К вопросу о «новизне» современных российских общественных движений | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

К вопросу о «новизне» современных российских общественных движений

Определяются специфические признаки современных российских движений, выявляется их новизна. Рассматриваются концептуальные подходы к исследованию новых общественных движений.

On novelty of modern social movements.pdf Общественные движения, выступая в качествесоциетального типа влечет за собой появление новыходной из самых динамичных организационных форм,коллективных акторов, отличающихся от традицион-быстрее других адаптируются к новым социальнымных не репертуаром действий, а уровнем саморефлек-условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабли-сии и своими целями [6. С. 92-109]. Особенностьюваются к изменившимся правилам. Объединяясь,современного общества является организация гибкихиндивиды удовлетворяют свои потребности, выра-социальных структур, в качестве которых выступаютжают интересы, тем самым оказывают влияние наобщественные организации и движения, позволяющиеокружающую среду. В свою очередь, в постоянносочетать свободу и интересы индивидов с общимиизменяющемся обществе объединения приобретаютпринципами, регулирующими их совместную дея-новые формы, вырабатывают механизмы взаимодей-тельность. Социальные изменения, развитие выбор-ствия. Какие признаки характерны для новых обще-ной системы привели к возникновению новых формственных движений?объединений. Ч. Тилли считает, что современныеВо второй половине ХХ в. термин «новые» получа-движения, имея новый репертуар действий, исполь-ет широкое распространение. Исследователи вклады-зуют те же средства борьбы, что и традиционные. Из-вают в него различный смысл. Например, Н. Смелзер,менились их формы деятельности, собрания в общин-М. Вуазен, Э. Гидденс, называют «новыми» движенияных группах сменились добровольными ассоциация-за гражданские права, экологические, феминистские,ми [7]. В.Д. Виноградов и Н.А. Головин выделяют врелигиозные, потому что социальной базой этих дви-качестве «новизны» «удивительную силу мобилиза-жений становится не рабочий класс, а иные социаль-ции этих движений, ряд специфических современныхные слои, в первую очередь представители среднеготем, таких как идея прав человека, осознание угрозыкласса. Например, М. Вуазен считает движущей силойсуществования всего человечества, будь то ядернаяи социальной базой подобных движений «подчинен-или экологическая, идея политической и культурнойную часть господствующего класса», к которой отно-эмансипации и эмансипации отдельных социальныхсят учителей, работников социальных служб, медсе-слоев, прежде всего женщин, радикальное изменениестер и других представителей нового среднего класса,образа жизни и, наконец, децентрализованную формуоказавшихся в капкане социального парадокса. Они, сорганизации» [8. С. 123]. Таким образом, отечествен-одной стороны, в силу накопленного культурного ка-ные и зарубежные исследователи в качестве критери-питала принадлежат к правящему классу, а с другой - кев «новизны» предлагают следующие признаки: ши-классу, которым управляют, поскольку лишены уча-рокую социальную базу, новые формы деятельности,стия в осуществлении власти [1. С. 46]. По мнениюсовременные темы и репертуар действий и, наконец,А. Турена, именно те, кто находятся в положении зави-определенный социальный контекст, способствующийсимого участия и имеют отношение к «целям общест-их созданию.венного обновления, посвятят себя освободительнойС начала 80-х гг. прошлого века общественныеборьбе, иными словами, образуют сердцевину новыхдвижения приобретают новые черты. Они становятсяобщественных движений» [2. С. 187]. И. Дженкинс и«глобальными, планетарными, транснациональными неК. Эккерт новыми считают локальные выступления,только по своим целям, но и по широте охвата, практи-организованные местными лидерами (выходцами изке». Движения приобретают массовый характер, выхо-низших слоев общества), автономные, местные ассо-дят за рамки одной страны, нацелены на изменениециации [3. С. 812-829].культурных ценностей в обществе [9. С. 40]. Это отно-Представители парадигмы «новых общественныхсится как к экологическим (например, «Гринпис»,движений» (Ю. Хабермас, А. Турен, А. Мелуччи,«Всемирный фонд дикой природы»), так и к движени-П. Штомпка,) акцентируют внимание на определен-ям иного рода (примером могут служить антиглобали-ном социальном контексте постиндустриального об-сты). И, действительно, экологические движениящества, которое создает условия для возникновения(«Гринпис», «Друзья Земли»), движение за права чело-современных движений. Социальные изменения при-века («Международная амнистия»), «Врачи без гра-водят к стиранию границ между частной и общест-ниц» и другие в настоящий период становятся всемир-венной жизнью. Поэтому проблемы, поднимающиесяными и всеохватными, что, в свою очередь, порождаетновыми движениями, связаны с изменяющимися гра-изменения в самих этих движениях (структурные из-ницами между общественной, личной и социальнойменения, концентрация финансовых ресурсов, влияниежизнью [4. С. 749-787]. Современные движения стре-в СМИ). Большое количество движений и организациймятся сформировать групповую идентичность в рам-различной ориентации составляют глобальное Альтер-ках общей социальной идентичности, против которойнативное движение, которому свойственны размытостьони выступают [5. С. 199-226]. Возникновение новогограниц, «девертикализация» и децентрализация, отсут-46ствие руководящих органов, иерархии, обязательности, унификации. «Место пирамиды занимает сеть: множе-ство разнотипных движений, созданных на различных основаниях и не связанных никакой дисциплиной -ни идеологической, ни политической, ни организаци-онной. Единственное, что их объединяет постоянно -это неприятие нынешнего положения вещей, принципы примата действия и внутренней демократии, а также Интернет («коллективный агитатор и организатор»), спорадически - акции протеста, изредка - Форумы» [10. С. 4]. Сети движений - это новые, сложные струк-туры, присущие современности.Глобальные массовые движения активны в запад-ных обществах. К примеру, в Германии имеет место большое количество объединений, выступающих за модернизацию и глобализацию («Гринпис», «Между-народная амнистия», «Всемирный фонд дикой приро-ды», «Врачи без границ»). Спецификой подобных движений является то, что они не представляют инте-ресы отдельных групп (по демографическому, идео-логическому признакам), напротив, защищают «некие переплетающиеся цели и универсальные (глобальные) идеи» [11. С. 149]. Новые движения на Западе имеют отличные от традиционных формы организации (гло-бальные сети общественных организаций, новый тип движений - флеш моб), используют иную стратегию деятельности в обществе. В первую очередь для них большое значение имеет представление в СМИ (де-монстрация определенной точки зрения, экспертной оценки, определенного взгляда на мир), что дает воз-можность заявить о себе, сыграть определенную роль в глобальном видеоклипе. Массовые мероприятия, организованные движениями, «должны быть собы-тиями, и каждый участвующий независимо от того, известен он или нет, обязан играть какую-то роль, чтобы поддержать общее ощущение значимости про-исходящего». Однако, с точки зрения влиятельности, такие объединения в Германии являются аутсайдера-ми и в политической и экономической сферах, не имеют реальных возможностей для социальных дей-ствий и не поддерживаются обществом [11. С. 150-153]. Как можно заметить, на Западе современные движения, в отличие от традиционных, приобрели «новые» черты, которые касаются социальной базы, целей и задач, направленности их деятельности, форм организаций. Они многочисленны и довольно извест-ны в обществе, ставят перед собой универсальные цели и используют новые формы взаимодействия. Большую роль в западных обществах играют глобаль-ные объединения.Согласно выделенным признакам, новые россий-ские движения имеют свою специфику. В последние десятилетия в России произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Появились новые слои, группы, социальные институты и значительно трансформировались старые. Современные объедине-ния являются гибкими структурами, находятся в по-стоянной готовности для совершенствования всех сво-их компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Они ориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организационных изменений, на нашвзгляд, служат и смена политического строя, и распро-странение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Кроме того, упала значимость политических партий. Предна-значенные им функции не выполняются. Наиболее вос-требованной оказалась, прежде всего, функция моби-лизации электората в период избирательной кампании, а также селекционирование политических лидеров в структуры власти. Поэтому в настоящее время полити-ческие партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вы-нуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организа-циями и движениями.В период с конца 1980-х гг. такие социальные субъекты, как движения, стали популярными в рос-сийской общественной жизни. Они различались по целям, задачам и характеру своей деятельности. Большинство нашло себя именно в политике, многие из них зачастую даже не имели программных целей или установок на участие в выборах. В условиях формирования новой социальной структуры общест-ва, ее неопределенности и неустойчивости подобные движения видели свой шанс в участии в политиче-ской деятельности. Их деятельность, в западном по-нимании этого слова, в России имела свою особую специфику. Хотя идеи экологии, защиты окружаю-щей среды, увеличения прав женщин были довольно популярны в российском обществе, основной целью объединений конца прошлого века было участие в политической жизни общества. В настоящее время движения направляют свою деятельность на защиту интересов как отдельной социальной группы, так и общества в целом.Результаты социологического исследования, про-веденного в декабре-январе 2005-2006 гг. в Волго-градском регионе, показывают, что участники совре-менных движений России видят своей целью привле-чение внимания общества к решению общественных проблем и к проблемам отдельных социальных групп. Они ставят перед собой задачу: повысить уровень самоорганизации граждан для реализации общих ин-тересов. Лидеры и участники движений при ответе на вопрос: «С какой целью создается общественное дви-жение?» - выделили две главные цели создания обще-ственных объединений. По мнению большинства рес-пондентов, движение создается для решения тех или иных общественных проблем (58% от числа опро-шенных). 42% опрошенных считают, что основная задача общественных объединений - оказывать по-мощь тем, кто в ней нуждается1.Российские движения имеют определенную иерар-хию (самая простейшая - это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, ролевые позиции, обладают достаточ-ной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в ус-тановленном порядке, правила и нормы, регулирую-щие поведение участников. Исключением из этого47ряда признаков социальной организации может счи-порой совершенно противоположными идеями, чтобытаться степень устойчивости, хотя для ряда движенийих таким же образом взаимно принимали во внима-она достаточно высока. Кроме того, в движениях дос-ние. Возникает противоречие, которое заложено втаточно слабо выражены отношения власти. На нашсамой природе движений. С одной стороны, нетерпи-взгляд, это связано со спецификой их организацион-мость к существующим порядкам, к общественнымной структуры. Участник, не согласный с деятельно-проблемам, попытка их решить, защита интересовстью общественного движения, перестает быть егоопределенного социального слоя и отдельной лично-участником, для этого не нужно дополнительной про-сти. С другой стороны, толерантное отношение к раз-цедуры исключения. Хотя в отношении функционеровличным стилям жизни, мнениям, суждениям подоб-имеется и такое правило. Общественно-политическиеных и оппозиционных общественных объединений. Идвижения, создаваемые в России, можно сказать, об-в этом также проявляется «новизна» общественныхладают почти всеми атрибутами политических орга-движений.низаций. Здесь имеется в виду наличие программы,В отличие от западных, российские движения име-устава, организационной структуры, иерархичности,ют небольшую социальную базу. Ряд исследователейопределенной сети организаций на местах. Следуетотмечают, что участие в коллективных действиях вподчеркнуть, что создание многих общественно-современных обществах не обязательно связано с фор-политических движений в период 90-х гг. прошлогомированием коллективной идентичности. Индивиду-века начиналось с организационного ядра, а не «сни-альная идентичность преобладает над коллективной,зу». Более того, финансирование отделений этих дви-что порождает новые формы политического и граждан-жений на местах шло из центра.ского участия, а также «индивидуализированные»По сравнению с объединениями советского перио-формы коллективного действия. Этим можно объяс-да, деятельность которых была жестко регламентиро-нить и малочисленность российских объединений.вана, современные движения имеют иной способ соз-Еще один признак, отличающий современные дви-дания, ставят перед собой другие цели. Они появи-жения в России, - не планетарный характер сознаниялись в новых политических условиях демократизации.участников, а групповой, отражающий интересы дан-Смена политического строя способствовала появле-ной социальной группы. Общественные движения ве-нию ассоциаций, исследовательских групп, добро-теранов, движения инвалидов, молодежные объедине-вольных объединений. Новые объединения имеютния заявляют о себе, акцентируют внимание обществасоциальную направленность, т.е. созданы для обозна-и власти на определенных возможностях, приоритет-чения и акцентирования внимания на определенныхных вопросах.идеях и ценностях, для решения конкретных проблем,Применительно к России следует отметить, чтозащиты интересов определенной социальной группы.влияние и популярность транснациональных движе-Примерами вновь созданных движений могут служитьний пока невысока и большого влияния на общест-«Национальное Единство», «Ассоциация содействиявенную жизнь они не оказывают. В новых условиях вдетям-инвалидам», «Осиротевшие родители», «Дело-российском обществе на первый план выходят ре-вая женщина», «Поволжье», «Волгоград - чистый го-гиональные объединения, имеющие цель - привле-род».чение внимания общества к решению конкретныхСовременные российские движения, как и запад-проблем. Это экологические, женские, молодежные,ные, ориентируются на новые ценности, решают про-правозащитные движения. Деятельность подобныхблемы социальных норм коллективной и индивиду-объединений в настоящий момент приобретает осо-альной идентификации, имеют новые сценарии кон-бую важность для общества и имеет значительныефликта. Позитивным является то, что современныеперспективы. Такие организованные «снизу» обще-движения формируют новое отношение к обществу,ственные движения позволяют мобилизовать граж-человеку, природе, в чем заключается их созидатель-дан для решения проблем. В то же время у россий-ная роль. Они способствуют формированию опреде-ских движений, как и у западных, можно отметитьленной толерантности по отношению к различнымновые черты, отражающие их современный характер.социальным группам, которые ранее не принималисьОни предполагают альтернативные модели совре-обществом, подвергались дискриминации. Толерант-менности, служат средством защиты индивидуаль-ность - это еще одна особенность, характерная дляных и коллективных интересов, формируют новыйновых объединений, как западных, так и российских.образ жизни, предоставляют широкую возможностьСовременные движения должны считаться с другими,выбора в области веры и ценностей.ПРИМЕЧАНИЯ1 Социологическое исследование было проведено при участии автора (РГНФ, грант № 05-03-2030 а/В) в декабре-январе 2005-2006 гг. с целью выявления типичной социальной проблемы, для которой создаются движения в Волгоградском регионе и в России в целом, а также опре-деления способов организации деятельности участников движений.Объектом исследования послужили общественные движения Волгоградского региона, зарегистрированные в Управлении юстиции администрации Волгоградской области в 2005-2006 гг. В качестве методики формирования выборочной совокупности использовалась квотная выборка, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения изучаемого признака. Все имеющиеся общественные движения (N = 138) были разделены на группы по целям деятельности (женские, молодежные, национально-культурные, спортивные, политические и др.). Профсоюзные организации в выборку не вошли.

Ключевые слова

the purpose, new forms, the modern movements, цель, новые формы, современные движения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скобелина Наталья АнатольевнаВолгоградский государственный технический университеткандидат социологических наук, доцент кафедры политологии факультета экономики и управленияvolnatmax@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кельнер Х., Зофнер Х.Г. Культурная глобализация в Германии // Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В.В. Сапова; Под ред. М.М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации? // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 12. С. 3-11.
Здравомыслова Е.А. Парадигмы и модели социологии общественных движений // Социология общественных движений: концептуальные модели исследования. 1989-1990. М., 1992. 172 с.
Tilly C., Tilly L., Tilly R. The Rebellious Century: 1830-1930. Cambridge: Harvard University Press, 1975.
Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология. СПб., 1997.
Touraine A. The Self Production of Society. Chicago: University of Chicago Press, 1977. P. 92-109.
Touraine A. An Introduction tothe Stady of Social Movements // Social Research. 1985. Vol. 52, № 4. P. 749-787.
Melucci A. The New Social Movements: A Theoretical Approach // Social Science Information. 1980. Vol. 19, № 2. P. 199-226.
Jenkins J.C., Eckert C.M. Channelling Black Insurgency: Elite Patronage and Professional Social Movement Organizations in the Development of the Black Movement. American Sociological Review, 1986.
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998. 204 с.
Массовые движения в современном обществе / Под ред. С.В. Патрушева. М., 1990. 197 с.
 К вопросу о «новизне» современных российских общественных движений | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

К вопросу о «новизне» современных российских общественных движений | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия