Разработка системы мониторинга в инновационной сфере региона | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Разработка системы мониторинга в инновационной сфере региона

Дан сравнительный анализ основных мероприятий национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и зарубежных странах. Обоснована необходимость использования механизма государственно-частного партнерства для формирования и расширения собственной ресурсной базы для инновационного развития. Рассмотрены основные условия формирования эффективной системы мониторинга малого и среднего предпринимательства в научно-технической (технологической) сфере. Рассмотрены виды и механизмы мониторинга развития малых и средних предприятий в инновационной сфере, принципы активизации инновационной деятельности в сфере малого бизнеса.

Monitoring system engineering in innovative sphere of a region.pdf Переход региональной хозяйственной системы кГермания, Франция, Израиль, Южная Корея, Китай иинновационному типу экономического развития пред-др.) и вывода из кризиса депрессивных регионов, пере-ставляется наиболее перспективным и результативнымвода их экономики на инновационный путь развитияс точки зрения обеспечения как региональных, так и(регионы Японии, периферийные штаты США).национальных интересов. Основой инновационногоВ области национальной и региональной поддержкиразвития экономики региона может стать не толькоинновационной деятельности, несмотря на спецификуналичие собственных, но и возможность использованиярегионального инновационного развития (масштабы пре-привлеченных ресурсов, что обусловливает необходи-доставляемых льгот, приоритетность поддержки тех илимость анализа существующего зарубежного и отечест-иных отраслей, эффективность механизма инновацион-венного опыта регионального инновационного разви-ной деятельности и развитости инфраструктуры реализа-тия, а также определения роли государства в обеспече-ции нововведений, др.), имеются общие тенденциинии инновационного прорыва регионов, обладающих(табл. 1). В нашей стране отсутствует целостная концеп-различным инновационным потенциалом. Подтвер-ция государственного регулирования данной сферы, хотяждением этого является стремительный рост экономи-используются разнообразные методы воздействия на ин-ки некоторых стран, ставших лидерами по ряду на-новационную деятельность, заключающиеся в реализацииправлений посредством решения комплекса проблем вмероприятий, направленных на увеличение вклада наукисферах образования, науки и технологий, создания бла-в развитие экономики, обеспечение прогрессивных пре-гоприятных условий для инноваторов и предпринима-образований в сфере материального производства, повы-телей (США, Великобритания, Дания, Португалия,шение конкурентоспособности производимой продукции.Т а б л и ц а 1Методы и инструменты поддержкиСтрана РоссияРазвитые страныНовые индустриальные страныНормативно-правовые документы, регулирующие инновационную деятельностьИспользуется недостаточноИспользуетсяИспользуется недостаточноИнформационное обеспечение инновационной деятельностиИспользуется недостаточноИспользуетсяИспользуется недостаточноСистема субсидирования и льготного налогообложенияИспользуется недостаточноИспользуетсяИспользуется недостаточноПартнерство государства и частного сектора во всех направлениях инновацион-ной деятельностиИспользуется недостаточноИспользуетсяИспользуетсяИнституты развития (фонды, программы)Используется недостаточноИспользуетсяИспользуетсяТрансфер технологийИспользуется недостаточноИспользуетсяИспользуется недостаточноВенчурная индустрияИспользуется недостаточноИспользуетсяИспользуется недостаточноАктивная и «широкая» подготовка и развитие не только навыков, но и стремле-ния у исследователей, аспирантов, докторантов, студентов (в качестве партне-ров или руководителей) по созданию компаний, использующих результаты их исследований (поощрение сотрудничества университетов и компаний, межфир-менной кооперации; обучение персонала, содействие сертификации продукции, обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР, предоставление площадей на территории государственных вузов и НИИ на льготных условиях и т.д.)Практически отсутствует или недоста- точно исполь- зуетсяИспользуетсяПрактически отсутствует или недостаточно используетсяСравнительный анализ основных методов и инструментов национальной и региональной поддержки инновационной деятельности в России и зарубежных странахОдними из эффективных способов сокращения путималых и средних предприятий, использующих интел-инновационных разработок российских университетовлектуальную собственность, разработанную универси-и научно-исследовательских организаций до потенци-тетами; вовлечение студенческой молодёжи на раннейальных потребителей являются развитие университет-стадии в научно-предпринимательскую деятельность;ского предпринимательства; стимулирование развитияорганизация взаимовыгодной кооперации малых и153средних предприятий, университетов, крупных компа-ний для реализации совместных проектов по разработ-ке и коммерциализации новых технологий. Результа-том сотрудничества малых и средних предприятий, университетов и производства является их взаимное обогащение и совершенствование.Актуальной остается задача повышения гибкости методик оценки и отбора инновационных проектов с учетом неопределенности и высокой динамики внеш-ней среды. Используемые в российской статистике по-казатели оценки технологических нововведений имеют ограниченный характер, поскольку не учитывают мно-жество инноваций в образовательной, кадровой, фи-нансовой сферах. Отдельные аналитические структуры (например, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ) пытаются отследить все многооб-разие инновационной деятельности, главным образом, с помощью опросов, однако для эффективного инфор-мационного обеспечения управления инновациями не-обходима разработка новых методов оценки инноваци-онной деятельности, новых, в том числе интегрирован-ных показателей. Стратегия дальнейшего устойчивого развития малых и средних предприятий должна бази-роваться на определённой специализации в инноваци-онной сфере, сопряженной с тематикой федеральных, отраслевых и региональных НИОКР.Существуют и другие препятствия для эффективно-го развития малых и средних предприятий, повышения конкурентоспособности их продукции:- слабые кооперационные связи между университета-ми по обмену передовыми методами подготовки и вовле-чению студентов в научное предпринимательство;- недостаток кадров инновационного менеджмента для малых и средних предприятий;- недостаточная информированность потенциаль-ных партнеров о взаимных возможностях;- отсутствие устойчивых и широких контактов ма-лых и средних предприятий с университетами, сдержи-вающее повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий и создание новой продукции, разработанной на междисциплинарной и межотрасле-вой основе;- слабые связи с крупными компаниями и отсутст-вие анализа спроса и предложений на инновационную продукцию;- сложность и дороговизна подготовки конструк-торско-технологической документации при переходе от опытного образца к промышленному производству;- несоответствие продукции малых и средних пред-приятий международным стандартам.Формирование эффективной инновационной поли-тики требует наличия информационной базы, отра-жающей состояние инновационного потенциала, мас-штабы и тенденции инновационных процессов в раз-личных сферах экономики. Причем важна не только количественная информация, но и качественная, вклю-чающая на разных этапах оценки потребителей, разра-ботчиков, экспертов.От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а следовательно, и возможность появления инноваций на территории му-154ниципальных образований. Оценка инновационного потенциала способствует построению системы посто-янного мониторинга имеющихся ресурсов, внутренних возможностей и способностей муниципальных образо-ваний к инновационному развитию, повышению обос-нованности управленческих решений и выбора соот-ветствующей стратегии развития, а также росту эффек-тивности научно-технической и производственной дея-тельности всех хозяйствующих субъектов муници-пального образования. В настоящее время в России существуют различные подходы к оценке государст-венного и регионального инновационного потенциала, как правило, базирующиеся на оценке таких его струк-турных составляющих, как: организационный, инфра-структурный, научно-технический, финансовый и кад-ровый потенциалы. Однако данный подход не учиты-вает в достаточной степени специфику сложившейся инновационной системы муниципального образования.Существующие инструменты статистического на-блюдения в сфере науки, технологий и инноваций не позволяют в полной мере решать возникшие в послед-ние годы новые задачи информационного обеспечения государственной политики в данных областях и требу-ют совершенствования, в первую очередь, с целью комплексного анализа оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности. Состав показателей существующей отчетности в боль-шей степени применим к промышленному предпри-ятию, серийно выпускающему на рынок продукцию и ведущему обновление производственных фондов и технологий. В результате статистическое обследование охватывает не все виды деятельности, где применяются инновационные технологии и выпускается инноваци-онная продукция. Следует указать также на информа-ционные пробелы, связанные с отсутствием системати-зированных данных об объектах инновационной ин-фраструктуры, объемах и структуре венчурных инве-стиций; существенной неполнотой статистического измерения малого инновационного бизнеса; почти пол-ным отсутствием статистической информации об ин-новационных кластерах и др.Отдельными субъектами Российской Федерации в целях формирования полноценной информационной базы для принятия управленческих решений при реа-лизации инновационной политики утверждаются фор-мы регионального государственного статистического наблюдения в сфере инноваций. В качестве наиболее наглядного примера следует привести: Республику Татарстан (по региональным формам с полугодовой периодичностью отчитываются республиканские инно-вационные организации, оказывающие наибольшее влияние на развитие экономики региона, в том числе и субъекты малого бизнеса); Московскую область (под-ход примерно тот же, а вот периодичность - один раз в два года; утверждается не перечень конкретных пред-приятий, а перечень видов экономической деятельно-сти, предлагаемых для обследования по форме регио-нального статистического наблюдения; проводится не выборочное, а сплошное обследование; дополнительно на предмет инновационной активности обследуются хозяйствующие субъекты сферы сельского хозяйства, транспорта и связи); Томскую области (подобный экс-перимент был проведен в 2004 г.; обследование круп-ных, средних и малых предприятий, в отличие от ис-пользуемого федеральной статистикой подхода, прово-дилось по единой системе показателей, что позволило более подробно изучить состояние и динамику иннова-ционных процессов на предприятиях области).Инновационный потенциал территории (региона, му-ниципального образования) можно оценивать с учётом индикатора инновационной активности (для определения факторов, отражающих способность территории к созда-нию инноваций и степень готовности муниципального образования к разработке инновационных проектов) и индикатора инновационной восприимчивости (для опре-деления факторов, отражающих степень готовности му-ниципального образования к внедрению инноваций).Индикатор инновационной активности учитывает частные структурные индикаторы:1)организационный и инфраструктурный потенциалы(наличие специальных структур, занимающихся управле-нием и развитием предприятий научной и образователь-ной сфер, в том числе инновационной инфраструктуры;коэффициент исследовательской активности);2)научно-технический потенциал (коэффициентизобретательской активности; удельный вес нематери-альных активов в общей сумме активов организаций,занимающихся НИОКР);3))финансовый потенциал (удельный вес внебюд-жетных средств во внутренних затратах на НИОКР; удельный вес затрат на разработку инновационных проектов по модернизации экономики в общем объёме средств на разработку и реализацию проектов про-граммы социально-экономического развития);4)кадровый потенциал (удельный вес численности работников, имеющих учёную степень, в общей чис-ленности работников, выполняющих НИОКР; удель-ный вес выпускников вузов, принятых на работу в на-учные организации, в численности занятых НИОКР).При исчислении индикатора инновационной вос-приимчивости учитываются такие же частные индика-торы, но изменяется их содержание:1))организационный и инфраструктурный потен-циалы (наличие специальных структур, работающих с инновационными предприятиями промышленной сфе-ры, в том числе инновационной инфраструктуры);2)научно-технический потенциал (удельный вес предприятий, осуществляющих организационные ин-новации, в общем числе предприятий; удельный вес реализованной инновационной продукции и услуг в общем объёме реализованных товаров собственного производства; удельный вес используемых передовых производственных. технологий, в том числе объекты интеллектуальной собственности в общем числе пред-приятий, использующих технологические инновации);3))финансовый потенциал (удельный вес доходов от коммерциализованных высокотехнологических проек-тов в общих доходах местного бюджета; удельный вес затрат на реализацию инновационных проектов по мо-дернизации экономики в общем объёме средств на раз-работку и реализацию проектов программы социально-экономического развития);4))кадровый потенциал (удельный вес численности за-нятых в производстве инновационной продукции и услугв общей численности населения; удельный вес работников, прошедших профессиональную подготовку и переподго-товку, в общем количестве занятых в экономике).Индексы инновационной активности и инноваци-онной восприимчивости позволяют увязать имеющиеся ресурсы, возможности и способности территории с инновационной стратегией. Отсутствие систематизи-рованной и прозрачной информации о показателях на-учно-технического или инновационного развития в целом подтверждает необходимость пересмотра меха-низмов и методов принятия управленческих решений, связанных с развитием муниципальных образований. Мониторинг инновационной деятельности малых предприятий должен учитывать результаты монито-ринга реализации Концепции инновационной политики в регионе в рамках Стратегий развития регионов, ведь для формирования системы эффективного мониторинга следует проводить сбор и анализ не только информа-ции результатов деятельности малых инновационных предприятий, объёмов и направлений оказываемой им поддержки, но и оценивать качество инновационной политики муниципального образования, региона, феде-рального округа в целом с точки зрения обеспечения баланса участников инновационных процессов, при-оритетов развития территорий. Данный мониторинг позволит оценить уровень региональной инновацион-ной системы, инновационной инфраструктуры, процес-сов интеграции науки и производства, формирование инновационных кластеров и др.Для активизации инновационной деятельности в ре-гионе необходимо привлекать в инновационные процес-сы всех участников, внедряя современные методы управления и финансирования, что позволит инноваци-онно-ориентированным территориям получить новые конкурентные преимущества, связанные с использова-нием инновационного потенциала и коммерциализацией научно-технических достижений. Ключевыми социаль-но-экономическими и организационными элементами инновационного развития экономики региона являются многоуровневая инновационная инфраструктура, инно-вационный потенциал, частно-государственное партнер-ство, каждый из которых играет определенную роль в инновационном развитии региона. По мере укрепления региональной экономики на основе использования ме-ханизма государственно-частного партнерства возможен переход к формированию и расширению собственной ресурсной базы для инновационного развития. Для эф-фективной инновационной политики необходимо фор-мирование региональной многоуровневой инновацион-ной системы, каждый элемент которой представляет, в свою очередь, систему, охватывающую различные уров-ни территориальных образований (регион, муниципаль-ный район, поселение). Только в этом случае можно будет вести речь об инновацинно ориентированном ре-гионе в целом.Управление инновационными процессами и форми-рование эффективной инновационной инфраструктуры с учётом пространственного подхода позволит рассре-доточить по всей территории региона соответствующие элементы инновационной инфраструктуры и тем са-мым обеспечить возможность для постепенной дивер-сификации и рационализации структуры экономики155соответствующего муниципального образования и эко-онно-технологические центры, венчурные фонды иномики региона в целом. Это также будет способство-фонды поддержки малого предпринимательства, биз-вать развитию различного рода сетевых структур, мно-нес-инкубаторы, дизайн-центры, центры трансферагочисленных форм интегрированных процессов, опти-технологий, ассоциации малых предприятий, создан-мальность результатов которых обеспечивается синер-ные на базе или при участии научных организаций,гетическим эффектом, существенно трансформируяучреждений высшего профессионального образования,саму основу инновационного развития региона.высокотехнологичных предприятий, а также в рамкахМногоуровневая инновационная инфраструктуратехнико-внедренческих зон или иных отраслевых, ве-представляет собой интегрированное, сетевое образова-домственных и региональных программ и т.д.) являетсяние, обеспечивающее мультипликацию долгосрочногосложной организационной и финансовой задачей, ре-инновационного развития региона посредством механиз-шение которой предполагает возможность быстроймов диффузии инноваций. Она объединяет в единую сис-адаптации к постоянным изменениям, связанным с не-тему все организации инновационной инфраструктуры ипрерывным процессом инновационной деятельности.их подразделения (филиалы), расположенные по всейОт уровня развития многоуровневой инновационнойтерритории региона. Причём интегрирование происходитинфраструктуры, от качества ее функционированияне только по горизонтали, но и по вертикали.зависит не только скорость осуществления инноваци-Создание подобной многоуровневой инновацион-онных преобразований в экономике муниципальногоной инфраструктуры становится не только желатель-образования или региона, но и возможность реализа-ным, но и возможным результатом, благодаря прово-ции конкретных инновационных проектов. Сравни-димой в течение нескольких лет в муниципальных об-тельный анализ мероприятий по активизации деятель-разованиях Томской области целенаправленной работыности в сфере инновационной деятельности (табл. 1-2)по формированию предпринимательской среды (прав-позволяет сделать вывод о том, что хотя в отечествен-да, с разной степенью успешности).ной экономике используются средства стимулированияФормирование региональной многоуровневой ин-и поддержки инновационного развития, они, однако,Т а б л и ц а 2Государственное регулирование инновационной деятельностиновационной инфраструктуры (технопарки, инноваци-слабо увязаны.МетодыИнструментыНормативно-правовыеОпределение приоритетов инновационного развития; разработка инновационных программ; создание правовой базы инновационных процессов, системы защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственностиФинансовыепрямыеФинансирование инновационной деятельности за счет средств бюджета, специализированных внебюджетных фондов, со-финансирования; частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков косвенныеПредоставление налоговых льгот, преференций; частичное или полное освобождение от уплаты налогов; предоставление права использования принадлежащего государству имуществаСтимулирующиепрямыеПовышение общественного статуса инновационной деятельности; государственный заказ; обеспечение гарантированных рынков сбыта инноваций; предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности косвенныеМероприятия инновационной направленности, содержащиеся в федеральных и региональных целевых программахОрганизационныеСоздание институтов развития (фондов, программ, ассоциаций); формирование инновационной инфраструктуры; поддержка и развитие инновационного потенциала; научно-методическое обеспечение инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационной деятельности; создание условий для привлечения инвестиций; обеспечение инновационной деятельности информациейЭто отражает недостаточную разработанность во-ми, демонстрирует низкую активность, отсутствие посто-просов, связанных с инфраструктурным (в том числеянно действующих специализированных информацион-информационным) обеспечением инновационного раз-но-посреднических структур. Особую трудность вызыва-вития экономики страны и ее регионов для своевре-ет рыночная оценка нововведения, выявление скрытыхменного выявления тенденций и определения приори-тенденций в потребительских предпочтениях, сложностьтетных направлений экономических преобразований наполучения сведений о предполагаемых действиях конку-региональном (муниципальном) уровне.рентов. В связи с повышенным уровнем риска внедренияАдаптивность инновационного процесса к изменени-инноваций возрастают требования не только к достовер-ям внешней среды в значительной степени характеризу-ности информационного обеспечения инновационнойется гибкостью и вариативностью его информационногодеятельности, но и к возможности выявления на его осно-обеспечения. Однако передача практического опыта ос-ве альтернативных путей решения задач в инновационнойвоения новшеств затруднена как в силу конфиденциаль-сфере, разработки различных вариантов осуществленияности информации, ее высокой стоимости, так и по при-инновационной деятельности. Для этого необходимо ис-чине неотработанности методического оформления сред-пользовать технологию форсайта (рис. 1), являющуюсяних и мелких организационно-технологических, образо-инструментом активного прогнозирования. Содержаниевательных и других инноваций. Рынок инноваций, пред-форсайт-технологии сводится к работе высококвалифи-ставленный в основном научно-техническими разработ-цированных экспертов привлечением всех субъектов156ками и относительно дорогими иностранными лицензия-жизнедеятельности муниципального образования (регио-на) для выявления желаемого будущего социально-эконо-улучшить процесс принятия решений на основе анализамического развития территории на основе инноваций,не только имеющихся возможностей, но и реальных по-согласования научно-технических приоритетов с соци-требностей; создать альтернативные направления дляально-экономическими и общественными приоритетами,развития; активизировать и скооперировать всех участни-выявление возможных потребителей инновационныхков процесса; сформулировать инновационный подход кпродуктов, а также с целью увязки разрабатываемых му-политике социально-экономического развития муници-ниципальных целевых инновационных программ со стра-пального образования, не противоречащий развитию ре-тегическими интересами развития региона. Это позволяетгиона.Инициатива проведения форсайтаЕМестная администрацияIБизнесJНаукаIНаселениеJJJВыбор целевой направленностиРазвитие в инновационной сфереКомплексное социально-экономическое развитиеОпределение управляющего центраПривлечениеОпределение консалтингового центраZПодготовительные прогнозные исследованияНаселениеОМСУСМИПрогноз перспектив развития инновационной сферы муниципального образования и связанных с ней отраслейБизнесПроведениемотивационныхкампанийПрогноз результатов фундаментальных научных исследований в социально-экономическом развитии муниципального образованияНаукаПрогноз развития новых технологий и услугВыявление видения будущего развития муниципального образованияПрогноз выхода на рынок принципиально новых видов продукции"VФормирование групп экспертовПервоначальное определение направлений приоритетного развитияОперативная оценка результатовОбщественное обсуждение макета форсайтаОкончательный выбор наиболее важных общественных задачУтверждение и внесение результатов форсайта в стратегический план инновационного развития муниципального образованияРис. 1. Форсайт стратегии развития муниципального образованияВ этой связи возникает острая потребность в ор-1) нелинейным характером инновационных про-ганизации мониторинга как эффективной комплекс-цессов, значительно усложняющихся из-за парал-ной системы оперативного наблюдения за состояни-лельного выполнения этапов (исследовательской,ем сферы науки и инноваций в регионе и воздейст-проектной, конструкторской, экспериментальной,вующими на нее факторами. Целесообразным явля-инвестиционной, производственной, маркетинговой,ется формирование эффективной системы монито-сбытовой), увеличения интеграционных взаимодей-ринга малого и среднего предпринимательства в на-ствий;учно-технической (технологической) сфере, для ко-2) междисциплинарным и межотраслевым характе-торой характерна определённая специфика, обуслов-ром инноваций, что значительно увеличивает инфор-ленная:мационное поле для разработки нововведений;1573)потребностью постоянного информационноговзаимодействия всех участников инновационной дея-тельности, высокой степенью информационной сопря-женности при внедрении инноваций как в отраслевом,так и в территориальном аспектах для получения си-нергетического эффекта и необходимостью высокогоуровня кооперации в инновационной деятельности припроизводстве сложной конечной продукции;4))наличием значительного временного лага (слож-ные производственные технологии из-за необходимо-сти соблюдения всех технологических переделов на-кладывают временные ограничения на сроки освоения новой продукции, особенно машиностроительной; большой временной лаг имеют такие образовательные нововведения, как открытие новых специальностей и специализаций, разработка новых дисциплин и др.);5))диффузией инноваций и мультипликативным характером инновационной деятельности (распро-странением инноваций по смежным отраслям и тех-нологическим цепочкам) не только, когда одна ин-новация воспроизводится в данной сфере конкурен-тами, но и когда она служит толчком, импульсом для появления других, связанных с ней инноваций у по-ставщиков, потребителей, а также в других функ-циональных сферах.Система мониторинга должна охватывать следую-щие направления с присущими им видами и механиз-мами мониторинга:1.Мониторинг системы выбора приоритетных на-правлений инновационно-ориентированных исследо-ваний, который включает, в свою очередь, результатыследующих видов мониторинга:- мониторинг запросов малых и средних предпри-ятий на выполнение НИОКР;- мониторинг кадрового потенциала малых и сред-них предприятий;- мониторинг диффузии генераций нововведений (с учётом видов: диффузия расширения (инновация равномерно распространяется от точки возникновения по всем направлениям); диффузия перемещения (рас-пространение в определенном направлении); смешан-ная [инновация распространяется путем перехода от центра к центру, но в сочетании со сплошным (или площадным) движением - расползанием)].2.Мониторинг инновационной сферы на регио-нальном уровне, в том числе включающий:Статья представлена научной редакцией «Экономика» 24 мая 2010 г.- мониторинг инновационного потенциала муници-пальных образований с присущим ему механизмом реализации;- мониторинг реализации инновационного потен-циала муниципальных образований с присущим ему механизмом;- мониторинг реализации инновационной Концеп-ции и Стратегии региона (с присущим механизмом его реализации) и его муниципальных образований;- мониторинг функционирования многоуровневой инно-вационной инфраструктуры (в целом и каждого её уровня).3. Мониторинг эффективности поддержки иннова-ционных малых и средних предприятий с присущим ему механизмом реализации.При разработке системы мониторинга особое внима-ние должно быть уделено реализации баланса принципов ориентации как на будущих, так и на существующих по-требителей; необходимо также предусмотреть:- классификацию малых предприятий по направле-ниям науки и техники, выпускаемой продукции, отрас-лям и муниципальным образованиям региона;- постоянство функционирования системы мониторин-га и определение объектов инновационной инфраструкту-ры, ответственных за работу системы мониторинга;- организацию анализа соответствия трендов разви-тия научных направлений малого и среднего предпри-нимательства с приоритетами науки и техники разви-тия Российской Федерации, отраслей и регионов;- сетевую организацию взаимодействия малых и средних предприятий.Кроме того, система мониторинга позволит свое-временно корректировать инновационную политику региона, призванную стимулировать не инновацион-ную деятельность вообще, а только созидательно на-правленную инновационную деятельность.Практика освоения новых подходов и предложений в мониторинговых исследованиях, дальнейшая разра-ботка и углубление теории и методики диагностики состояния инновационной деятельности создадут предпосылки для поиска наиболее оптимальных на-правлений инновационной политики региона, что по-зволит увеличить число инновационно-активных пред-приятий и обеспечить инновационное развитие про-мышленных производств, удовлетворяющее возрас-тающим современным социально-экономическим по-требностям населения муниципальных образований.158

Ключевые слова

мониторинг, малый и средний бизнес, инновационная деятельность, monitoring, small and average business, innovative activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рощина Ирина ВикторовнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой национальная экономики экономического факультетаriv58@narod.ru
Всего: 1

Ссылки

 Разработка системы мониторинга в инновационной сфере региона | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Разработка системы мониторинга в инновационной сфере региона | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия