Проблема государственного регулирования американской системы здравоохранения в процессе обсуждения«Закона о безопасности здоровья» (1993 г.) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Проблема государственного регулирования американской системы здравоохранения в процессе обсуждения«Закона о безопасности здоровья» (1993 г.)

Исследуются различные подходы правящих кругов США к процессу регулирования национальной системы здравоохранения. Анализируются дебаты в американском конгрессе вокруг статей «Закона о безопасности здоровья» (1993 г.), объединяющих рыночные механизмы и федеральный контроль в области медицинского обслуживания американских граждан. Показаны причины провала реформы здравоохранения в США в годы первой администрации Б. Клинтона как результат столкновения групповых интересов в американском обществе

Governmentаl regulation of American health care system during the «Health security act: debates» (1993).pdf Соединённые Штаты, как отметил в одном из пер-вых своих официальных заявлений в качестве амери-канского президента Б. Обама, являются в настоящее время, пожалуй, единственной развитой страной мира, которая не имеет всеобъемлющей национальной сис-темы здравоохранения: «Все попытки государственно-го регулирования медицинской сферы в нашей стране, предпринятые как демократами, так и республиканца-ми со времён Теодора Рузвельта, неизменно наталки-вались на сопротивление американского конгресса» [1].К началу 1990-х гг. американская система здраво-охранения оказалась в состоянии кризиса. Несмотря на колоссальные затраты (каждый седьмой доллар в стра-не тратился на медицинские услуги), около 38,5 млн человек не имели никакой медицинской страховки [2. C. 182]. Рост цен в этой сфере, по данным на 1992 г., составил 8% в год, и к 2000 г. затраты на здравоохра-нение должны были составить до четверти бюджета страны [3. C. 7].Демократы во главе с Б. Клинтоном попытались сов-местить «либертарианские» методы управления меди-цинской сферой с государственным вмешательством в национальную систему здравоохранения. При этом они вряд ли могли рассчитывать на поддержку оппозици-онной Республиканской партии, которая последова-тельно придерживалась основного принципа «либерта-рианства» об отделении федеральной бюрократии от экономики вообще и от сферы здравоохранения в част-ности. Подобные взгляды нередко демонстрировали и умеренные демократы, которые сомневались, что вне-дрение государственных механизмов в управление ме-дициной является единственно верным способом эф-фективно преодолеть сложившийся в медицинской сфере кризис.Решившись на реформы в области здравоохранения, администрации Б. Клинтона в большей степени прихо-дилось учитывать объективно сложившуюся к началу 1990-х гг. обстановку. Союз бизнеса, врачей и стра-ховщиков, на протяжении десятилетий являвшийся главным препятствием на пути медицинских реформ, фактически распался. С другой стороны, предшест-вующие реформы конгресса расширяли полномочия комитетов и подкомитетов, связанных с социальнымзаконотворчеством. Всё это, по словам американского исследователя М. Петерсона, существенно трансфор-мировало «железный треугольник» федеральной бюро-кратии, законодательной власти и «групповых интере-сов», которые весь послевоенный период определяли политику Белого дома в медицинских вопросах [4. C. 103]. Иными словами, решение этих вопросов во многом зависело от формирования новых структур, которые могли благотворно повлиять на положитель-ный исход реформирования всей системы националь-ного здравоохранения.24сентября 1992 г., ещё будучи кандидатом в пре-зиденты, на встрече с главными фармацевтическими компаниями США Б. Клинтон впервые обозначил ос-новные приоритеты в процессе формирования этих новых структур: «Личный выбор, частное медицинское обслуживание, частное страхование, частный менедж-мент, но национальная система для того, чтобы поло-жить предел росту цен, чтобы обеспечить диалог дело-вого сообщества, правительства и поставщиков меди-цинских услуг» [2. С. 184]. Подобный расклад в сфере национального здравоохранения был явно сориентиро-ван на популярную в то время концепцию «управляе-мой конкуренции». Неслучайно команда Клинтона ещё в период президентской избирательной кампании предлагала создавать покупательские кооперативы для достижения более выгодных ценовых договоренностей с поставщиками медицинских услуг. По совету про-фессора социологии Принстонского университета П. Старра демократы намеревалась также дополнить рыночную концепцию «управляемой конкуренции» (включая требование о страховании сотрудников рабо-тодателями) тщательно продуманной системой контро-ля за ценами на лекарства в основном силами государ-ственных чиновников [5. С. 68].25января 1993 г. Б. Клинтон уже в качестве прези-дента США объявил о создании оперативной группы по разработке проекта реформы здравоохранения, воз-главить которую он поручил своей супруге Хилари Клинтон и давнему другу Айре Магазинеру.Планируемая реформа национального здравоохра-нения, судя по опросам общественного мнения, полу-чила широкую поддержку в стране. Результаты опроса69Хэрриса, который был проведен в марте 1993 г., пока-зали: за положение о страховании сотрудников работо-дателями высказалось 82% респондентов; 78% под-держивали государственное ограничение ежегодного роста страховых взносов; 86% опрошенных высказа-лись в пользу покупательских кооперативов и за кон-цепцию «управляемой конкуренции» в целом [6. C. 6]. Большая часть видных оппонентов прошлых реформ медицинской сферы - Комитет делового круглого сто-ла, состоящий из представителей 200 крупнейших аме-риканских корпораций, Торговая палата США, влия-тельная Американская медицинская ассоциация (АМА) и т.д. - благожелательно высказались в пользу инициа-тив Белого дома. По словам представителя одной из фармацевтических компаний, «поезд покидал перрон, мы всего лишь пытались замедлить его движение, что-бы успеть запрыгнуть» [7. С. 595].Значительно большее сопротивление реформе нацио-нального здравоохранения оказали американские законо-датели, причём как республиканцы, так и демократы. Ди-ректор бюджетного офиса Палаты представителей Р. Рейшоер однозначно заявил: реформа, основанная на концепции «управляемой конкуренции» будет, вероятно, малоэффективной, ибо более действенные механизмы сдерживания цен потребуют большего государственного вмешательства, что, в свою очередь, будет ограничивать свободу потребителей и поставщиков услуг [8. C. 150]. Представители Республиканской партии весьма некор-ректно прокомментировали это обстоятельство. Так, кон-грессмен-республиканец У. Томас заметил, что подобные механизмы государственного контроля должны были бы обсуждаться «скорее в Московском университете в 1948 г., чем в Гарварде». В настоящее время, говорил он, они популярны лишь потому, что «позволяют легко и просто добиться снижения затрат на бумаге, но не в ре-альном мире» [8. C. 190].Ряд конгрессменов-однопартийцев Б. Клинтона подняли вопрос о возможности создания системы все-общего медицинского обеспечения американских гра-ждан, что было традиционным требованием Демокра-тической партии. В этой связи конгрессмен-демократ Г. Уоксмэн заявил, что конгресс должен четко сказать всем американцам, что они получат. С другой стороны, его коллега по партии Дж. Купер предостерегал кон-грессменов от участия в решении вопросов, связанных со стандартным набором медицинских услуг, посколь-ку эта тема обычно превращалась в «политическое минное поле». Для многих «групп интересов», связан-ных с индустрией здравоохранения, любой такой набор всегда был основной целью их лоббистской деятельно-сти. При этом, как отметил конгрессмен Дж. Чафи, конгресс - «это такая структура, которая не может ни-кому сказать нет» [9. C. 597].22 сентября 1993 г. на совместном заседании кон-гресса Б. Клинтон официально обнародовал план ре-форм национальной системы здравоохранения, объе-динённых в «Закон о безопасности здоровья». Он предполагал использование механизмов «управляемой конкуренции», в частности создание «ассоциаций здо-ровья». Эти органы на местном уровне должны были сосредоточить в своих руках страховые взносы как крупных монополистических компаний, так и индиви-дуальные пожертвования, а также быть посредниками между государством, отдельными гражданами и стра-ховыми фирмами. При этом предусматривалось введе-ние ежегодных ограничений роста страховых взносов не более чем на 0,8%. Почти всеобщее отрицательное отношение к закону республиканцев-конгрессменов выразил их однопартиец Т. Блили, который заявил, что такой уровень государственного вмешательства в сфе-ру медицинского обеспечения не имеет аналогов ни в одной развитой стране мира.Администрации Клинтона было необходимо обеспе-чить финансирование реформы здравоохранения, не создавая впечатление дальнейшего усиления роли госу-дарства. В связи с этим Белый дом планировал получить нужные средства, установив налог в 1% на крупнейшие корпорации с численностью более чем 5 000 сотруд-ников, решившие не участвовать в «ассоциациях здоро-вья», увеличив налоги на сигареты и на медицинскую отрасль в целом. Также сокращались затраты на ранее провозглашённые программы «Медикэр» (на 124 млрд долл.) и «Медикэйд» (на 65 млрд долл.), а также на про-чие второстепенные федеральные медицинские про-граммы (на 40 млрд долл.). Всё это, считали в Белом доме, не только позволит успешно провести реформиро-вание национальной системы здравоохранения, но и снизит дефицит бюджета на 58 млрд долл.Подобные расчеты мало кого убедили в американском обществе, тем более конгрессменов, причём от обеих пар-тий. По словам Т. Скалли, одного из авторов проекта ре-формы здравоохранения Дж. Буша-старшего, «35 млн человек не получают и половины того, что обещает адми-нистрация Клинтона. Удваивая страховое покрытие, мы должны понимать, где взять на это деньги» [10. C. 2225]. Председатель Финансового комитета Сената, демократ Д. Мойнихан в этой связи подчёркивал, что «администра-ция обманывает себя, рассчитывая на согласие конгресса сократить финансирование программы Медикэр на 124 млрд долл.» [2. C. 191].24 сентября 1993 г. Американская медицинская ас-социация подготовила письмо, в котором говорилось, что несмотря на общую поддержку реформы нацио-нального здравоохранения, её члены выражают «серь-езные сомнения относительно президентского проекта, поскольку он ограничивает свободу выбора пациентов и врачей, подрывает качество медицинских услуг и ведёт к федеральному контролю за медицинским обра-зованием». Подобные взгляды демонстрировала также Национальная федерация независимого бизнеса (НФНБ), которая последовательно выступала против страхования сотрудников работодателями.Готовясь к промежуточным выборам в конгресс, Рес-публиканская партия повела массированное наступление на президентский «Закон о безопасности здоровья». Б. Кристол, руководитель центра «Проект за Республи-канское будущее», направил ряд писем конгрессменам-республиканцам, а также в средства массовой информа-ции, в которых открыто призвал «убить» президентский проект реформы: «Принятие «Закона о безопасности здо-ровья» в любом его виде гарантирует, по всей видимости, постоянное, беспрецедентное и разрушительное вовлече-ние федерального правительства в американскую эконо-мику… Основываясь на национальных интересах США,70проект Б. Клинтона… должен быть уничтожен» [11]. К этому времени замедление экономического спада и ак-тивная кампания в СМИ привели к тому, что поддержка президентского проекта реформы здравоохранения упала с 67 до 48% по сравнению с сентябрем 1993 г. Сущест-венно сократилось число американских граждан, считав-ших, что проект Б. Клинтона пойдет лично им на пользу -с 77 до 52% [12. C. A 8].25 января 1994 г. президент Клинтон, пытаясь под-держать угасающий интерес к реформе здравоохране-ния, посвятил этому вопросу значительную часть сво-его ежегодного обращения о положении в стране. Он, в частности, заметил: «Если мне на подпись будет пред-ставлен законопроект, который не гарантирует каждо-му американцу частную пожизненную медицинскую страховку, я буду вынужден взять ручку, наложить на законопроект вето, и мы будем вынуждены все начать с начала» [13]. Лидер республиканцев в Сенате Б. Доул в официальном ответе Республиканской партии так отреагировал на это замечание: «В нашей системе здравоохранения есть проблемы, а не кризис. Кризис мы получим, если примем тот вариант, который нам предлагает президент - массированный государствен-ный контроль» [14. C. A 13].2 февраля 1994 г. организация «Предприниматель-ский круглый стол» поддержала альтернативный про-ект реформы медицинской сферы, предложенный кон-грессменом Купером. Представители бизнес-сооб-щества США с недоверием относились к президент-скому проекту реформы здравоохранения и считали, что он создаст еще одну государственную программу, которая приведет к увеличению налогов и росту госу-дарственного дефицита, откровенно разрушавшего американскую экономику. Важно отметить при этом, что две крупные организации предпринимателей - На-циональная ассоциация производителей и Торговая палата США теперь также выступили против «Закона о безопасности здоровья».Во время обсуждения реформы медицинской сферы в подкомитете по здоровью Палаты представителей демократ П. Старк предложил законопроект, предпола-гавший решить проблемы здравоохранения, расширив полномочия государственной программы «Медикэр». Средства для этого должны были поступать от работо-дателей в качестве страховых взносов за своих сотруд-ников. Во время голосования по поправкам республи-канцы предложили отменить это требование к работо-дателям, так как оно, по их мнению, представляло со-бой радикальное изменение существующей системы в сторону большего государственного участия. Демокра-там удалось отклонить поправку с минимальным пре-имуществом и принять законопроект. Председатель подкомитета по трудовым ресурсам П. Уильямс пред-ложил проект реформы, предоставлявший гражданам больше прав на медицинские услуги, но значительно увеличивавший затраты государства, а значит и бюд-жетный дефицит. Законопроект был одобрен, однако голосование также прошло по «партийным раздели-тельным линиям».Пытаясь заручиться поддержкой республиканцев, а значит, дать президентскому проекту шанс на принятие в Сенате, влиятельный демократ Э. Кеннеди выразилготовность пойти на уступки. Однако, по словам стар-шего консультанта экономического совета президента Клинтона и участника работы оперативной группы Ш. Глид, структура «Закона о безопасности здоровья» делала компромисс трудноосуществимым: «Убрав один камень - например государственный контроль цен - рушилось все здание» [15. С. 210]. В результате, по словам сенатора-республиканца от штата Канзас Н. Кассбаум, предложенный Кеннеди проект не ослаб-лял государственное вмешательство в здравоохране-ние, а просто менял разные его компоненты местами [1. C. 210]. Комитет Кеннеди принял большинство рес-публиканских поправок к президентскому «Закону о безопасности здоровья», однако при голосовании его поддержал только один республиканец.В Палате представителей новый глава бюджетного комитета С. Гиббонс подготовил поправки, направлен-ные на расширение свободы действий бизнеса, увели-чение помощи неимущим американцам и снижение налогов. Его законопроект был принят комитетом, од-нако, по словам американского эксперта Д. Клауда, «он полностью не устраивал никого даже внутри самой демократической партии» [16. С. 1793]. Лидер демо-кратов в Палате представителей Д. Гефард вынес на рассмотрение законопроект С. Гиббонса, несмотря на его очевидную непопулярность среди конгрессменов. Кроме того, затянувшееся в связи с жесткой позицией республиканцев обсуждение закона о борьбе с пре-ступностью не оставило времени для реформы здраво-охранения. Д. Гефард принял решение отложить рас-смотрение реформы.Последним был предложен законопроект лидера демократов в Сенате Дж. Митчела, предполагавший достижение медицинского страхования для 95% насе-ления к 2002 г. У Митчела не было возможности вне-сти в свой билль положение о всеобщем здравоохране-нии, не рискуя лишиться поддержки умеренных демо-кратов. Понимая это, Б. Клинтон поддержал проект, заявив, что он соответствует целям, выдвинутым в док-ладе о положении в стране. Это позволило биллю Мит-чела стать единственным в истории законопроектом о реформе системы медицинского обеспечения, обсуж-давшимся на уровне палаты конгресса. В этой ситуа-ции сенаторами-республиканцами было принято реше-ние использовать тактику «невидимой обструкции», которая фактически представляла собой попытку тя-нуть время. В результате рассмотрение проекта рефор-мы здравоохранения было решено отложить на неоп-ределенный срок.По словам американского эксперта А. Шника, кон-троль демократов над конгрессом и Белым домом обернулся катастрофой для реформирования медицин-ской сферы: «В отличие от периодов раздельного правления, ко времени реформы партии занимали на-столько противоречащие друг другу позиции, что объ-единить их в рамках обычного законодательного про-цесса было невозможно» [1. С. 225]. Многие конгрес-смены-демократы были больше заинтересованы в том, чтобы сделать красивый политический жест, чем в раз-работке проекта реформы, который действительно мог бы быть принят конгрессом. Лидеры же Демократиче-ской партии предпочитали проявлять инициативу толь-71ко в откровенно критических ситуациях и при этом почти не участвовали в рутинной работе [1. С. 269]. Кроме того, фундаментальные различия среди участ-ников дискуссии в представлениях о сути медицинско-го обеспечения и мере государственного вмешательст-ва в эту сферу делали задачу создания коалиции невы-полнимой. Белый дом и сторонники реформы меди-цинской сферы воспринимали здравоохранение как неотъемлемое право человека, соблюдение которого должно контролироваться государством. Республикан-ская оппозиция в конгрессе и группы интересов, свя-занные с медицинской индустрией, считали здраво-охранение специфическим сектором рынка, а медицин-ские услуги - товаром, а потому не признавали госу-дарственное регулирование. Именно единая политика республиканцев позволила им привлечь на свою сторо-ну не только некоторых демократов, но и недовольные усилением государственного контроля группы интере-сов. Более того, им удалось использовать эти общест-венные интересы в своих целях - снизить популяр-ность демократов и добиться уверенной победы на промежуточных выборах в конгресс в ноябре 1994 г.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

interest groups, managed competition, governmental regulation, US health care system, «группы интересов», «управляемая конкуренция», государственное регулирование, национальная система здравоохранения США

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Анохин Александр СергеевичТомского государственного университетаспирантalex.s.anokhin@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Glied S. Chronic condition. Why health reform fails. Harvard university press, 1997.
Cloud D. Gibbons' Patched-Together Health Bill Now Faces Test on the Floor // Congressional Quarterly Weekly Report. July 2, 1994.
Dole B. Nation 'Has Health Care Problems, but no Health Care Crisis // Washington Post. January 26, 1994.
<http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=1994_public_papers_vol1_text&docid=pap_text-64>
Samuelson R. Care: How We Got Into this Mess // Newsweek. October 4, 1993.
Clinton B. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union. January 25, 1994 // Weekly Compilation of Presidential Documents.
<http://delong.typepad.com/egre->gious_moderation/2009/03/william-kristol-defeating-president-clintons-health-care-proposal.html
Kristol W. Defeating President Clinton's Health Care Proposal. Memorandum. December 2, 1993.
Rubin A. Budget War Casts Shadow on Overhaul Plans // Congressional Quarterly Weekly Report. August 14, 1993.
Rubin A. Reinvention of health care is key to Clinton overhaul // Congressional Quarterly Weekly Report. March 13, 1993.
Reishauer R. Overview of CBO scoring for cost savings under reform proposals. US Congress, Hearings before the Subcommittee on Health of the Committee on ways and means, House of representatives. February 2, 1993.
Skocpol T. The Rise and Resounding Demise of the Clinton Plan // Health Affairs. Spring, 1995.
Priest D. Health Reform Fever? // Washington Post. April 6, 1993.
Rubin A. Hush-Hush Ruled a No-No // Congressional Quarterly Weekly Report. March 13, 1993.
Peterson M. The Politics of Health Care Reform. Durham, 1994.
<http://millercenter.org/scripps/archive/> speeches/detail/5548
Rovner J. Intensive Care: How Congress Shapes Health Policy. Washington, 1995.
Reishauer R. Health care spending and the federal budget. US Congress, Hearing before the Committee on the budget of House of representatives. February 17, 1993.
Obama B. Address to Congress on Health care. September 9, 2009.
 Проблема государственного регулирования американской системы здравоохранения в процессе обсуждения«Закона о безопасности здоровья» (1993 г.) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Проблема государственного регулирования американской системы здравоохранения в процессе обсуждения«Закона о безопасности здоровья» (1993 г.) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Полнотекстовая версия