Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением
Рассматривается самоповреждающее виктимное поведение. Выделены пять типов подростков с суицидальным поведением и дана их характеристика. Рассмотрена взаимосвязь суицидальной мотивации с акцентуацией характера и волевыми расстройствами
Main features of adolescents with self-injurious victim behaviour.pdf Продолжающееся на протяжении ряда лет исследо-вание специфики и моделей виктимного поведения личности привело нас к необходимости описания ос-новных выделенных типов виктимного поведения под-ростков (агрессивный, активный, инициативный, пас-сивный, некритичный), а также исследования факто-ров, детерминирующих возникновение и реализацию виктимного поведения.В данной статье нам хотелось бы остановиться на специфике активного типа виктимного поведения под-ростков, который включает в себя две разновидности поведенческих реакций: саморазрушающее и самопо-вреждающее поведение. Несмотря на то что многие авторы отождествляют саморазрушающее и самопо-вреждающее поведение и фактически ставят между ними знак равенства (Валентик Ю.В. с соавт., 2004; Зуркарнеева З.Л., Менделевич Д.М., 2004; Красильни-ков Г.Т., Мартьянова Е.В., 2004; Стрельник С.Н., 2004), нами предполагается наличие существенной разницы между этими типами поведения. К саморазрушающему виктимному поведению мы относим аутодеструктив-ное поведение, для которого свойственно совершение опасных для жизни действий, не связанных с осознан-ными представлениями о собственной смерти. Это ши-рокий спектр аутодеструктивной активности, которая включает в себя действия, прямо или косвенно приво-дящие к причинению ущерба личности (злоупотребле-ние табаком, наркотическими веществами, алкоголем, склонность к риску, азартные игры, провокация окру-жающих на драки и т.д.), но не осознаются как тако-вые. Достаточно часто эти действия носят провоци-рующий характер, т.е. представляют собой активность, связанную с причинением ущерба личности в результа-те осознанной или неосознанной провокации окру-жающих. По сути это активность, примыкающая к суи-цидальной сфере, но таковой не являющаяся.Рассматривая расширенное определение самопо-вреждающего поведения, А.А. Зайченко выделяет сле-дующий перечень поведенческих реакций, связанных в первую очередь с причинением вреда телу посредст-вом: нарушений пищевого поведения (анорексия и бу-лимия); татуировок; пирсинга и ряда навязчивых дей-ствий (разрушение ногтей и околоногтевых валиков, обкусывание ногтей и околоногтевых валиков, губ, щипание кожи, вывихи суставов пальцев, кусание рук и других частей тела, царапанье кожи); расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен; самопорезы; перфора-ция частей тела с помещением в отверстие инородных предметов; удары кулаком и головой о предметы и са-моизбиение; уколы (булавками, гвоздями, проволокой, пером ручки и др.); самоожоги; неполное самоудуше-ние; злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передози-ровкой без суицидального намерения); глотание корро-зийных химикалий, батареек, булавок [1].Таким образом, самоповреждающее поведение свя-зано с преднамеренным причинением человеком ущерба собственному телу без желания прекращения жизни.Несмотря на значительную разницу, и то и другое поведение связано с аутодеструктивным паттерном.Рассматривая основные теоретические подходы к аутодеструктивному поведению, необходимо отметить классификации Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авто-ры, анализируя поведенческие девиации, выделяют две группы: нестандартное и деструктивное поведение [2].Нестандартное поведение, по мнению авторов, име-ет форму нового мышления или идей, а также дейст-вий, выходящих за рамки социальных поведенческих стереотипов (например, деятельность новаторов, рево-люционеров, оппозиционеров). Деструктивное поведе-ние имеет две формы: внешнедеструктивное поведе-ние, направленное на нарушение социальных норм и внутридеструктивное поведение, направленное на де-зинтеграцию самой личности, ее регресс. Направление деструкции зависит от превалирующей цели.В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Ко-роленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конфор-мистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение авторы обозначили как поведение, откло-няющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности [2]. Ими рассматриваются следующие формы поведе-ния: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое пове-дение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина и Н.А. Ратинова (1990) рассматривают подобные типы поведения через феномен агрессии и выделяют следующие типы ауто-агрессивного поведения:- суицидальное поведение: осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;149- суицидальные эквиваленты и аутодеструктивное поведение: неосознанные действия (иногда преднаме-ренные поступки), целью которых не является добро-вольное лишение себя жизни, но ведущие к физиче-скому (психическому) саморазрушению или к само-уничтожению;- несуицидальное аутоагрессивное поведение: раз-личные формы умышленных самоповреждений (само-отравлений), целью которых не является добровольная смерть (или заведомо не опасные для жизни) [3].Впервые описал и систематически исследовал раз-личные формы саморазрушающего поведения, которые не относились к суицидальным, Н. Фейбероу. К ним автор отнес такие поведенческие реакции, как: зло-употребление различными веществами, включая нар-котики, алкоголь и табак; соматические болезни (забо-левание сердца, травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и ре-жима); преступления, проституция, делинквентное по-ведение, которые опасны возможностью краха лично-сти; рискованные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты. Такое поведе-ние Э. Дюркгейм еще в 1897 г. назвал «символическим суицидом». Позднее все типы поведения, которые спо-собствуют продвижению индивида в направлении бо-лее ранней физической смерти, стали называться само-разрушающим поведением. П.И. Сидоров, А.В. Парня-ков в своей работе «Введение в клиническую психоло-гию» данные типы поведения называют непрямым суицидом, признаком которого является отсутствие полного осознания своих поступков в направлении смерти, отрицание суицидальной тенденции [4].Все перечисленные формы деструктивного поведе-ния приводят к ухудшению качества жизни, снижению критичности к своему поведению, когнитивным иска-жениям (восприятия и понимания происходящего), снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. На наш взгляд, вышеперечисленные формы поведения можно объединить по ключевому признаку причине-ния ущерба самой личности в самоповреждающее вик-тимное поведение, однако суицидальное поведение, связанное с осознанием действий в направлении окон-чания жизни, следует отнести к особой категории.Собственно суицидальным поведением мы называ-ем любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [5].А.Г. Амбрумова и В.А. Тихоненко в методических рекомендациях выделяют внутренние (в том числе вер-бальные) и внешние формы психических актов, вклю-чающих:- внутренние формы - суицидальные мысли; суи-цидальные представления; суицидальные переживания; суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения;- внешние формы - суицидальные попытки и за-вершенные суициды [6].Важным фактором, непосредственно включенным в структуру суицидального поведения, является наличие суицидальной установки. Суицидальные мысли пред-ставляют когнитивный аспект суицидальной установ-ки, связаны с начальным этапом суицидального про-цесса и относятся, по мнению ряда авторов (Pawsey R., Krupinska О., 1994), к факторам риска самоубийства. По некоторым данным (Яворский А.А., 1991; Панчен-ко Е.А., 2003), формирование суицидальных установок, антивитальных переживаний и возникновение суици-дальных мыслей в большинстве случаев происходит в 14-15-летнем возрасте. При этом рядом авторов (Вой-цех В.Ф., 2003) личностный конфликт при фрустрации базовых потребностей в начальном периоде суицидо-генеза признается более значимым, чем наличие психо-социальных стрессоров.Внутренние и внешние формы суицидального пове-дения подчинены общим закономерностям строения человеческой предметной деятельности (Л.С. Выгот-ский, А.Н. Леонтьев). Психологический анализ ее «макроструктуры» выделяет, во-первых, отдельные деятельности - по критерию побуждающих их моти-вов, во-вторых, действия, подчиняющиеся сознатель-ным целям, и, в-третьих, операции, которые непосред-ственно зависят от задач, т.е. условий достижения кон-кретных целей.Благодаря отношениям, складывающимся между целью и мотивом, формируется личностный смысл -существенная характеристика сознания и личности.В соответствии со структурой деятельности суицид можно рассматривать как действие, подчиненное кон-кретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответст-вующим ей мотивом. Иными словами, суицидальные действия в подавляющем большинстве случаев «обслу-живают» иную «вышестоящую» потребность. Цель суи-цида и мотив деятельности, в состав которой он включен, не совпадают, а их отношение (цели к мотиву) составляет личностный смысл самоубийства для субъекта [6].Любой вид деятельности это сложный процесс, в который включаются и используются все психические процессы и свойства личности. Деятельностный под-ход к рассмотрению суицидальной активности позво-ляет нам предположить, что как всякая другая деятель-ность, суицидальная активность будет находиться в тесной зависимости от целого ряда компонентов опо-средующих специфику и характер деятельности. Это характерологические и личностные особенности, эмо-ционально волевые компоненты и т.д.Рассматривая особенности подросткового суици-дального поведения как наиболее значимо опосредую-щие специфику деятельного акта, на наш взгляд, необ-ходимо учитывать такие характерные для возраста про-явления, как: эмоциональные расстройства (депрессия), волевые расстройства, акцентуации характера.Акцентуации характера - чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их соче-тания, проявляемые в избирательном отношении лич-ности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усилен-ных черт дают различные типы акцентуаций. Это поня-тие введено Карлом Леонгардом [7].Анализ литературных источников и наши исследова-ния на протяжении ряда лет позволил сделать вывод что, разные типы акцентуированных характеров проявляют склонность к разным формам суицидального поведения.150Для подростков с гипертимным типом акцентуаций склонность к суицидальному поведению не характерна. Подростки этого типа не наносят себе ни физический, ни социально-психологический ущерб. Они скорее склонны к саморазрушающему виктимному поведе-нию: тяга к риску, новым впечатлениям, острым ощу-щениям [8].У подростков с циклоидным типом акцентуаций возможность суицида зависит от фазы. В субдепрес-сивной фазе для циклоидного типа акцентуаций харак-терно суицидальное поведение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта.Эмоционально-лабильные подростки склонны к суи-цидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько жела-ние умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невоз-можности переживать данное событие. Они ищут эмо-циональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмо-циональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например родителей, толкает подростков эмоцио-нально-лабильного типа к суицидным попыткам.Уязвимым звеном в характере подростка сенситив-ного типа акцентуаций является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зависят от окру-жающих, нуждаются в их добром отношении, под-держке и оценке. Недоброжелательность окружения, несправедливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения легко при-водят к развитию реактивной депрессии. Сенситивные подростки не делятся своими переживаниями, накап-ливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноцен-ность, постепенно приходя к мысли о невозможности и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намере-ния, которые реализуются неожиданно для всех [8].Подростки с психастеническим и шизоидным типом акцентуации к суицидам не предрасположены. Для подростков с шизоидной акцентуацией свойственно больше агрессивное или саморазрушающее виктимное поведение, которое облегчает неформальные контакты со сверстниками.Эпилептоидный тип акцентуации предопределяет риск самоубийств. Истинные суициды встречаются у эпилептоидных психопатов. При акцентуациях харак-терна демонстративная форма суицидального поведе-ния. Мотивом служит желание причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь своих целей. Но де-монстративные по форме намерения при сильной аф-фектации эпилептоидов могут стать неконтролируе-мыми и обернуться трагически. Аффективные реакции эпилептоидов чаще всего агрессивны; если подросток остается в одиночестве, в безвыходной ситуации, то агрессия может быть направлена на себя. Характерны порезы, самоповреждения горящими предметами как проявление мазохистических тенденций эпилептоидов.Главной чертой истероидного характера является демонстративность, что обусловливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа ак-центуаций. Подросток стремится произвести наиболь-шее впечатление на окружающих, разжалобить илинапугать, но главное - привлечь к себе внимание, до-биться желаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая. Желание выделиться приводит к неверному расчету усилий или последствий поступка [8].При неустойчивом типе акцентуаций характерными являются слабость волевой сферы в организации пове-дения и гедонистическая направленность подростка. Риску суицида отсутствует.По данным А.Е. Личко (1999), распределение типов характера связано с типами суицидального поведения. При демонстративном суицидальном поведении преоб-ладали подростки истероидного, истероидно-неустой-чивого и гипертимно-истероидного типов (50%), 32% -эпилептоиды и эпилептоидно-истероидного типа. 18% составляли подростки всех остальных типов, причем шизоидов, циклоидов и сенситивных подростков при демонстративном типе вообще не встречалось. При аффективном типе суицидального поведения основную группу составляли подростки с лабильным и лабильно-истероидным типами (37%), другие варианты истеро-идного типа - 23%, сенситивный и конформно-неустойчивые типы - по 18% и только 4% - эпилепто-идный тип характера. Истинные суициды были харак-терны для сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов. Для подростков шизоидного типа свойственна чрезвычайно низкая выраженность суицидального по-ведения в подростковом возрасте [9].Вторым компонентом детерминации суицидального поведения, на наш взгляд, выступают волевые рас-стройства.Воля - способность к выбору деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществ-ления. Осуществляя волевое воздействие, человек про-тивостоит власти непосредственно испытываемых по-требностей, импульсивных желаний. Для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характери-стики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию. [10]Расстройства воли - большая группа психопатоло-гических феноменов. Они выражаются в нарушении способности к деятельности, патологических, извра-щенных потребностях, нарушении представления о конечных результатах, нарушении контроля за дея-тельностью, нарушении проецирования процессов в сознании [10]. Волевые расстройства наблюдаются при различных патологических состояниях, как правило, являясь одним из многих элементов наблюдаемой кли-нической картины. В то же время любое действие ин-дивидуума является непосредственным воплощением в реальность его волевых актов [10].По мнению многих авторов, одним из наиболее час-то встречающихся факторов, способствующих поку-шению на самоубийство, является депрессия.Депрессия (от лат. Depressio - подавление) - в пси-хологии аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмо-151ции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Типичны мысли о собственной ответственность за раз-нообразные неприятные, тяжелые события, происшед-шие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности пе-ред жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Из-меняется восприятие времени, которое, как кажется, течет мучительно долго. В состоянии депрессии отме-чаются замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому снижению про-дуктивности. В тяжелых, длительных состояниях де-прессии возможны попытки самоубийства [11].Необходимо подчеркнуть, что депрессия влечет за собой ряд неблагоприятных последствий как медицин-ского, так и социального порядка. Депрессия серьезно влияет на качество жизни и адаптационные возможно-сти человека, поскольку может привести к снижению профессионального статуса с вынужденной сменой работы, распаду семьи и, наконец, к полной инвалиди-зации.В соответствии с клиническими особенностями аф-фективных синдромов определялись основные типы депрессий:- простые - меланхолические, тревожные, апатические;- сложные - депрессии с навязчивостями, с бредом.Среди классических признаков депрессии выделяли: чувство витальной тоски, первичное чувство вины, суи-цидальные проявления, нарушение суточного ритма.В структуру депрессивного паттерна часто входят суицидальные мысли - психологически невыводимое желание умереть с идеями бессмысленности существо-вания, желательности несчастного случая со смертель-ным исходом или намерение покончить с собой. Дан-ные проявления могут приобретать характер навязчи-вых представлений или непреодолимого влечения, упорного стремления к самоубийству (суицидомания).Для выявления наличия и специфики взаимосвязи суицидального поведения с акцентуацией характера, депрессией и волевыми расстройствами нами было проведено исследование, в котором приняли участие две группы старших подростков в возрасте от 16 до 21 года в общем количестве 68 человек (из них 34 юношей и 34 девушки). В первую группу вошли испы-туемые, совершившие попытку суицида, во вторую группу - молодые люди, которые не совершали попы-ток суицида. Представленные выборки были уравнены по полу, возрасту и образованию, это молодые люди со средним, неоконченным высшим образованием и за-конченным высшим образованием.Исследование проводилось с использованием сле-дующих психологических методик: тест «Суицидаль-ная мотивация» (Вагин Ю.Р., 1998), тест «Противосуи-цидальная мотивация» (Вагин Ю.Р., 1998), «Шкала суицидальной интенции» (Beck A.T.), характерологи-ческий опросник К. Леонгарда, тест «Депрессия», гос-питальная шкала депрессии, нормированная шкала ди-агностики волевых расстройств. Математическая обра-ботка данных велась с применением U-критерия Ман-на-Уитни, коэффициента корреляции Спирмена, мето-да главных компонент (латентно-структурный анализ).Выявление взаимосвязи между акцентуациями ха-рактера и мотивацией к суицидальному поведению показало, что группы достоверно различаются по ряду показателей.В группе совершивших попытку суицида достовер-но выше показатели по таким значениям, как анестети-ческая - невыносимость страданий (U = 36 при р ≤ 0,038); депрессия (U = 12 при р ≤ 0,001); дистимная акцентуация (U = 16,5 при р ≤ 0,001). Кроме того, в данной группе значительно выше среднего показатели по параметру «Анемическая мотивация - потеря смыс-ла жизни», что может говорить о сохранившейся тен-денции к суициду и неразрешенных проблемах в этой области данной выборки испытуемых.В группе подростков, не совершавших попытки суицида, достоверно выше показатели по параметрам противосуицидальной мотивации: моральная - личное негативное отношение к суицидальной модели поведе-ния (U = 16,5 при р ≤ 0,001); нарциссическая - любовь к себе (U = 35 при р ≤ 0,033); когнитивная надежда - на-дежда разрешить ситуацию (U = 22 при р ≤ 0,004); вре-менная инфляция - ожидание, что со временем все из-мениться к лучшему (U = 33,5 при р ≤ 0,026). Для под-ростков данной группы характерна гипертимная акцен-туация (U = 32 при р ≤ 0,021).Представленные различия свидетельствуют, что ос-новными сдерживающими факторами совершения суи-цида для второй группы являются личное негативное отношение к суицидальной модели поведения и готов-ность найти другие способы разрешения проблем, большая любовь к себе, а значит, страх причинить себе боль и нанести вред своему телу. Важный параметр для второй группы - способность осмысливать возникшую проблему, а не зацикливаться на ее неразрешимости, это поиск выхода из сложившейся ситуации и надежда на то, что всегда можно найти решение проблемы, а также что со временем все изменится к лучшему.Показателями сдерживания повторного суицида для первой группы являются «Этическая мотивация - чувство долга перед близкими» и «Временная инфляция - со вре-менем все пройдет», об этом свидетельствуют значения этих параметров, которые находятся выше среднего.Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что меж-ду мотивацией к суицидальному поведению, акцентуа-циями характера, депрессией и волевыми расстрой-ствами существует связь, результаты группы подрост-ков с суицидальным поведением были подвергнуты корреляционной обработке с помощью критерия Спирмена. По данным можно отметить, что существу-ют значимые взаимосвязи между мотивацией суици-дальной активности, эмоциональным состоянием и во-левыми расстройствами.По параметру мотивации - тенденция к альтернатив-ной смерти - выявлены следующие показатели: этот тип мотивации свойствен подросткам более старшего возрас-та (0,583, р ≤ 0,05) с высоким чувством долга(0,579, р ≤ 0,05) и усвоенными социальными нормами. Также подростки в принципе допускают возможность суицида ради других. При этом им свойственны нарушения пред-намеренной регуляцией (0,735, р ≤ 0,01), т.е. они не всегда могут контролировать свои мысли или эмоциональное состояние, склонны фиксироваться на них.152Суицидные действия вследствие потери смысла жизни характерны для испытуемых с высокой чувстви-тельностью к страданиям (0,667, р ≤ 0,05), не обладаю-щих педантичными чертами характера (-0,583, р ≤ 0,05), имеющих дистимную акцентуацию (0,689, р ≤ 0,05) и волевое расстройство автономии и навыков (0,629, р ≤ 0,05). То есть эти подростки совершают суи-цидные действия вследствие ощущения невыносимо-сти психологических страданий, идеи, что только смерть может избавить их от душевной боли. Характе-ристикой данной группы подростков будет потеря смысла жизни, ощущение, что все хорошее уже позади (0,667, р ≤ 0,05), стремление доказать свою правоту даже таким способом (0,797, р ≤ 0,05), привлечь к себе внимание. Сдерживающей суицидальную деятельность является неуверенность в конечном результате суици-да, страх не довести дело до конца (0,629, р ≤ 0,05).Такие подростки не обладают чертами гипертимно-го (-0,676, р ≤ 0,05) и педантичного типа акцентуации. При этом для таких подростков характерно нарушение волевого поведения - преодоление препятствий (0,628, р ≤ 0,05). То есть такие подростки испытывают слож-ности в действиях, которые требуют целенаправленных усилий для достижения.Подросткам с манипулятивной мотивацией суицид-ных действий свойственно ощущение, что только суи-цид может избавить их от душевной боли (0,797, р ≤0,01). При этом частой характеристикой для таких подростков является желание наказать других (0,722, р ≤0,01), пробудить у окружающих муки совести. Этим подросткам не свойственны гипертимные (-0,733, р ≤0,01) и педантичные (-0,584, р ≤0,05) черты. Однако данной группе подростков свойственна низкая суици-дальная интенция (-0,541, р ≤0,05), поэтому при пла-нировании суицидальных действий они испытывают стремление сохранить жизнь, используя суицид лишь как способ управления другими.Суицидные действия вследствие идеи о недопусти-мости своего существования, свойственны подросткам с отсутствием этической компаненты противосуици-дального поведения (-0,657, р ≤0,05) и ярко выражен-ным отсутствием любви к себе (-0,579, р ≤0,05). Для таких подростков свойственно волевое нарушение формирования автоматизмов и навыков. То есть это подростки с низкой самооценкой, высоким неприняти-ем себя, нарушенным правом на существования.Суицидальная мотивация наказания свойственна подросткам со склонностью манипулировать своим поведением (0,722, р ≤0,01).Мотив ожиданий чего-то лучшего после смерти и мысль о смерти, как о новой жизни, не характерны для подростков. Если же такая мотивация возникает, то суицидальные действия сдерживаются страхом смерти. Минимально выражена суицидальная направленность у подростков с низкой степенью депрессии (-0,610, р ≤0,05), выраженным страхом смерти (0,827, р ≤0,01) и расстройством произвольной регуляции (0,604, ρ ≤0,05), что в принципе свойственно данному возрас-ту. Однако при повышении депрессии появляется тен-денция к снижению противосуицидальных мотивов: религиозность (-0,610, р ≤0,05), эстетичность (-0,636, р ≤0,05). Кроме того, наблюдается тенденция, не дока-занная статистически, но заметная по результатам ис-следования, к снижению таких витальных мотивов, как чувство долга и моральность. Сопутствующим факто-ром увеличения риска суицидального поведения у дан-ной группы подростков будет: повышение результатов по параметру суицидальная мотивация - потеря смысла жизни (0,576, р ≤0,01).Рассматривая специфические склонности к суици-дальному поведению акцентуированных подростков, необходимо отметить, что меньше всего подвержены суициду: педантичный тип акцентуации, т.к. ему не свойственны такие суицидальные мотивы, как потеря смысла жизни (-0,583, р ≤0,05), невыносимость стра-даний (-0,707, р ≤0,05), мотивационный (-0,584, р ≤0,05). Суицидальные действия подростки могут осуществлять только в результате ощущения чрезмер-ной сложности деятельности при волевом нарушении.Больше всего свойственно суицидальное поведение дистимному типу акцентуаций, для которых характер-ной чертой суицидальной мотивации является потеря смысла жизни. Кроме того, эти подростки находятся в более молодом возрасте.Факторный анализ позволил сгруппировать полу-ченные данные в пять основных факторов с различным компонентным содержанием и факторным весом.Первый фактор включил в себя следующие компонен-ты с соответствующим факторным весом: группа девочек, которым свойственна тенденция ощущать страдание как непереносимое (0,806), потеря смысла жизни (0,715), од-нако отсутствие уверенности, что суицид завершится (0,713), удерживает их от суицидальных мыслей и дейст-вий. Кроме того, для подростков этой группы характерна манипуляция суицидом (0,594), дистимный тип акцентуа-ции (0,799). Не характерны черты гипертимного (-0,583) и педантичного (-0,713) типа. Значимый факторный вес имеют расстройства волевых действий (0,561) преодоле-ние препятствий (0, 681), формирование автоматизма и навыков (0,683), прогноза (0, 634) и мотивация влечений (0,735), т.е. это тип девушек, который характеризуется наличием волевых расстройств (невозможность преодо-левать препятствия, прогнозировать и целеноправленно действовать) в состоянии с невыносимостью страданий и высокой чувствительностью к воздействию.Второй фактор включил в себя подростков более младшего возраста, для которых характерен: мотив са-монаказания (0,856). Очень плохо работают сдержи-вающие противосуицидальные мотивации (эстетиче-ская - 0,688; любовь к себе - 0,889; отсутствие уверен-ности, что суицид удастся - 0,586), что при наличии волевых нарушений формирования автоматизмов и на-выков делает их уязвимыми к суицидальному риску. Кроме того, для данной группы характерна повышенная депрессивность (0,505).Подростки старшего подросткового возраста менее склонны к суициду за счет включения просоциальных витальных мотивов типа эстетического, любовь к себе и страха, что начатое дело не удастся довести до конца. Однако наличие возбужденной акцентуации (0,550) и волевого расстройства преодоления препятствий (0,613) повышается риск суицидальной активности.Третий фактор включил в себя подростков старшего возраста с высокими моральными нормами (0,612) и153готовностью жертвовать ради других (0,613). Сдержи-вающим мотивом у этих подростков является надежда, что все со временем изменится и разрешится само (0,655). Наличие экзалитированной акцентуации (0,718) увеличивает риск суицидальных действий.Четвертый фактор включил в себя подростков с на-рушением волевой регуляцией поведения (0,572) и высо-кой суицидальной интенцией (0,742). Они не склоны к манипуляции суицидом для достижения цели (-0,596), поэтому их действия чаще имеют четко выраженный ан-тивитальный характер. Сдерживающим мотивом для та-ких подростков является религиозное убеждение.Пятый фактор включил в себя подростков с демон-стративной (0,656) и неустойчивой (0,565) акцентуаци-ей характера с отношением к суициду как варианту новой жизни, перерождению (0,580). Смысл жизни та-кими подростками еще не найден, что делает их уязви-мыми для суицида. Характерной их чертой является низкая религиозность (-0,583). Сдерживающим факто-ром выступает надежда на разрешение ситуации со временем.Таким образом, сравнительный анализ показал неод-нородность групп по исследуемым параметрам, выяви-лись различия по акцентуации характера (гипертимная, дистимная), суицидальной мотивации (анестетическая мотивация), противосуицидальной мотивации (моральная мотивация, нарциссическая мотивация, когнитивная на-дежда, временная инфляция), шкалой депрессии.Корреляционный анализ позволил выявить взаимо-связи в первой группе (совершивших суицидальную попытку) между акцентуациями характера, суицидаль-ной мотивацией, противосуицидальной мотивацией, шкалой депрессии, суицидальной интенцией и волевы-ми расстройствами.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 350
Ключевые слова
самоповреждающее виктимное поведение, подростковый возраст, самоповреждение, волевые расстройства, акцентуация характера, суицид, self-injurious victim behaviour, adolescence, self-inflicted violence, will disorder, personality aссentuationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Андроникова Ольга Олеговна | Новосибирский гуманитарный институт | кандидат психологических наук | andronnikova_69@mail.ru |
Ссылки
<http://www.rusmedserv.com/psychsex/uk22st.htm>
Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине. М.: МИА, 2001.
Пережогин Л.О. Судебно-психиатрическая оценка расстройств личности с учётом ст. 22 УК РФ: Дис. … канд. мед. наук // Русский медицинский сервер. М., 2001.
Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред.
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. М., 1980. 42 с.
Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978. С. 59-73.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: В 2 т. М.: Академический проект, 2000. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 386 с.
Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций // Шестой Всерос. съезд психиатров: Тез. докл. М., 1990. Т. 1. С. 105-106.
Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
Зайченко А.А. Самоповреждающее поведение // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Новое знание, 2007. С. 381-386.
