одиночества характеризует-ся состоянием отношения к Другому как к уникальной самости, которая является подобным мне субъектом, обладающим свойствами личности, но не является мной, не есть Я.Осознание человеком своей уникальности и незави-симости происходит в процессе индивидуализации. Под «процессом индивидуализации» понимается при-сущая современности автономизация личности - все более полное высвобождение индивида из сети устой-чивых социальных связей. Индивидуация истолковы-вается как процесс, который сопровождается как пози-тивными моментами, такими как: возрастание свободы выбора, социальной мобильности, рефлексивности, так и негативными - отчуждение, дезориентация, кризис идентичности и др. Ситуация одиночества возникает в процессе обособления индивида от его первоначальных связей с социальным миром, т.е. в результате удовле-творения потребности в самоотождествлении. Таким образом, достижение определенного уровня самосоз-нания и установление своего уникального тождества приводят человека к одиночеству. «…Неизбежным спутником любой индивидуации становится нарас-тающее одиночество, освобождение индивида, как пра-вило, сопровождается чувством бессилия и беспокой-ства, порождающим инстинктивное желание отказать-ся от своей индивидуальности и преодолеть чувство одиночества и бессилия, целиком растворившись во внешнем мире» [5. С. 12].Человек, существуя в социуме, подвержен отчужде-нию. Процесс жизненных коммуникаций предполагает взаимодействие Я с «миром Других». Взаимоотноше-ния с Другим носят двойственный характер. Другой важен для Я, необходим, поскольку является источни-ком знания обо мне как уникальном и неповторимом. Но он же является источником моих негативных значе-ний, скрытой угрозой для моего существования. Взаи-моотношения с Другим связаны с ожиданием реакции на мои действия. Возможные ситуации взаимодействияЯ с миром Других приводят к возникновению следующих форм отчуждения, которые, в свою очередь, являются причинами специфических проявлений одиночества:1..Социальное отчуждение. Человек, включенный в коммуникативные связи, отчужден от общества. Соз-данные самим человеком политические, экономические, юридические и общественные институты, которые со-ставляют основу социальных отношений и призваны поддерживать порядок, превратились в безликую и бе-зымянную силу, которая управляет человеком и над ко-торой он потерял власть. Это происходит в силу того, что человек сознательно стремится избежать любой от-ветственности за принятые им решения и сформирован-ные идеи. «В законах, которые правят нами, воплощены наши же собственные действия, но эти законы стали выше нас, и мы - их рабы» [6. С. 100]. Отдельный чело-век, способный осознать абсурдность конкретной ситуа-ции, часто оказывается не в состоянии преодолеть её. Динамичные процессы превращают мир в хаос, сам че-ловек оказывается не в состоянии поддерживать в нём порядок. Следствием этих процессов становится инди-видуализм, эгоизм, апатия и одиночество.2.Коммуникативное отчуждение. Отчуждение че-ловека от человека характеризуется кризисом личных отношений. Взаимоотношения людей друг с другом представляют собой «отношения двух живых машин, использующих друг друга» [6. С. 101]. Эти отношения носят внешний характер, создавая видимость друже-любия, любви и порядочности, за которыми скрывается взаимная отчужденность, недоверие и равнодушие. Этот вид отчуждения приводит к потере человеком духовных, личностных связей, которые существовали в предшествующие эпохи. При наличии внешних кон-тактов в человеческих взаимоотношениях отсутствуют со-причастность, со-переживание, со-бытие с Другим. Именно эта форма отчуждения, связанная с нарушени-ем коммуникативных связей, особенно обостряет си-туацию одиночества. Каковы механизмы проявления чуждости Другого, которые приводят к отделению от Другого и возникновению одиночества?Коммуникативное отчуждение проявлено в двух ва-риантах. Первый возникает вследствие внутренних устремлений Я и внешней их проявленности для себя. Первая стадия обнаружения отчуждения связана с тем, что проявленность меня для Другого не соответствует моему Я. Она приводит к одиночеству. Вторая возни-кает вследствие внутренних устремлений Я и внешней проявленности Я для Другого. Эта стадия связана с осознанием чуждости Другого, когда он определяет меня не как меня, разрушая мою идентичность, в ре-зультате порождая чувство вражды и одиночества.3.Самоотчуждение. Отчуждение человека от само-го себя ведет к «разделению человеческого «Я», к де-персонализации личности. Эта форма возникает вслед-ствие внешней проявленности Я и ответного воспри-ятия Другого. Данная стадия обнаружения отчужденияприводит к самому глубокому экзистенциальному оди-ночеству. Это самоотчуждение, когда возникает ситуа-ция несопричастности меня к выраженному мной ре-зультату. Я никто, меня не существует как Я. Наиболеесимптоматично эта ситуация выражена А. Туреном втезисе: «Я больше не Я» («Je ne pas Moi») [7. С. 45].42Кроме того, в современной социальной реальности отношение человека к самому себе определяется пер-вичной ценностью денег. Человек оценивает себя как конкурентоспособный товар, который необходимо вы-годно продать на рынке. «Отчужденная личность, предназначенная для продажи, неизбежно теряет… чувство собственного достоинства, свойственного лю-дям даже на самой ранней ступени исторического раз-вития» [6. С. 101].4..Культурное отчуждение. Если говорить об осо-бенностях ментального пространства, которые отлича-ют современную культуру, то они выглядят следую-щим образом. Революция в средствах массовой инфор-мации привела к моментальному распространению ин-формации из одного конца мира в другой. Это привело к взаимопроникновению культур, непрестанному об-мену культурными ценностями. В итоге человек, вне зависимости от своего желания, становится «гражда-нином мира» и, находясь в своей культурной среде, постоянно испытывает чужеродные социокультурные влияния извне. Под предлогом мнимой вездесущности глобальной культуры осуществляется атомизация, рас-пыление, превращающее жизнь человека в духовную жажду. Все смешалось, все спуталось. Эта форма от-чуждения выражается в бездуховности и замене дейст-вительно культурных ценностей эрзацами «всеобщей массовой культуры» и контркультуры.5.Моральное отчуждение. Отчуждение человека от морали проявлено в аморализме. Высокие нравствен-ные и подлинно человеческие ценности - добро, соли-дарность, дружба, любовь - в современном мире ока-зываются подчинены вещественным взаимоотношени-ям, злу, насилию, безжалостности и эгоизму.Все перечисленные формы отчуждения приводят к разным измерениям одиночества. Неразрешимые про-тиворечия и конфликты возникают как результат несо-измеримости внутренних устремлений Я, их внешней проявленности для мира Других и его ответного вос-приятия. Эти противоречия с неизбежностью приводятк одиночеству и способствуют возникновению кризиса идентичности.Универсальным символом современного индивида становится Нарцисс. Это человек, который занят толь-ко собой и заботится только о собственном благо-получии. «Нарциссизм - это реакция на вызов бессо-знательного: побуждаемое потребностью обрести себя, наше Я погружается в бесконечную работу по осво-бождению, наблюдению и объяснению своей лич-ности» [8. С. 98]. Нарцисс демократичен, мобилен, он вполне допускает существование других людей, кото-рые так же, как он, заняты собой. Одной из его ценно-стей становятся собственное тело и заботы о нем, не исключающие и опасного экспериментирования, а также поиски собственной самости, идентичности. Нарциссизм является следствием процесса персонали-зации, который, по мнению Ж. Липовецки, преобразует все сферы общественной и частной жизни. «Персона-лизация в масштабах общества, - пишет Ж. Липовец-ки, - соответствует персонализации личности, выра-жающейся в желании получить больше удовольст-вия, парить над самим собой, вибрировать всем телом под музыку, испытывать непосредственные ощущения, чувствовать себя вовлеченным в общее движение во-время tripl, охватывающего весь организм человека» [8. С. 205]. Ситуация одиночества переживается как по-кинутость Другими и образует замкнутый круг неспо-собности устанавливать долговременные отношения, а также сопровождается зависимостью от оценки и одобрения Других.В XX столетии одиночество становится одной из приоритетных тем не только философии, но, в первую очередь, психологии и социологии. Поэтому проблема носит, безусловно, междисциплинарный характер. Особенность философского подхода заключается в том, что именно он позволяет раскрыть амбивалентную природу феномена одиночества и показать, что одино-чество в современном мире становится неустранимым, имманентно присущим способом бытия человека.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

society, identity, estrangement, man, loneliness, идентичность, общество, отчуждение, человек, одиночество

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Корнющенко-Ермолаева Наталия СергеевнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиnskorn@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Пер. с фр. В.В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001. 332 с
Турен А. Возвращение действующего человека. Очерк социологии / Пер. с фр. Е.А. Самарской. М.: Научный мир, 1998. 267 с.
Бауман З. Индивидуализированное общество: Пер. с англ. М.: Логос, 2002. 280 с.
Фромм Э. Отделение от себя // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. С. 97-104.
Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ.; Под ред. Ю.В. Асочакова. СПб., 2008. 240 с.
Батай Ж. Из «Внутреннего опыта» // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994. С. 226.
Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum // Ж. Делёз, М. Фуко: Пер. с фр. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.
Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.Я. Дух и реальность. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. С. 25-156.
 Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 332.

Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 332.

Полнотекстовая версия