Рассматриваются вопросы оценки результативности художественного образования. Определены понятия компетенции и компетентности. Представлена иерархия компетенций: ключевые, межпредметные, предметные. Уровень подготовки выпускника учреждения художественного образования определяется компетентностью как владением предметными, межпредметными компетенциями. Определен структурный состав предметных компетенций, включающих когнитивный аспект и личностное развитие, проявляющееся в следующих аспектах: мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности. Показано, что критерии - это признаки, на основании которых производится оценка. Индикаторы рассматриваются как объективные показатели выраженности оцениваемого критерия, которые выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа результата деятельности, например выполненных заданий по композиции. Сформулированы показатели предметных компетенций, критерии определения степени выраженности выделенных показателей.
Competence as a result of art education.pdf Современные изменения в образовании связаны с пере-оценкой результативности образования, в том числе и ху-дожественного. Важным результатом педагогической дея-тельности становится не просто багаж приобретенных знаний, т.к. в реальной жизни востребованы не наличие знаний, но умения применять знания, способности выпол-нять определенные функции, решать жизненные и профес-сиональные задачи. Уровень подготовки выпускника, в отличие от традиционных знаний, умений и навыков, ха-рактеризуется компетентностью как владением, обладани-ем учеником соответствующей компетенцией. В связи с переходом к компетентностному образованию актуальной становится задача определения ключевых понятий, лежа-щих в основе компетентностного подхода, в частности компетенция и компетентность. А.В. Хуторской опреде-ляет компетенцию как «отчужденное, наперёд заданное социальное требование (норму) к образовательной подго-товке ученика, необходимой для качественной продуктив-ной деятельности» [1. С. 152]. И.А. Зимняя определяет ком-петенции как потенциальные психологические новообра-зования (знания, представления, алгоритмы действий, сис-темы ценностей и отношений), которые выявляются в ком-петентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [2. С. 22-23]. Таким образом, компетент-ность является понятием процессуальным, формируется и проявляется в деятельности. Компетентность есть актуаль-ное проявление компетенции.Большинство исследователей подчеркивают сложный состав компетентности. По мнению И.А. Зимней, компе-тентность включает:- готовность к проявлению компетентности (мотиваци-онный аспект);- владение знанием содержания компетентности (ког-нитивный аспект);- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);- отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект);- эмоционально-волевая регуляция процесса и резуль-тата проявления компетентности [2. С. 24].Компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компонент.В соответствии с разделением содержания образо-вания на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образова-тельных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) различают компетенции ключевые, меж-предметные и предметные.Ключевые компетенции, относящиеся к общему (метапредметному, надпредметному) содержанию об-разования, определяют успешную социализацию выпу-скника. Компетенции относятся к ключевым, если ов-ладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жиз-ни. Ключевые компетенции формируются под влиянием семьи, общеобразовательной, художественной школы, повседневного личного опыта учащихся.Предметные компетенции формируются в рамках учебных предметов и обеспечивают готовность к при-менению знаний по конкретному предмету. Предмет-ные компетенции формируются в процессе изучения предметного содержания, например композиции, и пропи-сываются в программе по данному предмету в разделе «ожидаемые результаты».Межпредметные компетенции определяют готов-ность и способность выпускника комплексно приме-нять знания нескольких учебных дисциплин. Очевид-но, что межпредметные компетенции будут формиро-ваться, если в процессе обучения актуализируются межпредметные связи. Значимым условием формиро-вания межпредметных компетенций является приобре-тенный опыт применения знаний в практической дея-тельности, моделирующей будущую профессиональ-ную деятельность, где необходимо применение ком-плексных, межпредметных знаний.В связи с изменением подходов к оценке качества художественного образования важно определить, какие компетенции формируются в процессе успешного ос-воения программ художественного образования, разра-ботать критерии оценки показателей (индикаторов) компетенций.В литературе представлено большое разнообразие ключевых компетенций, в частности, А.В. Хуторской предлагает полный перечень ключевых компетенций в деятельностной форме. Из предложенных перечней мы выбрали те, которые непосредственно связаны с обуче-нием в образовательных учреждениях культуры и ис-кусства. Художественное образование, на наш взгляд, способствует формированию следующих ключевых компетенций:Ценностно-смысловые компетенции:158- умение формулировать собственные ценностные ориентиры, осуществлять выбор индивидуальной обра-зовательной траектории: изучаемых предметов, сфер деятельности.Учебно-познавательные компетенции:- умение ставить цель и организовывать ее дости-жение, пояснять свою цель;- умение осуществлять планирование, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельно-сти;- умение наблюдать, задавать вопросы к наблюдае-мым явлениям, обозначать свое понимание или непо-нимание изучаемой проблемы;- наличие опыта восприятия картины мира.Социокультурные компетенции:- умение выбирать пути и способы организации свободного времени, культурно и духовно обогащаю-щие личность;- компетентность в сфере социально-трудовой дея-тельности: умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные воз-можности;- наличие представлений о системах культурных норм и ценностей в России и других странах.Коммуникативные компетенции:- владение способами взаимодействия с окружаю-щими, умение задавать вопросы, корректно вести учебный диалог;- владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, уме-ния искать и находить компромиссы;- наличие позитивных навыков общения в поли-культурном обществе, основанных на знании истори-ческих корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.Информационные компетенции:- владение навыками и способами приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;- умение самостоятельно искать, извлекать, систе-матизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовы-вать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.Нормативные документы Министерства культуры определяют требования к уровню подготовки выпуск-ника детской школы искусств, которые можно рас-сматривать как межпредметные компетенции, т.к. они могут быть сформированы в результате успешного ос-воения комплекса предметов, входящих в учебный план художественной школы:- владение изобразительной грамотой на уровне, необходимом для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении;- навыки осознанного восприятия и анализа произ-ведений изобразительного искусства;- умение ориентироваться в отечественной и зару-бежной изобразительной практике;- умение использовать полученные знания в прак-тической деятельности.- умение воплощать представления и фантазии в работе над композицией, развитое композиционное мышление;- навыки участия в конкурсах, фестивалях, выстав-ках;- навыки самостоятельной и коллективной творче-ской деятельности;- умение сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.Для определения требований к выпускнику учреж-дения художественного образования важно сформули-ровать перечень предметных компетенций, которые можно прописать в учебной программе по предмету, в разделе «ожидаемые результаты».Методические рекомендации по определению уров-ня подготовки выпускника детской школы искусств Министерства культуры РФ обозначают, что качество художественного образования определяется:- степенью овладения знаниями, умениями, навыками;- показателями личностного развития.Показателями развития личности выпускника детской школы искусств как результата образования обозначаются:- сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художествен-ной деятельности;- развитие интеллектуальной сферы ребенка, воле-вых и эмоциональных качеств, достаточных для осу-ществления практической деятельности в выбранном виде искусств, как в самой школе искусств, так и после ее окончания.Таком образом, структурный состав предметных компетенций можно определить на основании подхо-дов И.А. Зимней, а также с учетом рекомендаций к ка-честву подготовки выпускника школы искусств.1. Когнитивный аспект (степень овладения знаниями, умениями, навыками или владение знанием содержания компетентности) можно представить следующим образом:- умение «видеть» изобразительную плоскость в целом;- умение выбирать тип формата в зависимости от композиционного замысла;- навыки грамотного выбора размера изображения, соотношений изображения и фона;- навыки использования выразительных возможно-стей линий и цвета, передачи при помощи линий и цве-та эмоциональной окраски образа;- умение использовать выразительные возможности композиционных приемов симметрии и асимметрии в зависимости от замысла;- умение выделять сюжетно-композиционный центр, используя выразительные средства: линию, тон, свет, контрасты, ритм, пластику, обобщенность, дета-лизацию и т.д.;- умение организовать статичную и динамичную композицию, используя горизонтали, вертикали, диа-гональные направления;- умение грамотно использовать художественный ритм для расчленения компонентов произведения и объединения целого ряда впечатлений в единое целое;- умение использовать возможности контраста и нюанса для выразительного решения композиционного замысла;- умение самостоятельно формировать образный замысел композиции и последовательно его воплощать в конкретном материале;159- умение завершить работу над композицией, обоб-щить второстепенные детали, акцентировать главные смысловые и цветовые пятна.2. Личностное развитие проявляется в следующих аспектах:1.Готовность к проявлению компетентности, сфор-мированность устойчивой мотивации к художествен-ной деятельности (мотивационный аспект):- наличие потребности в полноценном художест-венном общении с искусством.2.Опыт проявления компетентности в разнообраз-ных стандартных и нестандартных ситуациях (пове-денческий аспект):- навыки наблюдения окружающей действительно-сти, умение видеть в ней типичное, достойное отраже-ние в искусстве;- наличие навыков самостоятельной творческой деятельности;- наличие художественного вкуса и навыков анали-за и оценки произведений изобразительного искусства.3.Отношение к содержанию компетентности и объ-екту её приложения (ценностно-смысловой аспект):- отношение к культуре как к важнейшему условию сво-бодного и разностороннего развития собственной личности;- восприятие творческой деятельности как неотъ-емлемой части своей жизни.4.Эмоционально-волевая регуляция процесса и ре-зультата проявления компетентности:- развитие интеллектуальной сферы ребенка;- развитие волевых и эмоциональных качеств, дос-таточных для осуществления практической деятельно-сти в выбранном виде искусств, как в самой школе ис-кусств, так и после ее окончания.- развитие внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств личности обучающегося: ком-позиционного мышления, зрительной памяти, вообра-жения, эстетического восприятия действительности и искусства, внимания, наблюдательности;Критерии оценки показателей (индикаторов) ком-петенций (таблица). Компетентность - интегрирован-ное качество личности, которое сложно диагностиро-вать. С целью осуществления мониторинга процесса подготовки выпускника необходимо разработать инст-рументарий измерения компетентности. Средства оце-нивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпу-скника, что предполагает применение компетенций в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает, на наш взгляд, следующие возможные критерии ком-петентности, которые можно оценить по соответст-вующим показателям (индикаторам).Критерии - это признаки, на основании которых производится оценка. Показатель (indicator - то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличие чего-либо) - это мера проявления критерия, его коли-чественная или качественная характеристика. Это внешне хорошо различимый признак измеряемого кри-терия [3. С. 232]. Индикаторы мы рассматриваем как объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются в процессе наблюде-ния за ходом выполнения задания или путем анализа результата деятельности, например выполненных зада-ний по композиции. Кроме того, информация для оценки степени сформированности показателей (инди-каторов) компетентности может быть получена путем анкетирования, анализа достижений (портфолио).№ п/пКомпетенцияКритерииПоказатели (индикаторы)12341Когнитивный аспектНаличие знаний, умений, навыков по предмету, прописанных в разделе учебной программы «ожидаемые результаты»Выполнение образовательных задач учебного задания2Мотивационный аспектПроявление потребности в общении с искусствомПосещение выставок, музеев, творческих встреч с художниками за рамками организо-ванного образовательного процесса Обучение в 5-м профориентационном классе после окончания художественной школы Получение дополнительного художественного образования за рамками основного образователь-ного процесса (например, на специальных курсах)3Поведенческий аспектНаблюдательность, умение видеть в окружаю-щей действительности типичное, достойное отражения в искусстве - в качестве индикаторов измерения данной компетенции могут быть за-дания по композиции, предусматривающие сбор натурного материалаОбразная характеристика персонажа: передан «свой, индивидуальный характер» человека, или архитектурного мотива, например старого дома, по результатам наблюдений реальной действительности Наличие деталей, характеризующих время и место действия: детали одежды в портрете, головной убор, обувь, аксессуары, украшения и пр.; детали архитектурных сооружений: окна, наличники, двери, крыльцо, кровля, забор, скворечник, водосточные трубы и пр. Навыки самостоятельной творческой деятельно-сти - в качестве индикаторов измерения данной компетенции могут быть задания по композиции, предусматривающие самостоятельную работу над композицией: от первоначального эскиза через натурные зарисовки к завершению компо-зицииНаличие и качество зарисовок с натуры Наличие и качество различных вариантов композиционного решения в эскизах Оптимальный выбор эскиза, умение обосно-вать свой выбор Выбор колористического решения в зависи-мости от замысла1601234Наличие художественного вкуса и навыков ана-лиза и оценки произведений изобразительного искусстваУмение проанализировать, какими средства-ми выражен замысел произведения Наличие собственного мнения, умение аргу-ментированно отстаивать свою позицию Умение обобщить сказанное, подвести итог, дать оценку Умение определить возможности и пути даль-нейшего совершенствования4Ценностно-смысловой аспектВосприятие творческой деятельности как неотъемлемой части своей жизниОтношение количества выпускников, посту-пивших в художественные вузы, ссузы к об-щему количеству выпускников в процентах5Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентностиРазвитие интеллектуальной сферы ребенкаУчастие в олимпиадах по истории искусств, конференциях, исследовательская деятель-ность в области искусства Развитие волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в выбранном виде искусств, как в самой школе искусств, так и после ее окончанияКачественное и в срок выполнение классных учебных заданий Качественное и в срок выполнение домашних заданий по сбору материалов для композиции Качественное и в срок выполнение домашних набросков, зарисовок Развитие внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств личности обучающегося: композиционного мышления, зрительной памяти, воображения, эстетического восприятия действи-тельности и искусства, внимания, наблюдательно-сти - в качестве индикаторов измерения данной компетенции могут быть продукты творческой дея-тельности - выполненные задания по композицииПроявление умений обобщить наблюдения и создать художественный образ Придание эмоциональной окраски образам Проявление неравнодушного отношения к действительности Наличие деталей, выполненных в композиции по результатам наблюдения действительности6Результативный аспект: достиженияАнализ портфолио учащихся: результаты обучения по рисунку, живописи, композицииСредний балл по итогам учебного года Средний балл по итогам срезовых просмотров результаты обучения по предмету по выборуОтметка по итогам учебного года результаты обучения по практике (пленэру)Средний балл по итогам учебного года сведения об участии в олимпиадах, конференцияхКоличество участий Наличие дипломов результаты участия в выставках, конкурсахКоличество работ, участвовавших в выставках Количество выставок, в которых участвовал ученик Количество дипломов за призовые места в международных, всероссийских, региональ-ных выставках Количество дипломов за призовые места в областных, городских выставках Количество дипломов за участие в международных, всероссийских, региональных выставках Количество дипломов за участие в областных, городских выставкахТаким образом, переоценка результативности худо-жественного образования связана с изменением требо-ваний к уровню подготовки выпускника. Требования к подготовке выпускника определяются компетенциями, которые выявляются в компетентностях как актуальных, деятельностных проявлениях. Процесс художественного образования способствует становлению ключевых, меж-предметных и предметных компетенций.Межпредметные компетенции формируются в про-цессе освоения комплекса специальных предметов, со-ставляющих учебный план учреждения художественно-го образования, например художественной школы.В структуру межпредметных компетенций входят:- знания, умения, навыки;- понимание связей между различными дисципли-нами и психологическая готовность применять знания их соответствующих дисциплин при изучении других;- опыт применения знаний по одним дисциплинам при изучении других;- понимание необходимости и возможности ком-плексно применять знания из различных дисциплин в профессиональной деятельности;- опыт комплексного применения знаний по раз-личным дисциплинам в профессиональной деятельно-сти;- уверенность обучающегося в своих возможностях решать задачи профессиональной деятельности, ком-плексно применяя знания по различным дисциплинам;- желание и готовность при изучении дисциплины получать новые знания из других дисциплин [4. С. 15].Условиями успешного формирования межпредмет-ных компетенций является актуализация межпредмет-ных связей в процессе освоения предметного содержа-ния. Например, при решении задачи передать воздуш-ную перспективу, пространство цветом на живописи, важно использовать знания, приобретенные на рисун-ке. Создавая многоплановый пейзаж на композиции, необходимо актуализировать знания и умения, приоб-ретенные на рисунке и живописи. Кроме того, анализ произведений мастеров живописи, средств художест-венной выразительности, с помощью которых ими пе-редавалась воздушная перспектива, также поможет созданию композиции. При выполнении заданий по композиции, связанных с изображением пейзажа, важ-161но использовать опыт наблюдений и выполнения зари-совок с натуры в процессе пленэрной практики. Пони-мание связей между различными дисциплинами, опыт применения знаний по одним предметам при изучении других формирует умение комплексно применять зна-ния в творческой деятельности, способствует форми-рованию межпредметных компетенций.Предметные компетенции включают как когнитив-ный аспект (степень овладения знаниями, умениями, навыками), так личностное развитие выпускника. По-казатели личностного развития можно рассматривать в следующих аспектах: мотивационный, поведенческий, ценностно-смысловой аспект, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компе-тентности.В различных аспектах, например поведенческом, можно выделить критерии сформированности компе-тенции, например: наличие художественного вкуса и навыков анализа и оценки произведений изобразитель-ного искусства. Для оценки критерия важно опреде-лить индикаторы как объективные показатели выра-женности оцениваемого параметра. В данном случае это могут быть: умение проанализировать, какими средствами выражен замысел произведения; наличие собственного мнения, умение аргументированно от-стаивать свою позицию; умение обобщить сказанное, подвести итог, дать оценку; умение определить воз-можности и пути дальнейшего совершенствования произведения.Перечисленные умения и навыки выявляются в процессе наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа результата деятельности, например выполненных заданий по композиции. Кроме того, ин-формация для оценки степени сформированности пока-зателей (индикаторов) компетентности может быть получена путем анкетирования, анализа достижений (портфолио).Выделение критериев сформированности предмет-ной компетентности, а также показателей (индикато-ров) для оценки степени выраженности выделенного показателя, важно не только для оценки качества ху-дожественного образования. Еще более важно это для определения путей совершенствования художественно-го образования. Целенаправленная работа по формиро-ванию, например, навыков анализа художественных средств, с помощью которых выражен замысел произ-ведения, закономерно приведет к формированию ху-дожественного вкуса и навыков анализа и оценки про-изведений изобразительного искусства. Кроме того, становление данной компетенции сопряжено с повы-шением профессионализма в области создания собст-венных произведений и в целом способствует форми-рованию межпредметных компетенций выпускника учреждения художественного образования.ЛИТЕРАТУРА
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практ. пособие. М., 2007
Борытко Н.М. и др. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Борытко. М.: Академия, 2008. 320 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.