Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности
Представлены результаты исследования по проблеме влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности. Анализируется инновационный опыт Гуманитарной школы как образовательного события; выделены эмпирические признаки и характеристики её образовательных возможностей. Для исследования образовательных событий применяются методика феноменологического описания образовательных инноваций и методика реконструкции инновационного опыта.
Place and role of educational events in students' preparation for innovative pedagogical activity.pdf Контекст исследования. Я работаю в Бийском го-взрослого (дети). Я поняла, что Гуманитарная школа,сударственном педагогическом университете (БГПУ)хотя и не планировалась мною как событие, но стала дляим. В.М. Шукшина на филологическом факультетевсех её участников образовательным событием. преподавателем педагогических дисциплин. В 2005 г.Поэтому уже при организации и проведении сле-по инициативе администрации университета при фило-дующей Школы я пыталась понять и исследовать самлогическом факультете была создана Гуманитарнаяфеномен событийности Гуманитарной школы. школа. Поскольку инициатива исходила от админист-Для выявления феномена образовательной собы-рации университета, Гуманитарную школу мы рас-тийности Гуманитарной школы мною использоваласьсматривали как мероприятие, необходимое для расши-методика феноменологического описания образова-рения, развития образовательной среды самого универ-тельных инноваций, которая включает контекст, фено-ситета.менологическое описание ситуации и аналитическийОрганизацию этой Школы поручили мне, посколькукомментарий [1]. я веду педагогические дисциплины на филологическомКонтекст. Следующая Школа проводилась в июнефакультете. Участниками Школы стали учащихся 6-2006 г. Ее мы начали готовить уже в ноябре 2005 г. Мы9-го классов школ города Бийска, студенты 3-4-го кур-пригласили тех детей, которые принимали участие всов и преподаватели филологического факультетапервой летней Гуманитарной школе. Преподаватели,БГПУ им. В.М. Шукшина. Для меня как руководителяучаствующие в деятельности школы, подготовили про-проекта на первом этапе важно было понять, как орга-граммы, которые реализовывались в течение всегонизовать Школу, чтобы она стала чем-то другим, неже-учебного года. С ноября 2005 г. занятия проходилили традиционная университетская жизнь, чем-то важ-регулярно по средам на филологическом факультете. Вным и значимым для всех ее участников. Школа про-марте 2006 г. в работу Школы включились студенты.водилась в течение пяти дней на университетской базеОдна из студенток 4-го курса выполняла курсовое ис-«Озеро Канонерское».следование «Проектирование образовательного собы-Подводя итоги работы первой Школы и обобщая вы-тия в Гуманитарной школе». «Летняя Гуманитарнаясказывания разных её участников, я увидела, что многоешкола - 2006», как и первая, состоялась на универси-из того, что случилось и отмечается ими, я предполага-тетской базе «Озеро Канонерское». Особенностьюла. Например, что совместная деятельность, позициядеятельности студентов в организации второй лет-«сотрудничества» в общении, необычная форма прове-ней Школы был «командный дух», изначальная заинте-дения Школы оказались очень привлекательными. Яресованность в детях, в той совместной деятельности,также была уверена, что студенты справятся с «вне-которая будет происходить «на Канонерке». Студентыклассной работой» и «соберут» интересный материалпознакомились с детьми в марте при разработке проек-для курсовых работ. Но я совсем не предполагала, что зата летней Школы «Язык творчества». Перед нимитакой короткий срок, в который проводилась Школа,стояли непростые задачи. Во-первых, освоить техноло-может произойти осмысление и переосмысление сту-гию проектирования на практике. Во-вторых, попы-дентами педагогической профессии и «себя» в ней. Потаться включить детей в проектную деятельность. Яотзывам студентов было понятно, что Школа стала длякак преподаватель педагогики особое внимание удели-ее участников не просто мероприятием (от «приниматьла теории и практике проектирования в курсе дисцип-меры»), но местом, которое открывает смыслы педаго-лины «Педагогические технологии». И студенты, игической профессии. Я обнаружила образовательныедети впервые в реальной практике занимались проект-эффекты, которые заставили меня иначе посмотреть наной деятельностью. Не всё у нас получилось. Но глав-Гуманитарную школу. Это такие образовательные эф-ное, на мой взгляд, в «первом» проектировании - этофекты, как «открытие» себя (студенты) в отношении ксовместная деятельность студентов и детей, котораяпрофессии; «открытие» себя (студенты и дети) как лич-формировала эмоциональный настрой, интерес, значи-156ности; «открытии» ребёнка (студенты) и «открытие»мость ожидания летней Школы.Ситуация. Особенностью проведения летней Шко-что проектная деятельность так сплотит ребят, настроитлы стала не просто активная, а инициативная позицияна летнюю школу».студентов. Так, студентка 3-го курса Настя Ю. (спе-Проведенный мною анализ рефлексивных работциализация - учитель истории) предложила включить встудентов позволил выявить феномен открытия сту-проект «Линейку памяти» (22 июня). На первый взгляд,дентами себя в отношении к педагогической профес-«официальное мероприятие» получило сильный эмо-сии. Так, одна из студенток 4-го курса особенно яркоциональный отклик у всех участников Школы. Кромепишет об открытии себя в профессии: «Я поняла, чтотворческих дел, студенты заинтересовались содержа-хочу быть педагогом, хочу посвятить себя работе с ве-нием и организацией образовательных проектов, кото-сёлыми и неугомонными созданиями, имя которым -рые разрабатывали преподаватели. В свою очередь,дети. Благодаря этой Школе я осознала, что сдела-преподаватели обратили внимание на студентов, поняв,ла правильный выбор».что их можно и нужно вовлекать в такую деятельность.Итак, анализ организации и проведения второй лет-Так, особенностью образовательного проекта «Журна-ней Гуманитарной школы позволил сформулироватьлистика» стала совместная деятельность преподавате-представление о Школе как образовательном собы-ля, студентов и детей. Результатом выступила подго-тии, поскольку Школа несёт с собой совершенно опре-товка и проведение пресс-конференции. В этой летнейделённые образовательные эффекты. На образователь-Школе совместная деятельность отличалась не простоные эффекты указывают проявленные при проведенииучастием, а активной вовлечённостью в эту деятель-Школы феномены событийности (на основании «я»ность детей. «Внеурочная» деятельность была для де-высказываний): открытие ребёнка и взрослого в обще-тей значимой, потому что они принимали участие в еёнии и отношениях; открытие возможностей совместнойпроектировании. Итогом совместной работы стал про-деятельности; открытие студентами себя в отношенииект «Язык творчества».к педагогической профессии.Аналитический комментарий. Проведение этойДальнейшее исследование было связано с изучениемШколы позволило мне увидеть значимость для всехявления образовательной событийности и установле-участников эмоциональной и содержательной сторонынием характеристик, существенных для пониманияобщения, отношений, складывающихся в летней Шко-Школы как образовательного события.ле. Особую ценность общения для детей подтверждаетДля этого использовалась методика реконструкцииряд высказываний. Например, на вопрос, что особенноинновационного опыта [1]. Она включает контекст,привлекает в Школе, многие дети ответили: «здесьфеноменологическое описание прецедента, аналитиче-можно больше и интереснее общаться»; «возможностьский комментарий, аналитическое обобщение.интересного и полезного общения со студентами иКонтекст. Три последующие школы были органи-преподавателями на равных»; «можно попроситьзованы в 2007-2008 гг. Школы проводились также напомощи или помочь самому»; «мы лучше узнаём другуниверситетской базе «Озеро Канонерское». Обновил-друга, учимся доверять и помогать друг другу». Сту-ся состав учащихся: те дети, которые «открыли» себя вденты пишут о том, что «самое главное в этом коллек-Гуманитарной школе, привели своих друзей. На фило-тиве - это доверие и взаимное уважение»; «Школа далалогическом факультете к Школе появился интерес какпонимание того, что чем более разные дети объедине-у студентов, так и у преподавателей. В Школу пришлины вместе, тем более интересно общаться с ними». На«новые» студенты разных курсов и другие преподава-мой взгляд, эмоциональная полнота связей и отноше-тели. Я оставалась по-прежнему главным заинтересо-ний ярко проявлялась на «вечерних огоньках». Ониванным лицом в организации и проведении Школы.были потрясающе искренни и доверительны. Всё этоСитуация. Зимняя Гуманитарная школа (январьпозволяет говорить о феномене открытия ребёнка и2007 г). Особенностью проведения зимней Гуманитар-взрослого в общении и отношениях.ной школы было то, что инициативу в организацииУчастие в этой Школе позволило понять, что совме-наряду со мной проявили студенты 4-5-го курсов, ко-стная деятельность студентов, детей и преподавателейторые выполняли курсовые и дипломные исследованийпри подготовке летней школы, инициативная позицияна материале Школы. Так, в рамках курсового иссле-студентов в организации и проведении школы способст-дования студентку 4-го курса Наташу К. заинтересова-вовали появлению феномена открытия возможностейла проблема образовательных событий. У неё уже былсовместной деятельности. Этот феномен проявляется вопыт участия во второй летней Школе. Темой её кур-том, что все участники (дети, студенты, преподаватели)сового исследования по педагогике стало «Педагогиче-вдруг увидели, что совместная деятельность на многоеское проектирование образовательного события в зим-влияет, она помогает раскрыться способностям. В этомней Гуманитарной школе». При этом студенты 4-смысле обращает на себя внимание изменение представ-5-го курсов филологического факультета, выполняю-лений, особенно детьми, об учебной деятельности вщие исследования, занимали инициативную позицию, аШколе. В своих суждениях дети высказывают своё от-студенты младших курсов активно включились в под-ношение к совместной учебной деятельности в Школе:готовку образовательных занятий вместе с преподава-«В Гуманитарной школе мы учимся иначе»; «свободателями. В первой половине дня проводились образова-действий, выбора»; «ощущение командного духа под-тельные занятия, во второй - досуговые проекты, кол-талкивает к продуктивной работе»; ««нешкольная атмо-лективные творческие дела. Образовательные занятиясфера» обучения»; «необычные условия обучения»; «я сбыли представлены тремя образовательными направ-желанием еду летом не только отдыхать, но и учиться».лениями: «Журналистика», «Стилистика научной ре-Наташа К. (студентка): «Я даже не могла предположить,чи», «Риторика». Идея включения студентов заключа-157лась в организации совместной деятельности в образо-Можно выделить несколько её особенностей. Во-вательном пространстве Школы. Нам (мне как руково-первых, включённость в эту деятельность «новеньких»дителю Школы и студентам) представлялось важнымстудентов; во-вторых, предварительная совместнаярасширить пространство Школы за счёт организацииподготовка тематических дел. Традиционные «огонь-дискуссионного клуба, в котором студенты осваивалики» (и при свечах, и у костра) приобрели в этой летнейтехнологию «Дебаты», а дети учились общаться. Тема-Школе особую глубину и искренность.тическая идея «Язык творчества» была реализована черезЛетняя Гуманитарная школа (июнь 2008 г.). Гума-тематические дни - «История Бикатунской крепости» инитарная школа при филологическом факультете Бий-«Рождественские истории». Студенты, выполняющиеского государственного педагогического университетакурсовые и дипломные исследования, проводили диаг-им. В.М. Шукшина работала систематически в течениеностику понимания участниками задач и содержания2007-2008 учебного года. Я по-прежнему являюсь ор-деятельности Школы, анализ отношения к ней; занима-ганизатором, участником и основным заинтересован-лись организацией проектной деятельности вместе сным лицом Школы. В этом учебном году изменилосьдетьми; инициировали формы проведении образова-многое: организация и содержание образовательнойтельных занятий по направлению «Язык рекламы».деятельности, участники Школы. Анализируя опытСитуация. Летняя Гуманитарная школа (июньорганизации предыдущих Школ, учитывая пожелания2007 г.). Интерес в подготовке к летней Школе у детейстудентов и детей о расширении образовательного про-и у студентов был гораздо выше, чем в подготовке кстранства, о насыщении его яркой, эмоциональной дея-зимней Школе. Так, два из тематических дней («Деньтельностью не только на образовательных событиях, носмеха» и «День наоборот») были полностью разрабо-и в течение учебного года, я решила искать заинтере-таны детьми. Содержание совместной образовательнойсованного педагога для создания театральной студии.деятельности в этой летней Школе изменилось. В жиз-Мне представлялось, что именно «театрализация» можетнедеятельность Школы включились молодые коллеги -удовлетворить потребности участников Школы в такойпреподаватели. Они вместе со студентами разработалидеятельности. На моё предложение с большим желаниемпоэтическую программу и направление работы по ли-отозвалась заведующая учебным управлением БГПУтературному краеведению. Я впервые в этой летнейНаталья Евгеньевна Ч. У Натальи Евгеньевны большойШколе выступала в роли преподавателя, работала вме-опыт работы со студенческим вожатским отрядом «Зем-сте со студенткой 4-го курса Наташей К., которая за-ляки», постановок выступлений, агитбригад. Так былаканчивала курсовое исследование под моим руковод-создана театральная студия, которую участники назвалиством на тему «Использование образовательных техно-«Арт-Альянс». Участниками студии стали дети из Гума-логий (кейс-стади и проектирование) в жизнедеятель-нитарной школы и студенты-бакалавры 1-го и 3-го кур-ности Гуманитарной школы». Мы представляли мас-сов специалитета филологического факультета. Поста-терскую «Проектирование», которая вызвала у детейновка студентами и детьми под руководством Натальиживой интерес. В этой летней Школе работал пресс-Евгеньевны мини-мюзиклов «Курск», «История процентр. Подготовкой и организацией его деятельностиВласа - лентяя и лоботряса» (Маяковский), театрализа-занимались преподаватель курса «Журналистика» Вла-ция басен Крылова, выступления в военной части, вдимир Альбертович З., студентка 4-го курса Катя К.,приюте «Надежда» наполнили жизнь Школы новымивыполняющая курсовое исследование на тему «Орга-переживаниями. Решению тех же задач (расширениюнизация детского пресс-центра», и творческая группаобразовательного пространства, насыщению его поло-детей. Главная роль в подготовке и организации при-жительными эмоциями, переживаниями) способствовалнадлежала Кате К. Она инициировала эту работу и спроект, идея которого возникла в ходе совместного об-большим желанием ею занималась. Идея пресс-центрасуждения перспектив жизнедеятельности Школы. Этотбыла воспринята ребятами с большим интересом и ока-проект мы назвали «Возрождение славянских праздни-залась чрезвычайно продуктивной для образовательно-ков», включавший в себя в этом учебном году одно-го события. Ребята придумали свой критерий оценкидневные образовательные события - «Святки» и «Мас-деятельности пресс-центра «Наша газета - это мы!!!».леницу». Праздники также проводились на базе универ-Студенты включались в образовательную деятельностьситета «Озеро Канонерское». Проектированием празд-и по приглашению преподавателей, и по собственнойника «Святки» занимались студенты 3-го курса и дети, аинициативе. Так, преподаватель курса «Стилистикапроектированием «Масленицы» - студенты-бакалаврынаучной речи» Наталья Владимировна С. пригласила1-го курса и дети. Одной из особенностей летней Школыстудентов помочь детям в исследовательской работе.стало проектирование образовательной деятельностиПо мере того как школьники осмысливали учебныйстудентами (проект «Рекламное агентство»). Организа-материал, они выбирали тему, планировали (совместноция и включенность в разноплановую совместную обра-с преподавателем) и проводили (с помощью студентов)зовательную деятельность в течение года сформироваланаучное исследование. В результате совместной обра-у студентов желание продолжить работу в летней Шко-зовательной деятельности были подготовлены научныеле и интерес к «новой» деятельности. Особенностьюработы. Двое из учащихся городских школ успешножизнедеятельности Гуманитарной школы в течение это-выступили с докладами на студенческой конференцииго учебного года стало расширение связей между участ-в университете. Это было первым значимым результа-никами - студентами разных курсов, преподавателями итом совместной работы.детьми. Изменилась позиция студентов в образователь-Сюжетная линия «Язык творчества» во «внеуроч-ной деятельности. В этой летней Школе они не простоной» деятельности сохранялась и в этой летней Школе.помощники преподавателей, а частично выполняют158функции преподавателей. При этом студенты стали ге-тем более интересно общаться»; «все дети уникальны»;нераторами идей, проектировали образовательную дея-«каждый ребёнок яркая индивидуальность»; «дети рас-тельность в летней Школе. Кроме того, дети и студентыкрываются каждый по-своему, по-новому»; «дети до-занимались в мастер-классах театральной студии «Арт-веряют тебе частичку себя»; «представить не могла,Альянс» под руководством Натальи Евгеньевны Ч., ста-что дети так серьёзно рассуждают о Любви»; «в каж-вили мини-спектакли. Традиционные вечерние огонькидом ребёнке заложен огромный творческий потенци-в этой летней Школе были окрашены грустью расстава-ал»; «дети могут и хотят сами участвовать в своём об-ния десятиклассников с Гуманитарной школой, пережи-разовании»; «дети проявляют себя очень интересно».ваниями, суждениями о том, чем для них за три годаЯ обратила внимание и выделила группу признаков,стала Школа.имеющих отношение к изменению представлений уча-Аналитический комментарий. В рефлексивных ра-стников Школы о себе, о своих возможностях и спо-ботах студентов по Школе я анализировала «я - выска-собностях: «здесь я могу реализовать свои способно-зывания» участников. Рассматривая их, я обратиласти и возможности» (студент); «здесь есть возможностьвнимание на признаки, которые характеризовалиузнать себя, на что я способна» (учащийся); «я не знаюШколу как образовательное событие. Я установила,лучшего места для проявления своих возможностей ичто ряд признаков повторяется в каждой из пяти Школ.талантов» (учащийся); «здесь я могу реализовать свойМожно выделить группу признаков, связанную с из-творческий потенциал» (учащийся); «Школа открываетменением отношения к педагогике и педагогическойперед ребёнком новые (неизвестные пока ему самому)деятельности. Педагогика и педагогическая деятель-возможности» (студент); «раскрываю свои способно-ность начинают рассматриваться студентами как пред-сти, узнаю себя» (учащийся); «Школа помогает рас-мет личного отношения и действия. В разных Школахкрыть себя» (учащийся, студент); «открытие» себя иэту характеристику наполняют следующие признаки:других в разных видах деятельности» (студент); «нахо-«изменилось отношение к педагогике»; «изменилосьдим себя» (студент); «личностный рост» (преподава-мое представление о традиционной организации педаго-тель); «поверила в себя, ощутила свою значимость»гической деятельности»; «Школа даёт целостное пред-(студент; учащийся); «узнаю себя» (учащийся); «изме-ставление о педагогической деятельности» (преподава-нила мой внутренний мир» (учащийся); «влияют другтель); «мне удалось за столь короткое время образоватьна друга, обогащают друг друга, образуют друг друга»;маленький коллектив»; «теперь имею представление о«это личностный рост каждого» (преподаватель).педагогической деятельности»; «Школа помогла мне вКроме того, я обнаружила группу признаков, свя-осмыслении педагогической деятельности»; «Поняла,занную с изменениями в представлениях о возможно-что важно предоставлять ребятам возможность выборастях совместной деятельности: «совместная деятель-своего образования»; «создавать условия для проявле-ность, близкая по духу»; «лучший метод - всё делатьния творчества»; «Школа меняет мои представления овместе» (студент); «совместная деятельность даёт дру-воспитании и образовании»; «Поняла необходимостьгие возможности»; «проектная деятельность сплотилазнаний педагогики и психологии»; «Школа даёт пони-ребят» (студент); «всё делаем вместе и получаем ре-мание проблем, которые рассматривает педагогика изультат (студент); «Раскрытие, Опыт, Удовольствие»психология»; «Поняла, что реальное педагогическое(учащийся); «совместная деятельность предоставляетвзаимодействие с детьми гораздо богаче и сложнее того,возможность себя показать, самореализоваться» (уча-что написано в учебниках по педагогике»; «изменилосьщийся); «мы всё делали вместе» (студент); «интересноотношение к предмету «филология».участвовать вместе с детьми в составлении газеты-Методика реконструкции опыта позволила выделитьмозаики» (студент); «Объединяясь на занятиях, меро-группу признаков, связанную с «обнаружением» (измене-приятиях мы творим» (учащийся); «хочу участвоватьнием представлений, открытием) педагогических задат-везде» (студент); «интереснее участвовать, чем смот-ков, способностей, профессиональных качеств у студен-реть» (учащийся); «хочу участвовать в постановках»тов: «обнаружила в себе педагогические качества и спо-(учащийся).собности»; «смогла узнать о себе самой как педагоге»;Мне удалось также выявить группу признаков, от-«проснулись» профессиональные педагогические качест-носящихся к новым, сильным переживаниям, характе-ва»; «поняла, что педагогические задатки у меня есть»; «уризующихся многообразием и полярностью. В разныхменя получается общаться с детьми»; «развитие профес-Школах проявляются следующие признаки: «получиласиональных педагогических качеств»; «теперь я знаюогромную эмоциональную отдачу» (студент); «яркий,точно, что педагогические задатки у меня есть»; «поняла,эмоциональный, положительный поворот в сознании»что хочу быть педагогом»; «осознала, что сделала пра-(студент); «только положительные эмоции»; «удоволь-вильный выбор»; «почувствовала себя педагогом»; «ощу-ствие от всего, что здесь происходит» (учащийся); «де-тила себя педагогом»; «правильно выбрала педагогиче-ти раскрыли нам свои «души», поделились сокровен-ский вуз»; «поняла, что такое профессия педагога»; «про-ными мыслями» (студент); «каждый смог поверитьфессия педагог - это призвание»; «хочу быть с детьми,всем присутствующим» (студент); «эмоциональнаяхочу помогать им взрослеть».сопричастность, переживание; я никогда не видела ни-Следующая группа признаков связана с изменениемчего подобного» (студент); «Я - «маленький фонар-представлений студентов о ребёнке: «открыла мирщик» (учащийся); «Нами было пережито очень мно-детей с другой стороны»; «увидела» ребёнка»; «по-гое» (студент); «Счастливы вместе!» (учащийся); «Каксмотрела по-другому на ребёнка»; «пришло пониманиездорово, что все мы здесь сегодня собрались» (учащий-того, что чем более разные дети объединены вместе,ся); «Общение - классно» (учащийся); «Наша семья159(отряд) - супер! (учащийся); «Пусть всегда для васОрганизация Школы позволяет признаки сделатьгорят такие яркие звезды!! !» (студент); «Жаль, что всеустойчивыми (через вовлечение студентов) характери-так быстро закончилось» (учащийся); «Не хочется уез-стиками образовательного события. Характеристикижать, так как все было замечательно. Спасибо!» (сту-образовательного события можно рассматривать какдент); «Все, что я хотела сказать, это то, что я люблюобразовательные эффекты (эффекты изменений, про-Канонерку» (студент); «Лучше быстро сгореть, чемисходящих с человеком в образовании), которые появ-медленно гаснуть» (учащийся).ляются именно из-за событийности или в процессе со-Установлена группа признаков, имеющих отноше-бытийности. В этом смысле представляется ценнымние к общению и к взаимодействию между участника-использование потенциала Гуманитарной школы какми: «стал по-другому общаться со сверстниками»образовательного события в подготовке студентов к(учащийся); «неформальное общение с педагогами иинновационной педагогической деятельности. студентами» (учащийся); «широкие возможности обще-В настоящее время многих исследователей интересуетния» (учащийся); «общение с людьми, близкими мне появление событийности. Событийность рассматривается вдуху»; «свободное общение с интересными людьми»научной литературе с разных позиций, в том числе как(учащийся); «диалогичность общения» (педагог); «я об-важное и необходимое условие развития личности. щался с людьми, близкими мне по духу и по образуСовременные философы определяют события какжизни» (учащийся); «сообщество единомышленников»такие образования, которые мыслящий наделяет смыс-(педагог); «узнала, что такое счастье общения» (уча-лом и значением. События приписываются содержа-щийся); «студенты помогают нам проявить таланты»нию сознания субъекта, они фиксируют осмысленные(учащийся); «помогают в трудную минуту»; «учат орга-и важные для него единицы и целостности. Современ-низовывать свое время»; «проявляют в нас разные та-ные философы описывают не событие как объект, аланты»; «общаются с нами как на равных»; «в лице сту-пространство (реальность), в котором можно эти обра-дентов находим наставников»; «преподаватели и сту-зования мыслить [2]. денты помогают раскрыть способности» (учащиеся).Учёных-социологов категория «событие» интересу-Ещё одна группа признаков указывает на рождениеет в пространстве социально-философского знания.педагогического опыта: «получаю другой опыт» (уча-При рассмотрении социальной природы события какщийся); «опыт даёт уверенность в своих силах» (сту-социального концепта, А.А. Еникеев выделяет сле-дент); «новый и разный опыт» (студент); «набираюсьдующие его особенности: событие обладает виртуаль-профессионального опыта (другого по сравнению сным статусом в пространстве социальной организацииобщеобразовательной школой)»; «Опыт… бесценензнания; виртуальный статус события заключается вдля моей будущей профессиональной педагогическойтом, что оно объединяет в некое виртуальное единстводеятельности»; «пополнила свой профессиональныйбытие и становление, время и пространство, реальное ипедагогический опыт»; «другой опыт общения» (сту-воображаемое, актуальное и потенциальное [3]. дент); «огромный опыт общения с детьми» (студент);Для учёных-психологов явление события также«Я очень хочу попробовать себя в новом качестве впредставляет исследовательский интерес. Так, главнымлетней школе - вожатым» (учащийся).фокусом исследовательского внимания В.И. Слобод-Аналитическое обобщение. Мною была осуществ-чикова, Е.И. Исаева является со-бытийная общностьлена группировка признаков, которая позволила сфор-как ценностно-смысловое объединение людей; какмулировать характеристики (через анализ ключевыхобъект и источник развития субъективности. Результа-слов) образовательной событийности Гуманитарнойтом со-бытия, по их мнению, выступает та или инаяшколы: открытие, порождение, участие в созданииформа субъективности [4].«нового». Открытие - это то, что человек открываетВ.А. Барабанщиков, рассматривая проблему вос-для себя. Порождение - это то, что появляется в ре-приятия и события, выделяет жизненное событие, реа-зультате личного действия. Участие в Гуманитарнойлизующее в специфической форме связь индивида сошколе характеризуется участниками как открытие:средой, человека с миром. Исследователь считает, что«себя» (студенты) в отношении к профессии и как лич-перцептивное событие вписано во внутренний мирности; открытие «себя» (дети) в отношении к образо-личности, организовано в пространстве и времени,ванию и как личности; открытие ребёнка (студенты) ивключено в цепь других событий и может анализиро-открытие «взрослого» (дети); открытие возможностейваться в различных системах координат. Посколькусовместной деятельности. Как порождение: личногосубъект восприятия вовлечён в событие, оно становит-отношения студентов к педагогической деятельности;ся единицей его жизни, обретает значение и смысл [5]. сильных переживаний. Как участие в создании «ново-В ряде психологических исследований событие рас-го» - при этом человек становится причиной новыхсматривается в контексте жизненного пути личности.связей и отношений; становления педагогическогоПроцесс жизни и развития систематизирован черезопыта.единицы жизненного пути, т.е. события, происходящиеИнтерпретация результатов исследования. Харак-как во внешней среде, так и во внутреннем мире чело-теристики указывают на то, что Школа имеет для всехвека, а также «события-поступки», посредством кото-её участников эффект событийности. Обобщив повто-рых личность определяет своё место в мире. Каждоеряющиеся признаки, мы обнаружили, что у всех обра-серьёзное событие в жизни человека требует от негозовательных характеристик есть «вертикальное» свой-выработки личностной позиции по отношению к дан-ство - они все «говорят» об открытии, т.е. рождаетсяному событию, требует определённых поступков, вновый взгляд на привычные вещи.которых отражаются отношения и переживания лично-160сти, требует создания индивидуальной жизненной фи-образовательной реальности [1]. Предполагается, чтолософии, сквозь призму которой личность осмысливаетпрецеденты личного участия человека в своём образо-мир и своё место в нём [6, 7].вании имеют событийную природу, т.е. открывают че-В образовании также проявляется сильный интересловеку самого себя как предмет образования и субъек-к событийности (Г.Н. Прозументова [1], О.И. Гениса-та влияния, поэтому их можно рассматривать как «про-ретский [8], Л.В. Горюнова [9]). Так, О.И. Генисарет-тоформу» образовательных инноваций. ский отмечает, что событийность лежит в коммуника-Таким образом, образовательное событие формиру-ционной плоскости: встреча с человеком, с идеей, сет новый взгляд на профессиональную подготовку сту-какой-то ситуацией, но встреча «твоя». И эта коммуни-дентов. Образовательное событие выступает условиемкационная сторона событийности, по его мнению, дос-появления нового (смыслового, ценностного) отноше-таточно интересна с точки зрения гуманитарных тех-ния к педагогической деятельности, открывает новоенологий [8]. Л.В. Горюнова, рассматривая событийностьсодержание педагогической деятельности. Событийнаяв связи с формированием профессиональной мобильностиформа организации Гуманитарной школы формирует успециалиста в развивающемся образовании, полагает, чтостудентов новый опыт педагогического действия, не-образовательная среда вуза должна быть богата значи-обходимый для становления представлений о педаго-мыми образовательными событиями, которые могли быгической деятельности.оказать резонансное воздействие на студента, тем самымОпыт организации Гуманитарной школы как образова-позволив ему выбирать направления своего дальнейшеготельного события показывает возможность изменения под-профессионального становления и развития [9].готовки студентов педагогических вузов к инновационнойВместе с тем, по мнению Г.Н. Прозументовой, об-педагогической деятельности. В этом смысле событийныйразовательное событие можно трактовать как исток,подход предполагается рассматривать как принцип модер-начало того, что потом вырастает и оформляется какнизации содержания профессионального образования, реа-особое явление и образовательная форма, образова-лизация которого способствует не только приданию со-тельная инновация. При этом Г.Н. Прозументова отме-держанию образования личностно-смысловой значимости,чает, что образовательное событие является сущест-но и будет влиять на формирование готовности к иннова-венной характеристикой инновационного опыта и егоционной педагогической деятельности.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 248
Ключевые слова
features, empirical indicators, innovative experience, Humanitarian school as educational event, educational eventuality, характеристики, инновационный опыт, эмпирические признаки, образовательная событийность, Гуманитарная школа как образовательное событиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Волкова Наталья Викторовна | Бийский государственный педагогический университет им. В.М. Шукшина | кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики | VolkovaNVI@yandex.ru |
Ссылки
Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 44 с.
Генисаретский О.И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. Режим доступа: prometa.metod.ru
Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. СПб., 2002. 380 с.
Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
Логинова Н.А. Жизненный путь и развитие личности // Проблема развития в психологии. М., 1978. С. 156-173.
Еникеев А.А. Событие, сознание, текст в пространстве социально-философского знания: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
Событие и Смысл (Синергетический опыт языка) / Под ред. Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко. М., 1999. 279 с.
Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 15-138.
