Методологические аспекты формирования информационного пространства (на примере студенческой аудитории)
Выявляются условия формирования информационного пространства лекционного занятия. В работе анализируются подходы к определению категории «пространство», очерчивается авторское понимание пространственной локализации информационных отношений. На примере лекции рассматриваются условия конструирования информационного пространства.
Methodological aspects of information space formation (by example of students as target audience).pdf Сегодня университеты вынуждены учитывать реа-Сама потребность в понятии «информационноелии всеобщей информатизации при проектировании ипространство» возникла (в российской науке) в 90-х гг.реализации образовательного процесса. СовременностьХХ в., когда было опубликовано несколько программ-ставит человека в ситуацию постоянного лавированияных документов, призванных обеспечить фундаментсреди множества альтернатив. Ему приходится пере-информатизации российского общества (например,сматривать представление о себе чуть ли не каждыйконцепция формирования и развития единого инфор-день, не хватает стабильности и дальновидности, онмационного пространства России и соответствующихсвободен в своем выборе, но и обречен выбирать [1.информационных ресурсов, концепция формированияС. 42]. Доступность информации, с одной стороны, и ееинформационного общества в России и т.д.). Сложномнимая ценность - с другой, приводит к информаци-говорить о некоем четком определении в этих концеп-онной передозировке и потере чувства реальности про-циях термина «информационное пространство». Ско-исходящего. Необходимость четкой дифференциациирее в них, исходя из идеи всеобщей информатизацииинформационного мусора от истинно значимой ин-как массового распространения информационных иформации и знания является сегодня серьезной про-коммуникационных технологий, создания информаци-блемой, в том числе и высшего образования. Именно вонной инфраструктуры, развития СМИ, очерчиваетсявозрасте 16-17 лет молодой человек способен адекват-некое смысловое поле данного понятия. но воспринимать информацию и участвовать в инфор-Последующие годы ознаменовались увеличениеммационных процессах. В этот период основными ис-интереса к данной проблеме. Был опубликован ряд ин-точниками информации для него являются друзья, пре-тересных работ, в которых авторы стремились датьподаватели, родители, книги, средства массовой ин-свое определение информационному пространству. Вформации (от периодики до сети Интернет). При этомцелом на основе анализа существующих публикацийроль университета в конструировании информацион-можно выделить несколько основных подходов к опре-ного пространства студента может быть доминирую-делению понятия «информационное пространство».щей и не ограничиваться лишь функцией передачиПеречисленные ниже подходы не исчерпывают всегознаний. Университеты - основа современного общест-многообразия точек зрения на данное понятие, нова. Будучи не только трансляторами, но и генераторамипредставляют некое «общее» для многих из них. знания, они образуют основной ресурс информацион-1. Территориальный. В самом широком смысленой цивилизации. Они конструируют информационноеданный подход определяет информационное простран-пространство особого рода, обеспечивая тем самымство как информатизированную территорию, имею-ноосферную траекторию развития общества. В рамкахщую некое наполнение. Это территория, где физическиданной статьи мы сделаем попытку проанализироватьдислоцируются источники информации (СМИ), гдеинформационное пространство университета, а точнее,географически локализована потенциальная аудиторияусловия возникновения информационного пространст-и где существует инфраструктура, обеспечивающая ихва лекционной аудитории, предварительно охарактери-взаимодействие по определенным стандартам и прави-зовав в целом наше понимание информационного про-лам, в том числе и законодательно закрепленным. Сстранства.точки зрения И.М. Дзялошинского [3], данный подходНесмотря на то что словосочетание «информацион-является по сути геополитическим, когда предполага-ное пространство» (в различных вариациях: глобаль-ются замыкание границ и локализация информацион-ное, региональное и т.д.) прочно вошло в современныйных взаимодействий (влияния) в рамках территориинаучный и бытовой лексикон, смысловая нагрузка это-государства.го понятия однозначно не определена. Это связано с2. Технический или технологический. В его рамкахтем, что оно рассматривается в контексте различныхданное понятие можно определить как совокупностьнаправлений научного поиска: информатики, теориитехнологических средств, обеспечивающих информа-коммуникации, теории журналистики, социальной ин-ционное взаимодействие. То есть локализация инфор-формациологии и т.д. Поэтому часто информационноемационного пространства очерчивается границами, гдепространство воспринимается как «простая метафора,располагаются информационные ресурсы, средства ихсвоеобразный художественный прием, образно-создания, хранения, обработки и передачи, т.е. инфор-стилистическая форма иносказания, когда общепонят-мационные сети, комплексы системы. Географическиеное и привычное слово употребляется в переносномрамки данной информационной инфраструктуры присмысле» [2. С. 1].этом никоим образом не определены и лишаются даже50символического смысла. Типичным примером может служить сеть Интернет, где физическое расположение информационных ресурсов в территориальном плане нивелируется их виртуальным представлением во все-мирной паутине.3..Функциональный. Определяет информационное пространство через его предметную ориентацию. Речь идет о таких понятиях, как информационное простран-ство предприятия, организации и т.д. Границы «про-странства» здесь определяются профессиональным смысловым полем и детерминируются специфически-ми характеристиками отраслевых отношений. При этом делается акцент на иерархичность, структурность, дифференцированность как основные характеристики информационного пространства. В этом случае полу-чаем динамическое, или деятельное, информационное пространство, характеризующее интеграционные свой-ства функционирующих объектов и субъектов в зави-симости от степени их структуризации в предметно ориентированной информационной системе [4].4.Социальный подход. Позволяет определять ин-формационное пространство как «совокупность опре-деленных структур (индивидов, их групп и организа-ций), соединенных информационными отношениями, т.е. отношениями сбора, производства, распростране-ния и потребления информации» [3]. Это пространство имеет свои особые системные качества, отсутствующие у субъектов информационных отношений. Информа-ция при этом воспринимается как важнейший социаль-ный ресурс, основополагающий для других возможных социальных ресурсов (власти, денег и т.д.). То есть, с одной стороны, в корне социальных отношений лежат отношения по поводу воспроизводства информации, с другой - сами информационные отношения являются социальными по своей природе.5..Ноосферный. Современные воззрения на ноо-сферу во все большей степени ассоциированы с гло-бальной информатизацией планеты и с возникновени-ем информационного общества. Но продолжая идеи Вернадского, современные ученые видят в качестве важнейшего признака ноосферы именно наличие не-коего Коллективного Разума. Планетарное общество можно назвать информационным только тогда, «когда возникнет такого уровня Коллективный Разум, что он будет способен играть в планетарном обществе такую же роль, какую в организме человека играет его соб-ственный разум» [5. С. 183]. Для возникновения тако-го Разума необходимо множество условий. Одно из них - соответствующий уровень развития средств на-копления, передачи и анализа информации. Таким образом, ноосферный подход к определению инфор-мационного пространства предполагает возникнове-нию новой информационной оболочки, «обволаки-вающей» всю Землю и порождающей в себе новое качество - планетарный ноосферный разум.В итоге можно констатировать, что не существует однозначного определения информационного про-странства. Стоит согласиться с теми, кто подчеркивает предельно общий и абстрактный характер этого поня-тия, т.к. «семантически исходная категория простран-ства, будучи атрибутивной характеристикой бытия во-обще в любых его проявлениях, тем самым логичноподчиняет себе все остальные оттенки и степени отно-шений локализации» [2. С. 4].Действительно, еще мудрецы Античности признава-ли сложность определения пространства и нередко от-рицали саму возможность такого определения. В целом, как подчеркивает П. Верлен, в философских обсуждени-ях природы пространства выделяется три доминирую-щих позиции [6. С. 31]: абсолютная или субстантивист-ская, реляционная и эпистемологическая. Субстантивная точка зрения воспринимает пространство как некий объ-ект, идея протяженности которого тождественна идеи телесной субстанции (Декарт) или, более того, как нечто абсолютное - сенсориум бога (Ньютон). Реляционная позиция в своем видении пространства ориентирована на взаимосвязи пространственно размещенных тел. Без этих тел пространство - ничто, но оно есть возможность их размещения (Лейбниц). Эпистемологическая идея заключается в трактовке понятия как необходимого представления, т.е. a priori (Кант).Проблема становится еще глубже при переходе с уровня отношений объектов физического мира к отно-шениям, не имеющим материальной основы. Речь идет, прежде всего, о таких понятиях, как ментальное про-странство, пространство смыслов и искомое нами ин-формационное пространство. Если обычно понимае-мые пространственные отношения в той или иной сте-пени акцентируют внимание на телесное, на взаимо-действие в пространстве неких тел, то в данном случае такой подход вряд ли окажется продуктивным. Изна-чально возникает вопрос: справедливо ли применять пространственную логику к отношениям, лежащим вне (над) границ физического мира? Думается, что да. Од-нако эти нефизические пространства не могут быть интерпретированы в единицах расстояний и терминах классической географии как науки о территориях. Как пишет П. Верлен, «...одно дело физическое простран-ство, будь то горы, реки и равнины или жилые дома, улицы, транспортные магистрали, т.е. творения чело-веческих рук, артефакты. Другое дело - смыслы и сим-волы, даже если носителями смыслов и символов ока-зываются вещи, принадлежащие к физическому миру» [6]. Тогда какой критерий локализации должен быть выбран в каждом конкретном случае? Прав ли тот же П. Верлен, когда подчеркивает, что нельзя в физиче-ском пространстве локализовать то, что не имеет физи-ческого воплощения и вообще такой вещи, как про-странство, не существует?Мы считаем, что основная ошибка при определении информационного пространства связана с попыткой оп-ределить его именно в материальных границах, будь то географические границы государства, границы террито-рий, охваченных каналами связи, и даже границы соци-альных взаимодействий. Безусловно, информационные процессы объективируются во внешнем мире в матери-альной форме, начиная с существование информации, непосредственно зависящей от ее материального носи-теля, и заканчивая овеществлением конкретных резуль-татов информационных взаимодействий, в процессе со-циальной деятельности. Однако воспринимать эти «ма-териальности», их взаимосвязи (в том числе и террито-риальные) как критерии для локализации информацион-ных процессов нам кажется неправомерным.51Как отмечают сторонники социальной географии, пространство как категория вообще не связано с эмпи-рическим постижением действительности. Оно не со-относится ни с каким конкретным понятием матери-альных объектов, а лишь описывает их определенный порядок с учетом их особых измерений. Это понятие может дать только «образец соотнесения, посредством которого проблематичные и/или релевантные матери-альные образования, включенные в действия, могут быть преобразованы и локализованы» [6. С. 33]. Исхо-дя из этого, П. Верлен предлагает следующее опреде-ление пространства: «Пространство - не эмпирическое, но формальное и классификаторское понятие. Это сис-тема координат для физических составляющих дейст-вия и обозначение для проблем и возможностей, отно-сящихся к исполнению действия в физическом мире» [6. С. 33].Согласно Верлену, пространство само не обладает смыслом, который конституирует социальные факты. Осмысленность оно приобретает лишь в процессе осу-ществления целенаправленных действий в определен-ных социальных обстоятельствах. Верлен считает, что в физическом мире могут быть локализованы только материальные образования.«Если мы согласны с тем, что действия всегда име-ют, по крайней мере, социокультурную, субъективную и физическую составляющие, - пишет Верлен, - то нам должно быть ясно: пространственные категории могут охватить только последнюю из этих составляющих» [6. С. 34].Итак, в категории информационное пространство для нас первостепенным является то, что она может дать «образец соотнесения» для определенной, в прочем весьма условной, локализации неких информационных отношений. Это соотнесение происходит, в частности, через однозначную дифференциацию источников ин-формации. Каждый источник - потенциальный комму-никативный партнер - воспринимается субъектом ин-формационно-пространственых отношений через соот-несение совокупности его признаков с другими источ-никами. Их географическая локализация - их местопо-ложение в физическом пространстве - не является опре-деляющим. Она не связана с понятием мест. Простран-ственная дифференциация выявляется посредством раз-личения логики презентации сообщения, т.е. трансляции информации в конкретном смысловом формате. Эту идею иллюстрирует фраза П. Бурдье, так описывающего современную журналистику: «Журналисты имеют осо-бые очки, через которые они видят одно и не видят другое и благодаря которым они видят вещи определен-ным образом. Они делают выбор и конструируют ото-бранные ими факты» [7. С. 32].Смысловые форматы не обязательно предполагают противоречие или оппозицию. В большинстве случаев они накладываются друг на друга. Но существующие различия определяют логику трансляции, которая в свою очередь является основой для формирования у субъекта определенного взгляда на окружающую дей-ствительность, определенную социальную реальность. Как подчеркивает Дж. Ваттимо, «реальность для нас является скорее результатом переплетения… много-численных образов, интерпретаций, реконструкций,52которые, конкурируя между собой и, во всяком случае, без какой-либо центральной координации, распро-страняют масс-медиа» [8. С. 14]. И не только масс-медиа. С момента рождения человек «погружен» в оп-ределенное информационное пространство, форми-рующее соответствующую реальность. Сначала это информационное пространство семьи, потом простран-ство детсада, школы, улицы, в дальнейшем, с все большим доминированием, пространство СМИ. При этом предполагается усвоение «транслируемой» ин-формации.Эта информация определяет социальное действие субъекта в «сформированной» информационными взаимодействиями социальной реальности. Используя тезис Верлена, можно сказать, что информационное пространство - это система координат для акта инфор-мационного взаимодействия, наделяющая реальный мир смыслосодержанием в сознании субъекта. Более того, пространственная организация информационных отношений носит сконструированный характер.Информационное пространство субъективно конст-руируется в процессе осуществления социального дей-ствия и только в этом оно доступно в своих простран-ственных характеристиках. Оно воспринимается как таковое только теми, чья деятельность разворачивается в этом пространстве.Безусловно, для возникновения информационного пространства недостаточно одного только акта инфор-мационного обмена, который, не смотря на его вероят-ную межсубъектность, нередко носит односторонний характер. Методология формирования информацион-ного пространства необходимо предполагает соблюде-ния условий, совокупность которых определятся дей-ствующим контекстом. Их нарушение влечет разрыв информационно-комммуникативной цепи и «слив ин-формации в пустоту». Ниже мы попытаемся проиллю-стрировать основные положения нашего исследования на примере образовательного процесса, а точнее лек-ционного занятия.Лекция - это институционализированное продол-жительное выступление, в ходе которого говорящий излагает свои взгляды на определенный предмет, и эти мысли составляют его «текст» [9. С. 7]. Цель лекции -передача знания объекту (студенту) через его ретранс-ляцию субъектом (лектором). В более широком аспекте лекция - это один из многих видов коммуникационно-го воздействия, направленный на изменение информа-ционного состояния объекта этого воздействия. По-средством лекции происходит изменение информаци-онного состояния аудитории от незнания через инфор-мированность к знанию. Знание есть результат лекци-онного занятия, информация - средство достижения этого результата.De facto локализованная в географических границах университетского помещения лекция предполагает со-вершенно определенный тип социального действия. Связывая с самим понятием того или иного действия возможность происходить только в определенного вида «окружении» [10. С. 54], мы изначально ограничиваем активность участников рамками учебного занятия. Можно говорить, что аудитория как помещение служит предикатом информационного воздействия лекции.Картина ожиданий участников лекционного процесса однозначно определена ассоциированной с местом дея-тельностной реальностью, структурирующей актив-ность лектора и аудитории в направлении приема -передачи знаний.Лекция способствует формированию информаци-онного пространства образовательного процесса. Раз-ворачивающееся в физических стенах университета оно, однако, не замыкается в данных границах. Как мы указывали выше, информационное пространство не может описываться в географических категориях. В силах лектора, заинтересовав слушателей предме-том, «растворить» конкретное место в информацион-ном пространстве лекции, заставив слушателя забыть о помещении. Поэтому здесь применимы иные крите-рии локализации, ключевым из которых является формат трансляции информации.Смысловой формат лекции ориентирован на ее стилистическую презентацию именно в такой форме, чтобы она однозначно воспринималась как «лекцион-ный» материал, который студентом должен быть ус-воен. Даже отвлечения от темы, предположим, пере-сказ фрагмента фильма или личного опыта лектора должны восприниматься в контексте общих рассуж-дений. Как отлично подчеркнул И. Гофман, «тот, кто в ходе лекции о юморе рассказывает анекдоты, имеет право, а возможно, и обязан рассказывать, помимо прочего, несмешные анекдоты, поскольку на самом деле вся соль в анализе, а не в истории; он может ра-зогреть свою презентацию иллюстративными анек-дотами, но не должен позволять им сжечь свои мысли» [9. С. 6]. Как следствие базовая задача лекто-ра - способствовать формированию информационного пространства, в котором доминантой ауторефлексии студенческой аудитории было бы восприятие себя в качестве познающего субъекта.Всякое информационное пространство описывается скорее в виртуальных, чем реальных характеристиках. Выступая в качестве системы координат, в которой происходят процессы смыслопроизводства, информа-ционное пространство определяет действительность через отображение образов реальности в конкретном формате. Сознание рефлексирующего (познающего) субъекта демаркирует в представленном образе реаль-ного значимое от незначимого, существующее от не-существующего. Сознание определяет пределы, вари-анты и возможности конструирования реальности, придавая тем самым этой реальности легитимность. Структурирующая социальную деятельность действи-тельность, таким образом, есть результат переплетения реальности и ее отображения, рефлексией сознания познающего субъекта.В репрезентируемой лекции многие утверждения носят форму готовых идей, селективность воспри-ятия которых определяется посредством кода «вла-сти» лектора. Как писал Н. Луман, власть - это та инстанция, которая в дополнение к языковому коду обусловливает понимание и развитие тех или иных коммуникаций.Исходя из позиции Лумана, власть представляет со-бой тип первичной селекции, когда один партнер осу-ществляет отбор возможных альтернатив, в поле кото-рого в дальнейшем осуществляется вторичный выбор другим партнером. «Способ отбора, осуществляемого одним из партнеров, одновременно служит для другого мотивационной структурой» [11. С. 16]. Таким обра-зом, авторитет лектора обеспечивает необходимую первичную селекцию транслируемых утверждений, делая их «максимально» истинными для студентов.Формат лекции отличается от других источников информации. В логике образовательного процесса виртуальный мир идей, тезисов, концепций, сконст-руированный лектором, стремится как можно точнее отобразить мир реальный. Истина - самоцель лекции. Авторитет лектора как субъекта первичной селекции должен быть достаточным для того, чтобы продуци-рованные им образы воспринимались познающим субъектом в качестве действительных. Он обладает правом на высказывание касательно предмета лекции и не должен его отстаивать перед аудиторией. Это право может быть институциональным, предписан-ным занимаемой должностью (что имеет место в слу-чае лекций в рамках дисциплин учебного плана), или интеллектуальным, когда авторитет лектора опреде-лен его признанными заслугами в той или иной сфере (пример - открытые лекции).Конфликт между реальным и виртуальными мира-ми, их рассогласование в информационном простран-стве лекции должны быть сведены к минимуму. Сформированное информационное пространство в этом разрезе может рассматриваться в совокупности легитимных образов и информационных связей, ус-тойчивость которых опосредуется степенью «важно-сти» репродуцируемого материала для познающего субъекта.Подведем итог. Вопросы, связанные с исследовани-ем информационного пространства, механизмов его конструирования и изменения, в современных услови-ях чрезвычайно актуальны. Однако обилие сущест-вующих, временами противоречивых, определений усложняют поиск методологических оснований его формирования.Предлагается рассматривать категорию «инфор-мационное пространство» как «образец соотнесения» для условной локализации информационных отно-шений, в основе которой может лежать однозначная дифференциация источников информации по сово-купности их признаков. Один из критериев - разли-чение смысловых форматов презентируемых сооб-щений, определяющих логику трансляции, которая, в свою очередь, является основой для формирования у субъекта конкретного взгляда на окружающую дей-ствительность. Выступая в качестве системы коор-динат для процессов смыслопроизводства, информа-ционное пространство определяет действительность через отображение образов реальности в конкретном формате и описывается виртуальными характеристи-ками. Предложенный подход к информационному пространству как к координатной системе, в которой осуществляется социальное действие и которая на-деляет это действие значением и смыслом, позволяет адекватнее проанализировать его специфику, избе-жав методологической редукции к его узкодисцип-линарным проявлениям. Он позволяет увидеть онто-53логию информационного пространства в дуальном го и виртуального, показав, между тем, его сконст-отношении объективного и субъективного, реально- руированный характер.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 238
Ключевые слова
audience, lecture, information relations, information space, аудитория, лекция, информационные отношения, информационное пространствоАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Чайковский Денис Витольдович | Томский политехнический университет | кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, психологии и права гуманитарного факультета | dnvit@tpu.ru |
Ссылки
Филипов А.Ф. Гетеротопология родных просторов // Отечественные записки. 2002. № 7.
Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. 205 с.
Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Логос, 2002. 128 с.
Гофман И. Лекция // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6, № 2.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры; Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
Верлен П. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 2.
Калинина А.Э. Основные теоретические положения развития информационного пространства хозяйственной систем. URL: http://www.volsu.ru/s_conf/tez_htm/062.htm
Дзялошинский И.М. Интегративные процессы в современных российских медиасистемах, или что происходит в российском информационном пространстве. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=181&c_id=1144
Семенюк Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // НТИ. 1997. Сер. 1. № 1. С. 1-12.
Эриксен Т.Х. Тирания момента. М.: Весь мир, 2003. 208 с.
