Проводится сопоставление зарубежной и российской практики брокерства в образовании, сравниваются подходы к определению образовательного брокерства. Анализируется возможность развития брокерства на российском рынке образовательных услуг
Brokerage on the market of educational services: foreign and Russian practice.pdf В современной зарубежной практике образователь-ными брокерами в узком смысле называют образова-тельных посредников, предоставляющих клиентам доступ к электронным образовательным ресурсам [1]. Образовательными брокерами, например, называют электронные рынки образовательных услуг (он-лайн обучение), «банки» знаний, обучающих материалов.В качестве примера «узкой» трактовки можно на-звать известных австрийских образовательных броке-ров EducaNext и Ariadne.EducaNext в настоящее время позиционирует себя как «Ассоциация по созданию знаний и обмену зна-ниями в высшем образовании». В соответствии с уста-вом организации цели ее следующие:- поддержка создания, обмена и распространения знания посредством информационных и коммуникаци-онных технологий (ИКТ);- развитие сотрудничества между институтами высшего образования, исследовательскими института-ми и прочими организациями, создающими знания на индивидуальном и институциональном уровнях;- совершенствование качества преподавания, обу-чения и исследований [2].EducaNext позволяет провайдерам (поставщикам электронных образовательных ресурсов):- заявить о себе в международном образовательном сообществе;- создать собственный образовательный ресурс и открыть его для потребителя;- обмениваться образовательными ресурсами или разрабатывать новые образовательные продукты со-вместно с найденными партнерами в рамках портала;- найти партнеров для совместных научных иссле-дований и организовать с партнерами по порталу соб-ственное научно-академическое сообщество;- расширить круг потребителей для своих образова-тельных продуктов.EducaNext позволяет потребителям образователь-ных ресурсов:- выбрать наиболее подходящие образовательные курсы и курсы по интересам для личностного и про-фессионального роста;- получать образовательные услуги, используя совре-менные высококачественные учебные материалы [3].В концепции портала заложен механизм обеспечения качества образовательных ресурсов, базирующийся на:- широкой апробации и рецензировании созданных ресурсов экспертами разных научно-академических школ;- мониторинге качества содержания и представле-ния образовательных ресурсов со стороны менеджеров и специалистов EducaNext;- интеграции интересов провайдеров и потребите-лей, гарантирующей, что портал будет содержать акту-альные для сегодняшнего времени образовательные продукты, а также инновации, возникающие в форми-рующемся образовательном сообществе.EducaNext организует проведение и публикацию аналитических обзоров о размещаемых ресурсах, помо-гающих потенциальным заказчикам выбрать наиболее подходящие и качественные материалы.У провайдеров имеется выбор типа лицензионного соглашения, определяющего желаемую степень дос-тупности размещаемых ресурсов для остальных участ-ников.Такие ресурсы, как EducaNext позволяют студенту (преподавателю) находить лучшие учебные материалы международного уровня, открыто вступать в научные дискуссии, а также зарабатывать на своем учебном ма-териале.EducaNext сегодня наполняется ресурсами на анг-лийском, немецком, испанском языках. Портал исполь-зует платформу (программное обеспечение) Universal Brokerage Platform (UBP) [3].В докладе Всемирного банка «Формирование обще-ства, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы», опубликованного в 2001 г. [4], дается сле-дующее описание академических (образовательных) брокеров: «Академические брокеры - это виртуальные предприниматели, зачастую функционирующие на базе системы Интернет. Они специализируются на органи-зации посредничества между поставщиками и потреби-телями образовательных услуг во множестве различ-ных сфер. Такие компании, как Коннект Эдьюкейшн (Connect Education, Inc.) и Электроник Юнивёрсити Нетворк (Electronic University Network) занимаются строительством, сдачей в аренду и управлением кампу-сами, производством мультимедийных программных средств для образовательных целей, а также предос-тавляют советы и помощь по удовлетворению нужд в подготовке кадров корпоративным клиентам в любой стране мира. Десятки компаний через свои Интернет-сайты выступают в качестве посредников между учеб-ными заведениями и потенциальными студентами, предлагая информацию об академических и финансо-вых ресурсах» [5. С. 34].Британский исследователь Норман Джексон дает более широкое понимание образовательного брокерст-ва: брокер в образовании - это активный субъект в об-разовательной среде, объединяющий людей, сети, ор-ганизации и ресурсы и использующий все возможности для создания нового качества образования и для увели-чения ценности того, что уже существует в образова-нии [6. С. 4].122Джексоном предлагается понимание брокерства как деятельности по внедрению улучшений в любую сферу деятельности извне и описываются разные варианты брокерской деятельности. Кроме этого, всегда сохраня-ется посреднический подтекст, а в некоторых случаях понятия «брокер» и «посредник» являются синонима-ми.Так, например, он считает, что брокерство, основанное на коммерческой информации, возникает в силу сущест-вования экспериментальных благ (experience goods) [6. С. 17] - товаров, качество которых выявляется только в процессе использования; потребители могут опасаться приобретать такие блага, поэтому на увеличение спроса благотворно влияет предоставление права возврата блага в случае неудовлетворенности потребителя [7]. Посред-ники (middlemen) появляются потому, что потребители желают избежать потенциальных издержек поиска ин-формации и оценки качества информации самостоятельно (например, методом проб и ошибок, по личным рекомен-дациям, исследованиям и т.д.).Подход британских экспертов к брокерству в обра-зовании включает в себя информационное брокерство как одно из нескольких направлений работы образова-тельного брокера, цель же образовательного брокерст-ва заключается в системном содействии развитию на-циональной системы образования посредством исполь-зования современных управленческих подходов, сете-вого взаимодействия учебных заведений, создания на-циональной базы электронных образовательных ресур-сов, он-лайн образования как в рамках национальной системы образования, так и в международной образо-вательной среде. Брокерство, в понимании западных специалистов [6. С. 142], - способ повышения качества преподавания и обучения.В качестве примера рассмотрим деятельность бри-танской организации «Сеть поддержки обучения и преподавания» (Learning and Teaching Support Network - LTSN), созданную в 2000 г. в системе выс-шего образования Великобритании с целью ускорения процессов изменения в образовании и содействия улучшению качества образования. Брокерская функция этой организации состоит в объединении всех видов ресурсов в масштабе всей страны для развития высше-го образования. Брокерство - это концепция деятель-ности сетевых организаций в образовании, заключаю-щейся в компетентном вмешательстве в процессы из-менения в образовании с целью фасилитации измене-ний посредством использования современных инфор-мационных и коммуникативных технологий, техноло-гий управления знаниями, применения креативных подходов работниками организации - координатора изменений. Виды брокерской деятельности, применяе-мые LTSN, описываются следующим образом.Бизнес-брокерство - функция бизнес-брокера, исполь-зуемая LTSN, - имеет два измерения: а) снижение затрат межвузовских, межфакультеских форм сотрудничества с учетом сохранения конкурентоспособности британских вузов и их факультетов; б) публичное продвижение, по-пуляризация системы высшего образования Великобри-тании (UK) внутри страны и за рубежом.Политическое брокерство - деятельность от имени системы высшего образования в сфере государствен-ной политики, в распределении фондов, посредничест-во между высшими должностными лицами и рядовыми работниками системы образования, деятельность по обоснованию решений перед различными стейкхолде-рами (держателями интересов), внесение корректив в разработку национальных политических решений в сфере образования; измерение эффективности образо-вательной политики.Информационное брокерство состоит в снижении за-трат образовательного сообщества, в поиске информа-ции/знания для обработки/совершенствования. Система образования через брокера (LTSN) может уточнить по-требности заинтересованных в работе образовательной системы сторон (например, профессиональные сообще-ства в лице работодателей), улучшить понимание теку-щего состояния практических сфер деятельности по на-правлениям подготовки, проводить независимую экс-пертизу качества образования. Информация аккумули-руется у брокера (LTSN), а далее распределяется по по-требителям информации - конкретным учебным заведе-ниям, их подразделениям, преподавателям, исследовате-лям в понятной для каждого субъекта форме. Сюда так-же входит трансляция и интерпретация поступающей информации извне по отношению к системе высшего образования таким образом, каким она может быть ис-пользована для разнообразных целей субъектов.Собственно, образовательное брокерство - функция, позволяющая усовершенствовать базы знаний, на кото-рых строится педагогическая практика. Брокер опреде-ляет полезные практические наработки вне образова-тельной системы, ищет инновационные практические разработки для использования в образовательных целях. Образовательное брокерство как элемент брокерской концепции имеет целью нахождение и подтверждение реально работающих практических методов, проведение исследований и оценки причин эффективной деятельно-сти изучаемых объектов (например, как организована российская космонавтика, и почему она достигла значи-тельных успехов).Брокер как регулятор. Например, LTSN устанавли-вает стандарты деятельности своих сайтов, принципы работы подразделений, принципы работы с информа-цией - в этом состоит регулятивная функция брокера [6. С. 151].Таким образом, LTSN в Великобритании - это при-мер организации сетевого типа, охватывающей всю страну, все высшие учебные заведения страны с целью выстраивания единых принципов работы в целях про-движения образовательной системы внутри и вне стра-ны, повышения ее эффективности в интересах всего британского общества.Н. Джексон также приводит примеры деятельности других брокеров в образовании Великобритании, в том числе: University for Industry (Ufl), e-university (eU), National Health Service University (NHSU) [6]. Общая характерная черта образовательных брокеров состоит в широком понимании образования как: а) ресурса раз-вития общества; б) ключевого фактора инноваций; в) способа повышения эффективности подготовки кад-ров как особого товара, предлагаемого не только внут-ри страны, но вне ее пределов посредством он-лайн образования и международного сотрудничества. Обра-123зовательное брокерство действует по схожим принци-пам и в других странах, например Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканской Республике, США.В Российской Федерации, по нашим данным, сис-темного развития образовательное брокерство как вид деятельности и он-лайн образование пока не получили, хотя есть определенные предпосылки для кооперации в академической среде, динамично развивается сегмент он-лайн образования, вырабатывается рассмотренная ниже модель образовательных реформ [8], ориентиро-ванная на экономику, основанную на знаниях.Например, в настоящее время Томский политехниче-ский университет активно разрабатывает электронные образовательные ресурсы с использованием информаци-онно-образовательной среды, т.е. выступает в роли про-вайдера образовательных ресурсов. Одновременно ведет-ся работа по размещению материалов этих курсов на пор-тале EducaNext [3]. Кроме этого, Томский политехниче-ский университет реализует для иностранных студентов различные программы он-лайн обучения [9]. Существуют крупные образовательные порталы в российском Интер-нет-пространстве (например, Университетская Информа-ционная Система «Россия» (УИС «Россия», портал «Эко-номика. Социология. Менеджмент»), рефератные сайты (например, 5ballov.ru). В то же время в российском Ин-тернет-пространстве есть сайты организаций, предла-гающих услуги по решению контрольных работ, написа-нию курсовых, дипломных работ и диссертаций, т.е. представители «псевдообразования», которые пользуют-ся, к сожалению, не меньшей популярностью и являются своеобразной разновидностью образовательного посред-ничества в России. Однако нет сведений о всероссийских организациях развития образования, действующих в рамках широкого понимания брокерства в образовании, в полной мере соответствующего мировой практике разви-тия обществ, основанных на знаниях.Мы считаем, что организацией схожего масштаба деятельности и задач, сравнимого с британской органи-зацией Learning and Teaching Support Network в выс-шем образовании, можно считать Российский союз ректоров. Среди образовательных Интернет-порталов национального масштаба можно назвать поддерживае-мые Министерством образования и науки РФ онлайн-ресурсы для образования и об образовании (например, Единое окно доступа к образовательным ресурсам [10], Федеральный портал «Российское образование» [11]).В словаре терминов по общей и социальной педаго-гике дается следующее понятие брокерства в образова-нии, распространенное в России: «Брокерство в обра-зовании - посредническая деятельность, связывающая производителя образовательных услуг и их потре-бителя посредством распространения информации и консультаций взрослого населения об образовательных услугах, возможностей и путей их получения» [12]. Можно сделать вывод, что в российской практике по-нятие брокерства в образовании понимается достаточ-но узко, но при этом оно является более понятным для каждого человека, незнакомого с современной между-народной практикой брокерства в образовании.Направлением в создании российских аналогов за-рубежных организаций брокерского типа, имеющих цель развития и поддержки образования, которое будетреализовано на основании модели «Российское образо-вание - 2020», можно считать раздел [8], именуемый «Обновление структуры сети образовательных учреж-дений в соответствии с задачами инновационного раз-вития», включающий следующие направления:- формирование на конкурсной основе сети научно-образовательных комплексов мирового уровня, обес-печивающих решение стратегических задач инноваци-онного макрорегионального развития в рамках терри-ториально-производственных кластеров;- поддержка программ развития вузов и интегриро-ванных сетевых образовательных программ, решаю-щих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции обра-зовательной, научной и производственной деятельно-сти («исследовательские университеты»);- разработка и внедрение моделей сетевого взаимо-действия организаций и учреждений, предоставляю-щих образовательные услуги.Кроме этого, в модели [8] предусмотрен раздел «Создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования», кото-рый включает в себя:- создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образова-тельных ресурсов для системы непрерывного профес-сионального образования на базе современных сетевых технологий;- конкурсную поддержку развития системы консульти-рования граждан в сфере непрерывного образования;- отработку и внедрение системы налоговых стимулов развития непрерывного образования, включая налоговые льготы и отнесение на себестоимость расходов на внут-рифирменное обучение, увеличение социального налого-вого вычета и упрощение его администрирования.Проект [8] подчеркивает необходимость развития се-тевого взаимодействия элементов образовательной сис-темы и становления системы непрерывного образования в России. Такие изменения планируется постепенно ввести на уровне государства к 2020 г. Но стоит сказать, что полноценное внедрение принципов информационного общества и экономики знаний станет возможным только при условии понимания всеми субъектами образования тенденций развития образовательной системы.Принцип меритократии, раннего выявления одарен-ных детей в модели [8] будет реализован с помощью отдельного направления реформирования, который сформулирован следующим образом: «Создание сис-темы выявления и поддержки одаренных детей и та-лантливой молодежи». Раздел включает в себя не-сколько пунктов:- конкурсная поддержка развития системы допол-нительного образования (детей и молодежи);- расширение системы федеральных конкурсов и олимпиад для одаренных детей и талантливой молодежи;- расширение системы именных стипендий для по-бедителей конкурсов и олимпиад;- внедрение системы организации научно-исследовательской работы одаренных детей и талант-ливой молодежи во внеучебное время (в том числе ре-гиональных и межрегиональных научных, творческих лагерей и школ в каникулярное время);124- внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талант-ливой молодежи с использованием возможностей веду-щих учебных заведений и научных организаций;- формирование сети интернатов и консультацион-ных центров (центров сопровождения) для одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных комплексах (на базе современных студенческих городков) [8].Перечисленные направления, заложенные в модели российского развития образования на период до 2020 г., обусловливают создание на национальном и на региональных уровнях организаций брокерского типа, финансируемых из диверсифицированных источников (не только из государственных, но и за счет внебюд-жетных средств).В Концепции долгосрочного социально-эконо-мического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве ключевого направления в сфере образования признается задача перехода от системы массового образования, характерная для индустриаль-ной экономики, к необходимому для создания иннова-ционной социально ориентированной экономики не-прерывному индивидуализированному образованию для всех; необходимость развития образования, нераз-рывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой соци-ально ответственной личности [13].С нашей точки зрения, задача индивидуализации образования может быть эффективно решена только при содействии системе образования внешних инсти-тутов гражданского общества: общественные органи-зации по развитию образования, рейтинговые агентст-ва, независимые аккредитационные агентства, образо-вательные консультанты и брокеры. Основным кадро-вым ресурсом подобных организаций должны стать: во-первых, представители самой системы образования, в том числе руководство образовательных организа-ций, преподаватели и студенты, учителя и ученики средних школ, представители дошкольного образова-ния; во-вторых, субъекты, заинтересованные в эффек-тивном развитии рынка образовательных услуг, в том числе работодатели, семьи обучающихся, инициатив-ные группы населения.На данный момент существуют положительные примеры воздействия общественности на органы госу-дарственной власти в дошкольном образовании Крас-ноярского края и г. Ханты-Мансийска [14]. Общест-венные организации становятся движущей силой по-ложительных изменений в обществе; если учитывать, что сектор некоммерческих организаций официально поддерживается действующей государственной вла-стью в лице Президента Российской Федерации, то становление общественных организаций в сфере обра-зования имеет все возможности для развития.Посредническая деятельность в образовании юри-дически должна относиться к некоммерческому секто-ру в связи с тем, что размер вознаграждения за посред-ническую деятельность на рынке образовательных ус-луг не может быть высоким в силу общественной зна-чимости образовательной сферы и специфики образо-вательных услуг как доверительных благ.Следует полагать, что в ближайшее время в России есть все предпосылки для формирования института образовательных консультантов - специалистов по со-временным образовательным технологиям, предла-гающих услуги по выстраиванию образовательных тра-екторий для граждан всех возрастов. Исходя из выше-названного определения, распространенного в России, образовательный брокер и образовательный консуль-тант схожи по характеру своей деятельности. Брокер-ство в образовании как концепция развития образова-тельной сферы - более широкое понятие и в целом бо-лее перспективное направление для деятельности в долгосрочном плане, включающее в себя образова-тельное консультирование как один из аспектов.ЛИТЕРАТУРА
<http://tomsk.gov.ru>, свободный.
«Все в сад». Томское мнение. Режим доступа: <http://tomsk.mn/index.php?menu=main&task=show&id=10>, свободный
Проект «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (Октябрь 2008).
<http://window.edu.ru/window/library?p_rid=28673>, свободный.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: <http://www.edu.ru/>, свободный.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: <http://window.edu.ru>, свободный.
Введение в он-лайн обучение. Томский политехнический университет, Институт международного образования и языковой коммуникации. Режим доступа: <http://iie.tpu.ru/ru/3_online_introductory_foreign.php>, свободный.
Августовские педагогические совещания - 2008. Проект: Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. Режим доступа: <http://www.mon.gov.ru>, свободный.
Новая серия англо-русских толковых словарей «Economicus». Толковый англо-русский словарь «Экономика, социология, политология». Режим доступа: <http://www.ecsocman.edu.ru/db/dict/4693/dict.html?wd=9703>, свободный.
Engaging and Changing Higher Education Through Brokerage / Ed. by Norman J. Jackson. UK: Ashgate Publishing Limited, 2003. 248 p.
Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003. 232 с.
Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. The Word Bank. Washington D.C., 2002. 204 p.
Петровская Т.С., Середа В.В. Современные формы организации международного образовательного сообщества // Научные статьи и публикации Института Международного образования Томского политехнического университета. Режим доступа: <http://iie.tpu.ru/pages_ru/>articles.php?action=see&arhiv=09-06-2007-3, свободный.
Statutes of EducaNext - An association for Knowledge Creation and Exchange in Higher Education (Устав организации EducaNext). Режим доступа: <http://www.educanext.org/educanext/statutes>, свободный.
<http://sunsite.informatik.rwth-aachen.de/Publications/CEUR->WS/Vol-311/, свободный.
The Everlasting Dawn of Educational Brokers - A Search for Key Design Principles. Bernd Simon and Petra Oberhumer and Robert Kristцfl LODE, volume311ofCEUR Workshop Proceedings, CEUR-WS.org, (2007).