Социальная природа пространственных и временных связей | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Социальная природа пространственных и временных связей

Исследуется социальная природа пространственных и временных связей. Признание личности активным субъектом является проблемой многоаспектной, а их исследование далеко не завершенным. Углублению понимания социальной природы пространственных и временных связей, возможностей применений познанных закономерностей в отраслевых науках способствует обращение к научно-категориальному аппарату человековедческих наук, фундаментальность которых является предпосылкой и условием дальнейших исследований в познании активной роли субъекта в создании социальной природы.

Social nature of spatial and temporal connections.pdf Мир человека - это, в предельно широком звуча-осознан. Это баранье, или племенное, сознание получа-нии, мир бытия и сознания. В парадигме человеческойет свое дальнейшее развитие благодаря росту произво-истории, в координатах историко-временных эпох идительности, росту потребностей и лежащему в основекультур миропонимания выкристаллизовывался образтого и другого росту населения» [1. С. 32-33].значимости и конкретно-научного знания о бытии иАбсолютизируя труд, оставляя значимым для воз-сознании в человеческом жизнесуществовании. Исто-никновения сознания лишь производительность труда,рия человеческой личности в марксистской, философ-рост потребностей и рост населения. «Мы, - писалско-мировоззренческой парадигме - это история соот-К. Маркс, - исходим не из того, что люди говорят, во-ношения бытия и сознания, их становления и развитияображают, представляют себе, - мы исходим также нев координатах диалектико-материалистического истол-из существующих только на словах, мыслимых, вооб-кования, в единстве законов, однопорядковых для при-ражаемых, представляемых людей, чтобы от них прий-роды и общества, первичности материи и вторичностити к подлинным людям; для нас исходной точкой яв-сознания, зависимости сознания от бытия.ляются действительно деятельные люди, и из их дейст-Соответственно, во всех науках, объектом которыхвительного жизненного процесса мы выводим также иявляется человеческая личность, взаимосвязь бытия иразвитие идеологических отражений и отзвуков этогосознания, личности и деятельности истолковываласьжизненного процесса. …мораль, религия, метафизика иисключительно на основе материалистического миро-прочие виды идеологии и соответствующие им формыпонимания. Начало подлинно человеческой историисознания утрачивают видимость самостоятельности. Уматериалистическое мировоззрение связывает с появ-них нет истории, у них нет развития; люди, развиваю-лением у человека сознания. Согласно диалектико-щие свое материальное производство и свое матери-материалистического мировоззрения К. Маркса, «пер-альное общение, изменяют вместе с этой своей дейст-вый исторический акт этих индивидов, благодаря кото-вительностью также свое мышление и продукты своегорому они отличаются от животных, состоит не в том,мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизньчто они мыслят, а в том, что они начинают произво-определяет сознание» [1. С. 28-29].дить необходимые им средства к жизни» [1. С. 22].По Марксу труд является действительным исход-Именно труд как материальная, чувственная дея-ным началом, непосредственно сформировавшим соз-тельность, как способ взаимодействия человека с при-нание и, соответственно, следуя принятой логике рас-родой (материей) составил исходную основу концеп-становки концептов, лишь труд способен был упорядо-туализации К. Марксом личности и сознания, бытия ичить человеческую жизнь. Мысль же остается где-то насознания, соотношения материального и идеального,втором плане.взаимосвязи естественной природы и социальной при-Как следует из приведенных суждений К. Маркса,роды, их содержательного наполнения и акцентиро-первична не мысль, а труд. Не мысль, полагал он, сде-ванной (материалистической) интерпретации.лала человека человеком, а труд. Не мысль определялаИстолковывая сознание в ракурсе абсолютной при-движение человеческой истории, а исключительнооритетности труда, К. Маркс подчеркивал, что «чис-труд. Но труд лишенный мысли - есть бессмысленныйтым» сознанием человек обладал не сразу и что оно с«труд», это «труд» животного, «организующего» свои«самого начала есть общественный продукт и остаетсядействия инстинктивно. Осознание инстинкта, движе-им, пока вообще существуют люди. Сознание, - про-ние, подчиненное мысли, а не бараньему инстинкту, идолжает К. Маркс, - конечно, есть вначале осознаниесоставляют ту величайшую тайну, сделавшую человекаближайшей чувственно воспринимаемой среды и осоз-человеком и оставившего барана бараном. Ни произво-нание ограниченной связи с другими лицами и вещами,дительность труда, ни рост потребностей, ни рост на-находящимися вне начинающего сознавать себя инди-селения создавали и придавали уникальность созна-вида; в то же время оно - осознание природы, котораянию, а нарастающее осмысление жизненного про-первоначально противостоит людям как совершенностранства, движущееся от простого к сложному. Отно-чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которойшение человека к природе, другому человеку, самомулюди относятся совершенно по-животному и властисебе, будучи простейшими по способу взаимодействиякоторой они подчиняются, как скот; следовательно,с природой, себе подобными, совпадая внешне с пове-это - чисто животное осознание природы (обожествле-дением животного, уже изначально не было животным.ние природы). …это - чисто стадное сознание, и чело-Отношение было одухотворено мыслью, только тогдавек отличается здесь от барана лишь тем, что сознаниечеловек и смог относиться к чему-либо в отличие от107заменяет ему инстинкт, или же, - что его инстинктживотного.Очевидно, что вопрос о первичности мысли или труда, вопрос о том, что подвигло человека к созданию социальной природы, вопрос о том, почему человек стал человеком, многократно сложнее, чем это пред-ставлялось ранее.Как отмечается некоторыми исследователями, «ок-ружающая и воплощенная в человеке природа …тесно взаимосвязаны. Но насколько меньше в философии, науке, общественном мнении уделяется внимания про-блемам второго рода! Кроме, пожалуй, медицинского аспекта, они даже не всегда осознаются, а если реша-ются, то весьма часто в сугубо социологическом, тех-ницистском духе. К природе человека многие продол-жают относиться так же, как к внешней природе лет 30 назад, когда речь велась в основном об ее покорении и переделке. Более того, в философии, науке, обществен-ном сознании существует сильная тенденция отрица-ния природы в человеке вообще, предлагается считать, что его единственная «природа» - общество (история). Эта ситуация проявляется в дискуссиях о соотношении понятий человека и личности, его сущности и сущест-вования, связи духовного и физического начал» [2. С. 15, 27, 171].Вторичность мысли, исключение из содержания личности духовного повлекли в дальнейшем такую расстановку научно-познавательных акцентов, научно-исследовательских подходов, которые лишали лич-ность природных начал и категорично утверждали ис-ключительное значение общественного, социального.В соответствии с материалистическим мировоззре-нием, организация социальной жизни на основе труда -есть ключевое понятие, раскрывающее одну из сущест-венных граней взаимосвязи бытия и сознания. Органи-зация социальной жизни является той плоскостью, где непосредственно во взаимодействии представлены бы-тие и сознание. В связи с особой значимостью данного феномена в жизнесуществовании человека, оно служит исходным аналитическим началом движения к понима-нию роли и значения пространственных и временных связей в мировоззрении личности. Основываясь на ана-лизе литературы, посвященной исследованию сознания и бытия, личности и деятельности, предварительно от-метим, что вне пространственных и временных связей и отношения к ним, невозможно освоение и обустройство пространств естественной и социальной природы, пол-новесное становление личности и деятельности, эффек-тивное разрешение многих других социально и лично-стно значимых научно-познавательных и практических проблем. Несомненно одно, что связи и отношения че-ловека в мире бытия столь же многообразны, как много-образен и сам человек.В парадигме диалектико-материалистического ми-ровоззрения традиционно значительное внимание уде-ляется пространству и времени. Данным атрибутам материи посвящена обширная литература. Знания о пространстве и времени за многие тысячелетия суще-ствования данных феноменов постоянно совершенст-вовались. Востребованные сознанием и миром общест-венного бытия они развивались как знания о мере дви-жения объективного (материального), совершенствуясь в системе метрических показателей. Представляется, что пространство и время в мире приверженностей и108ценностей личности имеют многократно более весомое значение. Они не сводятся к эмпирическому формату «климатических» и «географических» условий жизне-существования, к «площадям» и «гектарам», к «месту» и «времени», «адресу» и «часам», к «году рождения» и «дате смерти» и т.д. Подобная «количественная акцен-туация» далеко не в полной мере отражает прогресси-рующее познавательное движение сознания и вопло-щение результатов познания в мире бытия человека. Связь пространства и времени с сознанием и бытием, ограниченная рубежами метрической системы, не вскрывает масштаб и объемность природы человече-ских отношений. Преодоление и наполнение производ-ных от пространства и времени, пространственных и временных связей и отношений социально и личностно значимым содержанием достижимо лишь в ракурсе взаимодействия объективного и субъективного, соци-ального и личностного.В современных исследованиях, посвященных субъ-екту и субъектной составляющей, выделяются разные пространства существования, среди которых особо сле-дует отметить три пространства движения-развития субъектности. Во-первых, пространство функциониро-вания субъекта. Особенности его содержания определя-ются культурно-исторической средой, уровнем истори-ческого развития общества. Во-вторых, пространство развития человека как представителя рода человеческо-го. Оно определяется степенью общего психического и социокультурного развития индивидов, реализуемых в деятельности. В-третьих, это пространство-время исто-рического движения общества как субъекта историче-ского выполнения социальной эволюции [3. С. 9].В системе данных трех пространств, охватывающих естественную и социальную природу, исследуются пространственные и временные связи. Опосредуемые отношением они расширяют объемность представле-ний о сопряженности личности с объективным, с обще-ством. Понимание существа возникающих социально-личностных отношений, их содержательное наполне-ние исходно определяются истолкованием понятия «отношение».В отечественной философии философско-мировоз-зренческое толкование понятия «отношение» восходит к трудам основоположников диалектико-материалисти-ческой философии. В соответствии с базовыми уста-новками диалектического материализма формирование принципиально нового взгляда на человека состоит в утверждении единства общества и человека, утвержде-ние общественной сущности человека.Основополагающим в марксистком понимании личности является вывод К. Маркса о том, что «сущ-ность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокуп-ность всех общественных отношений» [3. С. 568].В этом суждении К. Маркса подчеркивается главное в человеке - значимость социального. Признание соци-ального в качестве одной из значимых сторон личности влечет за собой известную мировоззренческую и мето-дологическую оценку.В диалектико-материалистической традиции исход-ным воплощением социального является труд. В этой связи примечательна оценка К. Ясперса: «В наши днистало совершенно очевидным, что от характера труда и его разделения зависят структура общества и жизнь лю-дей во всех ее разветвлениях. Это понимал уже Гегель, а Маркс и Энгельс разработали это положение в своей тео-рии, имеющей эпохальное значение» [4. С. 124].Придание труду как таковому особой социальной ценности, а также утверждение сущности личности как носителя всех общественных отношений составляют мировоззренчески непреходящую ценность. Постигае-мые в координатах диалектико-материалисти-ческих установок они отражают значительный массив фило-софско-материалистического мировоззрения. В соответ-ствии с данным доминировавшим подходом суждения о мировоззрении отражают жестко детерминированное влияние материалистического миропонимания, опосре-дуемого понятием «отношение». Отношение есть средо-точие человеческого мировоззрения. «Мировоззрение включает в себя …определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку» [5. С. 29].К. Маркс, характеризуя отношение, отмечал: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно сущест-вует для меня; животное не относится ни к чему и вообще не относится; для животного его отношение к другим не существует как отношение» [1. С. 32].В развернутом и долгое время общепризнанном толковании мировоззрение стало определяться как «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловлен-ные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации… По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого об-щества» [6. С. 375]. Придание мировоззрению явного политического звучания обусловлено всей историей становления и развития диалектического материализ-ма, философско-мировоззренческой культуры мышле-ния в Советском Союзе [7].Если с точки зрения социалистического истолкова-ния диалектического материализма целостность миро-воззрению придавала общественно-политическая ак-центуация, то в трудах отечественных философов по-нимание целостности увязывалось с иными концепта-ми. Так, в частности, С.Л. Франк в начале 1920-х гг., рассуждая о целостности мировоззрения/отношения, отмечал: «Цельное мировоззрение есть общее понима-ние мира и жизни, уяснение основных свойств и отно-шений бытия и постижение смысла человеческой жиз-ни, т.е. назначения человека и места его в бытии» [8. С. 120]. Целостность мировоззрения С.Л. Франк связы-вал с научными знаниями.Относительно общепризнанным является определе-ние, в соответствии с которым, мировоззрение предстает как «совокупность взглядов, оценок, принципов, опре-деляющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про-граммы поведения, действий людей» [9. С. 24-25].Приведенные определения мировоззрения не ис-черпывают всего многообразия точек зрения. Каждое из определений актуализирует те или иные стороны мировоззрения. Как отмечается исследователями «Ми-ровоззрение - вещь чрезвычайно сложная» [5. С. 27]. Однако при всем многообразии взглядов они сближа-ются выраженной устремленностью отразить целост-ность мировоззрения. Как мы полагаем из всего много-образия концептов, представленных в определениях мировоззрения, системообразующая роль должна быть отведена отношению.Отношение как средоточие мировоззрения означает, что «Мировоззрение - это не просто некоторая картина мира, общества, в которую в качестве одной из деталей включен сам субъект. Мировоззрение включает в себя также определенное отношение субъекта к миру и об-ществу, их оценку» [5. С. 29]. Отношение есть систе-мообразующий концепт, предпосылка и условие цело-стности мировоззрения.С точки зрения диалектического материализма от-ношение носит объективный и универсальный харак-тер. Отношение выражает, с одной стороны, существо-вание вещей, находящихся в бесконечных связях с дру-гими вещами и их свойствами, с другой - обществен-ные отношения [7. С. 470].Завершая пояснения, очерчивающие взгляды и представления о логике движения бытия и сознания, ограничив их изложение уровнем мировоззрения и от-ношения, становится очевидным, что изложенные в литературе взгляды и представления о мировоззрении и отношении не завершены. Продолжающееся уточне-ние и расширение сферы познаваемого, в целях усиле-ния понимания значимости мировоззрения и отноше-ния в жизнесуществовании человека и общества есть, в известной мере, закономерный процесс, предзаданный неисчерпаемостью личности, вечностью поиска объек-тивной истины. Перевод объективного в личностное измерение обусловлен реальным возрастанием субъек-тивного фактора в историческом процессе ХХ в.Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что вырабо-танные в ходе освоения философско-материалисти-ческого мировоззрения установки имеют методологи-ческое значение - как научно-мировоззренческое, так и научно-познавательное. Не погружаясь в материал, не углубляясь в детали этой чрезвычайно обширной пробле-матики, отметим, что единство бытия и сознания опреде-ляются диалектическим единством объективного и субъ-ективного. Как объективное, так и субъективное сущест-вует и развивается по своим законам-принципам. Приро-да объекта не совпадает с природой субъекта, они нахо-дятся в диалектическом противоречии. Достижение в этом противостоянии диалектической согласованности (противоречивости) определяется активным началом, носителем которого является субъект.Из сказанного следует, что человек не только объ-ект, но и активный субъект истории, активный ее сози-датель. Человек - продукт природы, но вместе с тем и, даже в большей степени, он продукт истории. Естест-венная история сознания и бытия - это история зарож-дения и формирования, укрепления и совершенствова-ния социального пространства. На уровне личности, осознаваемое отношение к социальному пространству, всегда сопровождалось личностным отношением, фор-мообразующим причинением. Принцип субъективной причинности означает, что носителем объективности являются не «вещи» сами по себе, а человек - субъект-109носитель социальной специфики, существующей вусловия жизнесуществования человека, сохраняют их вформе личностного отношения. По Фейербахуустоявшемся, привычном ритме, иначе, но непременно«…объект, к которому существо неизбежно относится,позитивно видоизменяют и упорядочивают их или,есть не что иное, как его раскрывающаяся сущность»наоборот, дезупорядочивают мир его приоритетов и[10. С. 140].ценностей в какой-то части.Только личностное отношение превращает объек-Отношение служит проводником между социальнойтивный мир, пространство и время в действительноприродой и личностью. Будучи показателем социальной,значимые для субъекта (индивидуального и коллектив-личностно-смысловой активности (преднамеренности,ного) ценности. Поэтому пространство и время наизбирательности, пристрастности, заинтересованности,уровне жизнесуществования человека воспринимаютсяустремленности, воления), социально-личностное отно-сознанием, прежде всего, как социально-личностноешение означает личностно-смысловую акцентуациюпространство и социально-личностное время. «Что со-события, интенсивность и глубину встраивания (при-ставляет мою сущность, - утверждал Л. Фейербах, - тосвоения) личностью данного события в социально-и есть мое бытие» [10. С. 173].личностное пространство, в социально-предметную сис-Каждый человек (общество, класс, социальные слоитему деятельности, в мир приоритетов и ценностей ви группы) способен к саморефлексии, деятельности,единицу времени. Личностный смысл составляет сущ-осмыслению социального на личностном уровне, дове-ность социально-личностного отношения. дению саморефлексии до отношения, действия, объек-Подводя итог сказанному, отметим в качестве об-тивированного социального результата.щего итогового вывода, что каково сознание, таково иНа основании изложенного, не претендуя на науч-социальное пространство, каково доминирующее ми-ную строгость, мы полагаем оправданным пониматьровоззрение, таково и социально-личностное отноше-социально-личностное пространство как количество иние к социальному пространству и к социальному вре-качество событий, интегрирующих/дезинтегрирующихмени, какова личностно-смысловая акцентуация (сущ-социально-предметную деятельность общества, клас-ность), такова и организация жизнесуществования. Пе-сов, социальных слоев и групп, вплоть до индивида вревод знаний о социальном пространстве и социальномединицу времени.времени в область научно-криминалистического зна-Социально-личностное время - есть количество иния, в сферу расследования преступлений представля-качество общественно и личностно значимых событийется объективно необходимым и закономерным след-в единицу времени, т.е. событий, которые оказываютствием расширения знаний о личности и, соответст-прямое воздействие на объективные и субъективныевенно, о личности преступника.

Ключевые слова

relations and connections, space, time, identity of the criminal, criminalistics, связи, время, пространство, личность преступника, криминалистика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кривошеин Дмитрий ИвановичТомский государственный университетаспирант кафедры криминалистики Юридического институтаNIGHTHUNTER@vtomske.ru
Всего: 1

Ссылки

Франк С.Л. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990.
Введение в философию. М., 1989.
Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1.
Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.
Ахиезер А.С., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г. и др. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.
Пространства жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. М., 2004.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Кутырев В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М., 1988.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1956.
 Социальная природа пространственных и временных связей | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Социальная природа пространственных и временных связей | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия