Обучение эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-исполнителей на хоровых занятиях | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Обучение эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-исполнителей на хоровых занятиях

Актуализируются проблемы эмоционально-волевой регуляции, связанные с исполнительской деятельностью юных музыкантов. Хоровые занятия как один из путей приобщения учащихся музыкального колледжа к исполнительству обеспечивают соблюдение специальных, психологических и педагогических условий, необходимых для обучения эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-исполнителей.

Teaching emotional and volitional self-regulation to young musicians-performers at choral lessons.pdf «Холодный ум и горячее сердце, крепкая воля играмму действий, оценку результатов, коррекцию.живое воображение - этими координатами издавнаПри этом можно выделить психический уровень са-определяется положение художника в искусстве», -морегуляции (те психические процессы, с помощьюписал Г. Нейгауз. Эти слова точно характеризуют тукоторых реализуется функциональная структура регу-двусторонность отношения к музыке, которая свойст-ляции: восприятие, память, мышление и т.п.) и дея-венна каждому, кто ею серьезно занимается. Чувство ительностный уровень (те навыки, которые обеспечи-разум - непременные и главные движущие силы в ра-вают регуляцию: навыки целеполагания, выбора усло-боте музыканта. Сила чувства и глубина пониманиявий и способов реализации цели, оценки результатовмузыки вместе с живостью воображения определяютдеятельности).художественный уровень воплощения любой музы-Необходимо заметить, что указанной оценкой ре-кально-исполнительской задачи. Поэтому эмоциональ-зультатов процесс регуляции часто не заканчивается. Вность и интеллект юного музыканта представляютсяслучае несоответствия результатов намеченной целиважнейшими качествами, которые нужно воспитыватьпроисходит коррекция условий, способов, а иногда ив первую очередь.самой цели, что знаменует начало нового деятельност-Однако, как показывают наши наблюдения за уча-ного цикла.щимися Уральского музыкального колледжа, у музы-Если основным предметом саморегуляции деятель-кально одаренных детей уровень развития эмоцио-ности являются действия по преобразованию предмет-нальной сферы достаточно высок от природы и суще-ного мира, то основным предметом личностной само-ствует необходимость регулирования эмоций. Так, воз-регуляции являются действия, направленные на преоб-никновение неблагоприятных эмоциональных состоя-разование отношений человека к себе, другим людям,ний (в условиях длительных домашних занятий, в слу-самой деятельности. Поэтому в содержательном планечае низкой оценки педагогом исполнения музыкально-саморегуляции личности обращена к иному опыту, не-го произведения и т.п.) или «перехлест» эмоций (какжели саморегуляция деятельности.положительных, так и отрицательных) во время кон-В целом же личностная саморегуляция и саморегу-цертного исполнения часто мешают преодолению воз-ляция деятельности взаимно дополняют друг друга. «Иникших трудностей и дезорганизуют исполнительскуюв той и в другой имеют место регуляция действий идеятельность.регуляция отношений, но в саморегуляции деятельно-Все вышесказанное обусловливает важность обуче-сти преобладает регуляция действий, а в саморегуля-ния будущих музыкантов-исполнителей навыкам регу-ции личностной - регуляция отношений» [1. С. 26].ляции поведения, умению контролировать свои чувстваВведение в термин «саморегуляция» предикатаи эмоции.«эмоционально-волевая» выводит его на новый содер-Как показывает анализ литературы, механизмыжательный уровень, где «воля» традиционно определя-эмоциональной регуляции напрямую связаны с меха-ется как сознательное регулирование человеком своегонизмами волевой регуляции, что позволяет говорить оповедения и деятельности, а также как умение преодо-эмоционально-волевой регуляции деятельности. По-левать препятствия при совершении целенаправленныхскольку в данном случае мы говорим о необходимостидействий. Исследования воли связаны с волевым дей-не внешнего регулирования педагогом деятельностиствием, проблемой выбора мотивов, волевых качеств,юного музыканта, то правомерно использование тер-волевой регуляцией. Функция волевой регуляции за-мина «эмоционально-волевая саморегуляция» музы-ключается в повышении эффективности соответст-канта-исполнителя.вующей деятельности.В психологической литературе принято выделятьЭмоции - это, прежде всего, психологические явле-саморегуляцию деятельности и саморегуляцию лично-ния, представляющие определенные состояния челове-сти (А.К. Осницкий). Под саморегуляцией деятельно-ка, связанные с удовлетворением жизненно важныхсти понимается регуляция, осуществляемая человекомпотребностей. Эмоции выполняют в жизни человекакак субъектом деятельности и направленная «на приве-мотивационно-регулирующие, коммуникативные, за-дение возможностей человека в соответствие с требо-щитные и сигнальные функции.ваниями этой деятельности» [1. С. 7]. Ее основнымиРассматривая вопрос о взаимодействии воли и эмо-принципами являются системность, активность, осоз-ций в деятельности, психологи едины во мнении, чтонанность (О.А. Конопкин).воля является регулятором эмоций. Если эмоции обес-Структура саморегуляции деятельности включает:печивают работу всех систем организма, то воля обес-цель деятельности, модель значимых условий, про-печивает избирательность в мобилизации психофизи-174ческих возможностей человека, произвольное измене-ние степени «включения» эмоций. Волевые качества часто выполняют компенсаторную функцию в процес-се деятельности: смелость компенсирует чувство стра-ха, решительность - неуверенность, терпение - уста-лость и т.д. (В.К. Калин, Е.П. Ильин).Развивая идеи взаимовлияния эмоций и воли в про-цессе регуляции, М.В. Чумаков в диссертационной ра-боте «Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии» обращается к проблеме значения эмоционального аспекта как существенного условия эффективности волевой регуляции. Эмоции представлены как необходимая часть волевого процес-са и выступают как опосредствующее звено, влияющее на волевую регуляцию личности. Им выделены два вида волевых усилий, включающие определенные эмо-ции. Первый вид - с преобладанием эмоций интереса и радости, второй - с преобладанием эмоций горя и гне-ва. Эти виды волевых усилий связаны с их результа-тивностью напрямую. Эмоции служат основанием для проявления эмоционально-волевой регуляции, которая выступает как интегральный процесс, обеспечивающий деятельность в условиях трудностей на пути к дости-жению цели.Взаимодействие воли и эмоций носит двусторонний характер. Поэтому нельзя не упомянуть о влиянии эмо-ций на процесс становления волевых качеств. Именно эмоциональная самооценка проявления волевых качеств определяет характер их дальнейшего функционирования (М.В. Чумаков). Этот момент особенно важно учитывать при работе с учащимися младшего школьного возраста, у которых структура механизма эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности имеет трехкомпо-нентный характер и представляет собой движение эмо-ций: от удивления до любопытства, от любопытства до любознательности, от любознательности до увлечения (А.Я. Чебыкин).Проблема взаимодействия эмоциональной и воле-вой регуляции в школьном возрасте рассматривается в различных научных исследованиях. Актуальность этой темы обусловлена, прежде всего, оптимизацией обра-зовательного процесса, связанного с ориентацией на личностный подход в развитии ребенка. Развитие воле-вой и эмоциональной сферы личности ребенка стано-вится одной из наиболее важных воспитательных задач современной школы. Особенно это актуально в учеб-ных заведениях, готовящих будущих музыкантов-исполнителей. С.Е. Фейнберг говорил, что «выдаю-щийся артист-исполнитель - значительная, многосто-ронне одаренная цельная индивидуальность с темпера-ментной волей, богатым внутренним миром и тем осо-бым мастерством раскрытия музыкальной формы, ко-торые можно назвать даром художественного предви-дения» [2. С. 50].Исходя из определения саморегуляции психических состояний как целенаправленного, системно-организо-ванного и сознательного воздействия субъекта на свою психику с целью изменения ее активности (Т.О. Слав-нова), нами дано рабочее определение «эмоционально-волевой саморегуляции музыканта-исполнителя». Это целенаправленное, системно-организованное и созна-тельное воздействие музыканта на свою эмоционально-волевую сферу с целью изменения ее активности в про-цессе исполнительской деятельности.Характерной особенностью эмоционально-волевой саморегуляции музыканта является ее крайне субъек-тивный характер, обусловленный опорой регулятивно-го процесса на индивидуальный опыт музыканта, его индивидуальные представления об успешности дея-тельности и оптимальности своего психического со-стояния в момент исполнения.Специфика образовательного процесса в «Ураль-ском музыкальном колледже» состоит в совмещении учебных дисциплин обязательного образовательного цикла и специальных дисциплин музыкального цикла, связанных с исполнительской деятельностью. К ним относятся: специальность, оркестр, общее или специ-альное фортепиано, ансамбль, ритмика, танец, хоровой класс. Одна из задач этих предметов, помимо обучения профессиональным навыкам и умениям, заключается в развитии личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной музыкально-исполнительской дея-тельности. Это, прежде всего, эмоционально-арти-стические и волевые качества.Эти качества личности развиваются у учащихся как на индивидуальных, так и на общих занятиях. Одним из та-ких коллективных занятий является «Хоровой класс». По данному предмету учащиеся занимаются с 1-го по 5-й класс включительно. По структуре весь хоровой коллек-тив делится на младший (1-й класс), средний (2-3-й классы) и старший (4-5-й классы) хор. Наряду с «об-щими» хорами проводятся «классные» хоры.Одной из задач «Хорового класса» является обуче-ние учащихся эмоционально-волевой саморегуляции, столь необходимой как в процессе самостоятельного совершенствования в игре на музыкальном инструменте, так и в процессе концертного исполнения музыкального произведения, в том числе и на хоровых концертах.Часто юные исполнители увлекаются теми или иными сторонами исполнения, например передачей характера произведения, теряя при этом основу звуко-ведения и динамическое разнообразие, забывают о хо-ровом строе и ансамбле, изменяют метроритмическую структуру сочинения, теряют слуховой контроль в ин-тонировании хоровой партии. Эти проблемы нередко связаны с проявлением учащимися своих ярких эмо-циональных состояний.Как показывает наш опыт, обучению эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-испол-нителей на хоровых занятиях способствует реализация комплекса специальных, психологических и педагоги-ческих условий. Специальные условия - это профес-сиональная направленность используемых приемов и методов, ориентированных на разрешение проблемных ситуаций в учебной и концертно-исполнительской дея-тельности, ориентированность учащихся на осознание важности и воплощение в своей учебной исполнитель-ской деятельности навыков эмоционально-волевой са-морегуляции. Психологические условия - это наличие субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимися; формирование условий для самоопределе-ния индивидуального стиля саморегуляции; обеспече-ние творческой, доброжелательной атмосферы на заня-тиях; ценностное отношение к каждому ученику.175И, наконец, педагогические условия - это разнообразиетехники психорегуляции, психофизические тренировкисредств и приемов работы; сочетание групповых и ин-и аутотренинг. Одним из ведущих специалистов в этомдивидуальных форм занятий.направлении, получившем название «телесная тера-Данный комплекс обеспечивается применениемпия», считается психоаналитик Вильгельм Райх. Имразличных приемов и методов. Так, используя методразработан комплекс специальных упражнений, помо-анализа хорового произведения, мы опираемся на пси-гающий устранить неврозы и решить многие психоло-хологический принцип, положенный в основу психо-гические проблемы. Райх и его последователи утвер-технического направления фортепианной и театраль-ждают, что полное освобождение от мышечных зажи-ной педагогики, который можно изложить, используямов способствует возникновению у людей внутреннейизвестные формулировки К.С. Станиславского: «Под-раскрепощенности и свободы, а также принципиальносознательное - через сознательное, непроизвольное -меняет их жизненный стиль. Использование на хоро-через произвольное»; «подсознательное творчествовых занятиях приемов ритмопластики и пластическогоприроды - через сознательную психотехнику артиста»интонирования не только обеспечивает контроль за[3. С. 224]. Это предполагает прочувствование испол-интонацией, но и способствует ослаблению мышечнойнителем мысли композитора и выработку проекта ис-напряженности, восстановлению физиологических иполнения. Это способствует обучению навыкам кон-психологических ресурсов.центрации на исполняемом произведении искусства,Подводя итог, можно сказать, что в музыкально-что в свою очередь помогает сохранить творческое са-исполнительской деятельности свобода художествен-мочувствие и самообладание на эстраде.ной мысли, творческий «полет» фантазии, непредубе-Тренинг по визуализации концертно-исполни-жденность взглядов раскрывают перед исполнителемтельской ситуации обеспечивает сознательное управ-широкие горизонты музыкального искусства, обеспе-ление представлениями и образами, нахождение инди-чивают успех и общественное признание. Но это воз-видуальной «траектории» эмоционально-волевой само-можно лишь тогда, когда исполнитель при помощирегуляции.волевых действий и усилий двигается к поставленнойОчень эффективен прием пластического интониро-цели, когда он готов к регулированию своих действийвания, дыхательная гимнастика. Вопросами воздейст-и психических состояний в изменяющейся ситуациивия через соматику на психику занимаются различныепрофессиональной деятельности.

Ключевые слова

emotional-volitional self-regulation, emotions, will, self-regulation, regulation, эмоционально-волевая саморегуляция, саморегуляция, воля, эмоции, регуляция

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малахова Ольга АлександровнаСвердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж (г. Екатеринбург)преподавательdimamal@k66.ru
Всего: 1

Ссылки

Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: Дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2007.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. М., 1987.
Славнова Т.О. Оптимизация саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел: Дис. …канд. психол. наук. М., 2003.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. Всесоюз. конф. молодых ученых. Симферополь, 1983.
Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. Всесоюз. конф. молодых ученых. Симферополь, 1983.
Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собрание сочинений: В 8 т. М., 1951. Т. 3.
Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1991.
Дьяченко К.Ю. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка: Дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., 1986.
Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 2001.
 Обучение эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-исполнителей на хоровых занятиях | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Обучение эмоционально-волевой саморегуляции будущих музыкантов-исполнителей на хоровых занятиях | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия