Систематизированы концептуальные представления о человеке с позиции социальных изменений общества. Автор склонен утверждать, что наряду с такими сущностными характеристиками человека, как человек бунтующий, одинокий, замкнутый, нуждающийся, на первый план сегодня выходят также характеристики человека креативного, деятельного.
The dynamics of conceptual ideas of man as expression of social changes.pdf В науке широко используются модели, ориентирован-ные на изучение и объяснение механизмов социальных явлений и процессов. Результатом обобщения противоре-чивого процесса взаимодействия человека и общества является модель человека, реально отображающая дейст-вительность и формируемая под влиянием происходящих изменений в сферах жизнедеятельности общества.Что есть модель человека? Это условный образ че-ловека, воспроизводящий его типичные черты. Моде-лирование позволяет раскрыть современное состояние отношений между обществом и человеком, измерить баланс между «я» и «мы», раскрыть особенности дан-ного взаимодействия.В качестве основных принципов построения моде-лей человека можно выделить единство гносеологиче-ских и аксиологических подходов; целостное, многоас-пектное отображение человека в системе существую-щих моделей; соответствие моделей, формализованных в той или иной мере содержательным образом, отра-жающим особенности человека.Цель нашего исследования состоит в обнаружении, анализе образов, моделей человека в структуре классиче-ских и современных социально-философских концепций.Становление и развитие индустриальной цивилиза-ции способствовало углублению анализа духовного начала в человеке, которое сводилось не только к ра-циональной, но и к иррациональной стороне. Отчасти это было обусловлено изменениями в духовной сфере, такими как возвышение науки, секуляризация общест-ва, развитие массовой культуры, и в экономической -промышленной революцией, появлением монополий, становлением и развитием капитализма. Все это приве-ло к технологическим и социальным базисным измене-ниям в обществе. В это время многие исследователи делают акцент на отчужденности, отстраненности че-ловека от общества. Создаются теоретические модели человека, в которых рассматривается зависимость че-ловека от обезличенных социальных сил.«Бунтующий человек» А. Камю «хочет быть или «всем», целиком и полностью отождествляя себя с тем благом, которое он неожиданно осознал, и требуя, чтобы в его лице люди признавали и приветствовали это благо, или «ничем», т.е. оказаться побежденным превосходя-щей силой» [1. C. 9]. Человека порабощает порядок, формируемый обществом, а он терпит угнетение только до того предела, какой устанавливается им самим. При-чиной такого взаимодействия может послужить, по мне-нию А. Камю, возросшая степень индивидуализма в че-ловеке в переходный период развития общества.Появление образа «Человека одинокого» широко рассматривается в социально-философском, культуроло-гическом аспектах как зарубежными авторами (Д. Рисмен, Р. Мертон, Н. Глезер, Р. Денни), так и отече-ственными исследователями (Н.Е. Покровский, И.С. Кон и др.). Ряд авторов придерживается позиции, что генезис одиночества обусловлен, прежде всего, возникновением индустриального общества (И.С. Кон). Другая позиция определяет одиночество как временный и универсаль-ный феномен общественного бытия (Э. Дюркгейм, Б. Миюскович). Тогда как Н.Е. По-кровский в своей ра-боте «Универсум одиночества: социологические и пси-хологические очерки» указывает на то, что «генетически оно возникло из всего предшествующего опыта челове-чества, как социального, так и культурного. Не будь ве-ков этого опыта, в том числе по рефлексивному освое-нию одиночества, не могло бы сформироваться и модер-нистское видение этого феномена» [2. C. 66].В центре внимания Г. Маркузе - состояние человека в индустриальном обществе. Результатом саморегулирова-ния современной индустриальной цивилизации является, с одной стороны, репрессия, проявляющаяся в подавле-нии влечений и потребностей большинства, а с другой -переформирование стандартных, ложных потребностей индивида, обусловленных современным обществом. Так, человек теряет основу для развития автономии и способ-ность противостоять обществу, рациональность и произ-водительность руководят жизнью и смертью индивидов. «…Рациональное предпринимательство привело к созда-нию модели сознания и поведения, которые оправдывали и прощали даже те черты этого предпринимательства, которые в наибольшей степени способствуют разруше-нию и угнетению» [3. C. 408]. Так рождается «Одномер-ный человек» Г. Маркузе.О зависимости человека от корпорации, противоре-чии социального и индивидуального в эпоху перемен повествует У.Х. Уайт в своей классической работе «Организационный человек». Главной особенностью организационного человека является то, что он испы-тывает давление от сообществ, которые принуждают его к социальной адаптации и конформизму. Если У.Х. Уайт делает акцент на усилении роли организаци-онного общества, отчуждении, изоляции и конформиз-ме, то Д. Джейкобс указывает на возможность альтер-нативы, т.е. наличие условий, в которых могут процве-30тать индивидуальные особенности, нонконформизм и креативность1.По мнению ряда авторов, сегодняшняя эпоха имену-ется как премодерн, располагающийся в пространстве мифа, и все пространство премодерна определяется ми-фологическим или сакральным. «Человек премодерна вне сакральности, вне священности не воспринимает реаль-ность, у него нет священной реальности, т.е. для него принципиально существует сакральность. Для человека модерна существует новая вещь - реальность. Да и тер-мин этот - реальность - становится популярным в эпоху модерна» [4. C. 13]. И, по мнению А.Г. Дугина, реаль-ность, являясь базовым понятием для человека модерна, преобразуется в виртуальность в эпоху постмодерна и представляет собой некий конструкт реальности, создан-ный искусственно и отвлеченно. Более того, если в мо-дерне индивидуум был неделим, то сейчас возникнет но-вый образ, который можно назвать дивидуум, т.е. «Чело-век делимый». Это соответствует процессу дигитализа-ции и обозначает, что человеческое единство, которое было сутью модерна, распадается на части.В когнитивной психологии существует тип «Чело-века-компьютера». «Человек реактивный» представлен в поведенческой психологии через модель человека как стимульно-реактивной машины. А человек, реализую-щий себя, свой «индивидуальный проект», - в гумани-стической психологии. Человек нуждающийся, так на-зываемая модель «Человека-потребителя», обуреваемо-го своими потребностями, влечениями, инстинктами, представлен в мотивационных теориях, и в первую очередь, в психоанализе.Образ «Человека потребляющего» Э. Фромма обу-словлен воздействием на него технологического общест-ва. Цель тотального потребителя - «больше иметь и больше использовать» [5. C. 67]. Основная проблема мо-рали - это полное безразличие человека по отношению к самому себе. Основоположник «гуманистического анали-за» утверждал: мы забыли то, что человек является суще-ством неповторимым и уникальным; мы превратились в обыкновенное оружие внешних сил, которые диктуют нам свои условия; мы стали относиться к себе как к това-ру, а наши внутренние силы отчуждены от нас.Изучение социальных процессов - принцип единства жизнедеятельности людей и содержания общественных отношений - лежит в основе марксистской теории. Оп-ределяющая роль в системе общечеловеческих отноше-ний принадлежит экономическому базису, а сам человек является «Представителем класса». Изменение типа че-ловека возможно только в коммунистической формации, где будет происходить «...подлинное присвоение чело-веческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращение человека к самому себе как человеку обще-ственному, т.е. человечному» [6. C. 588].Х. Ортега-и-Гассет среди факторов, повлиявших в XIX в. на формирование «Человека массы», выделял либеральную демократию, экспериментальную науку и индустриализацию. Человек встал перед радикальным изменением своей судьбы. Возросло материальное бла-гополучие, независимость, был создан совершенно но-вый фон, новое поприще для современного человека -и физически, и социально. Х. Ортега-и-Гассет отмечал две основные черты в психологической диаграмме «Человека массы»: это безудержный рост жизненных вожделений, а тем самым личности, и принципиальную неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. «Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он точь-в-точь как все остальные, и при том нисколько этим не огорчен, на-оборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все» [7. C. 48]. Человек массы Х. Ортеги живет под грубым господством масс, которые пользуются всеми благами организации и считают ее естественной.Н. Элиас подчеркивал, что «отдельный человек со всеми его психическими качествами формы, посредст-вом которых он отличается от других людей, представ-ляет собой замкнутый в себе космос, природу в себе, которая изначально не имеет ничего общего со всей остальной природой и особенно со всеми остальными людьми» [8. C. 92].Несмотря на различие в обобщении, касающееся характеристик человека, все эти модели объединяет подчеркивание зависимости человека от общества, первичности общества при постоянном взаимодейст-вии человека и общества. Преобладание этих концеп-ций в социальных науках отражало действительное положение человека в его отношениях с обществом и природой - зависимость от них, отчуждение, объяс-няющееся недостаточным развитием экономики, соци-альных и научно-технических отношений.Концепции взаимодействия человека и общества в социальных науках в настоящее время обусловливают существование образов человека, которые отражают противоречивость современного индивида, живущего в эпоху перемен и трансформаций, т.е. переходного обще-ства. В подобных условиях актуальной становится про-блема приспособления человека к изменившейся соци-альной среде, т.е. формирование «Человека приспособ-ленного» Ю.А. Левады. Это период, когда практически все общественные слои и группы оказываются перед выбором вынужденного приспособления (адаптации). По мнению Ю.А. Левады, в отечественной истории та-кая ситуация складывалась трижды менее чем за по-следние полтораста лет: после реформ 60-х гг. ХIХ в., после 1917 г. и после 1991 г. Преимущественно приспо-собление достигалось в результате снижения уровня потребительских и ценностных требований, смены ро-левых и инструментальных функций человека.Наряду с «Человеком приспособленным» появляется и «Лукавый человек» Ю.А. Левады. Проблема данного образа человека состоит в принципиальной невыполни-мости предъявляемых к человеку требований. «Невоз-можно было принимать повороты политической конъ-юнктуры за веления истории. Никому не удавалось «отдавать все силы на выполнение пятилетнего плана» [9]. Всякое насилие порождало абсолютную готовность к лукавому приспособлению. Однако двоемыслие в пони-мании этого типа заключается в том, что по мнению Ю.А. Левады, лукавый человек - на всех уровнях, во всех его ипостасях - не только терпит обман, но готов обма-нываться, более того - постоянно нуждается в самообма-не для того же (в том числе психологического) самосо-31хранения, для преодоления собственной раздвоенности, для оправдания собственного лукавства.В.Н. Шубкин, формируя образ «Катастрофического человека», в качестве основы происходящих изменений выделяет страх перед социально значимыми негатив-ными событиями и процессами, оцениваемыми массо-вым сознанием катастрофой. «В обществе может воз-никать и в определенных условиях распространяться в широких масштабах особый тип мышления и сознания, который мы называем катастрофическим» [10].Анализируя тенденции развития реального созна-ния и поведения, Ж.Т. Тощенко обращается к исследо-ванию такого феномена, как «Парадоксальный чело-век» или «Человек-кентавр», т.е. ситуации, когда чело-век в одно и то же время искренне преследует взаимо-исключающие цели, не замечая при этом парадоксаль-ности своего сознания и поведения.В бихевиористской модели человека подчеркиваются поведенческие черты, в психоаналитической области это особенности подсознания, и в когнитивистской это свойства рассудка и т.д. Примером могут послужить работы Мк. Дугала «Человек или робот», Д. Кюнкеля «Поведенческая модель человека: предположения и применение». В современном бихевиоризме человек воспринимается как динамично активный в своем отно-шении к изменениям окружающего мира. При этом на-личие активности обусловлено соответствующими сти-мульными условиями. Д. Кюнкель указывает на то, что стимулы не только генерализуются, но и, будучи пред-ставленными в ситуации, могут сигнализировать о воз-можном проявлении определенной активности.В эпоху перемен становятся актуальными концеп-ции, которые подчеркивают определяющую роль чело-века в его взаимодействии с обществом. В свое время концепцию экономической динамики на основе теории циклов Н.Д. Кондратьева активно развивал Й. Шумпе-тер. Центральное место в процессе изменений внутри системы американский экономист отводил предприни-мателю - «экономическому агенту», который, внедряя новшества в периоды спокойствия и равновесия, спо-собствует развитию инновационной деятельности, а именно - замене старого новым или же усовершенст-вованным продуктом в процессе свободного творчест-ва. При этом побудительным мотивом к поиску и вне-дрению новых комбинаций выступает прибыль.Теория же социального изменения, или так назы-ваемая «равновесная парадигма» Т. Парсонса, строится на основе теории мыслительной модели структур об-щества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем - организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. Действи-тельно глубокими изменениями являются, по Т. Пар-сонсу, те, что затрагивают культурную систему, эконо-мические и политические перевороты, но не затраги-вают уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.Общество как социальная система обладает устой-чивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотноше-ние сил, элементов, поддерживающих равновесие, на-рушается, но сама конфигурация общественной систе-мы в целом, ее основные структурные элементы оста-ются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается, т.е. изменения остаются внутрен-ними, а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной. Общество не является застывшим образованием, а представляет собой посто-янные изменения. Другой вид социального изменения -изменение структуры, когда система неспособна вос-становить равновесие из-за сильного давления изнутри и извне. Для сохранения целостности социальной сис-темы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, ин-ститутов, организаций).Более обобщенно социальное развитие общества Т. Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложне-нием строения общества. Второй - адаптация (адап-тивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе. Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) те-ряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. В обществе все шире начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной сис-темы, человеческих правах и идеалах.Ярко выраженными особенностями модернизацион-ного направления являются: трансформация ментальных установок (так, комбинируя концепты инноваций и по-рядка, О'Коннел определяет модернизацию как утвер-ждение креативной рациональности); расширяющаяся автономия индивидуума в результате разрушения тра-диционных связей, рассматриваемая М. Вебером.На смену классическим моделям со второй полови-ны XX в. приходят постклассическая, постмодернист-ская, организационно-деятельностная и т.д. Суть ново-го понимания состоит в том, что социальные измене-ния рассматриваются не как естественно-исторический, но как социально-исторический процесс, в котором «социальный агент», или «актор», играет активную преобразующую роль. Этот подход представлен в ра-ботах А. Этциони, А. Турена, Э. Гидденса, П. Штомп-ки, М. Арчер, В.А. Ядова и др.Новая парадигма опирается на отличное от классиче-ского представление. Две важнейшие составляющие ра-дикально меняют взгляд на науку вообще и социологию в частности. Со второй половины XX в. все чаще признает-ся влияние на итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого исследователя, его нравственной установки, его разума или предрассудков.А. Этциони выдвинул оригинальную теорию «ак-тивного общества», названную позднее «теорией само-направленности». Ключевым здесь является понятие «мобилизация», или «социальная активизация».«Теория социальной направленности отличается от других теорий современной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллективов и обществ в качестве основного источника их собствен-32ных преобразований и трансформаций их отношений с другими социальными единицами. Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою собственную структуру и границы, а также струк-туру той более высокой единицы, членом которой она является» [11. С. 14].Самым видным представителем теории действия является А. Турен. С того времени, как он вывел образ «самопроизводящего общества»2, его основная работа приобрела ощутимый критический оттенок. Она была разработана в противовес теории структурализма. Об-щество и история создаются благодаря коллективным действиям, главными носителями которых, по А. Туре-ну, являются социальные движения. Они трактуются как формы коллективной мобилизации, непосредст-венно разрушающие культурные основания общества. «Социальное движение - решающий агент истории, по-скольку историческая реальность формируется посред-ством конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными движениями и придающих специфиче-скую форму культурным ориентациям» [12. С. 78]. От-рицание эволюционизма и приписывание социальным движениям роли основных мобилизационных сил Турен связывал с возникновением «постиндустриального об-щества», в котором существенно увеличились способно-сти к самодеятельности и расширился диапазон возмож-ностей и вариантов выбора. Таким образом, эти общест-ва являются продуктом своих собственных действий, а не частью процесса исторической эволюции.Наиболее четко позицию «нежесткой социологии» в отношении социальных изменений представляет Э. Гидденс. Он полагает, что и сам исследователь дол-жен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в изучаемой им реальности в качестве решающей признается роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений). Социальный субъект своей активно-стью приспосабливает общественные структуры к ин-тересам общественных групп, находит компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Социальные изменения Э. Гидденс рассматривает как многофакторный процесс, на кото-рый влияют изменения и среды, и экономики, и куль-туры, и политических институтов. Делая ударение на постоянно меняющейся природе социальной реально-сти, чей истинный онтологический субстрат лежит в действиях и взаимодействиях субъектов - людей, он предложил преобразовать статическое понятие «струк-тура» в динамическую категорию «структурация», оз-начающую описание коллективного поведения людей. По мнению Э. Гидденса, жизнь проходит в трансфор-мации, а ее основное содержание есть постоянное про-изводство и воспроизводство общества.Конечным двигателем «структурирования» являют-ся люди - деятели (или «агенты»), множество индиви-дов в их повседневном поведении. При этом «все соци-альные деятели знают очень много об условиях и по-следствиях того, что они делают в своей повседневной жизни» [13. С. 46]. Одной из черт людей-агентов явля-ется их материальная (телесная, биологическая) кон-ституция и, следовательно, неизбежная подчиненность времени и пространству. При этом телесность человеканакладывает строгие ограничения на его способность к передвижению и восприятию.Благодаря Э. Гидденсу деятельность окончательно признается как воплощение индивидуальных человече-ских существ.В качестве альтернативы классическим (модернист-ским) и постклассическим (постмодернистским) кон-цепциям социальных изменений выступают, с одной стороны, концепция множественного модерна (multiple modernity) Ш. Эйзенштадта3, развивающая в социоло-гии идеи цивилизованного подхода, и с другой - кон-цепция институциональных матриц С.Г. Кирдиной4.Главным отличительным свойством теории инсти-туциональных матриц является рассмотрение общества как целостного, системного объекта, в котором эконо-мические отношения являются элементом обществен-ной системы. Общество и образующие его виды дея-тельности рассматриваются как живая, филогенетиче-ски развивающаяся система, приспосабливающаяся к внешним условиям. Выявление обеспечивающих это развитие структур, т.е. институтов, и составляет задачу институционального анализа.С.Г. Кирдина обращает внимание на то, что, воз-никнув, общество начинает жить по собственным зако-нам. Поэтому имеет место абстрагирование от прису-щего обществу свойства, изучаемого во множестве других работ во все времена и во всех странах, - свой-ства нести на себе отпечаток характеристик индивидов, его образующих. «Человек может стремиться познать закономерности порядка вещей и действовать в соот-ветствии с ними, как, например, он действует с пони-манием того, что объективно существует сила тяжести, с которой нельзя не считаться. Но, в конечном счете, действия социальных субъектов ограничиваются, оп-ределяются этими законами, которые люди не в со-стоянии отменить ни в ходе реформ, ни в ходе револю-ций. Таким образом, подход институциональных мат-риц продолжает известные традиции исторического материализма, одной из центральных идей которого являлось изучение необходимых общественных отно-шений, складывающихся вне зависимости от воли и желания людей. Такой подход реализует также извест-ную идею отчуждения человека от созданных им са-мим сущностей, которые противостоят ему как внеш-ние, самостоятельные, что позволяет проводить науч-ный анализ этих сущностей, прежде всего, общества и его основных подсистем» [14].Придерживаясь пессимистической позиции относи-тельно развития личности в результате происходящих изменений в обществе, В.А. Кутырев отмечает, что человек как личность превращается в «актора» - агента деятельности, с вычеркнутой за ненужностью духовно-стью. Сохраняя важнейшие сущностные черты челове-ка, такие как субъективность, самостоятельность и ак-тивность, «актор» является существом, действия кото-рого выполняются механически, он действует все счи-тая и продавая. Дальнейшая деградация личности идет по пути превращения «актора - еще субъекта человече-ской деятельности» в «человеческий фактор», придаток информационной техники. В результате более глубо-ких изменений общества человек теряет самостоятель-ность, сливается с технической системой, к которой33переходит инициатива, и возникает рационализирован-ный техногенный человек.Результатом сегодняшнего взаимодействия челове-ка и общества явилась комплексная модель «постчело-века», широко обсуждаемая в науке. Мнения ряда ис-следователей по данному вопросу сходятся в том, что для человека, подверженного давлению постиндустри-ального общества, решающее значение будет иметь «мера его автономности, способности самостоятельно, без внешней поддержки не просто противостоять со-блазнам глобализации, а использовать их в своих инте-ресах, подчинять себе» [15. C. 283].Многими авторами преимущественно рассматри-ваются негативные тенденции в развитии современного человека. Примером могут послужить концептуальные исследования С. Хантингтона «Столкновение цивили-заций», Ф. Фукуямы «Великий разрыв», Ж. Липовецки «Эра пустоты» и др.Человек современного мира - это противоречивый человек, отчужденный от общества и природы, зачас-тую одинокий в своих духовных исканиях. В то же время можно говорить о становлении нового человека, более активного, деятельного и информативного, что нашло отражение в появлении новых моделей челове-ка - «Человека деятельного», «Человека-актора».Наблюдаются переход к ценностям «самовыраже-ния», забота о духовной составляющей нового челове-ка, терпимость и открытость людей во взглядах и, что самое важное, необходимость развития креативного мышления людей современного общества. Данный тип мышления имеет свою специфику, что выражается в умении мыслить самостоятельно, и ценностные ориен-тиры человека с таким мышлением направлены, в пер-вую очередь, на индивидуальность, разнообразие и от-крытость. Было бы неверно утверждать, что сложившие-ся принципы современного общества низводят человека до положения придатка машины, подчиняя его ее ритму. Существующий процесс превращения большей части общества в Homo consumens (человека потребляющего), в тотального потребителя, единственная цель которого -больше иметь и больше использовать, заставляет фор-мироваться и антагонистическую составляющую в чело-веке. Это нельзя назвать полным отрицанием склады-вающихся дегуманистических начал, скорее это стрем-ление к разумному потреблению, которое служит здоро-вью и благосостоянию каждого человека. Заинтересо-ванность в активной деятельности на благо других лю-дей и вовлечение в нее - один из путей к формированию здорового общества и человека в нем.Современный человек приоритеты отводит потреб-лению вещественному (консьюмеризм), насильно навя-занному обществом, и, в то же время, поддерживаемо-му им самим. Наряду с этим возросла и значимость духовных потребностей человека.Мотивационная сфера человека определяется акту-альным пространством исторической действительности. Помимо односторонности, которая широко представлена в образах, моделях человека многими исследователями, она может существовать и как многосторонняя, вклю-чающая широкий круг отношений с обществом, отражая несовпадение и единство этих отношений.Появлению новых моделей человека способствуют изменения в экономической, социальной и духовной
Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. М.: Алгоритм, 2008. 368 с.
Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц (пример российского институционализма). Режим доступа: http://kirdina.ru/main.shtml, свободный.
Etzioni A. The Active Society: а Theory of social and Political Processes. N.Y.: Free Press, 1968.
Tourainе A. Social movements and social change // Tourainе A. The Challenge of Social Change. London, 1985. P. 77-92.
Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge: Polity Press, 1984.
Шубкин В.Н. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века (по материалам международных исследований) / Под ред. В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова; Московский общественный научный фонд; Институт социологии РАН; Университет штата Мичиган. М., 1999. Сер. «Научные доклады». № 96. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/138052.html, свободный.
Левада Ю.А. От мнений к пониманию: социологические очерки 1993-2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. Режим доступа: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/soc_levada/soc_levada_2.htm#27, свободный.
Элиас Н. Общество индивидов: Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. 336 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Пер. с исп. М.: АСТ, 2008. 347 с.
Фромм Э. Душа человека: Сб. / Пер. с англ. М.: АСТ: Транзиткнига, 2004. 572 с.
Дугин А.Г. Человек в мире постмодерна: постгуманизм // Модели человека в современной философии и психологии: Сб. материалов Всерос. конф. / Отв. за выпуск П.А. Носова. Новосибирск, 2006.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ.; Послесл., прим. А.А. Юдина; сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. М.: ACT, 2003. 526 с.
Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. М.: Университетская книга; Логос, 2008. 424 с.
Камю А. Бунтующий человек / Пер. с фр.; Общ. ред., сост., предисл. и прим. А. Руткевича. М., 1999.
Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. 2-е изд., перераб. и доп. 2001. Режим доступа: http://kirdina.ru/main.shtml, свободный.
Touraine A. The Self-production of Society. Chicago: University of Chicago Press. 1977.
Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование в обществе / Пер. с англ. А.В. Гордона. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 213.
Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. N.Y., 1961.