Опыт экспериментального исследования словоизменения имен числительных | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Опыт экспериментального исследования словоизменения имен числительных

Статья посвящена экспериментальному исследованию склонения имен числительных. Анализируются основные ошибки в свете активных процессов в склонении. Подтверждается гипотеза об усилении аналитизма в склонении числительных.

Experimental research of numerals declining.pdf Система склонения составных и сложных имен числи-некоторые данные о себе (пол, год рождения, профес-тельных претерпевает изменения уже на протяжении сто-сию, образование, если испытуемый является студен-летия. Нормы устного и письменного склонения расша-том, то вуз, факультет, специальность и форму обуче-тываются. Ошибки, допускаемые при устном склонении,ния), что в дальнейшем позволяет осуществить обра-очевидны. Достаточно прислушаться к разговорам в мага-ботку и анализ анкет по социометрическим парамет-зинах и маршрутных такси: Я сегодня больше тристарам.рублей потратила; Сдачу с пятиста за одного передай-Испытуемым предъявлялось следующее задание:те; Сдачу с пятьсот вы мне не дали. В средствах массо-Просклоняйте, пожалуйста, следующее числительное,вой информации, на радио и телевидении, пожалуй, толь-записав его словами: 123 456 789. Если Вы не помнитеко высококвалифицированные дикторы не допускаютпадежные вопросы, обратитесь к преподавателю.ошибок. Автор данной статьи внимательно просматрива-Выбор такого числа был обусловлен тем, что в рам-ет телевизионные передачи на канале «Вести» примерно вках одного задания мы имеем возможность проверитьтечение часа каждый день и не наблюдал за это времясклонения самых разных числительных: простых, со-ошибок, допущенных дикторами, только гостями студийставных и сложных двух-, трех-, четырехзначных.и интервьюированными. Например, Принято страхова-Время эксперимента не ограничивалось, однаконие вкладов до семиста тысяч рублей (1-й замминистраэкспериментатор просил зафиксировать время начала ипредседателя правительства РФ); За последнюю неделюокончания выполнения теста. В то же время примернойена потеряет в районе десять процентов (Глава компа-в 1% анкет время не было зафиксировано, что, однако,нии «Фин. маркет»).не мешает вывести среднее время, потраченное наОднако объективно оценить ситуацию при пись-склонения числительного, - 10 минут. После экспери-менном склонении представляется весьма затрудни-мента с некоторыми из испытуемых проводилось лин-тельно, т.к. на письме числительные постоянно заме-гвистическое интервьюирование с целью выясненияняются цифрами. По этой причине необходимым явля-отношения испытуемого к предмету эксперимента, ается проведение комплексного исследования склоненияименно к склонению числительных.имен числительных в письменной речи, т.к. оно моглоДанный эксперимент позволяет проанализироватьбы продемонстрировать всю масштабность процессов,два аспекта: склонение составных и сложных числи-происходящих в системе склонения числительных.тельных. В данной статье осуществляется попыткаВ данном случае весьма эффективным является ме-анализа только склонения сложных числительных, атод эксперимента. «Эксперимент - это предпринимае-специфика склонения составных числительных не рас-мое в целях проверки определенного гипотетическогосматривается.положения контролируемое наблюдение, происходя-Самым поразительным результатом нам представ-щее в искусственных условиях, которые создаются вляется то, что мы получили лишь две (!) анкеты, в ко-результате изменения тех или иных переменных (фак-торой задание было выполнено абсолютно правильно.торов, структурных элементов и т.д.)» [1. С. 7].Обе анкетируемые женщины: 1990 г. рождения сту-Экспериментальное исследование в отличие от пас-дентка факультета культуры и музыкального искусствасивной фиксации или сплошной выборки из письмен-МГГУ им. М.А. Шолохова по специальности «культу-ных текстов, которые, безусловно, являются весьмарология» и студентка 1969 г. рождения этого же уни-трудоемкими, а в нашей ситуации повсеместной заме-верситета 1-го курса факультета информатики и мате-ны числительных цифрами могут вообще не увенчатьсяматики заочного отделения, по профессии техник.успехом, позволяет в виде набора определенных зада-При количественном и качественном анализе оши-ний целенаправленно смоделировать такую ситуацию,бок были выявлены следующие особенности склоненияв которой испытуемые будут вынуждены склонять чис-числительных.лительные письменно, записывая их словами, а неСклонение сто-. Числительное сто функциониру-цифрами. В этом и заключается целесообразность экс-ет в языке как отдельное слово и как корень в сложныхпериментального исследования. Мы имеем возмож-числительных. Обе единицы склоняются по-разному:ность сразу получить необходимое количество откли-сто как отдельное число имеет в косвенных падежахков на экспериментальное задание и квантитативно иформу ста, а в составе сложных числительных -сот (вквалитативно верифицировать результаты.Р.п.), -стам (в Д.п.), -стами (в Тв.п.), -стах (в П.п.).Экспериментальное исследование письменногоМ.Я. Гловинская, ссылаясь на известное эксперимен-склонения имен числительных осуществлялось сле-тальное социолингвистическое исследование «Русскийдующим образом. Эксперимент проводился как вязык и советское общество» [2], пишет, что «абсолют-группах (от 4 до 15 человек), так и индивидуально.ное преобладание формы ста над формой стах былоПеред предъявлением задания испытуемые сообщалиэкспериментально подтверждено еще в 60-е гг. XX сто-15летия» [3. С. 107]. Однако, как показывает наше иссле-С другой стороны, форма -ста в сложных числи-дование, в языковом сознании носителей языка семан-тельных весьма часто возникает в самых различныхтическое совпадение этих единиц до сих пор приводитпадежах (табл. 2).к смешению в системе склонения.Интересно также, что при склонении числительногоС одной стороны, мы встречаем формы слова сто счетыреста некоторые испытуемые (в основном в Им.падежными окончаниями (табл. 1).и Р.п.) указывали форму четыресто (табл. 3).Т а б л и ц а 1Нарушение нормы при склонении числительного стостам в Д.п.стами в Тв.п.стах в П.п.14101013,5%9,6%9,6%Нарушение нормы при склонении числительных, содержащих морфему -стоТ а б л и ц а 2Форма четырехстаФорма четыремстаФорма семистав Р.п.в Тв.п.в П.п.в Д.п.в Р.п.в Д.п.в Тв.п.в П.п.10418418158159,6%3,8%17,3%3,8%17,3%14,4%7,7%14,4%Т а б л и ц а 3Использование ненормативной формы четырестоИм.п.Р.п.Д.п.Тв.п.П.п.Во всех падежах1615133115,4%14,4%0,97%2,9%2,9%0,97%Зафиксировано также единичное употреблениеречи и на их ненормативность в письменной речи.формы семисто в Р.п.Л.Д. Чеснокова даже говорит о формировании новыхСложные числительные образовались из древних ко-форм (курсив наш. - С.П.) с неизменяемой первой ча-личественных сочетаний. Сто в составе сложных числи-стью типа пятидесятью [11. С. 83].тельных представлено разными устаревшими формами:Характерны некоторые замечания, сделанные испы-двойственного числа среднего рода (двести), мн.ч. Им.п.туемыми при выполнении задания. Школьница 7-го клас-(триста, четыреста) мн.ч. Р.п. (пятьсот - девятьсот).са спросила: «А есть такое слово восемьюдесятью, а тоФорма четыресто не является нормативной, однако еевроде бы оно должно быть правильным, но совершенноиспользование может отражать явное стремление к оди-не звучит?» Женщина 31 года с высшим экономическимнаковому склонению данных элементов.образованием стала спорить с другим испытуемым поТаким образом, склонение числительного сто иповоду того, что формы восемьюдесятью не бывает (!).корня -сот/-ста в составе сложных числительныхПриведенные примеры свидетельствуют о том, что не-отражает тенденцию к унификации семантически оди-которые носители языка существующие нормативныенаковых единиц разных языковых уровней.формы не воспринимают как правильные и сознательноОбразование форм Тв.п. Другим весьма ярким истремятся их не использовать.распространенным явлением при склонении составныхНарушение норм при склонении именно в Тв.п.числительных является тенденция к утрате формы тво-имеет такое большое количественное значение, чторительного падежа, которая единственная мешает про-очевидно свидетельствует о глубине и интенсивностицессу унификации всех форм косвенных падежей.процесса формирования именно новых форм, сущест-Многие лингвисты приводят примеры использованиявование которых как в письменной, так и в устной ре-форм типа пятидесятью [4-11] с указанием на допус-чи, возможно, в скором времени будет признано допус-Т а б л и ц а 4Употребление форм с неизменяемой первой частью в Тв.п.тимость их использования в устной непринужденнойтимым и нормативным (табл. 4).ПятидесятьюСемистамиВосьмидесятьюЧетырехстами2931463127,9%29,8%44,2%29,8%Тенденция к утрате формы творительного падежастой малограмотности человека, на самом деле отра-порождает использование различных ошибочных формжают к тому же затруднения, с которыми сталкиваетсяобразования: девятьста, четырмя (2), шестьми,носитель языка при образовании форм Тв.п. имен чис-пятьюдесят, пятьюдесяти, восьмюдесяти, пятьюде-лительных.сятими, восьмидесятими, восьмидесятями, пятидес-Экспансия форм Им.п. и Р.п. Процесс унификациитями, пятьдесятью (2), пятдесятью, восемдесятью,склонения сложных числительных ведет к редукциивосемьдесятью, семьистами, четырьюстами, четыр-словоизменительной парадигмы. Наиболее частотнымстами. Характерно, что ненормативные формы, кото-для косвенных падежей становится Р.п., но и он в своюрые, на первый взгляд, могут быть показателем про-очередь конкурирует с Им.п. Экспансия Им.п. в пози-16ции косвенного в устной речи наблюдается довольно дав-тельного, например Им.п. вместо Р.п. употребляется прино [12, 13]. Нами было сделано очень характерное наблю-склонении числительных четыреста, семьсот, сто, во-дение, а именно использование Им.п. в Р.п. При письмен-семьдесят, девять (табл. 5). Общее количество сложныхном склонении некоторые испытуемые тихо проговари-числительных в косвенных падежах мы считаем, исходявали вслух свои ответы: «Родительный падеж - нет кого?из Р., Д., Тв. и П. падежей и количества сложных числи-чего?» …и записывали все (!) число в Им.п. Таких упот-тельных, входящих в состав составного, - 9 элементов.реблений в анкетах содержится 11 (10,6%).Таким образом, количество форм в каждом падеже со-Как уже было выше оговорено, предметом анализа вставляет 9*104 = 936. Следует оговорить, что здесь мы неданной статье являются сложные числительные, поэтомурассматриваем склонение слов тысяча и миллион, вопросмы суммируем употребление различных сложных числи-о принадлежности которых к классу числительных оста-тельных, входящих в состав одного составного числи-ется до настоящего времени спорным.Т а б л и ц а 5Употребление форм Им.п. в различных падежахИм.п. вместо Р.п.Им.п. вместо Д.п.Им.п. вместо Тв.п.Им.п. вместо П.п.558282615,9%8,7%8,7%6,5%Употребление форм Р.п. в различных падежахТ а б л и ц а 6Р.п. вместо Д.п.Р.п. вместо Тв.п.Р.п. вместо П.п.2782412,9%8,7%4,4%Наиболее часто Им.п. и Р.п. использовались вме-Исходя из приведенных данных, мы можем заметить,сто Тв.п., что еще раз свидетельствует о весьма значи-что отклонение от нормы в Тв.п. достаточно велико,тельной неустойчивости именно этой падежной фор-что еще раз подтверждает весьма нестабильное поло-мы (табл. 6).жение форм Тв.п. в письменной речи и указывает наПредставленные данные позволяют также оценитьинтенсивность процесса унификации форм косвенныхраспространенность различных отклонений от нормыпадежей и развития противопоставления прямых и кос-при склонении числительных в творительном падеже.венных падежей (табл. 7) [5].Т а б л и ц а 7Нарушение норм при склонении числительных в Тв.п.Употребление формы стами101,1%Употребление ненормативных форм, содержащих морфему -ста (четырехста, семиста)121,3%Употребление ненормативной формы четыресто30,3%Употребление форм с неизменяемой первой частью (пятидесятью, семистами, воьмидесятью)13714,6%Употребление различных ненормативных форм (девятьста, шестьми, пятьюдесятими и т.п.)192%Употребление Им.п. вместо Тв.п.828,7%Употребление Р.п. вместо Тв.п.828,7%Итого34536,7%Также следует отметить, что в результате экспери-ментального исследования были выявлены и другие явления в письменном склонении числительных: вза-имное употребление форм Д.п. вместо Тв.п. и наобо-рот; использование различных форм, состоящих их корней в разных падежах (типа четыремстами, четы-рехстам, четырестах и т.п.); раздельное написание составных числительных. Описание этих и других яв-лений не являлось предметом данной статьи и будет представлено в наших последующих работах.Распространенность Им.п., по мнению некоторых ученых, «свидетельствует о зачатках полной нескло-няемости числительных» [3. С. 115]. Что вполне зако-номерно, т.к. числительные как часть речи теряют свои семантические составляющие, выраженные на языко-вом уровне. Семантика числа перемещается на уровень абстрактного мышления, отвлеченного от конкретных языковых составляющих, называющих данное число. Развитие абстрактного математического мышления привело к разрыву в сознании говорящих между значе-нием и формой выражения этого значения.В.В. Виноградов писал: «Грамматическое строение со-временных русских числительных ярко отражает приемы приспособления архаичной морфологии к новым формам мышления. Разрыв употребления и значения указывает на переходную стадию в истории числительных. Древние синтетические формы числовых существительных и при-лагательных подверглись в категории числительных раз-рушительному натиску отвлеченного математического мышления. Старая техника языка вступает в противоречие с новыми принципами понимания и выражения отвлечен-ных понятий числа и количества» [5. С. 263].Исходя из всего вышесказанного, опираясь на дан-ные экспериментального исследования, можно сделать вывод об усилении разрушительных процессов в сис-теме склонения числительных. С одной стороны, мы можем списать сложившееся положение вещей на об-щую языковую ситуацию и, как ее результат, падение уровня грамотности в связи с политическими, эконо-мическими и социальными событиями, ухудшившими качество образования в целом. С другой стороны, мы явно видим, что данный процесс начался гораздо17раньше перестроечных и постперестроечных социаль- в самой системе языка, в специфике развития челове-ных изменений и что его истоки лежат гораздо глубже, ческого мышления.

Ключевые слова

experiment in linguistics, numeral, morphology, имя числительное, эксперимент в лингвистике, морфология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Полякова Светлана ВитальевнаМосковский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолоховасоискатель кафедры русского языкастарший преподаватель кафедры культуры речиsvetapoly@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Русская разговорная речь. М.: Наука, 1973.
Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2002. 520 с.
Чеснокова Л.Д. Имя числительное в современном русском языке. Семантика. Грамматика. Функции. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997.
Дровникова Л.Н. Развитие синкретизма форм числительных в современном русском языке // Филологические науки. 1993. № 1. С. 110-115.
Грамматика русского языка. М.: Наука, 1952. Т. 1.
Русская грамматика. М.: Наука, 1982. Т. 1. 784 с.
Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. М.: Наука, 1980. 288 с.
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: 4-е изд. М.: Рус. яз., 2001.
Граудина Л. К., Ицкович В.В., Катлинская Л.Н. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М.: Наука, 1976.
Чернышев В.И. Избранные труды. М.: Наука, 1970. Т. 1.
Гловинская М.Я. Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков // Язык в движении: К 70-летию Л.П. Крысина. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 106-116.
Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. / Под ред. М.В. Панова. М.: Наука, 1968.
Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Метод эксперимента и его применение в речевых исследованиях. М.: Ключ-С, 2009. 240 с.
 Опыт экспериментального исследования словоизменения имен числительных | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Опыт экспериментального исследования словоизменения имен числительных | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия