Кризис системы общественно-политического вещания в России: маркеры и эффекты (на примеретомского телевидения) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Кризис системы общественно-политического вещания в России: маркеры и эффекты (на примеретомского телевидения)

Основным маркером кризиса является детемпорализация содержания публичного дискурса. Региональное телевидение представляет собой некий обособленный институт, зависящий либо от властей, либо от капитала. В результате демаркации между официальным и приватным сегментами трансформируются сами механизмы взаимодействия, выражаясь в устойчивых эффектах. Основные характеристики четырех эффектов дополняются конкретными примерами телесюжетов регионального ТВ.

Russia's socio-political broadcasting crisis: markers and effects (by example of Tomsk TV).pdf Кризис - удобное и популярное слово, где бы оноквилт, как пестрая мозаика мелькания и исчезновения,ни употреблялось. Это слово полисемантично как по-они не связаны ни смыслом, ни тематикой, но тольконятие и полиаспектно как явление, им обозначаемое.статусом «здесь-и-сейчас».Кризис в поле политики также отвечает упомянутымУказанный событийный дисконтинуум нивелируетособенностям, поскольку, к примеру, может опредме-акценты восприятия: будь то юбилей города, гастроличиваться в наглядных действиях, а может носить ла-поп-звезды или заказное убийство: все это «уживает-тентный характер. Далее, он может обозначать лабиль-ся», одинаково привлекает внимание и одинаково важ-ность социально-политических тенденций и процессов,но (или не важно). В итоге нивелируется ресурс сугге-а может не обозначать: внешне стабильное обществостии и одновременно снижается «порог чувствительно-вполне может быть эффектом кризиса - совсем как всти». Темпоральный и смысловой дисконтинуум со-сегодняшней России. Именно в этом смысле предлага-держания вещания, его калейдоскопичность все боль-ется рассматривать кризис политического пространстваше и больше оттеняют неопределенность и пассив-в данной статье как политическую ситуацию, внешненость гражданского сегмента поля публичности.относительно стабильную, но по сути являющуюсяСопутствующим явлением, а также, в принятой на-прогрессирующей деривацией относительно идеальнойми стратегии, следующим маркером и, одновременно,цели - построения демократического общества, госу-эффектом кризиса можно назвать симплификацию идарства и режима.симпрактизацию содержания публичных арен. Имеет-И какие бы обоснования не предлагались - в терми-ся в виду синдром склонности к упрощению (в воспри-нах особой российской модели («суверенная демокра-ятии и поведении), синдром «бинаризации» действи-тия» Суркова) или в терминах политической дефляциительности [2. С. 81].Т. Парсонса («народ же сам голосует»), - они мало ко-По сути, в этом случае мы наблюдаем то, чтого могут устроить. Если глава государства практическиН. Луман называл парадоксальным способом опера-«назначает» оппозиционные партии для декорированияционально-пригодных различений (аутопойесиса) [4.системы, значит, в этом что-то есть.С. 194-216]. Вещание предлагает риторические вопро-Тема предлагаемого текста - кризис поля политики,сы, риторические лозунги, риторические интерактив-суть которого можно определить как нарастающийные опросы общественного мнения, которые подменя-дисбаланс в публичном пространстве, выразившийся вют собой авторскую логику, идеологию, норматив-утрате им равновесности между властью и граждан-ность экспертной аналитики. Привычная когда-то схе-ским обществом. Это касается и главного медиумама: постановка проблемы, анализ причин, условий ипубличного политического взаимодействия - полити-последствий - упрощается и сходит на нет.ческого телевидения. Равно как и региональных СМИ,В то же время, однако, симпрактизация не лишенакак в целом, так и его отдельных сегментов и субъек-устойчивых корней и потому не ограничивается сию-тов. Указанные сегменты имеют свои особенности,минутной тягой к простым и однозначным оценкам иобусловливающие признаки (маркеры), и потому даютответам в конкретной социально-политической обста-специфические эффекты кризиса поля публичности.новке. Ее основу составляет синдром архаичности -Пожалуй, основным маркером кризиса как явленияаприорного доверия к официальным источникам.системного характера может быть названо размываниеОчередным маркером (эффектом) кризиса можно на-конструкта временного континуума или, другими сло-звать билокализацию поля публичности. Она выражается ввами, детемпорализация содержания публичного дис-факте монополизации властью всего поля публичности (икурса.СМИ, конечно) при относительной пассивности граждан.Здесь уместно обратиться к известной типологииТакая пассивность полихромна: это может быть индиф-субъективной и интерсубъективной теморальностиферентность, молчаливое согласие или, напротив, скры-Л.Н. Гумилева, который выделяет пассеистский, актуа-тое недоверие и даже протест. Важно то, что в любомлистский и футуристический способы «метавосприя-виде обозначает автономность приватного сегмента. Эф-тия» времени [1. С. 315-364]. Тогда в нашем случае - вфект билокализации поля публичности выражается в воз-случае регионального телевещания - восприятие, кон-вращении к оппозиции «верхов» и «народа». Ситуацияструирование, и конституирование времени «ужимает-сводится к разрыву между официозом, когда СМИ одно-ся» до точки событийного актуализма. Оно приобрета-значно выступают (и ассоциируются с ними) проводни-ет дискретную, точечную, мозаичную конфигурацию.ками позиции власти, с одной стороны, и «приватной»35Самые разные события, факты, явления выглядят какпубличностью - с другой, превратившейся в «гетто сво-бодных мнений». Этот сегмент, по сравнению с совет-В подобных условиях и СМИ в целом, и телевиде-ским периодом, еще не «усох» до размеров «кухни», ноние в том числе не могут не реагировать на сложив-его границы уже четко определились.шиеся реалии. Новизна ситуации состоит в том, чтоСложившаяся демаркация между официальным иреставрация официального статуса СМИ на региональ-«приватным» сегментами поля публичности по линиином, как минимум, уровне имеет не только политиче-охранительности - оппозиционности вполне подчиня-ские детерминанты. Здесь существенным факторомется механизму актуальных различений контингентно-выступает экономика, в результате чего основным ис-сти - инаковости [3. С. 53]. Примеров подобной дис-точником средств для изданий и каналов становятсякурсивной дифференциации множество. Она можетзаказные материалы.воплотиться, например, в оппозиции «Россия - врагиВ итоге указанной демаркации трансформируютсяРоссии», что с успехом осуществляется центральнымисами механизмы взаимодействия официального и при-СМИ. Это делается в отношении мирового финансово-ватного сегментов, выражаясь в устойчивых эффектах.го кризиса, деятельности военно-политических блоков,Остановимся на их основных характеристиках. отношений с отдельными соседями и т.п.Во-первых, это Эффект «вымывания» политиче-Существуют разные «радиусы» оппозиций, что вской составляющей в журналистике. Тенденцией по-значительной степени характеризует именно регио-следнего времени является рост доли журналистов-нальные СМИ: это опора на сравнение с другими ре-экономистов, журналистов-правоведов, журналистов-гионами, в том числе и по поводу самих себя.религиоведов и др. Разумеется, такое деление в извест-Механизм дифференциации, наконец, может во-ной степени искусственно, поскольку в реальности всеплощаться в границах «географии» отдельных секторовони представляют сложную профессиональную «ар-и отраслей политической, экономической и другихмию» масс-медиа. Однако сфера экономики, права,сфер, имея, однако, локальные особенности и различиярелигии (мы не касаемся сферы развлекательного ве-в билокализации публичного пространства.щания) преобладают на сегодняшний день.Это, во-первых, тот факт, что усиление демаркацииВо-вторых, это эффект подконтрольности. Содержа-между властью и публикой не всегда носит оппозицион-ние и тональность продукции СМИ формируются такимный характер. Напротив, зачастую она вуалируется вы-образом, чтобы негативизм и напряженность были снятыраженной векторностью делегирования. В частности темтак или иначе. Конструируется ситуация финального ре-обстоятельством, что в ситуации тотального вызова сре-шения проблемы властями - что-то вроде счастливогоды (тот же мировой кризис) публичная сфера демонст-конца в фильме. Но чаще этот эффект достигается про-рирует завидное единодушие. Нужно подчеркнуть, чтостой комбинацией и перекомбинацией сюжетов. Вот ха-это характерно именно для масштабных вызовов, ка-рактерный пример: 26 мая 2009 г. в теленовостях выходитсающихся россиян, экономики страны, общества в це-нейтральный по тональности и интерпретации сюжет олом. Персонифицированная государственная властьтом, что изменяется кадастровая стоимость земли. В связисубъективно и интерсубъективно наделяется полномо-с этим выступают представители власти и объясняют на-чиями последней инстанции и высшей силы, способнойселению, как и сколько теперь будет стоить земля. Одно-быстро и эффективно решить проблему (ситуация маявременно с этим заявлением делается небольшое включе-2009 г. в г. Пикалево). При этом чаще используется дис-ние из речи директора торгового центра, который гово-курс моральной риторики, а с одновременной элимина-рит, что такое изменение - смерть для арендаторов ицией рационализированного дискурса.арендодателей, потому что такую стоимость аренды неЗаметим, что ситуация отличается, если говорить опотянет не только малый бизнес, но даже и средний. радиусе регионального вещания. Отличается, главнымИнформация подается на фоне репортажей по пово-образом, тем, что здесь оппозиционный характер связ-ду дня предпринимателя: выступление депутата с объ-ки «официальная точка зрения - слухи достаточно вы-яснением проекта программы поддержки малого иражен». Причем слухи, которые циркулируют в народе,среднего бизнеса в Томске, его значимости и перспек-более информативны, чем телевизионные сюжеты.тив, о 40% занятых в сфере малого и среднего бизнесаВо-вторых, региональный «радиус» конструированиясреди населения Томской области и др. телевидением социальных проблем отличается от феде-Обобщая, можно сказать, что происходит седимен-рального характером дискурса. Здесь гораздо заметнеетирование (осаждение) напряженности и суггестивногосодержательно-интонационные смещения. А именно:ресурса проблемы в приватный сегмент поля публич-СМИ рассказывают о трудностях владельцев предпри-ности. О проблеме помнят на уровне прямых или опо-ятий, о повышении ставок по реструктуризации кредит-средованных биографических сетей (знакомые илиного долга, о выживании предприятия в нынешних усло-знакомые знакомых), но из поля зрения СМИ проблемавиях. Но практически отсутствует социально-моральнаяисчезает, уступая место другим. риторика (как выжить людям уволенным, сокращенным,В-третьих, это эффект проблемно-событийной ос-какие меры давления были использованы на данномцилляции. Он выражается в эпизодических событийныхпредприятии, чтобы вынудить большую часть работникови ситуативных «прорывах» проблематизма приватнойуйти по собственному желанию и др.).публичности с последующей обратной реакцией. ХотяВ результате мы видим, что «местные» обществен-чаще всего содержание события не носит политическойно-политические новости и программы гораздо болееокрашенности, ограничиваясь темами коммунальныхконсервативны, автономны и «закрыты». В них при-проблем, экологии, здоровья и т.п. Но даже в случаеватная публичная сфера (слухи, Интернет) доминируетполитического проблематизма осцилляция осуществ-над официальными каналами информации.ляется в границах «курса».36В-четвертых, это эффект роста удельного веса ин-торов, и органов информации в глазах аудитории воформационных альтернатив, который касается при-многом определялся той степенью свободы, которуюватного сегмента публичного пространства. Главнойони могли себе позволить в условиях безраздельноготакой альтернативой, отличной, к примеру, от слуховгосподства официальной идеологии. институциональной и технической «оформленностью»В заключение можно сказать, что существует глав-и эффективностью, является Интернет.ное отличие конструирования социально-политическихОсновной функцией системы построения регио-проблем средствами массовой информации двух ло-нальной медийной модели является создание условийкально-уровневых сегментов - федерального и регио-для развития той или иной медиапродукции на основенального. На первом безраздельно доминирует идеоло-обеспечения успешных коммерческих результатов.гия; на этом уровне публичность как бы делегируетИдеологию они порой приносят в жертву прибыльно-власти право и возможность решения системных про-сти. Региональное телевидение представляет собойблем. На региональном же уровне преобладают такиенекий обособленный институт, зависящий либо от вла-источники самопрезентации, как наличные интересы истей, либо от капитала. Успех и журналистов, и редак-наличная расстановка сил акторов поля публичности.

Ключевые слова

sovereign right, personification, demarcation, under control, public sphere, oscillation, private sphere, bilocalisation, simpractisation, simplification, detemporalisation, суверенная демократия, персонификация, демаркация, подконтрольность, публичная сфера, приватная сфера, осцилляция, билокализация, симпрактизация, симплификация, детемпорализация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Карпова Анна ЮрьевнаТомский государственный университетаспирант кафедры социологии философского факультетаbelka101@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Гл. 6: Пассионарность в этногенезе. М.: АСТ, 2002.
Адорно Т. Типы и синдромы: методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // СоцИС. 1993. № 3. С. 75-85.
Луман Н. Дифференциация: Пер. с нем. М.: Логос, 2006. 320 с.
Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества / Пер. с нем. и публ. А.Ф. Филиппова // Социологос. М.: Прогресс, 1991. Вып. 1. С. 194-216.
 Кризис системы общественно-политического вещания в России: маркеры и эффекты (на примеретомского телевидения) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Кризис системы общественно-политического вещания в России: маркеры и эффекты (на примеретомского телевидения) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия