Личностная обусловленность оформления внешности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Личностная обусловленность оформления внешности

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы личностной обусловленности оформления внешности. Показаны индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие выбор определенного стиля при оформлении внешности

Personality determination of appearance design.pdf Современная постнеклассическая психология дела-ет акцент на необходимости глубокого многосторонне-го изучения человека и его многомерного мира как уникального объекта познания. В связи с этим появля-ется возможность рассмотрения проблемы личностной обусловленности оформления внешности человека.В психологии используется широкий спектр поня-тий: «внешность», «внешний облик», «внешний вид», «имидж», «образ», «костюм». В нашем исследовании, вслед за А.А. Бодалевым, мы употребляем понятие «оформление внешности», в которое вкладываем сле-дующее содержание: это деятельность по подбору сис-темы элементов (одежды, обуви, прически, модифика-ций тела, таких как татуировки, пирсинг, шрамирова-ние), детерминированной индивидуально-личност-ными особенностями человека и особенностями его образа жизни. В связи с этим интересным представля-ется подход к изучению проблемы внешности человека в культуре. В частности, С.Н. Яременко отмечает, что сущность человека и его индивидуальность не исчерпы-ваются только внутренними, психологическими, духовны-ми началами, «чтобы жить и быть в мире, человек дол-жен, прежде всего, быть воплощен в этом мире, зани-мать в нем определенное пространство, быть осязае-мым, зримым, телесным. Кроме разума, совести, долга и т.п., у человека есть плоть, голос, походка, мимика, жесты, он облачает свое тело в одежду, надевает на него украшения и т.п.» [1. С. 4].В современном обществе потребность в оформле-нии внешности наиболее ярко проявляет себя в моло-дежной студенческой среде. В процессе самовыраже-ния студенты выбирают разные стили оформления внешности. В связи с этим возникают вопросы: каковы причины выбора того или иного стиля оформления внешности и насколько личностная или социальная детерминация проявляется в этом процессе?В отечественной психологии намечены теоретико-методологические основания, позволяющие выйти к проблеме социальной и психологической обусловлен-ности оформления внешности. Классиками отечест-венной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Г.Г. Шпет и др.) внешний облик человека рассматривался как внешняя форма существования и проявления внутреннего, субъективного мира человека. Одежда является «внешним выражением психической жизни человека», «симптомом душевных пережива-ний», писал А.Р. Лурия [2. С. 48]. Г.Г. Шпет отмечал: «Вся душа есть внешность. Человек живет, пока есть у него внешность. И личность есть внешность» [3. С. 99]. С.Л. Рубинштейн с точки зрения системно-деятельностного подхода подчеркивал единство ивнутреннюю взаимосвязь физической и духовной сто-рон личности. Он отмечал, что человек связывает свою личность с определенным внешним обликом, посколь-ку в нем заключены выразительные моменты и отража-ется склад его жизни и стиль деятельности [4. С. 639]. Облик личности, по мнению ученого, определяется «уровнем, на котором находятся основные потребно-сти, интересы; кругом потребностей, интересов, идеа-лов» [4. С. 533].Современный исследователь А.Б. Гофман отмечает коммуникативный аспект оформления внешности, спо-собствующий «удовлетворению потребности в быстрой и адекватной оценке субъектов общения и экспрессив-ной демонстрации своего «Я» [5. С. 27].Изучая проблему конструирования внешнего обли-ка, В.А. Лабунская подтверждает личностную обуслов-ленность оформления внешности и отмечает, что внешний облик является «формой объективизации внутреннего мира личности, способом конструирова-ния своего «Я» для самого человека и других людей» [6. С. 270].Зарубежные психологи В. Суэми и А. Фернхем также отмечают, что оформление внешности (косметика, оде-жда, прическа и цвет волос, изменения тела, запахи) вы-ступает не только средствами выражения собственного «Я», но и способами продемонстрировать солидарность с определенной группой людей [7. С. 217].Ряд современных исследователей отмечает необхо-димость познания закономерностей создания персо-нального образа, особенностей его восприятия для раз-вития навыков адекватного самовыражения, самореа-лизации и повышения возможностей адаптации в ок-ружающем мире (А.А. Бодалев, Е.А. Петрова, В.М. Шепель и др.).Зарубежные экспериментальные исследования (Bickman, Lawrence, Watson, Lefkowits, Blake, Gibbins и др.) утверждают, что можно изменить мнение о челове-ке, если изменить его стиль одежды; одежда информи-рует о статусе человека (например, униформа помогает другим людям определить род деятельности и сформи-ровать определенное представление о личностных каче-ствах человека, одетого в нее); одежда влияет на поведе-ние других людей (например, вслед за человеком рес-пектабельной внешности люди склонны переходить до-рогу в неустановленных местах); существует взаимо-связь между предпочитаемой подростками одеждой и их идеальными представлениями о себе [8]. Все эти иссле-дования относятся к изучению феномена восприятия человека человеком и управления впечатлением.Тенденция развития постнеклассической психоло-гии характеризуется изучением многомерного мира155человека. В контексте теории психологических систем В.Е. Клочко говорится о том, что субъективное «оседа-ет» на объективном в виде особых системных внечув-ственных качеств, порождая многомерный мир челове-ка (являющий собой то, что происходит между челове-ком и средой, когда возникает логика самоорганизации человека как открытой системы) [9. С. 85]. Рассматри-вая человека как открытую психологическую систему, В.Е. Клочко отмечает, что «противоположности (внут-реннее и внешнее, субъективное и объективное) сосу-ществуют в сложном, но вполне упорядоченном сис-темном единстве, в силу чего «мир человека» оказыва-ется частью самого человека, его продолжением, «его истинным телом» [9. С. 67]. С этой точки зрения, оформляя свою внешность, человек презентует вовне и особенности ценностно-смыслового устройства своего жизненного мира. Поскольку противоречие между об-разом мира и образом жизни понимается в ТПС как движущая сила саморазвития человека, то оформление внешности не может не отражать специфические мо-менты этого противоречия. Образ жизни должен про-являться и в оформлении внешности, так же как в нем должна провялятся система отношений человека к ми-ру и самому себе. Это выводит проблему оформления внешности в план транскоммуникации. «Транскомму-никация - это коммуникация порождающего типа», через нее человек расширяет собственное пространство жизни (В.Е. Клочко).Под транскоммуникацией В.И. Кабрин понимает «процесс общения между инаковыми и разнопорядко-выми субъектами в интра- и интерперсональных планах; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гар-монизации разноуровневых миров человека, открываю-щий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса» [10. С. 3]. Результат транскоммуникации - это трансля-ция и транспонирование одной коммуникативной ситуа-ции в другую, одного коммуникативного мира в другой с одновременным их взаимопреображением и сохране-нием каждого в контексте другого; мы можем понять, что основные «странности» или сущностные свойства душевной жизни связаны именно с ее транскоммуника-бельностью. При этом «душевное и органическое изме-рение жизни человека сохраняет свою закономерную автономию» не зависимо от изменений, осуществляе-мых человеком над самим собой, т.е. «преображаясь, человек, остается тем же…» [10. С. 117], сохраняя сущ-ность самого себя. С этой точки зрения оформление внешности человека является процессом кодирования определенных знаковых параметров: например, пережи-вая чувство одиночества, страха или обиды, человек трансформирует собственное оформление внешности и таким образом транслирует смысловое содержание. Вступая в коммуникативной ситуацию, имеющую смыслообразующую природу, человек может одновре-менно или последовательно быть генератором коммуни-кативной ситуации как смыслового пространства, чело-веком, вовлекающимся в смысловое пространство дру-гого субъекта, предметом или темой общения, комплек-сом знаков, жестов, с помощью которых до партнера доносится какое-либо смысловое содержание.Таким образом, можно сделать вывод о том, что оформление внешности является проявлением транс-коммуникации. Оформление внешности человека обу-словлено индивидуально-психологическими особенно-стями личности, системой отношений человека к миру и самому себе, характеристиками индивидуального мировоззрения, отношением к ситуациям свершивших-ся или возможных неуспехов, готовностью к самостоя-тельному планированию и осуществлению деятельно-сти, активностью, направленной на поддержание меж-личностных отношений необходимого уровня и дости-жение человеком конкретной цели.В контексте вышесказанного эмпирическая часть на-шего исследования определяется изучением личностной обусловленности оформления внешности на примере сту-дентов, предпочитающих разные стили оформления внешности. Для этого нами использовались следующие методики: Локус контроля Е.Г. Ксенофонтовой, Личност-ный опросник MMPI (Миннесотский многошкальный личностный опросник, ГП «ИМАТОН»), Метод незакон-ченных предложений Сакса-Сиднея и Методика предель-ных смыслов Д.А. Леонтьева. Кроме этого, использовался метод анкетирования, с помощью которого определялись особенности оформления внешности.Результаты и их обсуждение. В исследовании при-няли участие 196 человек в возрасте от 17 до 22 лет, сту-денты (первых, вторых, третьих, четвертых, пятых кур-сов) факультетов Забайкальского государственного гу-манитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чер-нышевского и Забайкальского института предпринима-тельства Сибирского университета потребительской кооперации. Среди испытуемых 52% составляли девуш-ки и 48% юноши. Испытуемые были разделены на две группы. Первая группа - студенты (96 человек), среди них 47% юношей и 53% девушек, предпочитающих классический стиль при оформлении внешности. Вторая группа - студенты (100 человек), из которых 52% деву-шек и 48% юношей, при оформлении внешности от-дающих предпочтение элементам спортивного стиля.Анализ анкет испытуемых первой группы выявил следующие особенности оформления внешности. При-надлежность к классическому стилю предполагает но-шение одежды строгого, прямого силуэта, выдержан-ной цветовой гаммы (неконтрастная клетка или полос-ка). Студенты данной группы (51%) предпочитают но-сить классическую прическу и модельные стрижки (46%). Выбор 73% респондентов определяет предпоч-тение натурального (собственного) цвета волос. Треть респондентов (27%) окрашивают волосы. Большинство студентов данной группы (60%) не наносят макияж. 73% опрошенных предпочитают носить украшения из драгоценных металлов, 11% - бижутерию, 8% - укра-шения из дерева или камня, 8% респондентов не носят украшений. Для 60% студентов применение модифи-каций тела неприемлемо, 40% испытуемых, украшая тело, применяют пирсинг. Абсолютное большинство (92%) студентов данной группы предпочитают носить классическую обувь и только 8% при выборе обуви следуют модным тенденциям. 59% исследуемых само-стоятельно осуществляют выбор элементов оформле-ния внешности; для 41% характерна ориентация на конкретного человека (образец для подражания).Во второй группе студенты отдают предпочтение спортивному стилю оформления внешности, причем156следование данному стилю не обязательно предполага-ет ношение спортивного костюма. Выражением пред-почтения спортивного стиля в оформлении внешности в нашем исследовании являлись следующие особенно-сти: богатая цветовая палитра, контрасты в цвете и фактуре, обилие фурнитуры, яркие нашивки, бренды, отстроченные накладные детали; прямой, трапециевид-ный или полуприлегающий и приталенный силуэт; опре-деленные виды одежды (бейсболки, толстовки, кросоов-ки) и др. Студенты, вошедшие в данную группу (58%), носят модельные прически; 36% выбирают классическую прическу (волосы собраны в хвост); 6% студентов данной группы привлекает креативая стрижка. Окрашивают во-лосы 36%; не применяют макияж 54%. Исследуемые дан-ной группы используют при оформлении внешности дра-гоценные металлы (42%), предпочитают бижутерию (17%) и украшения из дерева и камня (9%), остальные не носят украшения. 13% студентов применяют модифика-ции тела в виде пирсинга, 43% - татуировок, 2% - шра-мирования, у 42% студентов модификации тела отсутст-вуют. Больше половины студентов данной группы (56%) считают, что самостоятельно определяют элементы оформления внешности, ни на кого не ориентируясь в этом процессе, остальные намеренно подражают какому-либо «идеалу».При статистической обработке данных c целью вы-явления скрытых тенденций, которые недоступны от-крытому наблюдению, использовался метод факторно-го анализа с последующим преобразованием факторно-го пространства Varimax. Факторизации подвергалась таблица данных по всем психодиагностическим мето-дикам в двух группах студентов. Факторы являются показателями психологической детерминации оформ-ления внешности человека, среди них были названы «интернальность», «система отношений», «смысловые структуры сознания», «индивидуально-психоло-гические особенности личности».Фактор «интернальность» доминирует в двух груп-пах. Данная тенденция указывает, что оформление внешности в двух группах проявляется в межличност-ных отношениях, в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности (у сту-дентов, предпочитающих классический и спортивныйстиль, диагностированы высокие показатели степени выраженности интернального локуса контроля).Фактор «индивидуально-психологические особен-ности личности» в двух группах находится на втором месте. В ходе исследования у студентов, предпочи-тающих классический стиль, выявлены склонность к демонстративному поведению, повышенное беспокой-ство за состояние здоровья; у студентов, предпочи-тающих спортивный стиль, выявлены склонность к трудно корректируемым убеждениям, опасения, страхи и навязчивое поведение, уход в себя и замена реально-го мира воображаемым.Фактор «смысловые структуры сознания» находят-ся на третьем месте. В оформлении внешности студен-тов, выбирающих классический и спортивный стили, выделяется фактор «смысловые структуры сознания», проявляющийся в средней степени зрелости и развито-сти индивидуального мировоззрения, с преобладанием интеллектуально-рефлексивных, непосредственно-чув-ственных типов смысловых категорий.Таким образом, можно сделать следующие выводы:1..Теория психологических систем выводит рас-смотрение проблемы личностной обусловленности оформления внешности человека в план транскомму-никации.2.Оформление внешности студентов, предпочи-тающих разные стили оформления внешности, обу-словлено: индивидуально-психологическими особен-ностями личности. Характеристики смысловых струк-тур сознания, система отношений, межличностные от-ношения, готовность к самостоятельному планирова-нию и осуществлению деятельности также обусловли-вают оформление внешности человека.3.Установлено, что существует взаимосвязь между предпочтением студентами классического стиля оформления внешности, склонностью к демонстратив-ному поведению и повышенным беспокойством за со-стояние здоровья.4.Оформление внешности студентов, отдающихпредпочтение спортивному стилю, обусловлено склон-ностью к трудно корректируемым убеждениям, опасе-ниями, чувством страха, навязчивым поведением, ухо-дом в себя и заменой реального мира воображаемым.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

личностная обусловленность, оформление внешности, personality determination, the design of appearance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бондаренко Ирина ВалериевнаЗабайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита)ассистентIrina_v_m_mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кабрин В.И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности (стресс-трансформация) // Вестник Томского университета. 1999. № 268. С. 115-120
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 154 с.
Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение: Учеб. для вузов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 256 с.
Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности / Пер. с англ.; Под. ред. Е.И. Николаевой. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
Лабунская В.А. Психология личности: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2008. 653 с.
Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 604 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
Яременко С.Н. Внешность человека в культуре: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д: ДГТУ, 1997. 41 с.
Лурия А.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. 431 с.
 Личностная обусловленность оформления внешности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Личностная обусловленность оформления внешности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332.

Полнотекстовая версия