Коммуникативные особенности инновационно- и предпринимательски-ориентированных молодых людей | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Коммуникативные особенности инновационно- и предпринимательски-ориентированных молодых людей

Обсуждается понятие личностного потенциала и его критериев в рамках исследования инновационно- и предпринимательскиориентированной молодежи. Рассматривается взаимосвязь критериев личностного потенциала с коммуникативными особенностями современной молодежи, перспективной в плане генерирования оригинальных научно-технических идей. Поднимается вопрос о необходимости развития коммуникативности как личностного ресурса в становлении инновационно- и предпринимательски-ориентированных лиц.

Communicative peculiarities of innovative-focused and business-focused youth.pdf В рамках исследовательских проектов, осуществ-зрения, одной из существенных характеристик любоголяемых на факультете психологии Томского государ-профессионала является его способность к самооргани-ственного университета, нами была предпринята по-зации деятельности. Эту способность, в структуру кото-пытка оценки коммуникативных особенностей техни-рой входят способность к тактическому планированию,чески-ориентированной молодежи, вовлекаемой в ин-стратегическому целеполаганию и ориентация во време-новационную и предпринимательскую сферу деятель-ни, можно оценить с помощью Опросника самооргани-ности. Также мы посчитали необходимым выявить взации деятельности (ОСД), разработанного Е.Ю. Ман-этой группе взаимосвязь коммуникативности с пара-дриковой [11]. Для оценки степени профессиональнойметрами личностного потенциала [1-3].мотивации респондентов и их ориентации на ценностиПридерживаясь определения Д.А. Леонтьева [4, 5],деятельности мы использовали опросник «Якоря карье-мы полагаем, что личностный потенциал - это систем-ры», предложенный Э. Шейном (ЯК) [12].ная организация личностных особенностей человека,После анализа различных диагностических методик,прямо соотносящаяся с мерой его личностной зрело-направленных на определение коммуникативности, нашсти, обеспечивающая, с одной стороны, устойчивостьвыбор склонился в пользу использования методики «Ди-его смысловых ориентаций, а с другой стороны, воз-агностика особенностей общения» (ДОО), разработаннойможность изменения стратегии и тактики поведения вВ.Н. Недашковским [13]. Процесс общения разделяетсяизменяющихся ситуациях. Высокий личностный по-им на повторяющиеся, идентичные по содержанию итенциал позволяет человеку эффективно справляться сструктуре циклы. Каждый цикл общения в свою очередьвозникающими проблемами в различных сферах жизниразделен на четыре этапа, соответствующие последова-и организовывать собственное жизненное пространст-тельности операций, выполняемых с позиции «восприни-во. Важными параметрами личностного потенциаламающего». Результаты по первому этапу, полученные сявляются, в частности, жизнестойкость, толерантностьпомощью методики, оценивают умение понимать собе-к неопределенности и способность к самоорганизацииседника: чем больше сумма баллов по этой шкале, темдеятельности [4], а также, по нашему мнению, степеньвыше способность понимать партнера по общению. Ре-профессиональной мотивации.зультаты по второму этапу оценивают умение восприни-Жизнестойкость человека характеризует меру егомать и понимать себя (рефлексировать). Результаты поспособностей выдерживать стрессовые ситуации, со-третьему этапу позволяют оценивать умение строитьхраняя внутреннюю сбалансированность и эффектив-межличностные границы. Результаты по четвертому эта-ность мышления, которые обеспечивают успешностьпу оценивают однозначность и ясность сообщений, пред-поведения. Оценить жизнестойкость человека можноназначенных для партнера в общении. По величине сум-используя Тест Жизнестойкости С. Мадди (ТЖ, в адап-марного индекса общения, который рассчитывается кактации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой). В структурусреднеарифметическое четырех этапов общения, можножизнестойкости входят три относительно самостоя-судить о коммуникативных способностях тестируемого.тельных компонента: «вовлеченность», «контроль»,Однако опыт работы с методикой В.Н. Недашковского«принятие риска» и такие базовые ценности, как коо-убедил нас в том, что нецелесообразно проводить проце-перация (cooperation), доверие (credibility) и креатив-дуру перерасчета «сырых» баллов с учетом коррекцион-ность (creativity). Мы придерживаемся точки зрения,ного коэффициента, которую предлагал автор. Более ин-что жизнестойкость представляет собой особую ком-формативными, как оказалось, являются «сырые» баллыпоненту инновационного потенциала, необходимуюметодики. Шкала, по которой вычислялся коррекционныйдля продвижения инновативной модели развития со-коэффициент, стала учитываться нами отдельно и былавременного общества [6-8]. Важной характеристикойназвана «Стремление создать о себе впечатление».человека, ориентированного на инновационную иВсе перечисленные методики были включены впредпринимательскую деятельность, является его от-компьютерную программу, выставленную на специа-ношение ко всему новому (новым людям, новым си-лизированном исследовательском сайте, и каждый рес-туациям, новой технологии, новым средствам деятель-пондент имел возможность выполнить их в интерак-ности и т.п.). Оценить это отношение позволяет Шкалативном режиме. Результаты тестирования автоматиче-толерантности к неопределенности Д. Маклейна (ТН, вски включались в электронную базу данных и обраба-адаптации Е.Г. Луковицкой) [9, 10]. С нашей точкитывались статистически ( - специа-177лизированный сайт и программа первичной обработкиление юношей и девушек «создать впечатление о себе»эмпирических данных; разработан кандидатом психо-не отличается от среднестатистического значения.логических наук, доцентом факультета психологииСледовательно, можно сделать заключение о том, чтоТГУ Д.Ю. Баланевым). В эту базу вносились такжебудущие потенциальные инноваторы и предпринима-результаты тех респондентов, которые выполняли тес-тели характеризуются средней степенью выраженноститы, работая с бланками. Результаты тестирования быликоммуникативных способностей. Едва ли эту среднююобработаны статистически с помощью пакета про-степень можно рассматривать в качестве личностногограмм Statistica.ресурса в предстоящей инновационной и предпринима-В исследовании приняли участие 277 юношей и де-тельской деятельности, успешность которых, в томвушек (в возрасте до 28 лет). Часть из них решили по-числе, определяется коммуникативными способностя-пробовать себя в инновационной деятельности - оними [14].являются победителями инновационного научно-В качестве эмпирического подтверждения этоготехнического конкурса, а часть - связать себя с пред-можно привести результаты факторного анализа итоговпринимательской деятельностью.тестирования участников нашего исследованияВычисленные средние значения показателей ком-(табл. 2). В этом анализе использовался метод «princiмуникативных особенностей участников исследованияpal components» с ротацией факторов «varimax normalпредставлены в табл. 1. Эти значения по этапам обще-ized», в результате чего было получено 4 фактора, кония соответствуют средненормативным, отличаясь отторые объясняли 60,7% вариативности исходной корних на 3-5% в меньшую сторону. Наряду с этим стрем-реляционной матрицы (учитывалось 15 переменных).Средние значения методики «Диагностика особенностей общения» для выборки инновационно-и предпринимательски-ориентированных юношей и девушек (n = 277)Т а б л и ц а 1ШкалыСреднее значениеНижний квартильВерхний квартильСтандарт. отклонение1-й этап общения16,314194,832-й этап общения16,312204,913-й этап общения15,314183,414-й этап общения15,513183,27Суммарный индекс15,913,8182,99Стремление создать о себе впечатление7,54692,34Примечание. Суммарный индекс вычислялся как среднеарифметическое 4 этапов.Результаты факторного анализа психодиагностических показателей для выборки инновационно-и предпринимательски-ориентированных юношей и девушек (n = 277)Т а б л и ц а 2ПоказательФактор 1Фактор 2Фактор 3Фактор 4Жизнестойкость0,775852-0,20457-0,009560,171809Ориентация во времени (ОСД)0,223453-0,11302-0,093140,437739Суммарный индекс целеустремленности (ОСД)0,858314-0,06123-0,056070,055291Индекс рациональности (ОСД)0,6291040,2304480,13508-0,15616Ориентация на профессиональную компетентность (ЯК)0,2165370,677837-0,044470,102573Ориентация на менеджмент (ЯК)0,4624680,2944850,527756-0,10295Ориентация на автономию (ЯК)-0,102540,096080,3933040,749285Ориентация на стабильность места жительства (ЯК)0,1130620,753851-0,39186-0,01823Ориентация на стабильность места работы (ЯК)-0,228290,738820,0414810,123558Ориентация на служение (ЯК)0,5698590,2380810,0996160,320514Ориентация на вызов (ЯК)0,6336790,0428850,5137770,135274Ориентация на интеграцию стилей жизни (ЯК)0,0577910,423754-0,063010,71634Ориентация на предпринимательство (ЯК)0,309458-0,207690,6904750,268499Суммарный индекс общения-0,09921-0,200010,68543-0,0524Толерантность к неопределенности0,515812-0,475410,1351410,358297Expl.Var3,2218282,3282841,8633141,68411Prp.Totl0,2147890,1552190,1242210,112274В состав первого фактора со значимыми нагрузками вошли показатель жизнестойкости (0,776), суммарный индекс целеустремленности ОСД (0,858), показатель карьерной ориентации «на менеджмент» (0,463), «на слу-жение» (0,569), «на вызов» (0, 634) и толерантность к не-определенности (0,516). Представляется, что именно этот фактор в максимальной степени отражает понятие лично-стного потенциала, и его структура подтверждает обосно-ванность включения в личностный потенциал таких па-раметров, как целеустремленность, жизнестойкость и толерантность к неопределенности. Интересно отметить, что высокий личностный потенциал молодых людей «ориентирован» на то, чтобы «сделать мир лучше».178В состав второго фактора вошли показатели карьер-ных ориентаций «профессиональная компетентность» (0,678), «стабильность места жительства» (0,754), «ста-бильность места работы» (0, 739), «интеграция стилей жизни» (0,424) и с отрицательным знаком показатель толерантности к неопределенности (-0,476). Следова-тельно, можно предположить, что для части победите-лей научно-технического конкурса существенным ори-ентиром в организации их будущей профессиональной жизни является потребность в надежности и стабильно-сти места работы и места жительства, потребность дос-тичь профессиональной компетентности, а также стрем-ление к интеграции и сбалансированности всех сферсвоей жизни. Эта связь оказывается таковой, что чемные цели их проведения (чаще всего это активизациявыше у инновационно-ориентированной молодежи ори-инновационно-предпринимательской деятельности),ентация на надежность, стабильность и сбалансирован-должны учитывать разные типы молодых людей, во-ность сфер жизни, тем меньше они готовы к принятиювлекающихся в конкурсные мероприятия. Судя понеопределенных ситуаций. В какой степени подобнаянашим данным, лишь часть молодежи можно расце-ориентация связана с инновационной активностью -нить в качестве перспективной для инновационной иостается под вопросом.предпринимательской деятельности с психологическойВ третьем факторе оказались объединенными пока-точки зрения. Как показывают полученные результаты,затели карьерной ориентации «на менеджмент» (0,528),существенным фактором перспективности инноваци-«на вызов» (0, 514), «на предпринимательство» (0,690)онно- и предпринимательски-ориентированной моло-и суммарный индекс общения (0,685). Это может сви-дежи можно считать степень развития у них личност-детельствовать о том, что молодые люди с выраженнойного потенциала.ориентацией на менеджерскую и предприниматель-Отметим, что выявленные нами типы ориентаций по-скую деятельность, обладающие конкурентоспособно-разному комбинируются с коммуникативностью рес-стью и способностью к преодолению препятствий, го-пондентов. Немаловажным является то, что коммуника-товы к установлению эффективных коммуникаций стивность сочетается с карьерными ориентациями «наокружающими, что дает определенную возможностьменеджмент» и «на предпринимательство». Можнодля получения необходимой им информации.предположить, что развитие коммуникативной компе-В четвертом факторе оказались объединенными по-тентности может обусловливать успешность техниче-казатели ориентации во времени ОСД (0, 438), показа-ски-одаренной молодежи в организации и выстраиваниители карьерных ориентаций «на автономию» (0,749) имежличностных границ в общении с партнерами, что«на интеграцию стилей жизни» (0,716). Это может сви-будет способствовать реализации собственных идей.детельствовать в пользу того, что часть технически-Таким образом, коммуникативную компетентностьориентированной молодежи стремится к самостоятель-в группе инновационно- и предпринимательски ори-ному решению задач, освобождению от организацион-ентированных молодых людей нельзя характеризоватьных правил, ориентирована на интеграцию различныхкак ресурс личности, определяющий эффективностьсторон жизни; оказывается сконцентрированной наличностного и профессионального развития. Очевид-происходящем в настоящий момент, не склонной воз-но, что обеспечение стабильной эффективности инно-вращаться к прошлому и предвосхищать будущее. Этовационной деятельности молодых технически-может приводить к негибкости и определенной долеориентированных инноваторов требует адекватного«зацикленности» на происходящих событиях.развития их коммуникативной компетентности, кото-Обобщая результаты факторного анализа, отметим,рое возможно достичь в ходе психолого-образо-среди технически-ориентированной молодежи можновательного сопровождения. Можно ожидать, что раз-выделить 3 основных типа ориентации на деятель-вивая психологическими средствами коммуникатив-ность: «на компетентность и стабильность», «на ме-ность у инновационно- и предпринимательски-неджмент и предпринимательство», «на автономию иориентированных лиц, мы может обеспечить условияинтеграцию». Очевидно, что организаторы научно-для наиболее успешного становления их как иннова-технических конкурсов, имеющие вполне определен-торов и молодых предпринимателей.

Ключевые слова

innovative-focused and business-focused youth, career orientations, communicative competence, personal potential, инновационно- и предпринимательски-ориентированная молодежь, карьерные ориентации, личностный потенциал, коммуникативная компетентность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нос Елена ЮрьевнаТомский государственный университетстудентка 5-го курса факультета психологииnelena87@rambler.ru
Каракулова Ольга ВикторовнаТомский государственный университеткандидат психологических наук, ассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологииbogomazsa@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала. СПб.: Речь, 2008. 280 с.
Недашковский В.Н. Методика диагностики процесса общения // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5: Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. ИП РАН / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 322-348.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001. 302 с.
Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М.: Смысл, 2007. 15 с.
McLain D. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53 (1). P. 183-190.
Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.
Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. 2009. Вып. 32. С. 23-28.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. Москва; Обнинск, 2007. № 1. С. 8-31.
Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг. Видеозапись авторского семинара с русским переводом. М., 16 июня 2002 г.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Изучение личностного профиля успешных предпринимателей в области высоких технологий // Отчет о выполнении научно-исследовательской работы. 2008. 8 с.
Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: Учеб. Томск: Томский государственный университет, 2003. 118 с.
Богомаз С.А., Непомнящая В.А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновационной компоненты личности в юности и молодости // Сибирский психологический журнал. 2007. Вып. 25. С. 78-82.
Гемюнден Х.Г., Конрад Э.Д. Поведение предпринимателя при создании нового предприятия как важный фактор успеха. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20_3_01.htm, свободный.
 Коммуникативные особенности инновационно- и предпринимательски-ориентированных молодых людей | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Коммуникативные особенности инновационно- и предпринимательски-ориентированных молодых людей | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336.

Полнотекстовая версия