Структурные сдвиги мировой и российской экономики на основе инноваций
Анализируются, обобщаются и критически осмысливаются закономерности мирового технологического развития; состояние, особенности и новейшие тенденции инновационного развития российской экономики, ключевые показатели, характеризующие переход России к инновационной модели экономики. Исследуются контуры инновационной политики в зарубежных странах и России, ключевые элементы современных форм поддержки нновационной деятельности. Характеризуются современные модели и механизмы поддержки национальной инновационной системы, механизмы стимулирования инновационной активности бизнеса, формирование и поддержка системы долгосрочных технологических приоритетов
Structural innovation-based changes in international and Russian economy.pdf Одним из ключевых факторов, обусловивших в по-ственно за счет конвергенции технологий, перспектив-следние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги вными направлениями которой являются информацион-мировой экономике, стало повышение экономическойно-коммуникационные технологии, био- и нанотехно-роли инноваций. Промышленно развитые и новые ин-логии. Увеличиваются масштабы финансирования ис-дустриальные страны стали фиксировать цели в сфереследований и разработок, повышается наукоемкостьнауки и инноваций в программных и стратегическихбазовых отраслей промышленности, сферы услуг. Поддокументах своей политики. Инновации лежат в основевоздействием инноваций трансформируются техноло-процесса общественного разделения труда и экономи-гическая, воспроизводственная и институциональнаяческого процветания. Инновационный процесс из «то-структура экономики, ускоряется время замещениячечного» экономического явления превратился в доми-технологических укладов (ТУ). Инновационное разви-нанту экономического развития [1. С. 29]. Ключевоетие отличается неравномерностью и цикличностьювоздействие на долгосрочные перспективы инноваци-[2. С. 49]. Повышение экономической роли инноваций,онного развития оказывают следующие факторы: гло-изменение темпов, направлений и механизмов развитиябализация, глобальная конкуренция, инновационноеинновационных процессов являются одними из ключе-поведение фирм, инновационная политика государства.вых факторов, обусловивших радикальные структур-В мировом технологическом пространстве появлениеные сдвиги в экономике промышленно развитых иновых стран-конкурентов оказывает активное влияниемногих развивающихся стран. Они проявляются в рос-на инновационные процессы. Усиливается роль меж-те инвестиций в образование и науку, технологическиедународного обмена технологиями, мобильность кад-и организационные нововведения; опережающей дина-ров, инноваций в решении глобальных проблем (изме-мике высокотехнологичных секторов промышленно-нение климата, энергетика, борьба с болезнями).сти. Специфика инновационной деятельности - не-Усложнение инноваций, их межотраслевой характеропределенность и отлаженность результата, несовпаде-делают соответствующие инвестиции все дороже и рис-ние общественного и индивидуального эффектов, вы-кованнее. Критерием выживаемости в глобальной кон-сокие инвестиционные риски - усиливает значениекуренции становится способность быстро меняться, гиб-инновационной «составляющей» в деятельности госу-ко реагировать на полученные извне знания, применятьдарства. Масштабы и механизмы поддержки науки ии коммерчески адаптировать к потребностям рынка.инновации, широкий спектр используемых инструмен-Особое значение для внутрифирменной капитализациитов определяют парадигму современной инновацион-имеет получение выгоды от знаний, произведенныхной политики стран с развитой рыночной экономикой.внутри компании (собственные исследования, разработ-Среди ее признаков отметим:ки, технологии, ноу-хау).- ориентацию на систему долгосрочных технологи-Под влиянием конъюнктуры рынка постоянно ме-ческих приоритетов, связанных с устойчивым развити-няющаяся природа инноваций требует интенсивногоем, повышением конкурентоспособности националь-совершенствования инструментов инновационной по-ной экономики;литики в сфере налогообложения, развития человече-- формирование инструментов и форм частно-ского капитала, целенаправленного инвестированиягосударственного партнерства, посредством которогоНИОКР. Модель экстенсивного использования ресур-государство подает бизнесу «инновационные сигна-сов сменяется инновационной, что обусловливает ус-лы», оказывает содействие в реализации его крупныхкорение темпов развития экономики на основе исполь-инновационных проектов (соинвестирование, созданиезования потенциала инновационной деятельности че-инфраструктуры, содействие трансферу и диффузииловека и возрастание добавленной стоимости экономи-научных результатов и технологий).ческой деятельности. Качественные характеристикиВ инновационном скачке особую роль играет внут-экономики все в большей мере определяются техноло-рифирменная наука. В странах ЕС (Германия, Франция,гическими сдвигами на основе инноваций, происходятАвстрия) на ее долю приходится 65-70% общих затратрадикальные трансформации в структуре мировой эко-на науку, в США - 72, в Китае - 71%.номики. Инновационный рост как стратегическое на-С повышением инновационных рисков инноваци-правление развития глобальной экономики в пред-онный цикл разворачивается не только внутри компа-135стоящие десятилетия будет обеспечиваться преимуще-ний, но и в рамках межкорпоративных инновационныхвзаимосвязей. Крупные компании создают сети знания с участием университетов, государственных научных учреждений, формируя экосистему открытых иннова-ций, наделенные на совместный поиск новых коммер-ческих возможностей. Подобная система сетевой инте-грации и специализации масштабируется и на глобаль-ный уровень. Особую роль в формировании инноваци-онного потенциала играют университеты. Их доля в затратах на науку в 2009 г. составила 27%, они служат площадками для трансфера технологий. Стремительно растет сфера инновационных услуг, расширяя иннова-ционный спрос в экономике. В Японии среднегодовые темпы прироста затрат на исследование и разработки (ИиР) в секторе услуг в 1994-2009 гг. превысили 35% против 2% в обрабатывающей промышленности. Эта тенденция характерна и для стран, не располагающих высоким уровнем материальных и научно-технических ресурсов, необходимых для индустриально-техноло-гических прорывов. Природа инноваций и инноваци-онной деятельности, формы, механизмы ее организа-ции и стимулирования претерпевают глубокую транс-формацию. Научная деятельность выступает основным источником инноваций и ключевым фактором иннова-ционного роста. Динамика промышленного производ-ства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований и увеличению численности занятых в этой сфере. Только за первую половину XX в. численность ученых в мире увеличилась в 8 раз, а затраты на ИиР - в 400 раз. Инноватика как область знаний об инновациях, наука о возникновении, произ-водстве и распространении практических новшеств становится востребованной в условиях глобальной конкуренции. Инновация, или нововведение, - это про-цесс создания, распространения и использования ново-го практического средства (новшества) для лучшего удовлетворения уже известной потребности потреби-телей [3. С. 174].По степени новизны выделяют два типа инноваций: 1) базовые, открывающие принципиально новые прак-тические средства для новых потребностей; 2) улуч-шающие. По предметному содержанию различают продуктные, технологические, социальные и культур-ные инновации, а по степени изменений этих предме-тов - модифицирующие (инкрементальные), улуч-шающие (дистинктивные), прорывные, интегрирующие инновации. Последовательность стадии деятельности по созданию, распространению и использованию нов-шества (коммерческая - запуск крупномасштабного производства) представляет собой инновационный про-цесс.Для полноценного инновационного развития тре-буются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в ко-нечные экономические блага, продвижения инноваци-онных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки. В развитии инноваций важную роль играет по-явление инновационных кластеров - сетей, возникших на определенных территориях и связывающих участ-ников инновационной деятельности. Для коммерциа-лизации инноваций создается социально-экономи-ческий институт - национальная инновационная сис-тема (НИС), стимулирующая рост эффективности сете-136вых взаимодействий в неопределенной и быстро ме-няющейся среде, которая востребует эластичные, ди-намичные и адаптивные инновационные системы. Наиболее распространенным типом НИС является ры-ночно-сетевая. Она есть институционализированная сеть мотивов, правил паритетных взаимодействий го-сударственных, частных и совместных организаций, ориентированная на создание, распространение инно-ваций. Элементами ее инфраструктуры являются: тех-нопарки, инновационно-технологические центры, нау-кограды. Инновационная апатия российской НИС в условиях технологической многоукладности объясня-ется отсутствием мотиваций для выгодного приложе-ния капитала, высокими инвестиционными рисками и длительностью окупаемости вложенных инвестиций. НИОКР - важнейший сегмент НИС. За последние 10-15 лет развитые страны завершили четвертую техноло-гическую революцию, связанную с интеллектуализаци-ей производства и формированием информационной экономики. Место лидеров научно-технического про-гресса в мировом технологическом пространстве ха-рактеризуется показателями наукоемкости и наукоот-дачи их экономик.Понятие национальной инновационной системы впервые было введено К. Фрименом в 1987 г. для объ-яснения страновых различий в уровне технологическо-го развития. Концепция НИС получила значительное практическое развитие в качестве модели для форми-рования ключевых принципов деятельности ОЭСР, Европейского союза. В современной литературе она определяется как совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых техно-логий, образуя основу для формирования и реализации политики и поддержки инноваций.Ключевыми компонентами НИС являются: иннова-ционно-активные фирмы, осуществляющие инвести-ции в исследования и внедрение новых технологий; специализированные государственные институты, под-держивающие или ведущие исследования и способст-вующие распространению новых технологий; институ-ты высшего образования (университеты), объединяю-щие исследовательскую деятельность и подготовку кадров; отрасли законодательства, устанавливающие режим прав на интеллектуальную собственность.В рамках концепции НИС особое внимание уделя-ется направлениям и механизмам создания знаний, их диффузии (трансфера) и внедрения (коммерциализа-ции) в контексте развития экономики, основанной на знаниях. Важнейшей составляющей НИС является под-система создания знаний - сфера НИОКР. Показатели наукоемкости ВВП (доля затрат на НИОКР в ВВП) в США, Японии и Германии сохраняются на уровне 2,5-3,1%. Причем рост затрат на НИОКР сопровождался увеличением числа занятых в научно-технической сфе-ре. Сосредоточив более 35% мирового наукоемкого сектора, США развивают биотехнологии, информаци-онно-коммуникационные технологии, электронику, нанотехнологии, авиакосмические технологии. В 2009 г. на долю США приходилось более 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. Внутренние затраты Японии на НИОКР составили в2009 г. 124 млрд долл. Государственный сектор зани-мает второстепенное место в финансировании НИОКР. В 2009 г. в общем объеме затрат на науку доля про-мышленных компаний составила для США - 65,4%, Японии - 76, Германии - 68%. Именно крупные ком-пании финансируют исследования и воплощают в ре-альные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя ответственность за основ-ные направления научно-технического прогресса. Го-сударство играет роль катализатора частных инвести-ций в осуществлении исследовательской деятельности в промышленности, поощряет развитие предпринима-тельского сектора в научно-технической сфере, создает для него инфраструктуру, предоставляет льготы. Рост инвестиций позволил компании General Electric увели-чить количество патентуемых инноваций. В ближай-шие пять лет она планирует инвестировать 5 млрд долл. в революционные научные разработки и ожидает дополнительный совокупный доход в размере 25 млрд долл. Важнейшей особенностью развития НИС в раз-витых странах стала коммерциализация знания и ак-тивное предложение инновационных товаров и услуг на рынок. В США в 2006 г. провозглашена «нацио-нальная инициатива по конкурентоспособности: миро-вое лидерство по инновациям». Ее цель - поддержка и стимулирование инноваций через содействие исследо-ваниям с высоким потенциалом, но значительной сте-пенью риска в областях, критически важных для соци-альной сферы страны.В Японии с 2006 г. реализовывается Третий план развития науки и технологии. Его цель: снять ограни-чения при трансфере результатов исследований в про-изводство. Введены социальные льготы, способствую-щие развитию инновационной инфраструктуры и осо-бенно венчурного финансирования [4. С. 203].В 2008 г. в Англии была подготовлена «Белая кни-га» с названием «Инновационная нация», в которой основное внимание уделено изменению концепции поддержки инноваций. В новых условиях развития ин-новационного процесса государство должно использо-вать инструменты не только стимулирования предло-жения, но и для создания спроса на инновационные продукты и услуги путем наращивания системы госу-дарственных контрактов. Широко используя прямые и косвенные методы стимулирования, государство на-правляет деятельность частного бизнеса в русло инно-вационной стратегии. Наиболее эффективными фор-мами кооперации между государственными и частны-ми организациями стали государственно-частные парт-нерства для достижения конкретных научно-технологических результатов. Так, например, разра-боткой «дорожной карты» прорывных технологий в химической промышленности занималось исследова-тельское партнерство, в котором участвовали 143 ком-пании, 70 университетов, 12 национальных лаборато-рий, 10 государственных агентств [3. С. 203]. К наибо-лее распространенным механизмам стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятель-ности относятся: применение системы адресных нало-говых льгот для привлечения мелкого и среднего биз-неса к инновационной деятельности в сфере новых технологий; льготное кредитование научно-техни-ческих разработок; списание значительной части науч-ного оборудования по нормам ускоренной амортиза-ции. У предприятий появляется заинтересованность в ускоренном осуществлении НИОКР и сокращении сро-ков освоения и внедрения новой продукции технологи-ческих инноваций, позволяющих увеличить суммы средств, поступающих в виде налогового кредита. Ин-тенсивность НИОКР в странах ОЭСР в 2000 г. состав-ляла по высокотехнологичным отраслям 52,5% [5. С. 165]. Развитие венчурного финансирования занима-ет центральное место в формировании финансовой инно-вационной инфраструктуры. Зародившийся в середине 1950-х гг. венчурный бизнес стал эффективным инстру-ментом финансовой поддержки и развития инновационной сферы, содействующим не только скорейшему освоению передовых научно-технических разработок для создания конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов и технологий, но и повышению уровня занятости. Амери-канские компании, использовавшие венчурный капитал в период с 1970 по 2009 г., создали 10 млн новых рабочих мест, и в 2009 г. в них было занято 10% рабочей силы част-ного сектора США. Таким образом, преуспевающие участ-ники глобальной экономики, базирующейся на знаниях, уже сформировали и последовательно реализуют концеп-цию национальных инновационных систем. Рассмотрен-ные выше основные тенденции формирования НИС в раз-витых странах дают ориентиры для создания эффективно действующей аналогичной системы в России.В России реализуется национальная программа пере-хода от сырьевой к инновационной модели экономиче-ского роста. Однако перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного раз-вития наталкивается на серьезные ограничения. Форми-рование современных форм и механизмов поддержки национальной инновационной системы, механизмов сти-мулирования инновационной активности бизнеса не при-обрело концептуальной законченности. Поддержка сис-темы долгосрочных технологических приоритетов, пер-спективы инновационного развития, рассматриваемые с учетом основных глобальных трендов и вызовов, форми-рующих внешние условия и ограничения для перехода от экспортно-сырьевой на инновационную модель экономи-ческого роста, долгосрочных технологических приорите-тов, носит инерционный характер. Факторами, тормозя-щими инновационное развитие, являются любые рест-рикционные меры, направленные на ограничение финан-сового и товарного обмена (протекционизм, высокий уро-вень монополизации, наличие мощных картелей, излиш-няя «зарегулированность» экономических систем). Они увеличивают риски инновационной деятельности, сдер-живают потоки инвестиций, подталкивая компании к пе-реходу от долгосрочных стратегий к краткосрочному мо-билизационному поведению.Недостатками российской инновационной системы являются: относительная низкая доля затрат на инно-вационное развитие в ВВП, преобладание бюджетного финансирования инновационных программ и низкая доля бизнеса в финансировании научной деятельности и разработке технологий, изолированность инноваци-онной системы от потребностей рынка. Одной из ос-новных причин низкой доли бизнеса в национальных инновационных проектах является доминирование в137структуре российской экономики низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности. Крайне сла-бым местом в технологическом развитии является ог-раниченное число инновационно активных компаний, доля которых в экономике составляет 9-11% по срав-нению с 20-245 для развитых стран [6. С. 182].В России сохраняется низкий уровень иннова-ционной активности. Под воздействием целого спектра объективных причин у компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инноваци-онного процесса (исследованиям и разработкам, при-обретению новых технологий, прав на патенты, па-тентных лицензий и т.п.). В 2009 г. крупными и сред-ними предприятиями было произведено инновацион-ной продукции на сумму 714,0 млрд руб., а ее доля в общем объеме товаров, работ, услуг составила всего 5,5%. Пассивность в инновационной сфере усугубляет-ся, по-видимому, низкой отдачей от реализации техно-логических инноваций. Хотя абсолютные объемы ин-новационной продукции постоянно повышаются (в 1995-2009 гг. - на 49%), затраты на инновации растут еще быстрее (за тот же период - в два раза). На миро-вом рынке высоких технологий доля России составляет 0,5%, а США - 40%. В промышленности доля фирм, внедряющих новые продукты в технологические про-цессы, в 2008 г. составляла 13%; это ниже, чем в Ни-дерландах (62%) и Австрии (67%). По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает Малайзии в 13 раз, Германии - в 27 раз, Японии - в 38 раз, США - в 70 раз [7. С. 12].Крупные проекты, охватывающие полный цикл ра-бот (проведение специализированных исследований и разработок, технологическая подготовка производства, выпуск принципиально новой продукции и др.), стано-вятся для отечественных предприятий все более дорого-стоящими и недоступными. Основными сдерживающи-ми факторами инновационного развития предприятия остаются, прежде всего, недостаток собственных финан-совых ресурсов и высокая стоимость нововведений. В настоящее время российские предприниматели вклады-вают в научную деятельность и разработку технологий значительно меньше средств, чем их конкуренты в раз-витых и многих развивающихся странах.Совершенствование системы государственных сти-мулов, подталкивающих бизнес к новой стратегии рос-та, позволит принципиально изменить заинтересован-ность предпринимателей в реализации средне- и долго-срочных стратегий повышения эффективности и кон-курентоспособности.Анализ содержания отечественной инновационной политики и реализованных мероприятий показывает, что большинство из них включает слишком большую компоненту государственной поддержки в форме суб-сидий или государственного заказа. Стимулирование инноваций и развитие инновационной инфраструктуры не имеют четкой концептуальной основы. Стагнация в инновационной сфере связана с отсутствием мотива-ций у фирм, корпораций в продвижении новаций в ре-альный сектор экономики и недостаточным вниманием со стороны государства.В 2007-2008 гг. было создано семь специальных институтов развития как государственных корпораций138(в том числе и в высокотехнологичных секторах). Гос-корпорации имеют своей целью поддержку и развитие тех сфер экономики, где бизнес в краткосрочной и среднесрочной перспективе не видит привлекательно-сти для инвестирования своих средств и где рейтинг страны постепенно снижается (судостроение, авиа-строение). Корпорации, деятельность которых направ-лена на модернизацию экономики страны - «Роснано-тех», «Ростехнологии», «Росатом» и др., а также ряд крупных акционерных обществ - «Объединенная авиа-строительная корпорация» и «Объединенная судо-строительная корпорация» - созданы государством и функционируют в рыночных условиях и на рыночных принципах. Эти структуры, в которых государство объединило крупные активы для их эффективного раз-вития, находятся на начальной стадии своего становле-ния, и о реальных результатах их деятельности можно будет говорить только через три-пять лет. Однако пока они не обеспечивают перелом негативных тенденций в экономическом развитии. Важно также учитывать опасность монополизации корпорациями отдельных сфер и сегментов деятельности, что может блокировать и без того крайне слабую на внутреннем рынке конку-ренцию и стать серьезным препятствием для достиже-ния стратегических целей развития страны.Очередной этап научно-технологической револю-ции самым непосредственным образом связан с разви-тием нанотехнологий. Россия из-за длительного и глу-бокого кризиса в экономике и научно-технологическом комплексе вступила в мировую гонку в области нано-технологий с некоторым опозданием. И как следствие еще не сформировался полноценный внутренний ры-нок продукции наноиндустрии. Однако наличие в Рос-сии мощного научного потенциала, высококвалифици-рованных кадров мирового уровня, уникальных науч-ных объектов еще обеспечивают ей реальные шансы занять достойное место в глобальной технологической конкуренции.Фундаментальные и прикладные исследования в об-ласти нанотехнологий имеют серьезную основу, однако доля произведенной нанотехнологической инновацион-ной продукции ничтожна - 8 млрд руб. в год. По научно-технологическим направлениям - разработка новых кон-струкционных материалов, катализаторов и каталитиче-ских мембран; создание биочипов для экспресс-анализа и диагностики опасных инфекций и заболеваний, светодио-дов и новых источников света на их основе, технологиче-ского и диагностического оборудования - Россия занима-ет лидирующие позиции.Цели и задачи национальной инновационной политики России реализуются через ее механизмы и включают:- государственную финансовую помощь предприяти-ям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на раз-витие инновационного продукта, технологий, услуг;- финансирование программ или проектов, разрабо-танных для усиления кооперации и взаимодействия участников инновационного процесса и, следователь-но, для улучшения функционирования НИС в целом;- меры, направленные на улучшение доступа, рас-пространение или углубление знаний о специфических аспектах НИС (разработка отраслевых, секторных, ре-гиональных стратегий, форсайтов, распространение,инфраструктуры, содействие трансферу и диффузиитиражирование опыта лучших инновационных пред-научных результатов и технологий и др.);приятий;- рост интереса к сектору наукоемких и инноваци-- финансирование инновационной инфраструктурыонных услуг (организационным, управленческим, мар-и ее связующих звеньев - инновационных центров,кетинговым, потребительским), в значительной степе-бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий.ни обусловленного признанием решающего значенияШирокий спектр используемых инструментов опре-информационных и коммуникационных технологий.деляет парадигму современной инновационной поли-Итак, проблема преодоления технологической от-тики России. Среди ее признаков отметим:сталости в сложившихся социально-экономических- ориентацию на систему долгосрочных технологи-условиях с учетом состояния мировой экономики тре-ческих приоритетов, связанных с устойчивым развити-бует формирования на основе концентрации ресурсовем, повышением конкурентоспособности националь-повышения инновационной и инвестиционной актив-ной экономики;ности, усиления воздействия государства на экономи-- формирование оптимального соотношения бюд-ческую динамику при обеспечении нового качества еежетных дотаций и инструментов частного стимулиро-развития [8. C. 4].вания исследований, разработок, инноваций;Стратегической задачей государственной инноваци-- формирование инструментов и форм частно-онной политики России в условиях глобальной техноло-государственного партнерства, посредством которогогической конкуренции является оценка глобальных трен-государство подает бизнесу «инновационные сигна-дов, вызовов и рисков, формирующих внешние условия илы», оказывает содействие в реализации его крупныхограничения для перехода от экспортно-сырьевой к инно-инновационных проектов (соинвестирование, созданиевационной модели экономического роста.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 336
Ключевые слова
nanotechnology, innovation state policy, diffusion, transfer, innovation process, innovation, structural changes, нанотехнология, инновационная политика, диффузия, трансфер, инновации, инновационный процесс, структурные сдвигиАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Гасанов Магеррам Али-оглы | Томский политехнический университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультета | Hursud@yandex.ru |
Ссылки
Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4.
Сметанов А.Ю. Анализ особенностей инновационного развития предприятий ВПК в условиях открытого рынка // Интеграл. 2008. № 2.
Анализ инновационной политики России и Украины по методологии ЕС / Отв. ред. Н. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2008.
Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007.
Инновационное развитие экономики России. М.: Макс Пресс, 2008. С. 203.
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с.
Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. С. 48-50.
Любимцева С.А. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист. 2008. № 9.
