Экономические условия, направления и формы организации инновационной деятельностив научно-образовательной сфере
Инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла: от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности, поскольку от того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования.
Economic conditions, directions and forms of innovative activity organization in scientificand educational sphere.pdf Современный этап исторического развития миро-вого сообщества характеризуется ускорением научно-технического и социального прогресса, широкомас-штабным распространением новых идей и технологий, поэтому воспроизводство знания, осуществляемое на инновационной основе, оказывает все большее влияние на темпы экономического роста. Задаваемая высшим руководством страны инновационная динамика рос-сийской экономики в значительной степени определя-ется формированием ее новой структуры, все более значимое место в составе которой занимает научно-образовательная сфера, что во многом обусловливается укреплением позиций ее наиболее действенных инсти-тутов - высших учебных заведений.Для формирования стратегии развития, ориентиро-ванной уже не на восстановительную, а на расшири-тельную динамику, у России не может быть иного пу-ти, чем формирование экономики, основанной на зна-ниях, экономики инновационного типа. Данное обстоя-тельство, в сочетании с обеспечивающим инновации в экономике потенциалом научно-образовательной сфе-ры, обусловливает особое позиционирование данной социально-экономической системы в макроэкономиче-ской системе страны: чтобы производить необходимые инновации для экономической системы, сама научно-образовательная сфера объективно должна интегриро-вать в свою деятельность современные инновационные и информационные технологии. Последнее напрямую связано с совершенствованием методов, технологий, механизмов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы.Это в полной мере подтверждается мировым опы-том, активно свидетельствующим о том, что модерни-зация системы образования на основе инноваций не-возможна без предварительного определения главных приоритетов государственной экономической полити-ки, задающих магистральное направление вектора управляющих воздействий на образовательную среду. Не вызывает сомнения тот факт, что научно-обра-зовательная сфера вообще и высшая школа в частности в силу своего особого положения в обществе является не столько целью осуществления инноваций, сколько условием устойчивого инновационного развития эко-номики любой страны.Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Успехи наукоемкого производства, научно-технический и со-циальный прогресс во все большей степени детерми-нируются качественными характеристиками нацио-нальной системы образования, адекватностью подго-товки ученых и специалистов высокой квалификации требованиям формирующейся неоэкономики. К сфере образования сегодня обращено внимание многих уче-ных и политиков. В контексте глобализации, только страны, располагающие высокоэффективной, отве-чающей современным требованиям инновационного развития экономики системой образования, могут вой-ти в число развитых государств современного мира. Практически во всех развивающихся странах, демонст-рирующих высокие темпы экономического роста, при-оритетными сферами государственной поддержки яв-ляются образование и повышение уровня грамотности населения, подготовка высокопрофессиональных спе-циалистов, развитие наукоемких производств, осно-ванных на высоких технологиях.В высококонкурентной рыночной, существенной модернизирующейся экономике (становящейся все более характерной для современной России) научно-образовательная сфера, реализуя социально-экономи-ческие функции в становлении личности и прогрессив-ном развитии материального производства, представ-лена субъектами конкурентно-предпринимательских отношений, нацеленными на генерирование не только социального, но и экономического эффекта.Складывающаяся в последние годы положительная динамика располагаемых доходов населения формиру-ет устойчивый платежеспособный спрос на образова-тельные услуги. Так, по данным Росстата, среднеме-сячные денежные доходы населения России в среднем на душу во второй половине 2005 г. составили 8108 руб., что на 6,5% больше, чем во второй половине и на 28,9% превышает значение аналогичного периода 2004 г. В целом за 2005 г. среднедушевые денежные доходы населения возросли на 23,1% (22,9% за 2004 г.). При этом 50%-ное приращение количества студентов в стране за последние 10 лет произошло за счет средин-ных групп населения. Кроме того, возросла популяр-ность высшего образования как в среде молодежи, так и в других возрастных группах.Поэтому исследования такой направленности при-обретают сейчас значение как в теоретическом, так и в практическом аспекте - с целью систематизации прин-ципов и методов управления инновационной деятель-ности в системе образования, а также путей совершен-ствования хозяйственного механизма воспроизводства образовательных услуг, поскольку именно недооценка при переходе к рыночной экономике в России важно-сти разработки научно обоснованной и практически апробированной национальной концепции стратегиче-127ского управления развитием научно-образовательной сферы вылилась в подмену анализа, прогноза и коррек-тировки курса реформирования этого сектора экономи-ки «точечной» модернизацией и часто механической компиляцией зарубежного опыта.В то же время вопросы стратегического управле-ния системой высшего образования, объективно вклю-чающие управление инновациями в данной сфере, - это проблема, широко обсуждаемая в мире [1-3]. Много-образие концепций и практических подходов к управ-лению модернизацией сферы образования в России и зарубежных странах, базирующейся на инновациях, обусловлено существенными различиями в организа-ционных структурах систем образования, в их право-вых основах, а также сложившимися в каждой стране традициями и действующей парадигмой управления экономикой в целом. Вместе с тем в этом вопросе дос-таточно четко просматриваются общие тенденции, главными из которых являются децентрализация и де-мократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилени-ем их включенности в решение проблем социально-экономического развития общества, движение в на-правлении встраивания в систему высшего образования рыночных моделей организации управления и финан-сирования образовательного процесса.Ретроспективный срез тенденций развития научно-образовательной сферы в России показал, что совре-менное состояние этого сектора экономики страны уже характеризуется развивающимися процессами модер-низации, включая внедрение новых идей и научно-образовательных технологий, в ходе которых вносятся изменения в структуру и функции системы образова-ния, в содержание и технологии процесса обучения и научных исследований. Рассматриваемая с очерченных позиций проблема свидетельствует о необходимости совершенствования методов системного управления процессами взаимоувязанной и взаимосогласованной с макроэкономическими детерминантами динамики на-учно-образовательной сферы как социально-эконо-мической системы в направлении стимулирования ее созидательных функций.Противоречия и проблемы как внутри системы об-разования, так и в макроэкономике в целом инициируют повышенный интерес исследователей к анализу процес-сов функционирования и развития как отдельных сег-ментов этой сферы, в частности, в разрезе отдельных регионов (территорий, что связано с регионализацией экономической жизни, отдельных образовательных уч-реждений и их комплексов, региональных кластеров, в состав которых входят научно-образовательные учреж-дения и т.д.), так и целых ее функциональных подсистем (например, систем непрерывного образования).Представляется актуальным уточнение системных функций инновационного потенциала научно-образовательной сферы в системе национальной эко-номики. В составе этих функций необходимо, прежде всего, выделить специфическую системо- и структуро-образующую функцию. Данная системная функция проявляется одновременно в нескольких плоскостях, полноценное развитие которых и обеспечивает дости-жение целей макро- и мезоэкономической системы.Во-первых, инновационный потенциал системы образования является, с одной стороны, частью инно-вационного потенциала экономики страны в целом, что делает его взаимоувязанным с макроэкономическими детерминантами (в том числе с инновационной страте-гией российской экономики), с другой стороны, интег-рирует в себе потенциальные возможности «инноваци-онного обеспечения» субъектов экономической дея-тельности, что, в силу их функционирования в качестве элементов одной системы (в границах региона либо экономический системы страны в целом), проявляется в синергетическом эффекте от внедрения инноваций в границах последней.Специфика инновационного потенциала научно-образовательной сферы как важнейшего фактора-ресурса экономики (национальной и региональной) формирует вторую плоскость проявления его системо- и структурообразующей роли, связанной с распростране-нием новшеств на внутри-, межрегиональных и мировых рынках инноваций, что позволяет повышать конкурен-тоспособность и инвестиционную привлекательность национальной (и региональных) экономики, развивать межрегиональные и межстрановые связи и отношения.Не менее важной системной функцией научно-образовательной сферы, реализующей и продуцирую-щей инновации, в региональной экономике является самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных со-стояниях. При этом необходимо учитывать, что нерав-новесие является таким же фундаментальным свойст-вом экономических систем, как равновесие, позволяя детерминировать свободный выбор оптимизационного синтеза из целого спектра возможных направлений регионального развития. Если равновесное состояние является необходимым условием стационарного суще-ствования региона, то неравновесное состояние пред-ставляет собой существенный момент перехода в новое состояние, в котором мезоэкономическая система при-обретает более высокий уровень организации и про-дуктивности. Именно в ситуации, когда экономическая система теряет функциональную устойчивость, возни-кают самоорганизационные процессы формирования новых эффективных структур, требующие инвестици-онных вложений. Приобретая в новых условиях функ-ционирования стабилизирующее положение, экономи-ческая система, таким образом, проходит свои равно-весные состояния как промежуточные этапы на траек-ториях неравновесной самоорганизации [2].Иными словами, научно-образовательная сфера как социально-экономическая система, осуществляющая свои специфические функции в экономике (которые можно дифференцировать в две большие группы: обра-зовательные и научно-инновационные), является осо-бым «обеспечивающим» экономическое развитие в целом сектором, продуцентом которого являются но-вые знания, аккумулирующиеся в человеческом потен-циале, и новшества, ориентированные на коммерциа-лизацию или создание фундаментального научного потенциала страны. В таком контексте, как показывают исследования, система образования нашей страны не в полной мере отвечает потребностям модернизационного развития общества. Примером, в частности, может слу-128жить сфера гуманитарной подготовки специалистов: раз-рыв системных связей гуманитарной, естественно-научной, технико-технологической составляющих выс-шего образования во многом обусловливает неадекват-ный требованиям современного экономического развития уровень квалификации кадрового потенциала.Проблемы высшей школы, обостренные и ярко высве-ченные в России в силу необходимости и, одновременно, трудностей перехода экономики на инновационную траек-торию развития, не являются уникальными национальны-ми проблемами и должны рассматриваться в общемировом контексте трансформирования институциональных основ инновационного развития научно-образовательной сферы (в частности активного распространения идей Болонского процесса) в условиях информационного общества и глоба-лизации политики и экономики [3].Иными словами, носящие глобальный характер изменения в обществе и экономике, связанные с необ-ходимостью переориентации на инновационный путь развития, обусловливают необходимость разработки более эффективных методов организации и управления научно-образовательной сферы как важнейшей состав-ной части макро- и мезоэкономики, функционирующей в рыночных условиях хозяйствования.Основные макроэкономические детерминанты формирования новых механизмов и инструментов управления инновациями в научно-образовательной деятельности в основном определяются тем, что в ус-ловиях глобализации возникли принципиально новые сущности (такие как новая экономика, постиндустри-альная экономика, сетевая экономика, глобальный ры-нок, глобальные инвестиционные операторы) и явле-ния (глобальная конкуренция, глобальные сети и т.п.), определяющие позиции национальных государств, стратегию развития инновационных и инвестиционных институтов, акторов и макроэкономических агентов.В рамках сектора «новой экономики» производит-ся 5% ВВП Франции и 8% ВВП США. Однако, по на-шему мнению, как некорректным является отождеств-ление «новой экономики» с узким, ограниченным сек-тором бизнеса только с Интернет-бизнесом, точно так же неправомерна и вторая крайность: представление «новой экономики» в качестве отдельного, изолиро-ванного бизнес-образования, «зависшего» над тради-ционной экономикой и подчиненного неким чистым, рафинированным (сверхпрозрачным, неинерционным, сверхмобильным) принципам функционирования.Постиндустриальное («постэкономическое») обще-ство имеет своей основой качественно другой техноло-гический базис и другую структуру экономики, оно получило наименование «информационное общество», «общество информатики и высокой технологии», «об-щество услуг». На этой основе экономическое принуж-дение в новых благоприятных условиях развития чело-веческого капитала постепенно должно смениться «са-мопринуждением» посредством стимулов социального творчества, а «экономический человек» должен транс-формироваться в «социологического человека». Кон-цепции постиндустриального общества получили ши-рокое распространение не только за рубежом, но и в отечественной научной литературе [4] и уже не вос-принимаются лишь как футурологический прогноз.Вместе с тем вряд ли правомерно применять тер-мин «постиндустриальный строй» уже к сегодняшней экономике развитых стран [5]: в ней, безусловно, есть элементы постиндустриализма и они к тому же неук-лонно усиливают свое значение, однако коренного пе-релома еще не произошло и современное (даже разви-тое) общество продолжает оставаться преимуществен-но «экономическим» и индустриальным. Не случайно группа ведущих стран мира официально именуется группой «индустриально развитых стран».Инновации в условиях глобализации - серьезный вызов для сложившейся организации. Институцио-нальная оболочка НТП должна трансформироваться в условиях глобализации инновационной и финансовой сфер, и она активно меняется под воздействием орга-низационного капитала. Закрытые фрактальные группы интеллектуалов превращаются в национальные акаде-мии, обремененные сотнями лабораторий, которые, в свою очередь, вступают в непростые отношения с биз-несом и политикой, образуя ниокровские отделы фирм и экспертные советы при власти.Но и эти новые формы управления НТП быстро те-ряют свою легитимность. Неопределенность будущего заставляет генетически ориентированные на регуляр-ную воспроизводимость замкнутой траектории систе-мы (правительства, корпорации, профессиональные сообщества) искать помощи вовне, за родными органи-зационными рамками. Постоянное делегирование рис-ка новым организационным формам - так можно было бы назвать этот процесс. Россия должна успеть изме-нить институциональную структуру рынка инноваций.Будущее России зависит от того, как скоро научно-технологический сектор после трансформационного спада получит новый импульс для развития и обеспе-чит долгосрочное участие в глобальном инновацион-ном процессе. Наметившийся в России реальный пово-рот в приоритетах экономического развития в сторону наукоемких и высокотехнологических производств в условиях «новой экономики» способен приносить стране не меньше доходов, чем экспорт невосполни-мых природных ресурсов.Таким образом, инновационные принципы управ-ления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла от получе-ния новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследо-ваний, должны реализовываться в научной и образова-тельной сферах деятельности, поскольку от того, на-сколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования. При этом основными индикаторами успешного развития элемен-тов научно-образовательной среды являются следую-щие: конкурентоспособность на рынках профессио-нального труда, наукоемкой продукции и образова-тельных услуг, качество образования и способность выполнять государственный заказ на подготовку спе-циалистов и выполнение НИОКР. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо доводить резуль-таты научной и образовательной деятельности до ко-129нечного продукта, востребованного на профильных рынках.При этом методологическими установками управ-ленческой деятельности в системе высшего образова-ния являются следующие:- обеспечение принципа «обучение через исследо-вание» как основы академического высшего образова-ния;- сохранение ориентации на развитие фундамен-тальных наук и поддержку научных школ;- участие ученых вузов в решении региональных проблем в промышленном секторе и социокультурной сфере;- создание условий для поддержки и повышения интеллектуального уровня талантливой молодежи;- привлечение в научно-образовательный процесс высококвалифицированных кадров и использование уникального оборудования и др.В соответствии с вышеизложенным концепция инно-вационной модернизации российской системы образова-ния предусматривает как структурную, так и институцио-нальную перестройку профессиональной подготовки кад-ров и производства инновационной продукции. В ходе реализации данной концепции следует определить пути интеграции начального, среднего и высшего профессио-нального образования, развития многоуровневого образо-вания, что наиболее эффективно реализуется в регио-нальных университетских комплексах, зоны ответствен-ности которых определяются границами соответствую-щих территориально-экономических образований.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 295
Ключевые слова
система образования, инновации, знания, system of education, innovationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Пржедецкая Наталья Витовна | Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону) | кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики | sovetd212.209.01@inbox.ru |
Казаков Владимир Владимирович | Томский государственный университет | доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета экономического факультета ТГУ, проректор по социальным вопросам | prorektorsv@mail.ru |
Ссылки
Гавриков А.Л и др. Стратегический менеджмент вуза. Великий Новгород, 2003. С. 16-17.
Корняков В.И. Воспроизводство как поток единой субстанции: зависимости, модель, объемные структуры. Москва; Ярославль, 2005. С. 108.
Владимиров А., Акинфиева Н. Современное образование: политика выживания и развития // Альма-матер (Вестник высшей школы). 2001. № 10.
Берталанфи Л. Фон. Теория систем и системный анализ. М.: Наука, 1970.
Атоян В., Козакова Н. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 3-8.
