Представлен материал об исходном уровне компьютерной подготовки студентов-первокурсников, их интересах и мотивации к изучению информационных технологий, без учета которых невозможно формирование информационной культуры у выпускников сельскохозяйственных вузов
School graduates` computer training level as a factor of students` information culture developmentin an agrarian university.pdf В настоящее время широкое использование информа-формирование информационной грамотности непро-ционно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профес-фессионального пользователя ЭВМ в виде системысиональной деятельности и жизни как перспективныхбазовых и универсальных компьютерных знаний исредств повышения производительности труда, поиска иумений. Без учета исходного уровня готовности сту-обработки значимой информации и повышения эффек-дента-первокурсника к использованию ИКТ в вузе не-тивности образовательной деятельности привело к тому,возможно формирование информационной культурычто компьютерная (информационная) подготовка сталаспециалиста как умение человека использовать соот-одним из главных определяющих критериев профессио-ветствующим образом весь набор информационныхнальной культуры и профессионального уровня специа-технологий в своей деятельности [3, 4].листа. Обучение работе с персональным компьютеромИзучая состояние подготовки учащихся по ИКТ, мыстановится обязательной составляющей процесса профес-отмечаем, что в последние годы компьютерная подго-сиональной подготовки в современном вузе.товка выпускников школ возрастает. Школы уделяютБудущий специалист должен не только иметь общеевнимание не только предмету «Информатика», но ипредставление о технических и программных средствахвводят в учебный процесс факультативы и дополни-реализации ИКТ, но и уметь эффективно ими пользо-тельные курсы. Одновременно с этим улучшается ма-ваться в профессиональной деятельности с учетом спе-териально-техническая база школ, увеличивается коли-цифики решаемых ими задач. Это относится и к выпу-чество их, имеющих выход в Интернет.скникам сельскохозяйственных вузов.Для оптимизации процесса подготовки студентовОбучаясь в вузе, будущие инженеры-аграрии долж-первого курса к изучению информатики нами былоны получить практические навыки использования ин-проведено исследование, цель которого - выявить уро-формационных систем, знать особенности некоторыхвень компьютерной подготовки студентов, оценку ихкомпьютерных программ для обеспечения механизиро-собственных знаний, интерес и мотивацию к изучениюванных работ в растениеводстве, животноводстве и наИТ, их желание и возможности в области применениятранспорте, планирования работ в техническом серви-компьютеров в учебном процессе. В исследованиисе, прогнозирования потребности в запасных частях иприняли участие 134 студента-первокурсника инже-материалах, формирования документации и проведе-нерного института, им была предложена анкета, со-ния анализа использования машин и оборудованиястоящая из 9 вопросов.и др. Важное значение придается использованию ком-На вопрос «Обучались ли Вы работе на компьютерепьютерной техники для проектирования, расчета и ана-до поступления в институт?» студенты дали несколь-лиза технологий производства сельскохозяйственнойко вариантов ответов (рис. 1). Почти 71% ответили, чтопродукции, обоснованного выбора наилучших вариан-информатика изучалась в школе достаточно хорошо.тов их построения и технического обеспечения с уче-Кроме этого, 56% опрошенных изучали ранее компью-том конкретных природно-климатических, ресурсных итер самостоятельно, а также на специальных курсах -организационных условий их применения [1, 2].11,2%. У 7,5% студентов нет начального компьютерно-При подготовке студентов в области ИКТ необхо-го обучения. Однако если сравнивать эти результаты сдимо учесть начальный уровень знаний обучающихся,прошлыми годами, то процент не изучавших информа-который заложен в школе. Именно в школе происходиттику стал меньше.70,911,2 11,2 56 7,5 01020304050607080% опрошенныхРис. 1. Состояние обученности работе на компьютере студентов до поступления в институт162Отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете уровень Ва-ных (52%) указали на желание изучать этот предмет,ших знаний и умений работать на компьютере до нача-почти 40% ответили «не очень», а 10% - категоричнола вузовских занятий по «Информатике?», 35% студен-«нет».тов оценивали их как удовлетворительные, 15% - недо-Такой результат ответов на последние два вопросавольны собственным уровнем подготовки, а остальныеможно объяснить тем, что часть первокурсников не50% дали своим знаниям высокую оценку.четко представляют свою будущую профессиональнуюНа вопрос «Легко ли Вам дается обучение работедеятельность и не видят области применения в нейна компьютере?» 72% студентов ответили, что обуче-компьютерных технологий.ние не вызывает затруднений, 28% указали на опреде-Этот же вывод подтверждают ответы на вопросленные трудности.«Интересно ли Вам изучать компьютер, разные ком-На вопрос «Будет ли востребовано умение рабо-пьютерные программы?». Положительно ответилитать на компьютере на Вашей будущей работе?» 61%65% опрошенных (рис. 2). Если сравнивать эти резуль-опрошенных ответили «да», 28% - «не знаю» и остав-таты с результатами подобного исследования средишиеся 11% - «нет».студентов 3-го курса инженерного института, прове-На вопрос «Хотели бы Вы более глубоко изучатьденного в этом же учебном году, то ответ «интересно»компьютерные технологии?» большая часть опрошен-дали 80% опрошенных.100% 80% 60% 40% 20% 0%413119 65801-курс3-курсНе интересноНе очень интересноИнтересноРис. 2. Ответы студентов 1-го и 3-го курсов на вопрос «Интересно ли Вам изучать компьютер, разные компьютерные программы?»Возрастающий интерес, желание изучать информа-80% опрошенных ответили, что имеют персональныйционные технологии проявляются по мере изучениякомпьютер дома, около 9% могут пользоваться ком-студентами старших курсов специализированных дис-пьютерами в библиотеках, у знакомых, в Интернет-циплин, где требуется выполнять в большом объёмекафе и т.д. (рис. 3). То л ь ко 10% студентов первогоинженерные расчеты, чертежи, поиск и обработкукурса не имеют возможности пользоваться компьюте-учебной информации. Использование средств ИКТ приром вне учебных занятий. Если сравнивать эти резуль-этом становится одним из основных условий успешнойтаты с опросом студентов нашего института в разныеучебной деятельности студента.годы, то наблюдается все возрастающая роль компью-На вопрос «Имеете ли Вы возможность рабо-тера как неотъемлемого средства студентов в учебе итать на компьютере вне учебных занятий?» болееличной жизни.2007 г.100% 80% 60% 40% 20% 0%14592002 г.522003 г.1846362005 г.pl|ЦЛ817316102008 г.Да, у моихдрузей(знакомых)Да, у меня естьдомашнийкомпьютерНетРис. 3. Применение компьютера в самостоятельной работе студентов163На вопрос «как Вы используете знания и умение ра-данных представлены в таблице, в которой показано,ботать с компьютерной техникой в Вашей учебе икак первокурсники применяют на данном этапе жизниличной жизни?» студентам 1-го курса была представ-возможности компьютера в сравнении со студентамилена возможность выбрать одновременно несколько3-го курса, анкетирование которых было проведено ввариантов ответов. Результаты обработки анкетных2007 г.Применение знаний и умений работать с компьютерной техникой в учебе и личной жизни у студентов 1-го и 3-го курсовОбласть применения компьютера в учебе и личной жизни студентаКол-во студентов, выбравших этот пункт в анкете, % 1-й курс (2008 г.)3-й курс (2007 г.)Набор, оформление и ввод на принтере рефератов, курсовых и других работ70,071,0Установка программ61,048,6Поиск, обмен информации в сети Интернет60,048,1Загрузка компьютерных игр56,064,5Другое (программирование, диагностика и ремонт, дизайн и т.д.)30,515,3Выполнение инженерных, экономических расчетов, разного рода практических работ17,011,5Построение чертежей, схем16,414,2Создание Web-страничек11,04,9Никак4,54,9Сравнивая эти результаты с результатами анкетиро-профессионализма, совершенствования учебного про-вания прошлых лет, можно отметить позитивную по-цесса, внедрения личностно-ориентированного под-зицию студентов-первокурсников в более активномхода в практику компьютерной подготовки будущихприменении компьютера в учебном процессе, а имен-специалистов.но: выполнение расчетов, построение чертежей, поискИз проведенного анализа результатов анкетирова-информации; их возрастающий багаж знаний и опыта -ния можно сделать выводы, что по сравнению с 2003-установка программ, расширение спектра применения2007 гг. у студентов 1-го курса:ИКТ и др., по сравнению со студентами 3-го курса.- возрос уровень начальной компьютерной подго-На вопрос: «Чему бы Вы хотели научиться на за-товки;нятиях по компьютерным технологиям?» 22% ответи-- студенты имеют установку к использованию ИКТли - «всему», 15% - «научиться чертить на компьюте-в учебных целях;ре», столько же - «программировать», 5% - «Web-- улучшились условия для самостоятельной работыдизайну», 6% - «работать в программе Photoshop». Ос-студентов с компьютерным сопровождением (81% име-тавшиеся студенты (37%) не определились с ответом иют дома компьютер).не проявили конкретной позиции.Таким образом, все возрастающий уровень началь-Проведенное исследование позволило нам устано-ных знаний обучающихся по ИКТ, заложенный в шко-вить, что у студентов-первокурсников имеется жела-ле, интерес и понимание необходимости изучать ком-ние учиться и учиться даже тому, что не входит в ву-пьютерную технику создают условия в вузе для актив-зовскую программу. Установка студентов-первокурс-ной методической, организационной работы по форми-ников на достойное качество компьютерной подго-рованию информационной культуры у выпускниковтовки требует от преподавателей высокого уровнясельскохозяйственных вузов.
Горелова Тамара Ивановна | Новосибирский государственный аграрный университет | доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологий обучения, педагогики и психологии | wulf5@ngs.ru |
Вульферт Виктор Яковлевич | Новосибирский государственный аграрный университет | старший преподаватель кафедры технологий обучения, педагогики и психологии | wulf5@ngs.ru |
Курс «Информационные технологии» - шаг к информационной культуре / С.А. Христочевский, В.В. Вихрев, А.А. Федосеев и др. // Системы и средства информатики. Вып. 8: Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. М.: Наука. Физматлит, 1996. С. 105-113.
Беришвили О.Н. Подготовка студентов сельскохозяйственного вуза к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. Самара, 2000. 203 с
Блынский Ю.Н., Тихонкин И.В., Вульферт В.Я. Информационные технологии в агроинженерном образовании (в условиях Инженерного института НГАУ) // Информационные технологии, системы и приборы в АПК. Ч. 2: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Агроинфо-2006». Новосибирск, 2006. С. 11-21.
Информационные технологии при подготовке инженерных кадров для АПК: Материалы семинара и аннотации компьютерных программ / Под общ. ред. А.Д. Ананьина. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 72 с.