Интроспективная онтология как основание ситуационных представлений | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Интроспективная онтология как основание ситуационных представлений

Рассматривается философское основание ситуационных представлений - интроспективная онтология, сформировавшаяся в рамках неклассического философского дискурса.

Introspective ontology as situational concepts foundation.pdf В настоящее время не вызывает сомнений факт зна-софско-антропологических, исторических, этических ичительного влияния ситуационных представлений напрочих концепций идеей множества: множества истин,развитие науки, а их дальнейшая разработка являетсямножества индивидуальных волений, множества цен-перспективным направлением исследований. Однаконостей - «Все, за что мы беремся, оказывает сопротив-ситуационные конструкты далеки от целостности: ещеление, ибо все имеет свою собственную волю, которуюне сложилась «общая теория ситуаций», отсутствуетнадлежит преодолеть» [2. C. 34]. Кроме того, «все, чтоединство в понимании того, что же есть ситуационныйпротиворечит нашей воле, идет ей вразрез и противо-подход как междисциплинарный инструмент познаниядействует, следовательно, все, неприятное и болезнен-и каковы его основные принципы. Важным шагом наное, мы чувствуем непосредственно, немедленно ипути к решению указанных проблем будет изучениевесьма ясно» [2. C. 32] - этот пункт учения Шопенгау-философского основания ситуационных представле-эра очень важен, поскольку он содержит в себе про-ний. В частности, в объективе исследования должныграммную установку неклассической философии наоказаться те идеи, возникновение и распространениеизучение бытия как индивидуальной субъективности,которых в философии и культуре в целом ознаменова-проецируемой на окружающую действительность, нали конец практически безраздельного господства абсо-удержание в фокусе философствующего разума самыхлютистских представлений о бытии как умопостигае-ярких и значимых моментов жизни - столкновениймой, сакральной реальности, созидаемой божествен-человека с мирозданием, которые в дальнейшем будутным субъектом, и обращение к бытию конкретного,интерпретироваться как «пограничные ситуации»индивидуального субъекта во вполне определенных об-(К. Ясперс) и «прорывы экзистенции в самобытие»стоятельствах, т.е. к жизненной ситуации. В истории(М. Хайдеггер).философии этот момент рассматривается как переходИдея множества становится ключевой и в филосо-от классической модели философствования к неклас-фии Ф. Ницше, в ней также нет места единой, всеоб-сической или движение от «бытия абстрактного» кщей системе жизненных ориентиров и заоблачному«бытию конкретному», которое привело к появлениюмиру совершенных идей. Все это сменяется индивиду-современного гуманизма в облике феноменологии, эк-альными поисками тропинок к сверхчеловеку: «Сверх-зистенциальной философии и герменевтики.человек - смысл земли… оставайтесь верны земле и неXIX столетие принесло мировой культуре эталонверьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах» [3.монистической философии - панлогизм Гегеля. Фило-C. 10]. Универсальная основа человеческого существо-софское переосмысление библейской космогонии слу-вания, опора старого мира - христианский монотеизм ижило убедительным разъяснением: Мир со всей егоидеалистические грезы по поводу высшей реальности,сложностью, суетой и непредсказуемостью устроен нагде обитает Истина, - сокрушены безжалостными уда-самом деле довольно просто, т.к. есть четкая програм-рами молота1. Благодаря Шопенгауэру и Ницше миро-ма самопостижения Мирового Разума. Диалектика,здание вновь открылось как множество, лишилось цен-логика и теория познания суть одно и то же. Да и чело-тра, начала и конца. Прекращение тирании единосуще-век движется по траектории, заданной вселенской хит-го Бога-Отца привело не только к бегству от свободы,ростью. И природа, и история, и все прочее, что отра-но и к новой интерпретации бытия. Субстанциальноежает философские категории, имеют один источник.единство мира было преодолено - бытие в абсолютист-Под властью монистических представлений оказалсяской интерпретации как вселенское, монолитное един-даже ярый противник Гегеля А. Шопенгауэр - «егоство распалось на мириады осколков-вселенных, каж-философия, определяющая мир как результат самореа-дая из которых конституируется субъектом, «вот-этим-лизации воли, не слишком сильно отличается от геге-самым-человеком» и никем более. Отметим наиболеелевской философии самопознания духа… Отличиеважные следствия этого распада, которые выражены вздесь лишь в «перемене знака». Если прежде абсолю-современной культуре в целом и неклассической фило-тизировалась абстрактно-всеобщая субъективность, тософии в частности:теперь индивидуальная» [1. C. 155]. Шопенгауэру не1. Человек и есть бытие, до него, после него и заудалось преодолеть единство мира в субстанциальномпределами видимого им горизонта нет никакого бытияплане, однако ему нельзя отказать в обогащении фило-(солипсизм, психологизм). Экзистенциализм не отри-32цает объективной реальности хотя бы потому, что«объективной». Широко используемые в последниепредписывает ей независимое от человека существова-десятилетия и оказавшиеся эффективными PR-техно-ние, неразумность и жестокость. Однако объективнаялогии, методики аутотренинга, гипноз и манипуляцияреальность не есть бытие, а всего лишь его предпосыл-массовым сознанием вызывают все больший соблазнка. Только неразрывная связь субъекта с этой противо-видеть в психике и, соответственно, в субъекте совпа-стоящей ему реальностью составляет значение словадение сущности и существования.«бытие». Как только субъект перестает быть субъек-К тезису, который выделен в начале данного абзаца,том, взаимодействие прекращается, и «бытие» стано-можно прийти другой дорогой. Субъективность, «ис-вится пустым понятием. Бытие как единство субъекта икусственность» истины обусловлена не только специ-реальности отражено, по крайней мере, в двух важ-фикой психического отражения действительности, но инейших концептах неклассической философии - ин-необходимостью противопоставлять многообразию ок-тенциональности (Э. Гуссерль) и ситуации как фено-ружающего мира многообразие внутреннего мира. По-мене двойственной природы (К. Ясперс). С одной сто-скольку первое не имеет пределов, постольку второероны, человек всегда обращен к миру, его сознаниедолжно генерировать смыслы, не имеющие числа. Истинаесть всегда «сознание о чем-либо» [4. C. 34], ибо пус-как процесс вновь и вновь созидается и проживаетсятота немыслима, с другой стороны, мир является чело-субъектом в различных ситуациях, чтобы направить ходвеку как ситуация облаченным в одежды субъективно-бытия. Истина изменчива, она не может существовать всти, поскольку не бывает сугубо объективного отраже-завершенном, «готовом к использованию» виде.ния окружающего мира, что было зафиксировано в тео-3. Человек, предписывающий разумность миру,рии познания И. Канта. Кроме того, человек, в значи-жестоко ошибается (иррационализм, пессимизм).тельной мере, независим от объективной реальности,Мир больше не является средоточием вечных истин.сознание способно продуцировать разнообразные «ки-Насколько разум и знание становятся прерогативойберпространства», сопоставимые по сложности с «физи-человека, настолько миру предписываются неразум-ческим миром» и достаточные, в перспективе, для пол-ность, слепота и свирепость. Если в природе и сущест-ного его замещения. Опыт создания виртуальных мироввует какой-то порядок, то он не является антропомер-и длительного пребывания в них является веским аргу-ным, Homo Sapiens не вписывается в схемы природнойментом в пользу наделения человека статусом Демиурга,«рациональности», поэтому неочеловеченный мир неотождествления человека с источником бытия. В данномобладает ни состраданием, ни благородством, ни муд-случае уместна метафора улитки - подобно раковине,ростью. То же самое относится и к миру культуры -субъективность опосредствует взаимодействие с объек-рукотворная реальность ввиду человеческого несовер-тивной действительностью, а нередко становится един-шенства, далека от идеалов благоговения перед жиз-ственной реальностью, в которой человек пребывает инью. Техногенная цивилизация, сосредоточенная вкоторую он в тоже время продуцирует.крупных промышленных и научных городских агломе-2. Человек не получает, не открывает готовых ис-рациях представлена в современной культуре в образетин, он создает истину по собственной мерке и про-каменных джунглей, огромной и зловещей мясорубки,живает ее (гносеологический релятивизм, субъекти-перемалывающей человеческие судьбы. Господствую-визм, волюнтаризм). Следствие предыдущего положе-щие рыночные ценности, культ успеха и бесконечнаяния применительно к теории познания - отказ от объ-устремленность в будущее создают атмосферу напря-ективной истины как отпечатка окружающего мира наженной борьбы за выживание, наполняют существова-поверхности разума. Истина не отпечаток, а конструк-ние абсурдными, противоречивыми ситуациями. Чело-ция, плод самого разума. В этом пункте неклассическаявеку остается быть стойким, избегать ударов судьбы,философия отрывается от наследия Канта и рассматри-которые, в конечном счете, с неизбежностью напол-вает истину не как единство субъективных и объектив-няют жизнь страданием.ных элементов, а как свойство, присущее миру на-4. Человек, оказавшись перед бездной мироздания, нестолько, насколько это необходимо субъекту. Такимвправе возлагать ответственность за свои поступки,образом, известная со времен античных авторов оппо-успехи и неудачи на какие-либо инстанции (Судьбу, Бо-зиция «истина - мнение» разрушена, и в современнойга, дьявола и т.д.). Неразумность и слепая жестокостькультуре противоположности слились воедино:мира усиливается ощущением одиночества, поскольку«...какие-то мнения могли руководить поступками лю-Бог умер из сострадания к людям, у человека не оста-дей не меньше, чем реальные факты, будучи при этомлось больше защитников и благодетелей. Только онподвержены таким внезапным изменениям, которыеосуществляет выбор, только он несет ответственность, ифакты претерпевать не в состоянии. Так, Галапагосскиеего существованию не предшествует какая бы то ни бы-острова могли быть объявлены адом, а всего мгновениело сущность, программа или предначертание. Мужествоспустя - раем, а Юлий Цезарь почитаться то государст-человека больше не зиждется на мессианских пережива-венным деятелем, то чуть погодя мясником… и такниях и надеждах на награду в виде посмертного сущест-далее, и так далее» [5. T. 5. C. 10]. Субъективистскаявования в более совершенных мирах, чем земной. Му-концепция истины не представляется фантастической вжество современного человека заключается в том, чтобысвете современного понимания психики как генераторажить, несмотря на пустоту, которая ожидает за порогомреальности в буквальном смысле. В середине прошлогожизни, самостоятельно отыскивать смысл жизни, ис-века внимание ученых привлек эффект плацебо, слу-пользуя или преодолевая различные ситуации. Кромежащий доказательством огромного потенциала само-того, пустота, бессмысленность, парадоксальность -внушения, способного сделать «субъективную» истинунеотъемлемые черты наличного человеческого бытия в33условиях техногенной, рыночной цивилизации (инде-мировосприятие и мироощущение включаются в общуютерминизм, индивидуализм).картину общественной жизни - «понять душу, понять,5. Человек неповторим и его существование непо-что человек чувствовал и думал, совершая поступок, зна-вторимо - пребывание в мире, сколь долгим бы оно ничит глубже разобраться в причинах исторического про-было, не позволяет выработать «рецепт счастья дляцесса» [6. C. 96]. В истории акценты смещаются от схемвсех и на все случаи жизни» (аксиологический скепти-(которые в известном смысле априорны), объясняющихцизм). Подражание, повторение чужого пути подходитразвитие социума как смену общественно-экономическихдалеко не всем людям. Личность, как наивысший этапформаций или как некую цикличность, к интерпретациив развитии человеческого существа, неотделима отсоциальной формы движения как продукта индивидуаль-творчества, стремления к разнообразию внутреннегоного сознания. История становится не наукой о прошлом,мира, а также к объективации индивидуальности ва наукой о людях во времени, исторический факт стано-рамках профессиональной деятельности, увлечений ивится фактом психологическим [6. C. 94].других сфер. Реализация чужих мечтаний, жизнь по2. В психологии психические процессы и состоянияшаблону лишают человека личностного начала, вызы-изучаются в контексте внешних обстоятельств, а пове-вают ощущение неподлинности бытия, внутреннегодение в целом - как результат личностно-ситуаци-опустошения и бессмыслицы, подрывая при этом важ-онного взаимодействия. Формируются новые методынейшие основания продуктивного взаимодействия с ок-психодиагностики жизненных ситуаций (например,ружающим миром. По этой причине попытки вырабо-метод психологической автобиографии) [7] как специ-тать, а уж тем более навязать определенную «универ-фических объектов исследования. «Ситуация» стано-сальную» систему ценностей, претендующую на деталь-вится ключевой категорией в понятийном аппаратеную регламентацию жизни, будь то свод правил капита-психологических исследований [8, 9].листа или строителя коммунизма, являются достоянием3. В педагогике формируются подходы к обучению,прошлого. Ситуации, в которых оказывается человек,которые не укладываются в рамки классической класс-сколько бы они ни повторялись в опыте человечества,но-урочной системы [10, 11]. Все чаще принимаютсяникогда не утратят способности обнаруживать себя какво внимание индивидуальные особенности обучаемого:неординарное и уникальное в силу неисчерпаемого мно-развитие памяти, внимания, работоспособности, пред-гообразия генерируемых субъектом смыслов. Поэтомупочтения обучаемого, мотивацию к получению знанийне существует панацеи от несчастной, бессмысленнойи т.д. (создание «индивидуальных образовательныхжизни, «ключа» к решению всех проблемных ситуаций,маршрутов», введение факультативных занятий и кур-так же как нет лекарства от всех болезней.сов по выбору обучаемых и др.); разрабатываются ме-Таким образом, переход от «бытия абстрактного» ктоды вовлечения обучаемых в моделирование ситуаций«бытию конкретному» коренным образом видоизменил(ситуационно-ролевые игры) и т.д.современную культуру и привел развитие антропо-Примеры усвоения и обогащения ситуационныхцентризма к логическому завершению, т.е. абсолюти-представлений интроспективной онтологии частнымизации субъекта как источника и смысла бытия, наделе-науками многочисленны и могут быть почерпнуты нению человека статусом предельного онтологическоготолько из фундаментальных отраслей знания, таких какоснования. В единстве приведенные выше тезисы яв-история или психология, но и на уровне глубокой спе-ляются принципами специфической онтологии, кото-циализации, например в прикладных ответвленияхрая может быть названа интроспективной2. Интрос-юриспруденции - уголовном процессе [12] или опера-пекция есть субъективное рассмотрение Мира сквозьтивно-розыскной деятельности [13].мутное, но единственное оконце смыслов и пережива-Таким образом, неклассическая философия, преодо-ний, надежд и фантазий. Зачатки интроспективной он-левшая монизм, рационализм и объективизм европей-тологии возникли в древней философии, достаточноской мысли эпохи модерна, породила новый, специфи-вспомнить слова Протагора «Человек есть мера всехческий взгляд на мироздание как на проекцию внутрен-вещей, существующих, что они существуют, несущест-него мира субъекта. В результате сформировалась ин-вующих, что они не существуют» или концепцию буд-троспективная онтология, обогатившая науку ситуа-дийского индивидуализма - самостоятельный поискционными представлениями, как на уровне мировоззре-пути к пробуждению от майи и освобождению от сан-ния ученых, так и непосредственно на уровне методоло-сары, множество будд, к которому может примкнуть игических установок. В свою очередь частные науки, напростой смертный, персональную ответственность заоснове ситуационных представлений выработали новыепоступки и т.д. В рамках этой традиции индивидуаль-подходы к исследованию своих проблемных областей,ное бытие конкретного человека есть единственныйчто может рассматриваться в качестве предпосылки дляобъект, достойный внимания философствующего разу-формирования общенаучного ситуационного методама, все остальные феномены изучаются постольку, по-как целостной теоретической системы. В данном случаескольку они вызвали некое изменение в этой «челове-можно провести аналогию с развитием системного ме-ческой вселенной», наполнили ее эмоциями и смысла-тода, который уже прошел подобный путь.ми. Интроспективная онтология как основа современ-Механицизм и механистическая картина мира гос-ного гуманизма нашла отражение не только в филосо-подствовали в науке со времен И. Ньютона до началафии или экзистенциально ориентированном искусстве,XX в., что, в конце концов, привело к кризису естест-но и в науке, что целесообразно проиллюстрировать:вознания и научной революции, закончившейся утвер-1. В исторической науке человек начинает рассматри-ждением релятивистской и квантовой физики. Осново-ваться в качестве «великой переменной величины», егоположник общей теории систем, австрийский биолог34Л. фон Берталанфи писал: «Механистическая точка зре-трансформировались в концепцию системности какния, по существу, заключалась в сведении живых орга-«принципиальной несводимости свойств системы книзмов к частям и частичным процессам, организм рас-сумме свойств составляющих её элементов и невыводи-сматривался как агрегат клеток, клетки - как агрегатмость из последних свойств целого» [15].коллоидов и органических молекул, поведение - какТаким образом, общая теория систем Л. фон Берта-сумма безусловных и условных рефлексов и т.д.» [14.ланфи имеет вполне определенное философское осно-С. 1-20]. Механистическая редукция в биологии былавание - основополагающую идею, которая не толькопрепятствием на пути к объяснению процессов адапта-способствовала развитию биологии, но и, претерпевции и саморегуляции живых организмов. Так, например,трансформации, была возвышена до одного из принци-с точки зрения физической химии необъясним процесспов междисциплинарного метода познания. Если рас-ускорения метаболизма в живых организмах при пони-сматривать системную методологию в целом, в томжении температуры окружающей среды, т.к. согласночисле развитие системных представлений в нашейправилу Вант-Гоффа понижение температуры замедляетстране, а не только специфику становления ОТС фонскорость протекания химических реакций. ОбъяснитьБерталанфи, то и здесь мы обнаружим фундаменталь-этот процесс удалось, рассмотрев организм как целост-ную роль философии: «По существу, принципы сис-ность, не сводимую к своим составляющим и обладаю-темного познания представляют собой дальнейшеещую интегративным качеством - гомеостазисом, илираскрытие и обогащение таких диалектических прин-способностью поддержания внутренних параметров наципов, как всеобщая связь и всеобщее развитие» [16].уровне, необходимом для выживания, относительно не-Становление общей теории систем показывает независимо от изменений окружающей среды. Предпо-только обусловленность общенаучной методологии фи-сылкой такого подхода следует считать витализм, не-лософскими представлениями, но и причины, породив-смотря на то что сам фон Берталанфи называет егошие необходимость новых исследовательских решений.«провозглашением банкротства науки». Витализм какМеханика не объясняла и не могла объяснить многиеидеалистическое направление в философии, противо-аспекты существования и развития организмов. Что жестоявшее механицизму и оказавшее значительное влия-оказалось не под силу системному подходу, несмотря нание на биологию, послужил основой организмическойвсю его гибкость? Представляется, что таким «камнемпрограммы, из которой «выросла» общая теория систем.преткновения» является экзистенциальный аспект бы-Сторонники витализма утверждали, что единству частейтия, эмоционально-смысловое наполнение человеческойв рамках целого присуще нечто большее, чем сами час-жизни - гомеостазисом можно объяснить ускорениети, - особая незримая жизненная сила (vis vitalis), непо-метаболизма при наступлении холодов, но он бесполе-знаваемая энтелехия. Эти нематериалистические пред-зен для объяснения самоубийства как одной из цен-ставления на грани мистификации с развитием наукитральных проблем неклассической философии.

Ключевые слова

subjectivism, concrete being, abstract being, situational conception, situational approach, introspective ontology, субъективизм, бытие конкретное, ситуационный подход, ситуационные представления, интроспективная онтология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Векленко Павел ВасильевичОмская академия МВД Россиикандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и политологииmvdfilosof@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Большая советская энциклопедия. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00087/00600.htm
Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1974. С. 9.
Bertalanffy L. von General System Theory - A Critical Review // General Systems. 1962. Vol. VII.
Давыдов С.И. О ситуационном подходе в оперативно-розыскной деятельности // Ситуационные исследования. Вып. 2: Типология ситуаций. Казань, 2006.
Конин В.В. Ситуационный подход при осуществлении профессиональной защиты подсудимого // Вестник Удмуртского университета. 2004. № 6.
Чубарова Л.А. Индивидуализация проблемных ситуаций в учебном процессе вуза: Дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2003.
Овчинникова О.В. Внутренняя деятельность выбора в ситуации профессионального самоопределения: Дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004.
Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя: Дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 1996.
Васищев А.А. Исследование процесса построения проблемной ситуации в практическом мышлении: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
Петрова Н.Н. Марк Блок и ситуационный подход в истории // Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход. Казань, 2005.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.
Воннегут К. Галаппагосы // Воннегут К. Сочинения: В 5 т. М., 1990.
Шопенгауэр А. Мысли. М., 2003.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 2001.
Основы онтологии. СПб, 1997.
 Интроспективная онтология как основание ситуационных представлений | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Интроспективная онтология как основание ситуационных представлений | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия