Возможно ли научное решение проблемы смысла жизни? | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Возможно ли научное решение проблемы смысла жизни?

Философия доказывает возможность объективно-истинного отображения Всеобщего. В значение понятия «смысл» входят синтетически соединенные моменты сущности осмысляемого предмета, его ценности и деятельности (функции). Содержательно-неисчерпаемый смысл жизни предполагает исторически нескончаемое социальное становление человека (индивида и общества), доразвитие природных уровней человеческого субстрата и грамотное управление эволюцией природы

Is it possible to get a scientific solution of the life purport problem?.pdf Наука предполагает понятийное воспроизведениесодержание бытия: объективного мира, человека и егосущности своего предмета. Каким бы ни был итог дав-сознания, а также процессов его (содержания) познанияней историко-философской дискуссии о соотношениии практического преобразования (термин «содержа-рационального и иррационального в философском зна-ние» употреблен в широком значении). Предметаминии, решающую роль в последнем играет, бесспорно,частных наук выступают различающиеся по сложно-интеллект. После постановки И. Кантом вопроса о воз-сти особенные области материи, которые суть частиможности научной метафизики (философии) Г. Гегельобъективного мира и в то же время - ступени единогооткрыто провозгласил научный характер своего уче-закономерного мирового процесса (ЕЗМП); математи-ния, а гегелевская непоследовательность в реализациика - наука о всеобщей, но лишь количественной сторо-заявленного утверждения была преодолена К. Мар-не действительности, наука о форме; ряд частных наукксом.(прежде всего, психология и зоопсихология) изучаетОпределение абстрактного понятия науки включаетсубъективную реальность.следующие основные взаимосвязанные признаки:Согласно Гегелю, «...всеобщее содержит вобоснованность объективно-истинных систематизи-себе одновременно особенное и единичное...» [1.рованных знаний о целостной сущности изучаемогоС. 348], при этом соотношение Всеобщего (ВО), осо-предмета достаточным адекватным1 реальности эмпи-бенного (ОС) и единичного (Е) диалектично:рическим материалом, их объяснительная способность«…единичность, подъятая во Всеобщее, получаети логическая доказательность, развитые методологияспособности Всеобщего, а Всеобщность, спустившая-и методика исследования, практическая подтвер-ся к единичному, получает черты единичного» [2.ждаемость знаний и достоверность прогноза.С. 145]. Признак принадлежности к одному и тому жеИз вышеперечисленных признаков науки ведущиецелому (Ц) присущ каждой части (Ч) данного целогодва: 1) адекватность и объективная истинность ото-и, следовательно, является общим. Частичность, взя-бражения; 2) достоверный прогноз (который возможентая как момент общего, в то же время диалектическипри безошибочном знании сущности исследуемогонеразрывна со своими признаками Е и ОС и, следова-объекта, а в ней - законов движения и развития по-тельно, синтезирует отношения О-ОС-Е и Ц-Ч [3.следнего). Если нам известна лишь ограниченная (вС. 24], а применительно к масштабу мира - ВО-ОС-Епространстве и времени, качественном многообразии ии Ц-Ч. Охватывая признак целостности, ВО выступаетглубине проникновения в сущность) область материи,одновременно и как всеобщее и как целое. Описанноевозможна ли научная философия, претендующая наВО получило у Гегеля название конкретно-всеобщегообъективно-истинное отображение всеобщего содер-(КВО). Конкретная всеобщность состоит также в един-жания бесконечного мира?стве и специфичности происхождения всех предметовОтдельный объективный предмет или их группаобъективного мира из одной и той же материальнойесть некая часть материального мира, обладающегосубстанции [4. С. 272-276, 279-281] (подробнее обединой целостной природой (сущностью). Целое неособенностях КВО см.: [5. С. 87-92]). В истории фило-сводится к сумме составляющих его частей и не можетсофии абстрактно-всеобщее философское знание, вбыть выражено «частичным» языком. В отдельномсилу своего характера стремящееся к абстрактномуобъективном предмете (вещи, явлении, свойстве, от-объективно-истинному пределу, сменяется знаниемношении) или в особенной материальной области Все-конкретно-всеобщим, в принципе бесконечным.общее выражено специфическим образом и поэтому неАтрибутивный характер развития3 (движения отпроступает всецело (в полном объеме) и в «чистом»низшего к высшему), т.е. неспособность развития воз-виде. Всеобщее содержание отдельного и особенногоникать в объективной реальности или быть выводи-не описывается до конца в терминах особенного и еди-мым из более простого объективного свойства - дви-ничного (термин «содержание» используется в значе-жения, обусловливает пространственно-временнýю (снии «все, что имеется в предмете»: собственно содер-учетом смены форм пространства и времени), качест-жание, форма, явление, сущность, качество, свойства,венную и количественную (число ступеней развития), аотношения и т.д.). Целостное и всеобщее содержаниетакже глубинно-сущностную бесконечность материи.объективной реальности и её субъективной копии мо-Указанная бесконечность усиливает проблематичностьжет быть определено лишь на специальном языке.создания научной философии. Последняя возможнаВ соответствии с объективными отношениями це-при наличии следующих условий:лого и части, Всеобщего и особенного - знания челове-- в бесконечном объективном мире существует об-ка следует разделять на философское и частнонаучное.ласть (одна или несколько), репрезентирующая содер-Предметом философии является целостное и всеобщее2жание всего мира в сокращенном виде;43- общество познает и практически преобразуетбы недоступной для познания целостная сущность ми-именно эту область;ра, ибо целое не может быть проще хотя бы одной сво-- человек способен отобразить бесконечное [6.ей части. Непознаваемость целого влечет непознавае-Вып. I. С. 213-214].мость КВО, поскольку признак частичности, входящий вБудучи итогом предшествующей эволюции объек-КВО, неопределим без знания целого. В понятии КВОтивного мира, человек (общество, индивид), в силусопряжены понятия целого и АВО, и мировое КВО вклю-действия аккумулятивного и конвергентного законовчает объективные целостный и абстрактно-всеобщий ви-развития, явно выраженных на магистральной линииды содержания. КВО обладает большей сложностью, не-ЕЗМП, представляет собой концентрированное и со-жели ОС и Е, поэтому различие в сложности междукращенное воспроизведение бесконечного содержанияССФМ и СФМ затрагивает прежде всего актуализиро-материи, занимает вершину «пирамиды мирового уст-ванное КВО. Будучи сложнее социально-всеобщего, со-ройства» и выступает наисложнейшим сущностнымпряженное с ССФМ конкретно-всеобщее, а вместе с нимзвеном Вселенной. Глобальный эволюционизм -и мировое КВО оставались бы непостижимыми для чело-«…это та стержневая идея, которая пронизывает всевека. Выраженное в человеческих понятиях мировоззре-существующие специальные научные картины мира иние, предполагающее бытие ССФМ, оказывается, такимявляется основой построения целостной научной кар-образом, заведомо неадекватным, неспособным содер-тины мира, центральное место в которой начинает за-жать объективную истину о всеобщем, ложным по усло-нимать человек» [7. С. 216]. Социальная форма мате-вию существования сверхсоциальной формы, - следова-рии (СФМ) - природопреобразующие, мыслящие, об-тельно, отрицает самоё себя.щественные существа (не обязательно земного типа) -Аналогичный аргумент действует по отношению кявляется противоречием конечного и бесконечного.концепции «случайного человека»: случайно возник-Родовые свойства человека - материальный оснащён-ший, т.е. находящийся в несущественном отношении кный техникой общественный труд, идеальная мысль ивсеобщей природе мира, человек не мог бы создатьсоциальное общение (социальная организация) - спо-достоверного мировоззрения и, в частности, такого,собны к неограниченному усложнению. Развивая себя,которое признаёт возникновение человека случайнымчеловек (общество, индивид) создаёт стремительно[6. Вып. I. С. 216].растущую ноосферу и именно таким образом созна-Неадекватность отображения КВО превращает лю-тельно управляет дальнейшей эволюцией объективногобой предмет (согласно диалектике КВО-ОС-Е) в непо-мира. Процесс очеловечивания мира состоит не толькознаваемый, что расходится с исторической практикой(и не столько) в том, что СФМ преобразует природнуюуспешного преобразования природы и общества. Соз-среду и совершенствует природные по субстрату инательное воспроизводство обществом самого себя вфункциям технические устройства, сколько в свобод-полном основном объеме (прежде всего, формированиеном развитии человека вглубь, в собственную матери-современной глобальной экономики [8]), связанное сальную и духовную сущность (подробнее см. [6.проникновением в конкретно-всеобщую сущность че-Вып. I. С. 214-223; Вып. II. С. 111-137]).ловека и с практическим умением человека универ-Для целей дальнейшего изложения существенносально управлять собой, есть признак наивысшейважен вопрос: действительно ли человек занимаетсложности предмета (именно СФМ), отметающий не-вершину мировой пирамиды? Иначе: возможно ли бы-обходимость обращаться к более сложным, руководя-тие сверхсоциальной формы материи (ССФМ), прин-щим звеньям мировой системы.ципиально более сложной, нежели человек? СогласноВ эпоху стихийного социального развития резуль-логике соотношения высших и низших ступеней разви-тативность общественно-исторической практики, непо-тия известной нам части объективного мира высшееследовательно совмещаемой с иллюзорными типамисложнее низшего и подчиняет последнее, поэтомумировоззрения, была присуща материальной деятель-сущность ССФМ не воспроизводилась бы полностьюности, затрагивающей исторически относительно не-человеческими средствами рационального познания,сложные изменения природных объектов (предметов ит.е. в плане сущности была бы принципиально непо-средств труда) и - лишь частично - изменения соци-знаваемой; ССФМ, далее, подчиняла бы социальнуюальных; общество как целое выпадало из сферы созна-ступень - в своём составе или в качестве компонентательного управления. Возникновение и длительнаяокружающей среды. Для выражения подобного бытиясохранность мифологического и религиозного миро-человечество издревле выработало соответственное по-воззрений, распространенность идеалистических уче-нятие, используя, правда, иное обозначение. Гипотезаний получают объяснение и своеобразное историческоевозможности ССФМ реанимирует мифологически-оправдание в силу относительной простоты общест-религиозное мировоззрение в «наукообразном» терми-венной практики первоначальных эпох, т.е. такой, чтонологическом оформлении; принять подобную гипотезуне носит глубокого и масштабного в природе и соци-значит разрушить концептуальность материализма.ально-всеобъемлющего характера.Кроме того, идея креационизма отрицает эволюционныеРазительное несоответствие идеи ССФМ мировымпредпосылки возникновения человека и в совокупностизакономерностям и тысячелетней общественно-истори-с эсхатологической перспективой (отстаиваемой пре-ческой практике принуждает признать, что с появлени-имущественно иудаизмом и христианством) утверждаетем человека логика мирового развития меняется: мате-конечность человека и человеческой истории.рия разворачивает вектор развития к основанию миро-Указанная гипотеза, к тому же, несет идею самоот-вой пирамиды; прямой субстратный синтез и биологи-рицания. В самом деле, вместе с ССФМ человеку былаческие превращения заменяются усложнением соци-44альной формы материи, осуществляемым на базеВ силу предельной концентрации Всеобщего в соци-управляемой эволюции природы.альной ступени развития мира, философия в человекеТеоретическое положение, согласно которому чело-(обществе) обретает предмет, служащий пробнымвек есть «последняя» ступень эволюции мира, не озна-камнем для непосредственной проверки объективнойчает, что современное общество достигло предела со-истинности философских положений и достоверностивершенства и не в состоянии усложняться далее или жепрогноза изменений Всеобщего.что мир, поднявшись на социальную ступень, будто быОтмеченные выше условия создания научной фило-прекращает развитие.софии действительно имеют место, и философия, та-Указанную идею необходимо понимать следующимким образом, отвечает основным признакам абстракт-образом: объективный мир не порождает свойств, ра-ного определения науки.дикально более сложных4, нежели материальный обще-Автоматизированное производство, принципиальноственно организованный труд и идеальное сознание, -новый тип материального (универсального и онаучен-однако сами труд и сознание, однажды возникнув,ного) общественного труда, связанного с производст-способны к неограниченному усложнению; бесконечновом абстрактных материальных структур и разнооб-развиваются и социальные общности (коллективы) иразных услуг, обусловили появление человека (социу-сами человеческие индивиды.ма и индивида), в котором родовая (социально-В ходе общественно-исторического процесса чело-всеобщая) сущность функционирует непосредственновек научится сознательно и в массовом масштабе вы-[10. С. 204-212, 219-231]. Прямая активация всеобщихзывать к жизни ранее возникавшие случайно и нынесторон человеческого бытия вызывает необходимостьприсущие лишь единицам (индивидам или группам)сознательно управлять их функционированием и раз-исключительные (называемые в настоящем «необыч-витием, что, в свою очередь, требует систематическиными», наблюдаемые в «измененных состояниях соз-углублять научную философскую антропологию и, в еенания») свои способности; возможно появление и но-составе, - теоретико-методологическое решение про-вых, принципиально исторически доступных человекублемы смысла жизни человека.свойств.Смена околонаучного (с отдельными реалистиче-Достижение земным человечеством сложной куль-скими вставками) смысла жизни научным приобретает,туры гипотетических космических цивилизаций в ходезачастую, драматический характер, ибо затрагивает ус-контактов с ними будет вопросом времени, ибо устрой-тоявшееся мировоззрение поколений. Особенно остроство цивилизаций человеческого типа детерминирова-проблема смены, утраты или ненахождения смысла сто-но обобщением одного и того же материала - действи-ит в современной России. Как отмечает М. Кастельс,тельного содержания материального мира как единст-один из ведущих идеологов постиндустриализма, «нигдевенного источника. Развитие подобных цивилизацийидущая борьба между глобальными экономическимистановится для них самоцелью и осуществляется, какпотоками и культурной идентичностью не является бо-выше отмечалось, путем последовательного овладениялее важной, чем на обширном пустыре, созданном кол-и управления все более глубокими уровнями материи.лапсом советского этатизма на историческом переднемМатериалистически трактуемая субстанция как бес-крае информационного общества» [8. С. 490].конечная совокупность основных (особенных) формПроблема смысла истории и жизни личности вызы-материи требует КВО бесконечной сложности. Объек-вает пристальный интерес представителей современнойтивное КВО, «распределенное» в бесконечной массезападной философии в связи с кризисной ситуацией вотдельных, на магистральной линии развития постепен-культуросфере развитых стран и, в частности, в теоре-но сосредоточивается в предметах, содержание соответ-тической философской антропологии, пессимистиче-ствующих форм материи в которых обобщено.ские выводы которой зачастую формулируются в вы-Этот нарастающий процесс приводит к своего родасказываниях типа «философия умерла», «человекобособлению концентрированного универсальногоумер». Прогрессивное направление западной теорети-всеобщего (диалектически связанного с ОС и Е) в че-ческой мысли представлено позицией австрийскоголовеке, действующем в природной среде (где КВОпсихолога В. Франкла, который, отмечая опасностьпринципиально менее сложно) [9. С. 101-103]. Неог-«экзистенциального вакуума» (отсутствия жизненногораниченно усложняемая человеческая сущность со-смысла), сделал «смысл» практически центральнымдержит конкретно-всеобщий компонент, который вы-понятием психологии и основал направление логотера-ражает мировое КВО в концентрированном и сокра-пии (лечение обретением смысла) в психиатрии и нев-щенном виде. «Сокращенное» КВО включено в составрологии [11].как общества в целом, так и социальных групп и от-В советский период истории страны (после 1920-х гг.)дельного индивида.проблема смысла жизни человека считалась в основномСвои выводы философия строит на основе достиже-решенной, смысл полагался безальтернативным, струк-ний частных наук (эмпирического и теоретическоготурно-функциональная проработка данного понятия былауровней), искусства и общественно-исторической прак-сравнительно неглубокой, имела место относительно сла-тики. Поскольку в вершине «пирамиды развития» мирабая связь содержания смысла жизни со всеобщей (абст-аккумулировано в сокращенном виде его бесконечноерактной и конкретной) человеческой сущностью. В пост-содержание, природные предметы труда из этой областисоветское время наблюдается растущий интерес к про-могут выполнять функцию практического подтвержде-блеме, глубина ее решения и разнообразие подходовния объективно-истинных знаний о единичном, особен-возрастают, однако, по справедливому замечаниюном и значительной части Всеобщего.В.Э. Чудновского, хотя «обилие аспектов и направле-45ний делает более богатой, разнообразной, многоотте-объективной истине. Дальнейшее изучение обнаружи-ночной картину исследовательского поиска…», этавает в «смысле» указание на значимость (ценность)картина «…становится все более широкой и, вместе спредмета для человека и результативность его (предме-тем, все более мозаичной, разбегающейся. Многооб-та) функционирования применительно к человеческимразие затрудняет выявление главного…», «…движениепотребностям [15. С. 37-107]. Понятие смысла оказы-широким фронтом перекрывает возможность сосредо-вается философским и синтетическим, объединяющимточить ударные силы на решающем направлении»(в различной пропорции в зависимости от функции,[12. С. 19]. Частнонаучное психологическое изучениеисполняемой данным понятием) моменты истины,феномена смысла жизни нуждается в философскомценности и идеального освещения деятельностиуправлении и регуляции, и не только процесс исследо-(прежде всего, практики, но также духовной, а в рядевания, но и его результат должны быть вписаны в фи-случаев природной), связанной с осмысляемым пред-лософскую «формулу».метом.Термин смысл многозначен, им могут обозначатьсяО «совпадении» (в Боге) «истины» и «смысла»,различные понятия:«смысла» и «добра» (т.е. смысла и ценности) писали в- выражая направленность процессов движения исвое время Е. Трубецкой и С. Франк соответственно.развития, понятие «смысл» указывает на итог актив-Настойчиво проводимая современными адептами ак-ности предмета («смысл движения/развития»);сиологии идея принципиального различия истины и- в вышеприведенном значении используется, в ча-ценности (см. об этом в [14. С. 69-76]) не означает,стности, понятие, которое оценивает деятельностьбудто указанные виды субъективности несовместимы.субъекта с учетом её цели и результата («зачем?»);Иерархия трех указанных моментов смысла такова: на- в другом оттенке значения данное понятие подра-основании осознанной сущности осмысляемого предметазумевает связанное с целью и результатом содержание(вариантом которой может служить не только объектив-деятельности или бытия («смысл (содержание) дея-ная истина, но и заблуждение) субъект производит еготельности/бытия»);(предмета) оценку (т.е. соотносит содержание предмета- «смысл» может трактоваться как наиболее глубо-со своей потребностью); завершающий третий момент,кое и важное содержание образа сущности («смыслобъединяющий первые два, состоит в выяснении резуль-есть существенное содержание образа составляеттата взаимоотношений или деятельности субъекта с ос-ядро значения» [13. С. 34]);мысляемым. Не случайно в рядовом словоупотреблении- смысл воспроизводит содержание (любого) по-смысл нередко сводят к ответу на вопрос «зачем?», ото-нятия («смысл понятия»);ждествляя смысл с результатом действий. В реальной- смыслом обладает высказывание, если оно выражаетдействительности возможна, впрочем, и обратная после-законченную мысль, которая может соответствоватьдовательность: путем практического манипулированияреальности («высказывание имеет/не имеет смысла»).предметом человек оценивает его и на основании произ-Взятое в первоначальном наиболее абстрактномведенной оценки приходит к выводу о необходимостиплане понятие «смысл» отображает сущностное со-познания его (предмета) сущности.держание объективного предмета; при этом выделя-Осознанный и субъективно оцененный образ сущно-ются: 1) объективные основания смысла; 2) осознан-сти человека (индивида и общества), служащий руко-ный характер этого отражения (в частности, понятиеводством человеческой деятельности, выражен поня-«смысл бытия» исследован в [6. Вып. I. С. 223]). Притием смысл жизни. При этом место и роль общества восмыслении психической реальности сущность вос-мире означают, что человеку негде искать смысл сво-производимого образа становится субъективным осно-его существования, кроме как в себе самом.ванием. Вне зависимости от предмета отраженияКак показал Е. Трубецкой, смысл жизни человека«смысл» является субъективным (идеальным) и соци-представлен крестообразным пересечением двух тен-альным (надбиологическим) феноменом, ибо осмысля-денций жизнепонимания: горизонтальной и верти-ет только человек - субиндивид («частичный субъект»,кальной.индивид в ходе интроспекции [14. С. 89-90, 167]), ин-Первая, натуралистическая, «…ищет подлиннойдивид, группа, общество, однако в силу эффекта эксте-жизни и ее смысла в плоскости здешнего…» [16. С. 71],риоризации (бессознательного «вынесения» идеально-в полноте земного человеческого бытия.го образа за пределы психики и отождествления его сВторая, супранатуралистическая, утверждает, чтообъективным предметом) имя смысла нередко получа-«…истинная жизнь и ее смысл сосредоточивается вет материальный результат деятельности, а практи-ином, верхнем, потустороннем плане бытия» [Там же].ческая деятельность характеризуется как осмыслен-Переводя эти идеи в материалистический план, аб-ная. В переносном значении, при сохранении признакастрактно-всеобщее содержание жизненного смысларезультативности, термин «смысл» может употреб-человека может быть определено как полнота гуман-ляться по отношению к функционированию природныхного бытия, поднимаемого к высшему [9. С. 109].предметов («смысл естественного биологического от-Смысл жизни, таким образом, состоит в историче-бора, химической реакции, физического взаимодейст-ски безостановочном творении человеком самого себя:вия» и т.п.).в непрерывном становлении человека, в созидании уни-Если ограничиться определением исследуемого по-версального, богатого содержанием и осознанно-нятия как осознанного образа сущности предмета (яв-полноценного человеческого бытия, в реализации по-ления, свойства, отношения), то в случае безошибочно-следовательно все более высоких и раннее не виданныхго отображения «смысл» оказывается тождественнымвысших форм гуманной жизни. Абстрактно-всеобщее46понимание смысла дополняется конкретно-всеобщимиет биологическим; вместе с тем собственно социальное,компонентами, образуя совместно с особенным и еди-функционируя и развиваясь в общих пределах, которыеничным важнейший индивидуальный и общественныйставит ему биологическое как фундамент, испытываетфеномен.определенное обратное влияние и зависит от своей био-Сущность человека, несущего в себе в концентри-логии; и собственно социальное, и биологическое в чело-рованном и сокращенном виде содержание бесконеч-веке обладают относительной самостоятельностьюного мира, воспроизводится в философии и всей сис-(подробнее см.: [9. С. 80, 96-112; 18. С. 22-24]).теме частных наук. Стало быть, идеальные образы ми-Cобственно социальное содержание в наследствен-ра и человека, по крайней мере со стороны всеобщего,ной программе человека не записано. Видовая биоло-по содержанию аналогичны.гия человека, будучи конденсатом эволюционного со-Поскольку определяющую роль в составе жизнен-держания живого, филогенетически подготовлена кного смысла (как и любого предмета объективного илифункционированию в качестве биологической основысубъективного бытия) играет конкретно-всеобщее со-социального уровня. Универсальная, в высших отделахдержание, а сущностный, ценностный и деятельност-феноменально пластичная, гуманистически ориентиро-ный аспекты смысла взаимосвязаны, - конкретно-ванная биология человека филогенетически несет ввсеобщая сторона смысла жизни человека повторяетсебе результаты антропогенеза и обоснованно получаетструктуру философии, т.е. представлена познаватель-наименование социальной. Гуманистическая направ-ным (онтологическим, гносеологическим, логическим),ленность социальной биологии выражается в полно-аксиологическим (преимущественно этико-эстети-ценном функционировании ее высших отделов (а вме-ческим) и праксиологическим компонентами (подроб-сте с ними и нижележащих) только в качестве биоло-нее см.: [17. С. 381-382]). Иными словами, помимо тео-гического основания социальной деятельности челове-ретико-понятийной смысл жизни включает мощнуюка. Человеческий младенец в первые мгновения жизнинравственную, художественную и деятельностно-представляет собой видоспецифическую биологиче-практическую составляющие. На магистральной линиискую особь, и лишь пробуждение социальной активно-общественного развития истинно-сущностная, ценно-сти и овладение человеческой культурой в условияхстная и деятельностная стороны смысла жизни диалек-общения с людьми превращают его в человека с инди-тически совпадают и функционируют синергично, привидуализированной общественной сущностью.отклонении же от прогрессивного направления, застоеИсходная «социальность» растущего человека за-или социальном регрессе единство их (сторон) наруша-ключается в специфической биологической активностиется, «растраивается», стороны смысла все менее соот-его оснований, канализирующей становление социаль-ветствуют и даже противоречат друг другу. Стремле-ного. Социальный субстрат и социальные свойствание к высшему сопряжено с систематическим противо-(функции) формируются у каждого индивида прижиз-стоянием и преодолением пошлости (низкопробностиненно с «нулевой отметки» под действием социальногосоциального) на каждом уровне социальной структуры.окружения и собственных усилий становящейся и раз-Раскрывая свою природу, человек осознает, что онвивающейся личности; результат социализации носитявляется сущностным и смысловым центром Вселен-конкретно-исторический характер.ной. Будучи наисложнейшим элементом и управляю-Психика новорожденного в социальном плане явля-щим звеном в мировой системе, человек, СФМ пред-ет собой tabula rasa как 40 тыс. лет назад, так и в на-ставляет собой наивысшую ценность в объективномстоящее время. В процессе общественно-историческогомире и действительно становится «мерой всех ве-усложнения сменяющие друг друга поколения каждыйщей» - как в плане сравнения с предметами природы,раз заново овладевают растущим массивом духовной итак и при определении направления развития мира [6.материальной культуры эпохального конкретно-Вып. II. С. 87-88]. Нелишне напомнить, что даннаяисторического типа. Необходимые биологические ос-идея не ограничивает возможностей развития человека.нования исторически развивающихся социальныхВ человеке (индивиде, обществе) как интегрально-функций складываются у индивидов в постнатальномсоциальном5 образовании высший, собственно социаль-онтогенезе под воздействием социальной среды.ный, уровень обеспечивает единство (целостность) чело-Конечная по своим возможностям биология челове-веческой природы (качества и сущности), посколькука - конечная при фиксированных исторических пре-управляет всеми нижележащими, иерархически связан-делах развития освоенного нами блока основных формными уровнями. Каждый из них сохраняет особеннуюматерии - получает способность преодолеть барьерсущность представляемой им основной формы материи иограничения сложности использованием двух относи-относительно самостоятелен.тельно независимых, синергично действующихСоциальное и биологическое в человеке подчиняетсясредств.общим закономерностям соотношения высшего и низше-Во-первых, необходимо сознательно управлять фор-го: человек (индивид и общество) возникает из опти-мированием биологических структур и функций в сен-мально развитого биологического; включает в себя био-ситивные периоды онтогенеза.логическое в качестве своего фундамента (основы, осно-Во-вторых, следует широко применять специаль-вания, опоры) и сохраняет природу своей биологии какную (информационную) технику, разгружающую орга-таковой; собственно социальное преобразует и прижиз-низм, и особенно высшие отделы мозга, от «рутинных»ненно доразвивает человеческую биологию так, чтобыприжизненно складывающихся биологических пред-она могла обеспечить выполнение человеком его соци-метных форм и соответственных операций (подробнееальных функций, подчиняет и, в общем и целом, управля-см. [19. С. 188]).47В процессе формирования своей социальной сущ-ленным гуманно-биотическим преобразованием при-ности и дальнейшего углубления в нее человек систе-родной среды.матически доразвивает содержание не только биологи-С другой стороны, наряду с оздоровительной тен-ческого, но и соответствующих иерархически связан-денцией усиливается давление генетического груза вных уровней низшего (термин «содержание» использу-результате действия ряда факторов: роста мутацион-ется в широком значении). Спускаясь по лестниценых явлений, обусловленных техногенными процесса-уровней своих субстрата, структуры и функций до не-ми; некоторого повышения рождаемости больных собходимого предела, овладев требуемой низшей ступе-наследственной патологией вследствие терапии фено-нью и затем поднимаясь наверх во всеоружии способ-типа; смешения рас, которое, будучи в целом биологи-ности управления механизмами низшего, человек по-чески благоприятным процессом, в ряде случаев несетследовательно и с нарастающей степенью осознанно-разрушение сложившихся ценных генетических ком-сти перестраивает в сторону уточнения организацию иплексов; недостаточной биологической культуры насе-деятельность всех соответственных вышележащихления. Неконтролируемый рост мутаций ставит подуровней вплоть до наивысшего.угрозу биологические основы существования челове-Подобный возврат наблюдается на каждом даль-чества [18. С. 42-43].нейшем этапе усложнения собственно высшего (соци-Задача зарождающейся экогенетики заключается вального) и затрагивает все более глубокие уровни низ-разработке совершенных методов не только оценкишего. Процесс напоминает качание маятника с возрас-факторов окружающей среды на мутагенность, но итающей амплитудой колебания от периода к периоду.прогнозирования мутационного процесса. На совре-Раскрепощение в распоряжении собственными основа-менном уровне знаний и медицинской практики от-ниями обеспечивает свободу социального развития.крывается возможность противостоять мутирующемуЗависимость, состоящая в том, что усложняющеесявлиянию среды, во-первых, целенаправленным очище-высшее (собственно высшее) «оборачивается назад» инием её от мутагенных источников, во-вторых, грамот-маятникообразными движениями преобразует свои всеным применением защитных средств - природных иболее глубокие основания, не только характерна дляискусственных и, в-третьих, укреплением репарацион-эволюции материи в целом, но наблюдается в онтоге-ных систем организма. Медицинская генетика в на-незе особей высших животных, в антропосоциогенезе истоящее время и тем более в будущем призвана обес-в развитии человека (индивида и общества). Эта зави-печить прогрессирующее устранение генетических де-симость может быть названа законом (закономерно-фектов и активную охрану здоровой наследственностистью) рекурсивного развития (ЗРР), или углубляемогочеловека - на уровне индивида и популяции. Приме-преобразования основ. Закон имеет две разновидности:нение разнообразных продуманных способов форми-применительно к становящемуся и к зрелому, разви-рования биологических основ личности будет способ-вающемуся вглубь своей сущности объекту. На основествовать оптимизации онтогенеза человека в современ-ЗРР построены процессы (само)воспитания и перевос-ных условиях.питания личности (подробнее см. [18. С. 20-23, 71]).Отсутствие в настоящее время в биологии, антропо-Чтобы раскрепостить способность к дальнейшемулогии и психологии хорошо разработанной теории он-развитию собственно высшего, социального, требуетсятогенеза приводит к тому, что упускаются гигантскиерасширить структурно-функциональные возможностивозможности использовать особенности человеческойнизшего, и такую активацию своих природных уровнейбиологии в необходимых масштабе и направлении. Вобеспечивает сознательно действующий человек. Дви-то же время многие наследственные факторы действу-гаясь «вниз по лестнице, ведущей вверх», человек неют бесконтрольно, отчего их роль в формировании ря-только неограниченно продлевает время своего суще-да важных признаков остаётся неоправданно высокой.ствования, ибо присоединяет к «стихийному» времениПодобно тому, как развитие знания о физико-своей жизни время жизни сознательно преобразован-химических основах живого привело к прогрессу био-ной природы, но и - в соответствии с ЗРР - обеспечи-логической науки, так создание особой отрасли зна-вает дальнейшее человеческое развитие, «подключая»ния - социальной биологии как комплекса наук о био-в процессе сознательного управления к собственно со-логическом фундаменте человека, сознательно постав-циальному уровню новое содержание иерархическиленных на службу общественной практике [9. С. 83-связанных низших уровней своего субстрата.84], - качественно углубит наше представление о чело-В современную эпоху систематический контрольвеческой сущности, полнее раскроет гуманистическиебиологических параметров и научное управление всейвозможности вида Homo sapiens, поможет выявитьбиологической жизнью общества становятся не толькопрактическую мощь социальных средств и социальныхвозможными, но превращаются в настоятельную по-методов формирования биологических оснований лич-требность.ности, повысит эффективность управления обществен-Действительно, с одной стороны, происходит оздо-ными процессами.ровление генетических основ человечества, вызванноеБиологический вид человека обладает громаднымростом численности населения, панмиксией, снижени-генетическим потенциалом и в благоприятных услови-ем возраста родителей, прогрессом медицины и евфе-ях биосферы способен, по-видимому, существоватьники, переводом генетических дефектов в разряд ней-неограниченно долго. Универсальность генотипа, бла-тральных, достижениями генной инженерии, повыше-готворный микроэволюционный процесс, громаднаянием биологической культуры населения (чему спо-пластичность высших отделов и гуманистическая на-собствуют генетические консультации), целенаправ-правленность социальной биологии (биологических48оснований) служат залогом неограниченного общест-требует сознательного доразвития человеческой биологии.венного развития на базе наличного биологическогоПринципиальная неисчерпаемость природных основанийвида. Без грядущего расцвета биологии человека не-обеспечивает в ходе общественного развития биологическимыслимы исторический прогресс и гармоничность вбеспрепятственное усложнение смысла.формировании общества и личности. Создание соци-Третьим компонентом смысла жизни человека (ин-альными средствами оптимальных условий онтогенезадивида и общества) - после неограниченного самоста-каждого индивида и совершенствования популяцион-новления и соответствующего усложнения субстрата -ных структур и функций предполагает известную уни-выступает доразвитие природы, а в итоге - историче-версализацию фенотипа и количественное снижениески наращиваемое управление мировым объективнымбиологических нагрузок до разумных пределов.и субъективным бытием в собственных интересах.Устранение пагубных для биологии человека факто-Учитывая исторические ограничения, человек сво-ров среды путем привлечения соответствующих на

Ключевые слова

purport of life, sense, development, human, science, смысл жизни, смысл, развитие, человек, наука

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Засядь-Волк Юрий ВладимировичНовосибирский государственный технический университетдоцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философииjuvolk @ mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Роллан Р. На защиту мира // Собр. соч.: В 14 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 13. С. 438-446.
Засядь-Волк Ю.В. Философия, смысл жизни и проблема управления биологическими основаниями человека // Новые идеи в философии: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. Вып. 11. С. 185-189.
Засядь-Волк Ю.В. Социальное и биологическое в человеке. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. 93 с.
Засядь-Волк Ю.В. О современном решении смысложизненной проблемы // Новые идеи в философии: Вып. 16: Актуальные проблемы научной философии: Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2007. С. 377-384.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 15-336.
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 206 с.
Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Логико-философский анализ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 173 с.
Чудновский В.Э. Пятилетие поиска // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симп. / Ред. кол.: В.Э. Чудновский и др. М.: Ось-89, 2001. С. 11-21.
Логика как наука: Методич. указания по изуч. курса логики / Сост. В.Х. Зеленкин. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. 63 с.
Франкль В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. 105 с.
Орлов В.В., Васильева Т.С. Философия экономики. Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 2006. 266 с.
Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Ч. 3: Современный интеллект. Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1999. 184 с.
Кастельс М. Информационное общество. Экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. 274 с.
Орлов В.В. Основы философии. Ч. 1: Общая философия: Учеб. пособие: В 2 вып. Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 2006. Вып. 1. 226 с.; Вып. 2. 198 с.
Засядь-Волк Ю.В. Конкретно-всеобщее содержание смысложизненной проблемы // Доклады СО АН ВШ. 2003. № 2 (8). С. 87-94.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.
Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1993. 227 с.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. М.: Мысль, 1974. Т. 1. 452 с.
Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1: Учение о Боге. М.: Русская книга, 2002. 448 с.
 Возможно ли научное решение проблемы смысла жизни? | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Возможно ли научное решение проблемы смысла жизни? | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия