Основные признаки экзистенциального выбора | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335.

Основные признаки экзистенциального выбора

Раскрываются основные признаки экзистенциального выбора через выделение структурного, функционального и динамического аспектов. Экзистенциальный выбор представлен как необходимый выбор в контексте напряженных экзистенциальных данностей между жизнеопределяющими возможностями, «помеченными» человеком как ценности и имеющими для него статус альтернатив.

Basic signs of existential choice.pdf Проблема выбора в экзистенциальной психологии стала одной из центральных с самого ее зарождения: как одно из основных свойств человеческого сущест-вования выбор имеет определяющее значение. Л. Бинсвангер и другие экзистенциалисты говорят о «Dasein выбирающем» то или это, что означает «чело-век, который ответствен за выбор своего существова-ния...» [1]. И. Ялом подробно останавливается на про-блеме принятия решения, указывая, что из сделанных на протяжении жизни бесчисленных выборов составля-ется структура характера индивида, «человек консти-туирует себя сам, а решения - это атомы бытия, твори-мого человеком» [2].Сегодня понятие экзистенциального выбора прочно вошло в профессиональный словарь психологов как исследовательской, так и практической ориентации. Однако экзистенциальному подходу свойственно от-сутствие четкой дифференциации используемых поня-тий [3]. Размытость границ понимания категорий экзи-стенциальной психологии привело к их избыточно расширенному толкованию, в частности, наблюдается тенденция к обозначению любого выбора как экзи-стенциального, в то время как экзистенциалисты под экзистенциальным выбором понимают выбор сущест-вования. Данная констатация мало что может дать для эмпирического исследования. В литературных источ-никах встречаются метафоричные или очень «объем-ные» определения, а чаще всего описания экзистенци-ального выбора, т.е. можно говорить об отсутствии на сегодняшний день операционализированного опреде-ления экзистенциального выбора; не выделены его дифференцирующие признаки, что затрудняет возмож-ность использования теоретических объяснительных конструктов и предлагаемых авторами методов психо-консультационной и психотерапевтической работы. В данной статье мы намерены, выделив основные при-знаки экзистенциального выбора, дать на их основании определение понятия экзистенциального выбора, что является существенным для формирования категори-ального аппарата исследований и определения страте-гии консультирования в практической деятельности психологов. При выделении признаков экзистенциаль-ного выбора мы опирались на классические работы психологов-экзистенциалистов (Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мей, И. Ялом, С. Мадди, А. Ленгле), в том числе и отечественных исследователей, разделяю-щих экзистенциальные традиции (С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, С.Л. Братченко). Опера-ционализация же понятия осуществлялась на основе представлений о человеке и механизмах его функцио-нирования в теории психологических систем (Е.В. Клочко, О.М. Краснорядцева, В.Э. Галажинский).Структура экзистенциального выбора представле-на через альтернативы выбора, которые по тематике могут быть самыми разнообразными. Признание абсо-лютной уникальности человека, его индивидуальной истории, системы ценностей принципиально для экзи-стенциальной традиции, в рамках которой человек представляется как «индивидуально-неповторимый рисунок возможностей» (Р. Мей). Следовательно, для определения существенных признаков анализ альтер-натив экзистенциального выбора в горизонтальной плоскости бессмыслен. В позиции авторов прослежи-вается идея о том, что экзистенциальный выбор - это выбор особого, высшего порядка, он требует от субъ-екта актуализации глубинных ценностно-смысловых образований его личности [4]. При рассмотрении экзи-стенциального выбора по вертикали мы опирались на представления теории психологических систем (В.Е. Клочко) о человеке как многомерном мире, пред-ставленном в совокупности чувственных и сверхчувст-венных (системных) качеств (три параметра простран-ства, одно - время, значение, смысл и ценности) [5, 6]. Человек из всего хаоса «объективного» мира находит то, «чему есть внутреннее соответствие» (А. Ленгле, В.Е. Клочко), и это «нечто» становится возможностью-смыслом или возможностью-ценностью. Возможности, способные удовлетворить потребности «здесь и сейчас», возвращающиеся после удовлетворения потребности в «фон», представляют собой шестую мерность - смыслы, над которой в ходе персоногенеза надстраивается седь-мая - ценности. В отличие от смыслов, ценности не рас-творяются «после удовлетворения индивидуальных по-требностей в них - они осознаются в своей соотнесенно-сти к другим людям, имеющим аналогичные потребно-сти, к тем, кто произвел эти предметы, к себе самому, который будет нуждаться в них завтра» [6. С. 92]. Благо-даря ценностям жизненный мир устойчив во времени, что не может быть обеспечено индивидуальными смыс-лами, «формирующимися в ответ на ситуативно актуа-лизирующиеся потребности» [6. С. 93]. В качестве аль-тернатив экзистенциального выбора, по нашему мне-нию, выступают именно возможности-ценности. Воз-можность, помеченная как ценность, - это «напряженная возможность» (В.Е. Клочко).Важным для нас является представление А. Ленгле о чувствовании ценности: «Это внутреннее схватыва-ние и одновременно захваченность, наполненные тем, что, несомненно, касается именно меня. Все, что может вызвать такую затронутость, является персональной153ценностью» [7. С. 5]. Представления А. Ленгле откры-вают нам глубину и интимность переживания ценно-сти, собственной возможности, что существенно для утверждения, что экзистенциальный выбор - это выбор особого высшего порядка, при котором человек, выби-рая способ существования, оказывается экзистенциаль-но захваченным, экзистенциально наполненным.Нередко человек сталкивается с равнозначностью ценностей и их противоречивостью, и если при этом выбор сделать необходимо (объективно или субъек-тивно), ценности приобретают статус альтернатив. Мы разделяем мнение Ф.Е. Василюка, что альтернативы, между которыми совершается выбор, - это не различ-ные объекты или способы действия, а существенные жизненные отношения, каждое из которых символизи-рует особый образ жизни [4]. По словам И. Ялома, «ис-ключающий эффект альтернатив - одна из фундамен-тальных причин, по которой решения трудны» [2]. Ко-гда ценности вступают в противоречия, человек берет «паузу», чтобы «взвесить» альтернативы и определить, насколько каждая нагружена смыслами. Происходит своеобразная перепроверка, ревизия ценностей, решение задачи «на ценность» (В.Е. Клочко). «Взвешивание», о котором здесь идет речь, не является строго рациональ-ной операцией. Ф.Е. Василюк указывает, что в отличие от традиционного рационалистического понимания вы-бора как произвольного и сознательного рассудочного «взвешивания» преимуществ это до конца не рациона-лизируемый акт, совершаемый в обратной смысловой перспективе «прислушивания» к ценности [4]. При этом человек «не отпускает» ни одну из альтернатив в связи с их ценностью, особыми смыслами: «жизненные реше-ния дуроги, потому что они сопровождаются отрече-ниями» (И. Ялом), «во внутреннюю структуру выбора как необходимый элемент входит акт жертвования» (Ф.Е. Василюк). Экзистенциальный выбор - это особым образом переживаемое отклонение альтернатив, выбор, который человек не хочет делать. Необходимость выбо-ра при этом может быть как объективной, так и субъек-тивной, когда человек сам конструирует возможности и определяет их как альтернативные.Итак, структурно экзистенциальный выбор можно представить через следующие признаки. Выбор осуще-ствляется между возможностями, которые не просто способны удовлетворить потребность «здесь и сейчас» (альтернативы-смыслы), а именно «помечены» как ценности, являющиеся для человека значимыми, за-дающими координаты его многомерного мира (альтер-нативы-ценности). Экзистенциальный выбор происхо-дит между ценностями как «мерностями более высоко-го порядка» (В.Е. Клочко). Более обобщенно можно сказать (и это является существенным в нашем анали-зе): экзистенциальный выбор - это выбор между аль-тернативами-ценностями, который человек не может не делать и вместе с тем не хочет делать.Жизнеопределяющая роль экзистенциального вы-бора для дельнейшего существования отражает функ-циональный признак. В современном понимании с эк-зистенциальным выбором человек встречается не толь-ко в объективно чрезвычайных ситуациях («погранич-ные ситуации» К. Ясперса), речь скорее идет об изме-нении жизненных позиций, переломности жизненногопути, конституировании собственной жизни (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, И. Ялом). С.Л. Рубинштейн говорил об узловых моментах и поворотных этапах, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизнен-ный путь человека.В том случае если выбор имеет существенное, по-воротное значение, мы будем называть его магистраль-ным. Понятие «магистраль» (от лат. magistralis - руко-водящий) заимствовано нами из художественного про-изведения [9]. Внутри магистрали до «узла» - множе-ство «развилок» и «параллельных путей» как просе-лочных дорог, которые потом возвращаются к основ-ной, не задавая собственного направления. Человек «переходит» на них относительно безболезненно, при этом ни его позиции, ни его жизнь не меняются суще-ственно. Экзистенциальный выбор влияет на жизнен-ную перспективу и если использовать формулу теории психологических систем (В.Е. Клочко), в той или иной мере изменяются «образ мира», «образ жизни» и «действительность» в целом. Мы не утверждаем, что каждый магистральный выбор экзистенциальный, но экзистенциальный выбор всегда магистральный. И в этом смысле мы ожидаем от него функций ограничения и организации частных внутримагистральных выборов. Решение в процессе экзистенциального выбора - это «метарешения, обеспечивающие организующий прин-цип для последующих решений» (И. Ялом).Итак, экзистенциальный выбор влечет за собой из-менения в жизни человека, его многомерном мире, пе-рестраивая систему ценностей и смыслов, отношений. Изменяется деятельность человека, его поступки, кон-ституируются новые жизненные события. Экзистенци-альный выбор является магистральным, задавая част-ным выборам новые параметры.В контексте рассматриваемой проблемы необходи-мым и, по нашему мнению, неизбежным, является вы-деление динамического аспекта экзистенциального выбора, который может выступать, кроме всего проче-го, важным диагностическим признаком. Понятие эк-зистенциальной динамики, прежде всего, связано с во-просом о жизненных, экзистенциальных данностях, являющихся неотъемлемой составляющей бытия чело-века в мире.Экзистенциальный выбор характеризуется напря-женностью жизненных данностей («данностей сущест-вования», «конечных данностей», по И. Ялому, «вызо-вов», по Т. Гринингу), выраженностью определенных параметров - «узлов» (каждый из них содержит в себе антиномии-полярности, в пространстве которых, соб-ственно, человеку и надлежит делать экзистенциаль-ные выборы) [10]. Удачно представляет суть дихото-мий И. Ялом: «Человек находится в противостоянии между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить; между стремлением к свободе и ужасом перед отсутствием внешней структуры; между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему це-лому; между неструктурированным бессмысленным миром и потребностью в смысле жизни» [2].Гештальт-терапевт Н. Салате использует термин «экзистенциальные принуждения», который призван154подчеркнуть, что при любых обстоятельствах человек вынужден подчиниться этим характеристикам сущест-вования, т.к. их власть для него является непреодоли-мой [11]. Жизненные, экзистенциальные данности за-дают контекст жизни человека в целом, всегда «имеют место быть», но их актуальность не всегда выражена (например, при решении частных бытовых или произ-водственных задач). Согласно И. Ялому, в ситуации «принятия важного необратимого решения», человек «заключает в скобки» повседневный мир, т.е. отстраня-ется от него; когда глубоко размышляет о своей ситуа-ции в мире, о своем бытии, границах и возможностях; когда касается почвы, предлежащей всем остальным почвам, он неизбежно встречается с данностями суще-ствования, с «глубинными структурами». Необходи-мость решать острые жизненные проблемы и невоз-можность сделать это однозначно и окончательно по-рождают глубинное беспокойство человека - экзи-стенциальную тревогу, неотъемлемый атрибут полно-ценного бытия человека (С. Кьергегор, М. Хайдеггер, П. Тиллих, Р. Мей) и одно из оснований для определе-ния выбора как экзистенциального. Р. Мей определяет экзистенциальную тревогу как «опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существова-ния его личности» [12]. В ситуации экзистенциального выбора одновременно под угрозой оказывается не-сколько ценностей. Ценности как «напряженные воз-можности» (В.Е. Клочко) «тянут» за собой данности существования, с которыми так или иначе связаны. Феноменологически «выход» из контекста, актуализа-ция, напряжение жизненных данностей проявляется в повышении экзистенциальной тревоги. Темы смерти, свободы и ответственности, одиночества, смысла могут при этом проступить в более или менее структуриро-ванной форме. Сами жизненные данности также могут выходить из контекста и становиться альтернативами как более ясные, очерченные гештальты, например в ситуации самого драматического экзистенциального выбора между «Да жизни» и «Нет жизни» (А. Лэнгле).Рассмотрим такой параметр контекста экзистенци-ального выбора, как «жизнь - смерть». Смерть, «не-возможность дальнейшей возможности» (М. Хайдег-гер), «подземным грохотом» (И. Ялом) напоминает нам о своей неизбежности и является первым источником тревоги. Ситуация экзистенциального выбора «выры-вает» человека из стереотипного способа существова-ния, обостряет, делает напряженной тему смерти непо-средственно или контекстно. Экзистенциалисты пола-гают, что «тревога смерти - важный детерминант чело-веческого опыта и поведения» [2], а соответственно и экзистенциального выбора. Не в меньшей степени, чем биологическая смерть, вызывает тревогу смерть психо-логическая. Экзистенциальный выбор - это выбор од-ного из вариантов усложнения собственной организа-ции или отказ от усложнения (унесенность в «никто-вость», по М. Хайдеггеру, «выбор прошлого, выбор неизменности», по С. Мадди). Соответственно, он предполагает «отказ» от других возможных направле-ний: «жизненный путь личности - это путь отклонен-ных альтернатив» (А.Г. Асмолов). С. Мадди использует понятие «малая смерть», которое мы заимствуем у негодля обобщения ситуаций отказа от одних возможно-стей ради других, или отказа от «усложнения» вообще. В ситуации выбора, таким образом, актуализируется страх «малой смерти», т.к. одна из возможностей ста-нет невозможной, «умрет» одна из потенциальных личностей. Все это, так сказать, драматический аспект экзистенциального выбора. О. Ранк указывает на при-сутствие у человека страха жизни как страха встречи с жизнью в качестве изолированного существа, это страх индивидуации, «движения вперед». Он полагал, что прототипически страх жизни связан с процессом «рож-дения», первичной травмой и первичной сепарацией. Следовательно, при экзистенциальном выборе человек чувствует не только вызов смерти, но и вызов жизни.Другая экзистенциальная данность, актуализация, напряжение которой является одним из признаков эк-зистенциального выбора, - свобода и сопутствующая ей ответственность. Согласно экзистенциальной тра-диции человек обладает свободой в творении собст-венного жизненного пути; свободой желать, выбирать, действовать и, самое важное, меняться (В. Франкл, И. Ялом). Экзистенциалисты (особенно европейские) понимали, что выбор, в котором мы свободны, порож-дается ситуативной свободой, т.е. «свободой в рамках границ наших интенциальных отношений друг к другу, как со-конституированности «бытия-в-мире» (Э. Спи-нелли). При этом человек сам выбирает быть ему сво-бодным, пусть даже относительно («тоннель свободы» В.Е. Клочко), или быть детерминированным. Со свобо-дой, в понимание экзистенциалистов, связана скорее не безграничность возможностей человека, а в большей степени проблема ответственности. И. Ялом указывает в своей работе: «Осознавать ответственность - значит осознавать творение самим собой своего я, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и также своих страданий, если они имеют место» [2]. Хотя бы слабое осознавание человеком того, что он сам является «стрелочником», «машинистом», «обход-чиком» и возможно даже «строителем» той магистра-ли, которую выбирает, обостряет его экзистенциальные переживания. Экзистенциалисты едины в своей пози-ции: если человек испытывает ужас перед сознанием самоконституирования, он, делая себя нечувствитель-ным к своим желаниям или чувствам, отказывается от выбора или перекладывает выбор на других людей, институты или внешние события (И. Ялом). Тревога, напряжение в ситуации выбора может быть результа-том осознания, понимания или «подспудного» чувст-вования собственной ответственности, и не только за свои действия, «но и за свою неспособность действо-вать» (Ж.-П. Сартр), соответственно за нежелание вы-бирать, которое выделено нами как обобщенный при-знак экзистенциального выбора.Жизненные данности - свобода и ответственность -связаны с одиночеством. Хотя бы смутному, но осоз-наванию авторства своей жизни сопутствует глубокое экзистенциальное одиночество, борьбу с которым че-ловек ведет на протяжении всей жизни. Экзистенци-альный выбор осуществляется в одиночестве не столь-ко потому, что это неизбежно, а в связи с тем также, что это необходимо для полноценности существования. Но несмотря на значимость одиночества для становле-155ния личности, оно порождает экзистенциальную трево-гу, мучительную для человека (Э. Фромм, И. Ялом, Р. Мей).Следующая конечная данность существования - ее бессмысленность. Вселенная не имеет смысла, человек -существо, нуждающееся в нем, и сам его конституирую-щий, порождающий. Но смыслы не устанавливаются раз и навсегда, кроме того, как считает Ж. Делез, «личная неопределенность является не сомнением, внешним по отношению к происходящему, а объективной структурой самого события, поскольку последнее всегда движется в двух смыслах-направлениях сразу и разрывает на части следующего за ними субъекта» [13]. Нередко именно в ситуации экзистенциального выбора человек и обнаружи-вает относительность смыслов и ценностей, что может привести к «кризису бессмысленности», «экзистенциаль-ному неврозу» (В. Франкл).Итак, динамический признак экзистенциального выбора выражен нами через напряженность экзистен-циальных данностей: жизни и смерти, свободы и ответ-ственности, одиночества, смысла и абсурда, прояв-ляющегося в экзистенциальной тревоге. Экзистенци-альный выбор предполагает отклонение одной из аль-тернатив-ценностей, что представляет собой «малую (психологическую) смерть» человека возможного, ко-торая феноменологически может выражаться в разно-образных переживаниях: «утрата», «прощание», «тос-ка», «грусть», «вина». Человек свободен в выборе: ка-кую альтернативу отклонить, какого себя возможного «убить», а какому дать «родиться». Делая выбор в эк-зистенциальном одиночестве, человек несет за него ответственность. При этом вся жизнь человека и мир вокруг него не имеет объективно заданного смысла. Сможет ли человек ответить на вопрос, зачем я совер-шаю этот выбор и зачем выбираю именно эту возмож-ность, зависит только от него. Каждый раз «решение»человека разворачивает его в сторону того или иного полюса экзистенциальных данностей. Такая своеобраз-ная экзистенциальная нагрузка на человека сопровож-дается тревогой, которая чаще всего заглушается за-щитными механизмами, однако в ситуации необходи-мости принятия важного решения жизненные данности начинают проступать более очевидно, что и приводит к динамическим процессам.На основании всего вышесказанного мы выделяем ряд признаков экзистенциального выбора. Во-первых, экзистенциальный выбор осуществляется между воз-можностями, которые не просто способны удовлетво-рить потребность «здесь и сейчас», а «помечены» именно как ценности. Ценности определяются челове-ком как альтернативы, т.е. исключающие друг друга возможности, и предполагают необходимость осущест-вления выбора, который человек не может не делать и вместе с тем не хочет делать, т.к. каждая из альтерна-тив является ценной, по-своему «дорогуй» (структур-ный признак экзистенциального выбора). Во-вторых, экзистенциальный выбор влечет за собой качественное изменение, имея, соответственно, жизнеопределяющее значение, меняя магистраль жизненного пути (функ-циональный признак). В-третьих, это сопутствующая выбору напряженность экзистенциалов, феноменоло-гически проявляющаяся в актуализации экзистенци-альной тревоги, которая в свою очередь может транс-формироваться в любые другие «посильные» для чело-века переживания (динамический признак).Интеграция выделенных признаков позволяет опре-делить экзистенциальный выбор как необходимый вы-бор в контексте напряженных экзистенциальных дан-ностей между жизнеопределяющими возможностями, «помеченными» человеком как ценности и имеющими для него статус альтернатив; это выбор, который чело-век не может не делать и вместе с тем не хочет делать.

Ключевые слова

признаки экзистенциального выбора, ценности, отклоненные альтернативы, магистральный путь, жизненные данности, signs of existential choice, senses, values, rejected alternatives, principal way, existential givens

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мерсиянова Анжелика ПавловнаКазахстанско-Американский свободный университет (Казахстан, г. Усть-Каменогорск)доцент кафедры педагогики и психологииmerang@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Делез Ж. Логика смысла. Режим доступа: http://lib.ru/filosof
Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001. 384 с.
Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб.: СпецЛит, 2001. 288 с.
Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. Режим доступа: http://www.psylib.kiev.ua
Шекли Р. Три смерти Бена Бакстера // Миры Роберта Шекли (зарубежная фантастика). М.: Мир, 1984.
Франкл В. Человек в поисках смысла / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
Ленгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 3-21.
Клочко Е.В., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009. 240 с.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.
Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php
Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 284-314.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php
Мей Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя. М.: Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. Режим доступа: http://www.psylib.kiev.ua
 Основные признаки экзистенциального выбора | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335.

Основные признаки экзистенциального выбора | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335.

Полнотекстовая версия