Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности

Представлены результаты исследования по проблеме влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности. Анализируется инновационный опыт Гуманитарной школы как образовательного события; выделены эмпирические признаки и характеристики её образовательных возможностей. Для исследования образовательных событий применяются методика феноменологического описания образовательных инноваций и методика реконструкции инновационного опыта.

Place and role of educational events in students' preparation for innovative pedagogical activity.pdf Контекст исследования. Я работаю в Бийском го-взрослого (дети). Я поняла, что Гуманитарная школа,сударственном педагогическом университете (БГПУ)хотя и не планировалась мною как событие, но стала дляим. В.М. Шукшина на филологическом факультетевсех её участников образовательным событием. преподавателем педагогических дисциплин. В 2005 г.Поэтому уже при организации и проведении сле-по инициативе администрации университета при фило-дующей Школы я пыталась понять и исследовать самлогическом факультете была создана Гуманитарнаяфеномен событийности Гуманитарной школы. школа. Поскольку инициатива исходила от админист-Для выявления феномена образовательной собы-рации университета, Гуманитарную школу мы рас-тийности Гуманитарной школы мною использоваласьсматривали как мероприятие, необходимое для расши-методика феноменологического описания образова-рения, развития образовательной среды самого универ-тельных инноваций, которая включает контекст, фено-ситета.менологическое описание ситуации и аналитическийОрганизацию этой Школы поручили мне, посколькукомментарий [1]. я веду педагогические дисциплины на филологическомКонтекст. Следующая Школа проводилась в июнефакультете. Участниками Школы стали учащихся 6-2006 г. Ее мы начали готовить уже в ноябре 2005 г. Мы9-го классов школ города Бийска, студенты 3-4-го кур-пригласили тех детей, которые принимали участие всов и преподаватели филологического факультетапервой летней Гуманитарной школе. Преподаватели,БГПУ им. В.М. Шукшина. Для меня как руководителяучаствующие в деятельности школы, подготовили про-проекта на первом этапе важно было понять, как орга-граммы, которые реализовывались в течение всегонизовать Школу, чтобы она стала чем-то другим, неже-учебного года. С ноября 2005 г. занятия проходилили традиционная университетская жизнь, чем-то важ-регулярно по средам на филологическом факультете. Вным и значимым для всех ее участников. Школа про-марте 2006 г. в работу Школы включились студенты.водилась в течение пяти дней на университетской базеОдна из студенток 4-го курса выполняла курсовое ис-«Озеро Канонерское».следование «Проектирование образовательного собы-Подводя итоги работы первой Школы и обобщая вы-тия в Гуманитарной школе». «Летняя Гуманитарнаясказывания разных её участников, я увидела, что многоешкола - 2006», как и первая, состоялась на универси-из того, что случилось и отмечается ими, я предполага-тетской базе «Озеро Канонерское». Особенностьюла. Например, что совместная деятельность, позициядеятельности студентов в организации второй лет-«сотрудничества» в общении, необычная форма прове-ней Школы был «командный дух», изначальная заинте-дения Школы оказались очень привлекательными. Яресованность в детях, в той совместной деятельности,также была уверена, что студенты справятся с «вне-которая будет происходить «на Канонерке». Студентыклассной работой» и «соберут» интересный материалпознакомились с детьми в марте при разработке проек-для курсовых работ. Но я совсем не предполагала, что зата летней Школы «Язык творчества». Перед нимитакой короткий срок, в который проводилась Школа,стояли непростые задачи. Во-первых, освоить техноло-может произойти осмысление и переосмысление сту-гию проектирования на практике. Во-вторых, попы-дентами педагогической профессии и «себя» в ней. Потаться включить детей в проектную деятельность. Яотзывам студентов было понятно, что Школа стала длякак преподаватель педагогики особое внимание удели-ее участников не просто мероприятием (от «приниматьла теории и практике проектирования в курсе дисцип-меры»), но местом, которое открывает смыслы педаго-лины «Педагогические технологии». И студенты, игической профессии. Я обнаружила образовательныедети впервые в реальной практике занимались проект-эффекты, которые заставили меня иначе посмотреть наной деятельностью. Не всё у нас получилось. Но глав-Гуманитарную школу. Это такие образовательные эф-ное, на мой взгляд, в «первом» проектировании - этофекты, как «открытие» себя (студенты) в отношении ксовместная деятельность студентов и детей, котораяпрофессии; «открытие» себя (студенты и дети) как лич-формировала эмоциональный настрой, интерес, значи-156ности; «открытии» ребёнка (студенты) и «открытие»мость ожидания летней Школы.Ситуация. Особенностью проведения летней Шко-что проектная деятельность так сплотит ребят, настроитлы стала не просто активная, а инициативная позицияна летнюю школу».студентов. Так, студентка 3-го курса Настя Ю. (спе-Проведенный мною анализ рефлексивных работциализация - учитель истории) предложила включить встудентов позволил выявить феномен открытия сту-проект «Линейку памяти» (22 июня). На первый взгляд,дентами себя в отношении к педагогической профес-«официальное мероприятие» получило сильный эмо-сии. Так, одна из студенток 4-го курса особенно яркоциональный отклик у всех участников Школы. Кромепишет об открытии себя в профессии: «Я поняла, чтотворческих дел, студенты заинтересовались содержа-хочу быть педагогом, хочу посвятить себя работе с ве-нием и организацией образовательных проектов, кото-сёлыми и неугомонными созданиями, имя которым -рые разрабатывали преподаватели. В свою очередь,дети. Благодаря этой Школе я осознала, что сдела-преподаватели обратили внимание на студентов, поняв,ла правильный выбор».что их можно и нужно вовлекать в такую деятельность.Итак, анализ организации и проведения второй лет-Так, особенностью образовательного проекта «Журна-ней Гуманитарной школы позволил сформулироватьлистика» стала совместная деятельность преподавате-представление о Школе как образовательном собы-ля, студентов и детей. Результатом выступила подго-тии, поскольку Школа несёт с собой совершенно опре-товка и проведение пресс-конференции. В этой летнейделённые образовательные эффекты. На образователь-Школе совместная деятельность отличалась не простоные эффекты указывают проявленные при проведенииучастием, а активной вовлечённостью в эту деятель-Школы феномены событийности (на основании «я»ность детей. «Внеурочная» деятельность была для де-высказываний): открытие ребёнка и взрослого в обще-тей значимой, потому что они принимали участие в еёнии и отношениях; открытие возможностей совместнойпроектировании. Итогом совместной работы стал про-деятельности; открытие студентами себя в отношенииект «Язык творчества».к педагогической профессии.Аналитический комментарий. Проведение этойДальнейшее исследование было связано с изучениемШколы позволило мне увидеть значимость для всехявления образовательной событийности и установле-участников эмоциональной и содержательной сторонынием характеристик, существенных для пониманияобщения, отношений, складывающихся в летней Шко-Школы как образовательного события.ле. Особую ценность общения для детей подтверждаетДля этого использовалась методика реконструкцииряд высказываний. Например, на вопрос, что особенноинновационного опыта [1]. Она включает контекст,привлекает в Школе, многие дети ответили: «здесьфеноменологическое описание прецедента, аналитиче-можно больше и интереснее общаться»; «возможностьский комментарий, аналитическое обобщение.интересного и полезного общения со студентами иКонтекст. Три последующие школы были органи-преподавателями на равных»; «можно попроситьзованы в 2007-2008 гг. Школы проводились также напомощи или помочь самому»; «мы лучше узнаём другуниверситетской базе «Озеро Канонерское». Обновил-друга, учимся доверять и помогать друг другу». Сту-ся состав учащихся: те дети, которые «открыли» себя вденты пишут о том, что «самое главное в этом коллек-Гуманитарной школе, привели своих друзей. На фило-тиве - это доверие и взаимное уважение»; «Школа далалогическом факультете к Школе появился интерес какпонимание того, что чем более разные дети объедине-у студентов, так и у преподавателей. В Школу пришлины вместе, тем более интересно общаться с ними». На«новые» студенты разных курсов и другие преподава-мой взгляд, эмоциональная полнота связей и отноше-тели. Я оставалась по-прежнему главным заинтересо-ний ярко проявлялась на «вечерних огоньках». Ониванным лицом в организации и проведении Школы.были потрясающе искренни и доверительны. Всё этоСитуация. Зимняя Гуманитарная школа (январьпозволяет говорить о феномене открытия ребёнка и2007 г). Особенностью проведения зимней Гуманитар-взрослого в общении и отношениях.ной школы было то, что инициативу в организацииУчастие в этой Школе позволило понять, что совме-наряду со мной проявили студенты 4-5-го курсов, ко-стная деятельность студентов, детей и преподавателейторые выполняли курсовые и дипломные исследованийпри подготовке летней школы, инициативная позицияна материале Школы. Так, в рамках курсового иссле-студентов в организации и проведении школы способст-дования студентку 4-го курса Наташу К. заинтересова-вовали появлению феномена открытия возможностейла проблема образовательных событий. У неё уже былсовместной деятельности. Этот феномен проявляется вопыт участия во второй летней Школе. Темой её кур-том, что все участники (дети, студенты, преподаватели)сового исследования по педагогике стало «Педагогиче-вдруг увидели, что совместная деятельность на многоеское проектирование образовательного события в зим-влияет, она помогает раскрыться способностям. В этомней Гуманитарной школе». При этом студенты 4-смысле обращает на себя внимание изменение представ-5-го курсов филологического факультета, выполняю-лений, особенно детьми, об учебной деятельности вщие исследования, занимали инициативную позицию, аШколе. В своих суждениях дети высказывают своё от-студенты младших курсов активно включились в под-ношение к совместной учебной деятельности в Школе:готовку образовательных занятий вместе с преподава-«В Гуманитарной школе мы учимся иначе»; «свободателями. В первой половине дня проводились образова-действий, выбора»; «ощущение командного духа под-тельные занятия, во второй - досуговые проекты, кол-талкивает к продуктивной работе»; ««нешкольная атмо-лективные творческие дела. Образовательные занятиясфера» обучения»; «необычные условия обучения»; «я сбыли представлены тремя образовательными направ-желанием еду летом не только отдыхать, но и учиться».лениями: «Журналистика», «Стилистика научной ре-Наташа К. (студентка): «Я даже не могла предположить,чи», «Риторика». Идея включения студентов заключа-157лась в организации совместной деятельности в образо-Можно выделить несколько её особенностей. Во-вательном пространстве Школы. Нам (мне как руково-первых, включённость в эту деятельность «новеньких»дителю Школы и студентам) представлялось важнымстудентов; во-вторых, предварительная совместнаярасширить пространство Школы за счёт организацииподготовка тематических дел. Традиционные «огонь-дискуссионного клуба, в котором студенты осваивалики» (и при свечах, и у костра) приобрели в этой летнейтехнологию «Дебаты», а дети учились общаться. Тема-Школе особую глубину и искренность.тическая идея «Язык творчества» была реализована черезЛетняя Гуманитарная школа (июнь 2008 г.). Гума-тематические дни - «История Бикатунской крепости» инитарная школа при филологическом факультете Бий-«Рождественские истории». Студенты, выполняющиеского государственного педагогического университетакурсовые и дипломные исследования, проводили диаг-им. В.М. Шукшина работала систематически в течениеностику понимания участниками задач и содержания2007-2008 учебного года. Я по-прежнему являюсь ор-деятельности Школы, анализ отношения к ней; занима-ганизатором, участником и основным заинтересован-лись организацией проектной деятельности вместе сным лицом Школы. В этом учебном году изменилосьдетьми; инициировали формы проведении образова-многое: организация и содержание образовательнойтельных занятий по направлению «Язык рекламы».деятельности, участники Школы. Анализируя опытСитуация. Летняя Гуманитарная школа (июньорганизации предыдущих Школ, учитывая пожелания2007 г.). Интерес в подготовке к летней Школе у детейстудентов и детей о расширении образовательного про-и у студентов был гораздо выше, чем в подготовке кстранства, о насыщении его яркой, эмоциональной дея-зимней Школе. Так, два из тематических дней («Деньтельностью не только на образовательных событиях, носмеха» и «День наоборот») были полностью разрабо-и в течение учебного года, я решила искать заинтере-таны детьми. Содержание совместной образовательнойсованного педагога для создания театральной студии.деятельности в этой летней Школе изменилось. В жиз-Мне представлялось, что именно «театрализация» можетнедеятельность Школы включились молодые коллеги -удовлетворить потребности участников Школы в такойпреподаватели. Они вместе со студентами разработалидеятельности. На моё предложение с большим желаниемпоэтическую программу и направление работы по ли-отозвалась заведующая учебным управлением БГПУтературному краеведению. Я впервые в этой летнейНаталья Евгеньевна Ч. У Натальи Евгеньевны большойШколе выступала в роли преподавателя, работала вме-опыт работы со студенческим вожатским отрядом «Зем-сте со студенткой 4-го курса Наташей К., которая за-ляки», постановок выступлений, агитбригад. Так былаканчивала курсовое исследование под моим руковод-создана театральная студия, которую участники назвалиством на тему «Использование образовательных техно-«Арт-Альянс». Участниками студии стали дети из Гума-логий (кейс-стади и проектирование) в жизнедеятель-нитарной школы и студенты-бакалавры 1-го и 3-го кур-ности Гуманитарной школы». Мы представляли мас-сов специалитета филологического факультета. Поста-терскую «Проектирование», которая вызвала у детейновка студентами и детьми под руководством Натальиживой интерес. В этой летней Школе работал пресс-Евгеньевны мини-мюзиклов «Курск», «История процентр. Подготовкой и организацией его деятельностиВласа - лентяя и лоботряса» (Маяковский), театрализа-занимались преподаватель курса «Журналистика» Вла-ция басен Крылова, выступления в военной части, вдимир Альбертович З., студентка 4-го курса Катя К.,приюте «Надежда» наполнили жизнь Школы новымивыполняющая курсовое исследование на тему «Орга-переживаниями. Решению тех же задач (расширениюнизация детского пресс-центра», и творческая группаобразовательного пространства, насыщению его поло-детей. Главная роль в подготовке и организации при-жительными эмоциями, переживаниями) способствовалнадлежала Кате К. Она инициировала эту работу и спроект, идея которого возникла в ходе совместного об-большим желанием ею занималась. Идея пресс-центрасуждения перспектив жизнедеятельности Школы. Этотбыла воспринята ребятами с большим интересом и ока-проект мы назвали «Возрождение славянских праздни-залась чрезвычайно продуктивной для образовательно-ков», включавший в себя в этом учебном году одно-го события. Ребята придумали свой критерий оценкидневные образовательные события - «Святки» и «Мас-деятельности пресс-центра «Наша газета - это мы!!!».леницу». Праздники также проводились на базе универ-Студенты включались в образовательную деятельностьситета «Озеро Канонерское». Проектированием празд-и по приглашению преподавателей, и по собственнойника «Святки» занимались студенты 3-го курса и дети, аинициативе. Так, преподаватель курса «Стилистикапроектированием «Масленицы» - студенты-бакалаврынаучной речи» Наталья Владимировна С. пригласила1-го курса и дети. Одной из особенностей летней Школыстудентов помочь детям в исследовательской работе.стало проектирование образовательной деятельностиПо мере того как школьники осмысливали учебныйстудентами (проект «Рекламное агентство»). Организа-материал, они выбирали тему, планировали (совместноция и включенность в разноплановую совместную обра-с преподавателем) и проводили (с помощью студентов)зовательную деятельность в течение года сформироваланаучное исследование. В результате совместной обра-у студентов желание продолжить работу в летней Шко-зовательной деятельности были подготовлены научныеле и интерес к «новой» деятельности. Особенностьюработы. Двое из учащихся городских школ успешножизнедеятельности Гуманитарной школы в течение это-выступили с докладами на студенческой конференцииго учебного года стало расширение связей между участ-в университете. Это было первым значимым результа-никами - студентами разных курсов, преподавателями итом совместной работы.детьми. Изменилась позиция студентов в образователь-Сюжетная линия «Язык творчества» во «внеуроч-ной деятельности. В этой летней Школе они не простоной» деятельности сохранялась и в этой летней Школе.помощники преподавателей, а частично выполняют158функции преподавателей. При этом студенты стали ге-тем более интересно общаться»; «все дети уникальны»;нераторами идей, проектировали образовательную дея-«каждый ребёнок яркая индивидуальность»; «дети рас-тельность в летней Школе. Кроме того, дети и студентыкрываются каждый по-своему, по-новому»; «дети до-занимались в мастер-классах театральной студии «Арт-веряют тебе частичку себя»; «представить не могла,Альянс» под руководством Натальи Евгеньевны Ч., ста-что дети так серьёзно рассуждают о Любви»; «в каж-вили мини-спектакли. Традиционные вечерние огонькидом ребёнке заложен огромный творческий потенци-в этой летней Школе были окрашены грустью расстава-ал»; «дети могут и хотят сами участвовать в своём об-ния десятиклассников с Гуманитарной школой, пережи-разовании»; «дети проявляют себя очень интересно».ваниями, суждениями о том, чем для них за три годаЯ обратила внимание и выделила группу признаков,стала Школа.имеющих отношение к изменению представлений уча-Аналитический комментарий. В рефлексивных ра-стников Школы о себе, о своих возможностях и спо-ботах студентов по Школе я анализировала «я - выска-собностях: «здесь я могу реализовать свои способно-зывания» участников. Рассматривая их, я обратиласти и возможности» (студент); «здесь есть возможностьвнимание на признаки, которые характеризовалиузнать себя, на что я способна» (учащийся); «я не знаюШколу как образовательное событие. Я установила,лучшего места для проявления своих возможностей ичто ряд признаков повторяется в каждой из пяти Школ.талантов» (учащийся); «здесь я могу реализовать свойМожно выделить группу признаков, связанную с из-творческий потенциал» (учащийся); «Школа открываетменением отношения к педагогике и педагогическойперед ребёнком новые (неизвестные пока ему самому)деятельности. Педагогика и педагогическая деятель-возможности» (студент); «раскрываю свои способно-ность начинают рассматриваться студентами как пред-сти, узнаю себя» (учащийся); «Школа помогает рас-мет личного отношения и действия. В разных Школахкрыть себя» (учащийся, студент); «открытие» себя иэту характеристику наполняют следующие признаки:других в разных видах деятельности» (студент); «нахо-«изменилось отношение к педагогике»; «изменилосьдим себя» (студент); «личностный рост» (преподава-мое представление о традиционной организации педаго-тель); «поверила в себя, ощутила свою значимость»гической деятельности»; «Школа даёт целостное пред-(студент; учащийся); «узнаю себя» (учащийся); «изме-ставление о педагогической деятельности» (преподава-нила мой внутренний мир» (учащийся); «влияют другтель); «мне удалось за столь короткое время образоватьна друга, обогащают друг друга, образуют друг друга»;маленький коллектив»; «теперь имею представление о«это личностный рост каждого» (преподаватель).педагогической деятельности»; «Школа помогла мне вКроме того, я обнаружила группу признаков, свя-осмыслении педагогической деятельности»; «Поняла,занную с изменениями в представлениях о возможно-что важно предоставлять ребятам возможность выборастях совместной деятельности: «совместная деятель-своего образования»; «создавать условия для проявле-ность, близкая по духу»; «лучший метод - всё делатьния творчества»; «Школа меняет мои представления овместе» (студент); «совместная деятельность даёт дру-воспитании и образовании»; «Поняла необходимостьгие возможности»; «проектная деятельность сплотилазнаний педагогики и психологии»; «Школа даёт пони-ребят» (студент); «всё делаем вместе и получаем ре-мание проблем, которые рассматривает педагогика изультат (студент); «Раскрытие, Опыт, Удовольствие»психология»; «Поняла, что реальное педагогическое(учащийся); «совместная деятельность предоставляетвзаимодействие с детьми гораздо богаче и сложнее того,возможность себя показать, самореализоваться» (уча-что написано в учебниках по педагогике»; «изменилосьщийся); «мы всё делали вместе» (студент); «интересноотношение к предмету «филология».участвовать вместе с детьми в составлении газеты-Методика реконструкции опыта позволила выделитьмозаики» (студент); «Объединяясь на занятиях, меро-группу признаков, связанную с «обнаружением» (измене-приятиях мы творим» (учащийся); «хочу участвоватьнием представлений, открытием) педагогических задат-везде» (студент); «интереснее участвовать, чем смот-ков, способностей, профессиональных качеств у студен-реть» (учащийся); «хочу участвовать в постановках»тов: «обнаружила в себе педагогические качества и спо-(учащийся).собности»; «смогла узнать о себе самой как педагоге»;Мне удалось также выявить группу признаков, от-«проснулись» профессиональные педагогические качест-носящихся к новым, сильным переживаниям, характе-ва»; «поняла, что педагогические задатки у меня есть»; «уризующихся многообразием и полярностью. В разныхменя получается общаться с детьми»; «развитие профес-Школах проявляются следующие признаки: «получиласиональных педагогических качеств»; «теперь я знаюогромную эмоциональную отдачу» (студент); «яркий,точно, что педагогические задатки у меня есть»; «поняла,эмоциональный, положительный поворот в сознании»что хочу быть педагогом»; «осознала, что сделала пра-(студент); «только положительные эмоции»; «удоволь-вильный выбор»; «почувствовала себя педагогом»; «ощу-ствие от всего, что здесь происходит» (учащийся); «де-тила себя педагогом»; «правильно выбрала педагогиче-ти раскрыли нам свои «души», поделились сокровен-ский вуз»; «поняла, что такое профессия педагога»; «про-ными мыслями» (студент); «каждый смог поверитьфессия педагог - это призвание»; «хочу быть с детьми,всем присутствующим» (студент); «эмоциональнаяхочу помогать им взрослеть».сопричастность, переживание; я никогда не видела ни-Следующая группа признаков связана с изменениемчего подобного» (студент); «Я - «маленький фонар-представлений студентов о ребёнке: «открыла мирщик» (учащийся); «Нами было пережито очень мно-детей с другой стороны»; «увидела» ребёнка»; «по-гое» (студент); «Счастливы вместе!» (учащийся); «Каксмотрела по-другому на ребёнка»; «пришло пониманиездорово, что все мы здесь сегодня собрались» (учащий-того, что чем более разные дети объединены вместе,ся); «Общение - классно» (учащийся); «Наша семья159(отряд) - супер! (учащийся); «Пусть всегда для васОрганизация Школы позволяет признаки сделатьгорят такие яркие звезды!! !» (студент); «Жаль, что всеустойчивыми (через вовлечение студентов) характери-так быстро закончилось» (учащийся); «Не хочется уез-стиками образовательного события. Характеристикижать, так как все было замечательно. Спасибо!» (сту-образовательного события можно рассматривать какдент); «Все, что я хотела сказать, это то, что я люблюобразовательные эффекты (эффекты изменений, про-Канонерку» (студент); «Лучше быстро сгореть, чемисходящих с человеком в образовании), которые появ-медленно гаснуть» (учащийся).ляются именно из-за событийности или в процессе со-Установлена группа признаков, имеющих отноше-бытийности. В этом смысле представляется ценнымние к общению и к взаимодействию между участника-использование потенциала Гуманитарной школы какми: «стал по-другому общаться со сверстниками»образовательного события в подготовке студентов к(учащийся); «неформальное общение с педагогами иинновационной педагогической деятельности. студентами» (учащийся); «широкие возможности обще-В настоящее время многих исследователей интересуетния» (учащийся); «общение с людьми, близкими мне появление событийности. Событийность рассматривается вдуху»; «свободное общение с интересными людьми»научной литературе с разных позиций, в том числе как(учащийся); «диалогичность общения» (педагог); «я об-важное и необходимое условие развития личности. щался с людьми, близкими мне по духу и по образуСовременные философы определяют события какжизни» (учащийся); «сообщество единомышленников»такие образования, которые мыслящий наделяет смыс-(педагог); «узнала, что такое счастье общения» (уча-лом и значением. События приписываются содержа-щийся); «студенты помогают нам проявить таланты»нию сознания субъекта, они фиксируют осмысленные(учащийся); «помогают в трудную минуту»; «учат орга-и важные для него единицы и целостности. Современ-низовывать свое время»; «проявляют в нас разные та-ные философы описывают не событие как объект, аланты»; «общаются с нами как на равных»; «в лице сту-пространство (реальность), в котором можно эти обра-дентов находим наставников»; «преподаватели и сту-зования мыслить [2]. денты помогают раскрыть способности» (учащиеся).Учёных-социологов категория «событие» интересу-Ещё одна группа признаков указывает на рождениеет в пространстве социально-философского знания.педагогического опыта: «получаю другой опыт» (уча-При рассмотрении социальной природы события какщийся); «опыт даёт уверенность в своих силах» (сту-социального концепта, А.А. Еникеев выделяет сле-дент); «новый и разный опыт» (студент); «набираюсьдующие его особенности: событие обладает виртуаль-профессионального опыта (другого по сравнению сным статусом в пространстве социальной организацииобщеобразовательной школой)»; «Опыт… бесценензнания; виртуальный статус события заключается вдля моей будущей профессиональной педагогическойтом, что оно объединяет в некое виртуальное единстводеятельности»; «пополнила свой профессиональныйбытие и становление, время и пространство, реальное ипедагогический опыт»; «другой опыт общения» (сту-воображаемое, актуальное и потенциальное [3]. дент); «огромный опыт общения с детьми» (студент);Для учёных-психологов явление события также«Я очень хочу попробовать себя в новом качестве впредставляет исследовательский интерес. Так, главнымлетней школе - вожатым» (учащийся).фокусом исследовательского внимания В.И. Слобод-Аналитическое обобщение. Мною была осуществ-чикова, Е.И. Исаева является со-бытийная общностьлена группировка признаков, которая позволила сфор-как ценностно-смысловое объединение людей; какмулировать характеристики (через анализ ключевыхобъект и источник развития субъективности. Результа-слов) образовательной событийности Гуманитарнойтом со-бытия, по их мнению, выступает та или инаяшколы: открытие, порождение, участие в созданииформа субъективности [4].«нового». Открытие - это то, что человек открываетВ.А. Барабанщиков, рассматривая проблему вос-для себя. Порождение - это то, что появляется в ре-приятия и события, выделяет жизненное событие, реа-зультате личного действия. Участие в Гуманитарнойлизующее в специфической форме связь индивида сошколе характеризуется участниками как открытие:средой, человека с миром. Исследователь считает, что«себя» (студенты) в отношении к профессии и как лич-перцептивное событие вписано во внутренний мирности; открытие «себя» (дети) в отношении к образо-личности, организовано в пространстве и времени,ванию и как личности; открытие ребёнка (студенты) ивключено в цепь других событий и может анализиро-открытие «взрослого» (дети); открытие возможностейваться в различных системах координат. Посколькусовместной деятельности. Как порождение: личногосубъект восприятия вовлечён в событие, оно становит-отношения студентов к педагогической деятельности;ся единицей его жизни, обретает значение и смысл [5]. сильных переживаний. Как участие в создании «ново-В ряде психологических исследований событие рас-го» - при этом человек становится причиной новыхсматривается в контексте жизненного пути личности.связей и отношений; становления педагогическогоПроцесс жизни и развития систематизирован черезопыта.единицы жизненного пути, т.е. события, происходящиеИнтерпретация результатов исследования. Харак-как во внешней среде, так и во внутреннем мире чело-теристики указывают на то, что Школа имеет для всехвека, а также «события-поступки», посредством кото-её участников эффект событийности. Обобщив повто-рых личность определяет своё место в мире. Каждоеряющиеся признаки, мы обнаружили, что у всех обра-серьёзное событие в жизни человека требует от негозовательных характеристик есть «вертикальное» свой-выработки личностной позиции по отношению к дан-ство - они все «говорят» об открытии, т.е. рождаетсяному событию, требует определённых поступков, вновый взгляд на привычные вещи.которых отражаются отношения и переживания лично-160сти, требует создания индивидуальной жизненной фи-образовательной реальности [1]. Предполагается, чтолософии, сквозь призму которой личность осмысливаетпрецеденты личного участия человека в своём образо-мир и своё место в нём [6, 7].вании имеют событийную природу, т.е. открывают че-В образовании также проявляется сильный интересловеку самого себя как предмет образования и субъек-к событийности (Г.Н. Прозументова [1], О.И. Гениса-та влияния, поэтому их можно рассматривать как «про-ретский [8], Л.В. Горюнова [9]). Так, О.И. Генисарет-тоформу» образовательных инноваций. ский отмечает, что событийность лежит в коммуника-Таким образом, образовательное событие формиру-ционной плоскости: встреча с человеком, с идеей, сет новый взгляд на профессиональную подготовку сту-какой-то ситуацией, но встреча «твоя». И эта коммуни-дентов. Образовательное событие выступает условиемкационная сторона событийности, по его мнению, дос-появления нового (смыслового, ценностного) отноше-таточно интересна с точки зрения гуманитарных тех-ния к педагогической деятельности, открывает новоенологий [8]. Л.В. Горюнова, рассматривая событийностьсодержание педагогической деятельности. Событийнаяв связи с формированием профессиональной мобильностиформа организации Гуманитарной школы формирует успециалиста в развивающемся образовании, полагает, чтостудентов новый опыт педагогического действия, не-образовательная среда вуза должна быть богата значи-обходимый для становления представлений о педаго-мыми образовательными событиями, которые могли быгической деятельности.оказать резонансное воздействие на студента, тем самымОпыт организации Гуманитарной школы как образова-позволив ему выбирать направления своего дальнейшеготельного события показывает возможность изменения под-профессионального становления и развития [9].готовки студентов педагогических вузов к инновационнойВместе с тем, по мнению Г.Н. Прозументовой, об-педагогической деятельности. В этом смысле событийныйразовательное событие можно трактовать как исток,подход предполагается рассматривать как принцип модер-начало того, что потом вырастает и оформляется какнизации содержания профессионального образования, реа-особое явление и образовательная форма, образова-лизация которого способствует не только приданию со-тельная инновация. При этом Г.Н. Прозументова отме-держанию образования личностно-смысловой значимости,чает, что образовательное событие является сущест-но и будет влиять на формирование готовности к иннова-венной характеристикой инновационного опыта и егоционной педагогической деятельности.

Ключевые слова

features, empirical indicators, innovative experience, Humanitarian school as educational event, educational eventuality, характеристики, инновационный опыт, эмпирические признаки, образовательная событийность, Гуманитарная школа как образовательное событие

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волкова Наталья ВикторовнаБийский государственный педагогический университет им. В.М. Шукшинакандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикиVolkovaNVI@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 44 с.
Генисаретский О.И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. Режим доступа: prometa.metod.ru
Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. СПб., 2002. 380 с.
Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
Логинова Н.А. Жизненный путь и развитие личности // Проблема развития в психологии. М., 1978. С. 156-173.
Еникеев А.А. Событие, сознание, текст в пространстве социально-философского знания: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
Событие и Смысл (Синергетический опыт языка) / Под ред. Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко. М., 1999. 279 с.
Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 15-138.
 Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия