М. Хайдеггер о Ф. Гёльдерлине | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

М. Хайдеггер о Ф. Гёльдерлине

Анализируются два текста Хайдеггера о Гёльдерлине, в которых философ называет его «поэтом поэтов», т.к. он в своем творчестве являлся посредником между богами и людьми. Показано, что это свойство поэзии Гёльдерлина усилено её иррациональностью, охватившей всё его творчество.

M. Heidegger about F. Gelderlin.pdf «Разъяснения к поэзии Гёльдерлина» М. Хайдеггераперед всемогущей «Природой», божественно-требуют собственных разъяснений. Тот, кто захочетпрекрасной» и «чудно-вездесущей» (слова Гёльдерли-найти там четкую и ясную мысль, будет разочарован.на. - С.С.) [1. С. 101]. Как пишет Гёльдерлин, подлин-Это и невозможно в случае комментирования стиховный поэт вскормлен «не только школой» [Там же], но иодного из самых безумнейших поэтов.этой могучей стихией. Она существует и в душе поэта,Текст Хайдеггера, по обыкновению, полон метафор,и в богах, и в окружающем человека мире. Хайдеггертропов, игры слов, постоянных повторов и противоре-ставит вопрос: «Где же оно (вездесущее. - С.С.) беретчий. Художественное превозмогает собой философское.эту мощь, если оно заранее во всем присутствует?»Скрупулезно осмысливается каждая строчка стихотво-Природа обладает мощью, поскольку она «божествен-рений, привлекаются тексты других сочинений Ф. Гёль-но-прекрасна» [1. С. 111]. При этом нельзя пониматьдерлина. Выделяются основные темы: «природа», «бод-природную мощь как производную от силы какого-рость», «святое», «праздник». И конечно же «поэт».либо божества. Иначе природа, которая, по замыслуМы рассмотрим две лекции Хайдеггера, посвящен-Гёльдерлина, присутствует и в богах, была бы с ниминые Гёльдерлину, - «Гельдерлин и сущность поэзии» исоизмерима, равна им, и не была бы уже природой.«Как в праздник…» - как наиболее показательные.Природа вызывает притяжение и отторжение. В нейПервую лекцию - «Гёльдерлин и сущность поэзии»слиты высь небес и низины бездны. В слиянии проти-Хайдеггер прочитал в 1936 г. Вторая - комментарий квостоящего Хайдеггер видит сущность красоты: она истихотворению Гёльдерлина «Как в праздник…» (1800)1,соединяет, и «отталкивает». Объединяя «противное сбыла прочитана несколько раз в 1939-1940 гг. Первуюпротивным» [1. С. 113], красота позволяет всем эле-лекцию мы разобьем на две части, а между ними вставимментам мира присутствовать во всём.вторую, потому что лекция «Гёльдерлин и сущность по-Божественная красота природы охватывает поэтов.эзии» дает прекрасный материал для начала и окончанияОна пестует их, дает им вдохновение. Она может пока-разговора о поэте, в то время как вторая лекция проливаетзаться уснувшей на небесах. Тогда поэт печалится, ос-свет на содержание его творчества.тавшись словно в уединении. Но природа спит «какПервая лекция Хайдеггера - «Гёльдерлин и сущ-будто» (слова Гёльделина. - С.С.) [1. 113], и поэт не-ность поэзии» (1936) - открывает смысл высокого по-отъемлем от неё - он полон предчувствий. И природаэтического творчества.покоится в предчувствии поэта.Есть сущность поэзии. Её можно интерпретироватьПрирода по-гречески - φυσις. Перевод этого словаразными способами: как общее понятие, под котороена латинский язык - «natura» - привносит в него инойподпадают все поэтические произведения всех времен исмысл. Слово «φυσις» - это не «развитие» и не «ста-народов. Понимание поэзии в этом абстрактном смысленовление» (слова Хайдеггера. - С.С.) [1. С. 117]. «Этоне устраивает Хайдеггера, видимо, потому, что у негопроисхождение и восхождение, это самораскрытие,слишком мало признаков, бедное содержание. Он некоторое возвращается… φυσις, осмысленное как слово-склонен рассматривать сущность поэзии в этом обоб-основа, значит восхождение в открытое, высветлениещенном смысле. Он не берется изучать творчество вели-того просвета, в котором вообще только и может что-точайших поэтов - Гомера, Софокла, Вергилия, Данте,появиться», - пишет Хайдеггер [1. 119]. Слово «про-Шекспира, Гете. Он изучает творчество Гёльдерлина насвет» наводит на мысль о свете, сияние которого естьтом основании, что сущность поэзии содержательно«огонь» (образ Гёльдерлина - С.С.). Огонь разлит вобогата: с одной стороны, речь идет о творчестве тольковсей вселенной, он вездесущ. Он воспламеняет душуодного поэта, что было бы недопустимо, изучай он сущ-человека. Гёльдерлин восклицает:ность поэзии в первом смысле. Но для Хайдеггера сущ-И, как горит в глазах огонь у человека,ность поэзии - это, с другой стороны, содержательноеКогда высокое замыслил он деянье,богатство поэтизации, теряя которое поэзия перестаётТак в душах возгорается поэтовбыть собой. Он пишет: «Гёльдерлин является для нас вОгонь для дел людских от знаков этих новыхнекотором отличительном смысле поэтом поэтов. И[1. С. 103].поэтому его процесс - показательный» [1. С. 67].Наступление дня, приход света в поэзии Гёльдерли-Обратимся к комментарию стихотворения Гёльдер-на Хайдеггер обозначает как становление «просвета».лина «Как в праздник…».Свет, светлое, «святое»… «Святое» Гёльдерлин назы-Стихотворение не имеет названия. В первых стро-вает «моим словом» [1. С. 101]. Именно слово поэтафах описывается выход крестьянина на пашню послевооружает природу с тем, чтобы она отделила бытиегрозы и та радость, которую он испытал, убедившись,(поименованное) от небытия (неименуемого). Словочто урожай не пострадал во время дождя. Эта радостьпоэта - оружие природы, раскрывающее просвет, всравнивается с состоянием души поэта, предстоящимкотором только всё может пребывать. Природа древнее56всех времен и всех богов - это основа и условие их су-ществования. Хайдеггер пишет: «Святое - это сущ-ность природы» [1. С. 125]. Природа - это лоно мира, она впускает в себя и «высоты эфира», и «глубины бездны» (слова Гёльдерлина. - С.С.) [1. С. 103], будучи сама рождена из святого хаоса. Порождена природа, как пишет Гёльдерлин, «незыблемым законом» [Там же], который соприсутствует ей и представляет её су-щество. Хайдеггер обращает внимание на соседство в стихотворении двух слов: «хаос» и «закон». Беспоря-док, по мысли философа, есть область открытого хаоса как возможности всего существующего.Человек воспринял природу со всей её благостью, милостью, святостью как нечто «служебное», утили-тарное, полезное. Однако природа не возразила челове-ку в его «непризнании святого» (слова Хайдеггера. -С.С.) [1. С. 137]. Человек сам существует лишь по-стольку, поскольку в нем присутствует «природа, свя-тое» (слова Хайдеггера. - С.С.) [Там же]. Песня должна пронзить всю природу - от её вершин до глубин; толь-ко тогда она приобщится к «святому». Из всех людей ближе всего к песне, а значит и к природе, поэт. Гёль-дерлин пишет:Ведь мысли духа общего находят -В душе поэта тихий свой конец[1. С. 139]. Поэт, слагая напев, счастлив. Он никогда не имену-ет вещи, природу, святое непосредственно. Ему для этого необходимы боги. Боги сами тоже не могут со-прикасаться со святым - только через человека. Эту потребность людей в богах, а богов - в людях Гёльдер-лин называет любовью.Гёльдерлин в стихотворении дает два именования людям: «сыны земли» и «поэты». При этом …пьют бесстрашно ныне Сыны земли Отца огонь небесный. Но мы поэты, должно нам под божьей Грозой ужасною с главою непокрытой Стоять…[1. С. 105]. Сыны земли находятся в безопасности, испивая вакхический напиток, поэты находятся в опасности - в просвете, где, по словам Хайдеггера, «открывается са-мо святое» [1. С. 149]. Поэты - это предвестники свято-го будущего, сердца их чисты, как у детей; при этом «чистота сердца» - не нравственное понятие. Оно го-ворит о соответствии поэта закону природы, способно-сти его соизмеряться с ним. «Безвинны наши руки», -пишет Гёльдерлин. Чистота сердца и безвинность рук создают поэтическое произведение - «невиннейшее из творений», как пишет Хайдеггер [Там же].Возвращаясь к началу стихотворения, Хайдеггер цитирует следующие строки Гёльдерлина:Но вот и день! Я ждал его, я видел его приход, И, виденное мной, святое пусть моимпребудет словом[1. С. 101]. Итак, слово «вот» указывает на то время, когда осуществляется приход «святого». Его нельзя зафикси-ровать с помощью дат и отнести к историческим пе-риодам - это всё «подпорки» для человека, пробующе-го интерпретировать историю. «Но подобное истори-ческое, - пишет Хайдеггер, - никогда не есть сама история. История редка. История есть лишь тогда, ко-гда… решается сущность истины» [1. С. 159].История - это история святого. Оно древнее времен и выше богов. Оно изначально и определяет судьбу человека и поэта. Поэт слагает стихотворение, которое становится гимном - гимном святому. Слово Гёльдер-лина выражает зов святого и само святое, тем самым предрекая судьбы людей и богов.В лекции «Гёльдерлин и сущность поэзии» Хайдег-гер анализирует «пять высказываний поэта» [1. С. 67] о поэзии, чтобы показать ее сущность. Гёльдерлин назы-вает поэтическое творчество «невиннейшим из творе-ний» (1799 г.). Философ задаётся вопросом: что значит «невиннейшее» [1. С. 69]? Оно невиннейшее в том смысле, что это «игра в слова». Когда человек играет поэтическим словом, он никак не влияет на окружаю-щую действительность - он не меняет и не преобразует её. Значит, он не приносит ни пользы, ни вреда. Это -бездействие с практической точки зрения. Но, с другой стороны, это работа с языком. Но что есть «язык»? О языке Гёльдерлин пишет (второе высказывание):И потому опаснейшее благо - язык дан человеку… Чтоб показал он, что он есть такое(1800) [1. С. 65].Хайдеггер анализирует понимание языка как блага. Дело в том, что во фрагменте поэта, который рассмат-ривает Хайдеггер, речь идет не только о человеке, но и о других живых существах: розе, лебеде, олене. Чело-век выделяется Гёльдерлином из всего живого мира тем, что он в «хижинах ютится», и тем, что он обладает языком. Человек занят тем, что творит мир, подготав-ливая его восход, и разрушает этот мир, приводя его к закату. Эти процессы есть история. «Но для того, что-бы история была возможна, человеку дан язык. Он -благо человека» [1. С. 71].Но это - «опаснейшее благо», ибо он угрожает бы-тию человека как возможность «заблуждения», пишет Хайдеггер [1. С. 73].С одной стороны, язык выдающегося произведения возвышен. С другой, заявляет Гёльдерлин, «пошлей, обыденней плод должен стать сначала - тогда лишь смертные его усвоят» [1. С. 73]. Под «плодом» имеется в виду словесное творение. Поэтому язык, с одной сто-роны - существен, с другой - иллюзорен. Таким обра-зом, язык становится опасен не только для человека, как возможность заблуждения, но и для себя, как воз-можность опошления.Почему же тогда эта серьёзная опасность является «благом» для человека? Самый простой ответ: язык -это средство взаимопонимания. Но Хайдеггер предос-терегает от понимания языка как средства общения. Язык - это та область, в которой человек творит себя как историческое существо. Это субстанция, из кото-рой произрастает человеческий мир - мир истории. В этом смысле Хайдеггер обдумывает следующее, третье высказывание Гёльдерлина:Много познал человек, Небожителей многих назвал, С тех пор как мы - разговор И можем услышать друг друга[1. С. 75].57В этом запутанном, по словам Хайдеггера, отрывке,гда «заслуга», соприкосновение с миром вещей; по-философ выделяет третью строчку, которая говорит оэзия - всегда дар, соприкосновение с миром богов.том, что «мы - разговор». Когда люди говорят о чём-Поэзия - основа бытия. Это не просто явлението, они приближаются друг к другу. Разговор позволяеткультуры, но её основание. Поэзия изначальна. Она нелюдям пребывать в единстве. Это свойство основано наоперирует языком, но делает его возможным. «Поэзиявозможности человека услышать другого. Но человекесть праязык всякого исторического народа, - пишетне всегда был «разговором» - «с тех пор как мы - раз-Хайдеггер. - Таким образом, наоборот, сущность языкаговор» (курсив мой. - С.С.). Это произошло тогда, ко-должна пониматься из сущности поэзии» [1. С. 85]. Ногда человек осознал время. Время, распахнутое в про-если язык - «опаснейшее благо», то поэзия - «опас-шлое и будущее, время, схваченное в настоящем. Когданейшее творчество» (слова Хайдеггера. - С.С.). Но в точеловек оказался погруженным во время, тогда возник-же время она - «невиннейшее из творений», по словамла история.Гёльдерлина.Возникновение мира, богов и языка произошло од-Поэзия - «опаснейшее творчество» потому, что вновременно. Хайдеггер пишет: «…в назывании богов ибитве аполлонийского и дионисийского побеждает по-становлении мира словом как раз и состоит собственноследнее, и поэта настигает безумие. Поэзия похожа натот разговор, который есть мы сами» [1. С. 79]. Но «какигру, но игрой как таковая не является. Игра возбужда-начинается этот разговор» [Там же]? Для ответа на этотет, поэзия - умиротворяет. Обыденный мир привычныхвопрос Хайдеггер обращается к четвертому высказы-вещей далёк от поэзии. Поэзия - сон наяву, непривыч-ванию Гёльдерлина: «Но что остаётся, то учредят по-ный и фантазийный. В то же время она не произвольнаэты» [1. С. 65]. Здесь философ видит ответ на вопрос ои не своенравна. Она, как пишет Хайдеггер, «высшаясущности поэзии: «простое должно быть отвоёвано унеобходимость» [1. С. 89].путаного, во главу безмерного должна быть поставленаПоэт - посредник между богами и людьми. Он вы-мера» [1. С. 81]. Необходимо «открыть» бытие, чтобыхватывает мысли богов и передаёт их словами людям.перед нами возникло «сущее» (Хайдеггер). Сущее «ми-Таким образом поэт выполняет своё назначение - явля-молетно», но его необходимо остановить и сохранить.ется «поэтическим жителем» на «этой земле». Хайдег-Это и будет тем, «что остаётся» (Гёльдерлин).гер с уверенностью говорит, что таким был Гёльдер-Хайдеггер пишет, что слово поэта не просто имену-лин. Его «поэтическое слово» всегда находится вет вещи, оно их «словополагает» в то, что они суть.«промежи» двух миров. Поэтому Гёльдерлин - «поэтОно делает вещи вещами. Оно их учреждает. Сущ-поэтов» [1. С. 93].ность вещей должна быть охвачена мерой. СвободноеОбдумывая эту статью Хайдеггера, отметим, чтотворчество вещей и есть их «учреждение» [Там же].главные его аргументы - то, что Гёльдерлин превратилСущность поэзии в том, что «она есть словесное учре-поэзию в сущность мира, положил ее в основу истории,ждение бытия» [1. С. 83].стал посредником между богами и людьми - неспеци-Пятую фразу Хайдеггер находит у Гёльдерлина вфичны. Все это можно найти и у Гомера, и у Вергилия,путаном, «чудовищном стихотворении» [Там же], ко-и у Данте, и у Шекспира, и у Гете. Главный отличи-торое поэт написал уже будучи тяжело и безнадежнотельный признак, позволяющий отделить Гёльдерлинабольным:от других поэтов и назвать его «поэтом поэтов», - этоМногозаслужен и всё ж - поэтический жительужасающая бездна иррационального, окутывающая егоЧеловек на этой землетворчество со всех сторон. Именно она была источни-[1. С. 65].ком его поэтизирования, именно в неё он канул безвоз-Человек много сделал для своего и чужого сущест-вратно. И именно из неё, божественной, он черпал мо-вования. Тяжелая работа, житейские заботы, трудовыетивы своего творчества. Она обостряет и возводит вусилия - это всё деятельность человека. Но не этостепень признаки, перечисленные Хайдеггером. Гёль-главное для человека. Его сущность состоит в «поэти-дерлин - самый безумный, но и самый вдохновенныйческом». Отличие поэзии от труда в том, что труд все-поэт немецкого народа.

Ключевые слова

poet, philosopher, Gelderlin, Heidegger, поэт, философ, Хайдеггер, Гёльдерлин

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сычёва Светлана ГеоргиевнаТомский политехнический университетпрофессор, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации гуманитарного факультетаsvetsych@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Гёльдерлин Ф. Сочинения. М.: Художественная литература, 1969. 544 с.
Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. СПб.: Академический проспект, 2003. 320 с.
 М. Хайдеггер о Ф. Гёльдерлине | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

М. Хайдеггер о Ф. Гёльдерлине | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия