К вопросу формирования и развития государственно-частного партнерства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

К вопросу формирования и развития государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Сущность государственно-частного партнерства - это система социально-экономических отношений, которые складываются между государственным и частным секторами экономики.

On formation and development of state and private partnership.pdf Одним из основоположников идеи государственно-ного спроса - денежно-кредитный и бюджетный, отда-частного партнерства (ГЧП), на наш взгляд, следуетвая предпочтение последнему. считать Дж.М. Кейнса. В ХХ столетии западная эконо-Заметим, что многие практические шаги, предприни-мическая теория рыночного развития характеризова-маемые в развитых странах для преодоления глобальноголась развитием неоклассического направления.финансового кризиса, вполне «вписываются» в основныеУже в 30-е гг. ХХ в. небывалой остроты достиглипостулаты кейнсианской теории [1. Т. 1. С. 74]. кризисные процессы в экономике и экономическойВ данный момент весь мир столкнулся с проблемойтеории Запада. Существовала острая потребность вглобального финансового кризиса и как следствие всеновой рыночной теории, которая смогла бы четко объ-пытаются экономить. Но, с другой стороны, именно вяснить существование таких явлений, как массоваярамках жестких бюджетных ограничений во всем миребезработица, длительное падение производства, суще-и возникала тема ГЧП. Инфраструктура - очень капи-ствование неиспользованных производственных мощ-талоемкая вещь, никогда не хватит бюджета города,ностей при относительной ограниченности народногорегиона или страны, чтобы освоить строительство до-потребления, и показала возможные пути выхода изрог, инженерной инфраструктуры, социальной инфра-кризисного положения без уничтожения рыночныхструктуры в соответствии с потребностями современ-основ хозяйствования.ной экономики. Деньги необходимо привлекать, эф-Видимая потребность в новой рыночной теории бы-фективно использовать и надежно расплачиваться зала удовлетворена выходом в свет труда Дж.М. Кейнсарезультат. В современной ситуации деньги не исчезли«Общая теория занятости, процента и денег» (1936).из экономики, скорее, возникла проблема доверия ме-После этого большинство молодых экономистов-жду контрагентами на рынках, особенно в банковскойрыночников стали последователями теории Кейнса. Всфере, и если государство сделает шаги к тому, что егоней была подвержена обоснованной критике идеализа-проектам станут больше доверять, как раз в инфра-ция классиками механизма рыночного саморегулиро-структурные проекты можно будет привлечь частныевания, доказана необходимость активного государст-деньги. Приведем пример из истории: в Великую де-венного вмешательства в экономику и предложеныпрессию американцы строили дороги, но ведь деньгиинструменты регулирования.на их строительство государство занимало, что былоПо Кейнсу, достижение полной занятости возможнолучшей альтернативой коротким схемам разваливаю-при наличии эффективного спроса. Под ним понимает-щихся банков и стагнирующего фондового рынка. ся та величина совокупного спроса на реальный объемСовременный мировой опыт государственно-частногонационального производства, при которой предприни-партнерства подтверждает реальность перспектив и эконо-матели надеются получить максимальную прибыль.мическую эффективность осуществления проектов на ос-Однако достигнуть полной занятости исключительнонове ГЧП. Заслуживает особого внимания факт, что начи-за счет действия стихийных сил невозможно. В связи сная с 90-х гг. XX в. «в странах с переходной экономикой иэтим Дж.М. Кейнс отложил как ошибочный основопо-в развивающихся странах создано более 2700 ГЧП, в томложный закон классической и неоклассической эконо-числе и в сфере инфраструктуры» [2. С. 3]. мической теории - так называемый закон Ж.Б. Сея,Согласно данным отчета Лондонской международ-согласно которому предложение автоматически рожда-ной финансовой службы, занимающейся поддержкойет личный спрос.экспорта британских финансовых услуг, проекты наВыход из положения Кейнс видел в увеличении инве-основе ГЧП разрабатываются в настоящее время встиций, отводя им решающую роль в расширении эффек-60 странах мира.тивного спроса. Поскольку при увеличении занятостиКогда речь заходит об успешном опыте государст-затраты потребителей растут медленней, чем растет ценавенно-частного партнерства, подавляющее большинст-совокупного предложения, рост занятости выявится не-во экспертов отдают пальму первенства Великобрита-рентабельным, если только резерв, который образовался,нии. Великобритания лидирует и по общему числуне будет «заполнен» ростом инвестиций.проектов, и по числу отраслей, где применяется ГЧП. ВДля увеличения инвестиций необходимо, во-частности, именно в этой стране впервые появилисьпервых, снизить ставку процента на кредиты, во-частные тюрьмы. Конечно, интересно было бы понять,вторых, увеличить государственные затраты (расшире-в чем секрет лидерства англичан. А началось оно сние государственных закупок товаров и услуг, государ-прихода к власти Маргарет Тэтчер, занявшей в 1979 г.ственные инвестиции), в-третьих поднять уровень эф-пост премьер-министра страны. При ней многие анг-фективности капиталовложений. С этой целью Кейнслийские госкомпании (в частности British Petroleum ипредлагал два инструмента регулирования эффектив-Rolls Royce) были приватизированы.152Следующим премьер-министром стал Джон Мей-джор. К его основной заслуге относят принятие Хартии прав гражданина. Суть ее заключалась в том, что гос-ведомства должны опубликовать стандарты обслужи-вания клиентов и принять обязательства их выполнять. Еще одной важной заслугой Мейджора стала програм-ма «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative, PFI), которую можно считать началом ГЧП.Эту программу в 1992 г. привел в действие министр финансов Великобритании консерватор Норман Лей-монт. В «пассиве» он имел значительный бюджетный дефицит и отсутствие средств на реализацию проектов, требовавших государственного финансирования. Ос-новная идея этой инициативы - привлечение фирм-исполнителей из частного сектора, которые были бы ответственны за полный жизненный цикл проектов на базе стандартизированных контрактов. В числе по-следних громких проектов относится модернизация лондонского метро, которую журналисты часто оши-бочно называют приватизацией [3].Международный опыт показывает, что сотрудниче-ство между государственным и частным секторами, которое на практике часто осуществляется в форме государственно-частного партнерства, является высо-коэффективным способом развития и управления раз-личными объектами государственной инфраструктуры.Так, современная практика ГЧП в Германии содер-жит наглядные примеры реализации аналогичных про-ектов в сфере строительства. В июне 2006 г. специаль-но созданное для таких целей подразделение немецкой строительной компании Hochtiel подписало контракт, по которому оно будет финансировать, реставрировать и затем управлять Центром профессионально-техни-ческого обучения в г. Леверкузене. Центр состоит из трех комплексов зданий и причислен к разряду истори-ческих памятников. Стоимость контракта оценивается примерно в 70 млн евро.Следует подчеркнуть, что школьный центр в Левер-кузене - это уже четвертый проект государственно-частного партнерства Hochtiel в сфере общественного строительства в Германии. Общий объем аналогичных проектов оценивается в 650 млн евро [4].Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее ак-туальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой - бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государ-ственной собственности.В последнее время тема государственно-частного партнерства в нашей стране приобретает все большую актуальность. Термин «ГЧП» все чаще появляется в СМИ, звучит из уст представителей исполнительной власти различного уровня, бизнес-сообщества, а также ученых и специалистов.Среди специалистов нет единого мнения о том, ка-кие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. В широком смысле подразумевает подГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, нау-ке, образовании и т.д.В числе базовых признаков государственно-частных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие: сторонами ГЧП являются государ-ство и частный бизнес; взаимодействие сторон закреп-ляется на официальной, юридической основе; взаимо-действие сторон имеет равноправный характер; ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную, социально-экономическую направленность; в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон; финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты рас-пределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а наоборот, государ-ство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.ГЧП применяется в проектах, где ресурсы частного сектора используются для оказания услуг, которые тради-ционно предоставляются государством. В России, конечно, государства слишком много. Но государственная доля в «Газпроме» - вовсе не ГЧП. Хотя это и типичный образчик российского варианта госкапитализма.ГЧП более всего распространено в так называемых инфраструктурных проектах: ЖКХ, транспортной ин-фраструктуре (автомобильные и железные дороги, пор-ты и аэропорты), телекоммуникациях, электроэнерге-тике. По числу проектов в мире лидируют постройки автомагистралей. До 80% проектов - это партнерства именно в транспортной сфере. Среди оставшихся са-мую большую долю занимают проекты в ЖКХ.В России уже довольно много действующих проек-тов ГЧП. И большинство из них были реализованы в сфере водоснабжения и очистки сточных вод. Объяс-нение такому явлению достаточно простое. В этой сфере государство готово брать на себя значительную часть проектных рисков, которые не хотят нести част-ные инвесторы. Такая его роль объясняется тем, что ряд экономических рисков водных проектов оно может достаточно эффективно контролировать. Большинство россиян пользуются системой водоснабжения, причем оплачивают эти услуги не по счетчику, вне зависимо-сти от количества потребляемой воды. Умножая число потребителей на тариф (который тоже относительно стабилен и вряд ли резко изменится), можно легко по-считать денежные потоки проекта. При легко прогно-зируемой выручке частных партнеров проще привлечь в проект.Государственно-частное партнерство чаще всего осуществляется в рамках проектного финансирования. Это понятно: как правило, цель создания ГЧП - реали-зация крупных проектов, на которые на текущий мо-мент у государства не хватает сил и средств. Государ-ство выступает лишь одной из сторон, заключающих контракт, и это вносит серьезные изменения в то, как оцениваются и распределяются риски.А создание проектов ГЧП - это, по сути, и есть ис-кусство написания правил и распределения рисков. Этих последних может быть великое множество. На-153пример, в проектах строительства дорог это риски со-блюдения сметы и сроков, производственные риски, рыночные риски (прогноз объема перевозок и уровня приемлемых тарифов), финансовые (колебания валют и процентных ставок), экологические риски. Такие риски могут управляться кредиторами, частной стороной проекта. Они в целом не отличаются от рисков тех про-ектов, где компании участвуют одни, без государства: скажем, при строительстве нового завода.Но в проектах ГЧП они лишены возможности по-влиять на государство, которое может изменить прави-ла игры, т.е. на политические риски, риски изменения правовых условий, риски нестабильности и контракт-ный риск. Такие риски может в значительной степени брать на себя государственная сторона, гарантируя ча-стной какие-то компенсации.Анализируя влияние ГЧП на взаимодействие бизнеса с системой образования, следует выделить задачи, кото-рые государство должно поставить перед бизнесменами.1..Активное участие бизнеса в определении содер-жания подготовки специалистов. Высшие учебные за-ведения страны должны находиться в постоянном кон-такте с представителями бизнеса как будущими рабо-тодателями для выпускников вузов. В данное время складывается ситуация при которой Университеты не имеют информации о реальной потребности предпри-ятий и бизнеса в кадрах.2.Задача ресурсного обеспечения. Бизнес должен быть заинтересован обеспечивать вузы ресурсами (ма-териальными, интеллектуальными и т.д.), благодаря которым через определенное время будет получать высококвалифицированных специалистов.3.Задача целевого обеспечения. Бизнес должен уча-ствовать в формировании целей обучения будущих специалистов, составлять программу (изучаемые пред-меты, необходимые практические семинары и т.д.) с учетом тех задач и потребностей, которые пригодятся в будущем при поступлении на работу.4.Непосредственное участие представителей бизне-са в процессе обучения студентов. Участие директоров предприятий и владельцев фирм в лекциях, семинарах, предоставление студентам трудовой практики с воз-можностью последующего трудоустройства.В настоящее время проекты ГЧП в социальной сфе-ре имеют особое значение. Как заявил 02.03.09 г. в Мадриде президент РФ Д.А. Медведев, развитие обра-зования в стране одна из важнейших задач государства. Образование населения является одним из 4 нацио-нальных проектов, которые до недавнего времени не-посредственно курировал Д.А. Медведев. В данном национальном проекте упоминается, что бизнес должен принимать активное участие в поддержке образования. Данные цели государство может достичь с помощью проектов ГЧП [5].В России государственно-частное партнерство пока так и не стало эффективным механизмом, с помощью которого можно поднять в стране здравоохранение, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и энер-гетику.В последние годы правительство предприняло ряд попыток укрепить механизм ГЧП. В 2005 г. был принят, но фактически так и не заработал закон «О концессион-154ных соглашениях», который определял отношения госу-дарства и бизнеса в тех сферах, где объекты не подлежат приватизации. Остановила концессии, в частности, не-урегулированность в законе прав концессионеров и га-рантий их безубыточной деятельности. Не было закреп-лено безоговорочное право собственности концессионе-ра на созданное им в результате выполнения соглашения имущество. Препятствием для частного инвестора было и то, что закон не предусматривал установления в со-глашении тарифов на работы или услуги концессионера на период действия соглашения.На данный момент самым эффективным участни-ком ГЧП является Внешэкономбанк (ВЭБ). Его по-следняя инициатива - перенести центр тяжести ГЧП в регионы. ВЭБ выступает за создание региональных корпораций в форме открытого акционерного общест-ва. Уже созданы Южно-Якутская, Самарская, Калуж-ская и Красноярская корпорации.Ответственность за организацию проектов ГЧП ле-жит на органах государственного и муниципального управления (ОГМУ). В этой связи важнейшими парт-нерами Внешэкономбанка являются региональные или муниципальные органы власти, ответственные за орга-низацию проектов ГЧП.Глобальные экономические перспективы на 2009-2011 г., а именно так называется новый доклад Всемир-ного банка (ВБ), выглядят довольно мрачно. Эксперты банка нанесли сокрушительный удар по надеждам тех, кто полагал, что мировой финансовый кризис окажется не таким уж разрушительным. Экономический рост, прогнозируют специалисты ВБ, в данный период будет наименьшим с 1970 г. А объемы мировой торговли, пойдут на спад впервые с 1982 г. [6. С. 5].Что же касается ближайших экономических пер-спектив России, то Президент РФ Д.А. Медведев заяв-ляет, что Правительство не собирается «сворачивать» принятые ранее социальные и экономические про-граммы. В том числе и очень важный, по словам Мед-ведева, вопрос по поддержке малого бизнеса, развитие которого, как не раз заявляли Президент вместе с пре-мьер-министром, в России - одна из важнейших задач Правительства. На наш взгляд участие малого бизнеса в ГЧП полностью укладывается в цели и задачи, озву-ченные Президентом и премьером, а также открывает новые возможности как для его развития, так и для развития среднего бизнеса [7].Но участие малого и среднего бизнеса в ГЧП ограни-чивается в первую очередь размерами проектов. Понят-но, что быть полноправным партнером в проекте стои-мостью несколько десятков миллионов долларов они не могут. Пока что в этом качестве выступали только круп-ные иностранные или российские компании.Но широкое распространение ГЧП дает шанс пред-приятиям среднего и малого бизнеса проявить себя в качестве подрядчиков. Ведь специально созданная про-ектная компания привлекает иногда несколько десят-ков партнеров. В условия многих тендеров по опреде-лению инвестора для проектов ГЧП записано, что по-бедитель обязан привлечь местные строительные ком-пании для производства как минимум трех четвертей строительных работ. Большие шансы поучаствовать в таких проектах имеют производственные компании,чьи разработки нужны для реконструкции объектовсырье и энергоресурсы, а следовательно, и благосос-электроэнергетики, городского хозяйства, транспорт-тояние граждан напрямую зависит от колебаний цен наных артерий.рынках цветных металлов, нефти, газа и т.д.Примером может служить иногда более чем стопро-Подводя итог, следует заметить, что в России нацентный рост производства за несколько лет у совсемвысшем уровне пока готовых положительных приме-было зачахших компаний, обслуживавших железныеров ГЧП нет во многом из-за ставки на сверхсложныедороги (вагоностроительных и пр.). Руководство РЖДпроекты. Проекты предлагаемые для ГЧП, слишкомпосле десятилетнего перерыва приняло полноценнуюкрупные и требуют огромных вложений. В России ГЧПинвестиционную программу. Такого же масштаба инве-воспринимается исключительно применительно кстиции ожидают и ЖКХ, и электроэнергетику.крупным проектам, и в то же время мелких проектов,По нашему мнению, Правительству РФ следует уде-предлагаемых инвестору, совсем нет. Ведь для того,лить большее внимание возможному участию в проек-чтобы механизм прижился, его нужно опробовать, сде-тах ГЧП малого бизнеса.лать массовым. В Великобритании почти все школы иДля участия в ГЧП малого, среднего и крупногобольницы строят на принципах ГЧП, Китай только вбизнеса необходимо решить ряд задач, без которыхобласти водоснабжения предлагает на рынок в год поразвитие ГЧП в России просто невозможно: совершен-30-35 проектов, а в России все проекты - стройки века.ствование нормативно-правовой базы, регулирующейИ в первую очередь это задача государства. вопросы поддержки предпринимательства; оказаниеИспользуя ГЧП, государство получает помощь вконсультационной поддержки субъектам предприни-проектах, на которые у него не хватает средств, даетмательства; оказание информационной, методическойвозможность зарабатывать бизнесу, развивая и под-поддержки; обеспечение деятельности инфраструктурыдерживая тем самым собственную экономику. Бизнес,для поддержки субъектов предпринимательства; оказа-в свою очередь, имеет возможность осуществлять про-ние административно-организационной поддержки;екты, поддерживаемые государством, и получать га-оказание финансовой поддержки; подготовка в вузахрантированную прибыль. кадров для среднего и малого бизнеса.Таким образом, на наш взгляд, в условиях мировогоЭти, а также другие задачи необходимо решить го-финансового кризиса ГЧП приобретает гораздо боль-сударству для привлечения в ГЧП крупного, среднегошее значение и для государства и для предпринима-и, что немаловажно, малого бизнеса. Ведь во многихтельства. Но нужно помнить, что проекты ГЧП - это, вразвитых западно-европейских странах экономика напервую очередь, бизнес-проекты и, несмотря на то, что70-80% состоит из малых предпринимателей, в то вре-государство, безусловно, должно выполнять контроли-мя как в России она остается «сырьевой». И наполняе-рующую функцию, бизнес должен видеть, понимать имость бюджета в России во многом зависит от цен насохранять свой интерес.

Ключевые слова

финансовый кризис, малый бизнес, государственно-частное партнерство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Трифонов Артём ЮрьевичКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьевааспирант экономического факультетаSebastian1985@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Режим доступа: www.minfin.ru
Ситнина В. Равнение на 1970-й // Время новостей. 12.12.2008.
Режим доступа: www.gks.ru
Режим доступа: www.gmcgks.ru
Режим доступа: www.evro-news.com
Московская правда. 30.01.2009.
Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. М., 2004. Т. 1. С. 74-90.
 К вопросу формирования и развития государственно-частного партнерства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

К вопросу формирования и развития государственно-частного партнерства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия