Территориальный аспект стратегии развития инновационной деятельности в регионе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 335.

Территориальный аспект стратегии развития инновационной деятельности в регионе

Рассматриваются подходы к решению проблемы преодоления нарастающей территориальной дифференциации, которая становится важнейшим фактором, тормозящим инновационное развитие страны. Исследуются особенности нового подхода к разработке стратегии развития инновационной деятельности в регионах, основанного на понимании стратегии как средства коэволюции территориальных и экономических систем, их комплексного, скоординированного развития. Сделан вывод о том, что стратегическое планирование может сыграть роль консолидирующего и стабилизирующего фактора, средства организации и поддержки инновационной деятельности в регионах.

Territorial aspect of innovative activity development strategy in a region.pdf Инновационная ориентация экономики российских регионов является ответом на глобальные вызовы два-дцать первого века, средством укрепления конкурент-ных позиций регионов на внутреннем и мировом рын-ках. Она направлена на сокращение технологического отставания России от развитых стран мира и повыше-ние качества жизни людей средствами инновационного развития экономики. Трансформация переходной эко-номики регионов в инновационно ориентированную -процесс длительный и сложный, характеризующийся неравномерностью, новым характером связей между участниками и структурными элементами системы, требующий активного участия государственных и му-ниципальных органов управления на основе научно обоснованной стратегии.Необходимость преобразований в сторону резкого усиления инновационной компоненты экономики ощущается в последнее время практически во всех субъектах РФ. Но особенно остро она проявляется в регионах, имеющих реальные факторы и ресурсы эко-номического роста, обусловливающие возможности для трансформации экономики в конкурентоспособ-ную, ориентированную на инновационный тип разви-тия экономическую систему.Инновационный тип развития вполне соответствует характеру современных экономических изменений, от-личающихся высокой скоростью, неравномерностью, глобальными вызовами и глубинными масштабами. Региональные экономики в условиях мирового финан-сово-экономического кризиса теряют привычные очер-тания, ускоряют темпы своих изменений в общем по-токе негативных трансформаций, что свидетельствует о нарушении прежнего экономического порядка, о на-растании конфликтности и неустойчивости социально-экономических процессов и общества в целом. Кризис предопределил расширение масштабов экономики «хо-зяйственного сжатия». Хозяйственное пространство российских регионов в условиях кризиса значительно сужено, его сжатие в отдельные сгустки и ареалы со-провождается ростом прямых и косвенных потерь вследствие безработицы, отсутствия инвестиций, со-кращением объемов производства инновационных то-варов и снижением инновационной активности в це-лом. Как результат - многие регионы пребывают впроблемном пространстве, которое грозит трансфор-мироваться в пространство катастроф с практически полным отсутствием перспектив развития. Ключевой проблемой будущего, как показывает нынешний прак-тический опыт и прогнозы современной науки, стано-вится поиск методов и способов противостояния тех-ногенным, финансовым, экономическим и социальным рискам.Одними из эффективных способов преодоления трудностей и снижения уровня рисков являются исполь-зование стратегического подхода в планировании эко-номического и инновационного развития регионов, рас-ширение опыта лучшей стратегической практики не только по вертикали уровней управления, но и по терри-ториальной горизонтали России. В настоящее время из-за отсутствия целостной концепции и стратегии разви-тия инновационной деятельности, эффективных моделей инновационного развития территорий процесс социаль-но-экономической трансформации хозяйственного про-странства регионов идет сложно и противоречиво. Здесь следует отметить низкие показатели внедрения новых технологий и затрат на НИОКР, низкую инновационную активность компаний. Серьезные барьеры для иннова-ций существуют не столько со стороны предложения, сколько со стороны спроса. Спрос на инновационную продукцию остается крайне низким, а в период кризиса он еще более сократился. Кроме того, остаются нераз-решёнными противоречия между существующей прак-тикой управления экономическим развитием регионов и уровнем жизни большинства проживающего в них насе-ления, а также теми механизмами государственного ре-гулирования, которые призваны обеспечивать эффек-тивное развитие и трансформацию экономики регионов в инновационно ориентированные, конкурентоспособ-ные экономические системы.Известно, что темпы экономического роста и инно-вационная активность в регионах зависят от множества факторов, в том числе от качества человеческого капи-тала. Возрастание роли знаний как движущей силы экономического роста является одной из основных со-циально-экономических тенденций последнего десяти-летия. Люди и знания, которыми они обладают, стано-вятся ведущими ресурсами развития и источниками конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов113и территориальных экономических систем. Простран-ственное распределение человеческого капитала с этих позиций становится важнейшим фактором и предпо-сылкой инновационного развития экономики страны и ее регионов.Тенденция расширения освоенного пространства России в последнее время сменилась на тенденцию постепенного сжатия в городские агломерации, и в на-стоящее время практически во всех российских регио-нах, включая старооосвоенные, продолжается процесс разрежения внегородского пространства и поляризации экономического пространства. Считается, что про-странственная поляризация всегда неизбежна при ог-ромных размерах территории страны, однако в послед-ние годы этот процесс стал происходить более интен-сивно. По образному выражению А.И. Трейвиша, мо-дель догоняющего развития мобилизационного типа заставляла страну «сжиматься в кулаки», главным об-разом, по оси центр - периферия [1].Рыночные преобразования последних лет только ускорили эти процессы, а начавшийся финансово-экономический кризис и необходимость преодоления его последствий продолжают стимулировать их. В на-стоящее время приходится наблюдать безрадостную картину углубления процесса территориального рас-слоения. Усиление поляризации разнородного про-странства регионов особенно заметно проявляется в увеличении роли столичных мегаполисов и региональ-ных столиц. По данным Т.Г. Нефедовой, в 2006 г. ре-гиональные центры концентрировали треть населения и инвестиций, а также 60% торговли, общественного питания и услуг [2]. К началу 2009 г. пространственная поляризация еще более усилилась, а проблема про-странственного распределения человеческого капитала обострилась. Причем ученые отмечают, что чем мень-ше размер населенного пункта, тем глубже уровень его социально-экономической депрессии, которая связана в основном с отсутствием или закрытием градообразую-щего предприятия, оттоком трудоспособного населе-ния, деградацией социальной инфраструктуры. Многие населенные пункты, особенно удаленные от регио-нальных центров, представляют собой типичную рос-сийскую периферию, в которой жизнь течет очень вя-ло, работать негде, активное и молодое население от-туда давно уехало, а оставшееся население выживает за счет натурального хозяйства и социальных пособий. Ни о какой инновационной деятельности здесь не мо-жет быть и речи. Речь идет о перспективах выживания и сохранения населенных пунктов. Последняя перепись населения выявила в РФ 34 тыс. умирающих деревень с населением менее 10 человек (24% всех поселений). Кроме того, более 13 тыс. деревень вовсе не имеют постоянно проживающего населения [3]. И это только по официальным статистическим данным переписи 2002 г. Реальная картина гораздо хуже, особенно те-перь, когда финансовый кризис обострил все имею-щиеся проблемы и противоречия.В результате территориальной дифференциации во многих регионах страны на огромном внегородском пространстве в результате обезлюдивания населенных мест, сжатия заселенного пространства России, сфор-мировалась своеобразная социально-демографическаяпустыня, характеризующаяся количественным и каче-ственным дефицитом человеческого капитала, депопу-ляцией, инфраструктурной неосвоенностью террито-рии, бездорожьем, замкнутостью связей, социальной апатией и практически полным отсутствием перспек-тив развития. Огромные площади этой пустыни про-стираются за пределами устойчивой дорожной связи на внутрирегиональной периферии даже в центре России, не говоря уже о внешней периферии и удаленных тер-риториях Сибири и Дальнего Востока. Если сюда доба-вить еще отсутствие телефонной связи на огромных территориях РФ, то картина полной оторванности от любых контактов значительной части территории стра-ны в регионах внутренней и внешней периферии будет достаточно полной.Ежегодно с карты РФ исчезает большое количество малочисленных населенных пунктов. Например, за по-следние три года темп сокращения в группе малых горо-дов (до 5 тыс. жителей) составил десять городов в год [2], не говоря уже о маленьких заброшенных деревнях, удаленных от автодорог. В таких условиях, когда страна характеризуется все уменьшающейся связностью своего огромного пространства, малодоступностью огромных периферийных пространств, причем не только удален-ных, но и внутри регионов Европейской России, можно говорить о том, что нарастающая территориальная дифференциация становится важнейшим фактором, тормозящим инновационное развитие страны.В сложившейся ситуации необходимы срочные ме-ры со стороны органов государственного управления по преодолению негативных тенденций углубления территориальной дифференциации и дезинтеграции экономического пространства страны. Эти меры долж-ны включать разработку долгосрочной концепции и стратегических приоритетов развития страны, пере-смотр объектов стратегического планирования, изме-нение методологии и методики разработки и реализа-ции стратегических планов, что определяет необходи-мость создания новых схем и процедур стратегическо-го процесса применительно к территориальным обра-зованиям. Существует также необходимость теоретиче-ской, методологической и методической проработки вопросов координации процессов территориального планирования, пространственного развития экономики и стратегического планирования инновационной деятель-ности. Особое значение для России имеет разработка методов стратегического планирования инновационной деятельности, естественными объектами и субъектами которого являются регионы и муниципальные образова-ния, пересмотр основных положений процесса стратеги-ческого планирования инновационного и пространст-венного развития экономики.Эксперты отмечают, что в современной экономике России существует острый дефицит стратегического подхода на всех уровнях и участках управления [4]. Ме-жду тем именно стратегическое планирование простран-ственного развития могло бы сыграть роль консолиди-рующего и стабилизирующего фактора, средства орга-низации и поддержки инновационной деятельности в регионах.Пространственное развитие является одним из наи-более важных и сложных участков государственного114управления, поскольку оно представляет собой некий универсальный контур для рассмотрения всех основных жизненно важных систем - расселения, инженерного обеспечения, экономики, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и т.п. А используемые в настоящее время на практике модели управления про-странственным развитием являются неадекватными ре-ально складывающейся ситуации. Уменьшение числен-ности населения периферийных территорий «отбивает» у органов власти всякие стимулы обустройства местно-сти. А отсутствие дорог и деградация сельской инфра-структуры усиливают депрессивность и отсталость сельских поселений и дают дополнительные стимулы для оттока населения.Для сокращения поляризации экономического про-странства регионов, преодоления негативной тенден-ции «хозяйственного сжатия», развития инновацион-ной деятельности необходимо изменение существую-щей парадигмы регионального управления, ориентиро-ванного в настоящее время на организационно-политические возможности соответствующего уровня вертикали государственной власти. Новая парадигма управления должна быть направлена на развитие внут-ри- и межрегиональных связей, рост инвестиционной привлекательности регионов, преодоление масштабно-го отставания депрессивных и проблемных районов, которые в настоящее время занимают около половины освоенной территории страны. В сложившихся услови-ях доминирующей должна стать стратегия интеграции, основные компоненты которой должны быть детерми-нированы характеристиками эволюционной динамики каждого отдельного региона, района, населенного пункта, параметрами их инновационного развития. Ос-новная идея стратегического подхода к развитию ин-новационной деятельности - понимание стратегии как средства коэволюции территориальных и экономиче-ских систем, их взаимообогащающего скоординиро-ванного развития.Эффективная стратегия развития должна воплощать связь территориальных и экономических систем в еди-ном экономическом пространстве и ее преемственность во времени. Стратегия представляет собой средство превращения экономического пространства регионов в более-менее однородную и благоприятную для инно-ваций и инновационного бизнеса среду.Известно, что именно инновации лежат в основе экономики развития. Материализация инноваций фор-мирует на территории региона полюса роста в зависи-мости от наличия факторов размещения для этой инно-вации. Инновации и связанные с ними полюса роста могут возникать в любом месте, но для того, чтобы возник крупный устойчивый полюс роста, необходимо определенное сочетание факторов, некоторое притяги-вающее множество, что-то вроде магнитного поля, концентрирующего и притягивающего инновации. В качестве такого поля выступает чаще всего соответст-вующая институциональная среда и наличие качест-венного человеческого капитала. Размещение произво-дительных сил - это также значимый фактор, способ-ствующий притягиванию или отталкиванию иннова-ций. Важным условием территориального распростра-нения инноваций является также так называемая инно-вационная проницаемость окружающей и внутренней среды региона и формирование своеобразного инфор-мационного поля, создающего благоприятный климат для инноваций, обеспечение которого также является функцией государственного управления. Постепенная диффузия инноваций от центра к периферии практиче-ски неизбежна. Однако полюса активности и роста формируются пока только в крупных городах, приго-родах и в южных районах страны, где существуют не-обходимые предпосылки и факторы роста и где воз-можна быстрая отдача от инвестиций. На остальной территории формируются лишь разрозненные, изоли-рованные очаги развития. Необходимых условий для системного роста и гармоничного территориального и инновационного развития пока не создано. Такая зада-ча может и должна решаться средствами стратегиче-ского планирования и управления. В условиях недоста-точно развитой институциональной среды именно стратегия может выступать реальной заменой отсутст-вующих экономических институтов, делающих пове-дение экономических агентов предсказуемым. Много-численные исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи между экономическим благополучием территории и наличием у ее руководства четкой стра-тегии и осознанной политики, направленной на дости-жение стратегических целей.Таким образом, нынешнее состояние экономики, вызовы глобализации, масштабные пространственно-хозяйственные разрывы и необходимость инновацион-ного развития императивно требуют новых подходов к формированию стратегии развития, способной грамот-но увязывать систему стратегического и территориаль-ного планирования на уровне региона. Одним из со-временных подходов к стратегическому планированию является подход, основанный на выделении четырех принципиально различных типов систем, признаки принадлежности к которым существуют у всех реаль-ных систем в большей или меньшей степени [5].С позиций данного подхода регион представляет собой ярко выраженный пример многофункциональной и многоаспектной социально-экономической системы, обладающей свойствами четырех основных типов сис-тем [5]. Регион может рассматриваться как территори-ально ограниченная система, что роднит его с объек-том. Наличие устойчивых каналов связи между раз-личными субъектами социально-экономических отно-шений, инновационных и инфраструктурных организа-ций делает его похожим на систему средового типа. Эффективная институциональная среда региона слу-жит средством и фактором устойчивости его развития. При наличии качественной инновационной среды и благоприятного инвестиционного климата можно рас-считывать на распространение внутри региона иннова-ционных импульсов (процессов). Наконец, любой реги-он можно рассматривать и как проектную площадку (проект), поскольку на его территории может одно-временно осуществляться реализация различных про-ектов, в том числе пилотных. Наличие выраженных черт всех четырех видов экономических систем опре-деляет специфику региона как объекта стратегического планирования и специфику применяемых методов раз-работки и реализации стратегии развития региона:115комплексная стратегия развития региона как гибрид-ной системы должна включать его стратегию и как объекта, и как процесса, и как среды, и как проекта. При этом необходимо тщательно выбирать пропорцию тех или иных составляющих стратегии, исходя из осо-бенностей каждой конкретной региональной системы.Именно такая комплексная стратегия должна стать своеобразным стержнем, вокруг которого разворачи-ваются функционирование и развитие экономики ре-гиона, поскольку другие средства консолидации инте-ресов различных субъектов и координации их действий оказались малоэффективны. Качественно разработан-ный стратегический план может и должен играть роль центростремительной силы, обеспечивающей привязку «орбит» движения различных хозяйствующих субъек-тов на территории региона к внутреннему пространству и особенностям конкретного региона. Он должен включать в себя эффективную экономическую, инсти-туциональную, инновационную и другие компоненты в единстве всех их составляющих, формируя векторы и траектории развития в соответствии с эволюционным ходом развития экономики.Комплексная стратегия, всесторонне описывающая основные характеристики функционирования регио-нальной социально-экономической системы и охваты-вающая территориальный, научно-технический, эконо-мический, институциональный и другие аспекты ее развития, должна опираться на системную интеграцию различных направлений экономической теории, таких как эволюционно-институциональная теория и систем-но-самоорганизационный подход, который получает всё более широкое признание в качестве нового мето-дологического основания исследования социально-экономических систем и процессов [6].Системно-самоорганизационный подход и интенсивно развивающаяся теория экономической эволюции позво-ляют ответить на важнейший вопрос о том, каким обра-зом можно решать сверхсложные проблемы стратегиче-ского управления, как построить современную систему управления регионом, сочетающую целенаправленность, безупречное исполнение функций, безопасность и не ог-раничивающую при этом демократичность отношений и творческий дух, рождающий идеи и инновации.На сегодняшний день приходится констатировать, что региональному и муниципальному уровню управления фатально не хватает новых технологий и инструментов эффективного управления. Специалисты считают, что стратегический подход к планированию развития терри-торий в сочетании с самоорганизационным принципом построения региональной системы управления, с его по-тенциалом самоусиления коллективного интеллекта и саморазвития коммуникативных возможностей, является достойным ответом растущей сложности и неопределен-ности развития территориальных систем.Система регионального управления, построенная на основе стратегического подхода, и сформированная ею институциональная среда выступают важнейшими средствами стабилизации экономики и существенными факторами инновационного развития. Инновации как источники экономического роста выступают в качестве основного фактора конкурентоспособности социально-экономических систем на макро-, мезо- и микроуров-нях. Причем известно, что не только открытия или изо-бретения служат стимулами и очагами инновационного развития. Депрессия также может выступать в роли «спускового крючка» инновационной активности в территориальных ареалах депрессивности.Это является крайне важным для понимания необ-ходимости реализации такой стратегии развития и та-кой модели управления, которая будет направлена на формирование соответствующей информационно-коммуникативной среды, создающей благоприятный климат для возникновения, распространения и исполь-зования инноваций даже в депрессивных районах и на периферийных территориях. В такой стратегии развития может найти место и пресловутый «административный ресурс», о котором так много говорится в последние годы, если его энергию использовать, например для вос-становления инфраструктуры, модернизации и техниче-ского перевооружения ключевых отраслей экономики, активизации диффузии инноваций и т.п.Инновации могут служить как своеобразным источ-ником сближения уровней регионального развития, так и источником роста территориальной дифференциа-ции. Все зависит от проводимой региональной полити-ки. Если она направлена на формирование соответст-вующей информационно-коммуникативной среды, соз-дающей благоприятный климат для возникновения, распространения и использования инноваций, на соз-дание инновационной инфраструктуры, модернизацию и техническое перевооружение ключевых отраслей экономики, то это будет способствовать сокращению уровня территориальных различий, преодолению де-прессивности отдельных территорий. Одним из основ-ных механизмов преодоления депрессивности террито-рий является также управляемое направление иннова-ций в соответствующие точки пространства, в сохране-нии которых заинтересовано общество, в формирова-нии соответствующей институциональной среды и так называемого благоприятного «инновационного клима-та» на определенных территориях за счёт маневриро-вания факторами размещения и имеющимися ресурса-ми, перемещения финансовых потоков и т.д.Мировой опыт свидетельствует, что переход к ин-новационной модели развития, резкое увеличение доли высоких технологий в экономике не могут осуществ-ляться без стратегического планирования и прогнози-рования на федеральном и региональном уровнях. По-этому важнейшим условием инновационного развития является формирование системы средне- и долгосроч-ного прогнозирования науки, техники и технологий, охватывающая все основные направления научно-технического и инновационного развития. В настоящее время сформирована Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направ-лениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», в рамках которой преду-сматривается разработка долгосрочного прогноза науч-но-технического развития (до 2025 г.) на основе методо-логии «Форсайт».Методология «Форсайт» является основным инстру-ментом долгосрочного прогнозирования перспектив развития социально-экономической сферы, науки и тех-нологий, которая используется для оценки перспектив116(на 25-30 лет) развития науки, технологий, экономики и общества с целью определения стратегических областей исследований и технологий, которые могут принести наибольший социальный и экономический эффект.В РФ система «Форсайт» находится на этапе ста-новления. Между тем ожидается, что именно она мо-жет стать эффективным инструментом обоснования научно-технической, инновационной и образователь-ной политики, выявления перспектив инновационного развития и направлений технологических прорывов, способных оказать позитивное воздействие на эконо-мику и общество в долгосрочной перспективе. На ос-нове методологии технологического «Форсайта», на наш взгляд, могут эффективно решаться вопросы, свя-занные с подготовкой кадров, демографией, образова-нием, направлениями реструктуризации экономикиинновационно ориентированных регионов. В «Форсай-те» огромное значение придается не только собственно прогнозированию, но и достижению консенсуса в об-ществе по важнейшим стратегическим направлениям развития регионов.Таким образом, для преодоления тенденции углуб-ления территориальной дифференциации, которая яв-ляется важнейшим фактором, тормозящим инноваци-онное развитие страны, а также реализации конкурент-ных преимуществ регионов и расположенных на их территории экономических агентов, необходима ком-плексная, системно интегрированная стратегия эконо-мического и инновационного развития, основанная на синтезе объектных, средовых, процессных и проектных стратегий и гармонично сочетающая в себе элементы территориального и стратегического планирования.

Ключевые слова

territorial differentiation, region, strategy, innovative activities, территориальная дифференциация, регион, стратегия, инновационная деятельность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Афонасова Маргарита АлексеевнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат экономических наук, доцент кафедры экономикиafonasova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2000. С. 87.
Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории. М., 2003.
Клейнер Г., Качалов Р., Сушко Е. Экономическое состояние и институциональное окружение российских промышленных предприятий: эмпирический анализ взаимосвязей // Вопросы экономики. 2005. № 9. С. 38.
Численность и размещение населения. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М.: Федеральная служба государственной статистики РФ, 2004. Т. 1.
Нефедова Т.Г. Расслоение городов и внегородского пространства России: ареалы роста и «черные дыры» // Материалы IV Международной научной конференции «Инновационное развитие и экономический рост». М.: РУДН, 2008. С. 261-282.
Трейвиш А.И. Город, село и региональное развитие // Город и деревня Европейской России: сто лет перемен / Под ред. Т.Г. Нефедова, П.М. Полян, А.И. Трейвиш. М.: ОГИ, 2001. С. 337-374.
 Территориальный аспект стратегии развития инновационной деятельности в регионе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 335.

Территориальный аспект стратегии развития инновационной деятельности в регионе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 335.

Полнотекстовая версия