К истории развития Строительного училища | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

К истории развития Строительного училища

Рассматривается история развития Строительного училища с 1842 по 1882 г. Выявляются особенности подготовки гражданских инженеров по сравнению с выпускниками других архитектурно-строительных учебных заведений России.

To the history of development of the Building School.pdf Строительное училище было открыто в 1842 г. пу-ся в провинции. Даже спустя девять лет после откры-тем слияния двух учебных заведений - Архитектурноготия училища ситуация с кадрами не сильно измени-училища и Училища гражданских инженеров. Рассмат-лась, на что указывал император Николай I в своемривая историю развития училища во взаимосвязи с со-выступлении при посещении училища в 1851 г.: «Рос-циально-экономическим развитием России, можно вы-сия имеет рисовальщиков и художников; ей нужныделить несколько этапов.строители; поэтому требую, чтобы училище приготов-Первый этап в истории существования Строитель-ляло строителей, умеющих возводить здания, строитьного училища начался в 1842 г., т.е. с момента откры-дороги и мосты; - самостоятельных строителей граж-тия училища. Целью Строительного училища по По-данских и дорожных сооружений» [2. С. 85-86]. Под-ложению 1842 г. была подготовка строителейготовка строительных кадров именно для провинции«…всякого рода архитектурных гражданских зданий»,была главной задачей училища, что и озвучил«…дорог, мостов и плотин, также водопроводов, арте-Н.В. Султанов 17 декабря 1882 г. в речи, произнесен-зианских колодцев и вообще гидравлических в городахной им по случаю торжественного освящения новогоработ», «…фабрик, заводов, мельниц и других про-здания училища и 40-летней его годовщины: «Строи-мышленных и хозяйственных заведений» [1. С. 223].тельное училище всегда имело целью приготовлять тех-Строительное училище было открыто по типу военногоников преимущественно для провинции, т.е. строителейзаведения с общим числом воспитанников 150 человек,всякого рода сооружений, возводимых теперь нашимив это число входили как казеннокоштные, так и свое-земствами и городскими управлениями» [3. С. 71].коштные учащиеся. Срок обучения составлял шестьО значении Строительного училища говорит и тотлет, при этом обучение начиналось с шестого и закан-факт, что Главноуправляющий ПСиПЗ граф Петр Анд-чивалось первым классом. В училище принималисьреевич Клейнмихель, готовясь к разработке новоготолько дворяне. Если поступающие приезжали из гу-Строительного устава, в приказе № 182 от 5 мая 1843 г.берний, то они должны были до поступления в учили-указывал, что устав необходим «…при образованиище сдать экзамен при губернской гимназии. В первыемолодых людей в институте и в строительном учили-пять лет воспитанники Строительного училища изуча-ще, сколько же нужно каждому инженеру и архитекто-ли теоретические дисциплины, в последний год приоб-ру на службе» [4. С. 78]. Новый строительный уставретали практические навыки, осваивая науки по строи-был необходим, как считал П.А. Клейнмихель, т.к. ус-тельному искусству, включая составление проектов итав 1835 г., состоящий из 368 статей, а также изданиесмет. Воспитанникам Строительного училища понового устава 1842 г., имеющего после дополненияокончании его присваивалось звание архитекторского438 статей, не позволяли Главному управлению ПСиПЗпомощника XIV или XII класса.иметь полного руководства по строительной части.Высшим руководителем Строительного училищаП.А. Клейнмихель стал инициатором и исполнителембыл Главноуправляющий Путей сообщения и публич-нового Строительного устава. Новый устав был необ-ных зданий (ПСиПЗ). Непосредственное руководствоходим как для практической деятельности, так и в об-училищем осуществляли директор, его помощник и ин-разовательных целях, поскольку при подготовке буду-спектор классов. Первым директором Строительногощих архитекторов и инженеров необходимо было ру-училища был ранее возглавлявший Училище граждан-ководствоваться действующими правилами, о чем иских инженеров инженер-генерал-майор барон Федорговорилось в приказе: «Строительный устав долженКарлович Притвиц. В 1849 г. после его смерти на долж-содержать в порядке систематическом все постановле-ность директора получил назначение генерал-лейтенантния, до сей части относящиеся, с необходимыми пла-Андрей Федорович Лишин. Преподавательский составнами и чертежами, начиная от проекта и сметы до со-Строительного училища практически остался тем же,вершенного окончания работы и строения, порядокчто и в Училище гражданских инженеров. В период по-приема и сдачи их, ремонтное содержание и самуюлитической реакции 1843 г. училище были вынужденыотчетность. Одним словом, устав этот должен иметьпокинуть преподаватели М.С. Волков, Я.А. Севастьянов,достоинство учебного курса и верного руководства дляС.В. Кербедз. С 1848 г. главное наблюдение за образова-инженера и архитектора при действительном исполне-тельным процессом согласно Высочайшему повелению,нии предлежащих им обязанностей» [4. С. 78].также как и во всех учебных заведениях ведомстваВысокую оценку приказу П.А. Клейнмихеля давалПСиПЗ и других военно-учебных заведений, осуществ-Г.В. Барановский в своем исследовании российскоголял особый Учебный Комитет.строительного законодательства: «…своим внутреннимОткрытию Строительного училища придавалосьсодержанием этот документ свидетельствует так илибольшое значение в деле подготовки строительныхиначе о могучем стиле тогдашней государственности:кадров и обеспечению ими всех губерний России. Осо-здесь нет и тени той доверительной халатности, кото-бенно остро недостаток строительных кадров ощущал-рою и раньше, и позже отличались немаловажные на-82чинания наших деятелей всяких рангов. Это не распо-ряжение для распоряжения, отданное по обязанности службы; это планомерный акт, таящий в себе самом и залог совестливого исполнения. Прежде всего - это полный письменный договор, в котором распоряди-тельная сторона твердо знает, чего хочет, какие цели преследует, какими средствами обладает, со всей опре-деленностью выражает свою волю, авторитетно дает руководящие указания другой стороне и облекает эту последнюю необходимыми для успеха дела правомо-чиями», и далее: «Это - смелый документальный почин бодрого государственного работника, а не дряблое, на всякий случай словесное, поручение безвольного са-новника, которому и дела нет до того, как направиться, чем завершиться, да и завершится ли вообще исполне-ние. Ничего подобного этому «приказу» Клейнмихеля не встретим мы в дальнейшем, на всем долгом пути «пересмотров устава», «от него и до наших дней» [4. С. 79]. Г.В. Барановский называл графа П.А. Клейнми-хеля «Всесильным главноуправляющим» и ставил ему в заслугу то, что он «…исключал любую мысль об ис-торической преемственности», а на первый план ставил «…практическую целесообразность и необходимую полноту закона» [4. С. 79].Новый этап в истории Строительного училища на-чался 27 декабря 1851 г., когда училище было переве-дено в первый разряд среди российских учебных заве-дений и получило новое Положение. Оставаясь заведе-нием закрытого типа с теми же правилами и требова-ниями при приеме, в училище увеличивалось количе-ство учащихся на 10 человек, расширился социальный состав воспитанников, изменился состав учебных дис-циплин, была введена иная бальная система оценок [5. С. 30]. Из сравнения программы Строительного учи-лища начала его основания с программами 1851 г., приводимое в «Историческом очерке двадцатипятиле-тия Строительного училища», следует, что произошли следующие изменения: курс строительного искусства был дополнен разделом по устройству городов; теория изящных искусств, мифологии и археологии была за-менена преподаванием «изящных искусств вообще и архитектуры в частности»; были усилены занятия по рисунку и черчению, введено рисование гипсов, моде-лирование и лепка архитектурных орнаментов, занятия по макетированию; новым стало изучение статистики; курс технической отчетности был заменен законоведе-нием и упражнениями по составлению смет, отчетов, пояснительных записок; упрощены начальные основа-ния аналитической геометрии, введено исследование производных функций [5. С. 34]. Теперь обучение было разделено на два блока: первый - трехлетний - вклю-чал общие курсы; второй, тоже трехлетний, был рас-считан на изучение специальных курсов. Некоторые изменения произошли в структуре управления учили-ща. Так, например, должность помощника директора была упразднена, а его обязанности должен был ис-полнять инспектор. Теперь после окончания училища выпускникам, кроме существовавшего ранее звания архитекторского помощника XII и XIV классов, при-сваивался и звание X класса. Все преподаватели были военными. Генерал, штаб- и обер-офицеры, являвшиеся воспитателями или преподавателями, получали доба-вочное жалование, а по истечение пяти лет - полутор-ное, после десяти лет - двойное.Следующий этап в истории Строительного училища был связан с Высочайшим повелением от 9 мая 1857 г. Изменения, которые были внесены новым документом, были обусловлены усиливающимся с каждым годом уровнем образования в училище. В соответствии с этим менялись и требования к поступавшим в училище. Те-перь по Высочайшему повелению от 9 мая 1857 г. в училище обязаны были приниматься лица не моложе 16 лет и обязательно окончившие полный курс гимна-зии (Прежде поступавшие в Училище могли и не иметь полного гимназического образования). Это нововведе-ние позволило уменьшить срок обучения на один год, теперь он стал пятилетним. Были приняты меры к уси-лению профессиональной специальной подготовки. Осуществлялось это за счет исключения из программы общеобразовательных дисциплин: истории, географии, чистописания, сокращения часов на обучение русскому языку и вынесения грамматики иностранных языков за рамки обязательных дисциплин на внеклассные заня-тия. Зато было значительно увеличено количество ча-сов на специальные предметы: рисование, архитектур-ное черчение, строительное искусство, составление архитектурных проектов, введено изучение строитель-ной механики. Образовательный процесс с введением пятилетнего курса обучения делился на два блока: пер-вый двухгодичный - приготовительный, второй трех-летний - специальный, причем последний год был по-священ в основном получению практических навыков.О повышении образовательного уровня Строитель-ного училища говорит тот факт, что 27 июня 1859 г. было Высочайше утверждено Положение, согласно которому выпускники училища, показавшие на службе «…отличные познания в строительном искусстве, при-мененном к путям сообщения, городским и обществен-ным сооружениям», имели право получить звание ин-женера-архитектора [6. С. 14-15]. На это звание могли претендовать только те выпускники, которые, окончив училище, получали чин X класса (выпускники, окон-чившие училище до 1852 г. - с чином XII класса, по-скольку на то время он был самым высшим). Претен-довать на звание инженера-архитектора можно было лишь спустя год после окончания училища [6. С. 15-16]. Претендент на звание инженера-архитектора дол-жен был подать прошения в Конференцию училища через свое непосредственное начальство на месте. За-тем, после получения темы, заданной Конференцией, претендент должен был в течение года предоставить проект. Проект должен был сопровождаться запиской, в которой описывались соображения, которыми руко-водствовался составитель, а также приводился краткий разбор существовавших построек подобного рода. Специалисту, получившему звание инженера-архитектора, выдавался диплом, а также чин IX класса со старшинством. Звание это не давало преимуществ ни по занимаемой должности, ни по окладу. Если зва-ние инженера-архитектора с первой попытки не было присвоено, то претендент имел право вновь через два года подать прошение на получение звания. Если же звание при повторной попытке не было присвоено, то на третий раз прошение уже не принималось. Звание83инженера-архитектора за последующие восемь лет в Строительном училище получили 18 человек [5. С. 31].В конце 1850-х гг. изменения происходили и в дру-гих учебных заведениях, готовивших архитектурно-строительные кадры. Так, например, реформа, закон-чившаяся утверждением нового устава, была проведена в 1859 г. в Академии художеств. В результате Акаде-мия была превращена в узко специализированное учебное заведение. Отмена по новому уставу «допол-нительных статей» 1802 г. способствовала тому, что Академия формально перестала быть учреждением, определявшим художественную политику в масштабе всей страны [7. С. 105; 8. С. 20]. По новому уставу во главе Академии теперь должны были стоять великие князья и княгини, т.е. члены царской фамилии, что зна-чительно усилило зависимость Академии от царского правительства. Тем не менее эти обстоятельства, как отмечает В.Г. Лисовский, никоим образом не повлияли на существенное изменение главной роли Академии в художественной жизни России. В течение двух десяти-летий после упразднения в Академии в 1840 г. Воспи-тательного училища, повлекшего за собой значитель-ное сокращение общеобразовательных и специальных предметов, архитектурная подготовка в Академии ху-дожеств приобрела чисто художественную направлен-ность, здесь стали «готовить больше декораторов, не-жели строителей» [7. С. 106]. По уставу 1859 г. в учеб-ные программы архитектурного отделения были вклю-чены такие предметы, как математика, физика, химия, теоретическая и строительная механика, специальное законоведение по строительной части. В последующем программы продолжали дополняться специальными дисциплинами, что способствовало улучшению техни-ческого уровня выпускников. Устав 1859 г. способст-вовал более однородному социальному составу. По новому уставу образование в Академии продолжалось 8 лет, поступающий должен был выдержать экзамен по рисунку и по наукам в объеме четырех классов гимна-зии. Устав 1859 г. способствовал тому, что Академия художеств во второй половине XIX в. вернула свои главенствующие позиции и осталась «главным методи-ческим центром в вопросах искусства» [7. С. 108].Новый этап в истории Строительного училища на-чинается в 1860-х гг. Он был связан с происходившими в это время социально-экономическими преобразова-ниями в России, которые внесли изменения и в россий-скую архитектуру. Увеличение темпов индустриализа-ции и урбанизации, появление новых материалов и технологий повлекли за собой увеличение строитель-ства, включая промышленное и железнодорожное, по-явление новых типов зданий и сооружений, новых кон-струкций. Реформа университетов 1863 г., изменение ведомственной принадлежности строительной части в 1864 г. опосредованно повлияли и на положение в Строительном училище.В этих условиях значительно увеличивается по-требность в строительных кадрах. В российской архи-тектуре отмечается тенденция доминирования техни-ческой составляющей над художественной: «…потреб-ность в молодых художниках стала в последнее время уменьшается, отчасти оттого, что среди дворянства и других богатых людей, строивших в прежнее время,84направлены на другие отрасли приращения, а отчасти потому, что характер самих построек изменился; вме-сто прежних повсеместно воздвигаемых монументаль-ных построек ныне преимущественно устраиваются фабрики и учреждения акционерных компаний, в числе которых железные дороги занимают первое место…» [7. С. 115]. При таких условиях Строительное училище в силу специфики и уровня подготовки своих выпуск-ников становится главным учебным заведением в Рос-сии, опережая по некоторым вопросам даже признан-ного лидера архитектурного образования - Академию художеств. Как следует из выводов специальной ко-миссии, работавшей в Академии художеств в 1867 г., технический уровень выпускников Строительного учи-лища был значительно выше, чем на архитектурном отделении Академии художеств [6. С. 115]. Состав ко-миссии, в которую входили такие известные россий-ские архитекторы и инженеры, как Н.Л. Бенуа, Р.Б. Бернгард, Р.А. Гедике, Э.И. Жибер, А.И. Кракау, К.К. Рахау, А.И. Резанов, позволяет не усомниться в правильности принятого ими решения. В материалах комиссии обосновывалась возрастающая потребность в строительных кадрах: «Немаловажное число граждан-ских зданий по линиям железных дорог редко возво-дятся архитекторами, да они большею частию такого рода, что в них преобладает не художественный, а кон-структивный элемент, вследствие чего и естественно доверяется их исполнение инженерам… Потребность времени и жизненные условия в государстве вызвали строительную деятельность, которая …пока не очень нуждается в художественном элементе» [7. С. 115 -116]. Главными конкурентами в подобной ситуации для выпускников Академии художеств являлись выпу-скники Строительного училища, что доказывают мате-риалы той же комиссии: «…в России есть два главных заведения для приготовления молодых людей к деятель-ности на поприще гражданской архитектуры: одно из них… Академия художеств, другое - Строительное учи-лище; что в обоих заведениях планы образования различ-ны: Академия развивает художественную сторону пред-мета …тогда как Строительное училище… поставило художественное развитие своих воспитанников на второй план» [7. С. 115]. После работы комиссии учебные про-граммы архитектурного отделения Академии художеств были изменены. Появились новые кафедры - аналитиче-ской и прикладной механики, а также геодезии и нивели-ровки. Это позволило «…сравнить курсы специальных наук по архитектуре с курсами Строительного училища» [7. С. 116]. Теперь пенсионеры Академии в течение пер-вых двух лет обязаны были пройти практику в России. По предложению ректора Академии К.А. Тона пенсионеры, находящиеся за границей, должны были изучить выдаю-щиеся памятники архитектуры не только с художествен-ной, но и с технической стороны. В ноябре 1871 г. Сове-том Академии было решено увеличить образовательный ценз поступающих на архитектурное отделение и довести его до объема полного гимназического курса. Это позво-лило исключить из программы некоторые общеобразова-тельные предметы и расширить объем специальных тео-ретических дисциплин.С 1864 г. начинается новый период в деле управле-ния строительной частью в государстве. По Высочайшеутвержденному мнению государственного совета от 29 октября 1864 г., опубликованного 12 ноября 1864 г., строительная часть из ведомства Главного управления путей сообщения была вновь передана в Министерство внутренних дел. До 1864 г. всеми вопросами, даже ма-лозначительными, по строительной и дорожной частям ведало Главное управление ПСиПЗ, и строительная часть составляла отдельную отрасль управления госу-дарством. После преобразования гражданской строи-тельной части заведование постройками на средства общественных, сословных, городских и земских сборов перешло к общественным учреждениям [9. С. 62]. В ведение Министерства внутренних дел была передана казенная строительная часть. Вскоре заведование неко-торыми казенными зданиями стало отходить к другим ведомствам, и к концу XIX в. в ведении МВД состояло лишь небольшое число зданий.Городовое положение 1870 г. законодательно за-крепило начавшийся процесс перераспределения прав, обязанностей и ответственности по строительной, тех-нической и хозяйственной части между государствен-ными органами и Городской управой [5. С. 31]. Поло-жение это внесло изменения на местах: теперь в губер-ниях заведовать строительной и дорожной частями должны были строительные отделения при губернских и областных правлениях вместо работавших ранее строительных и дорожных комиссий. Строительное отделение впредь должен был возглавлять губернский инженер. Под его началом состояли губернский архи-тектор (с правом совещательного голоса), младший инженер, младший архитектор и техники. Строитель-ный отдел имелся и при городской управе, он занимал-ся рассмотрением и утверждением проектов зданий и сооружений, выдавал разрешение на строительство и ремонт построек как городского, так и частного харак-тера. В результате возникновения новых согласовы-вающих инстанции на разных уровнях, в которых клю-чевые позиции отводились инженерам и архитекторам, роль последних значительно увеличилась. Особенно это относилось к должности губернского инженера, которая стала главной. Губернский архитектор теперь находился под началом губернского инженера и имел право совещательного голоса. Это обстоятельство вновь усилило значение Строительного училища. Те-перь на должность губернского инженера, после выпу-скников инженеров Путей сообщения или лиц, имею-щих звание инженера-архитектора, могли претендовать и выпускники Строительного училища, окончившие его с чином XII класса. По Высочайшему указу от 10 октября 1866 г. губернских инженеров на местах предписывалось назначать преимущественно из «…инженеров Путей Сообщения и имеющих звание инженера-архитектора; вместе с сим предоставлено искать звание инженера-архитектора и тем воспитан-никам Строительного училища, которые окончили курс с чином XII класса» [6. С. 18-19].В результате изменения ведомственной принадлеж-ности строительной части последовало и изменение принадлежности учебных заведений, готовивших ин-женерно-архитектурные кадры. В частности, в 1864 г. при МВД была образована особая комиссия под пред-седательством графа Д.Н. Толстого для решения во-проса о ведомственной принадлежности Строительного училища [5. С. 31]. По Высочайшему повелению Строительное училище было передано в ведение МВД. В связи с изменением ведомственной принадлежности был изменен и статус училища, из военного оно стало гражданским учебным заведением.Крымская кампания (заключение мира в марте 1857 г.), в результате которой вскрылись не только от-сталость и плохое вооружение, но и отсутствие или неудовлетворительное состояние дорог, что негативно влияло на подвоз провианта, военных припасов, сол-дат, поставила вопрос о реорганизации армии, о ради-кальном преобразовании всех средств обороны. Ре-форма Д.А. Милютина, вероятно, тоже способствовала тому, что Строительное училище закрепилось как гра-жданское учебное заведение, поскольку для военных были предусмотрены свои средние учебные заведения, после которых воспитанники могли продолжать обуче-ние в высших учебных заведениях военного назначе-ния [10. С. 298]. Все делопроизводство училища пере-шло в ведение Департамента общественных дел при МВД. Положенные по штату сотрудники военного зва-ния заменялись гражданскими, как правило, бывшими выпускниками училища, ротные командиры и офице-ры - воспитателями. В соответствии с гражданскими учебными заведениями была введена новая форма одежды. Изменения произошли и в учебном процессе. Так, были отменены вступительные экзамены по ри-сунку, что, с одной стороны, расширило возможности поступления в училище, с другой - снизило уровень поступающих [5. С. 31]. Для инженеров-архитекторов 30 июня 1867 г. был утвержден серебряный нагруд-ный знак.Не могла не сказаться на Строительном училище и университетская реформа 1863 г., результатом которой стало восстановление автономии университетов, све-денной почти до минимума по уставу 1835 г. В резуль-тате реформы в университеты уменьшился доступ по-сторонних слушателей, профессорам было дано право самоуправления совета и факультетов [10. С. 254]. Все изменения по Высочайше утвержденному уставу от 18 июня 1863 г. были приняты и в Строительном учи-лище. Еще при директоре А.Ф. Лишине в Строитель-ном училище начинаются некоторые преобразования. Позитивные преобразования были особенно интенсив-но продолжены при сменившем его в 1873 г. на посту директора Строительного училища Р.Б. Бернгардом. Итогом этих преобразований стало обретение Строи-тельным училищем в 1877 г. университетского статуса.Начало нового этапа в истории Строительного учи-лища было связано с вступлением в должность дирек-тора училища Р.Б. Бернгарда. Начало 1870-х гг. были особенно тяжелыми для училища, именно в это время решался вопрос об его существовании. Особая тяжесть борьбы за право сохранения училища легла на его ди-ректора Р.Б. Бернгарда и инспектора Д.Д. Соколова [11. С. 318-319]. Под руководством Р.Б. Бернгарда бы-ло разработано новое Положение о Строительном учи-лище. Положение это было Высочайше утверждено 15 марта 1877 г. и с 1 августа 1877 г. вступило в силу. Теперь училище приравнивалось к высшим учебным заведениям подобно Институту инженеров Путей Со-85общения и Горному институту, получившим этот ста-замен - чин XIV класса. Заведывание учебной и адми-тус еще в 1860-е гг. По новому Положению училищенистративной частями осуществляли директор, инспек-считалось заведением открытого типа первого разряда.тор и совет. Новым положением в училище был утвер-Целью училища было «…образование техников пожден Совет. По новому положению в Совет входилигражданско-строительной и дорожной частям» [12.директор, инспектор и профессора училища. В соот-С. 5]. Теперь после окончания Строительного училищаветствии с новым Положением было открыто шестьвыпускники имели разные между собой права, которыепрофессорских кафедр по трем дисциплинам: первая -определялись выпускными оценками и подразделялисьгражданская архитектура, вторая - строительное ис-на три группы. Представители первой группы - «луч-кусство и третья - строительная механика. Велась под-шие», как они были определены в новом Положении,готовка курса специальной архитектуры применитель-имели звание гражданского инженера. Они имели пра-но к потребностям губерний. По новому Положениюво производить работы по гражданско-строительной ибыл значительно расширен и социальный состав уча-дорожной частям, а также носить особый Высочайшещихся. Теперь, кроме детей выходцев из дворянскогоустановленный знак [12. С. 9]. Выпускники второйсословия, офицеров и чиновников, в училище моглигруппы - «…оказавшие весьма хорошие успехи» - име-поступать дети лиц духовного звания, почетных граж-ли все права, которые имели «лучшие», но не имелидан, купцов, мещан, крестьян и казаков. С моментаправа носить знак. Представители третьей группы -введения нового Положения выпускники училища ста-«…все остальные, окончившие с успехом курс наук» -ли получать звание гражданского инженера. Хотямогли производить работы по гражданско-строи-Строительное училище получило статус университетательной и дорожной частям. При поступлении на граж-еще в 1877 г., переименовано оно было только в 1882 г.данскую службу «лучшим» предоставлялся чинПо Высочайшему повелению от 10 декабря 1882 г.X класса, «оказавшим весьма хорошие успехи» - чинбывшее Строительное училище стало называться Ин-XII класса, и остальным, выдержавшим выпускной эк-ститутом гражданских инженеров

Ключевые слова

development, school, civil engineer, Builder, развитие, училище, гражданский инженер, строитель

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богданова Ольга ВладимировнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультетаol-pr2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Положение о Строительном училище. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1877.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высш. шк., 1993.
Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских нженеров (Строительного училища). 1842-1892. Составил гражданский инженер Г.В. Барановский. Пб.: Типолитография К.Л. Пентковского, 1893.
Барановский Г.В. Судьбы русского строительного законодательства (К вопросу о пересмотре Устава строительного) // Зодчий. 1916. № 6. С. 57-63.
Лисовский В.Г. Архитектурная школа Академии художеств. Л., 1981.
Лисовский В.Г. Академия художеств. Л., 1982.
Исторический очерк двадцатипятилетия Строительного училища. СПб., 1867.
Юбилейная книга Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. 1832-2002. СПб., 2002.
Барановский Г.В. Судьбы русского строительного законодательства (К вопросу о пересмотре Устава строительного). // Зодчий. 1916. № 8. С. 78-82.
Султанов Н.В. Одна из задач Строительного училища (Речь гражданского инженера Н.В. Султанова, произнесенная 17 декабря 1882 года в день освещения нового здания училища и в день его 40-й годовщины) // Зодчий. 1882. Вып. V. С. 71-72.
Зосимовский З. По поводу речи гражданского инженера Султанова «Одна из задач Строительного училища // Зодчий. 1882. Вып. VI. С. 85- 87.
Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). 1842. № 16345. § 3.
 К истории развития Строительного училища | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

К истории развития Строительного училища | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия