Историческая динамика этнической культуры (на примере украинцев Томской области) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Историческая динамика этнической культуры (на примере украинцев Томской области)

Рассматриваются вопросы функционирования этнической культуры в конце XIX - начале XXI в. Локальный уровень исследования в границах современной Томской области позволил выявить разные формы трансляции этнической культуры украинцев в обозначенный период.

Historical dynamics of ethnic culture.pdf В современном социокультурном пространстве актив-Практика заселения новых территорий выходцами изно идет поиск места для национальной культуры. Процессодних мест способствовала появлению однонациональ-восстановления утраченных традиций неизбежно актуа-ных поселений. В последней четверти XIX - 30-х гг.лизирует вопрос выявления механизмов сохранения на-ХХ в. на территории современной Томской областиционально-культурного наследия. Богатый опыт «выжи-сформировалась сеть украинских поселений [3. С. 21].вания» имеют этнодисперсные группы, вынужденныеЭтническая локальность позволяла украинским пересе-интегрироваться в новое иноэтничное общество, сохранивленцам воспроизводить в Сибири систему жизнеобеспе-при этом свою идентичность и национальные традиции. Вчения, характерную для их Родины. Как тонко подметилэтом плане показателен пример украинцев, ставших не-автор вышеупомянутой «Были о родных»:отъемлемой частью сибирского общества, в том числе и в«И здесь в лесах глухой Сибири, какграницах Томской области.на кусочке Украины,Важным фактором сохранения традиционной куль-обосновались ходоки - Ковальчуки и Ратнюки.туры выступает компактность проживания. ОтдельныеСело назвали Чесноки.села в прошлом составляли определенное хозяйствен-… Хохлы красиво пели про леса, долины.но-административное и социальное целое (общинныеЧесноки казались им частью Украины» [4].связи, взаимопомощь, религиозная принадлежность иНе ставя задачу всестороннего освещения украин-др.) [1. С. 47]. В таком контексте логичным выглядитской материальной культуры в Сибири, обратимсяобращение к местам компактного проживания украин-лишь к одному элементу - традиционному жилищу.цев. В качестве объектов для исследования были вы-Большинство украинских поселений в Томской губер-браны с. Новорождественское (Томский район), д. Чес-нии имело типичный малороссийский тип: избы, маза-ноки (Асиновский район), д. Крыловка (Кожевников-ные глиной, крытые соломой или дерном [5. С. 141].ский район), основанные выходцами из Украины вМатериал, собранный в границах Томской области,1886 г., 1890 г. (1900 г.) и 1928 г. соответственно. Дляподтверждает это. Так, жители с. Новорождественскоеболее полной картины был привлечен материал попри строительстве дома обмазывали стены глинойг. Томску, а также по другим местам Томской области.(«сначала рудой, а потом белой») и часто белили [6.Не останавливаясь подробно на источниках, хоте-Л. 28]. Такие же особенности строительной техникилось бы лишь отметить, что кроме полевых материа-отмечалась у украинцев д. Чесноки и д. Крыловка.лов, собранных лично автором, в статье использова-«Крытые соломой мазаные хатки» отмечались у хох-лись материалы, полученные в ходе полевых экспеди-лов, проживавших и в д. Иткара [7. С. 72].ций студентками ТГПУ Е. Савченко и Е. Бабенко вБезусловно, адаптация к местным природно-2008 г. по программе, разработанной автором даннойклиматическим условиям и новому этнокультурномустатьи. Также обращаю внимание на уникальный ис-пространству повлекла трансформацию традиционноготочник, обнаруженный в Асиновском районе. Бывшийжилища. Так, для утепления дома на зиму около стенжитель д. Чесноки Александр Малиновский в стихо-забивали колья и между ними и стеной закладывалитворной форме написал историю своей семьи, назвав еесолому. Более радикальный вариант трансформации«Быль о родных», где сквозь призму семейной историиукраинского жилища к сибирским условиям состоял впросматривается история этой украинской деревни.замене традиционного для сооружения стен материа-На сибирские земли украинские переселенцы при-ла - глины на дерево. Бревенчатый сруб, согласнобыли не только с накопленным веками опытом и зна-унаследованной традиции, как отмечалось выше, обма-ниями, но и с привычными для них предметами быта.зывали и белили. Таким образом традиция причудливоТак, в конце XIX в. в одной из сибирских газет появи-переплеталась с новацией.лось сообщение о «хохлах», которые «везут с собойВ мазаных домах в Кожевниковском районе жилибочонок с салом, завернутые в тряпицы деревца с зем-вплоть до 1950-х гг. И сегодня в с. Малиновка Кожев-лей (предположительно яблони). Характерно, что ни-никовского района, где проживает компактная группакто из них не желает расставаться с хозяйственнымукраинцев, можно встретить заброшенные дома-скарбом» [2. С. 21]. Привезенные с Украины предметымазанки.до сих пор хранятся в домах современных жителей, аВажнейшим элементом этнической культуры явля-также в местных музеях. Так, в музее с. Новорождест-ется язык. По приезду в Сибирь языком общения укра-венское представлены предметы культуры и быта ук-инских переселенцев был национальный, хотя билин-раинцев из Полтавы.гвизм стал распространяться практически сразу. Как76отмечали информаторы, «с земляками общались на украинском языке, с местными - на русском». Доволь-но долго, по мнению информаторов, украинский был языком внутрисемейного общения [8].Важным фактором сохранения языка выступала на-циональная школа, традиция которых была прервана во второй половине 1950-х гг. [9. С. 87]. В Томском окру-ге число украинских школ с 1917 по 1927 г. возросло с 7 до 13, а численность учащихся в них - с 320 до 760 чел. [10. Л. 128]. В 1930 г. в д. Чесноки открылась начальная школа, первым учителем в которой был ук-раинец по фамилии Поух. Преподавание велось как на украинском языке, так и на русском (для русских де-тей) [11. С. 5]. В «Были о родных» есть такие строки:«Повх был первый мой учитель -добрый человек.Дал он мне азы науки- не забуду век.Не цурайся своей мовы- читал Повх букварь.Тетрадь зошитом зовется,лютынем - январь» [4]. Важную роль в модернизации этнической культуры сыграла политика коллективизации. Так, Е.Ф. Фурсова считает, что насильственное прерывание естественного развития народной культуры в годы коллективизации способствовало нивелировке быта, традиционных форм существования, ускорило восприятие элементов культуры городской бедноты [12. С. 25]. Однако еще более важным рубежом стала середина ХХ в., на кото-рую пришлись мероприятия по укрупнению колхозов, ликвидации «неперспективных» деревень. Под катего-рию последних попали и небольшие однонациональные поселки, в которых аккумулировалась этническая куль-тура. Тем самым прерывался естественный механизм трансляции этнической культуры, нарушались внутри-этнические контакты. По мнению М.А. Жигуновой, су-щественно изменились основные параметры традицион-но-бытовой культуры, произошло сближение уровня жизни городского и сельского населения [13. С. 9].Окончательное разрушение очагов украинской культуры и в Томской области связано с ликвидацией «неперспективных» деревень - Крыловки и Чесноки. Вместе с тем следует отметить, что элементы традици-онной культуры сохраняли свое значение и в условиях «угасания» украинских деревень. Приведем несколько примеров, относящихся к 1950-1970-м гг. На фоне со-седних деревень Крыловка, по мнению ее жителей, отличалась наличием общего ограждения вокруг де-ревни. В деревню вело несколько въездов, которые запирались воротами. Дома местных жителей имели два крыльца: для выхода на улицу и во двор. Неотъем-лемой частью интерьера украинского дома были вы-шитые изделия - постельное белье, шторы, полотенца, скатерти. О яркой украинской вышивке часто вспоми-нали и иноэтничные информаторы.В пищевой рацион украинцев входили борщ, га-лушки, вареники, которые, по существу, стали главны-ми этническими маркерами украинской культуры. Ва-реники готовили с разнообразной начинкой - картош-кой, творогом, ягодой (земляникой, кислицей). Инфор-маторы отмечали, что особым лакомством были варе-ники с вишней, которую не так часто удавалось приоб-рести в магазине. Непременным дополнением к столу служило соленое сало. Среди мучных изделий были распространены шанешки (ватрушки), пампушки -оладьи из гречневой муки. Особое место среди хлебо-булочных изделий занимали пироги с маком. Расска-зывая о праздничном застолье, украинцы упоминали про «стопочку горилки». Любое празднество украинцев сопровождалось песней. Бывшие жители д. Чесноки с гордостью отмечали - «пели так, что как хором выдох-нут, лампа тухла». Украинцы из д. Крыловка вспоми-нали, что местные жители Гончаров и Чепик играли на музыкальных инструментах - дудке и скрипке [8].После исчезновения с карты Томской области д. Чесноки и д. Крыловка их жители переехали в Томск и соседние населенные пункты. Несмотря на сложно-сти этнической самоидентификации [14. С. 135-139], растворения украинцев в иноэтническом окружении не произошло. Из полевых материалов видно, что жители бывших украинских деревень, проживающие ныне в селах Кожевниковского и Асиновского районов, до сих пор считают себя украинцами. В сельской местности распространены оценки, характеризующие инаковость, в том числе применительно к этнической сфере. Так, собранный в Кожевниковском районе материал пока-зал, что по-прежнему среди прозвищ сельских жите-лей, в которых в том числе отражается и этническая принадлежность, прочное место занимает определение «хохол».Знание украинского языка сохраняется среди лиц пожилого возраста. Примечательно, что некоторые украинские слова органично вписались в русскую речь. Так, для обозначения современного жилья использует-ся привычное название «хата». Бывшая жительница д. Крыловки рассказала курьезную ситуацию, которая произошла в ее семье. Она попросила свою русскую сноху принести приспособление для выемки хлеба из печи, назвав его по-украински «вилы», которое в рус-ском языке обычно именуется ухватом. Не поняв смысла этого слова, сноха принесла в дом сельскохо-зяйственное орудие - вилы [14. С. 139].Опрос украинского населения показал, что в сель-ской местности и по сей день довольно хорошо сохра-нился песенный фольклор. Собранный среди жителей Асиновского района фольклорный материал включает стихи, частушки, песни. Примечательно, что известное стихотворение Т.Г. Шевченко «Как умру, похорони-те…» на украинском языке считается народным твор-чеством. Еще Ю.В. Бромлей отмечал, что произведения профессионального художественного творчества не только отражают свойства этнической культуры, но и сами превращаются в неотъемлемые компоненты этой культуры [15. С. 339]. Украинские песни представлены в репертуаре профессиональных коллективов Томской области. Они звучат в с. Зырянское, где действует фольклорная группа «Беседа». В с. Шегарка украин-ская песня объединила Любовь Петрухину и Наталью Попову в дуэт «Мрия», который трижды становился лауреатом областного конкурса исполнителей нацио-нальной песни [16].Сохранению памяти об исторической Родине спо-собствуют публикации в местной прессе. Так, на стра-77ницах асиновских газет появились статьи под назва-тельница села Е.Н. Коновалова была приглашена наниями «Память о Чесноках бередит душу» [11], «Боро-Украинский конгресс в США.ковские певцы. «Я Вам, родные, излагаю быль» [17.Мероприятия муниципальных властей позволяютС. 3]. Хотелось бы отметить, что подобные статьи от-жителям с. Новорождественское презентовать украин-личаются особой эмоциональностью и теплотой.ские традиции. В марте 2006 г. прошли Дни украин-Тема Украины звучит и в стихотворениях непро-ской культуры, в рамках которых коллективы из Ново-фессиональных поэтов. Так, в стихах уроженки Украи-рождественского с концертами посетили села Томскогоны Галины Васильевны Небараковской, ныне прожи-района. В том же году во время празднования Между-вающей в Томске, есть такие строки:народного дня семьи проходил фестиваль-конкурс «Ах,И причастьем, и благословениемэта свадьба». Творческие коллективы из Томского, Ше-Из окна открытого несло:гарского, Кривошеинского районов показывали свадь-Аромат вишневого варенья,бы разных народов. Украинскую свадьбу представилиУкраина, мама и село… [18. С. 41].жители Новорождественского.Бывшие односельчане, прежде всего пожилого воз-О сохранении в этом селе украинских традиций ре-раста, стремятся поддерживать друг с другом тесныегулярно появляются публикации в районной прессе.отношения. Формой общения украинцев д. ЧеснокиОни, как правило, сопровождаются такими яркимистали религиозные праздники. На Троицу они собира-эпитетами, как «живая энциклопедия украинских пе-ются на месте бывшей деревни. Усилиями местныхсен», «хранительница культуры и традиций украинскихжителей там воздвигнута стела с именами жителей,предков» и т.д. [19, 20].погибших во время Великой Отечественной войны.Таким образом, вплоть до исчезновения украинскихПразднование сопровождается совместной трапезой идеревень культура сохранялась и воспроизводилась висполнением украинских песен. Хотя, как отметилатрадицонно-бытовой сфере. Важным фактором сохра-бывшая жительница этой деревни Надежда Филиппов-нения была компактность расселения. Межэтническаяна Иванюк, «с каждым годом все меньше остается лю-дистанция, которая поддерживалась за счет однона-дей, кому дорога память о нашей деревне. В первыециональных поселений, обеспечивала целостность игоды к обелиску приезжало до ста человек, а нынчеэффективное воспроизводство этнических культур,собрались только шестеро» [11. С. 5].сохранение культурной идентичности. С исчезновени-Сегодня на территории Томской области в качествеем мест компактного проживания происходит измене-украинского позиционируется с. Новорождественское,ние механизмов трансляции этнической культуры. Кгде активно идут процессы этнического возрожденияним активно подключаются самодеятельное и профес-[3. С. 21]. Эта деревня входит в поле деятельностисиональное творчество, деятельность национально-«Центра украинской культуры «Джерело», созданногокультурных объединений. Важной составляющей этни-в Томске, а также других украинских организаций. Жи-ческой идентичности стала историческая память.

Ключевые слова

Ukrainians, Tomsk region, ethnic culture, Томская область, украинцы, этническая культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гончарова Татьяна АлександровнаТомский государственный педагогический университеткандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей историиgta.76@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Знают ридну мову // Томское предместье. 2006. 28 апреля. № 31 (9270).
И певица, и мастерица // Томское предместье. 2005. 9 февраля. № 11 (9147).
Я счастливый человек // Территория согласия. 2004. № 2 (4). С. 40-41.
Казанцева М. Ради одной цели // Шегарский вестник. 2008. 18 декабря. № 178-179.
Кузьмина О. Бороковские певцы. «Я Вам, родные, излагаю быль» // Наше Причулымье. 2002. 20 июня.
Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. 288 с.
Гончарова Т.А. К вопросу об этнической самоидентификации украинцев Томской области // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (история, этнология). 2006. Вып. 1 (№ 52). С. 135-139.
Жигунова М.А. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине ХХ века. Омск: Наука, 2004. 228 с.
Фурсова Е.Ф., Васеха Л.И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX - первой трети ХХ в. (по материалам Новосибирской области). Новосибирск: АГРО-СИБИРЬ, 2004. Ч. 1. 190 с.
Хорошавина Н. Память о Чесноках бередит душу // Диссонанс. 2008. 30 октября. № 44.
Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 76. Оп. 1. Д. 184.
Томский областной краеведческий музей (ТОКМ). Оп. 13. Д. 284.
Бородкина М. Деревня Иткара Томского края. Хозяйственно-бытовые очерки // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 70-94.
Нам И.В., Наумова Н.И. Национальные школы Томской губернии в годы революции и гражданской войны // Мы - томичи, ваши земляки, ваши соседи (Национально-культурная панорама Томской области). Томск: Томский областной антифашистский комитет, 2000. С. 86-89.
Кутилова Л.А. Украинцы на землях Томского переселенческого района // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. Т. 9. С. 136-144.
Малиновский А.А. Быль о родных (Оригинал рукописи хранится у племянницы автора Т.М. Потрошковой, г. Асино).
Гончарова Т.А. Формирование украинской диаспоры в Томской области в последней четверти XIX-ХХ вв. // Археология и этнография Приобья: Материалы и исследования: Сб. науч. тр. кафедры археологии и этнологии. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. Вып. 2. С. 14-23.
Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры. М.: Наука, 1988. 256 с.
Кутилова Л.А., Нам И.В., Наумова Н.И., Сафонов В.А. Национальные меньшинства Томской губернии. Хроника общественной и культурной жизни. 1885-1919. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 298 с.
 Историческая динамика этнической культуры (на примере украинцев Томской области) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Историческая динамика этнической культуры (на примере украинцев Томской области) | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия