Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика

Рассматривается организационная специфика разработки кадастров туристских ресурсов. Дается определение организационного механизма, выделяется субъектный состав участников процесса разработки кадастров, а также формулируются основные требования к процессу формирования кадастров туристских ресурсов. Также приводится пример использования предлагаемого автором организационного механизма на примере развития кадастрового учета туристских ресурсов в Волгоградской области

Mechanism of tourist resources inventory development: organisational specificity.pdf Международный опыт свидетельствует о том, что успешное развитие туристского комплекса страны и расширение экспорта туристских услуг требуют реали-зации активной политики в области систематизации туристских ресурсов. Организация данного процесса является сложной теоретико-практической проблемой, до сих пор не получившей разрешения в российских условиях. Поскольку организационный механизм раз-работки кадастров туристских ресурсов не носит уни-версального характера и определяется спецификой правового поля функционирования органов, ответст-венных за кадастровый учет в том или ином государст-ве, возникает необходимость выявления его особенно-стей применительно к российской действительности.Отметим, что механизм может быть описан как «система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности» [1]. В таком случае организа-ционный механизм - совокупность процедур и правил объединения людей, совместно реализующих некото-рую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Более узким являет-ся понятие организационного механизма управления -совокупности процедур принятия управленческих ре-шений [2. С. 67].Также при рассмотрении сущности организацион-ного механизма необходимо остановиться на точке зрения, согласно которой организационный механизм понимается как совокупность организаций, учрежде-ний, органов, звеньев управленческой цепи, отдельных индивидов, которые с помощью различных средств, рычагов, методов соединены друг с другом и образуют сложную структуру управленческих отношений [3].В экономической литературе отмечается, что орга-низационные механизмы обеспечивают взаимодейст-вие процессов функционирования и развития экономи-ческих систем и отражают специфические особенности данных конкретных систем [4. С. 3].Неотъемлемыми элементами организационного ме-ханизма являются обратные связи, позволяющие осу-ществлять корректировку исходных установок (прин-ципов) и ресурсные составляющие. Введение обратных связей позволяет сделать организационный механизм адаптивным по отношению к трансформирующейся рыночной среде. В случае с разработкой кадастров ту-ристских ресурсов трансформационные процессы в экономике, а также временные изменения приводят к необходимости периодического пересмотра не только содержания кадастров, но и задач их формирования. В частности, в современных условиях возрастает роль рационального и экологического природопользования,что требует пересмотра потенциально допустимых на-грузок на те или иные виды туристских ресурсов.Организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов должен рассматриваться также как инструмент управления, обеспечивающий регулирова-ние отношений между основными участниками эконо-мического процесса. Формирование правил взаимодей-ствия участников процесса разработки кадастров тури-стских ресурсов должно предполагать их «открытость», которая проявляется в том, что к разработке кадастров привлекаются как основные потребители туристских ресурсов, так и субъекты туристского рынка.Таким образом, организационный механизм разра-ботки кадастров туристских ресурсов должен удовле-творять следующим принципам:- системность (целостность) процесса разработки кадастров, обеспечивающая высокий уровень адаптив-ности к динамично изменяющейся внешней среде;- единые условия кадастрового учета для всех тер-риториальных образований региона независимо от их размера и географического расположения;- заинтересованность ключевых участников про-цесса разработки кадастров в качественном развитии сферы туризма;- поддержание процессов самоорганизации, само-регулирования и самоконтроля в ходе разработки када-стров туристских ресурсов.Следовательно, организационный механизм разра-ботки кадастров туристских ресурсов может понимать-ся как совокупность процедур и правил распределения полномочий участников процесса разработки кадаст-ров, а также координации движения информационных потоков между данными субъектами в ходе их форми-рования и наполнения.В процессе рассмотрения организационного меха-низма разработки кадастров туристских ресурсов клю-чевым вопросом, определяющим эффективность всего процесса, является отбор лиц, ответственных за разра-ботку кадастра. Традиционно российские регионы имеют в структуре органов власти подразделения, от-ветственные за развитие туризма, в то же время в большинстве случаев они не обладают необходимым ресурсным потенциалом и квалификацией для разра-ботки полноценных систем кадастрового учета.В связи с этим возникает необходимость подбора независимой организации-исполнителя, которая по своим квалификационным требованиям отвечает зада-че разработки кадастра туристских ресурсов.Согласно рекомендациям, заложенным в Федераль-ной целевой программе «Создание автоматизирован-136ной системы ведения государственного земельного кадастра» [5], при разработке кадастра для выполнения необходимых видов работ целесообразно привлекать организации, расположенные непосредственно в облас-тях, районах и городах проведения соответствующей оценки, что позволит повысить оперативность сопро-вождения технических и программных средств систе-мы, а также повысит качество выполняемых работ.Организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсовjЈАдминистрация регионаПотребность в разработке кадастра туристскихресурсовПодразделение администрации, ответственное за развитие туризмаРазработка техниче-кого задания государ-ственного заказаОрганы государственного заказаРекомендации и трольРазмещение государственного заказаОрганизация-исполнительСбор информацион-ных материаловФормирование системы автоматизированного учетаДанные для кадастрового учетаСистема автоматиВ таких условиях функции государственного заказчи-ка приобретают особую роль, заключающуюся в уточне-нии и согласовании с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с иными заинтересо-ванными лицами результатов проводимых работ. Кон-троль над выполнением мероприятий по разработке када-стра туристских ресурсов, по своей сути, представляетсобой универсальную процедуру, которая может быть осуществлена в порядке, установленном для контроля реализации федеральных целевых программ.Таким образом, организационный механизм разра-ботки кадастров туристских ресурсов формируется под воздействием субъектного состава рынка туристских ресурсов и его инфраструктуры.137Схема данного механизма представлена на рис. 1. Структура взаимосвязей между основными участниками процесса формирования кадастров туристских ресурсовявляется достаточно прозрачной. Между тем в российских условиях данные взаимосвязи часто нарушаются, что ведет к снижению эффективности организационного процесса.Организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсовАдминистрацияВолгоградскойобластиОпределение потреб-ности в разработкекадастра туристских ресурсовКоординационный совет при администрации Волгоградской областиРазработка техниче-ания госу-дарственнКомитет экономики администрации Волгоградской областиРекомендации иконтрольРазмещение государственногоОрганизация-подрядчик (определяется по итогам конкурса)Взаимодействие по поводу сбора необходимой информацииТуристские организации Волгоградской областиФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской областиВузы региона: Волгоградская государственная сельскохозяйственная академияВолгоградский государственный архитектурно-строительный университетВолгоградский государственный институт культуры и искусств Волгоградский государственный университет Волгоградский государственный педагогический университетмуПередача разраб танного кадастра государственном заказчикуСпециализированные организации в области информационных технологийФормирование автоматизированной системыкадастрового учетаНаполнение кадастра туристских ресурс овСпециализированные организации в области маркетинговых, социологических исследований, кадастровые инженеры, организации технической инвентаризацииАдминистрация Волгоградской областиРис. 2. Организационный механизм разработки кадастров туристских ресурсов в Волгоградской областиВ связи с этим можно сформулировать основные требования к реализации данных взаимосвязей:1..Исключение дублирования определенных дейст-вий отдельными участниками процесса разработки ка-дастров туристских ресурсов.2.Свободный информационный обмен, позволяю-щий повысить скорость разработки кадастров турист-ских ресурсов, а также обеспечить независимый пере-крестный контроль за действиями всех участников.3.Вовлечение максимально широкого круга лиц в процесс разработки кадастров туристских ресурсов,позволяющее наиболее точно выявить потенциал от-дельных туристских ресурсов и сформировать уни-кальные предложения туристских ресурсов.4. Междисциплинарный подход к разработке када-стров туристских ресурсов путем использования опыта и знаний таких областей, как география, экономика, культуроведение, маркетинг и PR, история, землеуст-ройство и т.д.Таким образом, может быть достигнут необходи-мый уровень качества разрабатываемых кадастров ту-ристских ресурсов, широкое общественное признание и138ЛИТЕРАТУРА1.Симагин В.И. и др. Методология формирования интегрированного реестра хозяйствующих субъектов АПК федеральной собственности дляавтоматизации их учета, анализа и оценки деятельности // Сетевой научно-методический электронный журнал «Агрожурнал МГАУ». 2009. Режим доступа: 2..Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. С. 67.3.Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство иправо. 2005. № 3. С. 97-102.4.Тридед А.Н. Концепция построения организационно-экономического механизма формирования стратегии развития предприятия // Коммунальное хозяйство городов. 2001. № 28. С. 3-9.5.Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». 2009. Режимдоступа: вовлеченность субъектов региональной экономики в развитие туристской отрасли территории.Апробация предложенного организационного меха-низма разработки кадастров туристских ресурсов осу-ществлена автором на примере Волгоградской области (рис. 2).В число организаций, вовлекаемых в процесс разра-ботки кадастра туристских ресурсов, предложено включить:- администрацию Волгоградской области;- координационный совет при администрации Вол-гоградской области;- комитет экономики администрации Волгоград-ской области;- организацию-подрядчик;- вузы региона;- ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волго-градской области;- туристские организации Волгоградской области;- специализированные организации в области ин-формационных технологий;- специализированные организации в области марке-тинговых, социологических исследований, кадастровые инженеры, организации технической инвентаризации.На этапе разработки кадастра туристских ресур-сов требуется вовлечение большого числа организа-ций, что налагает на организацию-подрядчика до-полнительные обязанности по координации этого взаимодействия.В качестве альтернативного проекта передаче формирования кадастра туристских ресурсов органи-зации-подрядчику необходимо остановиться на слу-чае, когда формированием кадастра занимается ко-ординационный совет по туризму при администра-ции региона. Однако, на наш взгляд, подобный вари-ант обладает существенным недостатком, связанным с практическим отсутствием у координационного совета опыта и знаний в области механизмов кадаст-рового учета.Таким образом, организационный механизм разра-ботки кадастров туристских ресурсов интегрирует всех лиц, заинтересованных в развитии туристской индуст-рии, а также обеспечивает их эффективное взаимодей-ствие на различных этапах процесса разработки када-стра туристских ресурсов. Реализацию механизма це-лесообразно осуществлять в рамках целевых программ, а также в ходе реализации документов стратегического развития территориальных образований.

Ключевые слова

туристские ресурсы, кадастр туристских ресурсов, организационный механизм, tourist resources, inventory of tourist resources, organisational mechanism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зубакова Наталья НиколаевнаВолгоградский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса (г. Волгоград)nzubakova@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

<http://www.chuvsu.ru/~sanyomix/land/kadastr.htm>
Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». 2009.
Тридед А.Н. Концепция построения организационно-экономического механизма формирования стратегии развития предприятия // Коммунальное хозяйство городов. 2001. № 28. С. 3-9
Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. № 3. С. 97-102.
Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. С. 67.
<http://agromagazine.msau.ru>
Симагин В.И. и др. Методология формирования интегрированного реестра хозяйствующих субъектов АПК федеральной собственности для автоматизации их учета, анализа и оценки деятельности // Сетевой научно-методический электронный журнал «Агрожурнал МГАУ». 2009.
 Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Механизм разработки кадастра туристских ресурсов: организационная специфика | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Полнотекстовая версия