Структурные сдвиги мировой и российской экономики на основе инноваций | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Структурные сдвиги мировой и российской экономики на основе инноваций

Анализируются, обобщаются и критически осмысливаются закономерности мирового технологического развития; состояние, особенности и новейшие тенденции инновационного развития российской экономики, ключевые показатели, характеризующие переход России к инновационной модели экономики. Исследуются контуры инновационной политики в зарубежных странах и России, ключевые элементы современных форм поддержки нновационной деятельности. Характеризуются современные модели и механизмы поддержки национальной инновационной системы, механизмы стимулирования инновационной активности бизнеса, формирование и поддержка системы долгосрочных технологических приоритетов

Structural innovation-based changes in international and Russian economy.pdf Одним из ключевых факторов, обусловивших в по-ственно за счет конвергенции технологий, перспектив-следние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги вными направлениями которой являются информацион-мировой экономике, стало повышение экономическойно-коммуникационные технологии, био- и нанотехно-роли инноваций. Промышленно развитые и новые ин-логии. Увеличиваются масштабы финансирования ис-дустриальные страны стали фиксировать цели в сфереследований и разработок, повышается наукоемкостьнауки и инноваций в программных и стратегическихбазовых отраслей промышленности, сферы услуг. Поддокументах своей политики. Инновации лежат в основевоздействием инноваций трансформируются техноло-процесса общественного разделения труда и экономи-гическая, воспроизводственная и институциональнаяческого процветания. Инновационный процесс из «то-структура экономики, ускоряется время замещениячечного» экономического явления превратился в доми-технологических укладов (ТУ). Инновационное разви-нанту экономического развития [1. С. 29]. Ключевоетие отличается неравномерностью и цикличностьювоздействие на долгосрочные перспективы инноваци-[2. С. 49]. Повышение экономической роли инноваций,онного развития оказывают следующие факторы: гло-изменение темпов, направлений и механизмов развитиябализация, глобальная конкуренция, инновационноеинновационных процессов являются одними из ключе-поведение фирм, инновационная политика государства.вых факторов, обусловивших радикальные структур-В мировом технологическом пространстве появлениеные сдвиги в экономике промышленно развитых иновых стран-конкурентов оказывает активное влияниемногих развивающихся стран. Они проявляются в рос-на инновационные процессы. Усиливается роль меж-те инвестиций в образование и науку, технологическиедународного обмена технологиями, мобильность кад-и организационные нововведения; опережающей дина-ров, инноваций в решении глобальных проблем (изме-мике высокотехнологичных секторов промышленно-нение климата, энергетика, борьба с болезнями).сти. Специфика инновационной деятельности - не-Усложнение инноваций, их межотраслевой характеропределенность и отлаженность результата, несовпаде-делают соответствующие инвестиции все дороже и рис-ние общественного и индивидуального эффектов, вы-кованнее. Критерием выживаемости в глобальной кон-сокие инвестиционные риски - усиливает значениекуренции становится способность быстро меняться, гиб-инновационной «составляющей» в деятельности госу-ко реагировать на полученные извне знания, применятьдарства. Масштабы и механизмы поддержки науки ии коммерчески адаптировать к потребностям рынка.инновации, широкий спектр используемых инструмен-Особое значение для внутрифирменной капитализациитов определяют парадигму современной инновацион-имеет получение выгоды от знаний, произведенныхной политики стран с развитой рыночной экономикой.внутри компании (собственные исследования, разработ-Среди ее признаков отметим:ки, технологии, ноу-хау).- ориентацию на систему долгосрочных технологи-Под влиянием конъюнктуры рынка постоянно ме-ческих приоритетов, связанных с устойчивым развити-няющаяся природа инноваций требует интенсивногоем, повышением конкурентоспособности националь-совершенствования инструментов инновационной по-ной экономики;литики в сфере налогообложения, развития человече-- формирование инструментов и форм частно-ского капитала, целенаправленного инвестированиягосударственного партнерства, посредством которогоНИОКР. Модель экстенсивного использования ресур-государство подает бизнесу «инновационные сигна-сов сменяется инновационной, что обусловливает ус-лы», оказывает содействие в реализации его крупныхкорение темпов развития экономики на основе исполь-инновационных проектов (соинвестирование, созданиезования потенциала инновационной деятельности че-инфраструктуры, содействие трансферу и диффузииловека и возрастание добавленной стоимости экономи-научных результатов и технологий).ческой деятельности. Качественные характеристикиВ инновационном скачке особую роль играет внут-экономики все в большей мере определяются техноло-рифирменная наука. В странах ЕС (Германия, Франция,гическими сдвигами на основе инноваций, происходятАвстрия) на ее долю приходится 65-70% общих затратрадикальные трансформации в структуре мировой эко-на науку, в США - 72, в Китае - 71%.номики. Инновационный рост как стратегическое на-С повышением инновационных рисков инноваци-правление развития глобальной экономики в пред-онный цикл разворачивается не только внутри компа-135стоящие десятилетия будет обеспечиваться преимуще-ний, но и в рамках межкорпоративных инновационныхвзаимосвязей. Крупные компании создают сети знания с участием университетов, государственных научных учреждений, формируя экосистему открытых иннова-ций, наделенные на совместный поиск новых коммер-ческих возможностей. Подобная система сетевой инте-грации и специализации масштабируется и на глобаль-ный уровень. Особую роль в формировании инноваци-онного потенциала играют университеты. Их доля в затратах на науку в 2009 г. составила 27%, они служат площадками для трансфера технологий. Стремительно растет сфера инновационных услуг, расширяя иннова-ционный спрос в экономике. В Японии среднегодовые темпы прироста затрат на исследование и разработки (ИиР) в секторе услуг в 1994-2009 гг. превысили 35% против 2% в обрабатывающей промышленности. Эта тенденция характерна и для стран, не располагающих высоким уровнем материальных и научно-технических ресурсов, необходимых для индустриально-техноло-гических прорывов. Природа инноваций и инноваци-онной деятельности, формы, механизмы ее организа-ции и стимулирования претерпевают глубокую транс-формацию. Научная деятельность выступает основным источником инноваций и ключевым фактором иннова-ционного роста. Динамика промышленного производ-ства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований и увеличению численности занятых в этой сфере. Только за первую половину XX в. численность ученых в мире увеличилась в 8 раз, а затраты на ИиР - в 400 раз. Инноватика как область знаний об инновациях, наука о возникновении, произ-водстве и распространении практических новшеств становится востребованной в условиях глобальной конкуренции. Инновация, или нововведение, - это про-цесс создания, распространения и использования ново-го практического средства (новшества) для лучшего удовлетворения уже известной потребности потреби-телей [3. С. 174].По степени новизны выделяют два типа инноваций: 1) базовые, открывающие принципиально новые прак-тические средства для новых потребностей; 2) улуч-шающие. По предметному содержанию различают продуктные, технологические, социальные и культур-ные инновации, а по степени изменений этих предме-тов - модифицирующие (инкрементальные), улуч-шающие (дистинктивные), прорывные, интегрирующие инновации. Последовательность стадии деятельности по созданию, распространению и использованию нов-шества (коммерческая - запуск крупномасштабного производства) представляет собой инновационный про-цесс.Для полноценного инновационного развития тре-буются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в ко-нечные экономические блага, продвижения инноваци-онных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки. В развитии инноваций важную роль играет по-явление инновационных кластеров - сетей, возникших на определенных территориях и связывающих участ-ников инновационной деятельности. Для коммерциа-лизации инноваций создается социально-экономи-ческий институт - национальная инновационная сис-тема (НИС), стимулирующая рост эффективности сете-136вых взаимодействий в неопределенной и быстро ме-няющейся среде, которая востребует эластичные, ди-намичные и адаптивные инновационные системы. Наиболее распространенным типом НИС является ры-ночно-сетевая. Она есть институционализированная сеть мотивов, правил паритетных взаимодействий го-сударственных, частных и совместных организаций, ориентированная на создание, распространение инно-ваций. Элементами ее инфраструктуры являются: тех-нопарки, инновационно-технологические центры, нау-кограды. Инновационная апатия российской НИС в условиях технологической многоукладности объясня-ется отсутствием мотиваций для выгодного приложе-ния капитала, высокими инвестиционными рисками и длительностью окупаемости вложенных инвестиций. НИОКР - важнейший сегмент НИС. За последние 10-15 лет развитые страны завершили четвертую техноло-гическую революцию, связанную с интеллектуализаци-ей производства и формированием информационной экономики. Место лидеров научно-технического про-гресса в мировом технологическом пространстве ха-рактеризуется показателями наукоемкости и наукоот-дачи их экономик.Понятие национальной инновационной системы впервые было введено К. Фрименом в 1987 г. для объ-яснения страновых различий в уровне технологическо-го развития. Концепция НИС получила значительное практическое развитие в качестве модели для форми-рования ключевых принципов деятельности ОЭСР, Европейского союза. В современной литературе она определяется как совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых техно-логий, образуя основу для формирования и реализации политики и поддержки инноваций.Ключевыми компонентами НИС являются: иннова-ционно-активные фирмы, осуществляющие инвести-ции в исследования и внедрение новых технологий; специализированные государственные институты, под-держивающие или ведущие исследования и способст-вующие распространению новых технологий; институ-ты высшего образования (университеты), объединяю-щие исследовательскую деятельность и подготовку кадров; отрасли законодательства, устанавливающие режим прав на интеллектуальную собственность.В рамках концепции НИС особое внимание уделя-ется направлениям и механизмам создания знаний, их диффузии (трансфера) и внедрения (коммерциализа-ции) в контексте развития экономики, основанной на знаниях. Важнейшей составляющей НИС является под-система создания знаний - сфера НИОКР. Показатели наукоемкости ВВП (доля затрат на НИОКР в ВВП) в США, Японии и Германии сохраняются на уровне 2,5-3,1%. Причем рост затрат на НИОКР сопровождался увеличением числа занятых в научно-технической сфе-ре. Сосредоточив более 35% мирового наукоемкого сектора, США развивают биотехнологии, информаци-онно-коммуникационные технологии, электронику, нанотехнологии, авиакосмические технологии. В 2009 г. на долю США приходилось более 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. Внутренние затраты Японии на НИОКР составили в2009 г. 124 млрд долл. Государственный сектор зани-мает второстепенное место в финансировании НИОКР. В 2009 г. в общем объеме затрат на науку доля про-мышленных компаний составила для США - 65,4%, Японии - 76, Германии - 68%. Именно крупные ком-пании финансируют исследования и воплощают в ре-альные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя ответственность за основ-ные направления научно-технического прогресса. Го-сударство играет роль катализатора частных инвести-ций в осуществлении исследовательской деятельности в промышленности, поощряет развитие предпринима-тельского сектора в научно-технической сфере, создает для него инфраструктуру, предоставляет льготы. Рост инвестиций позволил компании General Electric увели-чить количество патентуемых инноваций. В ближай-шие пять лет она планирует инвестировать 5 млрд долл. в революционные научные разработки и ожидает дополнительный совокупный доход в размере 25 млрд долл. Важнейшей особенностью развития НИС в раз-витых странах стала коммерциализация знания и ак-тивное предложение инновационных товаров и услуг на рынок. В США в 2006 г. провозглашена «нацио-нальная инициатива по конкурентоспособности: миро-вое лидерство по инновациям». Ее цель - поддержка и стимулирование инноваций через содействие исследо-ваниям с высоким потенциалом, но значительной сте-пенью риска в областях, критически важных для соци-альной сферы страны.В Японии с 2006 г. реализовывается Третий план развития науки и технологии. Его цель: снять ограни-чения при трансфере результатов исследований в про-изводство. Введены социальные льготы, способствую-щие развитию инновационной инфраструктуры и осо-бенно венчурного финансирования [4. С. 203].В 2008 г. в Англии была подготовлена «Белая кни-га» с названием «Инновационная нация», в которой основное внимание уделено изменению концепции поддержки инноваций. В новых условиях развития ин-новационного процесса государство должно использо-вать инструменты не только стимулирования предло-жения, но и для создания спроса на инновационные продукты и услуги путем наращивания системы госу-дарственных контрактов. Широко используя прямые и косвенные методы стимулирования, государство на-правляет деятельность частного бизнеса в русло инно-вационной стратегии. Наиболее эффективными фор-мами кооперации между государственными и частны-ми организациями стали государственно-частные парт-нерства для достижения конкретных научно-технологических результатов. Так, например, разра-боткой «дорожной карты» прорывных технологий в химической промышленности занималось исследова-тельское партнерство, в котором участвовали 143 ком-пании, 70 университетов, 12 национальных лаборато-рий, 10 государственных агентств [3. С. 203]. К наибо-лее распространенным механизмам стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятель-ности относятся: применение системы адресных нало-говых льгот для привлечения мелкого и среднего биз-неса к инновационной деятельности в сфере новых технологий; льготное кредитование научно-техни-ческих разработок; списание значительной части науч-ного оборудования по нормам ускоренной амортиза-ции. У предприятий появляется заинтересованность в ускоренном осуществлении НИОКР и сокращении сро-ков освоения и внедрения новой продукции технологи-ческих инноваций, позволяющих увеличить суммы средств, поступающих в виде налогового кредита. Ин-тенсивность НИОКР в странах ОЭСР в 2000 г. состав-ляла по высокотехнологичным отраслям 52,5% [5. С. 165]. Развитие венчурного финансирования занима-ет центральное место в формировании финансовой инно-вационной инфраструктуры. Зародившийся в середине 1950-х гг. венчурный бизнес стал эффективным инстру-ментом финансовой поддержки и развития инновационной сферы, содействующим не только скорейшему освоению передовых научно-технических разработок для создания конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов и технологий, но и повышению уровня занятости. Амери-канские компании, использовавшие венчурный капитал в период с 1970 по 2009 г., создали 10 млн новых рабочих мест, и в 2009 г. в них было занято 10% рабочей силы част-ного сектора США. Таким образом, преуспевающие участ-ники глобальной экономики, базирующейся на знаниях, уже сформировали и последовательно реализуют концеп-цию национальных инновационных систем. Рассмотрен-ные выше основные тенденции формирования НИС в раз-витых странах дают ориентиры для создания эффективно действующей аналогичной системы в России.В России реализуется национальная программа пере-хода от сырьевой к инновационной модели экономиче-ского роста. Однако перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного раз-вития наталкивается на серьезные ограничения. Форми-рование современных форм и механизмов поддержки национальной инновационной системы, механизмов сти-мулирования инновационной активности бизнеса не при-обрело концептуальной законченности. Поддержка сис-темы долгосрочных технологических приоритетов, пер-спективы инновационного развития, рассматриваемые с учетом основных глобальных трендов и вызовов, форми-рующих внешние условия и ограничения для перехода от экспортно-сырьевой на инновационную модель экономи-ческого роста, долгосрочных технологических приорите-тов, носит инерционный характер. Факторами, тормозя-щими инновационное развитие, являются любые рест-рикционные меры, направленные на ограничение финан-сового и товарного обмена (протекционизм, высокий уро-вень монополизации, наличие мощных картелей, излиш-няя «зарегулированность» экономических систем). Они увеличивают риски инновационной деятельности, сдер-живают потоки инвестиций, подталкивая компании к пе-реходу от долгосрочных стратегий к краткосрочному мо-билизационному поведению.Недостатками российской инновационной системы являются: относительная низкая доля затрат на инно-вационное развитие в ВВП, преобладание бюджетного финансирования инновационных программ и низкая доля бизнеса в финансировании научной деятельности и разработке технологий, изолированность инноваци-онной системы от потребностей рынка. Одной из ос-новных причин низкой доли бизнеса в национальных инновационных проектах является доминирование в137структуре российской экономики низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности. Крайне сла-бым местом в технологическом развитии является ог-раниченное число инновационно активных компаний, доля которых в экономике составляет 9-11% по срав-нению с 20-245 для развитых стран [6. С. 182].В России сохраняется низкий уровень иннова-ционной активности. Под воздействием целого спектра объективных причин у компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инноваци-онного процесса (исследованиям и разработкам, при-обретению новых технологий, прав на патенты, па-тентных лицензий и т.п.). В 2009 г. крупными и сред-ними предприятиями было произведено инновацион-ной продукции на сумму 714,0 млрд руб., а ее доля в общем объеме товаров, работ, услуг составила всего 5,5%. Пассивность в инновационной сфере усугубляет-ся, по-видимому, низкой отдачей от реализации техно-логических инноваций. Хотя абсолютные объемы ин-новационной продукции постоянно повышаются (в 1995-2009 гг. - на 49%), затраты на инновации растут еще быстрее (за тот же период - в два раза). На миро-вом рынке высоких технологий доля России составляет 0,5%, а США - 40%. В промышленности доля фирм, внедряющих новые продукты в технологические про-цессы, в 2008 г. составляла 13%; это ниже, чем в Ни-дерландах (62%) и Австрии (67%). По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает Малайзии в 13 раз, Германии - в 27 раз, Японии - в 38 раз, США - в 70 раз [7. С. 12].Крупные проекты, охватывающие полный цикл ра-бот (проведение специализированных исследований и разработок, технологическая подготовка производства, выпуск принципиально новой продукции и др.), стано-вятся для отечественных предприятий все более дорого-стоящими и недоступными. Основными сдерживающи-ми факторами инновационного развития предприятия остаются, прежде всего, недостаток собственных финан-совых ресурсов и высокая стоимость нововведений. В настоящее время российские предприниматели вклады-вают в научную деятельность и разработку технологий значительно меньше средств, чем их конкуренты в раз-витых и многих развивающихся странах.Совершенствование системы государственных сти-мулов, подталкивающих бизнес к новой стратегии рос-та, позволит принципиально изменить заинтересован-ность предпринимателей в реализации средне- и долго-срочных стратегий повышения эффективности и кон-курентоспособности.Анализ содержания отечественной инновационной политики и реализованных мероприятий показывает, что большинство из них включает слишком большую компоненту государственной поддержки в форме суб-сидий или государственного заказа. Стимулирование инноваций и развитие инновационной инфраструктуры не имеют четкой концептуальной основы. Стагнация в инновационной сфере связана с отсутствием мотива-ций у фирм, корпораций в продвижении новаций в ре-альный сектор экономики и недостаточным вниманием со стороны государства.В 2007-2008 гг. было создано семь специальных институтов развития как государственных корпораций138(в том числе и в высокотехнологичных секторах). Гос-корпорации имеют своей целью поддержку и развитие тех сфер экономики, где бизнес в краткосрочной и среднесрочной перспективе не видит привлекательно-сти для инвестирования своих средств и где рейтинг страны постепенно снижается (судостроение, авиа-строение). Корпорации, деятельность которых направ-лена на модернизацию экономики страны - «Роснано-тех», «Ростехнологии», «Росатом» и др., а также ряд крупных акционерных обществ - «Объединенная авиа-строительная корпорация» и «Объединенная судо-строительная корпорация» - созданы государством и функционируют в рыночных условиях и на рыночных принципах. Эти структуры, в которых государство объединило крупные активы для их эффективного раз-вития, находятся на начальной стадии своего становле-ния, и о реальных результатах их деятельности можно будет говорить только через три-пять лет. Однако пока они не обеспечивают перелом негативных тенденций в экономическом развитии. Важно также учитывать опасность монополизации корпорациями отдельных сфер и сегментов деятельности, что может блокировать и без того крайне слабую на внутреннем рынке конку-ренцию и стать серьезным препятствием для достиже-ния стратегических целей развития страны.Очередной этап научно-технологической револю-ции самым непосредственным образом связан с разви-тием нанотехнологий. Россия из-за длительного и глу-бокого кризиса в экономике и научно-технологическом комплексе вступила в мировую гонку в области нано-технологий с некоторым опозданием. И как следствие еще не сформировался полноценный внутренний ры-нок продукции наноиндустрии. Однако наличие в Рос-сии мощного научного потенциала, высококвалифици-рованных кадров мирового уровня, уникальных науч-ных объектов еще обеспечивают ей реальные шансы занять достойное место в глобальной технологической конкуренции.Фундаментальные и прикладные исследования в об-ласти нанотехнологий имеют серьезную основу, однако доля произведенной нанотехнологической инновацион-ной продукции ничтожна - 8 млрд руб. в год. По научно-технологическим направлениям - разработка новых кон-струкционных материалов, катализаторов и каталитиче-ских мембран; создание биочипов для экспресс-анализа и диагностики опасных инфекций и заболеваний, светодио-дов и новых источников света на их основе, технологиче-ского и диагностического оборудования - Россия занима-ет лидирующие позиции.Цели и задачи национальной инновационной политики России реализуются через ее механизмы и включают:- государственную финансовую помощь предприяти-ям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на раз-витие инновационного продукта, технологий, услуг;- финансирование программ или проектов, разрабо-танных для усиления кооперации и взаимодействия участников инновационного процесса и, следователь-но, для улучшения функционирования НИС в целом;- меры, направленные на улучшение доступа, рас-пространение или углубление знаний о специфических аспектах НИС (разработка отраслевых, секторных, ре-гиональных стратегий, форсайтов, распространение,инфраструктуры, содействие трансферу и диффузиитиражирование опыта лучших инновационных пред-научных результатов и технологий и др.);приятий;- рост интереса к сектору наукоемких и инноваци-- финансирование инновационной инфраструктурыонных услуг (организационным, управленческим, мар-и ее связующих звеньев - инновационных центров,кетинговым, потребительским), в значительной степе-бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий.ни обусловленного признанием решающего значенияШирокий спектр используемых инструментов опре-информационных и коммуникационных технологий.деляет парадигму современной инновационной поли-Итак, проблема преодоления технологической от-тики России. Среди ее признаков отметим:сталости в сложившихся социально-экономических- ориентацию на систему долгосрочных технологи-условиях с учетом состояния мировой экономики тре-ческих приоритетов, связанных с устойчивым развити-бует формирования на основе концентрации ресурсовем, повышением конкурентоспособности националь-повышения инновационной и инвестиционной актив-ной экономики;ности, усиления воздействия государства на экономи-- формирование оптимального соотношения бюд-ческую динамику при обеспечении нового качества еежетных дотаций и инструментов частного стимулиро-развития [8. C. 4].вания исследований, разработок, инноваций;Стратегической задачей государственной инноваци-- формирование инструментов и форм частно-онной политики России в условиях глобальной техноло-государственного партнерства, посредством которогогической конкуренции является оценка глобальных трен-государство подает бизнесу «инновационные сигна-дов, вызовов и рисков, формирующих внешние условия илы», оказывает содействие в реализации его крупныхограничения для перехода от экспортно-сырьевой к инно-инновационных проектов (соинвестирование, созданиевационной модели экономического роста.

Ключевые слова

nanotechnology, innovation state policy, diffusion, transfer, innovation process, innovation, structural changes, нанотехнология, инновационная политика, диффузия, трансфер, инновации, инновационный процесс, структурные сдвиги

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гасанов Магеррам Али-оглыТомский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультетаHursud@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4.
Сметанов А.Ю. Анализ особенностей инновационного развития предприятий ВПК в условиях открытого рынка // Интеграл. 2008. № 2.
Анализ инновационной политики России и Украины по методологии ЕС / Отв. ред. Н. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2008.
Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007.
Инновационное развитие экономики России. М.: Макс Пресс, 2008. С. 203.
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с.
Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. С. 48-50.
Любимцева С.А. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист. 2008. № 9.
 Структурные сдвиги мировой и российской экономики на основе инноваций | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Структурные сдвиги мировой и российской экономики на основе инноваций | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия