Под влиянием технического детерминизма футуристических теорий, инновационные свойства цифровых технологий осмысляются в перспективе реализации ценностных установок культуры конца ХХ в. Видится, что интерактивные свойства Интернета способны преодолеть деструктивные элементы общества потребления и привести к культурному перерождению. Исследуется творческая активизация индивида посредством введения в центр эстетических практик принципа интеракции
Interactivity as an expressive means of aesthetic practices in the conditions of a cyberspace.pdf В связи с нарастанием коммуникативного содержа-ния современной культуры эстетические практики вы-нуждены следовать тенденции увеличения собствен-ных коммуникативных возможностей за счет введения в арсенал практических орудий технического оснаще-ния средств массовой коммуникации. Технические средства массовой коммуникации расширяют экспози-ционные возможности современного искусства, явля-ются объектом художественного осмысления, высту-пают условием формирования новых эстетических норм и стандартов, поддерживают коммуникативные функции искусства. Введение технических средств коммуникации в поле эстетической деятельности за-пускает процесс взаимообусловленных трансформаций техники и искусства на основании общего принципа интеракции. Данная статья является попыткой осмыс-ления того, каким образом принцип интеракции транс-формирует эстетические практики (а именно способы осуществления художественного творчества) в услови-ях киберпространства.Под киберпространством принято понимать ло-кальные и общие коммуникативные сети, обеспечи-вающие возможность обратной связи и взаимодействия в режиме реального времени (телефонные сети, элек-тронные сети, телепорт, Интернет). Также термин «ки-берпространство» используется для обозначения всех аспектов работы человека с компьютером. Киберпро-странство может описываться как искусственная среда, которая состоит из интеллектуальных объектов нежи-вой природы, способных реагировать на действия че-ловека и вступать с ним во взаимодействие. В данной статье под киберпространством будет подразумеваться Интернет. Именно Интернет на сегодняшний день яв-ляется всемирно распространенной синкретичной фор-мой единого киберпространства, ценность которого определяется его коммуникативными функциями. Структурно-функциональные характеристики Интер-нета конструируют его в виде «ризомы», обеспечивают мгновенное и многократное распространение инфор-мации, по законам синергетических систем коммуни-каций, реализующих свое упорядочивание в качестве собственной самоорганизации.Для того чтобы Интернет проделал путь от техно-логии передачи и хранения информации к культурооб-разующему пространству, должно было произойти его эстетическое освоение, т.е. Интернет должен былпройти процесс гуманизации через введение техноло-гии в поле эстетических практик. В системе субъектно-объектных отношений функциональное назначение Интернета в общем виде можно сформулировать ко-ротко: мгновенная передача информационного сооб-щения, хранение и систематизация информации. В рам-ках утилитарного подхода, исключающего преодоление условий необходимости, Интернет невозможно рассмат-ривать как культурообразующий феномен, следователь-но, и как особый вид реальности (бытия субъекта).Гуманизация (очеловечивание объекта) осуществ-ляется в результате снятия оппозиции субъектно-объектных отношений, введения функциональных ка-честв объекта в систему ценностных связей, наполне-ния акта взаимодействия субъект - объект качествен-ным смысловым содержанием в системе отношений субъект - субъект. Свойства объекта в процессе субъ-ектной интерпретации характеризуются с позиции цен-ностной структуры, сформированной не только миро-пониманием отдельного индивида, но и миропредстав-лением организующим систему социальных отноше-ний. Критерий аксиологической состоятельности -степень целесообразности инновации в контексте по-требительских отношений (полезность системного преобразования с точки зрения реализации ценностных установок сообщества). На данной стадии Интернет рассматривался как средство улучшения деятельности военных структур в ходе военных действий, упроще-ния обмена и систематизации научных данных (модер-низации производства знаний).Функциональные свойства Интернета не ограничи-ваются параметрами, заданными необходимостью. В процессе гуманизации Интернет утверждается как со-циально значимое пространство. Его ценность опреде-ляется возрастанием эффективности взаимодействия индивидов внутри сообщества, преодолением про-странственных ограничителей коммуникации. Особой ценностью наделяются интерактивные возможности Интернета. Именно интерактивность выделяет Интер-нет среди прочих media. Радио, телевидение, печатные СМИ обладают слишком ограниченной степенью ин-терактивности, чтобы удовлетворить нарастающее стремление к эмансипации индивида. Media не доста-точно демократичны, они принадлежат власти капита-ла, являются ее инструментом, посредством которого осуществляется манипуляция индивидуальным созна-59нием. Зависимость media от воли капитала усугубляет оппозицию творец - потребитель, власть - подчинение. Индивид как представитель общества противопостав-ляется власти. Ему отводится роль пассивного созерца-теля. Условия пассивного созерцания усыпляют воле-вые стремления индивида, формируя установку на по-требление продукта в соответствии с правилами, пред-лагаемыми производителем. Продуктом в данном слу-чае являются не только вещи бытового плана, но и производные духовной деятельности субъекта, худо-жественные произведения, идеи, технологии и прочие культурные достояния. Подобное положение индивида противоречит идеалу подлинной демократии и отдаля-ет реализацию ценности индивидуальной свободы. Нейтрализовать оппозицию media - зритель, власть -подчиненный и т.д. может увеличение уровня интерак-тивности. Интерактивность на уровне субъект - субъ-ект не обеспечивает выход за рамки повседневного дискурса и не может стать опорой в реализации идеала демократии. Для того чтобы установить систему соци-альных отношений, которая бы являлась реализацией цели индивидуальной свободы без ущемления прав другого, необходимо подвергнуть изменению качества media, что возможно в условиях «электронной агоры», предсказанной М. Маклюэном. Технологии виртуаль-ной реальности должны стать плацдармом формирова-ния социальных отношений идеального типа и новой культуры. Преобразования, влекущие освобождение индивида, необходимо производить на уровне вирту-альной реальности, т.е. увеличивать уровень ее инте-рактивности, совершенствуя интерактивные элементы. Интерактивность в данном случае есть возможность взаимодействия с репрезентацией, тем материалом, который формируется в результате диктатуры media, принадлежащих капиталу, т.е. возможность определять качество репрезентации в индивидуальном порядке, трансформировать ее в системе параметров личной интерпретации и организовывать коммуникацию в сис-теме правил, разработанных с учетом индивидуального запроса. Вера в демократический потенциал цифровых технологий и интерактивных качеств виртуальной ре-альности воплотилась в «калифорнийскую идеоло-гию» технофилов, авторами которой являются Р. Бар-брук и Э. Камерон [1].Теория определяющей роли media в формировании культурных реалий формулируется в работах М. Мак-люена еще в первой половине ХХ в [2]. Технологиче-ский детерминизм футуристов, теоретиков информаци-онного общества и постмодерна укрепил в сознании технофилов установку на упреждение развития техно-логий виртуальной реальности в парадигмальном на-правлении, формируемом властью капитала. В поисках способов упреждения технофилы обращаются к теории экспериментального и актуального искусства (ситуа-ционизм, акционизм). Ситуационизм и акционизм рас-сматривают эстетические практики как средство борь-бы против порабощающих сил капитала и его гипноти-ческих инструментов. Гипнотические силы гиперре-альности «симулякров» разрушаются в критическом фокусе свободной интерпретации, воображения и фан-тазии. В основе ситуационизма лежит идея культурной революции. Для того чтобы культурная революция со-стоялась, революционные изменения должны прохо-дить на уровне сознания. Теоретик ситуационизма Ги Дебор выдвинул утверждение, что СМИ являются спо-собом власти говорить от имени индивидов общества, организуя коммуникацию по принципу спектакля, ис-пользуя язык знаков и образов. В спектакле мир рас-кладывается на элементарные образы, которые стано-вятся реальными сущностями, что трансформирует действительные мотивации в «гипнотическое поведе-ние». «Общество спектакля», в котором отношения и коммуникация между людьми опосредованы образами, является зрительским. Спектаклю Дебор противопос-тавляет ситуацию. Спектакль рационализирует дейст-вительность, подменяя непосредственное переживание жизни ее описанием, репрезентацией. Таким образом, спектакль есть идеология, стиль теоретизирования [3]. Ситуация обращает индивида к практике, к непосред-ственному переживанию. Ситуации всегда уникальны, они не поддаются теоретической систематизации в си-лу своего крайне индивидуализированного характера и требуют от индивида различных деятельных реакций. Ситуация действует на индивида отрезвляюще, побуж-дая его к социальной и духовной активности. Таким образом, ситуация есть язык реальной коммуникации, которая выводит индивида из положения внимающего зрителя.Адепты «калифорнийской идеологии» идею ситуа-ции интерпретируют как взаимодействие и коммуни-кацию в условиях виртуальной реальности, освобож-денную от экономической целесообразности. Упреж-дать - значит творить способы и формы взаимодейст-вия в условиях виртуальной реальности, не установ-ленные экономической целесообразностью, следова-тельно не регламентируемые властью капитала. Когда образ лишается экономической целесообразности, под-чиняющей человека продукту как потребителя, он при-обретает освобождающую силу. Для этого образ необ-ходимо организовать как динамичную, возобновляе-мую интеракцию. В данном случае интеракция являет-ся необходимым условием художественного произве-дения. Интеракция - элемент, порождающий ситуации, что делает художественный образ незавершенным, пульсирующим в постоянной динамике.Итак, в пространство субъектной воли попадает са-ма возможность взаимодействия не с предметом или субъектом, а референцией, виртуальной средой, и эсте-тические практики в рамках Интернета начинают вы-страиваться согласно принципам интерактивного ис-кусства. Интерактивное искусство отрицает саму идею репрезентации, на которой выстраивались все традици-онные концепции эстетических практик [4]. Поскольку произведение не является репрезентацией, оно автома-тически покидает зону зависимости от смысла и авто-ра, становится творческой коммуникацией, самопоро-ждающей смыслы. В это связи киберпространство яв-ляется наиболее естественной средой для реализации творческой коммуникации как эстетической практики. Интерактивные эстетические практики в Интернет Рой Эскотт определяет как «жизнь на границе сети» [5], где есть только соединения без центра, которая реализует-ся посредством взаимодействия между людьми и вы-числительными системами с последующими транс-60формациями образов, структур систем и сознания пользователей. Целью интерактивного искусства явля-ется создание условий для коммуникаций в среде, ко-торая более не является произведением художника, а зарождается сама в процессе взаимодействия с ней.Интернет сам по себе можно обозначить как произ-ведение интерактивного искусства. Если использовать метафору Кевина Келли, то Интернет по своей сути является гигантской машиной (коммуникативной сре-дой), телесность которой разбросана по всему миру и состоит из множества персональных компьютеров, гаджетов, которые совершенствуются с каждым днем [6]. Пользователи, взаимодействуя с телесностью дан-ной машины, делают процесс развития среды откры-тым бесконечным изменениям и развитию. Таким об-разом, цель интерактивного искусства была осуществ-лена в Интернете в том плане, что практически все действия пользователей, не отягощенные утилитарным смыслом, можно смело причислять к интерактивному искусству. С одной стороны действие пользователя является творческой коммуникацией, с другой - оно влечет изменение среды, ее эволюцию.Однако и в рамках самой среды Интернет зарожда-ется деятельность, которую можно интерпретировать как эстетические практики (Net Art, on line art, web art, Net.Art). Изначально Net.Art развивается как способ исследования эстетического потенциала и возможно-стей сети. В данном случае Интернет и компьютер по-нимаются как технический арсенал художника и новые экспозиционные возможности. Идеологическим осно-ванием Net.Art является его принципиальная демокра-тичность. Это искусство, существующее вне институ-ций и непосредственно обращенное к зрителю, вовле-кающее его в творческий диалог. Цель произведений Net.Artа - создать коммуникативные и креативные пространства в сети [7].Таким образом, эстетические практики в условиях киберпространства предполагают интерактивность двух уровней: человек - машина (среда) и взаимодей-ствие субъекта с субъектом, опосредованное машиной, другими словами, коммуникация.Конструирование креативных способов коммуника-ции посредством вычислительных систем - попытка преодолеть социальную отчужденность и пассивность индивида через пробуждение в нем воли к опредмечи-ванию собственных желаний в пространстве виртуаль-ной реальности. Взаимодействие, в отличие от пассив-ного созерцания, предполагает волевое усилие субъек-та, зритель превращается в пользователя.Фактически в Интернете художественное творчест-во принимает структуру проектной деятельности, где Интернет - обязательное условие для восприятия про-изведения. Проекты могут быть авторскими, социаль-ными, художественными (art-проект), игровыми и даже принимать форму политических акций [8].Проект становится формой жизни эстетических практик. Поскольку целью данной работы не является характеристика жанрового своеобразия эстетических практик в условиях виртуальной реальности, стоит ог-раничиться коротким описанием видовых качеств на-личествующих проектов, группируемых по общности творческой проблематики.1.Эстетическое освоение виртуального простран-ства как бытия субъекта. В данном случае проектстановится способом реализации любых форм сущест-вования личности в условиях виртуальной реальности(ВЛ). Проект, в сущности, является деятельностью помоделированию и жизнеобеспечению ВЛ. Другимисловами, энергия субъекта направлена на созданиепубличной личности, которая по своим качествам нетождественна личности реальной, ее продуцирующей.Для того, чтобы ВЛ состоялась, ее необходимо наде-лить не только индивидуальностью, но и всеми соци-альными атрибутами личности, воссоздать пространст-во социального взаимодействия, организовать условиядля раскрытия личностных качеств в процессе лично-стной жизнедеятельности внутри сообщества, что не-возможно без отклика социальной среды на действияВЛ. ВЛ необходима постоянная подпитка энергией нетолько со стороны субъекта, его создающего, но иэнергия «другого», того, кто будет воспринимать и от-носиться к ВЛ как к реальной личности со всеми еевнешними и сущностными атрибутами [9]. Дизайн,интерактивные элементы, контент сайта, коммуника-тивные сообщения и действия - все подчиняется ин-терпретации личностных качеств ВЛ. Разрабатываютсяспособы поддержания жизнеобеспечения личности,осмысляются ее экзистенциальные пределы.2.Осмысление эстетического потенциала и ка-честв информации. В данном случае информация мыс-лится как материя, и творческий акт направлен на по-иск ее возможных чувственных форм. Проект подчи-нен креативному осмыслению информационного со-общения, организации оригинальной модели взаимо-действия информационных ресурсов между собой.Произведением является уникальная база данных всочетании с оригинальным оформлением процедурывзаимодействия референций между собой. В рамкахпроекта конструируются модели отношений пользова-теля с архитектурными формами, конструкциями, по-строениями референций, конструируется эстетическийопыт взаимодействия с гипертекстом [10]. Примеромможет служить работа Натальи Бучкиной «Searchingfor the truth» («Поиск истины»), исполненная в мини-малистическом стиле - электронная страница с рядамицифр, которые являются ссылками на страницы с ито-гами поиска различных поисковых систем сайтов, со-держащих слово «истина». В итоге поиск представляетбесконечную череду ссылок и информационных путей,расходящихся в различные стороны, но не дающиходнозначного ответа на запрос. Также в качестве иллю-страции можно упомянуть следующие работы: «Con-clave Obscurum» авторский электронный ресурс О. Па-щенко. Размещенные на нем работы живут своей жиз-нью, их движения не всегда поспевают за желаниямипользователя. Английская художественная группаI/O/D разработала браузер «Web Stalker», который вме-сто того, чтобы отображать отдельные электронныестранички, генерирует карты сайтов.3.Эстетическое осмысление коммуникации. В рам-ках проекта конструируется опыт эстетической комму-никации, создается ее язык, моделируются ситуации, вкоторых коммуникация приобретает эстетический ха-рактер. Например: Музей современного искусства в61Париже, конец 1980-х, Ф. Поппер и «Электра» объеди-нили при помощи Интернета 14 художников, находя-щихся в различных точках мира; каждый из них вы-брал по персонажу сказки, и создали для этих героев нелинейное повествование в сети. Произведение назва-лось «Текст в складчину: Всемирная сказка», в центре которого была идея «рассредоточения авторства».4. Игровые проекты. Игра как способ жизни, ее пределы и возможности в виртуальном пространстве. Примером являются многопользовательские сетевые игры (MMOG), они весьма разнообразны. Обратимся к игре «Second Life», в которой не ставится никаких иг-ровых задач персонажу. Аватар наделяется полной свободой реализации социальной и творческой актив-ности в виртуальном мире игры, где можно создавать собственные предметы, одежду, животных и произве-дения искусства, зарабатывать виртуальные деньги и т.д., т.е. пространство игры становится замещением социальной реальности для персонажа [11].Интернет определяет не только характер эстетиче-ских практик, но и способствует демократизации твор-ческой активности. Простота использования программ, доступность Интернета обширному количеству поль-зователей, возможность независимого представления любой информации породили такое явление, как сете-вое творчество и его повсеместное распространение. Основными формами жизни сетевого творчества явля-ются блоги, форумы, чаты, авторские странички. Сете-вое творчество в Интернете широко представлено сай-тами, основной идеей которых является организация форумов и творческих проектов как групповых, так и индивидуальных с последующим групповым обсужде-нием предоставленного творчества.Форумы, как правило, бывают тематические и обыг-рывают какую либо ситуацию реальную или мифиче-скую, что задает стиль коммуникативного процесса. Уча-стники форумов представлены вымышленными персона-жами, картинками, никами - образами или символами собственной идентичности. Одним из участников форума предлагается тема повести или романа, предлагаются главные герои, но сюжет остается незаконченным. Все желающие могут продолжить повесть и стать соавторами.Основное отличительное свойство, общее для всех форм сетевого творчества, есть выдвижение на первый план не произведения конкретного автора, а коммуни-кативного контекста, в который включено произведе-ние. Какое-либо произведение, будь то компьютерная графика или литературный текст (жанр текста и друго-го произведения может быть любой), неотделимо от контекста, задаваемого коммуникативной средой. В сетевом творчестве коммуникативная среда всегда яв-ляется тем элементом, который формирует ценность произведения как коммуникативного действия и есть его осмысленная идейная часть, в то время как сам ху-дожественный текст, рассматриваемый без контекста, утрачивает какой-либо смысл и теряет актуальность. В отличие от реальной среды, в которой актуальность того или иного произведения обеспечивается его куль-турной значимостью, целостностью художественного образа, исторической ценностью, в виртуальном режи-ме под актуальностью понимается способность порож-дать дискурсивные волны вокруг того или иного факта, которым в данном случае является произведение и его развитие, и удерживать коммуникационный ажиотаж. Целостность образа в виртуальном режиме уже не обя-зательна, скорее образ формируется как недовершен-ный. Именно в недовершенном виде образ может вы-зывать желание его восполнять, критиковать, обсуж-дать не с позиции авторских смыслов, а с позиции кри-тического и творческого взгляда реципиента.История становления теории интерактивных форм эстетических практик показывает, что интерактивное искусство направлено на решение задач поставленных идеологией. В результате деформируется представле-ние о художественном творчестве. Оно белее не вос-принимается как деятельность по решению эстетиче-ских задач и трансляции опыта. Эстетические практики трансформируются в деятельность по конструирова-нию ситуаций и событий, которые с некоторой степе-нью вероятности могут стать условием для креативных форм взаимодействия и коммуникации. В коммуника-тивном акте также происходит смещение акцентов от установок на достижение взаимопонимания к творче-ской активности и самопрезентации.ЛИТЕРАТУРА
Бережной С.Я., аватар. Развитие виртуальной эстетической и этической среды // Новый мир. 2009. № 5
Рябова Н. Ошибки природы сети // Известия науки. Режим доступа: <http://www.inauka.ru/computer/article31561.html>, свободный.
Фикс Е. Сетевое искусство протеста // Художественный журнал. 2003. № 51.
Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества. Режим доступа: <http://www.netslova.ru/gorny/vl.html>, свободный.
Современное искусство // Содружество художников «Гавань». Режим доступа: <http://www.harbour-art.ru/index.php?id=224>, свободный.
Эскотт Р. Интерактивное искусство на пороге постбиологической культуры // Biomediale. Современное общество и геномная культура. Режим доступа: <http://biomediale.ncca-kaliningrad.ru/?blang=ru&author=ascott>, свободный.
Kevin Kelly on the next 5,000 days of the web. Режим доступа: <http://www.ted.com/index.php/talks/kevin_kelly_on_the_next_5_000_> days_of_the_web.html, свободный.
Клусзински Р. Интерактивность и проблемы коммуникации в контексте философии деконструктивизма // Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»-2003. Режим доступа: <http://www.mediaartlab.ru/db/tekst.html?id=41>, свободный.
Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубовича. М.: Логос, 1999. 224 с.
Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. Москва; Жуковский: КАНОН - пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.
Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства // Эйдос. 1999. 20 декабря. Режим доступа: <http://www.eidos.ru/jour->nal/1999/1220.htm, свободный.