Нетрадиционные методы рисования как средство коррекции психомоторных нарушений у детей 3-4-х летв домах ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335.

Нетрадиционные методы рисования как средство коррекции психомоторных нарушений у детей 3-4-х летв домах ребенка

Чтобы комплексная система оздоровления детей с нарушениями в развитии осуществлялась более эффективно и вписывалась в общий ритм работы домов ребенка, мы включили воспитательно-образовательный процесс в медицинские оздоровительные мероприятия. Внедряя нетрадиционные методы изображения в отдельные виды профилактических мероприятий, мы создаем благоприятные условия для физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка, повышаем его познавательную активность.

Alternative drawing as a means of psychomotor disorder correction for 3-4-year-old children in orphanages.pdf По мнению многих авторов, психомоторика - это слож-ное образование, объединяющее взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты (Е.А. Аркин, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова [9], А.Н. Леонтьев, Н.М. Щелованов [2] и др.). В настоящее время хорошо изученными являются особенности психо-моторного развития детей раннего возраста, особенности развития двигательной эмоционально-волевой сферы, по-знавательной деятельности детей дошкольного возраста. Однако проблема психомоторного развития детей, воспи-тывающихся в стационарных учреждениях и имеющих интеллектуальную недостаточность, отражена в современ-ной литературе неполно, что связано с относительно не-продолжительным периодом ее изучения [1, 3-8, 10].Основной контингент домов ребенка - это дети, имеющие последствия перинатальной энцефалопатии, которые могут выражаться в различных неврологических нарушениях. Помимо последствий органического пора-жения мозга, у многих отмечаются хронический тонзил-лит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы и пр.У оторванного от родителей и помещенного в усло-вия стационарного учреждения ребенка снижается об-щий психический тонус, нарушаются процессы само-регуляции, доминирует подавленное состояние. У него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухуд-шаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и как результат тормо-зится интеллектуальное развитие.У большинства детей в домах ребенка обнаружива-ется дисфункция двигательной сферы. Это выражается в плохой координации движений, низком уровне сформи-рованности пространственных представлений, ослаб-ленности речевого сопровождения деятельности. Вместе с тем эти дети способны принимать помощь, усваивать принцип действия, переносить его на аналогичные зада-ния, что дает основание оптимистически относиться к проведению коррекционной работы с ними.В контексте решения задач воспитания детей 3-4 лет в домах ребенка, имеющих проблемы в интеллек-туальном развитии, психомоторику целесообразно рас-сматривать как ведущее для данного возраста новооб-разование, выступающее в виде триединства двига-тельного, познавательного и эмоционально-волевогокомпонентов. Это обусловлено прежде всего тем, что у детей данного возраста с интеллектуальной недоста-точностью на ранних этапах развития данное новооб-разование синкретично и лишь к старшему дошколь-ному возрасту его компоненты начинают обособляться.Происходит это под влиянием взаимодействия био-логических и социальных факторов, последние из ко-торых начинают приобретать все большее значение.Основным из социальных факторов успешного разви-тия детей с психомоторными нарушениями является ор-ганизованная в специализированных детских стационар-ных учреждениях коррекционно-воспитательная работа, поскольку лишь в специально созданных условиях они могут достигать оптимального для их уровня развития.В специализированном Доме ребенка № 1 г. Астраха-ни в 2004-2008 гг. был проведен эксперимент, который еще раз доказал наличие тесной взаимосвязи между дви-гательным, познавательным и эмоциональным компонен-тами психомоторики у детей. В результате эксперимента была разработана обладающая высокой эффективностью система занятий, обеспечивающая психомоторное разви-тие детей с интеллектуальной недостаточностью.Чтобы комплексная система оздоровления детей с нарушениями в развитии осуществлялась более эффек-тивно и вписывалась в общий ритм работы домов ре-бенка, мы включили воспитательно-образовательный процесс в медицинские оздоровительные мероприятия.Внедряя нетрадиционные методы изображения в отдельные виды профилактических мероприятий, мы тем самым создали благоприятные условия для физи-ческого и психического развития, эмоционального бла-гополучия каждого ребенка. Другими словами, мы по-ложительным образом повлияли на его познавательную активность и совершенствование адаптивных возмож-ностей организма.Задачи профилактики заболеваний, физического, психического и интеллектуального развития нашли свое отражение в работе всего педагогического коллек-тива в целом.Проводя эксперимент, мы четко следовали советам и указаниям врачей. Они рекомендовали повысить двига-тельную активность ребенка, у которого имеются по-следствия поражения центральной нервной системы. Этим детям полезны упражнения, направленные на вы-работку координированных движений с произвольным138расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Для них полезны занятия танцами и спортом (бегом, плаванием и т.д.), которые способствуют снятию эмо-ционального и мышечного напряжения, развивают са-мообладание и контроль над эмоциями и движениями.Для повышения активации двигательной деятельно-сти необходимыми являются упражнения, имеющие высокий потенциал двигательной энергии, обогащаю-щие знания ребенка о собственном теле, развивающие тактильную чувствительность. Данная работа, как пра-вило, осуществима на занятиях по физической культу-ре. Однако мы предпочли работать в данном направле-нии на занятиях по изобразительной деятельности.В ходе диагностирования, делая опору на коррекци-онные возможности изобразительной деятельности, мы выявили психомоторные нарушения у детей с интел-лектуальной недостаточностью в домах ребенка и раз-работали рекомендации по их устранению. Наряду с занятиями изобразительной деятельностью мы исполь-зовали другие виды искусства, игры и оздоровительные мероприятия. Синтез искусств и оздоровительных ме-роприятий может быть схематично изображен сле-дующим образомХудожественное \у^ Оздоровительные слово, музыка/мероприятияY Изобразительная N."\деятельность)Кроме того, известно, что ведущая роль в коррек-ции психомоторных нарушений принадлежит оздоро-вительным мероприятиям, одним из которых является закаливание. Общеизвестно, что закаливание - это при-способительные возможности организма к условиям внешней среды. Мы совместили закаливание с изобра-зительной деятельностью и вышли на создание своеоб-разной модели воздействия на развитие детей в усло-виях дома ребенка.Физиологические изменения, происходящее в орга-низме в период приспособления, положительно влияют на деятельность большинства органов (сердце, легкие и др.). Средствами закаливания являются, прежде всего, естественные факторы природы: воздух, вода, солнеч-ная радиация. Положительный эффект закаливания может быть достигнут только при соблюдении сле-дующих основных правил:1..Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Резкое использование раздражителей без предварительной подготовки может нанести вред. В нашем случае это касается постепенного перехода от кратковременных занятий по изобразительной дея-тельности в тени к более длительным на солнце. В том случае, если дети рисуют водой, то необходим переход от воды теплой к более холодной.2.Учет индивидуальных особенностей каждого ре-бенка: состояние здоровья, физического развития и отношения его к закаливающим процедурам. Все заня-тия, включающие пребывание на солнце или гидропро-цедуры, проходят только по показанию врачей, в их присутствии и с последующей оценкой.Помимо оздоровительного эффекта, такие занятия влияют на формирование познавательной деятельности детей, их психическое развитие в целом, учат воспри-нимать тот или иной предмет, явление природы, жи-вотных и растения, а также помогают замечать изобра-зительно-выразительные средства (ритм, цвет, линию, композицию). Кроме того, они способствуют формиро-ванию творческих способностей.Занятия рисованием в сочетании с гидропроцедура-ми исключают использование красок (кроме занятий граффити). Помимо того что малыши рисуют водой -самым простым и всегда доступным материалом, темы занятий им хорошо знакомы или же быстро и легко усваиваются. Поэтому все дети легко справляются с заданием, что создает необычайно радостное настрое-ние, а главное - дает веру в себя. Этому способствует также использование на занятиях народных музыкаль-ных композиций, направленных на побуждение актив-ных действий. Самый излюбленный способ рисования у детей - это рисование ногами на мокром асфальте. В жаркий солнечный день во двор выносится несколько емкостей с водой, которая выполняет роль краски. Де-ти поочередно опускают в воду стопы и приступают к работе. Пройдя по прямой с разведенными в сторону носками и оставляя за собой мокрые следы, можно по-лучить изображение дерева или куста, а если пробе-жать по кругу - луны. К тому же занятия могут слу-жить одной из мер укрепления всего опорно-двигательного аппарата. Не будут они лишними и для детей с проблемой энуреза, поскольку ноги обладают особой чувствительностью.Занятия рисованием ногами кратковременны. После них ноги насухо вытираются полотенцем и одевается обувь. В основном такие занятия проводятся в июне, когда летний сезон только набирает свою силу. Посте-пенно длительность хождения босиком увеличивается и детям предлагается новая техника рисования - «бу-тылочкой-брызгалкой». В крышке обычной пластико-вой бутылки (0,5 л) просверливается отверстие, в кото-рое вставляется трубочка (можно приспособить для этого верхнюю часть авторучки). В бутылочку набира-ется вода, и она плотно закрывается. Педагог в присут-ствии детей мелом рисует на асфальте жучков и пауч-ков. Затем показывает игрушку-цыпленка, которая со-бирается охотиться на них. Малыш, держа бутылочки с «усовершенствованными» крышечками вниз, надавли-вая на них, тонкой струйкой воды закрашивает (прячет) насекомых, спасая их тем самым от врага. При сжатии бутылочки у детей формируется мелкая моторика, а выбор правильного направления струйки воды трени-рует глазомер и координацию движений.По-аналогии проводится занятие «Спрячь мышку от кошки». Вместо хаотично ползущих жучков педагог рисует на асфальте окружности с мышатами внутри. Затем он демонстрирует детям мягкую игрушку-кошку, которая пришла ловить мышей. С помощью тех же «бутылочек-брызгалок» малыши поливают изображе-ние водой, только в этом случае задание усложнено тем, что окружность нужно закрасить полностью и ак-куратно, не заходя за края.Похожим можно назвать и занятие по поливке на-рисованных на асфальте цветов. На этот раз цветы139должны быть нарисованы не мелом, как жучки, а ус-тойчивой к воде краской. Ведь в случае с жучками мел под воздействием воды смывается и на асфальте оста-ется только мокрое пятно, т.е. дети прячут жучков, де-лают их невидимыми. Цветы же, которые нарисованы за один или несколько дней до проведения занятия, могут несколько запылиться. И это очень хорошо, ведь когда дети начнут их поливать, они вновь станут ярки-ми и красивыми. Желательно, чтобы цветы были четы-рех цветов: красного, желтого, синего и белого. Педа-гог предлагает каждому из детей: «Петя, полей желтые цветы. А теперь красные». Таким образом, на занятии одной из основных целей ставится закрепление цвета.К концу июля - в начале августа от рисования на ас-фальте мы переходим к рисованию на вертикальной по-верхности. Это может быть обычная школьная доска, на которой педагог рисует перед началом занятия живот-ных, птиц или насекомых. Как и в предыдущем случае, краска не должна смываться. Раздав детям «бутылочки-брызгалки», педагог обращает их внимание на то, что сейчас очень жарко, а звери хотят пить и купаться; для этого нужно, чтобы пошел дождь, а его могут нарисо-вать только они. Прослушав объяснение педагога о том, как наносить изображение, малыши приступают к рисо-ванию дождя. Рисование на вертикальной поверхности требует от них больших затрат сил и энергии. Размахи-вая бутылочкой в направлении от себя, необходимо ее как можно сильнее сдавливать, чтобы тонкие струйки воды ровными черточками (1-1,5 м) расположились на поверхности доски, напоминая ливень. Такое задание требует от детей больших физических усилий, одновре-менно знакомит с изобразительно-выразительными средствами, такими как ритм, линия, композиция.В августе в занятия по изобразительной деятельности включается абсолютно новая техника изображения - ри-сование водой с помощью пульверизатора и трафарета. Вещество в баллончике должно быть абсолютно безвред-ным для здоровья малышей. Это может быть вода с до-бавлением в нее нескольких капель медицинской зелени. Ребенок удерживает левой рукой трафарет лягушки, гусе-ницы, бабочки, с которым он неоднократно встречался во время летних прогулок, а правой рукой работает пульве-ризатором. Техника хороша тем, что рисунки с помощью трафаретов, заранее продуманных и приготовленных пе-дагогом, могут преобразить игровую площадку. Такие занятия способствуют созданию весьма симпатичной вы-ставки рисунков. В отличие от рисунков ногами или при помощи «бутылочки-брызгалки», техника граффити по-зволяет малышам любоваться своими шедеврами про-должительное время.Рисование водой способствует не только приобре-тению изобразительных умений и навыков, но и дает ребенку новые, раннее неизвестные знания об окру-жающем мире. Дети открывают для себя то, что вода имеет свойство быстро сохнуть под лучом палящего солнца. Их очень забавляет, что рисовать можно снова и снова, перебегая с одного места на другое и возвра-щаясь назад, чтобы восстановить рисунок. Когда дети увлечены работой, они вместо стены или асфальта об-ливают водой друг друга и это вызывает у них смех, радостное настроение, создает массу положительных эмоций.Врачи отмечают, что дети уже со второго месяца систематичного рисования водой перестают отвечать катаральными заболеваниям верхних дыхательных пу-тей на резкие изменения температуры внешней среды. При болезни ребенка рисование в сочетании с гидро-процедурами временно отменяется.Необходимо отметить, что наши занятия - это толь-ко часть того комплекса закаливающих процедур, ко-торые начинаются летом и длятся круглый год. Они не нарушают один из основных принципов закаливания -систематичность.Проведенный эксперимент в условиях дома ребенка позволил сделать вывод о том, что внедрение некоторых видов нетрадиционных методов изобразительной дея-тельности в оздоровительные мероприятия несет в себе высокую эффективность. Основным критерием этой эффективности выступила положительная динамика в психомоторном развитии детей, а также развитие у них умений и навыков в разных видах деятельности.Таким образом, при наличии специально организо-ванного обучения детей у них повысился уровень представлений об окружающем мире, возникло пони-мание формы и величины, активизировалась работа руки, повлекшая за собой развитие речи и эмоциональ-но-волевой сферы.Серия занятий по изобразительной деятельности на открытом воздухе направлена на своевременное разви-тие движений и имеет большое воспитательное значе-ние. Правильно организованная работа в данном на-правлении не только содействует развитию движений ребенка, но и способствует его общему физическому и нервно-психическому развитию, а главное - развитию творческой деятельности, в которой принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (сме-лость, настойчивость), чувство (любовь к прекрасному).Проведенное исследование позволило сделать сле-дующие выводы:1..В определении подходов к работе по психомо-торному развитию детей 3-4 лет в домах ребенка целе-сообразно опираться на глубокое понимание психомо-торики, представляющей собой единство двигательно-го, познавательного и эмоционального компонентов.2.Существует тесная взаимосвязь между всеми этими компонентами психомоторики, а также между каждым из них и умениями и навыками в разных видах деятельности. Их взаимное влияние друг на друга и взаимная обусловленность позволяют обосновать соз-дание системы работы, направленной на психомотор-ное развитие детей в домах ребенка.3.Экспериментом установлено, что чем ниже уро-вень интеллектуального развития детей 3-4 лет, тем дольше сохраняется нерасчлененность психомоторики, тем позднее наступает постепенное их обособление, что должно учитываться в построении коррекционно-развивающей работы в доме ребенка.4.Также установлено, что необходимым условием достижения высоких результатов в развитии психомо-торики дошкольников с интеллектуальной недостаточ-ностью является длительное применение научно обос-нованной системы работы.5..Высокой эффективностью обладает комплексная система работы по психомоторному развитию дошко-1.140льников с интеллектуальной недостаточностью, ос-тельная деятельность, интегрированная с музыкальнойновные элементы которой (направления, содержание,и игровой деятельностью, обеспечивает не только дос-условия, средства и результативность) учитывают ихтижение высоких результатов в плане собственно пси-возрастные, типологические и индивидуальные осо-хомоторного развития дошкольников с интеллектуаль-бенности.ной недостаточностью, но и способствует повышению6. Представленная система работы, в которой в ка-эффективности формирования у них умений и навыковчестве основного средства используются изобрази-во всех видах деятельности.

Ключевые слова

нетрадиционное рисование, коррекция психомоторных нарушений, дома ребенка, alternative drawing methods, psychomotor disorder correction

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Величко Елена ВладленовнаАстраханский государственный университетГосударственное учреждение здравоохранения Астраханской области «Специализированный Дом ребенка № 1» (г. Астрахань)аспирант кафедры педагогики и предметных технологийруководитель изобразительной деятельностиlukyanov@post.tomica.ru
Всего: 1

Ссылки

Состояние здоровья детей 2-9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, прогнозирование, диагностика, профилактика и коррекция его нарушений / Под ред. Л.В. Посиевой. Иваново, 2002.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. 143 с.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграфсервис, 1998.
Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет. М.: Просвещение, 2000. 256 с.
Величко Е.В. «Обучаясь - лечусь»: Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных домах ребенка. Астрахань: АИПКП, 2008. 128 с.
Брязгунов И.П., Гончарова О.В., Касатикова Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения // Российский педиатрический журнал. 2001. № 5. С. 34-36.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Современное состояние вопросов о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Детский доктор. 1999, декабрь. С. 21-23.
Щелованов Н.М., Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М.: Медгиз, 1965. 346 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 196 с.
 Нетрадиционные методы рисования как средство коррекции психомоторных нарушений у детей 3-4-х летв домах ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335.

Нетрадиционные методы рисования как средство коррекции психомоторных нарушений у детей 3-4-х летв домах ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335.

Полнотекстовая версия