Воздействие просвещения на образ жизни населения в западно-cибирских городах во второй половине XIX -начале ХХ в. .
Показаны распространение различных явлений просветительской культуры в повседневной жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX - начала ХХ в., постепенное утверждение прогрессивных ценностей в общественной и частной жизни; роль общественных организаций, интеллигенции, разночинцев, различных частных лиц в организации культурно-образовательных центров, просветительской работы среди населения; возникновение принципиально новых явлений в образе жизни людей, связанных с книжной культурой.
Influence of education on living standards of western Siberian townspeople in late 19 - early 20 centuries.pdf Цивилизационное развитие неразрывно связано с просвещением, научным прогрессом. Основой просве-тительской культуры является образование. Через шко-лы, институты, общественные организации идет распро-странение научных ценностей, достижений духовной человеческой деятельности. Чем шире распространяют-ся ценности прогресса, тем сильнее образ жизни населе-ния связан с книгой, знаниями, высоким искусством, полезным общением. Образ жизни - понятие весьма широкое. Оно включает в себя формы повседневной культуры, нормы и манеры поведения, виды и характер деятельности, досуг, традиции и праздники.Просветительские ценности в середине XIX в. в го-родах Сибири еще не получили широкого распростране-ния. Основная масса населения была неграмотной и ма-лограмотной. Учебных заведений в регионе было ни-чтожно мало. О том, как настороженно, неодобрительно тяга некоторых представителей молодого поколения к книгам и знаниям воспринималась людьми зрелого воз-раста в 50-х гг. XIX в., показывает в своих воспомина-ниях тюменский купец Н.М. Чукмалдин: «Вы что это, книги завели? - строго заговорил хозяин. - И проводите время за чтением книг, а хозяйским делом манкируете? Вот посмотрите-ка, маменька, - развертывая книгу и показывая ее неграмотной матери, продолжал хозяин, -что у них за книги: физика Писаревского, техническая химия Ходнева, сочинения Жуковского!- Я давно говорю, - ответила Аграфена Ивановна, -к добру это не приведет. Ну читали бы что божествен-ное, а то накося, как ты, Ванюша, назвал книгу-то?- Физика, маменька.- Господи, помилуй! Фезика какая-то. От роду мое-го не слыхала такой книги. И на что им она?- Нам хочется узнать, что такое теплота, свет, - зая-вил я, запинаясь.- Да разве вы не знаете, что солнышко светит, а огонь греет? Какого вам рожна еще нужно?- А я хочу узнать, какое корье действует на кожу, -вставил мой товарищ.- Иди в заводи и работай, вот и узнаешь, - резко и наставительно перебил его хозяин. - Возьмите ваши книги, - резко заявил хозяин, - и чтобы я больше их у вас не видел. Занимайтесь лучше делом» [1. C. 101].Однако с увеличением численности учебных заве-дений, ростом числа грамотных людей отношение к книгам и знаниям менялось. Определяющую роль в формировании нового образа жизни и книжной куль-туры играли учебные заведения. Они находились в центре формирования социальной среды, приобщая кзнаниям молодое поколение и в какой-то степени влияя на родителей учеников, старшую генерацию. Это про-исходило как в рамках обычной учебной деятельности, так и на внеклассных мероприятиях. Проведение в школах литературно-музыкальных вечеров, публичных чтений и иных развивающих личность занятий способ-ствовало популяризации знаний, росту влияния новых культурных тенденций. Реализовывалась характерная для просветительских центров потребность в духовной самоотдаче. Здесь организовывались дополнительные занятия, нацеленные на духовное развитие личности. Так, уже в начале 60-х гг. педагоги Тобольской гимна-зии выступили с инициативой проведения публичных лекций [2]. По сути, это были просветительские меро-приятия для учеников и их родителей.В 60-е гг. XIX в. интерес к книгам, чтению все же в сибирских городах был ограничен. Можно говорить о популярности просвещения лишь в узких кругах в этот период. Так, Л.П. Рощевская писала о тобольской ин-теллигенции этих лет, демократах-разночинцах (учите-ля, врачи, некоторые чиновники), которых насчитыва-лось человек тридцать. Среди них было установлено постоянное культурное общение, обмен книгами и журналами. При этом все же затрагивались и другие социальные слои: книги давали гимназистам, обмени-вались печатной продукцией с городской чиновничьей верхушкой [3. С. 38, 42]. Подобные разночинские кружки существовали в это время и в других городах Сибири [4. C. С. 32-33]. Нередко душой таких кружков были политические ссыльные. В это время были попу-лярны музыкально-литературные, литературно-разговорные вечера, где читали и обсуждали новинки литературы и публицистики, музицировали, говорили о назревших местных проблемах.Формой выражения новой культуры и одновремен-но способом её распространения являлись обществен-ные организации. К 1917 г. просветительская культура в западно-сибирских городах приобрела уже значи-тельные масштабы; можно говорить о характерной ат-мосфере в ряде центров, о тесной связи общественной жизни с просветительством. Объединения стали отра-жением ценностных трансформаций в среде интелли-генции. В образованных кругах распространилась идея служения русскому обществу, в том числе и понятие долга нести свет просвещения в массы. Многие мысли-тели этого времени говорили и писали о важности про-свещения народа для благоденствия государства, его стабильности [5. C. 31-32].Обществ в регионе возникает большое количество. Как подсчитывает Е.А. Дегальцева, в Томске насчиты-73валось 88 общественных формирований, возникших в рассматриваемый период и функционировавших раз-ные сроки, в Барнауле - 26, в Бийске - 19, в Новонико-лаевске - 16, в Омске - 68, в Тобольске - 60 и т.д. [6. С. 255-285]. Большинство из них ставили просвети-тельские цели и являлись самыми массовыми по соста-ву. Активисты обществ были инициаторами многих благих дел на ниве образования и культуры, организа-торами разумных полезных развлечений для населения.Д.И. Попов указал на большую роль в развитии сфе-ры внешкольного образования обществ попечения о на-чальном образовании, которые открывали воскресные школы, профессиональные классы и мастерские, бес-платные народные библиотеки-читальни, музеи, органи-зовывали народные чтения, проводили научно-популярные и образовательные лекции [5. С. 54]. Благо-даря инициативе общественных организаций в городах стали проходить публичные чтения светской литерату-ры. Народ собирался в школьных зданиях, помещениях библиотек, Народных Домах. Популяризация произве-дений известных писателей, приобщение к художест-венным, эстетическим ценностям, научным знаниям, несомненно, способствовали подъему культурного уров-ня людей, формированию высоких духовных запросов.Это отразилось в материалах периодической печати того времени. Так, в «Сибирском слове» существовала даже специальная рубрика «В обществах», где давалась информация о проводимых мероприятиях, вечерах и т.п. Почти в каждом номере помещались сообщения или объявления о деятельности томских обществ, о проведе-нии ими литературных, музыкальных вечеров [7. № 2. C. 91]. В Тобольске постоянные чтения проходили в трех частях города, число посетителей составляло от 98 до 400 человек. Кроме того, был проведен литературный вечер в честь писателя В.Г. Короленко [8].Впечатления о народных чтениях («читках») дошли до нас и в воспоминаниях старожилов. Так, по данным устной истории Б.Х. Кадикова, в Бийске народные чте-ния проходили в трех местах и пользовались огромной популярностью. Народ по вечерам спешил на «читки», где жаждал услышать продолжение событий, описан-ных в литературном произведении. Впрочем, не все участвующие в народных чтениях люди спешили по-слушать книгу, просветиться. Часть народа восприни-мала чтения как способ заполнить свой досуг, послу-шать музыкальное сопровождение. Так, в Томске в 1899 г. общество попечения о начальном образовании проводило публичные чтения без дополнения другими видами искусства, «считая более целесообразным ста-раться о привлечении слушателей в народные аудито-рии не аксессуарами в виде музыки и пения, а содержа-тельностью и лучшей постановкой самого чтения». В результате комиссия по устройству народных чтений констатировала понижение посещаемости литератур-ных вечеров [9. Л. 16].Организация народных чтений приводила к обсуж-дению ряда вопросов, с ними связанных: о кандидату-рах чтецов, помещениях, дополнении мероприятия му-зыкальными, драматическими номерами, об оплате лекторам. Что касается последнего, то практически повсюду работа организаторов, чтецов этих мероприя-тий осуществлялась на добровольной и безвозмезднойоснове. Безусловно, в конце XIX - начале ХХ в. народ-ные чтения стали неотъемлемой частью городского пространства, а для многих их посещение прочно во-шло в повседневную жизнь.Значительными просветительскими мероприятиями являлись публичные научные и научно-популярные лекции, которые по тематике и содержанию отлича-лись от общедоступных народных чтений. На таких лекциях давались специальные сведения, рассчитанные на более подготовленную, заинтересованную аудито-рию. Инициатива проведения таких мероприятий при-надлежала опять-таки общественным организациям. В Томске общество попечения о начальном образовании приглашало слушателей на публичные лекции препо-давателей Томского университета, а в начале ХХ в., кроме того, на лекции преподавателей технологическо-го института. Заинтересованные лица и учреждения городов региона могли сделать заявку на проведение лекций определенной тематики при условии оплаты труда лектора [10. Л. 11]. Приглашения поступали от отделов общества попечения о начальном образовании и от некоторых других организаций. Лекторы освещали вопросы по различным областям науки: по медицине, ботанике, физике, химии, географии, геологии, а также по краеведению. Организаторы жаловались на недоста-точную посещаемость лекций, их неокупаемость [11. От. II. С. 68]. Однако общественность не отказывалась от их организации. Общественные формирования рас-сматривали публичные лекции как один из немного-численных источников пополнения кассы их благотво-рительного фонда. Так, в 1902 г. Омское общество по-печения о начальном образовании обратилось в Запад-но-Сибирский отдел Русского географического обще-ства с просьбой устроить публичные лекции, а выру-ченные средства пожертвовать на нужды просвещения. Отдел РГО откликнулся на эту просьбу. Было органи-зовано две лекции. Первая посвящалась русско-японской войне, и сбор с неё планировалось передать на нужды Красного Креста. Вторая была на тему «Са-нитарная обстановка города вообще и в частности Ом-ска». Сбор от неё предназначался на нужды общества попечения о начальном образовании [12. Л. 1].Публичные лекции устраивались самыми различ-ными общественными формированиями: юридическим обществом, техническим, сельскохозяйственным, об-ществом приказчиков, естествоиспытателей и т.д. Тра-диционным в эти годы становится открытие новых библиотек. С середины XIX в. проявилась потребность населения Сибири в доступном получении книг. Соз-даются публичные библиотеки. Учреждение их в ряде городов Сибири происходит в конце 1850-х - начале 1860-х гг. Бил открыты платные частные библиотеки в Тобольске (1859 г.), Барнауле и Омске. Читателей в эти годы было немного. Одна из причин - достаточно вы-сокая плата за пользование услугами библиотеки [13. С. 83, 85]. К 1877 г. в Тобольске было четыре библио-теки: при губернском правлении, статкомитете, город-ском клубе, губернском батальоне. В Тюмени - при клубе приказчиков и при общественном банке. Значи-тельные фонды имели библиотеки учебных заведений. Тобольская губернская гимназия насчитывала 6873 тома с 3650 названиями. При Тобольской духов-74ной семинарии находился библиотечный фонд с 4163 названиями книг. Несколько сотен томов книг было в библиотеках других учебных заведений губернии [14. Т. II. Л. 436].Из воспоминаний известного томского просветите-ля, мецената, общественного деятеля П.И. Макушина следует, что к 1870 г. в Томске не было ни одной пуб-личной библиотеки. 1 июля 1870 г. П. Макушин от-крыл частным порядком библиотеку для знакомых с платой за пользование книг 10 коп. в месяц. Число подписчиков с 12 выросло к концу года до 73. 4 апреля 1871 г. на просьбу П.И. Макушина о разрешении от-крыть в Томске публичную библиотеку от губернатора наконец был получен положительный ответ. К этому времени фонды состояли уже из 583 названий разных книг. «С широким оповещением жителей города об означенном разрешении число подписчиков почти с каждым днем стало увеличиваться, радуя и окрыляя меня. Я был в восторге, что мое первое выступление на широкой публике оказалось таким удачным и отве-чающим ее духовным запросам» [15. Л. 2]. К концу 1873 г. библиотека имела около 2000 томов, а число подписчиков в зимние месяцы доходило до 400 чело-век. В мае 1873 г. при библиотеке был устроен кабинет для чтения. Туда были выписаны газеты и журналы. Как писал П.И. Макушин, кабинет собирал и объеди-нял значительную группу томской интеллигенции. К концу XIX в. в городе имелась также библиотека обще-ства попечения о начальном образовании Томска, ко-торая была бесплатной [16. Л. 4; 17. Л. 17]. К 1911 г. в городе насчитывалось уже семь библиотек, общее ко-личество книг в них достигло 318, 4 тысячи. Совокуп-ное число подписчиков - 3589 человек [6. С. 202].В Бийске в 1885 г. личный почетный гражданин И.Д. Ребров открыл частную публичную библиотеку. Впоследствии она была передана городу. 10 декабря1900г. городская публичная библиотека Бийска была открыта официально. Дума выделила 713 руб. 10 коп. на пополнение фонда и 183 руб. поступило от общества любителей драматического искусства, всего 896 руб. В1901г. дума дополнительно выделяет 68 руб. на при-обретение книг зарубежных писателей и 74 руб. 50 коп. на выписку газет и журналов [18. Л. 39, 41-41об., 44].В Тобольской губернии большой вклад в развитие библиотечного дела внес мещанин А.С. Суханов. В 1886 г. он открыл частную публичную библиотеку с кабинетом для чтения. Была установлена помесячная плата за выдачу книг на дом - 10 коп. в 1891 г. при библиотеке А.С. Суханова по его инициативе состоя-лось открытие первой в г. Тобольске народной библио-теки. Городская дума ежегодно стала выделять на ее содержание субсидию в размере 100 руб. Бюджетное финансирование, а также частные пожертвования при-вели к заметному увеличению фонда библиотеки (до 905 названий книг, 1119 экземпляров и 28 названий журналов), а также к росту числа читателей (до 627 человек в 1891 г.) [19. С. 81-82].О том, что регулярное чтение библиотечных книг еще не стало для всех горожан привычным делом, го-ворят отзывы периодики о работе библиотек. Так, «Восточное обозрение» писало о «низком культурном развитии» жителей одного из Восточно-Сибирскихгородов - Енисейске. Книга для тамошнего обывателя, как пишет газета, не является предметом первой необ-ходимости, а лишь забава, которой уделяется очень мало времени, и поэтому редкий читатель не проштра-фился (т.е., не вернул книгу вовремя. - А.Л.). Надежда возлагалась на школы и на открытие при них учениче-ских библиотек, которые бы с детства прививали у учеников интерес к чтению [20. № 50].Рост духовных запросов населения стимулировал развитие книжной торговли и издательского дела. В 90-е гг. XIX в. в каждом городе Сибири (за очень ред-ким исключением), даже в малых городах, имелось от одного до нескольких книжных магазинов или лавок. Имелись также частные и ведомственные типографии. [17. Л. 4, 13, 17, 25, 26, 36; 21. С. 96]. Изучение книж-ной торговли по отдельным городам приводит иссле-дователей к выводу о том, что продажа книг становит-ся стабильным и привычным фактом жизни горожан в начале ХХ в. [22. С. 96]. Распространение книготоргов-ли связано также с популярностью определенных книг среди населения. Прежде всего важна была цена изда-ния. Г.А. Бочанова еще в 1986 г. привела данные, кото-рые и в настоящее время, на наш взгляд, адекватно от-ражают ситуацию того времени. В 1907 г. в Сибири продавалась хорошая художественная литература, но стоила она дорого. «Приваловские миллионы» Мамина-Сибиряка стоили 2 руб., «Дети капитана Гранта» Ж.Верна - 1 руб.75 коп., книги В. Гюго по 1 руб. В то же время пуд крупчатой муки третьего сорта в Томске сто-ил 1 руб. 50 коп., мяса говяжьего второго сорта - до 4 руб., масла сливочного - 10 руб. 50 коп. - 12 руб. [23. С. 189]. Для рабочих, средняя заработная плата которых составляла 249 руб. в год, при больших расходах по со-держанию квартиры и питанию, покупка высокохудоже-ственных повестей и романов вряд ли была возможной. У некоторых более состоятельных лиц (чиновников, купцов) имелись домашние библиотеки.Более всего в ходу были лубочные книжки: различ-ные «Сонники», «Оракулы», «Искусство нравиться женщинам и мужчинам» и т.п., а также дешевая низко-пробная занимательно-художественная литература. С возникновением обществ попечения о начальном обра-зовании началась целенаправленная работа членов этих обществ по вытеснению с сибирского книжного рынка плохих книжек более качественной литературой изда-тельств Калмыковой, Поповой, Вольфа, Павленкова, Маркса, Сытина, а также фирмы «Посредник» [21. С. 94-95]. Более доступной для широких кругов насе-ления были книги по цене от 50 коп. и ниже. Большой популярностью пользовались народные книжки изда-тельства «Посредник», которые продавали по 1,5 ко-пейки за штуку. Это были рассказы Короленко, Л. Тол-стого, Н. Лескова и других известных авторов. Однако наряду с этим лубочная литература все же продолжала оставаться весьма распространенным предметом про-дажи на книжном сибирском рынке.О распространении просветительской культуры в сибирских городах говорит и появление книгоиздаю-щих центров в регионе. Если в 1860-1870-е гг. таковых было всего лишь несколько, то в 1880-1890-е гг. таких городов становится уже 23 [24. С. 26]. По мере разви-тия местного книгопечатания и расширения книжной75торговли тиражи сибирских изданий растут. В 1890-х гг. большими тиражами выходит ряд просветительских изданий, предназначенных для народа: «Очерки Сиби-ри для народного чтения. Очерк 1. Иркутская губер-ния» (Иркутск, 1897) - 1 тыс. экз., брошюры П. Пудо-викова «Где гибнут миллионы денег и народное здоро-вье» (Тобольск, 1893) - 1035 экз., Н.Л. Шмитца «Лек-ция о холере» (Омск, 1893) - 2 тыс. экз., «Краткие све-дения о кобылке, повреждающей травы и посевы в То-больской губернии» (Тобольск, 1892) - 3 тыс. экз. К концу века большими тиражами начинает издаваться учебная и правоведческая литература [24. C. 138]. В.Н. Волкова, указывая на нетоварный в целом способ существования сибирского книгоиздания на начальных этапах его развития, приводит примеры успешного об-ращения некоторых местных изданий в покупательской местной среде. Таковыми оказались литературный сборник «Сибирские рассказы» (Иркутск, 1862), «Па-мятные книжки Якутской области» на 1871 и 1891 гг., «Первый Восточно-Сибирский календарь на 1874 г.», книга К. Голодникова «Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири» (Тобольск, 1881) [24. C. 170]. С середины 90-х гг. XIX в. в Сибири складываются возможности для стабильного существо-вания коммерческого книгоиздания. В.Н. Волкова ука-зывает на успешное распространение именно с этого времени «Сибирского торгово-промышленного и спра-вочного календаря на … год» и приводит слова его со-ставителя о том, что число подписчиков «с каждым го-дом увеличивается вместе с тем благосклонным сочув-ствием, которое оказывается …изданию» [24. C. 170].В начале ХХ в. в связи с успешным социально-экономическими и культурным освоением региона ук-репляются прежние книгоиздающие центры, появля-ются новые. Увеличивается число типографий в сибир-ских городах. Так, в Новониколаевске в 1910 г. было две типографии, в 1913 г. - уже четыре [25. Л. 61, 35]. Это было связано с увеличением числа издаваемых в городах газет и журналов. В 1913 г. в Сибири издава-лись 31 журнал и 86 газет. В крупных центрах их число было выше, чем в средних и малых городах. Так, в Ом-ске в 1893-1914 гг. издавалось 65 газет. Однако боль-шинство из них выходили в разное время и издавались, как правило, не более года [26. С. 133].В общественный быт горожан Сибири последней трети XIX - начала ХХ в. широко входят местные из-дания, обращенные к народу с полезными практиче-скими наставлениями. Речь идет о советах здравоохра-нительного порядка - как уберечь себя и скот от ин-фекционных заболеваний. Такие издания, как пишет В.Н. Волкова, выходили в самых разных города регио-на. В Тобольске, Тюмени, Кургане, Томске, Краснояр-ске издаются работы с красноречивыми названиями «Наставления о том, что такое сибирская язва, от чего она бывает и как предохранить и лечить лошадей и других животных (а также человека) от этой болезни», «О свойстве холеры и ее проявлении; правила личной предосторожности от заболевания холерой и первона-чальная помощь заболевшим до прибытия врача», «Не-обходимые меры против чумы рогатого скота» и т.п. [24. С. 119]. О том, что такие работы были востребова-ны у населения, говорят факты их многократного пере-издания. На протяжении всего периода органы город-ского самоуправления использовали распространение подобных брошюр в массах как один из возможных методов предотвращения эпидемий. В 1910 г. на засе-даниях городских дум (Новониколаевска, Бийска и др.) принимались решения о срочном распространении из-дания «Что такое холера и как себя от неё уберечь».С конца XIX в. все заметную роль в культурной жизни губернских центров начинают играть музеи. В Омске с 1970-х гг. функционировал музей, созданный при Западно-Сибирском отделе Русского географиче-ского общества [27. Л. 58]. В Томске возникло много музеев: научные музеи университета, педагогический музей учебных пособий, музей прикладных знаний при обществе попечения о начальном образовании, музей пчеловодов [28. С. 69-70]. Тобольский музей распола-гал ценными научными коллекциями, библиотекой, большим залом для научных собраний и популярных лекций. Однако периоды активной просветительской работы сменялись периодами затишья в его деятельно-сти. Бурной культурно-просветительской работы не наблюдалось. Зал музея пустовал. Распорядительный комитет собирался нерегулярно [29. С. 32-33].В конце XIX - начале ХХ в. в культурном сознании сибирских горожан происходят большие перемены. Они связаны с широким распространением просвеще-ния, просветительских ценностей, популяризацией вы-сококультурных достижений в массах. Речь идет о по-явлении молодого поколения людей, изучивших осно-вы русской истории, географии, литературы и других наук, приобщившихся к культуре книги. Однако про-цесс восприятия и усвоения просветительских ценно-стей не ограничивался только частью людей; распро-странение образовательной культуры затрагивало все городские слои, хотя и в разной степени. Внешкольная деятельность просветительских организаций, проведе-ние литературно-музыкальных утренников и вечеров, праздников, переименование улиц в честь великих лю-дей и т.д. способствовало созданию новой духовной атмосферы в городах.Ярким примером появления нового в культурном сознании сибирских горожан является приобщение к творческому наследию великого национального поэта А.С. Пушкина. Известный зарубежный пушкинист П. Дебрзени пришел к выводу, что Пушкин в России в конце XIX - начале ХХ в. стал неотъемлемой частью сознания большинства россиян, так же, как Шекспир для англоязычных людей. Одним из показателей рас-пространения работ поэта является их публикация. К 100-летию со дня рождения Пушкина в 1899 г. на каж-дого четвертого россиянина приходилось по 1 тому стихов Пушкина [30. С. 164]. Во всех городах отмечал-ся юбилей Александра Сергеевича. На собрании обще-ства попечения о начальном образовании в Томске бы-ло решено устроить литературно-музыкальное утро, выдать всем окончившим в отчетном году ученикам школ общества по экземпляру сочинений великого по-эта, открыть бесплатную библиотеку-читальню его имени. Юбилею был посвящен целый ряд мероприя-тий. 16 мая был устроен памятный вечер учителями воскресных школ. 25 мая прошел большой концерт в театре купца Королева. 27 мая Советом общества по-76печения о начальном образовании было устроено боль-шое народное гуляние в городском саду, который был украшен транспарантами, флагами, вензелем поэта и т.п. Каждому входящему в сад раздавались бесплатно портреты поэта с его краткой биографией. Собралось более 2 000 человек. 30 мая комиссия народных чтений устроила бесплатное литературно-музыкальное утро в зале публичной библиотеки. На нем председатель ко-миссии Н.В. Борзов прочитал биографию поэта, отрыв-ки из его произведений, были исполнены арии из опер. Утро посетило, в основном, «простонародье», около 500 человек [9. Л. 4-7].В Бийске празднование началось с церковной ли-тургии с участием всего городского духовенства и двух хоров певчих. Затем все направились в сад при архие-рейском доме. Вначале торжественных выступлений школьный инспектор («наблюдающий над городскими училищами») зачитал биографию великого поэта с пе-речислением в хронологическом порядке его лучших произведений. Здесь учащиеся всех городских училищ читали стихотворения, между чтением которых высту-пал хор певчих. Торжественный акт закончился испол-нением народного гимна. Общество организовало раз-дачу детям подарков. Каждый из оканчивающих курс городских училищ получил полное собрание сочине-ний А.С. Пушкина, а другие школьники - портрет по-эта, какое-либо одно произведение, отдельно изданное и пакет со сластями и пирожками. «С раскрасневшими-ся от волнения и радости лицами, заберя все это в охап-ку обеими руками, дети терялись от удовольствия… располагались на траве своим лагерем и приступали к удовлетворению аппетита и любопытства за счет содер-жимого в интересных для них свертках», - сообщалось в Сибирском вестнике за 1899 г. Там же сообщалось, что последовало после окончания этого детского праздника. Все собравшееся в саду общество разделилось. Имени-тая публика направилась в общественное собрание на завтрак, а остальные разошлись по домам отпраздновать в семье юбилей национального поэта.На основе изучения некоторых мемуаров, написанных бывшими школьниками тех лет, П. Дебрзени делает вы-вод, что «многие россияне постигали родную землю гла-зами Пушкина. …Школьные антологии произведений Пушкина играли важную роль на пути осознания себя россиянами в историческом и географическом плане» [30. С. 167]. Масштаб знакомства сибирской публики с творе-ниями бессмертного поэта будет представляться более адекватно, если учесть музыкальные постановки его про-изведений на театральной сцене, а также издание сборни-ков песен на его стихи («Знаменитые романсы и песни», «Золотая арфа» и др.), вхождение лирики поэта в музы-кальный репертуар в концертных залах и ресторанах; об-щее число музыкальных исполнений лирики Пушкина достигает 2 720 [30. С. 175]. Чествуют и других поэтов и писателей. В 1915 г. прошло чествование 100-летия со дня рождения М.В. Лермонтова. Праздновали по тради-ционной программе: чтение стихов, раздача книг и по-дарков, присвоение отдельным учебным заведениям имя М.Ю. Лермонтова [31. Л. 25, 31].Школьные праздники становятся заметным событи-ем для представителей различных городских слоев, создают особую атмосферу сопричастности людей кзнаниям и почтение перед ними. Вот как описал школьный праздник в Томске в 80-х гг. XIX в. совре-менник: «По празднично разукрашенным улицам Том-ска двигалась обширная процессия в несколько сот детей со знаменами, на которых красовалась симпа-тичная и красноречивая надпись: Ни одного негра-мотного! В детской процессии находилась и масса взрослых обоего пола. Эта громадная, празднично на-строенная толпа направлялась при торжественных зву-ках впереди шествовавшего оркестра к зданию город-ской думы. Это был школьный праздник, ежегодно устраиваемый Макушиным. Таких хороших, светлых праздников я в России до тех пор не встречал и с ве-ликим душевным наслаждением принял в нем сердеч-ное участие. Чувствовалось, что в этом празднике со-шлись во едино и стар, и млад, люди разных состояний и званий, и что школа в томском населении уже вполне популяризирована» [32. С. 171].Сибирская печать отзывалась об отношении обще-ственности к проводимым торжествам. В «Сибирском вестнике», например, встречаем такую публикацию: «Близился юбилейный день Л.Н. Толстого, но тоболяки ничем не думали отметить этот великий праздник ли-тературы. Только городская дума, несмотря на ее ин-дифферентизм к общественным явлениям, в данный раз оказалась на высоте своего положения. По ее по-становлению решено было устроить художественно-драматический вечер в честь великого юбиляра. При-ведено в исполнение 15 сентября. В народной аудито-рии была поставлена пьеса Л. Толстого «Плоды про-свещения». Довольно успешно. Аудитория была пол-ным-полна народом; отсутствовало только высшее чи-новничество, видимо, убоясь циркуляров. Жаль только, что распорядители неумело выполнили возложенную на них городской думой задачу. Вместо художествен-но-драматического вечера была только одна пьеса. Ни-какого чествования писателя не было. …Но тоболяки все-таки послали в Ясную поляну несколько теле-грамм, среди них от тобольского музея» [33. C. 78].В начале ХХ в. в быт Западно-Сибирских городов проникает такой вид художественной культуры как изобразительное искусство. Это было связано с воз-никновением общества любителей художеств в Томске в 1909 г. Организация этого общества имела значение не только для того города, где оно возникло, но и для обогащения художественной жизни других городов региона, поскольку в 1910-х гг. впервые стали органи-зовываться выставки произведений живописи в цен-трах, до этого не знакомых с подобными мероприятия-ми. В Томске же культурная жизнь сразу стала значи-тельно разнообразнее.Выставки картин в городе стали проводиться регу-лярно, с переменным успехом. Об этом можно судить по публикациям в газете «Сибирская жизнь». Так, с 26 декабря по 6 января в Томске проходила 2-я перио-дическая выставка картин местных художников. Посе-тителей, как отмечалось в газете, из-за морозов было мало. Всего за весь период на картины пришли по-смотреть 1400 человек. Продано было 60 картин. Из-вестный общественный деятель Сибири Г.Н. Потанин констатировал успех выставки как скромный, недос-татком выставки назвал преобладание жанра пейзажа:77«…всегда на сибирских выставках господствует пей-зажная живопись, что делает их монотонными, скучны-ми и мизерными по содержанию, бедными жизненной экспрессией» [34. С. 25]. А вот о 5-й выставке картин газета писала с восторгом. Говорилось о ее небывалом успехе, о том, что «выставка никогда еще не вызывала таких разговоров в городе». Успех был достигнут благо-даря участию столичных художников, широкому спек-тру выставляемых работ авторов с разными взглядами на искусство и технику живописного исполнения [34. C. 64, 66]. Хороший отзыв был и о 6-й выставке 1914 г., отмечалось, что уровень представленных работ сибир-ских художников был выше, чем в прошлом году. Прав-да, ничего не говорилось о количестве посетивших вы-ставку и о числе проданных картин [34. C. 79].Кто посещал сибирские выставки картин? В газетах, как правило, не анализировался состав посетителей, однако иногда сообщалось, что это событие своим приходом удостоил губернатор и какие-либо другие видные чиновники. И, конечно же, организовывалось посещение выставки учащимися. Так, в публикации о томской выставке конца ноября - начала декабря 1913 г. говорилось, что ее осмотрели ученицы женско-го городского двухклассного училища, Мариинской гимназии, ученики 2-го реального и духовного училищ [34. C. 76].Очень многое в этот период в художественной жиз-ни сибирских городов происходило впервые. Газета отражала новые элементы культуры, нередко указывая, что «такого еще никогда не было». О выставке 1909 г. сообщалось, что «такого рода живопись в таком коли-честве в Томске видят впервые». Речь шла об экспони-ровании картин томских художников и барнаульского живописца А.О. Никулина. О художественно-фотогра-фической выставке 1913 г. сообщалось, что подобного до сих пор не было не только в Томске, но и во всей Сибири [34. C. 67]. Отмечалось об организации первых в истории этих городов выставок в Бийске, Новонико-лаевске. Поиски творческих людей края приводили к необычным еще для городской публики сочетаниям в составе выставляемых работ: одновременный показ картин и фотографий, картин и скульптуры [34. C. 82-83]. Сообщалось об устройстве семейного вечера, ор-ганизованного живописцами. На нем обсуждалась вы-ставка картин в Риме, исполнение музыкальных и по-этических произведений. Художница Л.П. Базанова «с большим успехом экспромтом исполнила итальянскую песню и на бис произведение Чайковского. Дальше следовали игра на скрипке А.В. Бездыханова, деклама-ция М.А. Бездыхановой и чтение двух рассказов Чехо-ва» [34. C. 52]. Посещение учащимися выставок также способствовало формированию художественного мышления у молодых горожан и, в целом, обогащало общественный быт города.Посещали выставки уже тысячи людей. Так, газета, проанализировав выпущенный отдельной брошюрой отчет Томского общества любителей художеств (ТОЛХ), познакомила широкого читателя с итогами работы общества за 1909-1910 гг. Автор статьи «Хро-никер» констатировал о немалых результатах работы ТОЛХ. Особо им были отмечены такие дела общества, как лекция А.В. Андрианова об орнаменте, две вече-ринки совместного рисования с натуры; выставка Гур-кина, которую, по сведениям автора, посетило 3250 человек, и выставка ученических работ всех школ Томска, на которой побывали 2200 человек по билетам и 465 бесплатно [34. C. 35]. В другой публикации со-общалось, что выставку С.М. Прохорова уже за первые три дня посетили 1000 человек [34. C. 50].Однако нельзя переоценивать роль художественной культуры в структуре досуга населения. Для большин-ства горожан выставки еще не воспринимались не только как факты искусства, но, думаю, и как какие-то значимые факты общественной и культурной жизни. В то же время их появление означало определенный раз-ворот в социальном быту и сознании, хотя и далеко не всеми осознаваемый. На первое место в городах по степени популярности досуговых центров, судя по ко-личеству продаваемых билетов, выходит кинемато-граф. В городах открываются электротеатры с громки-ми, фееричными названиями: «Каскад», «Фурор», «Прогресс», «Косморама» и т.д. В списке спектаклей и других увеселений, состоявшихся в апреле 1912 г. в г. Бийске, указано общее количество проданных биле-тов - 7053. Из них 665 билетов было продано на спек-такли, 378 - на цирк, 6000 - на посещение сеансов ки-нематографа «Косморама»! [35. Л. 161]. Однако воз-можности кино использовали и для просветительских целей. Например, в Омске с лета 1914 г. по решению местной думы в городском электротеатре «Прогресс» для учащихся начальных школ по воскресеньям уст-раивались бесплатные киносеансы. Показывали, на-пример, такие познавательные и развлекательные фильмы: «Постройка аэропланов», «Оловянные рудни-ки и заводы в Малакке», «Маневры образцовой пожар-ной команды», «Остров Святой Гильды», «Трагедия детской души», «Глупышкин примерный гость» [36. Л. 24; 37. Л. 39].Тяга к грамотности и книгам также довольно силь-но проявлялась у горожан. Вспомним упоминавшегося уже великого просветителя П.И. Макушина в Томске, создателя публичной библиотеки, который писал: «Увеличивающееся год от года число подписчиков служило все время для меня стимулом к постоянному пополнению библиотеки новыми книгами» [15. Л. 4]. Постепенно, вместе с расширением сети учебных заве-дений, организацией новых библиотек, сооружением Народных Домов, возникновением культурных объе-динений, появлением новых, цивилизованных видов развлечения, многое уходило в прошлое: пренебреже-ние к знаниям и книге, разгульные кутежи купцов, пьянство, непристойные азартные игры. Этот процесс замены старых обычаев, установок и ценностей был, конечно, длительным, затрагивал различные социальные слои неодинаково. К 1917 г. утверждение просветитель-ства прошло значительный путь. Оно в немалой степени повлияло на образ жизни людей. Просвещение несло высокую миссию облагораживания публики, формиро-вало в ней способность понимать и ценить высокие об-разцы культурного творчества. Можно говорить о том, что в начале ХХ в. отношение к знаниям и книгам в си-бирских городах существенно изменилось по сравнению с серединой XIX столетия. Численность населения, во-влеченного в организованное получение образования и78новые формы культуры, связанные с просветительством, возрастала. Проходили сложные социокультурные про-цессы, в том числе усиление светского и ослабление церковного начал жизни. Росла прослойка образованных людей, соответствующих по своему образу жизни эпохе модернизации, претендующих на интеллектуальный труд, назначаемых и избираемых на ответственные го-родские должности, в местный административный аппа-рат управления, в органы общественного самоуправле-ния, работавших в культурно-просветительских органи-зациях. Дифференция на просвещенных и непросвещен-ных быстрее и интенсивнее проходила, конечно же, в больших городах, губернских центрах, где была более развитой сеть учебных заведений.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 318
Ключевые слова
museums, libraries, books, cultural-educational actions, education, музеи, библиотеки, книги, культурно-просветительские мероприятия, просвещениеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Литягина Алла Владимировна | Бийский педагогический государственный университет имени В.М. ШукшинаАлтайский государственный университет (г. Бийск) | кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей историидокторант кафедры новой отечественной истории | alityagina@yandex.ru |
Ссылки
ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 174.
ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 306.
ЦХАФАК. Ф. 170. Оп. 1. Д. 539.
Чудновский С. Из дальних лет // Вестник Европы. 1912. № 3.
Сибирские вопросы. 1908. № 31-32.
Хроника художественной жизни Томска 1909-1919 гг.: К 90-летию Томского общества любителей художеств: (По материалам газеты «Сибирская жизнь»). Томск, 2000.
Debreczeny P. Social functions of literature. Alexander Pushkin and Russian culture. Standford (Calif.): Standford univ. Press, 1997.
ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 181.
Сибирские письма. Тобольск (сонное царство) // Сибирские вопросы. 1908. № 7.
ГАОО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 6.
Алисов Д.А. Социально-культурный облик столичных центров Западной Сибири (конец XIX - начало ХХ в.) // Городская культура Сибири: история и современность. Омск, 1997.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 3994.
Алисов Д.А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX - начале ХХ вв. Омск, 2001.
Волкова В.Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX века. Новосибирск, 1995.
Бочанова Г.А. Внешкольное образование рабочих Сибири в конце XIX - начале ХХ в. // Революционное и общественное движение в Сибири в конце XIX - начале ХХ в. Новосибирск, 1986.
Лукьянова Л.С. Из истории книжной торговли в Тюмени (XIX - начало ХХ века) // Пятые Макушинские чтения: Тез., докл. науч. конф. Новосибирск, 2000.
Бердников Л.П. Книготорговля в Сибири во второй половине XIX в. // 200 лет книгопечатания в Сибири. Очерки истории книжного дела. Новосибирск, 1988.
Библиотечное дело в Сибири // Восточное обозрение. 1885.
Мурашова Н.А. А.С. Суханов и развитие библиотечного дела в Тобольской губернии в конце XIX - начале ХХ века // Седьмые Макушинские чтения: Материалы научной конференции. Новосибирск, 2006.
Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф. 175. Оп. 1. Д. 17.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3674.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2651.
ГАТО. Ф. 1582. Оп. 1. Д. 20.
ГАОО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 13315.
ГАОО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 120.
Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995.
Карпова Н.П. Внешкольное образование // Город Томск. Томск, 1912.
ГАТО. Ф. 1582. Оп. 1. Д. 2.
Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 86. Оп. 1. Д. 138.
Cибирский вестник. 1904. № 39.
Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917 гг.). Барнаул, 2002.
Литягина А.В. Просветительская культура городов Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ века // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2005.
Попов Д.И. Культурно-просветительские общества в Сибири в конце XIX - начале ХХ в. Омск, 2006.
Матханова Н.П. Сибирский читатель-разночинец (50-60-е гг. XIX в.) // Распространение книги в Сибири (конец XVIII - начало ХХ в.). Новосибирск, 1990.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 125. Оп. 1. Д. 185.
Рощевская Л.П. Круг чтения тобольских демократов (60-е гг. XIX в.) // Распространение книги в Сибири (конец XVIII - начало ХХ в.). Новосибирск, 1990.
Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: Избранные произведения. Тюмень, 1997.
