Зарождение основ спортивной тренировки и формирование понятийного аппарата в наукео физической культуре и спорте | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Зарождение основ спортивной тренировки и формирование понятийного аппарата в наукео физической культуре и спорте

Определение тенденции, проблем и приоритетных направлений в процессе формирования основ спортивной тренировки в пореформенной России способствует поиску эффективных путей развития теории и практики спортивной тренировки, повышению качества исследований в спортивной науке.

The origin of sports training bases and terminology formation in the physical culture and sport science.pdf Спорт в конце XIX в. рассматривался как средствокак определенный вид спорта требует выполнения спе-физического развития (в отдельных случаях - физиче-цифических движений и работы определенных мышеч-ского совершенствования), именно это и было главнойных групп, то спортивная тренировка подразделяетсяцелью занятий спортом. Он подразделялся на подвиж-на общую, или гигиеническую, и специальную.ный и неподвижный; подвижный, в свою очередь, - наПод общей тренировкой понималась подготовка ор-элементарный и высший. К высшему относили охоту,ганизма занимающихся к физической работе, т.е. по-верховую езду, греблю, парусный и велосипедныйвышение физической работоспособности. Кроме того,спорт, а к элементарному - гимнастику, борьбу, фехто-общая тренировка имела целью снизить количествование, конькобежный спорт, элементы легкой атлетикижировых отложений в организме и увеличить жизнен-(бег и ходьбу), плавание, игры с предметами. Непод-ную емкость легких. Другими словами, общая трени-вижный спорт включал в себя стрельбу, разведениеровка есть просто правильный образ жизни [2].животных, садки (голубиные и псовые), бои животных,В общую тренировку включались:садоводство, собирание коллекций, домашние игры1) упражнения;(бильярд, лото, домино, карты, кости, шашки, шахма-2) диета;ты). В этот период целью занятий спортом не было3) образ жизни.достижение высоких результатов [1].К общеразвивающим упражнениям относили ходь-С развитием спортивной науки и ростом числа за-бу, бег, плавание, катание на коньках, бокс, борьбу,нимающихся в клубах и обществах появилась потреб-гимнастику. Диета подразумевала исключение из ра-ность в правильно организованных методических под-циона питания определенных продуктов и алкогольныхходах к спортивной тренировке. В конце XIX в. это бы-напитков и замену их пищей, содействующей образо-ло связано и с тем, что спорт рассматривался как одно изванию мяса или тканей тренирующихся [3].наиболее мощных средств правильного и всестороннегоВысокие спортивные достижения на состязанияхфизического развития.были показателем результативности спортивной тре-Цель данной статьи - определить тенденции, про-нировки, а ее главная задача определялась как подго-блемы и основные направления формирования основтовка к выступлению на соревнованиях.спортивной тренировки в сфере физической культурыВ конце XIX столетия в работах многих исследова-и спорта в пореформенной России.телей формулируется цель спортивной тренировки:В рассматриваемый период появились научные ис-физическое совершенствование физического развитияследования о влиянии занятий отдельными физически-спортсмена посредством физических упражнений. Ре-ми упражнениями на организм занимающихся; возник-зультат ее ученые видели в достижении высоких спор-ла необходимость в создании специальных систем под-тивных показателеей при выступлении на соревнова-готовки атлетов с учетом функциональных измененийниях. Б.А. Котов разработал периодизацию трениров-при занятиях спортом. Отечественные авторы начина-ки, на которую впоследствии опирались советские уче-ют разрабатывать вопросы периодизации и планирова-ные. Он выделил 3 периода: 1) общий, целью которогония спортивной тренировки; в отдельных работах дает-является общее укрепление здоровья; 2) подготови-ся определение спортивной тренировки, отмечаетсятельный - развитие необходимых физических качеств:необходимость предварительного отбора. Наибольшуюсилы, выносливости, ловкости и др.; 3) специальный -роль в развитии науки о спорте сыграли К. Михайлов,отработка техники и подготовки к соревнованиям [4].М. Кистер, В. Гуд, В. Краевский и др. Необходимо под-В 90-х гг. XIX в. стали делить спортсменов по сте-черкнуть, что все вышеназванные авторы, представляяпени подготовленности в отдельных видах спорта -рекомендации будущим спортсменам, прежде всеговелосипедных гонках, конькобежном спорте.обобщали свой личный опыт [1. С. 81].Анализ монографий по спортивной тематике позво-В 1890-х гг. исследователи предприняли попыткиляет констатировать, что в конце XIX столетия в связиопределения периодизации тренировочного процесса.с зарождением и распространением в России отдель-А. Ивашенцов, М. Кистер, В. Краевский отмечали, чтоных видов спорта, развитием спортивной науки выде-159тренировка необходима для всякого вида спорта, а таклилось и теоретико-методическое направление. Заро-дились основы спортивной тренировки, что оказалоцесс в рамках оздоровительного воздействия на чело-большое влияние на дальнейшее развитие теории ивека, строго разграничил понятия «физическое воспи-методики спорта. В 1880-1890-х гг. отечественные ав-тание» и «физическое образование». Термин «физиче-торы, анализируя собственный опыт занятий спортом,ское образование», впервые раскрытый им на научнойнаибольшее внимание уделяли вопросам планированияоснове, понимался однозначно как осознанный процесси периодизации спортивной тренировки, нормированиявоздействия физических упражнений на человека стренировочной нагрузки; разрабатывали методическиецелью формирования двигательных умений, навыков иприемы обучения двигательным действиям. Наиболееспециальных знаний [7].популярным был метод расчлененного упражнения.Таким образом, впервые используя термин «физи-Закладывались основы спортивной техники; отмечалсяческое образование», П.Ф. Лесгафт понимал его одно-процесс формирования взглядов на тактическую под-значно как осознанный процесс воздействия физиче-готовку спортсменов в отдельных видах спорта. Рабо-ских упражнений на человека [4].ты отечественных исследователей теории и методикиВ русской педагогической и спортивной термино-спортивной тренировки 80-90-х гг. XIX столетия ока-логии понятие «физическая культура» было впервыезали огромное влияние на дальнейшее развитие этойвведено в 1910 г. помощником заведующего училища-отрасли знания [5].ми г. Москвы С.В. Зенченко. Он определил физиче-Не менее важным был процесс зарождения научныхскую культуру как совокупность трех терминов: «фи-основ спортивной тренировки, спортивной науки в це-зическое воспитание», «физическое развитие» и «фи-лом. Создание общенаучного понятийного аппарата, назическое образование». Определение термина «физиче-наш взгляд, является одним из признаков функциониро-ская культура» в формулировке С.В. Зенченко былования и развития системно-организованной науки озафиксировано в резолюции первого общеземскогоФИС, развитие которой продолжается и сегодня.съезда по народному образованию, который состоялсяВозникновение основных научных понятий можнов Москве в августе 1911 г., в разделе «Физическое об-отнести еще ко второй половине XVIII - первой поло-разование и воспитание» [8].вине XIX в. Именно в этот период заимствованное по-Впервые, по данным П.А. Столпянского, словонятие «физическая культура» начинает использоваться«спорт» было упомянуто в 1851 г. в газете «Севернаяв значении «гимнастика из-за границы», в том числепчела», издаваемой Ф.В. Булгариным; понятие «спорт»военно-физическая подготовка, физическое образова-подразумевало «все гимнастические упражнения или за-ние, воспитательно-оздоровительные праздники и под-бавы. Сюда же принадлежит псовая охота, стрельба вготовка к ним [6].цель, фехтование, верховая езда, охота, рыболовство, мо-Понятие «физическое воспитание» впервые было ис-реплавание» [9. С. 30]. Точного определения понятияпользовано Н.И. Новиковым (1744-1818) применительно«спорт» в источниках конца XIX в. нет. В журналек военно-физической подготовке: в «Журнале Министер-«Охотник» за 1887 г. дается следующее определение это-ства народного просвещения» он опубликовал научно-го термина: «честолюбивое стремление к достижениюметодические материалы по вневойсковой и военной фи-чего-либо особенно выдающегося в сфере телесных уп-зической подготовке молодежи как обязательной частиражнений». В этом же журнале была представлена клас-дворянского образования, которая играет большую роль исификация видов спорта.для подготовки русской армии и флота [6].Как отмечает К.В. Цуркан, первая представленнаяВо второй половине XIX в. трактовки понятия «фи-систематизация спорта была примитивной, посколькузическое воспитание» отличались большим разночте-не имела научного обоснования. Спорт в это периоднием. Авторы полагают, что это связано с выделениемрассматривался в основном как средство физическогодвух основных направлений в построении концепцииразвития, а занятия спортом практически не ставилифизического воспитания - гигиенического, основопо-целью достижение высоких результатов [10].ложником которого был Е.А. Покровский, и образова-Лишь в 80-90 гг. XIX в. была предпринята попыткательного, создателем которого являлся П.Ф. Лесгафт.по-новому рассмотреть понятия «спорт», «спортивнаяРассматривая физическое воспитание в оздорови-тренировка». Это связано с появлением научных ис-тельном аспекте, приверженцы гигиенического направ-следований о влиянии занятий отдельными физиче-ления по сути сводили его к тренировке систем жизне-скими упражнениями на организм занимающихся. Вобеспечения, направленному воспитанию физическихчисле таких работ необходимо отметить труды М. Кис-качеств человека. «Под именем физическое воспита-тера «Английский бокс»(1899 г.), В.Е. Игнатьева «Фи-ние, - писал Е.А. Покровский, - как известно, врачизическое воспитание», Ф.В. Геннига «Техника и трени-подразумевают многочисленную совокупность факто-ровка легкой атлетики» (1913 г.), Б.А. Котова «Олим-ров, которыми обусловливается телесное развитие че-пийский спорт» (1916 г.) и др.ловека, начиная с рождения и кончая взрослым состоя-Журнал «Спорт» за 1897 г. приводит следующеением его» [7. С. 37]. Зачастую понятие «физическоеопределение: «Спорт есть разумное развлечение, ду-воспитание» механически заменялось другими: «физи-ховная пища самого лучшего качества, он развивает ическое развитие», «гимнастика», «атлетика», «физиче-воспитывает тело, ум и душу, только тот и есть взрос-ская и телесная культура», которые использовались каклый и зрелый человек, кто не чуждается спорта и кторавнозначные.развлекается разумно!» (В.Е. Петракова, 1999). В оте-Создатель образовательного направления профес-чественной спортивной литературе появляются опре-сор П.Ф. Лесгафт, отказавшись от традиционных взгля-деления также спортивной тренировки. Одним из пер-дов на физическое воспитание, трактовавших этот про-вых такое определение дал В. Гуд в 1889 г.: «Под тре-160нировкой тела я подразумеваю… развитие силы… мус-сфере часто заимствовались из иностранной литературы.кулов и вообще здоровья» [11. С. 42].Но отечественные ученые, врачи, педагоги и спортсме-М. Кистер под спортивной тренировкой понималны внесли свой вклад в разработку национальных основискусство привести человеческий организм в такуюсистемы физического воспитания и спорта.готовность, чтобы он был в состоянии в назначенныйТаким образом, на первом этапе развития науки вдень (состязания) произвести наибольшую физическуюобласти ФИС еще не было единства в определенииработу, к которой по своему природному расположе-терминов «физическое воспитание», «спорт», одно-нию не всегда способен [11] .значно был истолкован термин «физическое образо-В рассматриваемый период предпринимались по-вание», а термин «физическая культура» наполнилсяпытки упорядочения терминологии спорта. Впервые вновым содержанием. В связи с этим неоднократноотечественной литературе по истории спорта призывпредпринимались попытки к упорядочению терми-разобраться в терминологии прозвучал в 1887 г. [12].нологии физического воспитания, спортивной тре-Путаница возникала в связи с тем, что понятия в этойнировки, общей теории спорта.

Ключевые слова

история, наука, физическая культура, спорт, спортивная тренировка, понятийный аппарат, history, science, physical culture, sport, sports training, terminology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ворожко Юрий ВикторовичСибирский государственный университет физической культуры и спортакандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой философии и историиnaukasibgufk@vandex.ru
Любина Екатерина СергеевнаСибирский государственный университет физической культуры и спортастудентка факультет туризмаnaukasibgufk@vandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. М.: Советский спорт, 2004. С. 148.
Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века: Дис. … канд. пед наук. М., 1999. С. 87.
Цуркан К.В. Физическое воспитание и спорт в Москве во второй половине XIX - начале XX вв. (исторический очерк): Дис. … канд. пед. наук. Калинин, 1965. С. 215.
Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века): Дис. … канд. пед наук. М., 1999. С. 30.
Цуркан К.В. Физическое воспитание и спорт в Москве во второй половине XIX - начале XX вв. (исторический очерк): Дис. … канд. пед. наук. Калинин, 1965. С. 214.
Карпушко Н.А. Развитие научно-методических основ физического воспитания в дореволюционной России: Дис. … канд. пед. наук. М., 1982. 247 с.
Кулинко Н.Ф. Основные периоды и этапы в развитии отечественной истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1. С. 10-13.
Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века): Дис. … канд. пед. наук. М., 1999. С. 87.
Цуркан К.В. Физическое воспитание и спорт в Москве во второй половине XIX - начале XX вв. (исторический очерк): Дис. … канд. пед. наук. Калинин, 1965. С. 217.
Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века.): Дис. … канд. пед. наук. М., 1999. С. 6.
Столбов В.В. и др. История физической культуры и спорта: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2000. С. 241.
Петракова В.Е. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века.): Дис. … канд. пед. наук. М., 1999. С. 31.
 Зарождение основ спортивной тренировки и формирование понятийного аппарата в наукео физической культуре и спорте | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Зарождение основ спортивной тренировки и формирование понятийного аппарата в наукео физической культуре и спорте | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 337.

Полнотекстовая версия