Политическая система Южной Осетии: современная история и перспективы
Автором предпринята до сих пор нереализованная отечественными историками и политологами попытка изучения внутриполитической динамики и существующих тенденций генезиса власти в Республике Южная Осетия-Алания. Политическая обстановка в этом квазигосударственном образовании невероятно сложна и потенциально чревата большим социальным взрывом.
South Ossetia political system.pdf Российская операция по принуждению Грузии к миру и признание Россией независимости Республики Южная Осетия (РЮО) спасли югоосетинский народ от тотально-го истребления и, казалось, предоставили ему позитивный исторический шанс. После завершения процедуры при-знания Россией независимости РЮО уже можно утверди-тельно говорить о том, что на политической карте мира, фактически впервые за последние более чем восемь ве-ков, вновь появилось суверенное Осетинское государство [1]. Признание Россией Республики Южная Осетия стало, таким образом, действительно эпохальным событием для всего осетинского народа.Политическая система Республики Южная Осетия складывалась в очень непростых условиях: непризнан-ность страны во внешнем мире, отсутствие дееспособ-ных отраслей экономики, постоянная угроза грузинского военного вторжения и многие другие факторы объек-тивно наложили негативный отпечаток на все структур-ные основы югоосетинского государственного организ-ма. Одним из наиболее негативных факторов, оказы-вающих долговременное отрицательное воздействие на всю систему югоосетинской власти, является слепое копирование российских государственных форм. Несо-поставимые масштабы России и Южной Осетии, несо-поставимость финансовых возможностей, резкие разли-чия в социальной структуре общества, совершенно раз-личные внутриполитические условия функционирова-ния государственного аппарата - все эти обстоятельства, казалось, должны бы предостеречь югоосетинскую по-литическую элиту от бесперспективного копирования российской политико-государственной системы. К со-жалению, такого осмысления в высших кругах югоосе-тинского общества не произошло. Более того, демонст-ративное копирование российских государственных форм и методов власти стало, через некоторое время, очень удобной ширмой, которой властные круги Южной Осетии, близкие президенту Эдуарду Кокойты, стали прикрывать антидемократические, откровенно тотали-тарные методы осуществления власти.Например, явно копируя российские методики «умыкания избирателя от оппозиции», верховная власть РЮО в лице Центральной избирательной ко-миссии РЮО под надуманным предлогом не допустила Социалистическое народное движение «Фыдыбаста» к участию в выборах в республиканский парламент 23 мая 2004 г. Многочисленные обращения Председа-теля СНД «Фыдыбаста» В.Ф. Гобозова в Верховный Суд РЮО, где прямо указывалось на вопиющие нару-шения ЦИКом действующей Конституции РЮО, ни к чему не привели [2]. В парламент Республики Южная Осетия в 2004 г., как теперь уже ясно, действительно чудом сумела пройти только оппозиционная Народнаяпартия Руслана Келехсаева. Столь же прискорбные по-литические итоги имела и последняя по времени избира-тельная кампания по выборам в Парламент РЮО в мае 2009 г. Все сколько-нибудь известные лидеры югоосетин-ской оппозиции были буквально выброшены за пределы избирательного процесса волюнтаристскими решениями подконтрольного Э. Кокойты югоосетинского Центриз-биркома.Поразительные образцы тоталитарных методик, в арсенале которых присутствуют буквально все спосо-бы устранения политических оппонентов и шельмова-ния лично неугодных президенту Эдуарду Кокойты частных лиц, демонстрирует югоосетинский сайт alania-svoboda.org [3]. Если даже 50% фактов полити-ческого террора, унижения человеческого достоинства, разнузданных преследований политических деятелей и частных лиц в РЮО, о которых сообщает сайт alania-svoboda.org, являются правдой, то уже одного этого достаточно для самых решительных действий россий-ской и международной общественности.Тоталитарная структура власти почти всегда бывает сопряжена с ее неэффективностью в моменты серьез-нейших внутренних, а тем более внешних потрясений [4]. Даже система величайшего политического менед-жера советской власти Иосифа Сталина, эффективно-сти которой в целом могли бы позавидовать многие государства, и та дала серьезнейший сбой в первые полтора месяца начала Великой Отечественной войны. Кризис августа 2008 г. показал, что существующая го-сударственная система Южной Осетии вопиюще неэф-фективна.Уже первые орудийные залпы в августе 2008 г. по-вергли государственную систему Южной Осетии в со-стояние полного структурного хаоса [5]. Республика фак-тически сразу же лишилась даже подобия государствен-ного управления. Достаточно искушенный журналист «Русского Newsweeka» написал об этих днях так:«Эдуард Кокойты в первый же день войны заявил о тысяче погибших. На второй день он говорил уже о двух тысячах. Как президент, сразу же удравший из Цхинвала в Джаву и не имевший нормальной связи с осажденной столицей, мог узнать о количестве жертв - непонятно. В первые два дня и в самом-то Цхинвале никто не понимал масштабов потерь…» [6].Масштабы потерь в Цхинвале в дни августовской войны просто некому было оценивать. Премьер Юж-ной Осетии Юрий Морозов по решению Госсовета РЮО отбыл организовывать встречу российских войск к Рокскому перевалу. Уже на полпути к Джаве авто-машину премьера обогнал кортеж правительственных машин, на которых из Цхинвала стремительно убывал Верховный главнокомандующий республики Эдуард118Кокойты. Как выяснилось позднее - он не оставил в Цхинвале никого, кто мог бы полноценно заменить его на столь высокой должности. Министра обороны РЮО Василия Лунева, к сожалению, не приходится брать в расчет - в дни августовских событий его также не ока-залось на посту. Если мне не изменяет память, на ар-мейском сленге такое положение называется «полная потеря контроля над оперативной ситуацией, привед-шая к стратегической катастрофе».Подобного масштаба катастрофы во всех более-менее цивилизованных странах обычно приводят поли-тических деятелей, повинных в них, к быстрой и безо-говорочной отставке. Как мы знаем, ничего подобного в политической карьере Эдуарда Кокойты не произош-ло. Югоосетинский президент после цхинвальской ка-тастрофы отправил в отставку буквально всех должно-стных лиц вокруг себя, но свой, по-видимому, уже сверх меры дискредитированный пост, тем не менее, сохранил. Эта очень некрасивая ситуация приобрела прямо-таки недостойный оттенок после отставки глав-ного героя «Цхинвальской битвы» Анатолия Баранке-вича с должности секретаря Совета безопасности РЮО. А.К. Баранкевич оказался единственным функционе-ром в высшем эшелоне руководства Южной Осетии, кто в дни августовского кризиса не бросил свой пост, и, даже потеряв контроль над ситуацией, тем не менее, нашел в себе мужество продолжить борьбу.Очевидно не симпатизирующий осетинам коррес-пондент американского журнала «Русский Newsweek» Орхан Джемаль вынужден был констатировать:«Единственным должностным лицом из всех, кто присутствовал в Цхинвале и пытался руководить обо-роной, был глава Совбеза Южной Осетии, отставной российский полковник Анатолий Баранкевич. Абсолют-но беспомощный, не имеющий связи ни с Москвой, ни с ополченцами, которые держали оборону на окраинах… Даже со штабом Сухопутных войск в Москве Баран-кевич связывался через журналистов. Военкор телека-нала ТВ-Центр Евгений Поддубный по его просьбе передал генералу Владимиру Болдыреву сообщение, что возможности оборонять город исчерпаны. После это-го секретарь Совбеза взял в руки гранатомет и вышел навстречу танкам. К этому времени они подходили прямо к КПП миротворческого штаба.Через двадцать минут полковник подбил первый гру-зинский танк. Это произошло всего в ста метрах от КПП. Второй грузинский танк сгорел здесь же еще через десять минут. Его экипаж пытался оттащить первую подбитую машину, но у той неожиданно сдетонировал боекомплект. Кадры с обгоревшими танковыми остова-ми, с вывороченными башнями и обугленными танки-стами день спустя обошли все российские телеканалы.Неизвестно, как бы все пошло, если бы Баранкевич не сжег этот танк. Грузины воевали по западным тактическим калькам. Сначала артподготовка, по-давляющая противника, потом под прикрытием тан-ков идет пехота. Если встречается сопротивление, пехота с танками откатывается назад и начинается все сначала.Такая модель боя рассчитана на минимизацию по-терь. И серьезные бои в городских условиях она не пре-дусматривает. Одним удачным выстрелом глава Сов-беза РЮО заставил противника оттянуться на ок-раины Цхинвала. Этим он выиграл несколько часов. А эти несколько часов переломили ход войны» [6].Демонстративная отставка Анатолия Баранкевича, предпринятая Эдуардом Кокойты буквально через не-сколько дней после завершения цхинвальского кризиса, уронила планку нравственного веса югоосетинского пре-зидента в глазах собственного народа существенно ниже минимально допустимого предела. Любому непредвзято-му наблюдателю стало ясно, что этот заведомо непопу-лярный шаг Эдуарда Кокойты был банальной местью неудачливого трусливого диктатора своему отважному и чрезвычайно популярному в народе царедворцу.Следует, вероятно, подчеркнуть, что сопоставление фамилии Кокойты с термином «диктатор» является не досужим эпитетом автора настоящей статьи, а отража-ет действительное положение политико-юридической пирамиды высшей иерархии власти в югоосетинской республике. Причем окончательная узурпация власти президентом Кокойты произошла, на удивление всех независимых политических экспертов, не до, а сразу же после цхинвальской катастрофы августа 2008 г.В настоящее время Эдуард Кокойты по должности контролирует собственно президентскую ветвь власти, а являясь официальным Главой Президиума правитель-ства РЮО, контролирует также и правительственную ветвь исполнительной власти. Являясь фактическим лидером Республиканской политической партии «Единство», обладающей устойчивым парламентским большинством, Э. Кокойты «де-факто» определяет лю-бое решение, которое выносит Парламент РЮО. Объе-диняя под своим контролем исполнительную и законо-дательную власть, Кокойты не оставляет собственным вниманием и влиянием власть судебную. Эту ветвь власти Кокойты жестко контролирует через изощрен-ную систему назначения и отставки республиканских судей (включая даже судей арбитража!), которую с подачи югоосетинского президента утвердил Парла-мент РЮО. Нужно признать, что подобной же степе-нью концентрации трех ветвей власти в одних руках в новейшей истории располагал только один диктатор в Европе - Николае Чаушеску. Даже политическое по-ложение Иосифа Сталина не может идти ни в какое сравнение со столь нарочитым подчинением всех вет-вей власти произволу одного должностного лица.Оборотной стороной медали властной диктатуры, точнее - ее главным системным признаком, всегда вы-ступает должностной волюнтаризм. Реальные проявле-ния подобного волюнтаризма понятны: любое лицо во властной структуре государства может быть мгновенно низвергнуто со своего поста единоличным решением диктатора вне зависимости от своих деловых качеств и личной репутации. Политический режим Эдуарда Ко-койты в этом смысле, кажется, уже давным-давно пре-взошел все мыслимые пределы волюнтаризма. Только министров экономики РЮО за относительно недолгое время диктатуры Э. Кокойты сменилось немало: Э.Н. Гаглоева, Г.Г. Кокоев, Р.Р. Плиев, А.А. Кокоев, Р.И. Джуссоев, Т.А. Чочиев, И.В. Беппиев, А.А. Жмай-ло. Как при такой немыслимой чехарде ответственных лиц можно проводить хотя бы в малой степени осмыс-ленную экономическую политику, знает, наверное, ис-119ключительно президент РЮО! Некоторые из вышепере-численных лиц весьма любопытны причудливыми изви-вами своей личной судьбы. Игорь Беппиев, например, за все время своего пребывания на ответственном посту министра экономики РЮО одновременно находился и во всероссийском уголовном розыске. Впрочем, и после ухода со своего поста И. Беппиев неизменно остается в этом же списке, в чем легко убедиться, заглянув на стра-ницы соответствующего сайта МВД России.Столь же часто, непредсказуемо и всегда с трудно под-дающейся объяснению общественной истерикой менялись (а точнее, изгонялись со своих постов) министры внутрен-них дел Республики Южная Осетия. В порядке хронологи-ческого убывания их список выглядит так: А.Х. Гучмазов, Б.И. Бестаев, М.Г. Тедеев, Д.С. Каркусов, Р.М. Гулиев, А.И. Парастаев, П.В. Келехсаев, М.М. Миндзаев, В.П. Ва-лиев. Понятно, что столь чудовищная кадровая политика в отношении ведущего силового ведомства РЮО не является пустой прихотью Эдуарда Кокойты, а отражает сложные и глубоко криминогенные по своей сути процессы перерас-пределения собственности, хищения государственных бюджетных средств и ликвидации влияния неугодных лиц, которые составляют основу деятельности всех членов высшего эшелона власти в РЮО.Многие известные деятели из политической элиты югоосетинской республики были изгнаны со своих по-стов Э. Кокойты только за то, что осмелились хоть в чем-то возразить всевластному президенту. Стоило только А.А. Джиоевой - министру образования РЮО - не согла-ситься на заседании Правительства РЮО с очередным мнением Э. Кокойты, как против нее немедленно возбу-дили уголовное дело, и отличник народного образования СССР, заслуженный учитель России (по указу Президен-та РФ В.В. Путина) была взята под домашний арест и более года ограничена в свободе передвижения. Анало-гичная судьба ожидала кандидата экономических наук Р.И. Джуссоева, оставившего свой пост министра эконо-мики РЮО и вынужденного буквально сбежать с терри-тории Южной Осетии под покровом ночи. Нужно отме-тить, что волюнтаристские решения Эдуарда Кокойты в отдельных случаях имеют очень громкий общественный резонанс и со всей очевидностью резко ослабляют поли-тические позиции югоосетинского диктатора. Так было, например, с отставкой секретаря Совбеза РЮО А.К. Ба-ранкевича. Подобный же общественный резонанс имел также демонстративный демарш А.Н. Кочиева и С.А. Ва-неева, которые в знак протеста против проводимой Э. Кокойты внутренней политики подали в отставку с постов Генерального прокурора РЮО и председателя Верховного суда РЮО соответственно [7].Завершая наши размышления, следует подчеркнуть, что в рамках данной статьи мы намеренно не касалисьни конкретных политико-экономических решений, при-нятых режимом Э. Кокойты, ни меры личной ответст-венности за эти решения второго югоосетинского прези-дента. Нам казалось необходимым и гораздо более важ-ным отметить генеральную тенденцию происходящей эволюции высшего эшелона власти в югоосетинском государстве - тенденцию, не скроем, очень тревожную, ибо она со всей очевидностью привела югоосетинскую политическую систему к состоянию ничем не ограни-ченной (и, кажется, уже и не скрываемой) диктатуры одного человека. Если отрешиться от экономической и внешнеполитической составляющих и, разумеется, сде-лать поправку на несопоставимые масштабы стран, то во всех остальных существенных аспектах - полная отчуж-денность народа от власти, отсутствие даже тени осоз-нанной национальной доктрины, чудовищная коррум-пированность на всех этажах властной иерархии и т.д. -режим Эдуарда Кокойты удивительно напоминает ре-жим Мухаммада-Риза-шаха в Иране. Как известно, этот режим был успешно свергнут Исламской революцией имама Хомейни в феврале 1979 г., однако, невзирая на скоротечность народного восстания, сумел пролить не-мало крови сограждан [8]. Дальнейшая эволюция власт-ной системы РЮО в рамках парадигмы антинациональ-ной диктатуры также чревата ожесточенной граждан-ской войной, когда путем страшной социальной виви-секции широкие слои югоосетинского общества будут пытаться исправить допущенные на заре югоосетинской государственности, а ныне совершенно нетерпимые со-циальные перекосы.Это последнее обстоятельство накладывает совершен-но особое бремя ответственности на Россию (ибо воз-можности внутреннего обновления в РЮО в условиях диктаторского режима Э. Кокойты кажутся совершенно призрачными). Разумеется, в современной международ-ной обстановке Россия не может и не должна механисти-чески вмешиваться в ход политического процесса в моло-дом независимом югоосетинском государстве. Однако со всей внятностью положить на чашу весов подлинного обновления Южной Осетии свой значительный политико-экономи-ческий потенциал и свою высочайшую репута-цию в среде югоосетинского народа Россия просто обяза-на. Следует помнить, что тяжкие последствия возможного внутригражданского столкновения в Южной Осетии уда-рят прежде всего не по репутации диктатуры Эдуарда Кокойты (в международном и даже во внутрироссийском аспектах у нынешней властной системы РЮО вообще нет никакой позитивной репутации). Гражданская война в Южной Осетии нанесет непоправимый ущерб позициям исключительно одной Российской Федерации, причем не только на внутриполитическом поле, но и в ее геострате-гическом окружении.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 295
Ключевые слова
political parties, parliament, South Ossetia, state development, political system, политические партии, Южная Осетия, парламент, государственное становление, политическая системаАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ибятов Фаиль Мужипович | Центр исследований Кавказа, Ближнего и Среднего Востока Российского государственного торгово-экономического университета (г. Москва) | кандидат исторических наук, заместитель директора | prorektorsv@mail.ru |
Ссылки
Манучихри Аббас. Политическая система Ирана. СПб., 2007. С. 177.
Позиция. 2009. № 1.
Орхан Джемаль. Хроники пятидневной войны. СПб., 2009. С. 29, 35-39.
Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века. М., 2006. С. 8.
Шеин О.В. Разгром грузинских захватчиков под Цхинвали. М., 2009. С. 86.
Свободная Алания. 2004. № 1.
Интернет-сайт югоосетинской оппозиции. Режим доступа: www.alania-svoboda.org
Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. Владикавказ, 2006.
