Художник как субъект взаимодействия русской и украинской культур в первой четверти XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Художник как субъект взаимодействия русской и украинской культур в первой четверти XX в.

На основе междисциплинарного подхода и системного анализа на примере русской и украинской культур исследуется место художника в процессе взаимодействия культур в сложную переходную эпоху первой четверти XX в. В творчестве художников Серебряного века подробно раскрывается влияние в условиях украинизации русской культуры на становление изобразительного искусства и высшего художественного образования Украины.

The artist as the subject of interaction between Russian and Ukrainian cultures in the first quarter of the 20 century.pdf В государствах, возникших на постсоветском про-ушел в занятие, ставшее целью и смыслом жизни, по-странстве, тенденция разделения культуры на русскуюмогавшее преодолевать жестокий недуг.и национальную, а также ограниченное толкование«По возвращении домой, в село, - отмечает худож-культурного национального наследия как единственно-ник в Автобиографии, - я, не обладая достаточнымго источника прогрессивного развития обрели прочнуюздоровьем для физической работы, совершенно отпалбазу. Характерно это и для Украины, где активно воз-как помощник для родителей, и мне не мешали занять-рождается возникшая в 20-е гг. прошлого столетия по-ся любимым делом - рисованием.литика украинизации - насаждения украинского языкаНадо сказать, что как только в школе я получил ви культуры во все сферы жизни. В этих условиях уруки карандаш, грифель и грифельную доску, я при-большей части российского и украинского обществаступил к рисованию домашних птиц и животных - ввновь возрастает стремление к консолидации и разви-профиль, фас мне не давался. Развитие в этой областитию полноценного диалога культур, берущих начало вшло успешно. Все немногочисленные иллюстрацииобщем происхождении братских народов.небольшой школьной библиотеки самого разнообраз-Вследствие общности их исторической судьбы иного содержания я дома по ночам копировал с огром-исконной связи невозможно размежевать культуру наным прилежанием и любовью.русскую и украинскую без учета взаимопроникновенияВ нашем селе не было художника, и слух о моихтрадиций. Творчество художников Г.И. Семирадского,способностях быстро распространился, я стал получатьИ.Е. Репина, Н.Д. Кузнецова, П.А. Левченко, К.К. Пер-заказы как от местных, так и от дальних крестьян навухина, К.К. Костанди и многих других, вошедших визготовление икон и картинок религиозного содержа-историю русского и украинского искусства без какого-ния. Обычно эти заказы накоплялись к праздникам. Вселибо разграничения, - классический пример огромнойэто писалось на бумаге самодельными водяными крас-роли русской художественной школы в становлении иками, покупались только фуксиновые» [1. С. 1-2].развитии национального украинского изобразительно-На заработанные от продажи картин и икон деньгиго искусства.Алексей приобретал у коробейников книги сытинскогоВ этом контексте представляет значительный науч-издания в пестрых, цветных обложках: Н.В. Гоголяный и практический интерес жизнь и творчество Алек-«Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» и др.сея Афанасьевича Кокеля, чуваша по национальности,Решающую роль в жизни юного самобытного та-талантливого художника, замечательного педагога,ланта Алеши сыграли управляющие Тарханским лес-воспитанника Петербургской Академии художеств,ным удельным имением коллежский советникоставившего богатое творческое наследие и незаслу-И.П. Левченко и ученый-лесовод, титулярный советникженно забытого потомками.В.Ю. Раубе. Жена В.Ю. Раубе Мария Вячеславовна -Алексей Афанасьевич (Афанасьев) Кокель родилсяхудожница-любительница - станет его первой учи-13 марта (1 марта по старому стилю) 1880 г. в селетельницей рисования.Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (нынеПеременой своей дальнейшей судьбы А.А. Кокель обя-Батыревского района Чувашской Республики) в семьезан другому случаю. Случаю трагическому. Летом 1899 г.чувашского крестьянина.Поволжье постигло страшное бедствие - засуха. ПогибАлексей учился в Тарханском сельском начальномурожай, начались голод, эпидемии. В Тарханах, как и по-училище с большим интересом и любознательностью,всюду, умирали и стар и мал, пал весь домашний скот.по всем предметам успевал на «отлично». Его звонкийВ это страшное время болезнь А.А. Кокеля обост-голос в хоре местной церкви вызывал восхищение. Нарилась. Спасли его от верной гибели студентки Петер-третьем году посещения школы он жестоко простудил-бургского женского медицинского института Анна Ви-ся и заболел костным туберкулезом [1. С. 1], от послед-ноградова и родственница В.Ю. Раубе Мария Варгано-ствий которого, несмотря на неоднократное лечение,ва. «Меня показали им как больного, - пишет в Авто-избавиться полностью так и не смог. Коварная болезньбиографии А.А. Кокель. - К этому времени у менядавала знать о себе всю жизнь.было пять открытых ран (язв). Был приглашен также иПосле окончания училища в двенадцатилетнем воз-земский врач, до сих пор лечивший меня… Стены чер-расте он поехал в столицу губернии для поступления вной избы, в которой протекало мое детство, были доСимбирскую чувашскую учительскую школу, но из-заотказа увешаны моими работами, которые служилиболезни не был принят. Пришлось расстаться с завет-образцами для заказчиков» [1. С. 2]. Девушки былиной мечтой - учиться. Думалось, навсегда. Доступнымпотрясены прекрасными работами тяжелобольногобыло лишь любимое с детства рисование, и юноша весьюноши и, не сдерживая своего восхищения, назвали67его чувашским Рафаэлем. Мария сумела убедить род-ственников в необходимости спасения юного дарова-ния, и на семейном совете Раубе было принято реше-ние отправить Алексея в Петербург на операцию «и при счастливом исходе последней оставить учиться в Петербурге» [1. С. 2].Так, семья В.Ю. Раубе и студентки помогли буду-щему художнику излечиться от смертельной болезни у лучших врачей в Петербурге и затем поступить в Пе-тербургскую академию художеств.Здесь талантливый самородок был любовно выпесто-ван В.Е. Маковским, И.Е. Репиным, П.П. Чистяковым, Н.Д. Кардовским. Соучениками А.А. Кокеля были став-шие впоследствии не просто именитыми, а великими ху-дожниками И.И. Бродский, Л.А. Бруни, М.Б. Греков, Б.Д. Григорьев, Е.Г. Гуро, А.В. Лентулов, Н.И. Фешин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев.Окончив в 1912 г. Петербургскую академию худо-жеств с отличием, А.А. Кокель стал первым чувашом, получившим звание художника и для совершенствова-ния мастерства по индивидуальной программе был на-правлен в пенсионерскую поездку во Францию, Герма-нию и Италию. Его дипломной работой стала картина «Чайная», которая в числе избранных произведений лучших русских художников в 1913 г. - в год 300-летия царствующего дома Романовых - экспонировалась на XI Международной художественной выставке в Мюн-хене. У ее посетителей нерусская фамилия Кокель вы-звала интерес. Разгадку ее происхождения начали ис-кать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokelburg in Sibenburg, а ее носите-лем оказался… выходец из крестьян, к тому же чуваш.О «Чайной» начинают говорить, о «Чайной» начи-нают писать не только в Мюнхене, но и во всей Гер-мании. Первым высокую профессиональную оценку картине никому доселе неизвестного художника дает хорошо известное в Европе берлинское издательство «Rich Bong». Буквально после открытия мюнхенской выставки 30 мая 1913 г. сам хозяин этого солидного издательства обращается с письмом к А.А. Кокелю в Петербург, в котором просит его разрешить опубли-ковать в иллюстрированном журнале с приложением по искусству «Moderne Kunst» («Современное искус-ство») черно-белую или цветную репродукцию пре-красной картины «Чайная», а также предоставить право напечатать ее в книге по современному искус-ству [1. С. 14].Вскоре произведение молодого русского художни-ка привлекло внимание популярного молодежного журнала «Jugend» («Юность»). Его главный редактор 14 июня 1913 г. в письме к художнику пишет: «Мы с огромным интересом ознакомились с вашей велико-лепной (выделено мной. - В.В.) картиной Чайная на международной выставке, и для нас было бы честью опубликовать художественную репродукцию этого произведения в журнале «Jugend».В случае вашего согласия соблаговолите дать нам ваше любезное разрешение и сделать фотографию с оригинала.Заранее благодарны за ваше любезное согласие, с уважением, ваш Журнал «Jugend» (пер. с фр. И.В. Христофоровой).682 июля 1913 г. журнал «Die Kunst fur alle» («Искусст-во для всех»), издающийся 2 раза в месяц с приложени-ем «Dekorativen kunst» в ежемесячном издании «Die Kunst», обращается к А.А. Кокелю с таким письмом:«Господин А. Кокель!Мы намереваемся опубликовать в нашем журнале иллюстрированную статью о современном русском искусстве… В этой статье мы бы очень хотели сделать репродукцию вашей картины Чайная. Не соблагово-лите ли вы дать нам разрешение на эту репродукцию в нашей статье о русском искусстве, переслав нам прила-гаемую карточку с вашей подписью?Мы благодарим вас заранее и высылаем вам номер нашего журнала, который является наиболее читаемым журналом по искусству в Германии. Таким образом, мы надеемся, что вы будете так любезны дать нам ваше раз-решение» [1. С. 16-17] (пер. с фр. И.В. Христофоровой).Как видим, приведенные отзывы ведущих изданий по искусству Германии убедительно свидетельствуют о том огромном успехе, который имела картина «Чай-ная» на Международной художественной выставке.К огромному сожалению, художник получил эти письма только после возвращения из Италии, и они остались без его ответа. По этой причине названные популярные журналы так и не смогли опубликовать художественные репродукции «великолепной карти-ны Чайная» и многочисленные почитатели русской художественной школы не увидели ее даже в иллюст-рациях. Возможно, удастся исправить этот пробел в начале XXI в., вновь представив ее на одной из меж-дународных выставок в Мюнхене.В 1914 г. «Чайная» «переедет» в Венецию на Все-мирную художественную выставку и так же, как в Пе-тербурге и Мюнхене, будет пользоваться большим успехом.Международные выставки принесли А.А. Кокелю мировую известность.Когда из рассказа брата Григория - будущего пер-вого чувашского епископа и священномученика - о нем узнает известный русский публицист и поэт А.В. Жиркевич, он сравнит истории жизни чувашского крестьянина и «архангельского мужика» Михайло Ло-моносова и скажет: «Сказка вроде Ломоносовской» [2. С. 318]. Кстати, жизнь и деяния епископа Германа (Ко-келя) - ученого-богослова, просветителя, философа, религиозного политика, историка, этнографа, музыко-веда, страдальца и борца за веру православную, за вос-кресение Святой Руси - связаны и со старейшим си-бирским городом Томском - в 1929 г. он возглавлял Томскую епархию. Жизнь его трагически оборвалась 2 ноября 1937 г.Успевший получить мировую известность А.А. Ко-кель по рекомендации И.Е. Репина с 1 января 1916 г. избирается преподавателем Харьковского художест-венного училища. С этого времени его имя становится символом плодотворного взаимодействия культур братских народов и неразрывно связано с искусством Украины. Начало 40-летнего украинского (харьковско-го) этапа творчества, педагогической и общественной деятельности мастера пришлось на 20-е гг. прошлого столетия, которые, как отмечает председатель Верхов-ной Рады Украины, академик и вице-президент Нацио-нальной академии наук Украины В.М. Литвин, «...характеризуются термином национальное возрож-дение и наиболее ярко иллюстрируются великими достижениями в сфере литературы и искусства. Твор-ческий взлет, зарожденный народной революцией, про-должался и ширился в наследии широкой украиниза-ции». В числе возрождавших нацию В.М. Литвин на-зывает художников как старшего поколения -М.Л. Бойчука, И.С. Ижакевича, Ф.Г. Кричевского, К.Д. Трохименко, так и младшего - А.А. Кокеля, В.И. Касияна, А.Г. Петрицкого [3. С. 3].Это было время, когда преподавание в Харьковской художественной школе было на невысоком профессио-нальном уровне. Подтверждение тому - постановление Совета Петербургской академии художеств, принятое в 1910 г., в котором отмечалось: «Не замечается никакой перемены в сравнении с прошлым годом. Ни в каком отношении школа не шагнула вперед. Живописные работы страдают белесоватостью колорита. Комиссии приходится повторить прошлогодние замечания: сис-тема преподавания в принципе хороша, но проводится она слишком торопливо и недостаточно строго. Учени-ки переводятся из класса в класс слишком рано. Непод-готовленность видна особенно в работах натурного класса как рисовального, так и живописного» [4. С. 27].Еще критичнее оценивал положение И.Е. Репин: «Там все еще продолжается хронический дилетан-тизм (выделено мной. - В.В.), разведенный слишком 30 лет назад Шрейдером» [5. С. 232].Излечение застарелой болезни - «хронического ди-летантизма», И.Е. Репин, всем сердцем стремившийся к созданию на Украине лучшей художественной школы, видел в одаренных выпускниках Петербургской акаде-мии художеств. Поэтому когда в 1912 г. на Совете Академии решался вопрос о директоре Харьковского художественного училища, он настоял на избрании из трех выдвинутых кандидатов своего ученика А.М. Лю-бимова, как и Кокель, окончившего Академию в 1909 г. вольнослушателем. Новый руководитель сразу стал формировать состав преподавателей художественных дисциплин из учеников И.Е. Репина, П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, В.Е. Маковского. Первым А.М. Лю-бимов приглашает из Томска своего товарища и соуче-ника С.М. Прохорова.И.Е. Репин с огромным вниманием относился к ху-дожественной жизни Сибири, в частности Томска. Свидетельство тому - его ответ Томскому обществу любителей художеств на письмо о присылке хорошего художника: «Ваша программа так серьезно продумана, с таким верным пониманием вопроса даже по распре-делению специальных занятий, что мне нетрудно было убедить художника во цвете лет не убояться далекой Сибири и принять Ваше условие для дорогого дела художественного развития в Ваших отдаленных краях» [6. С. 2]. Художником во цвете лет, не убоявшимся си-бирских морозов, оказался его ученик С.М. Прохоров. Он приезжает в Томск в 1910 г. из Италии, куда был послан на учебу после окончания Академии с отличи-ем, и руководит рисовальными классами Томского об-щества любителей художеств, преподает в недавно открытом Учительском институте, устраивает художе-ственные выставки. Имя его, наряду с именами вы-дающихся художников В.И. Лукина, М.М. Митрофано-ва и М.М. Полякова, вскоре становится известным всей Сибири.После долгих раздумий С.М. Прохоров принимает приглашение А.М. Любимова, о чем извещает своего учителя. 30 апреля 1913 г. И.Е. Репин с болью в сердце ему отвечает: «Дорогой Семен Маркович! И какую ошибку Вы хотите совершить: перейти в Харьков!!! Харьковская школа самая сомнительная… Уверен, что Вы там долго не уживетесь и пожалеете о Томске» [5. С. 232]. Тем не менее сибирский художник в 1913 г. переезжает в Харьков и до своей смерти, последовав-шей 23 июля 1948 г., преподает в художественном учи-лище, а после его преобразования - в художественном институте. С 1936 г. он становится профессором. В 1941 г. удостаивается высокого звания «заслуженный деятель искусств Украины».В 1913 г. А.М. Любимов приглашает для работы дру-гого выпускника Петербургской академии художеств А.И. Титова (его портрет А.А. Кокель напишет в 1917 г.), а с 1 января 1914 г. - М.Р. Пестрикова и Г.Н. Горелова, вновь учеников И.Е. Репина и П.П. Чистякова.С 1 января 1916 г., как было сказано выше, здесь начинает преподавать А.А. Кокель. В дальнейшем «весь педагогический персонал был из окончивших Академию художеств», - вспоминает А.А. Кокель [1. С. 11]. Однако из всей прекрасной репинской плеяды именно ему предстояло стать фактическим основате-лем Харьковской школы академического рисунка.И.Е. Репин рекомендовал его прежде всего потому, что хотел видеть в педагогическом коллективе еще од-ного большого художника. Он придавал значение и тому, что Алексей Афанасьевич был единственным из преподавателей Харьковского художественного учи-лища, окончившим Высшие педагогические курсы при Петербургской академии художеств.А.А. Кокель заявил о себе как один из самых вы-дающихся рисовальщиков первой половины XX в. Ху-дожник обладал абсолютным графическим «чутьем»: с помощью своей виртуозной линии он мог воспроизве-сти любую манеру любого «изма». Ученик А.А. Кокеля М.Г. Дерегус, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, отмечает: «На занятиях живописи Алексей Афанасьевич всегда требовал точ-ного рисунка. Говорил, что на рисунке все и держится. Когда есть рисунок, есть все. Если не прорисовано как следует, то сколько ни пиши красками, все будет раз-валиваться. «Рисунок - это фундамент всей компози-ции» [7. С. 17]. Другой его ученик В.Ф. Константинов пишет: «Он принес в Харьков лучшие традиции рус-ского реалистического искусства и фактически стал основателем Харьковской школы академического ри-сунка» [8. С. 66]. Подтверждает это и ректор Харьков-ской государственной академии дизайна и искусств, академик Академии искусств Украины В.Я. Данилен-ко: «Произведения, творческая, педагогическая дея-тельность А.А. Кокеля снискали ему …и славу основа-теля харьковской школы академического рисунка(выделено мной. - В.В.)». Далее академик подчеркива-ет: «Именно профессор А.А. Кокель считается осново-положником Харьковской школы академического ри-сунка» [9. С. 10-11].69Подтверждением актуальности темы нашего иссле-дования является многогранное творчество А.А. Коке-ля, раскрывающее неизвестные страницы взаимодейст-вия русского и украинского авангарда в пору их ста-новления.В хорошо изученной истории зарождения русского авангарда, казалось бы, не осталось темных пятен, од-нако нам удалось сделать поразительное открытие -А.А. Кокель стоял у его истоков.По утверждению искусствоведа Г.Г. Исаева, ранним произведениям А.А. Кокеля («Обнаженная мужская модель лежащая», «Петушки») трудно найти аналогию в русском изобразительном искусстве начала 1900-х гг. Они предвосхищают русское абстрактное искусство. «Лучизм» М.Ф. Ларионова, как известно, разовьется значительно позже.Кульминацией стиля «пластического авангарда» в творчестве А.А. Кокеля станет его участие в «Союзе молодежи», заявившем о себе в художественной жизни Петербурга в ноябре 1909 г. Он участвует в первых выставках «Союза» в марте-апреле и июне-августе 1910 г. в Петербурге и Риге. Его произведения внесли в авангард своеобразие - восточный акцент, зиждущийся на культуре чувашей, являющихся предками волжских булгар. Подтверждение тому - запись, обнаруженная нами в одном из блокнотов А.А. Кокеля: «Федор Иван[ович] Шмидт (Шмит. - В.В.) писал, что произве-дения Кокеля ярко-цветисты потому, что он уроженец Востока». Это высказывание искусствоведа с мировым именем, крупнейшего византолога, работавшего в ряде институтов Европы, владеющего фундаментальными знаниями в эволюции мирового искусства, заслуживает самого пристального рассмотрения с точки зрения про-исхождения восточного крыла русского авангарда.«Лицо Союза определяли не К. Малевич, В. Тат-лин, М. Матюшин и другие фигуры подобной величины, а иные художники, забытые (часто незаслуженно) сей-час». Эти слова, сказанные искусствоведом Т.В. Любо-славской, полностью относятся и к А.А. Кокелю.Новый искусствоведческий анализ живописных произведений А.А. Кокеля «Единоличница» и «Селя-нин», хранящихся в Чувашском государственном ху-дожественном музее, показал, что они написаны не в начале 30-х, а в начале 20-х гг. прошлого века и отно-сятся к художественному течению «бойчукизм». Рент-геноскопический снимок эскиза картины «Встреча», сделанный украинскими художниками-реставраторами, научными сотрудниками Харьковской государственной академии дизайна и искусств Е.Ю. Панченко и М.А. Коряковцевой, подтвердил, что под живописным слоем находится еще один - с изображением другой работы мастера «Новый селянин», написанной в это же время и в том же стиле.Исторические пути и судьбы русского и украинско-го искусства на протяжении десятилетий связаны с Харьковским художественным институтом (ныне Харьковская государственная академия дизайна и ис-кусств). Известно, что до Революции на Украине выс-ших художественных учебных заведений не было. На-родный комиссариат просвещения Украины в 1921 г., закрыв Харьковские художественные мастерские, соз-данные вместо художественного училища, принял ре-70шение организовать художественный техникум (вуз). Это важное государственное дело было возложено на А.А. Кокеля. Кипучая деятельность русского художника и педагога по осуществлению вековой мечты украин-ского народа о высшем художественном образовании -еще одно убедительное подтверждение многогранных аспектов исследуемой проблемы. В сентябре 1921 г. но-вый вуз, первое на Украине высшее художественное учебное заведение, начал свою работу. А.А. Кокель стал не только организатором, но и первым ректором первого художественного вуза на Украине.Мастер, наделенный большим творческим потенциа-лом, получивший академическое профессиональное об-разование, будучи истинным интеллигентом, человеком скромным, совестливым, но упорным и методичным в достижении поставленной творческой цели, был также и замечательным педагогом. Целые поколения украин-ских, русских, белорусских, грузинских, армянских, азербайджанских, литовских, латышских и других ху-дожников получили высшие творческие навыки в «шко-ле Кокеля». Среди его учеников лауреаты Государст-венных (Сталинских) премий СССР А.А. Горпенко, Б.В. Косарев, А.М. Стадник и заслуженный художник РСФСР П.И. Жигимонт; народные художники СССР, академики Академии художеств СССР, народный ху-дожник Украины М.Г. Дерегус и М.Г. Лысенко. В их числе также народный художник Украины В.В. Сизи-ков, заслуженные деятели искусства Украины С.Ф. Бе-седин, М.А. Рыбальченко, Л.И. Чернов, А.Г. Сафарга-лин, Е.Ф. Жердзицкий, Е.П. Егоров, И.И. Карась, заслу-женные художники Украины П.А. Шигимага, Л.А. Шма-тько. В эту замечательную плеяду входят М.А. Шапош-ников, четверть века возглавлявший Харьковский худо-жественный институт, и А.И. Акишина, руководившая в течение 19 лет Харьковской детской художественной школой им. И.Е. Репина, и др.Примечательно, что именуют его своим учителем даже художники конца прошлого столетия: народный художник Украины, вице-президент Академии ис-кусств Украины В.Д. Сидоренко и народный художник Украины, академик В.И. Ковтун, учителями которых были воспитанники А.А. Кокеля.Другим примером взаимовлияния русского и укра-инского изобразительного искусства в рассматривае-мый период является становление советского украин-ского плаката.1 мая 1918 г. А.А. Кокель назначается заведующим секцией изобразительного искусства политического управления Харьковского окружного военного комисса-риата. Так, живописец и блестящий рисовальщик по велению сурового времени (Гражданская война) стано-вится одним из создателей украинского советского пла-ката. Наиболее сильную группу в Харькове составляли художники-реалисты: А.А. Кокель, А.П. Апсит, П.Ю. Киселис, В.Н. Дени, Ю.А. Ганф, А.В. Маренков, Д.С. Моор, Б.В. Косарев, Г.А. Цапок, Г.А. Бондаренко, В.Д. Ермилов. Это свидетельствует о том, что плакат возник и становился на основе реалистического искусст-ва. Вместе с тем художники в своем творчестве развива-ли традиции русского народного лубка и народных ук-раинских декоративных мотивов. Это доказывает яркая и красочная роспись агитпоезда «Червона Украи-на» (1921), исполненная А.А. Кокелем совместно с ху-тально доказано, что это утверждение, базирующеесядожниками А.В. Хвостенко-Хвостовым, С.М. Прохоро-на статье об АХЧУ в Украинской советской энцикло-вым и В.Д. Ермиловым, где были удачно использованыпедии, не совсем точно, потому что ее первая органи-народные украинские декоративные мотивы [10. С. 38].зация возникает еще в 1923 г., и не в Киеве, а в Харь-Особый интерес в раскрытии личности художника каккове, а ее организатором и руководителем был А.А. Ко-субъекта в диалоге - взаимодействии культур в 20-е гг.кель [2. С. 193].прошлого столетия - представляет процесс создания в Со-Замечательный искусствовед, заслуженный работ-ветском Союзе множества различных творческих объеди-ник культуры Украины, директор Харьковского худо-нений, отражающих всевозможные течения и направленияжественного музея В.В. Мызгина в работах, посвящен-в изобразительном искусстве, декларации которых поройных изучению этого этапа украинского изобразитель-существенно различались между собой. На Украине этоного искусства, отмечает: «Репин не ошибся в своихдвижение проходило в специфических условиях - начав-учениках. Они вполне оправдали его надежды, ставшейся политики украинизации, что четко проявилось дажеактивнейшими участниками художественной жизнив названиях двух наиболее значительных объединений -Харькова» [11. С. 57].Ассоциация художников Червонной Украины (АХЧУ) иИтак, данное исследование, основанное на анализеАссоциация революционного мистецтва Украины (АРМУ).творчества А.А. Кокеля, принадлежащего одновремен-Основой созданного в 1938 г. Союза советских художни-но чувашской, русской и украинской культуре, на нашков Украины (с 1990 г. Национальный Союз художниковвзгляд, убедительно доказывает особенности и значе-Украины) станет АХЧУ.ние исторического опыта творческой личности какВ литературе указывается, что она основана всубъекта взаимодействия и взаимообогащения русской1926 г. группой киевских художников. Нами докумен-и украинской национальных культур.

Ключевые слова

avant-garde, creative work, subject, artist, heritage, national art, tradition, culture, авангард, творчество, субъект, художник, наследие, национальная культура, традиция, культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Васильев Владимир АлександровичЧувашский государственный университет имени И.Н. Ульяновакандидат исторических наук, профессор, зав. проблемной научно-исследовательской лабораторией А.А. Кокеляvasilyev_va@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Врона И. Стенные росписи на Украине // Искусство. 1969. № 10.
Мызгина В.В. Я поведу тебя в Музей. Харьков: Золотые страницы, 2008. 175 с.
Творческое и духовное наследие А.А. Кокеля: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения выдающегося художника и педагога Алексея Афанасьевича Кокеля. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 110 с.
Константинов В.Ф. Воспоминания об учителе // Творческое и духовное наследие А.А. Кокеля: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения выдающегося художника и педагога Алексея Афанасьевича Кокеля. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 110 с.
Дерегус М.Г. Мой добрый наставник // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников и учеников. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. 72 с.
Сибирская жизнь. Томск. 1910. 7 ноября.
Отчет Императорской Академии Художеств за 1910 год. СПб., 1911.
Бродский И.А., Москвинов В.Н. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации. Л.: Художник РСФСР, 1969. 436 с.
Литвин В.М. Культурна життя. URL: www.litvin-v.org.ua
Васильев В.А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880-1956. Жизнь и творчество. 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Пегас, 2009. 336 с.
Харьковский исторический музей. Личный фонд А.А. Кокеля. Автобиография Кокеля Алексея Афанасьевича, художника, проф.[ессора] живописи Харьковского художественного института. Завершена 2 февраля 1950 г. Рукопись. 20 с.
 Художник как субъект взаимодействия русской и украинской культур в первой четверти XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Художник как субъект взаимодействия русской и украинской культур в первой четверти XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия