Чаши Мастера кентавра в собрании Государственного Эрмитажа | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Чаши Мастера кентавра в собрании Государственного Эрмитажа

Статья посвящена проблемам атрибуции чаш Мастера кентавра, аттического вазописца VI в. до н.э. Выявляются стилистические особенности чернофигурных росписей, выполненных Мастером кентавра, производится атрибуция целых чаш и фрагментов из собрания Государственного Эрмитажа, затрагиваются вопросы распространения керамической продукции аттических мастерских в VI в. до н.э.

Centaur Painter Cups in the State Hermitage museum.pdf В коллекции аттической чернофигурной керамикиГордиона (Gordion cups) - имеют фигуративный декорГосударственного Эрмитажа в целом и фрагментиро-гораздо реже.ванном виде хранятся так называемые мелкофигурныеДатировка мелкофигурных чаш до сих пор не раз-чаши (Kleinmeisterschalen; Little-Master Cups; coupesработана столь детально, как датировка чаш Сиана илиdes petits maоtres) - тонкостенные сосуды, для которыхчаш с комастами (Komast cups): будучи массовой про-характерны высокая ножка, глубокое тулово с высокимдукцией, мелкофигурные чаши изготовлялись широ-венчиком, длинные изящные ручки и декор в виде ми-ким кругом гончаров в различных мастерских, однакониатюрных фигур, по которым чаши и получили своеразвитие формы в пределах каждого типа было незна-название [1; 2. С. 159-197, 688; 3. С. 67-80; 4. С. 58-61;чительным, а живопись и гравировка в проработке ми-5-8; 9. С. 49-61]. Мелкофигурные чаши были выделе-ниатюрных фигур, украшающих чаши, за исключениемны как класс основоположником методики атрибуцииработ нескольких вазописцев, имеют посредственноеантичной расписной керамики сэром Джоном Бизликачество, что затрудняет определение стиля мастера и[10-14], который заложил основы классификации инаблюдения за его эволюцией; место и особенностидатировки, выявив основные разновидности формы инаходок большинства мелкофигурных чаш не позво-декора чаш, определив их принадлежность к гончар-ляют давать им более узкую датировку, чем сорок-ным мастерским и назвав имена ведущих вазописцевдвадцать лет [9. С. 46-109]. После работ по классифи-[1. С. 167-203]. Предшественником мелкофигурныхкации мелкофигурных чаш, проведенных Бизли [1.чаш следует считать чаши Сиана (Siana cups), изготов-С. 167-203], вклад в изучение вопросов датировки внеслявшиеся в Аттике с середины 570-х гг. до н.э. [15-17].Ф. Виллар, создавший общую шкалу развития формыНожка у чаш Сиана короче и толще, чем у мелкофи-чаши в Аттике на основе сравнительного анализа осо-гурных, ручки - тоньше, тулово же с высоким венчи-бенностей развития формы и декора всех разновидно-ком позволяет делать выводы о связи этих двух форм.стей чернофигурной керамики [18]. На сегодняшнийИз всех разновидностей мелкофигурных чаш наиболеедень наиболее ранние по времени создания мелкофи-близки чашам Сиана так называемые «lip-cups» (Rand-гурные чаши (так называемые гибридные, переходныеschale, coupe б lиvre) - чаши с отделенным от туловаот чаш Сиана к мелкофигурным) датируются 560-высоким венчиком, способ размещения декора на на-550-ми гг. до н.э., основной массив чаш - 550-ружной стороне которых близок некоторым типам де-530-ми гг. до н.э., поздние мелкофигурные чаши -кора, впервые изобретенным вазописцами, расписы-520-ми гг. до н.э. В отношении небольшого количествававшими чаши Сиана [15]. У второго типа мелкофи-мастеров, таких как мастер Тлесона, Мастер кентавра,гурных чаш, так называемых band-cups (Bandschale,Мастер Агоры 1241, Мастер бегунов и некоторых дру-coupe б bande), высокий венчик постепенно переходитгих, хронология была разработана более детально нав тулово, образуя с ним единую плавную кривую пооснове развития индивидуального стиля мастера [2.обводу контура чаши; отделение тулова от венчикаС. 159-197, 688-589; 3. С. 67-80; 4. С. 58-62; 5-8; 9.обозначено цветом - венчик всегда покрыт чернымС. 49-106; 19. С. 48-52].лаком. Чаши типа «lip-cup» и «band-cup» нередко име-В собрании Государственного Эрмитажа в виде целыхют фигуративный декор и миниатюрные пальметты уформ и фрагментов представлены все разновидностиручек. Композиции на чашах типа «lip-cup», как прави-мелкофигурных чаш - общее их количество составляетло, состоят из одной-двух фигур на каждой сторонеболее трехсот пятидесяти единиц (не считая так называе-(реже - трех-четырех и больше), расположенных илимых floral band-cups). Меньшая их часть поступила в му-на венчике, или на тулове (реже - и там и там). Компо-зей в качестве покупок у коллекционеров в XIX - на-зиции на чашах типа «band-cup» часто имеют выделен-чале XX вв., большая часть - в результате археологиче-ный центральный элемент в виде группы из двух илиских раскопок в разных центрах Северного Причерномо-трех фигур, по сторонам от которого симметрично рас-рья в 1870 по 1991 гг. Среди них имеется некоторое коли-полагаются остальные персонажи, или же состоят изчество чаш и фрагментов типа «lip-cup», которые роднятритмически повторяющихся однотипных фигур/пар.между собой форма, размеры, а также стиль росписи иВнутри большинство чаш типа «band-cup» декорирова-сюжеты декора. Их следует атрибутировать Мастеру кен-ны окружностью с точкой внутри, в то время как натавра (Centaur Painter) - одному из вазописцев, получив-чашах типа «lip-cup» встречаются и фигуративные ме-шему свое имя по часто встречающейся на чашах его ра-дальоны с орнаментальным обрамлением, напоминаю-боты выразительной фигурке энергично бегущего кен-щим медальоны чаш Сиана. Три другие разновидноститавра, нередко - с камнями в руках [2. С. 189-190, 689; 3.мелкофигурных чаш - так называемые чаши ДропаС. 78-79; 5. Гл. 12. Ил. 139-145A; 6. Ил. 14-16; 8. С. 174-(Droop cups), Кассельские чаши (Cassel cups) и чаши из178; 9. С. 67-68; 20. С. 65-69; 21. С. 13-21; 22. С. 52].60Мастер кентавра был выделен французским иссле-дователем Ф. Вилларом, который посвятил ему статью в сборнике 1953 г. в честь семидесятилетия Д.М. Ро-бинсона [20. С. 65-69]. Виллар охарактеризовал стиль росписей Мастера кентавра, определил периодизацию его работ и атрибутировал мастеру девятнадцать мел-кофигурных чаш, тринадцать из которых являются ча-шами типа «lip-cup», а шесть - типа «band-cup». Вил-лар предложил назвать вазописца «мастер кентавров» (peintre des Centaures), впоследствии же закрепилось название «Мастер кентавра» (The Centaur Painter) [9. С. 67-68]. Дж. Бизли дополнил список из девятнадцати чаш, сделанный Вилларом, добавив к нему еще семна-дцать атрибутированных им единиц: девять чаш типа «lip-cup» и восемь чаш типа «band-cup» [2. С. 189-190, 689; 3. С. 78-79], а М.Ф. Йонкиз-Вос дополнила список еще семью чашами типа «lip-cup» и одной типа «band-cup» [21. С. 13-21]. За последние сорок лет список чаш, атрибутированных Мастеру кентавра, существенно увеличился, хотя и не все атрибуции выглядят доста-точно убедительными. П. Хеезен в 1996 г. в дополне-ние к спискам, опубликованным Ф. Вилларом, Дж. Бизли и М.Ф. Йонкинз-Вос, сделал свой, в который вместе с именами исследователей включил те из атри-бутированных после 1971 г. вазы, которые, по его мне-нию, справедливо отнесены к работам Мастера кентав-ра [9. С. 67-68].Мастер кентавра расписывал мелкофигурные чаши типа «lip-cup» и типа «band-cup», изображая на них живые, энергичные, с тщательно прорисованными де-талями миниатюрные фигуры, которые в большинстве случаев вовлечены в сцены преследования [23]. Люби-мые сюжеты Мастера кентавра - сцены охоты с муж-чинами, вооруженными палками или копьями, просто бегущими или преследующими кентавров, оленей, коз-лов; кентавры с камнями в руках, бегущие один за дру-гим или просто скачущие; танцующие сатиры и мена-ды; реже встречаются крылатые женские персонажи, воины, львы. Пальметты и надписи имеются только на трех чашах мастера - Бухарест 03209, Кристчерч CUC 52/57 и Лувр СР 10270. На всех остальных чашах этого мастера присутствуют только фигуративные изображе-ния. Из известных на сегодняшний день чаш Мастера кентавра только одна - Бухарест 03209 - имеет медаль-он, остальные украшены внутри черной точкой с ок-ружностью вокруг нее на фоне диска, оставленного в цвете глины.Для чаш Мастера кентавра характерны сравнитель-но маленькие размеры: приблизительная высота его чаш типа «lip-cup» и «band-cup» составляет около 10,5 и 10,1 см соответственно, диаметр - около 14,1 и 13,9 см соответственно. Обычно композиции состоят из одной-двух фигур: на чашах типа «lip-cup» одна фи-гура расположена в центре венчика на каждой стороне, реже - две фигуры в центре венчика на каждой сторо-не; на чашах типа «band-cup» в центре зоны между ру-чек располагаются две фигуры во взаимодействии. Для чаш Мастера кентавра, особенно типа «lip-cup», харак-терна смысловая связь росписей на двух сторонах ча-ши, например, когда на одной стороне в центре венчи-ка изображен убегающий кентавр или животное, а на другой стороне в центре венчика - преследующий егомужчина-охотник. Таким образом, чтобы правильно понять всю изображенную композицию, необходимо осмотреть обе стороны чаши.Для росписей Мастера кентавра характерен опреде-ленный набор гравировок. Если мужская фигура по-вернута фронтальной частью к зрителю, под грудью, как правило, имеются гравировки в виде двух полу-кружий для обозначения ее нижнего контура, а два больших гравированных кружка маркируют соски. Ес-ли мужская фигура повернута спиной - на ней всегда можно видеть три вертикальные гравированные чер-точки. Также для Мастера кентавра характерно обиль-ное использование дополнительных цветов - красного и белого, обогащающих обычную чернофигурную рос-пись, состоящую из силуэтного рисунка и гравирован-ных деталей. Ряд белых точек - типичный декор для каймы одежд персонажей Мастера кентавра и ободков щитов воинов, а на телах животных и кентавров в изо-билии присутствуют декоративные элементы в виде треугольников с вогнутыми сторонами (такие тре-угольные пятна чаще всего встречаются на телах кен-тавров, козлов и ланей).В силу особенностей формы и декора чаши Мастера кентавра датируют 545-530-ми гг. до н.э., при этом упомянутые выше три чаши с пальметтами и надпися-ми относятся к наиболее ранним среди всех чаш масте-ра из-за сравнительно глубокого тулова, которое со временем становится менее глубоким.В собрании Государственного Эрмитажа имеется одна целая чаша и три фрагмента чаш типа «lip-cup», происходящие из раскопок разных лет на острове Бере-зань (одно из наиболее ранних поселений греческих колонистов на территории Северного Причерноморья), которые на основе особенностей формы (все фрагмен-ты профильные) и декора следует атрибутировать Мас-теру кентавра.Первой следует назвать чашу с инвентарным номе-ром B.88 (высота - 8,8 см; диаметр - 12,2 см; диаметр с ручками - 19,4 см), происходящую из раскопок 1900-1901 гг. на Березани [24. Ил. 12,1-4] (на с. 27 ошибочно указан год находки чаши «1988». - А.П.). Чаша склеена из кусков, отсутствующие фрагменты восполнены из гипса и тонированы в цвет лака или глины (рис. 1). Внутри чаша черная за исключением небольшого диска в цвете глины, на котором черным лаком нанесены две концентрические окружности и точка в центре. Снару-жи в центре венчика на обеих сторонах чаши изобра-жена обнаженная мужская фигура с копьем в правой руке и плащом поверх левой руки, бегущая вправо. Части венчика в центре стороны Б приклеены неров-но - ноги, руки и тело бегущей фигуры, изображенной в этом месте, состыкованы неточно. Фигуры обильно дополнены цветом: плащи и волосы у мужчин красные, копья и перевязи - белые; детали одежды и контуры тела переданы гравировками. Чаша Б.88 относится к мелкофигурным чашами разновидности «lip-cup» типа LO (с фигуративным декором только снаружи) по классификации Дж. Бизли [1]. Чаша впервые была опубликована С. Соловьевым в каталоге выставки «Бо-рисфен-Березань» в Государственном Эрмитаже с да-тировкой «третья четверть VI в. до н.э.» и без атрибу-ции [25. С. 85, кат. 14]. Одна фигура в центре венчика и61повторение одной и той же фигуры на обеих сторонах чаши, а также само изображение бегущего обнаженного мужчины с копьем (или палкой) в одной руке и с пла-щом поверх другой характерны для Мастера кентавра. Аналогичные изображенная на чаше Эрмитаж Б.88 фи-гуры можно видеть на чашах Бад Наухайм, частное соб-рание [7. Мл. 17.6-8; 8. С. 161, 176, ил. 25.10b, ил. 28.18b] и Мюнхен 2160 [7. Ил. 15.5-8; 8. С. 176, ил. 28.17a-b;], атрибутированных авторами публикаций Мастеру кентавра и датированных 550-530 гг. до н.э. Близкие эрмитажным фигуры, хотя и с некоторыми от-личиями, также имеются на чашах Лувр СР 10267 [2. С. 189 no 4], Кристчерч CUC 52/57 [26. Ил. 27.4] и Буха-рест 03209 [27. Ил. 24.4], атрибутированных авторами публикаций Мастеру кентавра и датированных ок. 540 г. до н.э. Во всех названных аналогиях позы, типы лиц, волос, характер использования гравировок и дополни-тельных цветов такие же, как на эрмитажной чаше. На основании приведенных аналогий эрмитажную чашу Б.88 следует атрибутировать Мастеру кентавра и дати-ровать 540-530 гг. до н.э. В пользу атрибуции эрмитаж-ной чаши Б.88 Мастеру кентавра свидетельствуют и ее маленькие размеры - это самая маленькая из имеющих-ся в музее чаш типа «lip-cup», ее размеры и профиль полностью соответствуют размерам и профилям чаш, характерных для Мастера кентавра.Рис. 1. Чаша типа «lip-cup». Инв. № Б.88. Мастер кентавра. 540-530 гг. до н.э. Государственный ЭрмитажФрагмент с инвентарным номером Б.71-165 (мак-симальные размеры - 2,7 х 2,8 см; предполагаемый на основе кривизны сохранившегося кусочка диаметр -16 см), происходящий из раскопок 1971 г. на Березани [28. Ил. 5.2] представляет собой кусочек тулова с вен-чиком (рис. 2) и, по-видимому, является фрагментом чаши с композицией, аналогичной композиции, укра-шающей чашу Эрмитаж Б.88 или же с изображением сцены преследования, как на чаше без инвентарного номера из музея во Флоренции [20. Ил. 22]. Кромка и выступ между венчиком и туловом маркированы ши-рокой черной линией; на венчике сохранилось изо-бражение половины фигуры бегущего вправо обна-женного мужчины с палкой в руке. Горизонтальная линия на груди, горизонтальная и вертикальная линии на животе и ляжках даны гравировками, тело черное, силуэтное; палка нарисована разбавленным лаком, приобретшим после обжига вазы коричневый оттенок. Бегущая мужская фигура на венчике чаши типа «lip-cup» с телом и гравировками, идентичными имею-щимся на эрмитажном фрагменте, характерны для чаш Мастера кентавра - их можно видеть на рассмот-ренной выше эрмитажной чаше Б.88 [24. Ил. 12.1-4] или чаше Мюнхен 2160 [6. Ил. 15.5-8], атрибутиро-ванных Мастеру кентавра и датированных 540-530 гг. до н.э. Бегущий мужчина с палкой в правой руке на-рисован на чаше Мастера кентавра из частного собра-62ния в Германии [3. С. 79 no 9bis] и на чаше Гейдель-берг S 34 [29. Ил. 154.7]. На основе приведенных ана-логий и особенностей росписи эрмитажный фрагмент Б.71-156 следует отнести к работам Мастера кентавра и датировать 540-530 гг. до н.э.Фрагмент с инвентарным номером Б.482 (макси-мальные размеры - 4,6 х 3 см), происходящий из рас-копок 1908 г. на Березани и поступивший в музей в 1911 г. из Археологической комиссии [24. Ил. 12.5] (на с. 28 - ошибочно указан год находки чаши «1982» -представляет собой кусочек венчика чаши типа «lip-cup». - А.П.) (рис. 3). На фрагменте сохранилось изо-бражение бегущего влево и оглядывающегося назад длинноволосого и длиннобородого кентавра; руки кен-тавра согнуты в локтях, правая поднята вверх, левая опущена вниз; в кулаках зажаты камни. Изображение обильно дополнено цветом: хвост, волосы и борода кентавра, широкая полоса на поясе и пятно на левом боку - красные; камни в руках и пять треугольных де-коративных элементов на теле - белые. Внутренние контуры волос и бороды, прядки волос на бороде, два полукруга под грудью, кружочки для обозначения сос-ков, дуга вдоль левого плеча, черточки в средней части передних ног, внешний контур задней правой ноги, нижний контур хвоста, три дуги на левом боку, две на спине и три на ребрах, а также контур глаза и две чер-точки для обозначения губ даны гравировкой.Рис. 2. Фрагмент чаши типа «lip-cup». Инв. № Б.71-165. Мастер кентавра. 540-530 гг. до н.э. Государственный ЭрмитажРис. 3. Фрагмент чаши типа «lip-cup». Инв. № Б.482. Мастер кентавра. 540-530 гг. до н.э. Государственный ЭрмитажФрагмент Б.482 впервые был опубликованГермании [3. С. 79 no 9bis] кентавр почти идентичен эр-К.С. Горбуновой [30. С. 40, рис. 3a] вместе с фрагментоммитажному по фигуре, лицу, гравировкам и использова-Б.66-92 [28. Ил. 5.1] как работа круга мастера Тлесона снию дополнительных цветов; разница состоит в отсутст-датировкой второй половиной VI в. до н.э. В публикациивии белых треугольных элементов на теле, в то время какС. Соловьева фрагмент датирован третьей четвертью VI в.на чашах Кристчерч CUC 52/57 и Ватикан 17802 [2.до н.э. и не атрибутирован [25. С. 85, кат. 139]. Кентавр сС. 189 no 9; 23. С. 260 no 204] присутствуют все элемен-камнями в руках часто появляется в работах Мастера кен-ты, аналогичные эрмитажным, хотя рисунок более не-тавра - близких эрмитажному по позе, гравировкам и до-брежен. Весьма близка голове эрмитажного кентавра го-полнительным цветам кентавров можно видеть на чашахлова сатира на чаше без инвентарного номера из Фамагу-типа «lip-cup» Мюнхен 2161 [6. Ил. 15.1-4; 8. С. 175,сты [3. С. 78 no 7bis], также атрибутированной Мастеруил. 28.13, ил. 25.5] и Мюнхен 2162 [6. Ил. 14.5-8; 8. С. 176,кентавра. Таким образом, очевидно, что эрмитажный кен-ил. 28.16b], атрибутированных Мастеру кентавра и дати-тавр крайне близок кентаврам на чашах Мастера кентав-рованных 550-530 гг. до н.э., а также на чашах Кристчерчра, в то время как на чашах других мастеров мелкофигур-CUC 52/57 [26. Ил. 27.1-3] и Бухарест 03209 [27. Ил. 24.5],ных чаш, как, например, Афины 21030 [32. Ил. 32.1-4],атрибутированных Мастеру кентавра и датированных ок.Эдинбург 1953.22 [33. Ил. 12.8-9], Бостон 95.18 [34. Ил.540 г. до н.э.; более небрежно нарисованные кентавры96.1-2] кентавры совершенно другие. На основании при-имеются на чашах Брюссель R 301 [2. С. 189 no 10; 31.веденных аналогий эрмитажный фрагмент Б.482 следуетИл. 2.2a-c], чаше, однажды выставленной на аукционе ватрибутировать Мастеру кентавра и датировать 540-Базеле, нынешнее местонахождение которой не известно530 гг. до н.э.[3. С. 78 no 3bis], чаше Париж СА 10266 [2. С. 189 no 2].Фрагмент с инвентарным номером Б.66-92 (макси-63На чаше Бухарест 03209 и чаше из частного собрания вмальные размеры - 2,9 х 2,5 см; предполагаемый наоснове кривизны сохранившегося кусочка диаметр -14 см) происходит из раскопок 1966 г. на Березани [28. Ил. 5.1] и представляет собой фрагмент тулова с венчи-ком чаши типа «lip-cup» (рис. 4). Кромка и выступ меж-ду венчиком и туловом на фрагменте Б.66-92 маркиро-ваны широкой черной линией; на венчике сохранилось изображение козла, скачущего вправо (задние ноги, хвост и переднее левое копыто утрачены). Изображение обильно дополнено цветом: шея, два вертикальных пят-на на ребрах, широкая полоса на правом бедре - крас-ные; тело декорировано пятью белыми элементами тре-угольной формы. Нижний контур правого рога, головы и бороды, контуры уха, глаза, верхней части передних ног, четыре горизонтальные линии на челке, три длинных вертикальных линии для обозначения волос на бороде, три изогнутых линии на ребрах, две на правом бедре, три черточки поперек правого рога, черточки внутри уха и для обозначения рта даны гравировками. Фрагмент Б.66-92 был опубликован К.С. Горбуновой [30. С. 40, рис. 3a] вместе с фрагментом Б.482 [24. Ил. 12.5] как фрагмент круга мастера Тлесона и датирован второй половиной VI в. до н.э.Рис. 4. Фрагмент чаши типа «lip-cup». Инв. № Б.66-92. Мастер кентавра. Ок. 540 гг. до н.э. Государственный ЭрмитажДействительно, козел с близко трактованной голо-бы отделяющая бок животного от более светлойвой и элементами тела, но без белых треугольных эле-брюшной части - на эрмитажном фрагменте такая гра-ментов и с гораздо более тщательно разработаннымивировка отсутствует. На всех трех примерах работырогами изображен на чаше типа «band-cup» Мюнхенмастера Тлесона помимо длинной закругляющейсяSL 462 [7. Ил. 9.2], атрибутированной мастеру Тлесонагравировки, обозначающей плечо животного, имеетсяДж. Бизли [2. С. 179 no 44]. Козлы с близкими эрми-аналогичная гравировка в нижней части плеча, дохо-тажному фрагменту гравировками и с аналогичнымидящая до середины бока животного (на двух чашах избелыми треугольными элементами на теле имеются натрех она выполнена единой линией с верхней), в точаше типа «lip-cup» Кастль Ашби 42 [35. Ил. 26.2-3],время как на эрмитажном фрагменте нижний элементатрибутированной мастеру Тлесона Дж. Бизли [2.отсутствует. На эрмитажном фрагменте единой линиейС. 179 no 18], а также в медальоне чаши Кастль Ашбибез отрыва награвировано ухо козла, контур челюсти и41 [35. Ил. 25.7, 26.1], также атрибутированной Бизликонтур клинообразной бороды (это же характерно имастеру Тлесона [2. С. 179 no 3]. Однако, как видно издля голов кентавров и сатиров работы Мастера кентав-приведенных примеров, козлы на чашах мастера Тле-ра), в то время как у козлов мастера Тлесона контурысона гораздо более грузные, чем на эрмитажном фраг-уха, челюсти и бороды не награвированы, а бородаменте, гравировки на их телах более тщательные, а по-имеет широкую лопатообразную, а не треугольнуюзы их статичны, в то время как изображение на фраг-клинообразную форму. Рога у козлов на чашах мастераменте Б.66-92 отличает динамика, поджарое тело гало-Тлесона имеют ярко выраженную зубчатую форму ипирующего козла, более тонкая шея, гравировки. Гра-покрыты поперечными двойными гравировками в ко-вировкам следует уделить особое внимание: именно ихличестве десяти и более и продольными прерывисты-детальное сравнение составляет одну из основ фор-ми, на эрмитажном же фрагменте имеются только тримального анализа, лежащего в основе метода Бизли,поперечных гравировки, а форма рогов гораздо болееиспользующегося для атрибуции произведений древне-плавная, чем в работах мастера Тлесона. Таким обра-греческой вазописи [14]. На всех трех примерах с изо-зом, близкие, на первый взгляд, козлы на чашах масте-бражениями козлов работы мастера Тлесона имеетсяра Тлесона, оказываются при детальном рассмотрениидлинная горизонтальная гравировка вдоль живота, какне идентичными козлу на эрмитажном фрагменте. Эр-64митажный фрагмент близок работам мастера Тлесона,пользу Мастера кентавра, малые размеры чаш которого подражает им, однако не выполнен тем же мастером.являются одной из важных характеристик его работ. Кроме того, следует учитывать, что все три приведен-Таким образом, в собрании Государственного Эрминых примера являются редкими для чаш мастера Тле-тажа имеется одна целая и три фрагмента чаш типа «lipсона изображениями козлов, по сравнению со стольcup», которые следует атрибутировать Мастеру кентавра часто встречающимися на его вазах петухами, курица-и датировать 540-530 гг. до н.э. Все они происходят из ми, сиренами и сфинксами. Крайне близкие эрмитаж-раскопок разных лет на острове Березань и позволяют, ным гравировки бороды, челки, передних ног, глаза,таким образом, дополнить представления об особенноуха, рогов, а также форма ног и копыт, идентичныестях распространения чаш этого мастера в античном мибелые декоративные элементы на теле козла имеютсяре. Происхождение приблизительно 40% чаш из атрибуна чаше типа «lip-cup» Мюнхен 2158 [6. Ил. 16.3], ат-тированных Мастеру кентавра более чем семидесяти чаш рибутированной Мастеру кентавра и датированнойи фрагментов установлено, остальные поступили в музеи 550-525 гг. до н.э., а также на чаше без инвентарногомира или на антикварный рынок без указания сведений о номера из музея во Флоренции [20. Ил. 22]. Гравиров-месте находки. Среди чаш мастера с известным происхоки, а также треугольные элементы, нанесенные белойждением значительное число (11,5 и 7,7%) найдено на краской на тело, характерны для кентавров и козловКипре (Марион, Китион) и в Италии (Вульчи, Адрия, ТаМастера кентавра - такие же элементы, как на фраг-рент), меньше количество (по 3,8%) - в Турции (Смирна, менте Б.66-92, можно видеть и на рассмотренном вышеЛикия, Питана) и материковой Греции (Афины, Дельфы), эрмитажном фрагменте Б.482. Фрагмент Б.66-92 натакже имеются единичные поступления из Навкратиса, основе приведенных аналогий следует атрибутироватьЛивии, с Санторина. Чаши и фрагменты с острова БереМастеру кентавра и датировать ок. 540 гг. до н.э. Вме-зань в собрании Государственного Эрмитажа составляют сте с фрагментом Б.482 это - наиболее яркие работыприблизительно 5% от всех чаш Мастера кентавра с измастера в собрании Государственного Эрмитажа.вестным происхождением, таким образом, показывая, что Предполагаемый на основе кривизны сохранившегосяБерезань являлась третьим по значимости после Кипра и фрагмента диаметр чаши также свидетельствует вИталии направлением экспорта чаш этого мастера.

Ключевые слова

formal-stylistic analysis, attribution of the black-figured pottery, the Centaur Painter, формально-стилистический анализ, атрибуция чернофигурной керамики, Мастер кентавра

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петракова Анна ЕвгеньевнаГосударственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург)кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела античного мираpetrakova.anna@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Boardman J. Corpus vasorum antiquorum, Northampton, Castle Ashby. Oxford, 1979.
Moignard E. Corpus vasorum antiquorum, Edinburgh, The National Museums of Scotland. Oxford; New York, 1989.
True M. Attic black-figured pelike, kraters, dinoi, hydriai, and kylikes. Corpus vasorum antiquorum, Museum of Fine Arts, Boston, fasc. 2. Boston, 1978.
Mayence F. Corpus vasorum antiquorum, Bruxelles, Musees royaux du Cinquantenaire fasc. 1. Paris, 1926.
Callipolitis-Feytmans D. Les coupes attiques a figures noires du VIe siecle. Corpus vasorum antiquorum, Athenes, National museum, fasc. 3. Athиnes, 1986.
Gropengiesser H. Corpus vasorum antiquorum, Heidelberg, Universitat, band 4. Mьnchen, 1970.
Горбунова К.С. Аттическая чернофигурная керамика из раскопок 1962-1971 гг. на участке «Г» острова Березань // Художественные изделия античных мастеров: Сб.ст. / Под ред. С.П. Борисковской. Л., 1982.
Green J.R. Attic protogeometric, geometric and black figure, Corinthian pottery. Corpus vasorum antiquorum, New Zealand, fasc. 1. Oxford; New York, 1979.
Alexandrescu P. Corpus vasorum antiquorum, Roumanie, Institut d'archйologie, Musйe national des antiquitйs, fasc. 1. Bucarest, 1965.
Petrakova A. Attic black-figure drinking cups, part II. Corpus vasorum antiquorum, The State Hermitage Museum, St. Petersburg, fasc. 8. Roma, 2009.
Борисфен-Березань. Начало античной эпохи в Северном Причерноморье. К 120-летию раскопок на острове Березань. Кат. выст., Гос. Эрмитаж. СПб., 2005.
Petrakova A. Attic black-figure and bilingual drinking cups. Corpus Vasorum Antiquorum, The State Hermitage Museum, St. Petersburg, fasc. 3. Roma, 2006.
Schnapp A. Le chasseur et la cite. Chasse et erotique dans la Grиce ancienne. Paris, 1997.
Villard F. Le Peintre des Centaurs // Studies presented to D.M. Robinson, volume II. Washington, 1953. P. 65-69.
Jongkees-Vos M.F. Varia Archaeologica. Utrecht, 1971. P. 13-21.
Carpenter T.H. Beazley Addenda, Additional References to ABV, ARV2 and Paralipomena. Oxford, 1989.
Beazley J.D. The development of Attic black-figure. Berkeley, 1951.
Villard F. L'йvolution des coupes attiques а figures noires // Revue des Etudes Anciennes 48 (1946). P. 153-180.
Brijder H.A.G. Siana Cups II: The Heidelberg Painter, Allard Pierson Series. Vol. 8. Amsterdam, 1991.
Brijder H.A.G. Siana Cups III. The Red-black Painter, Griffin-bird Painter and Siana Cups Resembling Lip-cups, Allard Pierson Series. Vol. 13. Amsterdam, 2000.
Brijder H.A.G. Siana Cups I and Komast Cups, Allard Pierson Series. Vol. 4. Amsterdam, 1983.
Rouet Ph. Approaches to the study of Attic Vases. Beazley and Pottier. Oxford, 2001. Trsl. by L. Nash.
Петракова А. Атрибуция античной расписной керамики: история и современность // Труды Государственного Эрмитажа XLI. СПб., 2008. С. 195-215.
Sparkes B. The Red and the Black: Studies in Greek Pottery. London; New York, 1996.
Boardman J. The History of Greek Vases. Potters, Painters and Pictures. London, 2001.
Fellmann B. Corpus Vasorum Antiquorum, Mьnchen, Antikensammlungen, band 11. Mьnchen, 1989.
Kдser B., Vierneisel K. Kunst der Schale. Kultur des Trinkens. Mьnchen, 1990.
Brijder H.A.G., Heesen P., Smit-Lub J.T., Rorgers O.E. Corpus Vasorum Antiquorum, Amsterdam, fasc. 2. Amsterdam, 1996.
Robertson M. Beazley and Attic Vase Painting // Beazley and Oxford. Oxford: Oxford University press, 1985. P. 19-30.
Boardman J. Athenian Black Figure Vases. London, 1974.
Haldenstein J.T. Little Master Cups. Studies in 6th century Attic Black-figure Vase Painting. Diss. Univ. of Cincinnati, 1982. Ann Arbor, 1983.
Fellmann B. Corpus Vasorum Antiquorum, Mьnchen, Antikensammlungen, band 10. Mьnchen, 1988.
Beazley J.D. Attic Black-figure Vase-painters. Oxford, 1956.
Beazley J.D. Paralipomena. Additions to Attic Black-figure Vase-painters and to Attic Red-figure Vase-Painters. Oxford, 1971.
Beazley J.D. Little-Masters Cups // Journal of Hellinic Studies 52. 1932. P. 167-203.
 Чаши Мастера кентавра в собрании Государственного Эрмитажа | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Чаши Мастера кентавра в собрании Государственного Эрмитажа | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия